Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН БЕССМЕРТИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ'

ФЕНОМЕН БЕССМЕРТИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ДУША / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АККАУНТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сколота З.Н., Алексеева И.Ю.

В статье предпринята попытка анализа сложного феномена бессмертия в условиях виртуального пространства. Актуальность проблемы обосновывается возросшим за последние годы количеством аккаунтов умерших людей в социальных сетях, а также набирающим популярность электронным мемориалам и виртуальным кладбищам. Рассмотрев пять концептуальных моделей бессмертия, автор предполагает, что одна из них переживает трансформацию в условиях виртуализации реальности в качественно новую форму - цифровую. Дается определение понятию цифровая душа. Описана футурологическая теория цифрового бессмертия человека. Выводятся две формы практического бессмертия в Интернет. Констатируется, что цифровое бессмертие является проявлением характерной для современного социума элиминацией проблемы смерти в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF IMMORTALITY IN THE VIRTUAL WORLD 135

The author in the article attempts to analyze the complex phenomenon of immortality in conditions of virtual space. Emphasize the problem has increased in recent years, becouse of number of accounts of dead people on social networks, as well as the increasingly popular electronic memorials and virtual cemeteries. Having reviewed five conceptual models of immortality, the author suggests that one of them is going through a transformation in the conditions of virtualization of reality in a qualitatively new form digital. Defines the concept of digital soul. Described futurist theory of digital immortality of man. Displays two forms of practical immortality in the Internet. It is stated that digital immortality is the the elimination the problem of death in society which is characterised of modern society greatly.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН БЕССМЕРТИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ»

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture

2016. No. 3 (48)

Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Художественная литература, 1979. 341 с.

2. Библер В.С. Культура XX века и диалог культур // Диалог культур. Москва, 1994. Вып. 25. С. 4-16.

3. Иванова Е.М. «Культурный переход» как онтологическая проблема информационного общества // Известия Томского политехнического университета. 2007. Вып. 2, т. 310. С. 210-217.

4. Карташева Е.Н. Коммуникативная личность и современный процесс социальной динамики. Москва: Гнозис, 2014. 320 с.

5. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. Москва: Современные тетради, 2005. 508 с.

6. Назаретян А.П. Взаимодействие культур и социумов в контексте всемирной истории. Москва: ЛКИ, 2007. 303 с.

7. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону: Книга, 2003. 320 с.

8. Петров М.К. Язык, знак, культура. Москва: Едиториал Урсус, 2004. 328 с.

9. Сайко Э.В. Проблемное поле диалога как феномена социального мира // Цивилизации: Вып. 7: Диалог культур и цивилизаций. Москва: Наука, 2006. С. 11-23.

10. Толстых В.И. Будущее цивилизации в контексте диалога культур // Диалог культур в глобализирующемся мире. Москва, 2005. С. 161-172.

11. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: ACT, 1999. 261 с.

12. Чумаков А.Н. Исторический процесс в категориях «культура», «цивилизация», «глобализация» // Материалы семинара «Глобальный мир». Москва, 2003. Вып.3. С.20-29.

References

1. Bahtin M.M. Jestetika slovesnogo tvorchestva [Esthetics of verbal creativity]. Moscow: Art Literature, 1979, 341p.

2. Bibler V.S. Kultura XX veka I dialog kultur [ Culture of XX century and dialogue of cultures]. Materialy naychnoy konferentsii [Materials of scientific conference]. Moscow, 1994, no. XXV, pp. 4-16.

3. Ivanova E.M. Kulturny perehod kak ontologicheskaya problema informacyonnogo obshhestva [Cultural transition as ontologic problem of information society]. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta [News of Tomsk polytechnical university]. 2007, no. 2(310), pp. 210-217.

4. Kartasheva E.N. Kommunikativnaya lichnost' I sovremennyj process social'noy dinamiki [Communicative identity and modern process of social dynamics]. Moscow: Gnozis [Gnosis], 2014, 320 p.

5. Mironov V. V. Filosofiya I metamorfozy cul'tury [Philosophy and metamorphoses of culture ]. Moscow: Sovremennye tetradi [Modern notebooks]. 2005,508 p.

6. Nazaretyan A.P. Vzaimodejstvie kul'tur I sociumov v kontekste vsemirnoy istirii [Interaction of cultures and societies in the context of a world history]. Moscow: LKI, 2007, 303 p.

7. Negodayev I.A. Informatizaciya kul'tury [ Informatization of culture]. Rostov-on-Don: Kniga, 2003, 320 p.

8. Petrov M. K. Yazyk, znak, kultura [Language, sign, culture]. Moscow: Editorial Ursus, 2004, 328 p.

9. Sayko E.V. Problemnoe pole dialoga kak fenomena social'nogo mira [ Problem field of dialogue as phenomenon of the social world ]. Civilizacii [Civilizations]. 2006,no.7: Dialog cul'tur I civilizaciy[Dialogue of cultures and civilizations ]. Institut vseobshhey istorii RAN [ Institute of general history of the Russian Academy of Sciences]. - Moscow: Nauka [Science]. 2006, pp. 11-23.

