_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
сопровождались вопросами «Зачем я это сделал? Какова цель этого действия?». Дети без сопровождения родителей и педагогов самостоятельно проводили контроль и коррекцию своих действий, делали свое поведение более осознанным.
Исходя из результатов проведенного эксперимента, мы можем говорить об эффективности применения техники «рефлексивных вопросов» при обучении скорочтению, реализуя задачи повышения понимания прочитанного и улучшения способности полного воспроизведения информации. Высокий результат при использовании данной техники обуславливается системностью ее применения и компетентным педагогическим сопровождением. Развитие рефлексивного мышления младших школьников не только повышает академическую успеваемость, но и позволяет ученикам осознанно контролировать собственное поведение, ставить цели, предвосхищать результаты действий. Так же оно пробуждает внутреннюю мотивацию к учению, так как порождение вопросов провоцирует поиск ответов, вызывает глубокий интерес к материалу.
Список использованной литературы:
1. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973. - С. 83.
2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003. - С. 58-67.
3. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146151.
4. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. - М., 1989. С. 128-144.
© Катунина Е.В., 2017
УДК 159.98
Петрова В.А.,
практический психолог, Центр практической психологии «Приз»,
г. Москва Цветков А. В., д.псх.н., проф., зам. директора по науке Центр нейропсихологии «Изюминка»,
г. Москва
ОПРОСНИК СМЫСЛОВОГО НАПОЛНЕНИЯ СНОВИДЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОПЫТКА ВАЛИДИЗАЦИИ
Аннотация
На основании юнгианской концепции семантики сновидений и сочетания закрытой, с выбором из списка вариантов, и открытой (оценка субъективных феноменов) частей создан опросник смыслового наполнения сновидений. Проведена его первичная апробация на выборке свыше 180 человек. Показано, что основные эмоциональные и содержательные феномены имеют непосредственное отношение к условиям жизни респондентов, в противном случае распределение вариантов ответа близко к нормальному.
Ключевые слова сновидения, психотерапия, семантика, опросник.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
Сон - физиологическое состояние, характеризующееся потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека.
Современное определение сна звучит следующим образом: это "особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий" [3].
Сны видят даже еще не родившиеся, начиная с седьмого месяца беременности (хотя плод еще не успел накопить зрительные впечатления), а также и слепые от рождения люди.
Сон здорового человека состоит из 4-6 циклов (приблизительно по полтора часа каждый). Существует два различных типа сна - фаза медленного сна (ФМС), включающего в себя четыре стадии, и фаза быстрого (парадоксального) сна (REM-стадия). Медленноволновой сон человека периодически прерывается короткими периодами низкоамплитудной ЭЭГ (электроэнцифелограммы) (похожей на десинхронизацию ЭЭГ при пробуждении). Первые четыре медленноволновые стадии сна в норме занимают 75-80 % всего периода сна.
Фаза быстрого (ФБС) сна или сна со сновидениями, характеризуется сопровождающимися быстрыми движениями глазных яблок. Люди, разбуженные во время парадоксальной стадии сна, в 80 % случаев сообщали о сновидениях. Сны снятся и во время медленного сна. Но эти сны короче и не такие эмоциональные [2; 9].
Сны снятся всем, в среднем в течение 100 минут в сутки, но не все их потом помнят [1].
Существует некая последовательность в сновидениях и бодрствовании между субъектом, когнитивностью и нервной организацией. Например, у детей описание сновидений развивается параллельно когнитивным особенностям [10]. А у пациентов с алесксетимией сны носят менее эмоциональный характер, чем в контрольной группе людей [3].
Почему или, скорее, «для чего» человек видит сны? С точки зрения Рассела Фостера, американского невролога, сон нужен для обработки информации и консолидации памяти. Исследования показывают, что, если не давать людям спать, их способность запоминать практически утеряется [6].
Но сон это не только формирование воспоминаний для дальнейшего воспроизведения. Сон значительно улучшает творческие способности и позволяет приходить к решениям сложных проблем. Во время сна в мозге важные нервные и синаптические связи связываются и усиливаются, в то время как те, которые менее важны, затухают и теряют значимость [11].
Сны отражают интересы нашей личности, как и умственная активность во время бодрствования. Формальный контент анализ показал, что настроение, воображение, индивидуальные интересы, и основные проблемы связаны между нашим бодрствованием и сновидением [10].
