КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
DOI 10.24412/2227-7315-2021-5-53-62 УДК 342.736
О.В. Николайченко, И.А. Зырянов
СТАНДАРТЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПЦИИ, РЕАЛИИ, ОБСУЖДЕНИЯ
Введение: в настоящее время государство принимает активное участие в обеспечении бесплатной юридической помощи гражданам, нуждающимся в ее получении. Круг таких лиц расширяется в условиях пандемии коронавируса СОУЮ-Ю, сокращения рабочих мест и утраты доверия к тем, кто оказывает юридическую помощь небезвозмездно. Цель: определение стандартов как некоторых ориентиров для субъектов (в особенности негосударственных учреждений), оказывающих юридическую помощь безвозмездно. Методологическая основа: метод анализа, дедукция, наблюдение. Результаты: на примере Юридической клиники ФГБОУ ВО «СГЮА» аргументирована авторская концепция относительно функциональной направленности и деятельности юридических клиник, задачей которых наряду с правовым просвещением и преодолением правового нигилизма является повышение качества оказания бесплатной юридической помощи. Выводы: в настоящее время при помощи региональных проектов и при участии некоммерческих организаций осуществляется поддержка экономически нестабильных субъектов правоотношений, нуждающихся в получении качественной юридической помощи, в том числе посредством введения стандартов.
Ключевые слова: оказание бесплатной юридической помощи, стандарты оказания бесплатной юридической помощи, юридические клиники.
© Николайченко Ольга Викторовна, 2021 5
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, доцент, руководитель Юридиче- 1
ской клиники (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: olga-nikolajchenko@yandex.ru )
© Зырянов Игорь Александрович, 2021 2
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака S Ефимовича Фарбера, координатор Юридической клиники по правовым заключениям (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: zyryanovv@yandex.ru
© Nikolaichenko Olga Viktorovna, 2021
Candidate of law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Civil procedure, head of the Legal Clinic (Saratov State Law Academy)
© Zyryanov Igor Aleksandrovich, 2021
Candidate of law, Associate Professor, Department of Constitutional law named after Professor Isaak Efimovich Farber, coordinator of the Legal Clinic for legal opinions (Saratov State Law Academy) 53
O.V. Nikolaichenko, I.A. Zyryanov
STANDARDS FOR PROVIDING FREE LEGAL AID THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPTS, REALITIES, DISCUSSIONS
Background: currently, the state is actively involved in providing free legal assistance to citizens who need it. The circle of such persons is expanding in view of the CAVID-19 coronavirus pandemic, job cuts and loss of confidence in those who provide legal assistance not free of charge. Objective: to definite standards for providing free legal aid as some guidelines for entities (especially non-governmental institutions) that provide legal assistance free of charge. Methodology: method of analysis, deduction, observation. Results: on the example of the Legal Clinic of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "SSUA", the author's concept regarding the functional orientation and activity of legal clinics is argued, the task of which, along with legal education and overcoming legal nihilism, is to improve the quality of providing free legal assistance. Conclusions: currently, with the help of regional projects and with the participation of non-profit organizations, support is provided to economically unstable subjects of legal relations who need high-quality legal assistance, including through the introduction of standards.
Key-words: providing free legal aid, standards of free legal aid, legal clinics.
Стандарты оказания бесплатной юридической помощи являются необходимой составной частью идеологии современного российского общества, стремящегося сориентировать государственную/муниципальную власть на исполнение тех 3 функций, которые обуславливают ее учреждение. Есть основания говорить, л. что стандарты — это основное средство обеспечения эффективной защиты на-з рушенных субъективных прав и охраняемых законом интересов.
ил
2 В целом стандарты оказания бесплатной юридической помощи способствуют
1 установлению доверительной связи между гражданами и теми, кто оказывает им
| юридическую помощь, в том числе в выработке алгоритмов и моделей определен-
| ного тактичного (этического) поведения. Эти стандарты востребованы сегодня
§ как никогда, в том числе они необходимы и для тех, кто оказывает юридическую
I помощь без определенного правового фильтра.