10. Tolstykh V. I. Buduchhee civilizacii v kontekste dialoga kul'tur [The future of the Civilization in the context of dialogue of cultures]. Moscow, 2005, pp. 161-172.

11. Toffler A. Tret'ya volna [The Third wave]. Moscow: AST, 1999, 261 p.

12. Chumakov A.N. Istorichesky process v kategoriyah "kul'tura", " civilizaciya", "globalizaciya". [Historical process in the categories «culture», «civilization», «globalization» ]. Materialy seminara "Globalnyj mir" [Seminar Materials "The global world"]. Moscow, 2003, no. 3, pp. 20-29.

ФЕНОМЕН БЕССМЕРТИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ11.

Сколота Зоя Николаевна, кандидат философских наук, доцент Астраханский государственный университет Россия, 414056, г. Астрахань, Татищева, 20а E-mail: dizoya@gmail.com

Алексеева Ирина Юрьевна, доктор философский наук, доцент

Институт философии РАН

Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1

E-mail: ialexeev@inbox.ru

В статье предпринята попытка анализа сложного феномена бессмертия в условиях виртуального пространства. Актуальность проблемы обосновывается возросшим за последние годы количеством акка-унтов умерших людей в социальных сетях, а также набирающим популярность электронным мемориалам и виртуальным кладбищам. Рассмотрев пять концептуальных моделей бессмертия, автор предполагает, что одна из них переживает трансформацию в условиях виртуализации реальности в качественно новую

11 Статья публикуется в рамках гранта РГНФ №14-0300289. (The article is published in the framework of the grant RHF №14-0300289.)

форму - цифровую. Дается определение понятию цифровая душа. Описана футурологическая теория цифрового бессмертия человека. Выводятся две формы практического бессмертия в Интернет. Констатируется, что цифровое бессмертие является проявлением характерной для современного социума элиминацией проблемы смерти в обществе.

Ключевые слова: смерть, бессмертие, виртуализация, цифровая душа, социальные сети, аккаунт

THE PHENOMENON OF IMMORTALITY IN THE VIRTUAL WORLD

Skolota Zoya N., Ph.D. (Philosophy), Associate Professor Astrakhan State University 20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russia E-mail: dizoya@gmail.com

AlekseevaIrina Yu., D.Sc. (Philosophy), Associate Professor Institute of Philosophy of the RAS 12/1 Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russia E-mail: ialexeev@inbox.ru

The author in the article attempts to analyze the complex phenomenon of immortality in conditions of virtual space. Emphasize the problem has increased in recent years, becouse of number of accounts of dead people on social networks, as well as the increasingly popular electronic memorials and virtual cemeteries. Having reviewed five conceptual models of immortality, the author suggests that one of them is going through a transformation in the conditions of virtualization of reality in a qualitatively new form digital. Defines the concept of digital soul. Described futurist theory of digital immortality of man. Displays two forms of practical immortality in the Internet. It is stated that digital immortality is the the elimination the problem of death in society which is characterised of modern society greatly.

Keywords: death, immortality, virtualization, digital soul, the social network, account

Проблема бессмертия как продолжения существования жизни после смерти всегда волновала человечество. Более того, именно вера в бессмертие образует ядро мифов и религий. Источником идеи бессмертия являлись убеждения в божественном происхождении души, ее эфемерности и неразрушимости. Несмотря на то, что подробнее всего это проблема раскрывается в религиозных традициях, в философском дискурсе этот вопрос звучит у Платона, Эпикура, Р. Декарта, Д. Юма, П. Гольбаха, марксистов и русских мыслителей-материалистов. Современные достижения в области медицины и техники дают основания для оптимистических прогнозов футурологов, которые утверждают, что бессмертие является эволюционной неизбежностью человечества. Бессмертие как бесконечное бытие человека поле смерти, сегодня рисуется достижимым через крионику, трансплантацию органов, генную инженерию и даже мозговую эмуляцию (перенос содержимого мозга на электронные носители). Однако все эти технологии предлагают телесное бессмертие в отдаленном будущем, в современном виртуали-зирующемся обществе бестелесное бессмертие уже стало возможным на просторах Интернет. В самой популярной социальной сети планеты Facebook, зарегистрировано порядка 1.4 миллиарда пользователей, это 1/7 населения планеты, в 2015 г. количество аккаунтов умерших людей составило около 30000000 [10]. В таких социальных сетях как ВКонтакте, LinkedIn, Twitter, Одноклассники также наблюдается постоянно растущее количество аккаунтов мёртвых людей, что свидетельствует о широком социальном явлении, требующем рефлексии. Наряду с бессмертием в социальных сетях, набирают популярность электронные мемориалы и виртуальные кладбища. Цель статьи заключается в рассмотрении феномена бессмертия в цифровом формате посредством создания электронных информационных единиц - образов индивидов в виртуальном мире.

