Раздел 10 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Редактор раздела:
СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ПОЛЯКОВ - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск)
УДК 343 Astashonok K.V CONCEPT OF EXTREMISM. CONSIDER ARISING AND DEVELOPMENT. The article considers the reasons and conditions of arising of extremism, arising of the term of «extremism», contemporary concept of extremism.
Key words: extremism, stratification of society, extremist manifestations in society, base of extremism, ideological roots of extremism.
К.В. Асташонок, ст. преп. каф. № 8 Института ФСБ России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ЭКСТРЕМИЗМА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
В статье рассматриваются феномен экстремизма, причины возникновения экстремизма и условия развития. Ключевые слова: экстремизм, расслоение общества, экстремистские проявления в обществе, база экстремизма, идеологические корни экстремизма.
В современной России экстремизм и его крайнее выражение - терроризм стали едва ли не главной угрозой человеку и обществу. Между тем, экстремизм отнюдь не новое явление в нашей истории.
Е.П. Сергун отмечает, что «экстремизм - неизменный спутник российской истории: и во времена самодержавного деспотизма, и в советский период, и на современном этапе существенное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии, движения, настроения и действия [1].
4 апреля 1866 г. выстрел полубезумного Каракозова возвестил о начале эпохи экстремизма в России. С тех пор он стал средством решения практически всех конфликтов и проблем, возникающих в обществе и государстве. Более того, самым простым, не требующим ни особых интеллектуальных усилий, ни экономических затрат, ни дипломатического искусства. Экстремизм как терроризм предполагал полное неуважение к человеческой жизни, отрицание какой-либо ее ценности, подчинение личности - безличному.
По мнению Ю.М. Антоняна, экстремизм «всегда есть продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели. Он может иметь место в странах, где есть значительные социальные группы людей, весьма недовольных своим экономическим, социальным и духовным положением, считающих себя притесненными и униженными. Он может строиться на межрасовых отношениях (как, например, в США), или этнорелигиозных (например, в России и Франции), или социальных, порождающих состояния подавленности, ненужности, грубо обозначенного неравенства [2].
К экстремистским и собственно террористическим действиям прибегали народовольцы, эсеры, большевики, другие политические группы, охваченные ненавистью и фанатизмом. Сам коммунистический режим был экстремистским, особенно в эпоху правления Ленина и Сталина. Поэтому следует честно признать, что в нынешней России экстремизм, закрепившись в общественных нравах и став частью идеологии и психологии некоторых социальных групп, лишь продолжил свою прежнюю жизнь, приняв новые, подчас более изощренные и угрожающие формы. Принципиальным здесь является то, что сейчас он идет не от государства «вниз», а «снизу» к нему и к людям.
В. В. Лунеев говорит, что «экстремизм, как та или иная крайность, наблюдается в различных сферах деятельности, который
может в зависимости от ситуации получать в обществе позитивную или негативную оценку. Экстрим в науке, литературе, спорте, моде, скульптуре, других видах искусства может привести к переменам, инновациям, новым течениям, новым школам. Поэтому придание экстремизму только негативного и особенно политически преступного характера, что характерно для современной России, является глубоко односторонним, ошибочным или, по крайней мере, сомнительным уголовно-правовым и криминологическим, решением [3].
Вот почему так важно знать причины названного явления, что позволяет определить главные объекты профилактических и предупредительных мер со стороны власти и населения.
В некоторых публикациях, даже научных, приходится встречать утверждение, что экстремизм в нашей стране получил широкое распространение потому, что в ней живет много наций и бытует множество разных религий. Но это поверхностное и ложное суждение, могущее увести от установления подлинных причин экстремизма и тем самым косвенно способствовать ему, ослабить защиту личности и общества от экстремистского насилия.
Анализ экстремизма как негативного явления, позволяет сделать вывод о том, что он является «моделью агрессивного социально-политического общения, построенной на неравенстве его сторон и противопоставлении их интересов (по каким бы то ни было основаниям) [3].
Ю.М. Антонян также полагает, что с криминологической точки зрения «экстремизм представляет собой агрессивную, защитную по своей природе реакцию наиболее тревожной части населения на неблагоприятные экономические и социальные условия жизни, на ее низкое качество [2].
