МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научная статья
УДК 159.9.072:378.147.88
doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).021-030
ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В ПРАКТИКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК
Ксения Сергеевна Тишкович1
1 Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7515-6438
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования доверия в отношениях, возникающих в ходе оказания бесплатной юридической помощи студентами юридических клиник. Доверие является одним из ключевых принципов взаимоотношений между лицом, обратившимся за оказанием правовой помощи, и лицом, ее оказывающим. Понимание механизма его образования может существенно облегчить достижение цели оказания правовой помощи. Деятельность юридической клиники, имеющая своей целью, с одной стороны, формирование практических навыков у студентов юридических вузов, а с другой стороны, оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан, сопряжена с целым рядом трудностей. На основе практики юридической клиники автором сделаны выводы о том, что в случае оказания студентами правовой помощи на формирование доверия к ним существенное влияние оказывает группа факторов: специфический уязвимый статус получателя помощи, предикция отрицательного результата правовой помощи на основе сформированного до обращения в консультацию опыта, сомнения в квалификации лиц, оказывающих правовую помощь, уровень доверия к себе у студентов в процессе освоения практических навыков оказания юридических услуг, сложности индивидуализации ответственности консультанта клиники, особенности организации процесса оказания помощи. В статье формулируются некоторые рекомендации по преодолению недоверия в процессе консультирования. Автор указывает на необходимость специальной теоретической подготовки студентов к практической деятельности в клинике, включающей в себя разъяснение особенностей работы в зависимости от правового статуса посетителя клиники и характера проблемы, послужившей поводом к обращению. Предлагается обеспечить транспарентность процесса оказания правовой помощи, в том числе в части порядка обеспечения конфиденциальности обрабатываемых персональных данных. Обозначена необходимость соблюдения баланса между контролем и участием преподавателей в ходе работы по делу и автономией консультантов, позволяющей последним принять на себя ответственность за оказываемые услуги. Рекомендуется поддержание обрат© Тишкович К. С., 2023
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ной связи, а также ведение статистического учета с целью точной фиксации результатов оказанной помощи.
Ключевые слова: факторы доверия, доверие в деловых отношениях, юридическая клиника, бесплатная юридическая помощь, квалифицированная правовая помощь, юридическая этика, качество юридических услуг, формирование партнерства
Для цитирования
Тишкович К. С. Феномен доверия как фактор эффективности правовой помощи в практике юридических клиник // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 21-30. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).021-030.
Original article
THE PHENOMENON OF TRUST AS A FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF LEGAL AID IN THE PRACTICE OF LEGAL CLINICS
Ksenija Sergeevna Tishkovich1
1 Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, [email protected], https://orcid.
org/0000-0001-7515-6438
Abstract. The article is devoted to the problem of building trust in relationships that arise during the provision of free legal aid by students of legal clinics. Trust is one of the key principles of the relationship between the person who applied for legal assistance and the person providing it. Understanding the mechanism of its formation can significantly facilitate the achievement of the goal of providing legal assistance. The activity of the legal clinic, which aims, on the one hand, to form practical skills among law students, and on the other hand, to provide free legal assistance to socially unprotected categories of citizens, is fraught with a number of difficulties. Based on the practice of the legal clinic, the author concludes that in the case of students providing legal assistance, a group of factors significantly influences the formation of trust in them: the specific vulnerable status of the recipient of assistance, the prediction of a negative result of legal assistance based on the experience formed before contacting the consultation, doubts about the qualifications of persons providing legal assistance, the level of trust students in the process of mastering the practical skills of providing legal services, the complexity of individualizing the responsibility of a clinic consultant, features of the organization of the assistance process. The article formulates some recommendations for overcoming distrust in the process of counseling. The author points out the need for special theoretical training of students for practical activities in the clinic, which includes an explanation of the specifics of the work, depending on the legal status of the clinic visitor and the nature of the problem that gave rise to the appeal. It is proposed to ensure transparency in the process of providing legal assistance, including in terms of the procedure
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
for ensuring the confidentiality of processed personal data. The necessity of maintaining a balance between the control and participation of teachers in the course of work on the case and the autonomy of consultants, allowing the latter to take responsibility for the services provided, is indicated. It is recommended to maintain feedback, as well as maintaining statistical records in order to accurately record the results of the assistance provided.