<2 Российский законодатель уже сделал «первые шаги» к ограничению доступа
° для оказания юридической помощи в судебных органах. Федеральный закон от
« 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
и
| акты Российской Федерации», именуемый в научных кругах «судебной рефор-
0 мой», ограничил возможность представительства в суде для тех дел, которые рас-§ сматриваются в вышестоящих судебных инстанциях по отношению к мировым ° судьям и районным судам1. В соответствии со ст. 49 указанного нормативного
го
¿3 акта в вышестоящие инстанции по отношению к районным судам и мировым ! судьям допускаются только адвокаты или лица, имеющие ученую степень по
1 юридической специальности. Поэтому в силу закона были установлены повышенные квалификационные требования к стандартам оказания юридической помощи, нашедшие позитивный отклик среди ученых [1, с. 19-24].
1 См.: Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные 54 законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2018. 4 дек.
Квалифицированную юридическую помощь в силу закона сегодня оказывают адвокаты, нотариусы и некоторые другие лица. Например, М.Ю. Борщевский применительно к адвокатам выделяет такие критерии качества (стандарта) оказания юридической помощи, как профессионализм и добросовестность [2, с. 24].
От имени государства правозащитную функцию выполняют судьи и прокуроры, которые сдают экзамены, имеют определенный стаж юридической работы, определенную ступень высшего оконченного образования, отвечающую ряду иных определенных законом и этических критериев.
Проверять качество оказания юридической помощи могут только сами высококвалифицированные специалисты, а проверять их квалификацию можно в ходе специального испытания, экзамена, проверки или иной оптимальной формы по наиболее детализированным критериям. Приписывать каждому юристу возможность оказывать такую помощь с позиций «стандартов» нецелесообразно вследствие того, что в результате такого подхода потеряется ценность квалифицированности юриста и качества его помощи, произойдет излишнее усложнение критериев квалификации. Но еще большее значение имеет то, что оценка квалифицированности будет основана на мнении самого специалиста о себе (или на мнении клиентов о нем), что представляется необоснованным.
Стандарты оказания бесплатной юридической помощи нуждаются в уточнении и корректировке, особенно в части регулирования деятельности юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи.
Российские вузы интенсивно вводят инновационные и практико-ориенти-рованные элементы в профессиональную подготовку специалистов-профессионалов. Проведенный нами опрос среди обучающихся стажеров-клиницистов е Юридической клиники Саратовской государственной юридической академии и показал, что участие студентов в работе клиники стимулирует их к занятию а научной деятельностью, дает им толчок для научного поиска и определения про- о фессиональной специализации уголовно-правового (либо гражданско-правового, о государственно-правового) профиля. о
п
Позитивный факт: количество юридических клиник, создаваемых при вузах, | ежегодно увеличивается, а количество зарегистрированных обращений за бес- в
е
платной юридической помощью растет1. Такая ситуация говорит о востребован- о ности данного вида услуг у граждан. ю
"О
В российском законодательстве правовой статус юридических клиник прямо | не установлен отдельным нормативно-правовым актом, а закреплен п. 2 ст. 22 ФЗ к
РФ № 324-Ф3 от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Россий- а ской Федерации» и приравнивается к негосударственным центрам бесплатной | юридической помощи, главное функциональное назначение которых — оказание и
бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. (Федеральный закон ¡§
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2). 1
Из литературы и СМИ известно, что в деятельности юридических клиник ) практикуются иные функциональные подходы, нацеленные на реализацию социальной направленности — расширение форм оказания юридической по-
1 На основании мониторинга деятельности Юридической клиники СГЮА за период 20102020 годов. Так, количество обращений в Юридическую клинику СГЮА в 2010 году составило 917, в 2015 — 1527, в 2018 — 3260, в 2021 — превысило 5000.
2 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6725. 55
мощи, вплоть до непосредственного представления интересов граждан в суде обучающимся-клиницистом. Оправданно ли это?
Представляется, что при оценке методов работы юридической клиники первое, на что должно быть обращено внимание, это вопрос о том, не противоречат ли они образовательной деятельности вуза, соответствуют ли Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1, другим законам и подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере образования. В этой связи призывы на страницах юридической печати о «доведении дела до конца», не ограничиваясь консультированием и составлением документов правового характера, а ориентируясь на деятельное присутствие и выступления в суде, не выдерживают никакой критики.