Наряду с этим многие исследователи отмечают, что важной причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой - чужой», страх перед непохожим на себя [4].
При этом следует указать на то, что исследователи выделяют две особенности психики человека.
Первая заключается в том, что люди, похожие на нас, нам привлекательнее и кажутся безопаснее тех, кто на нас не похож.
Вторая особенность в том, что некоторые люди сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь или обвиняют в своих проблемах кого-то другого. Такая психология срабатывает как способ защиты от собственных неудач.
По мере развития человечества появилось разделение труда, а с ним и расслоение общества в городах и государствах на социальные группы по сфере деятельности, материальному достатку и другим признакам. С разделением общества на социальные группы, объединенные по какому-либо одному или нескольким признакам, между ними стали возникать конфликты и их разрешение с помощью насилия, которые по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма.
Таким образом, расслоение по профессиональному и экономическому признакам в совокупности с социально-психологической неустойчивостью приобрело политическую окраску. Завоевание и порабощение «чужих» внесло в этот процесс этнический, а также конфессиональный (религиозный) признаки.
Следует также указать и на то, что во время экономических кризисов возникает большой разрыв между социальными слоями и общество начинает делиться на бедных и богатых. Народные массы для скорейшего разрешения конфликта в данном случае начинают искать виновных, т.е. «чужих», которыми могут оказаться чужестранец, иноверец, человек с более высоким доходом или занимающий более высокое социальное положение. Для обоснования легитимности своих враждебных действий против «чужого» народные массы, а чаще всего их активные представители или лидеры оправдывают происходящее подходящей идеологией, которая может выражаться в преследовании партийных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.
Таким образом, процессы обострения конфликтных отношений между социальными группами носят закономерный характер и вполне предсказуемы.
Исторический опыт России и зарубежных государств дает основания полагать, что эскалация экстремистских проявлений в обществе, как правило, наступает в периоды обострения социально-политических и социально-экономических противоречий.
Представляет также научный интерес появление термина «экстремизм». Как показал анализ литературных источников, термин «экстремизм» начинает употребляться сначала в высказываниях о теории государства. С середины XIX в. стали использоваться термины «extremism» и «extremist» сначала в Англии, где они широко употреблялись в политической прессе. В США эти понятия возникли во время Гражданской войны (18611865 гг.), когда бескомпромиссных представителей обеих враждующих сторон Юга и Севера называли «экстремистами обеих частей страны» extremists of both parts of the country»).
Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.), т.е. после противостояния друг другу на протяжении нескольких десятилетий крайних левых и крайних правых политических сил. В начале XX в. французский юрист М. Лерой считал экстремистами сторонников политических течений, требовавших «от своих приверженцев абсолютной веры в исповедываемые политические идеалы [5], т.е. безоговорочно, до фанатизма верящих в свои политические идеи. Из действовавших тогда на политической арене экстремистских политических сил М. Лерой назвал «красным экстремизмом» большевиков и «белым экстремизмом» - монархистов. Таким образом, экстремизм в то время связывали, прежде всего, с политической деятельностью.
В кратком политическом словаре под экстремизмом понимается «приверженность к крайним взглядам и мерам, что в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора [6].
С точки зрения политологии важнейшей характеристикой экстремизма является неприятие существующего политического порядка и постановка политических целей изменения этого порядка. В связи с этим любое политическое течение, вне зависимости от «справедливости», «оправданности» и т.п. его стремлений, следует определить как экстремистское, если его стремления направлены против существующего политического порядка [7].
Рассматриваемое негативное социальное явление, требующее эффективных мер противодействия не только в России, но и за рубежом, стало интересовать сначала политологов, философов, социолого [8] и только в конце XX в. оно привлекло внимание правоведов.
Современные ученые соотносят экстремизм либо с приверженностью к крайним взглядам и мерам, либо с активной деятельностью. Например, В.Ю. Голубовский определяет экстремизм
как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп) [9].
А.Г. Хлебушкин, наоборот, считает, что экстремизм — это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношени [10].