Keywords: factors of trust, trust in business relations, legal clinic, free legal assistance, qualified legal assistance, legal ethics, quality of legal services, partnership formation
For citation
Tishkovich, K. S. 2023, 'The phenomenon of trust as a factor of the effectiveness of legal aid in the practice of legal clinics', Applied legal psychology, iss. 1(62), рр. 21-30, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).021-030.
Современные деловые практики не мыслятся без определяющего принципа доверия, лежащего в основе эффективных партнерских отношений. Феномену доверия посвящено значительное количество научных трудов. Существуют различные подходы к пониманию доверия и определению его значения для личности и общества. Так, И. В. Антоненко предложена следующая дефиниция: доверие есть «встречное эквивалентное отношение субъекта к объекту в прямой зависимости от обладания этим объектом качеством направленной к субъекту позитивности или негативности, обусловливающих успешность или неуспешность деятельности» [1, с. 104]. Кроме того, автором отмечается, что процесс формирования доверия в таком случае представляет собой соотнесение потребностей, целей, желаний и ценностей субъекта с объектами социальной действительности (другими людьми, группами, институтами, обществом), «восприятие результата взаимодействия и сопоставления первых со свойствами вторых», в завершении которого формируется субъективное отношение к объектам доверия, как соответствующим или не соответствующим ожиданиям [2, с. 117].
А. Б. Купрейченко отмечает, что доверие в деловых отношениях базируется
на трех основных компонентах: ощущении надежности партнера по взаимодействию, единстве и общности целей и предсказуемости, то есть на четком следовании стратегии, «отсутствии резких перемен курса», «честном и порядочном поведении» [8, с. 457-458].
В случае отношений консультанта и посетителя юридической клиники вопрос доверия приобретает особую актуальность. Многие граждане, обращаясь за юридической помощью, выражают недоверие как в связи с безвозмездностью оказываемых услуг, так и в связи с тем, что юридическая помощь оказывается студентами.
Часто доверие в такого рода отношениях связывают с понятием квалифицированной правовой помощи, презюмируя, что доверие обеспечивается в случае, если лицом, оказывающим юридическую помощь, является лицо, обладающее надлежащим уровнем квалификации, имеющее образование, ученую степень или опыт работы по специальности. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Признаки квалифицированной юридической помощи законом не предусмотрены. Однако из определения Конституционного
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 г. № 25-О следует, что такое право подразумевает «конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи». В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 15-П такие критерии обозначены для лиц адвокатской профессии: определенный уровень юридического образования, стаж работы по юридической специальности или стажировка в адвокатском образовании, положительное решение квалификационной комиссии, принимаемое после сдачи квалификационного экзамена, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Вступившие в силу в 2018 г. изменения в процессуальном законодательстве, обозначившие дополнительные требования к представителям в предусмотренных законом случаях, уже толкуются Конституционным Судом Российской Федерации как необходимый «минимальный стандарт обеспеченности участников судопроизводства квалифицированной помощью».
В определении от 29 мая 2007 г. № 516-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что «необходимая составляющая права на получение квалифицированной юридической помощи и сущностный признак адвокатской деятельности - обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия и, соответственно, не может быть эффективной юридической помощи».
