Научная статья на тему 'Феномен эмоциональной опустошенности как предмет психологического исследования'

Феномен эмоциональной опустошенности как предмет психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1739
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОПУСТОШЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Твердоступ А. С.

В статье обосновывается необходимость изучения эмоциональной опустошенности как самостоятельного феномена и делается его предварительный теоретический анализ, который является основанием для дальнейших эмпирических исследований. Проводится дифференциация между эмоциональной опустошенностью и смежными феноменами, имеющими сходную феноменологию. На основании теоретического анализа определяется гипотетическая структура эмоциональной опустошенности, ее компоненты и взаимосвязь между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен эмоциональной опустошенности как предмет психологического исследования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

чувствовали себя во сне в большей или меньшей степени позитивно - сильными, активными, весёлыми, быстрыми, счастливыми, расслабленными, здоровыми, увлечёнными, радостными, оптимистичными, выносливыми, внимательными, обнадежёнными и довольными. При этом, судя по косвенным вопросам, позитивные и негативные ощущения во снах распределись примерно в равной пропорции: 40% испытывали спокойствие, удивление - 37%, радость - 36%, 40% испытывали тревогу и 23% - страх.

Исходя из представленных данных первичной апробации, можно сделать вывод о работоспособности предложенного комплексного качественно-количественного опросника семантики сновидений и его пригодности к широкой валидизации.

Список использованной литературы

1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т.А. Ребеко. — Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Культура, 2010. — 191 с.

2. Ковальзон В. М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 239 с.

3. Ковальзон В. М. Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.М.Вейна и Я.И.Левина / Ред. М.Г.Полуэктов. - М.: «Медфорум», 2016.

4. Крипнер С., Диллард Джю. Сновидения и творческий подход к решению проблем. - М.: Издательство: Трансперсонального Института. - 1997. - 256 с.

5. Смирнов Т. Н. Психология сновидений [осознанные сновидения]. - М.: Издательство КСП+, 2008. - 336 с.

6. Фостер Р. Для чего нам нужен сон? [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.ted.com/talks/russell_foster_why_do_we_sleep Дата обращения: 06.09.2017.

7. Холл Джеймс А. Юнгианское толкование сновидений. - С-Пб.: БСК, 1996. - 168с.

8. Юнг К.Г. Человек и его символы - М.: Серебряные нити, 2006. - 352с.

9. Llewellyn, S. Such stuff as dreams are made on? Elaborative encoding, the ancient art of memory, and the hippocampus // Behavioral and Brain Sciences. - 2013. - V.36. - P.589-607.

10.Nir Y., Tononi G. Dreaming and the brain: from phenomenology to neurophysiology // Trends Cogn Sci. - 2010. - V.14 (2). - P.88-100.

11. Siegel J. The neural control of sleep and waking // Springer-Verlag New York, Inc. - 2002. - P.228.

© Петрова В.А., Цветков А.В., 2017.

УДК 159.9

А.С. Твердоступ

магистрант 2 курса факультета «Психологии» Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева г. Самара, Российская Федерация

ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОПУСТОШЕННОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость изучения эмоциональной опустошенности как самостоятельного феномена и делается его предварительный теоретический анализ, который является основанием для дальнейших эмпирических исследований. Проводится дифференциация между эмоциональной опустошенностью и смежными феноменами, имеющими сходную феноменологию. На основании теоретического анализа определяется гипотетическая структура эмоциональной опустошенности, ее компоненты и взаимосвязь между ними.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Эмоции, эмоциональная сфера, феномен эмоциональной опустошенности

В настоящее время психологи многократно получают от людей запросы, в которых основная жалоба состоит в том, что люди не ощущают эмоций. Данные запросы часто формулируются как «эмоциональная опустошенность» или выражаются в сходных формулировках. Существуют различные психопатологии эмоций, но симптомы не подходят по описанию и запросы поступают от людей в норме, т.е. у которых отсутствуют клинические расстройства. Поэтому возникает необходимость дифференциации данного феномена от других явлений.

Эмоциональная опустошенность характеризуется неспособностью человека чувствовать эмоции. Проявление эмоций является поверхностной имитацией, направленной на коммуникацию и, как следствие, выбором стратегии реагирования и поведения с другим субъектом. Люди с эмоциональной опустошенностью субъективно описывают свое внутреннее состояние как «полное равнодушие». В связи с этим субъекты с эмоциональной опустошенностью транслируют в окружающую действительность имитацию эмоциональных проявлений. При этом они демонстрируют экспрессивную и мимическую составляющую эмоций.