Профессор О.В. Исаенкова, анализируя деятельность юридических клиник, изучая их цель и задачи, приходит к выводу, что клиники призваны сыграть собственную важную роль в решении образовательно-практических задач по формированию профессиональных компетенций обучающихся юристов, при этом формирование указанных компетенций должно быть поэтапным, так как правильное умение может последовать из глубокого знания, а опыт — из умения и анализа [3, с. 39]. Соглашаясь с представленной позицией, позволим себе заметить, что без надлежащего усвоения фундаментальных теоретических основ углубленное изучение юриспруденции невозможно. Мы все знаем, сколько времени необходимо для того, чтобы представлять интересы граждан непосредственно в суде. Более того, судебное заседание (будь то даже беседа на стадии подготовки дела к судебному разбирательства) не будет назначаться и переноситься судом в зависимости от образовательного процесса.
Юридические клиники не смогут удовлетворить возрастающий спрос населения на оказание юридических услуг в полном объеме, если студенты-клиницисты будут заниматься представлением интересов клиентов в государственных органах или суде. Получение фундаментальных теоретических знаний и формирование практических навыков не должны осуществляться в отрыве друг от друга. Только в тесной взаимосвязи и взаимозависимости тандема «теория-практика» можно будет получить результат, к которому стремятся и работодатели, и выпускники.
Юридические клиники могут бесплатно оказывать гражданам следующие услуги:
правовое консультирование в устной и письменной форме;
составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Однако отличительной чертой юридических клиник является то, что в оказании бесплатной юридической помощи участвуют лица, осваивающие в вузе юридическую специальность под контролем кураторов, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники под эгидой высшего учебного заведения — образовательной организации соответствующего профиля.
Для повышения качества юридической помощи, оказываемой юридическими клиниками, представляется необходимой разработка минимального стандар-
1 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. I, ст. 7598.
та качества, где должны быть закреплены цели, задачи, принципы оказания бесплатной юридической помощи, а также понятийный аппарат, механизмы безвозмездного оказания юридических услуг и критерии оценки их качества.
Так, юридическими клиниками вузов вносились в АНО «Центр развития юридических клиник» предложения по разработке единого стандарта деятельности юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи, который был положен в основу большинства положений о функционировании юридических клиник1. В результате были разработаны Стандарты деятельности юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи (далее — Стандарты), фундаментом для которых послужили базовые принципы деятельности юридических клиник:
1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи;
10) добросовестность.
Примечательно, что принятые Стандарты проецируются на качество бесплатной юридической помощи, обеспечиваемое комплексом мер, в том числе организационного, кадрового и материального характера, содержание которых зависит от вуза и его специализации.
Вместе с тем думается, что в Стандартах целесообразно также более конкретно отразить механизмы оказания бесплатной юридической помощи:
установление четких и объективных критериев определения лиц, оказывающих юридическую помощь;
постоянное профессиональное развитие и повышение квалификации на регулярной основе для лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
требования о соблюдении лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, профессиональных этических правил, которые должны быть закреплены в отдельном Положении / Кодексе этики стажеров, кураторов, координаторов;
1 См.: Стандарты деятельности юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи. URL: https://www.codolc.com/files/b7/79/b779de04903a5a3f8cecc9611bfdb670.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
применение инструментов оценки качества (таких, например, как опросы удовлетворенности клиентов), основанных на объективных наборах критериев (книга отзывов и предложений, анкетирование граждан, выстраивание системы «обратной связи» и т. п.).
При разработке критериев оценки качества оказания бесплатной юридической помощи следует учитывать тот факт, что помощь осуществляется именно студентами и стажерами под контролем преподавателей-кураторов.
В закрепляемых Стандартах необходимо раскрыть критерий социальной значимости оказываемой юридической помощи, а также правила ее получения, которые должны быть отражены в Положении о юридической клинике (зачастую они отсутствуют, либо упоминания о них обозначаются «общими фразами»). Установление «точечных» правил в отношении конкретных, часто встречающихся случаев из практики, касающихся этических или квалификационных требований, необходимо, чтобы помочь консультантам в той или иной ситуации. В ином случае Стандарты могут оказаться декларативным документом.