Необходимость законодательного определения критериев квалифицированной помощи обсуждалась многократно и в научной литературе [6, 7, 13]. В случае с помощью, оказываемой юридическими клиниками, некоторые критерии теперь более прозрачно определены в законе. Так, вступившими в силу 26 декабря 2022 г. изменениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи» установлено, что юридическая помощь оказывается обучающимися по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, относящимся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция», научным специальностям, относящимся к группе научных специальностей «Право», причем не менее половины срока получения образования и не имеющими академической задолженности, а также под контролем лиц с высшим юридическим образованием. Профильным комитетом в заключении на проект федерального закона № 1199017-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"» отмечается, что «изменения законодательно закрепляют порядок создания и предоставления унифицированных форм отчетности о деятельности, связанной с предоставлением бесплатной юридической помощи, повышающих качество и достоверность предоставляемых сведений, необходимых для реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также законодательно закрепляют статус юридических клиник как субъектов негосударственной системы бесплатной правовой помощи». С этой же целью Минюсту России поручено ведение списка юридических клиник и размещения его на своем официальном сайте в сети «Интернет». Впрочем, с учетом спе-
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
цифики категорий граждан, обращающихся за помощью в юридические клиники (в том числе пенсионеры, малоимущие, лица с ограниченными возможностями здоровья), верифицировать статус клиники ее посетителям кажется весьма непростой задачей.
Вместе с тем необходимо отметить, что одного лишь формального факта наличия юридической клиники в списке, равно как и одного только факта надлежащей квалификации недостаточно для формирования доверительных отношений с гражданином, обращающимся за юридической помощью.
Прежде всего необходимо упомянуть о ключевых факторах, провоцирующих трудности в установлении доверительных отношений в процессе оказания помощи юридической клиникой. Как отмечалось выше, посетителями юридической клиники являются социально незащищенные группы граждан, попавшие в затруднительную жизненную ситуацию, в силу материального положения имеющие ограниченный выбор субъектов, оказывающих юридическую помощь, в силу возраста и состояния здоровья часто не вполне способные правильно воспринять и интерпретировать информацию и потому находящиеся в особенно уязвимом положении. Понятие доверия к другому тесно связано с понятиями доверия к себе и миру. Наиболее типичными поводами обращения в юридическую клинику являются нарушения имущественных или личных неимущественных прав граждан, часто являющихся экономически более слабой и зависимой стороной правоотношений (трудовые споры, споры о защите прав потребителей). Обращения нередко связаны и с обжалованием действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, в отношении административных споров с которыми граждане часто пессимистич-
но оценивают свои перспективы [9, 10]. Причиной обращения могут служить и весьма чувствительные темы семейных правоотношений (расторжение брака, раздел имущества, определение порядка общения с ребенком, восстановление в родительских правах), медицинских правоотношений (нарушение прав пациента, в том числе дефекты медицинской помощи), гражданских правоотношений (споры о наследстве, защита чести и достоинства), жилищных правоотношений (защита гражданином его конституционного права на жилище) и пр. Кроме того, как правило, обращению в юридическую клинику предшествуют попытки разрешить проблему как самостоятельно, так и с посторонней помощью, нередко существенные материальные и моральные издержки, не приведшие к результату. Т. П. Скрипкина полагает, что «одной из базовых потребностей человека является его собственная безопасность, которая генетически, собственно, и лежит в основе возникновения доверия» [15, с. 119]. В перечисленных выше примерах человек, ожидаемо, не чувствует себя в безопасности, его базовое доверие к миру подорвано, ему трудно опереться на себя и вместе с тем трудно довериться другому. В «клинической» практике значителен процент случаев, когда клиент несмотря на потребность в помощи выражает желание уйти в связи с необходимостью подписать согласие об обработке персональных данных, скрывает необходимую для дела информацию, отказывает в ознакомлении с имеющими значение для дела документами, чем крайне затрудняет работу консультанта. Именно поэтому формирование доверия при обращении за правовой помощью является крайне важным и в то же время длительным и сложным процессом, требующим учета специфики категорий граждан, обращающихся за помощью, отдельной подготов-
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ки студентов, в том числе посредством преподавания специального теоретического курса, предваряющего практику, и наличием специальных познаний преподавателя.