Мы можем определить феномен эмоциональной опустошенности как состояние психики, характеризующееся отсутствием субъективного переживания эмоций.

Основной задачей на данном этапе является разграничение эмоциональной опустошенности и феноменологически схожих с ней явлений в частности, эмоциональным выгоранием, алекситимией, ангедонией и маскированной депрессией. Также внешние наблюдатели часто принимают симптомы и жалобы по поводу эмоциональной опустошенности за апатию, тревогу или эмоциональное истощение, в то время как эти явления по своему содержанию противоречат феноменологии проявлений эмоциональной опустошенности, запросам и жалобам людей, которые говорят именно об эмоциональной опустошенности.

Наиболее близким по содержанию к феномену эмоциональной опустошенности является синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания - это понятие, введённое в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением [11, с.73]. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

• чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

• дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

• негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный [1, с.231]. Личностный фактор показывает, что мужчины и женщины не одинаково подвержены выгоранию. Так, у женщин, которые лишены автономности, эмоциональное выгорание развивается быстрее. В.В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Ролевой фактор коррелирует с распределением ответственности в профессиональной сфере, так работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие эмоционального выгорания. Организационный фактор связан с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений [2, с.172].

Если проводить последовательное сравнение эмоциональной опустошенности и эмоционального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

выгорания, то обнаруживается много противоречий. Эмоциональная опустошенность является длительным, устойчивым во времени явлением, которое проявляется в отсутствии субъективного переживания эмоций, т.е. люди с данным феноменом находятся в постоянном состоянии «равнодушия» в течение долгого периода времени. Такое состояние не вызвано длительной работой с людьми, в отличие от синдрома эмоционального выгорания. Если при синдроме эмоционального выгорания сохраняются некоторые негативные эмоции (например, злость), то в феномене эмоциональной опустошенности люди не способны прочувствовать никакие эмоции вообще, независимо от их знака, валентности или интенсивности. Люди, находящиеся в состоянии эмоциональной опустошенности, не жалуются на физическую усталость, бессонницу и физическое истощение, тогда как данная симптоматика указывает на синдром эмоционального выгорания [3, с.26]. Таким образом, феномен эмоциональной опустошенности отличается от синдрома эмоционального выгорания по ряду признаков:

• продолжительное отсутствие субъективного компонента эмоций, которое не связано с деятельностью в сфере человек/человек;

• отсутствие негативных реакций по отношению к окружающей действительности;

• -отсутствие физического недомогания и истощения.

Стоит отметить, что уплощение эмоциональной сферы относится к психопатологиям. Поэтому важно дифференцировать феномен эмоциональной опустошенность от психопатологических синдромов сходной феноменологии, поскольку данное явление проявляется у людей в норме.

В психиатрии имеется патология, схожая с феноменом эмоциональной опустошенности - это алекситимия. Алекситимия характеризуется неспособностью словесно описать свои эмоции. Однако будет неверным отождествлять неспособность выражать словесно переживаемую эмоцию и ее фактическое отсутствие. Алекситимикам достаточно сложно провести грань между субъективным компонентом эмоций и физиологическим компонентом, т.е. телесным ощущением. Клинические признаки, характерные для алекситимиков, включают затруднения в описании чувств, как собственных, так и других людей, и крайнюю ограниченность эмоционального словарного запаса [4, с.619]. Отметим, что у людей с эмоциональной опустошенностью не возникает сложности в описании как эмоций других людей, так и в описании эмоций, которые они могли бы себе представить или которые они могли бы изобразить (при отсутствии реального переживания). Этим объясняется способность таких людей имитировать внешние признаки эмоций и объяснять их, но при этом субъективно не переживая эмоциональные проявления.

Эмоциональную опустошенность можно также ошибочно отождествлять с расстройствами эмоциональной сферы при которых происходит нарушение выраженности (силы) эмоций. К таким расстройствам эмоциональных состояний относятся: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, апатия. Рассмотрим подробнее, почему каждое из этих отождествлений ошибочно.