Н.Н. Афанасьев дает определение экстремизма «как приверженность к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве. «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформационными представлениями о действительности, по крайней мере, в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию [13].
Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Ростокинский. Он предлагает различать экстремизм в широком и узком понимании. В первом значении, по его мнению, экстремизм обозначает приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам. В узком понимании, «экстремизм — проявление отрицания существующих политических и правовых норм, ценностей, процедур, основных принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти, существующего правопорядка [12].
На наш взгляд, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность, основанную на идеологической основе — отрицание всякого инакомыслия, попытке жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам.
Для экстремистов характерна бескомпромиссность, непримиримость к позиции оппонентов и отказ от диалога и консенсуса в спорных вопросах. Лидеры экстремистов требуют от своих сторонников полного повиновения и бескомпромиссного выполнения любых приказов. Это, как правило, основано на манипуляции общественным сознанием, использовании особенностей коллективной психологии, в том числе апеллирование к примитивным инстинктом толпы, чувствами, верованиями, предрассудкам людей. Экстремизм тесно связан с радикализмом, поэтому оба эти термина часто употребляются как синонимы.
На рубеже веков в мире, в том числе и в нашей стране, стали происходить серьезные геополитические изменения, которые повлекли за собой обострение противоречий экономического, социального, политического и духовного характера. Перечисленные кризисы, в частности экономический кризис, как правило, приводят к сокращению рабочих мест, что порождает многонациональную армию безработных, лишенных элементарных условий выживания. Данными условиями в своих целях пользуются преступные экстремистские группировки, которые создают почву для создания националистических, фашистских, религиозных и тому подобных образований, преследующих свои меркантильные интересы.
Как указывает А.Ю. Пиджаков, «массовую базу экстремизму составляют в основном выходцы из мелкобуржуазных и маргинальных слоев, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, которым объективно не нашлось, по их мнению, достойного места в существующем мире [13].
С.Н. Фридинский, говоря об идеологических корнях экстремизма, отмечает, что «любая идеология, в том числе и религиозная, изначально (прямо или косвенно) лежит в основе любого политического движения. Вместе с тем каждая из них может быть трансформирована в экстремистскую [14].
В дальнейшем получает развитие и сама экстремистская идеология. Обращение к известным религиозным и иным учениям служит мощным фактором воздействия на массы и привлечения их на свою сторону, особенно если эти учения являются традиционными для социума или отвечают потребностям некоторой его части.
Зародившись на определенной почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует признать, что социальнопсихологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской преступности.
К исторически обусловленным экстремогенным факторам следует отнести некоторые особенности политической психологии народов России.
1. Приверженность монархической идее, которая берет свое начало в глубокой древности и нашла воплощение в российской абсолютной монархии, причем уже в те периоды истории, когда от нее стали постепенно отказываться западные страны. Принцип идеологического и классового абсолютизма мощно расцвел в коммунистической диктатуре, но не исчез и после ее распада. И сейчас сохраняется упорная вера во всесилие «элит», в полезность и целесообразность сильной, даже очень сильной и никому не подотчетной руки. Общественная опасность монархической идеи в нынешних условиях состоит в заключенной в ней норме решать проблемы с позиции силы и не вступать в диалог с оппонентами.
2. Близкая к паранойе установка, что кругом сплошные враги и все наши беды от них, внутренних и внешних. Особенно преуспели в этом большевики. Число врагов у них было неисчерпаемо много: от царей до членов политбюро. Их нужно было ненавидеть, выявлять, преследовать, уничтожать. Архетип чужого, врага в коммунистические годы можно отнести к самым распространенным, и живучим. Он не исчез, проявляясь сейчас, например, в активном антизападничестве, стигматизации отдельных национальных, религиозных и иных социальных групп. Отнюдь не изжит антисемитизм, усилилось презрительное и даже враждебное отношение к представителям народов Кавказа и Средней Азии.