Монтегю Ульман, психиатр, получивший международное признание за свою работу со сновидениями, однажды перечислил четыре довода в пользу того, почему любое сновидение имеет характер творческого процесса:
1) Все сновидения оригинальны;
2) В них соединяются разнородные элементы, тем самым создавая новые структуры (паттерны);
3) Как и многие другие творческие акты, сновидения являются непроизвольным переживанием;
4) Сновидения содержат символы и образы; способность человека производить их спонтанно демонстрирует творческий потенциал сновидений [цит. по 4 ].
В настоящее время сформировалась так называемая «нейрокогнитивная» теория сновидений, полагающая сами по себе сновидения не имеющими адаптивной функции. Сны согласно этой теории возникают в «точке пересечения» эволюции мышления (в особенности, формирования сложных, четырехмерных зрительных образов) и эволюции суточной циклической регуляции метаболизма [2; 10; 11].
К настоящему времени интерпретацию сновидения принято рассматривать в нескольких аспектах — в рамках магического или религиозного (духовного) знания, в психологическом или психоаналитическом контексте и в народном (фольклорном). Анализ сновидений связан с проблематикой символизма сновидений (а также со знанием приёмов и законов их развития).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
Еще в конце прошлого века Зигмунд Фрейд и Иосиф Брейер пришли к выводу, что невротические симптомы - истерия, некоторые виды боли, ненормальное поведение - имеют еще и символическое значение. Как и сновидения, они являются способом самовыражения подсознательной части разума и так же несут символическую нагрузку [8].
Карл Густав Юнг придавал сновидению чрезвычайно высокое значение, приписывая ему не только психологические и биографические основания, но бессознательное восприятие культурных глубин, общих для всего человечества. Согласно Юнгу, сновидения непрерывно простираются как к прошлому, так и к будущему, сновидение не прячет какое-нибудь вытесненное желание, но, напротив, выявляет содержание коллективного бессознательного и может даже приобретать эзотерическое значение [8].
Содержание сна имеет параллели с мифами и символами различных традиционных культур. Такие мифы и символы восходят в исторической перспективе к обрядам инициаций в традиционных культурах. Целью инициации было транслировать проходящим этот обряд знания, опыт и другие элементы традиции. Неудивительно, что и сны, включающие мифологическое содержание, могут заключать в себе очень важные для человека ресурсы и послания. Иногда снятся грядущие события. Механизмы таких сновидений мало изучены [8].
При этом любая практическая работа со сновидениями в целом сопровождается и творческим, и духовным ростом личности [5].
Так, З. Фрейд подчеркивал, что сны «способны принести выздоровление, успокоение», а Юнг называл их «терапевтическими агентами, выправляющими искаженное сознание и активирующими скрытые тенденции» [цит. по 1 ].
При этом использование сновидений в психотерапевтическом дискурсе скорее основано на индивидуальном символизме и создании т.н. «психотерапевтического мифа» при интерпретации с отсылками к работам классиков (того же К.Г. Юнга).
Однако ни общего взгляда на социо-культурную обусловленность содержания сновидений, ни эмпирической проверки трактовок современная психологическая научная литература не содержит.
В этой связи большую значимость приобретает разработка полу-стандартизованного опросника или анкеты, способной проверить встречаемость тех или иных символических феноменов в генеральной совокупности.
Попытка создания такого рода опросника и была предпринята в данной работе.
Для отбора перечня «стандартных» символов использовалось исследование Дж. Холлиса, юнгианского аналитика [7].
В итоге была создана следующая (первая) часть психодиагностического инструмента.
Инструкция: вспомните последний раз, когда Вам снились сны и отметьте максимально подходящий вариант ответа.
1. Что Вы чувствовали во время сна?
1. страх; 2. тревогу; 3. удивление; 4. радость; 5. спокойствие
2. Как Вы передвигались во сне?
1. пешком; 2. в полете; 3. ползли; 4. плыли; 5. стояли; 6. ехали на автомобиле
3. Если Вы ехали на автомобиле, то он был:
1. большой, представительный; 2. маленький, юркий; 3. неважно, главное, мне в нем было комфортно
4. Где Вы находились по сюжету сновидения:
1. в лесу; 2. на дороге; 3. в пустыне; 4. на берегу океана (другого водоема); 5. в городе
5. Какие звуки окружали Вас во сне:
1. музыка; 2. голоса людей; 3. шум города; 4.звуки природы (пение птиц, крики животных,
морской прибой, шум реки); 5. какафония звуков (непонятный шум)
6. Видели ли Вы во сне необычные природные явления:
1. нет; 2. радугу; 3. солнечное затмение; 4. извержение вулкана; 5. землетрясение; 6. потоп
(ливень, цунами и т.д.); 7. ураган
7. Как Вы выглядели в своем сновидении:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
1. как обычно; 2. как в детстве; 3. старше своих лет; 4. привлекательней (красивей), чем в реальности; 5. отталкивающе; 6. превратились в животное
8. Был ли в сновидении элемент игры, нереальности происходящего:
1. нет, казалось, что все как наяву; 2. да, я понимал(а), что все понарошку
9. Видели ли Вы во сне события прошлого: 1. да; 2. нет
10. Бывало ли так, что Вы осознавали что спите, во время сна?