Вторым важным фактором выступает статус консультантов юридической клиники. Студенты, оказывающие правовую помощь, хотя и осуществляют ее под контролем преподавателей, чаще всего получают свой первый практический опыт. Их профессиональная самооценка только начинает формироваться, в связи с чем уровень доверия к себе, очевидно, невысок. Т. С. Пухарева отмечает, что «юристы с высоким уровнем доверия к себе значимо более автономны, чем юристы со средним и низким уровнем доверия к себе», кроме того, юристы с высоким уровнем проявляют большую гибкость, а также «способность к самораскрытию в отношениях с другими» [14, с. 207]. Такое недоверие в некотором смысле вполне оправдано: исследования показывают, что специалисты склонны недооценивать вероятность наступления тех или иных событий в случае отсутствия подобных событий в личном опыте [12, с. 131]. В значительной степени задача преподавателя, сопровождающего процесс консультации, - нивелировать издержки такого невысокого доверия к себе. Однако еще одной не менее значимой проблемой «клинической» практики является принятие консультантом на себя ответственности за ход работы по делу. Во-первых, избыточный контроль и отсутствие всякой автономии, а иногда и сам факт активного участия преподавателя в процессе консультации не стимулирует ответственное поведение. Во-вторых, следует согласиться с Т. М. Беспаловой, С. И. Кудиновым, утверждающими, что в случае осуществления стратегии ответственного поведения вновь обнаруживается тревожность, стеснительность и неуверенность [3, с. 39]. Вышеизложенное
не может не отражаться на отношениях с клиентом, перцептивно реагирующим на неуверенность консультанта. Следовательно, задача преподавателя, принимающего участие в работе юридической клиники, - поиск оптимального баланса между контролем и помощью студентам и поддержанием достаточного уровня автономии, способного индивидуализировать ответственность за ход работы по делу.
В зависимости от организации процесса оказания юридической помощи (например, интервьюирование и консультирование небольшими студенческими группами) могут возникать трудности в формировании доверия и соблюдении принципа конфиденциальности оказания бесплатной юридической помощи. К проблеме ее обеспечения в юридических клиниках исследователи обращались неоднократно [5, 11]. Как уже отмечалось, обращения в клинику нередко сопряжены с «чувствительными» темами, относительно которых гражданин ожидает определенного уровня защиты информации. Конституционное право на личную и семейную тайну охраняется законом и требует принятия специальных мер по охране предоставляемых персональных данных. В силу этого обстоятельства на возникновение доверия может оказать значимое влияние прояснение вопроса относительно круга субъектов, которым будет доступна указанная информация, порядка обращения с информацией, степени ее использования в целях учебного процесса, а также механизма исключения информации из объема обрабатываемых персональных данных.
Кодексом адвокатской этики, принятым первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (далее -Кодекс) уделено значительное внимание общности целей и непротиворечивости
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
позиций адвоката и доверителя. Так, в соответствии со ст. 9 Кодекса адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне, занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле. Аналогичные этические практики представляется верным внедрять и в деятельность юридической клиники. Ощущение поддержки в процессе оказания юридической помощи, важности своего дела для юриста, заинтересованность в благополучном исходе -важные этические акценты в профессиональной деятельности любого юриста. Необходимо отметить значимость идентичности в оценке положительного результата. Между юристом и его клиентом не должно существовать расхождений относительно понимания итога дела. Например, юрист сосредоточен исключительно на достижении процессуальной цели - вынесении решения суда, в то время как следовало бы обратиться к реальной цели клиента, оценить фактическую исполнимость судебного решения и, может быть, прийти к выводу о необходимости совершения дополнительных правовых действий.