Проблема смерти и бессмертия всегда была актуальна для человека, являясь предметом как личной, так и философской рефлексии. Тема смерти в современном социуме десакрализу-руется - «смерть превратилась в объект массового поглощения, излюбленный медиа объект непрерывной симуляции» [4, с. 33]. Массовая культура эксплуатирует эту тему в СМИ, кинематографе, мультипликации, музыке. Индустрия игрушек живо реагирует на спрос маленьких потребителей, вызванный мультипликацией и выбрасывает на рынок целые производственные линейки кукол, посвящённых теме смерти - зомби, вампиров в гробах и монстров из потустороннего мира. Происходит ничто иное как эстетизация и романтизация смерти, которая косвенно приводит к ее нивелированию. Игра в смерть и умерших фактически приводит к ощущению существования без-смерти - «практического бессмертия». В связи с этим нельзя не вспомнить известный афоризм Сократа: «Смерть - это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём - её ещё нет, когда мы умерли - её уже нет» [6, с. 145].

Человечество второй половины ХХ - начала XXI в., как общество тотального гуманизма, пытается исторгнуть смерть как некое некомфортное для человека явление и понятие. Таким образом, происходит элиминация смерти из повседневной жизни. Общество стремится сохранить память о живом человеке, но не факт его смерти. Именно поэтому в развитых западных странах на похоронах люди уже не видят умершего (его либо кремируют, либо хоронят в закрытом гробе), а поминальные обеды больше походят на обычные вечерники, без виновника торжества. Во избежание психологических травм присутствие детей на похоронах становится редким и нежелательным явлением. Смерть исторгается «из домашней интимности на кладбище... затем все дальше от центра на периферию, и в конечном счете - в никуда, как в новых городах, где для мертвых не предусмотрено ничего, ни в физическом, ни в психическом пространстве» [1, с. 214]. Многочисленные клиники, морги, социальные службы освободили семью умирающего от забот и о нем самом в последние минуты его жизни, и о его теле после наступления физической смерти.

Таким образом, массовая культура и постмодернистская парадигма адаптировали человека к феномену смерти, банализировав ее, отделив от индивида, изгнали из своей практической повседневности, тем самым добившись существования без-смерти.

Новая философская энциклопедия определяет бессмертие как веру в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека [7]. В истории философии и культуры сформировалось как минимум пять концептуальных моделей бессмертия.

Первая представляет из себя бессмертие нематериальной души, иными словами бестелесное существование. В мировой философии его называют эйдетическим, связывающим бессмертие с приобщением к миру вечных идей.

Вторая модель, христианская, которая базируется на факте физической смертности человека и бессмертии его души. После смерти человека душа продолжает существовать в промежуточном бестелесном состоянии до Второго пришествия и всеобщего Воскресения.

Третья модель предполагает бессмертие астрального тела, напоминающего физическое тело, и является, скорее всего, мистической и паранаучной. После смерти астральное тело отделяется от физического и скорбит в трансцендентности, вне времени и пространства. Таким образом, даже если физическое тело разлагается, астральное тело выживает. Этот тип бессмертия наиболее часто представлен в кинематографе и литературе (например, призрак Гамлета).

Четвертая модель - натуралистическая. Она сложилась преимущественно в эпоху Просвещения и была развита в работах материалистов (Л. Фейербахом, Л. Бюхнером, Э. Геккелем и др.). Они указывали на тленность физической природы человека и бессмертие его природных первоначал, которые могут быть представлены генетическим кодом, «зародышевой плазмой», мигрирующими атомами.

Пятая, единственная верифицируемая, модель - социокультурная. Бессмертие здесь воплощено в культурном (материальном и духовном) наследии, оставленном умершим в памяти человечества.