1. да, и я все время ждал(а), когда же проснусь
2. нет, сон казался мне реальностью до самого пробуждения
11. Не было ли во сне событий, частично или полностью совпадающих с реальными событиями Вашей жизни?
1. да, были; 2. нет, не было
12. Видели ли Вы во сне события, которые могут произойти в будущем: 1. да; 2. нет
13. Какое время суток было в Вашем сновидении: 1. утро; 2. день; 3. вечер; 4. ночь; 5. сумерки
14. Время во сне шло:
1. быстрее обычного; 2. медленнее обычного; 3. стояло на месте; 4. шло как обычно
15. Во сне Вы чувствовали:
1. холод; 2. жару; 3. тепло, комфорт
16. С кем Вы встретились во сне?
1. с любимым человеком; 2. с родственниками (ныне здравствующими); 3. с умершими родственниками и знакомыми; 4. с друзьями; 5. с недругами, врагами
17. Присутствовали ли во сне животные?
1. собаки; 2. кошки; 3. птицы; 4. насекомые; 5. змеи; 6. драконы
18. Находились ли Вы во сне внутри или вне дома (замка, крепости):
1. да, это был очень уютный дом
2. дом был страшный и непонятный
3. это был хорошо защищенный замок, мне там было комфортно
4. в огромном замке (крепости) я чувствовал(а) себя потерянным(ой)
5. ничего такого не было
19. Было ли у Вас во сне ощущение:
1. необычной силы, могущества; 2. слабости, неспособности противостоять окружающему
миру; 3. своего обычного самочувствия
20. Происходили ли с Вами во сне превращения:
1. да, я изменялся(алась) внешне
2. да, изменилось мое внутреннее состояние и поведение
3. нет, на протяжение всего сна я оставался неизменным(ой)
21. Приходилось ли Вам во сне употреблять:
1. пищу; 2. напитки; 3. алкоголь; 4. наркотики
22. Приходилось ли Вам во сне с кем-то:
1. вступать в ссору, драку
2. мириться с прежними недругами
3. вступать в романтические взаимоотношения
4. разговаривать и общаться в спокойном тоне
23. Приходилось ли Вам во сне испытывать:
1. страх смерти или ощущение расставания с жизнью
2. ощущение «второго рождения», избавления от болезней и тягот
3. ни того, ни другого
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
24. Случалось ли Вам быть в ситуации, угрожающей жизни во сне:
1. да, меня пытались убить во сне
2. я сам пытался кого-то убить (или убил) во сне
3. нет, этого не было
25. Случалось ли Вам во сне заниматься любовью (сексом)? 1. да; 2. нет
26. Если в Ваших снах присутствовал сексуальный мотив, то партнером был...
1. любимый человек; 2. знакомый человек, но это была измена; 3. это был незнакомец или лицо
партнера было невидимо
27. Какие поступки Вы совершали во сне?
1. добрые, героические; 2. злые, коварные; 3. направленные только на совершенствование своей
личности и материального благосостояния
28. Случалось ли Вам во сне сталкиваться с людьми или животными, которые:
1. сообщали какие-то важные сведения
2. просили о помощи
3. предлагали помощь
4. предлагали сделку «ты мне - я тебе»
5. ничего такого не было
29. Насколько рискованным было Ваше поведение во сне:
1. я ничуть не рисковал(а), действовал(а) спокойно и рассудительно
2. во сне я позволил(а) себе то, что никогда бы не сделал(а) бы в реальной жизни
3. и во сне, и наяву я позволяю себе рискованные поступки
30. Было ли у Вас желание что-то исправить в сюжете своего сна:
1. нет, все шло отлично
2. да, кое-что я бы подправил(а) бы
3. да, многое
4. увы, я понимал(а), что это невозможно
31. Вы сожалели о поступках, совершенных во сне: да; 2. нет; 3. это глупо, сон - вещь нереальная При этом на основе экспертного оценивания четырьмя практикующими психотерапевтами был
составлен ключ.