Важность информирования клиента относительно всех вариантов разрешения дела многократно отмечалась в научных трудах, посвященных методике юридического консультирования. Действительно, при наличии у юриста обоснованных сомнений относительно правовых перспектив дела, вероятности его успешного разрешения, правовых и финансовых рисков, потери от наступления которых превышают ожидаемую пользу от положительного результата, нравственные принципы юриста обязывают его незамедлительно
информировать клиента об этом. Вместе с тем следует отметить, что осведомленность клиента относительно хода работы по делу имеет не меньшее значение для поддержания доверительных отношений в процессе оказания юридической помощи. Понимание регламента оказываемой помощи, обозначение и точное соблюдение сроков оказания правовой помощи, конкретизация действий, необходимых для достижения правового результата, поддержание связи с клиентом позволяют убедиться в добросовестности юриста и существенно снизить беспокойство относительно ожидаемого результата работы по делу.
Кроме предложенных мер, способных повлиять на формирование доверия к деятельности юридической клиники и в конечном итоге повысить ее эффективность, представляется, что значимую роль следовало бы отвести обратной связи, фиксации результата оказанной помощи. Т. С. Вавакина и В. П. Позняков отмечают, что эффективным следует признавать такое партнерство, для которого характерны оценка успешности данного взаимодействия, удовлетворенность процессом «и отдельно эмоциональной составляющей взаимоотношений» [4, с. 115]. В практической деятельности клиники с учетом количества лиц, обращающихся за помощью, и меняющегося состава консультантов это не всегда легко осуществимо. Положительно зарекомендовала себя практика анкетирования граждан по завершении работы на предмет удовлетворенности результатами оказанной помощи и пожеланий относительно дальнейшей работы клиники. Кроме того, с целью укрепления доверия целесообразно уделить внимание статистике в том числе успешно разрешенных дел, подразумевающей ведение дела от момента обращения до вынесения заключительного решения суда, отражению этих данных на
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
сайте юридической клиники, а также публикации отзывов о ее работе. Немаловажное значение для этого показателя имеет и авторитет вуза, его рейтинг в регионе. Признание высокой квалифи-
кации преподавателей образовательной организации, при которой функционирует юридическая клиника, повышает и уровень доверия к помощи, оказываемой ее студентами.
Список источников
1. Антоненко И. В. Интегративный потенциал доверия: метаотношение и функции // Вестник ГУУ. 2012. № 1. С. 104-108.
2. Антоненко И. В. Психология личности: генезис доверия // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1. С. 112-121.
3. Беспалова Т. М., Кудинов С. И. Психологическая структура ответственности лиц юношеского и зрелого возраста // Прикладная юридическая психология. 2020. № 2(51). С. 34-40.
4. Вавакина Т. С., Позняков В. П. Психологические факторы эффективности делового партнерства // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 113-124.
5. Иванова Е. М., Козловский Ю. А. Обеспечение конфиденциальности при обработке персональных данных граждан, обращающихся за бесплатной юридической помощью // Юридические клиники: актуальные вопросы клинического образования и оказания бесплатной юридической помощи : материалы VI межрегион. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 26 марта 2021 г.) / под ред. Н. В. Корниловой. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2021. С. 16-20.
6. Иншакова А. О., Квициния Н. В. Реформа законодательства об оказании квалифицированной юридической помощи: конституционно-правовые последствия реализации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 2. С. 79-83.
7. Колобова С. В. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь // Гражданин и право. 2013. № 12. С. 10-17.
8. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М. : Институт психологии РАН, 2008. 564 с.
9. Куркин Б. А. Бюрократия социального государства: некоторые проблемы, тенденции, направления трансформации // Правовое государство: теория и практика. 2017. № 2 (48). С. 25-32.
10. Ламанов Е. Н., Качанова Е. Е., Домарева И. О. Проблемы недоверия российского общества к деятельности правоохранительных органов // Европейские ценности в контексте российской правовой системы : сб. материалов межрегион. веб-семинара (Елец, 21 марта 2019 г.). Елец : Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2019. С. 109-112.