3. Исконное недоверие в России к демократии, в силу невежества и отсутствия демократического опыта жизни, порождает подозрительность, ее отождествление с хаосом и разрушением, в лучшем случае с тем, что ни в коем случае не обеспечит безопасность и благополучие. В современной России понятия «демократия», «демократ», особенно на бытовом уровне, используются в качестве уничижительных, что, конечно, характерно для общества, склоняющегося перед авторитарной или деспотической властью, хотя в демонизации идеи демократии виноваты и некоторые кремлевские политтехнологи, и некоторые идеологи-единороссы, противопоставляющие демократии идею консерватизма.
Все названные явления социальной жизни тесно взаимосвязаны и изолировано существовать не могут. Это придает им повышенную общественную опасность.
Как следует из текста Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности [15], законодатель отказался от того, чтобы дать четкое и емкое определение понятию «экстремистская деятельность». Вместо этого правоприменителю предложен перечень деяний, входящих в объем данного понятия. С одной стороны, данный подход хорош тем, что позволяет отнести конкретные действия к экстремизму, не «подгоняя» то или иное деяние к одному общему понятию.
Вместе с тем, перечень является закрытым, что позволяет исключить из экстремистских те деяния, которые по своему духу являются экстремизмом, однако под деяния, перечисленные в перечне, не подпадают.
Тем не менее, сложно сказать, какой вариант определения понятия «экстремизм» был бы наиболее эффективным. Ведь, с одной стороны, можно упустить прямо не упомянутые в перечне деяния из поля зрения властей, а с другой - предоставив органам власти свободную трактовку общих признаков экстремистской деятельности, прийти к тому, что каждое второе преступление против личности будет рассматриваться как экстремизм. И здесь можно будет дойти до абсурда: когда необдуманная фраза будет звучать как призыв к разжиганию межнациональной розни, а брошенное в пылу бытовой драки слово будет рассматриваться как унижение человека по мотиву его социальной принадлежности. Определения деяний, называющихся экстремистскими и указанных в перечне, и так допускают вольную трактовку, что не позволяет при отнесении того или иного деяния к экстремизму обходиться без специалистов и экспертов. Одним из таких деяний является молодежный экстремизм, об опасности которого много говорится.
Необходимость анализа весьма непростых обстоятельств социального бытования молодежного экстремизма в России обусловлена не только задачами специального характера, но и масштабными общественно-политическими изменениями, связанных с распространением в регионах антиобщественных проявлений в среде молодежи.
Библиографический список
1. Сергун, Е.Л. Экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты. - Саратов, 2005.
2. Антонян, Ю.М. Природа экстремизма // Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью: сб. науч. трудов / под. ред. Н.А. Лопашенко. - Саратов, 2008.
3. Лунеев, В.В. Российский экстремизм: политика и реалии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 1998. - № 2. Овчинский, B.C. Экстремисты: от фашистов до экологов // Огонек. - 2008. - № 51.
4. Сундиев, И. Введение в оперативно-розыскную террорлогию: монография. - М., 2011.
5. Цит. по: Дворянов, В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. - М., 2002.
6. Краткий политический словарь. - М., 1978. - Т. 30.
7. Устинов, В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. - 2002; Явчуновская, Р Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии. - 2005. - № 3.
8. Арестов, В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. - Харьков, 1987. Романов.
Н.А. Сущность и содержание политического экстремизма. - М., 1991; Кононов, А.И. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях / А.И. Кононов, Н.А. Романов. - М., 1994; Верховский, А. Политический экстремизм в России / А. Верховский, А. Паин, В. Прибыловский. - М., 1996; Соловьев, А.Б. Политический экстремизм в современной России: середина 1980-х - 1990е годы: автореф. дис. ... канд. полит, наук. - Н. Новгород, 1998; Верховский, А. Политическая ксенофобия / А. Верховский, Е. Михайловская, В. Прибыловский. - М., 1999; Добаев, И.П. Политический радикализм в современном исламе (на материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа): автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Ростов-на-Дону, 2000; Волков, В.В. Политический радикализм в исламе и национальная безопасность России: автореф. дис.... канд. полит. наук. - М., 2002; Воронов, И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2003; Ковалев, B.C. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2003.
9. Голубовский, В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: материалы Международной научно-практич. конф. - М., 2006.
10. Хлебушкин, А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2007.