За каждый совпадающий с ключом ответ проставляется один балл для соответствующей шкалы. Реалистичность (модус настоящего): вопросы № 7 (ответ 1), №8 (ответ 1), №10 (ответ 2), №11 (ответ 1), №14 (ответ 4), №19 (ответ 3), №23 (ответ 3).
Модус прошлого: №2 (ответы 1,3*); №7 (ответ 2); №9 (ответ 1); №11 (ответ 1); №13 (ответы 3,4*); №14 (ответы 2,3*); №16 (ответ 3); №22 (ответ 2); №27 (ответ 2); №31 (ответ 1).
Модус будущего: №1 (ответ 3); №2 (ответы 2,4,6*); №4 (ответ 2); №7 (ответ 3); №12 (ответ 1); №13 (1,2*); №14 (1); №17 (3); №28 (1); №29 (2).
Активность: вопрос №2 (любой из ответов, кроме 3 и 5*); 12 (ответ 1); 14 (ответ 1); 19 (ответ 1); 29 (ответы 2,3*).
Комфорт («ресурсность» личности): вопрос №1 (ответы 4,5*); №3 (ответ 3); 15 (ответ 3); 18 (ответы 1,3*); 22 (ответ 4); 27 (ответ 3); 29 (ответ 1).
Тревожно-фобическая симптоматика: вопрос №1 (ответы 1,2*); №3 (ответы 1,2*); №4 (ответы 3,5*); №5 (ответы 3,5*); №6 (ответы 4,6*); №7 (ответ 5);№10 (ответ 1); №13 (ответ 5); №15 (ответ 1); №16 (ответ5); №17 (ответы 4,5*); №18 (ответы 2,4*); №19 (ответ 2); №23 (ответ 1); №24 (ответ 1); №30 (ответы 2,3*).
Агрессия: №4 (1); №6 (3); №15 (2); №16 (5); №17 (6); №19 (1); №21 (3,4*); №22 (1); №24 (2); №27 (2); №29 (3).
Стремление к трансформации: №4 (4); №5 (4); №6 (5,7*); №7 (6); №17 (3,5); №20 (2); №23 (2); №27 (1); №28 (4); №30 (3,4*).
Поиск помощи: №5 (2,3*); №6 (2); №16 (2,4*); №17 (1,2*); №21 (1,2*); №22 (3); №26 (1); №28 (2,3*).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
Само удовлетворенность (удовлетворенность текущим состоянием своей личности): №1 (5); №5 (1); №7 (1); №14 (3); №17 (2); №20 (3); №22 (4); №23 (3); №31 (3).
Сексуальный мотив: №3 (ответ 1); №7 (ответ 4); №20 (ответ 1); №22 (ответ 3); №25 (ответ 1); №26
(2,3*);
*если клиент отметил несколько ответов из списка, все равно ставится один балл.
После подсчета «сырых» баллов осуществляется перевод их в процентную шкалу путем деления числа полученных баллов на максимальное возможное число по шкале (т.е. по баллу за все перечисленные пункты), с умножемнием результата на 100%.
При первичной апробации опросника с привлечением слушателей курсов повышения квалификации для практикующих психологов было отмечено, что далеко не все присутствовавшие в реальных сновидениях события охватываются данным перечнем. В связи с большим разбросом семантических групп при контент -анализе описаний собственных снов слушателей было принято решение о включении «открытой» (второй) части в опросник.
В этой части респондентов просили припомнить пять объектов (включая людей) и пять действий, встретившихся им во сне и оценить каждый стимул по семибалльной шкале по трем параметрам: опасность, интерес и «победа» (достижение субъективно позитивного результата). Эти параметры были выделены контент-аналитически как наиболее частотные.
Для валидизации обеих частей опросника проводился набор респондентов случайным методом, с использованием электронных анкет по всей территории РФ. Общее количество респондентов, которым было предложено участие - 220. Общее количество полностью заполненных анкет 182. Количество частично заполненных анкет - 5, количество незаполненных анкет - 33. Частично заполненные анкеты - все от мужчин, в аналитическую базу данных не включались, их общий процент (менее 20%) в пределах общих значений отказов в рамках проведения социологических и психологических исследований. В связи с соответствием с общими значениями, данный фактор не требует дополнительного анализа.
В нашем исследовании приняли участие 80% респондентов женского пола, 89% респондентов имеют высшее образование, 70% респондентов - в возрасте от 20 до 40 лет (37% - в возрасте 20-30 лет, 33% - в возрасте 30-40лет). Порядка 90% всех наших респондентов сны снятся достаточно часто (2-3 раза в неделю - 68%, почти каждый день - 20%).