11. Латышева М. В. Проблема конфиденциальности оказания бесплатной юридической помощи на базе университетов // Инновационная наука. 2016. № 3-2. С. 70-72.
12. Нестик Т. А. Социально-психологические барьеры при прогнозировании будущего в российских компаниях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 124-135.
13. Остапенко А. С., Артемьев Е. В., Бевзюк Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Рос-
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
сийской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 10.01.2023).
14. Пухарева Т. С. Особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 203-208.
15. Скрипкина Т. П. Антиномия доверия к миру и доверия к себе в человеческом бытии // Развитие личности. 2011. № 3. С. 111-131.
References
1. Antonenko, I. V. 2012, 'Integrative potential of trust: meta-relationship and functions', Bulletin of GUU, iss. 1, pp. 104-108.
2. Antonenko, I. V. 2019, 'Personality psychology: the genesis of trust', Yaroslavl Pedagogical Bulletin, iss. 1, pp. 112-121.
3. Bespalova, T. M. & Kudinov, S. I. 2020, 'Psychological structure of responsibility of persons of youthful and mature age', Applied legal psychology, iss. 2(51), pp. 34-40.
4. Vavakina, T. S. & Poznyakov, V. P. 2014, 'Psychological factors of business partnership effectiveness', Applied legal psychology, iss. 2, pp. 113-124.
5. Ivanova, E. M. & Kozlovsky, Yu. A. 2021, 'Privacy policy in the development of personal data seeking indisputable legal assistance', in N. S. Kornilov (ed.), Legal clinics: actual data of the clinical image and the window of free legal aid: materials of the VI interregional scientific and practical conference (Khabarovsk, March 26, 2021)), pp. 16-20, Pacific State University, Khabarovsk.
6. Inshakova, A. O. & Kvitsinia, N. V. 2018, 'Reform of legislation on the provision of qualified legal assistance: constitutional and legal consequences of implementation', Laws of Russia: experience, analysis, practice, iss. 2, pp. 79-83.
7. Kolobova, S. V. 2013, 'Constitutional right to qualified legal assistance', Citizen and law, isss. 12, pp. 10-17.
8. Kupreichenko, A. B. 2008, Psychology of trust and distrust, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
9. Kurkin, B. A. 2017, 'Bureaucracy of the welfare state: some problems, trends, directions of transformation', The rule of law: theory and practice, iss. 2 (48), pp. 25-32.
10. Lamanov, E. N., Kachanova, E. E. & Domareva, I. O. 2019, 'Problems of distrust of the Russian society to the activities of law enforcement agencies', European values in the context of the Russian legal system: collection of materials of the interregional webseminar (Yelets, March 21, 2019), pp. 109-112, I. A. Bunin Yelets State University, Yelets.
11. Latysheva, M. V. 2016, 'The problem of confidentiality of providing free legal aid on the basis of universities', Innovative science, iss. 3-2, pp. 70-72.
12. Nestik, T. A. 2014, 'Socio-psychological barriers in predicting the future in Russian companies', Applied legal psychology, iss. 2, pp. 124-135.
13. Ostapenko, A. S., Artemyev, E. V. & Bevzyuk, E. A. n.d., 'Commentary to Federal Law No. 324-FZ of November 21, 2011 "On free legal aid in the Russian Federation"', Legal reference system "Garant", viewed 10 January 2023.
14. Pukhareva, T. S. 2015, 'Features of self-development of lawyers with different levels of self-confidence', Applied legal psychology, iss. 2, pp. 203-208.
15. Skripkina, T. P. 2011, 'Antinomy of trust in the world and self-confidence in human existence', Personality Development, iss. 3, pp. 111-131.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Информация об авторе
К. С. Тишкович - старший преподаватель кафедры трудового и социального права. Information about the author
K. S. Tishkovich - Senior Lecturer of the Department of Labor and Social Law. Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 01.02.2023.
The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 01.02.2023.