11. Афанасьев, Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 1.
12. Ростокинский, А.В. Современный экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы квалификации и противодействия.
- М., 2007.
13. Пиджаков, А.Ю. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения // Правоведение. - 2003. - № 3.
14. Фридинский, С.Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы с данным явлением // Юристъ-Правовед. - 2006. - № 4(19). Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь, 2008. - № 12.
15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года.
Bibliography
1. Sergun, E.L. Ehkstremizm v Rossiyjskoyj Federacii: ugolovno-pravovihe i kriminologicheskie aspektih. - Saratov, 2005.
2. Antonyan, Yu.M. Priroda ehkstremizma // Ugolovno-pravovoyj zapret i ego ehffektivnostj v borjbe s sovremennoyj prestupnostjyu: sb. nauch.
trudov / pod. red. N.A. Lopashenko. - Saratov, 2008.
3. Luneev, V.V. Rossiyjskiyj ehkstremizm: politika i realii // Kriminologicheskiyj zhurnal Bayjkaljskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki
i prava. - 1998. - № 2. Ovchinskiyj, B.C. Ehkstremistih: ot fashistov do ehkologov // Ogonek. - 2008. - № 51.
4. Sundiev, I. Vvedenie v operativno-rozihsknuyu terrorlogiyu: monografiya. - M., 2011.
5. Cit. po: Dvoryanov, V.A. Politicheskiyj ehkstremizm v Centraljnoyj Evrope // Terrorizm i politicheskiyj ehkstremizm: vihzovih i poiski adekvatnihkh otvetov. - M., 2002.
6. Kratkiyj politicheskiyj slovarj. - M., 1978. - T. 30.
7. Ustinov, V.V. Pravovoe regulirovanie i mekhanizmih protivodeyjstviya terrorizmu i ehkstremizmu v Rossiyjskoyj Federacii: deyjstvuyuthaya normativno-pravovaya baza i perspektivih ee sovershenstvovaniya // Gosudarstvo i pravo. - 2002; Yavchunovskaya, R. Lico sovremennogo terrorizma // Bezopasnostj Evrazii. - 2005. - № 3.
8. Arestov, V.N. Religioznihyj ehkstremizm: soderzhanie, prichinih i formih proyavleniya, puti preodoleniya. - Kharjkov, 1987. Romanov N.A. Suthnostj i soderzhanie politicheskogo ehkstremizma. - M., 1991; Kononov, A.I. Obthaya kharakteristika politicheskogo ehkstremizma v sovremennihkh usloviyakh / A.I. Kononov, N.A. Romanov. - M., 1994; Verkhovskiyj, A. Politicheskiyj ehkstremizm v Rossii / A. Verkhovskiyj,
A. Pain, V. Pribihlovskiyj. - M., 1996; Solovjev, A.B. Politicheskiyj ehkstremizm v sovremennoyj Rossii: seredina 1980-kh - 1990-e godih: avtoref. dis. ... kand. polit, nauk. - N. Novgorod, 1998; Verkhovskiyj, A. Politicheskaya ksenofobiya / A. Verkhovskiyj, E. Mikhayjlovskaya, V. Pribihlovskiyj. - M., 1999; Dobaev, I.P. Politicheskiyj radikalizm v sovremennom islame (na materialakh Blizhnego, Srednego Vostoka i Severnogo Kavkaza): avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. - Rostov-na-Donu, 2000; Volkov, V.V. Politicheskiyj radikalizm v islame i nacionaljnaya bezopasnostj Rossii: avtoref. dis.... kand. polit. nauk. - M., 2002; Voronov, I.V. Osnovih politiko-pravovogo ogranicheniya socialjno-politicheskogo ehkstremizma kak ugrozih nacionaljnoyj bezopasnosti Rossiyjskoyj Federacii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. - M., 2003; Kovalev,
B.C. Politicheskiyj ehkstremizm i mekhanizm protivodeyjstviya emu v sovremennoyj Rossii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. - M., 2003.