Достаточно единогласными и характерными для большинства респондентов оказались следующие особенности семантического ряда сновидений: 54% респондентов находились в городе, 44% - на улице (город и улица (вне дома) можно рассматривать как прообраз социума, что может говорить о достаточно хорошей социализации респондентов); 27% респондентов находились внутри помещений (помещение (дом) в психоаналитической традиции и в символдраме обычно трактуется как символ тела, поэтому можно предположить, что сны данных респондентов были обращены к образу тела). Более 80% во сне видели ныне здравствующих родственников или друзей в их обычном состоянии (данный фактор демонстрирует частотное присутствие во снах мотивов анимы/анимуса или тени, так или иначе, характерного для всех индивидов). При этом образы животных у большинства респондентов во снах отсутствовали (что может указывать на отсутствие инстинктивных мотивов во снах у большинства наших респондентов). У 66% опрошенных действие сна происходило днем; 52% сон казался реальностью, при этом 65% видели события, частично похожие на реальные события их жизни; 69% опрошенных передвигались пешком, 49% опрошенных слышали голоса людей (т.е. во сне включался слуховой анализатор), а 42% сталкивались с ситуацией угрожающей их жизни. Все эти факторы, присутствовавшие примерно в половине сновидений, можно отнести к достаточно высокой психической активности во снах и своеобразной психической переработке травматического опыта индивида, связанной с синергией бессознательной тревоги сновидца и образов сновидения.
Наряду с этим, не меньшая часть выборки (65% опрошенных) чувствовали себя «как обычно», без особенностей; 70% - не видели никаких необычных явлений; 72% в сновидении выглядели как обычно, разговаривали и общались в спокойном тоне.
По эмоциональному состоянию во сне при ответах на прямых вопросы, более половины респондентов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_
чувствовали себя во сне в большей или меньшей степени позитивно - сильными, активными, весёлыми, быстрыми, счастливыми, расслабленными, здоровыми, увлечёнными, радостными, оптимистичными, выносливыми, внимательными, обнадежёнными и довольными. При этом, судя по косвенным вопросам, позитивные и негативные ощущения во снах распределись примерно в равной пропорции: 40% испытывали спокойствие, удивление - 37%, радость - 36%, 40% испытывали тревогу и 23% - страх.
Исходя из представленных данных первичной апробации, можно сделать вывод о работоспособности предложенного комплексного качественно-количественного опросника семантики сновидений и его пригодности к широкой валидизации.
Список использованной литературы
1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т.А. Ребеко. — Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Культура, 2010. — 191 с.
2. Ковальзон В. М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 239 с.
3. Ковальзон В. М. Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.М.Вейна и Я.И.Левина / Ред. М.Г.Полуэктов. - М.: «Медфорум», 2016.
4. Крипнер С., Диллард Джю. Сновидения и творческий подход к решению проблем. - М.: Издательство: Трансперсонального Института. - 1997. - 256 с.
5. Смирнов Т. Н. Психология сновидений [осознанные сновидения]. - М.: Издательство КСП+, 2008. - 336 с.
6. Фостер Р. Для чего нам нужен сон? [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.ted.com/talks/russell_foster_why_do_we_sleep Дата обращения: 06.09.2017.
7. Холл Джеймс А. Юнгианское толкование сновидений. - С-Пб.: БСК, 1996. - 168с.
8. Юнг К.Г. Человек и его символы - М.: Серебряные нити, 2006. - 352с.
9. Llewellyn, S. Such stuff as dreams are made on? Elaborative encoding, the ancient art of memory, and the hippocampus // Behavioral and Brain Sciences. - 2013. - V.36. - P.589-607.
10.Nir Y., Tononi G. Dreaming and the brain: from phenomenology to neurophysiology // Trends Cogn Sci. - 2010. - V.14 (2). - P.88-100.
11. Siegel J. The neural control of sleep and waking // Springer-Verlag New York, Inc. - 2002. - P.228.
© Петрова В.А., Цветков А.В., 2017.
УДК 159.9
А.С. Твердоступ
магистрант 2 курса факультета «Психологии» Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева г. Самара, Российская Федерация
ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОПУСТОШЕННОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость изучения эмоциональной опустошенности как самостоятельного феномена и делается его предварительный теоретический анализ, который является основанием для дальнейших эмпирических исследований. Проводится дифференциация между эмоциональной опустошенностью и смежными феноменами, имеющими сходную феноменологию. На основании теоретического анализа определяется гипотетическая структура эмоциональной опустошенности, ее компоненты и взаимосвязь между ними.