Особого внимания заслуживают категории дел, по которым должна оказываться бесплатная юридическая помощь. Очевидно, что юридические клиники должны руководствоваться, в т.ч. и региональным законодательством на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующим конкретные категории дел и категории граждан, которым юридическая помощь предоставляется безвозмездно1. Вместе с тем обучающиеся должны овладеть навыками юридического консультирования и выработки позиции по самым разнообразным категориям дел. Излишняя «узость» в рамках функциональной деятельности юридической клиники снизит интерес обучающихся к работе с клиентами. В частности, в Юридической клинике СГЮА успешно внедрена практика специализированного консультирования, консультирования в рамках Единого дня, посвященного конкретной области правоотношений (земельных, кредитно-финансовых, трудовых, пенсионных, связанных с защитой прав потребителей, семейных) и отдельным категориям лиц (несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями, матерям-одиночкам и т. п.). В то же время очевидно, что в Положении о юридической клинике необходим пункт, предусматривающий правило-исключение для финансово обеспеченных граждан с большой ценой иска.
Также для защиты этических принципов и интересов работников юридических клиник, поддержания морального авторитета вуза необходимо предусмотреть основания для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи. Так, нередко после консультации и даже составления процессуальных документов выясняется, что клиент играет в «двойную игру», оформляет дела у двух юристов. Параллельные приемы по одному делу, которое одновременно ведет лицо, оказывающее юридическую помощь на основании договора, и стажер юридической клиники под руководством преподавателей, нарушают нормы профессиональной этики. Так, клиент после консультации и составления документов стажером обращается с просьбой «посмотреть» документ, составленный другим юристом за деньги, либо просит изменить, переделать документ «платного» юриста. Идти на поводу у клиента в этом случае недопустимо по двум причинам:
1 См.: Закон Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» // Собр. законодательства Саратовской области.
58 2012. № 12.
во-первых, в силу разных (даже вполне обоснованных) подходов к выработке правовых позиций у двух юристов, а также в зависимости от их неодинаковой квалификации может возникнуть конфликт интересов. Неэтичное поведение клиента, не доверяющего юристам, может привести к тому, что желаемый для него результат не будет достигнут, в чем могут необоснованно обвинить юридическую клинику;
во-вторых, такое поведение клиента способствует «стравливанию» юристов. Ситуация усугубится, если клиент не скажет, кто составлял ему документ, а будет действовать исподтишка. Преподаватель-юрист, который, сам того не зная, правит за другим юристом или адвокатом документы, ставит поду удар свою репутацию, что может впоследствии сказаться на его профессиональном статусе в юридической среде. В итоге может пострадать и авторитет самой юридической клиники, а также вуза.
В таком случае, зная, что клиент не отозвал доверенность у другого юриста (как того требует профессиональный этикет), клиника должна отказать ему в проведении подготовки дела и консультации. Стандарты оказания бесплатной юридической помощи могли бы на типовом примере помочь разрешить такой вопрос и дать гарантии информирования юридических клиник для предотвращения подобных ситуаций.
В Стандартах следует отразить еще одно (отдельное) положение об обязательном указании согласия клиента на получение юридической помощи пункта с вопросом: «Обращались ли Вы за юридической помощью по этому вопросу (предмету обращения) к другому юристу (адвокату), имеется ли не отозванное согласие либо доверенность по этому предмету обращения (спору) у других лиц или организаций?» Ответ на него клиент должен удостоверить своей подписью. Далее можно указать, что если лицо не расторгло подобные платные (бесплатные) соглашения, то юридическая клиника, исходя из правил этикета, вправе отказать ему в бесплатной юридической помощи.
Особое место в Стандартах необходимо уделить принципу конфиденциальности, учитывая, что в ходе беседы со стажером гражданин рассказывает подробности личной жизни. От каждого стажера (практиканта) следует брать обязательство не разглашать (например, в сети Интернет) доверенные клиентом сведения личного характера и его (клиента) персональные данные. В бланке письменного согласия клиента на получение бесплатной юридической помощи можно отвести специальную графу: «Процессуальные документы, составленные по предмету моего обращения, могут быть/не могут быть использованы как материалы производственной практики и обнародованы в сети Интернет в порядке ст. 24 Конституции РФ. Подпись (ненужное вычеркнуть)».