Эмоциональная холодность - нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодного отношения ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости [6, с.330]. Данное расстройство распространено у больных шизофренией и возникает постепенно [8, с.43]. Как было сказано выше, эмоциональная опустошенность рассматривается как феномен, который наблюдается у здоровых людей, т.е. людей в норме. Поэтому стоит указать, что эмоциональная холодность имеет достаточно близкое описание с эмоциональной опустошенностью. Но люди с эмоциональной опустошенностью адаптируются в социуме за счет имитации эмоциональных проявлений и распознаванию эмоций других людей, тогда как у людей с эмоциональной холодностью данные механизмы отсутствуют. Следует также отметить, что никаких симптомов, связанных с расстройствами по типу шизофрении, у людей с эмоциональной опустошенностью не наблюдается. Скорее наоборот: их когнитивные процессы в целом и процессы мышления в частности не только полностью сохранны, но и, как правило, хорошо развиты.

Эмоциональная тупость определяется как слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Она также, как правило, встречается в рамках шизофренического дефекта. В контексте данного расстройства стоит уточнить, что люди с эмоциональной опустошенностью имеют выраженную мимику, в отличие от людей с эмоциональной тупостью, и легко имитируют любую эмоцию при отсутствии ее переживания, в том числе в повседневном взаимодействии с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

другими людьми, включая близких.

Апатия выражается в отсутствии всяких желаний и полном безразличии к окружающим и к себе. Больные не только теряют интерес к событиям внешнего мира (не читают, не смотрят телепередач, не слушают радио), но и совершенно безразличны к своему собственному состоянию: они становятся неряшливыми, неопрятными. Сохраняя в целом способность мыслить, они фактически теряют способность действовать [5, с.56]. В отличии от апатии, эмоциональная опустошенность не характеризуется утратой интереса. Люди с эмоциональной опустошенностью — это люди, которые знают, что не переживают эмоциональные проявления и зачастую обращаются с данным вопросом к психологам. Они также обычно социально активны и не избегают мероприятий и социальных контактов.

Отталкиваясь от апатии, перейдем к маскированной депрессии, поскольку апатия входит в симптоматику депрессивных расстройств.

Маскированная депрессия - психиатрический термин, описывающий патологический депрессивный синдром, протекающий в скрытой (субсиндромальной) форме [7, с.160]. Ведущая роль в клинической картине расстройства отведена симптомокомплексам, которые не присутствуют в пределах диагностических регистров патологий психической сферы. При обращении к врачам непсихиатрической специализации больные не выдвигают жалоб на снижение настроения, не акцентируют внимание на имеющее место состояние гнетущей тоски, поэтому зачастую статус пациента трактуется врачом как специфическую реакцию на соматический недуг. При проведении более тщательного, активного расспроса клиента удается установить патологический аффект в виде суточного колебания эмоционального фона: доминирующей в утренние часы изнуряющей грусти, всепоглощающего уныния, иррациональной тревоги, отгороженности от происходящего при чрезмерной фиксации на имеющихся физиологических ощущениях. В ходе беседы с больным довольно сложно дифференцировать субъективную оценку состояния, описываемую клиентом, так как большинство клиентов неспособны четко описать свое душевные переживания и склонны приписывать симптомы депрессии к несуществующему соматическому недугу [10, с.81]. В феномене эмоциональной опустошенности люди не чувствуют тоски или грусти. Они находятся в нейтральном эмоциональном спектре. Их настроение может изменяться, но это не приносит им большого эмоционального спектра. Люди с эмоциональной опустошенностью достаточно легко дифференцируют свое состояние. При этом не удается установить ни жалобы на какой-либо сопутствующий соматический симптом, ни обнаружить суточный паттерн динамики эмоционального состояния, характерный для маскированной депрессии.

Ангедония - снижение или утрата способности получать удовольствие, сопровождающееся потерей активности в его достижении. При ангедонии утрачивается мотивация к деятельности, которая обычно приносит удовольствие, включая спорт, хобби, музыку, сексуальную активность и социальные взаимодействия [9, с.87]. У людей с эмоциональной опустошенностью не наблюдается снижение мотивации или неудовлетворенность жизнью. Наоборот люди с эмоциональной опустошенностью позиционируют себя, как оптимистично настроенных людей, которые удовлетворены жизнью - и они действительно так считают.

Исходя из выше представленной информации, на основании изученной литературы и сравнения феномена эмоциональной опустошенности и смежных с ним явлений, следует сделать вывод, что эмоциональная опустошенность по своему содержанию не совпадает с близкими по содержанию явлениями, описанными в психологической и психопатологической литературе, а потому, видимо, является новым самостоятельным феноменом.