9. Golubovskiyj, V.Yu. O sovershenstvovanii deyateljnosti organov vnutrennikh del, drugikh subjhektov sistemih profilaktiki po preduprezhdeniyu beznadzornosti i pravonarusheniyj nesovershennoletnikh // Zathita prav i profilaktika pravonarusheniyj nesovershennoletnikh: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - M., 2006.
10. Khlebushkin, A.G. Prestupnihyj ehkstremizm: ponyatie, vidih, problemih kriminalizacii i penalizacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2007.
11. Afanasjev, N.N. Ideologiya terrorizma // Socialjno-gumanitarnihe znaniya. - 2002. - № 1.
12. Rostokinskiyj, A.V. Sovremennihyj ehkstremizm: kriminologicheskie i ugolovno-pravovihe problemih kvalifikacii i protivodeyjstviya. - M., 2007.
13. Pidzhakov, A.Yu. Borjba s politicheskim ehkstremizmom i terrorizmom: problemih izucheniya // Pravovedenie. - 2003. - № 3.
14. Fridinskiyj, S.N. Ehkstremizm: ponyatie, vidih, formih proyavleniya i osnovnihe napravleniya borjbih s dannihm yavleniem // Yuristjh-Pravoved.
- 2006. - № 4(19). Religioznihyj ehkstremizm kak ideologiya, ispoljzuemaya pri sovershenii prestupleniyj ehkstremistskoyj napravlennosti // Rossiyjskiyj sledovatelj, 2008. - № 12.
15. Federaljnihyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ «O protivodeyjstvii ehkstremistskoyj deyateljnosti». Prinyat Gosudarstvennoyj Dumoyj 27 iyunya 2002 goda.
Статья поступила в редакцию 08.11.13
УДК 34
Efremov A. V. LEGAL RIGHTS OF FOREIGNERS OF MARI EDGE IN THE XVIII CENTURY (ON THEIR MANDATE IN THE LEGISLATIVE COMMISSION 1767-1768). The article attempts to analyze the legal rights of the people living in the Mari region in the XVIII century, the legislation of the Russian state in the context of the socio - political conditions. During this period, there was a Russian system of the governance. This allows to form the idea about the legal and other rights of the people of the Mari region, who were fell under the influence of the Russian legislation, which was introduced after the accession of the territory of the Middle Volga to the Russian state in the middle of the XVI century. The justice of Mari peasants, the role of the customary law in the form of the law-making community and its institutions were investigated. Concluded that the value of the orders that contain a wealth of the factual material about the real life of the Mari village in the Volga region.
Key words: the Legislative Commision, the mandates, the foreigners, the judical law, the common law, newly baptized, the hundred-parish, the verbal court, the county court.
А.В. Ефремов, аспирант Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ
«Российский университет кооперации», г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
СУДЕБНЫЕ ПРАВА ИНОРОДЦЕВ МАРИЙСКОГО КРАЯ В XVIII ВЕКЕ [ПО ИХ НАКАЗАМ В УЛОЖЕННУЮ КОМИССИЮ 1767 - 1768 ГГ.]
В статье предпринята попытка анализа судебных прав населения Марийского края в XVIII веке, в законодательстве Российского государства в контексте и социально-политических условий. В этот период здесь действовала русская система управления. Это позволяет сформировать представление о судебных и иных правах населения Марийского края, подвергшихся влиянию российского законодательства, которое было введено после присоединения территории Среднего Поволжья к Российскому государству в середине XVI века. Исследуется правосознание марийских крестьян, роль обычного права в форме правотворчества общины и ее институтов. Делается вывод о значении наказов, содержащих богатый фактический материал о реальной жизни марийской деревни Поволжья.
Ключевые слова: Уложенная комиссия, наказы, инородцы, судебные права, обычное право, новокрещеные, сотня-волость, словесный суд, волостный суд.
До XVIII в. положение инородцев востока и северо-востока Европейской России мало чем отличалось от положения остальной массы населения этого края. В большей своей части инородческое население держало себя вполне лояльно, как в отно-
шении русских соседей, так и в отношении русской власти. Более того, по словам Г.И. Перетятковича, многие из инородцев вместе с русскими принимали деятельное участие в заселении Казанского края [1, с. 23, 35 и др.]. В XVII в. не было предприня-