Считаем, что стандарты оказания бесплатной юридической помощи необходимо распространять на требования к преподавателям-кураторам, которые, в частности, должны:
иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет;
обладать навыками курирования практики обучающихся и стажеров; аргументировать низкую или высокую оценку работы обучающегося; обладать способностью заинтересовать обучающегося работой в юридической клинике.
Особая роль в эффективном функционировании юридической клиники отводится преподавателям-координаторам, обладающим очевидным мастерством в обучении не только стажеров, но и начинающих преподавателей юридической клиники либо вуза. За координатором юридической клиники следует закрепить функции контроля за конкретной сферой профессиональной деятельности. В Юридической клинике СГЮА работают три координатора: частноправового блока, публично-правового блока и правовых заключений. Они также являются ответственными за качество оказания бесплатной юридической помощи и в случае возникновения спорных ситуаций осуществляют общий контроль.
Оказывая консультативную помощь гражданам, стажеры-юристы изучают профессиональную и коммуникативную этику, юридическую словесность. Так, развивается многопредметная подготовка специалистов в области юриспруденции с опорой на существующие традиции российского образования. Вспомним, что изначально идея создания юридических клиник имела целью погружение юриста в профессию.
Совместные тематические приемы с практическими работниками оказывают эффективное влияние, с одной стороны, на снятие социальной напряженности и получение гражданами бесплатной юридической помощи, а с другой стороны, способствуют профессиональной ориентации обучающихся-стажеров и их дальнейшему успешному трудоустройству. Такие приемы повышают интерес обучающихся к работе и активизируют их практическую деятельность в Юридической клинике, благодаря чему стажер не является пассивным наблюдателем, а активно включается в консультирование. я Необходимо отметить, что в соответствии с российским законодательством
0 „
? обучающиеся-клиницисты не могут оказывать квалифицированной юридиче-
а ской помощи. Они еще не получили юридического образования, не имеют юри-
» дического стажа и, следовательно, не обладают даже квалификацией юриста без
1 диплома о высшем образовании. Поэтому подготовка преподавателей, студентов, | магистрантов и аспирантов к работе в юридической клинике по соответствую-I щему направлению или отрасли законодательства должна осуществляться на
§ конкурсной основе с проверкой у каждого из соискателей первичных знаний,
ф
| навыков и усвоенных этических принципов. Требования приёма кандидатур (по § собеседованию или экзамену, либо в иной форме) определяются образовательным учреждением (организацией) или юридической клиникой самостоятельно | отдельным правовым актом.
| Итак, Стандарты оказания бесплатной юридической необходимы для успеш-
& ного функционирования юридических клиник. Необходимо учитывать, что | нельзя распространить единый стандарт на всех субъектов, оказывающих ё бесплатную юридическую помощь. Стандарты оказания бесплатной юридиче-§ ской помощи могут носить сугубо рекомендательный характер с точки зрения | Конституции РФ и правил юридической техники. Целесообразно пункт об обя-| зательности стандартов с соблюдением правил юридической техники записать бланкетной нормой со ссылкой на их отражение в локальных правовых актах образовательных организаций, учредивших юридические клиники, или локальных правовых актах юридических клиник.
Указанные критерии (требования) — это лишь некоторые очертания «идеальной» модели, в которую не вписаны и не могут быть вписаны личная ответствен-60 ность лиц, оказывающих юридическую помощь или проводящих правовую про-
паганду, дисциплинированность участников, отзывчивость к решению проблем третьей стороны, доброжелательность и, самое главное, желание и готовность довести дело до конца. Все эти качества формируются только в результате переосмысления многих инновационных подходов к пониманию, интерпретации и анализу происходящих событий. Любому квалифицированному человеку, особенно лицу, готовому оказать юридическую помощь, должны быть известны не только принципы профессиональной этики, но и устоявшиеся категории юридической науки. В этой связи принципиально важным является формирование у обучающихся и стажеров истинных представлений о профессии, исходящих от лиц, обладающих знаниями и высокой квалификацией.