В настоящее время мы проводим разработку опросника для того, чтобы проверить сформулированные нами гипотезы. Требуются эмпирические исследования, чтобы наглядно увидеть то, что феномен эмоциональной опустошенности является самостоятельным явлением.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. - 231с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учебное пособие. -М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. -172с.

3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, №5., - С. 26-37

4. Дроздов А. А. Справочник психотерапевта / А. А Дроздов, М. В. Дроздова. - СПб.: Питер, 2005. - 619с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

5. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л.: Медицина, 1980. - 56с.

6. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2006. - 330с.

7. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002. - 160с.

8. Коркина М.В. и др. К вопросу о депрессивных состояниях при соматических заболеваниях // Материалы сов.-финлянд. симп. по пробл. депрессий. - М., 1983. - С. 43-48.

9. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.Д. - 87с.

10. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - М., 1994. - 81с.

11. Freudenberger, H.J.: The staff burnout syndrome in alternative institutions, Psychotherapy: Theory, Research and Practice 12(1): - С. 73-82, 1975.

© Твердоступ А.С., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 772.93.01

О. Е. Сапожникова

студентка 1 курса, направление подготовки «Дизайн» Мордовский государственный университет «им. Н.П. Огарева»

Г. Саранск, Российская Федерация

РОЖДЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В РОССИИ

В-первую очередь графический дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на создание визуальной графической программы или системы, влияющая на человеческую деятельность. Графический дизайн, как и дизайн в целом сосредоточен на помощь человеку в его рациональной и иррациональной деятельности, коммуникациях в рамках которого происходит передача информации для привлечения внимания. Графика и реклама образуют между собой чёткий продуманный механизм, и лишь при взаимодействии этих двух компонентов, продукт, выпускаемый на социальный рынок, даёт плоды.

Рекламная графика - это явление массовой культуры и массовых коммуникаций, находящееся на стыке проблем «высокого» и прикладного искусства. Начало развития рекламной графики в России совпадает с тенденциями к сближению и взаимодействию научно-технической и художественных областей творчества. Конец XIX-начало XX вв. в России характеризуется усиленным развитием экономики. Идет процесс технического перевооружения промышленности. Относительно короткий период, примерно с 1880 г. по 1914 г., отличается идейным богатством и разнообразием явлений культуры. Происходит становление издательской деятельности, появляются новые газеты и журналы. Новые возможности полиграфии в области художественной печати, совершенствование типографских работ подготовили коренные стилевые изменения, сказавшиеся на формирование новых визуальных стереотипов в рекламе.

Газетная и уличная реклама всегда являлась важной составляющей общества, его информационного пространства. Реклама выступала активным участником развивающегося рынка, служила летописью его жизни, отражала как экономическую ситуацию, так и культурную жизнь общества. К концу XIX века графический дизайн уже прочно вписалась в архитектуру, ландшафт города, стала его естественной частью. Без рекламных объявлений, без красочных вывесок невозможно было представить себе улицы города.

На рубеже веков происходят революционные изменения полиграфических технологий, оказавшие колоссальное влияние на развитие печатного дела. В процессе производства книги используется фотоцинкография, которая значительно ускорила воспроизведение иллюстраций и позволила получать полутоновые, а не только штриховые черно-белые изображения. Был изобретен метод многокрасочной однопрогонной многоразовой печати.

В конце 1880-х г. начинается внедрение ротационной машины в полиграфии, которое произвело переворот в технике производства печатной продукции. Совершенствуется цветная печать, и расширяются возможности ее применения. Но главное значение для именно рекламной графики имели новшества в технике хромолитографии (цветной литографской печати). Главной задачей в хромолитографии было разложение цветной композиции на составные цвета-краски, совокупность которых при печати должна была точно передавать замысел, идею цвет и форму изображения. Для печатания большим тиражом художник должен был найти такие цветовые комбинации, чтобы ограничиться наименьшим прогоном печатной машины. При работе над хромолитографией один цвет (обычно черный) должен быть рисующим, то есть держать всю композицию, на нем прорабатывался весь рисунок, другие цвета являлись вспомогательными. С этого времени новые технологии позволили быстро и надежно размножать разнообразные образцы печатной продукции.

Таким образом, в России в конце XIX в. постепенно вытеснялись ремесленнические формы рекламы, и утверждалось ее профессиональное изготовление. С этого времени новые технологии позволили быстро и надежно размножать лубочную картинку, многоцветные крупноформатные плакаты, образцы прикладной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.