Просвещение — необходимый элемент в формировании личности каждого современного человека. Полноценное просвещение, прежде всего, направлено на аккумулирование идей, гипотез и фактов для воссоздания истинной картины прошлых, настоящих и будущих событий.
На сегодняшний день приходится констатировать непреложный факт: происходит инструментаризация знаний как динамичной системы, которую используют не всегда в ее сущностном ключе. Поэтому просвещение выступает важной для государства и общества ценностью вследствие того, что оно отражает способность и готовность индивидов к правильным, рациональным, взвешенным поступкам и решениям. Следствием просвещения, особенно правового, становится добровольное следование законам и объективному праву, благодаря чему предотвращаются явления нигилизма и девиантное поведение.
Проведение разнообразных диспутов, деловых встреч должно стать одним из направлений в деятельности юридической клиники, что будет способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия между общественными и государственными институтами, более полному обеспечению защиты нарушенных субъективных прав и свобод граждан, в том числе претендующих на получение качественной бесплатной юридической помощи. В этой связи представляется целесообразным предпринять следующие «шаги»:
1. В сфере взаимодействия структур гражданского общества и государства: создать правовой механизм взаимодействия всех образовательных организаций на федеральном уровне и на уровне конкретного региона с привлечением всех учреждений, в деятельность которых входит просветительская работа (библиотек, домов творчества юных и т.п.);
разработать конкретные нормативные установки, закрепляющие «четкие» правила, порядок процедуры взаимодействия общественных образований и юридических клиник региона;
доработать и принять с участием представителей общественности и общественных образований, политических партий закон «Об обеспечении доступа к информации по правовой грамотности граждан и ее распространению».
2. По стимулированию общественного и образовательного взаимодействия: разработать Концепцию о государственной поддержке общественных инициатив, направленных на повышение правосознания граждан;
обязать органы государственной (муниципальной) власти к проведению пропагандистской деятельности, направленной на расширение просветительской работы;
провести финансирование победителей общественных проектов, направленных на популяризацию права как системы правил поведения в современном (цифровом) обществе;
разработать правовую базу, необходимую для деятельности граждан в целях их самоорганизации и направленную на повышение правовой грамотности;
3. В сфере деятельности общественных организаций:
разработать долгосрочную стратегию поддержки общественных объединений, оказывающих юридическую помощь социально незащищенным категориям граждан;
внедрить на конкурсной основе государственную поддержку социально-значимых проектов по оказанию бесплатной юридической помощи;
санкционировать форму передачи информации для обсуждения в законотворческом процессе.
4. В сфере идеологических отношений:
определить стратегические цели правового просвещения; разработать приоритетные направления в сфере идеологических установок; разработать программу мероприятий по правовому просвещению граждан с включенностью всех образовательных организаций (учреждений), в том числе среднего общего образования;
разработать и систематизировать обучающие методические материалы для разных групп населения с учетом местных и религиозных порядков, менталь-ности людей, их возрастных особенностей и физиологических возможностей.
Я Библиографический список
? 1. Ткачева Н.Н. Представитель с высшим юридическим образованием в граждан-
g ском процессе: за и против // Публичное право сегодня. 2018. С. 19-24.
^ 2. Борщевскии М.Ю. Адвокатская этика. М.: Издательский дом «Федоров», 1999.
! 287 с.
Л 3. Исаенкова О.В. Основная цель юридической клиники: защита прав малоимущих
Ф
| или навыки студентов? // Вестник гражданского процесса. 2020. Т. 10. № 1. С. 39-50.
га 55
0
й References
1 1. Tkacheva N.N. A Representative with a Higher Legal Education in Civil Proceed! ings: Pros and Cons // Public law today. 2018. Р. 19-24.
0 2. Borshchevsky M.Yu. Lawyer Ethics. Moscow: Publishing House "Fedorov", 1999.
1 287 р.
| 3. Isaenkova O.V. The Main Goal of the Legal Clinic: Protection of the Rights of the Poor
f or the Skills of Students? // Bulletin of Civil Procedure. 2020. Vol. 10. No. 1. Р. 39-50.
5 S
О *
и CO О