Стремительно развивающиеся технологии, а также виртуализация социума привели к тому, что все аспекты социальной жизнедеятельности человека сопровождаются соприкосновением с виртуальной реальностью. Начиная с момента «второго» виртуального рождения, когда человек впервые создает свой аккаунт в социальных сетях, он начинает поиск своей идентичности. Уже на заре своего развития Интернет имел одну характерную особенность -он был анонимен, что с одной стороны вносило некоторый элемент тревожности в любые коммуникации (от дружеских до деловых), с другой, давало ощущение абсолютной свободы и вседозволенности. Развитие индустрии высоких технологий не только привело массу людей в виртуальную реальность, но и способствовало упрощению их визуальной идентификации. С появлением и цифровой фотографии упрощением процесса съемки Интернет, по сути, перестал быть анонимным в полном смысле этого слова. Каждый пользователь начинает свое знакомство с кибер-миром через самоидентификацию, которая в отличие от реального мира целиком и полностью зависит от воли самого пользователя. Дальнейшее бытие в виртуальном мире почти не отличается от реального: здесь люди знакомятся, общаются, учатся, влюбляются, создают семьи и расстаются, стареют и даже умирают. В реальном мире после смерти человеке его образ постепенно стирается из памяти близких ему людей стирается. Вспомнить о нем можно лишь прилагая личное физическое и эмоциональное усилие - посещение церкви, мечети или кладбища, вспоминание в беседе или личной молитве о человеке.

В медицине существует метафизическая позиция, согласно которой «смерть человеческого существа, определяется с того момента, когда умирает сознание. Человек считается мертвым не потому, что его органы прекратили свою работу, но потому, что он умер для рода

человеческого. Мы устанавливаем различие между человеком и всеми остальными живыми существами. Это различие есть сознание» [9, с. 18].

Итак, пока сохраняется память о человеке и некий отпечаток его сознания, он фактически бессмертен. Виртуальная реальность дает новую форму памяти - внешнюю цифровую, которая не всегда зависит от воли пользователя, однако существовать может столько, сколько будет существовать Интернет. За время пребывания в виртуальном пространстве человек успевает создать цифровую копию своего «Я», можно сказать, цифровую копию своей души. Если основываться на том утверждении, что средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью, то можно утверждать, что информационное поле, созданное человеком вокруг себя в виртуальном мире и есть цифровая душа индивида.

Иными словами, цифровая душа - нематериальная форма идентичности, набор личной информации, мыслей и визуального ряда, представленная в виртуальном пространстве. По словам М. Вертхайма, в Интернет-среде можно наблюдать возвращение к дуализму, к вере в то, что человек являясь биполярным существом, состоящим из смертного материального тела и нематериальной сущности, потенциально бессмертен [15, с. 124]. Поскольку информация попавшая однажды в Интернет остается там навсегда (надежно хранится в специальных дата-центрах), ее наличие в свободном сетевом доступе после смерти индивида означает, что человек продолжает свое существование.

Основываясь на социокультурном подходе в философском дискурсе, утверждающем, что сохранение достижений личности в памяти человечества есть бессмертие, можно предположить, что в виртуальном мире существует бессмертие человека. «Цифровое бессмертие - это когда физически вы умерли, а в кремнии существуете - своего рода «план "Б" на тот случай, если наука о жизни не сможет достичь настоящего биологического бессмертия», - пишет британский философ С. Кейв в своей книге «Бессмертие» [12, с. 78].

Футурологи предполагают развитие в недалеком будущем специального направления в технологии бессмертия - мозговая эмуляция. Они уверены, что эта технология будет направлена на решение главной проблемы, связанной с обретением бессмертия - проблемы переноса информации. Путем переноса содержимого мозга на электронные носители, в будущем человечество сможет создать его цифровую версию. «То есть ваш мозг сканируют и вашу сущность загружают в цифровом виде, как набор битов и байтов, - поясняет С. Кейв. Эту целостную эмуляцию мозга можно сохранить в компьютерном банке памяти, а оттуда в любой момент вернуть к жизни в виде аватара в виртуальном мире вроде Second Life, а то и в теле наделенного искусственным разумом робота, который будет точной копией вас самого» [12, c. 146].

Однако в ближайшие годы «копирование» человеческого мозга вряд ли станет возможным, так как полная эмуляция мозга одного человека при современном развитии технологий потребует огромных территорий (ок. 7425 м2), заставленных суперкомпьютерами [2]. То есть, встает проблема хранения информации, объем которой «на много миллионов порядков» [12, с. 162] превышает возможности современных компьютеров. Кроме того, для подобного «копирования» необходимо эмулированный мозг связать с искусственным интеллектом [13; 14]. В таком случае встает философский вопрос о возможности существования сознания у кремневой машины, вопрос, ставший актуальным еще в 1960-х, когда происходило зарождение кибернетики как науки.

В подобной перспективе актуализируется еще одна проблема - проблема сохранения личной идентичности при эмуляции мозга. Если критерием личной идентичности является физическая оболочка человека, то безусловно подобное становится невозможным. Однако сохранение личной идентичности реально лишь при полагании на психологический критерий, поскольку, по мнению футуролога К. Уилкс, искусственный интеллект действительно должен будет обладать непрерывной психологической связью с оригинальным человеком [16, с. 200].

Также нерешенной остается задача поиска оптимального способа считывания всей без остатка информации, которая составляет человеческое «Я». И, наконец, необходимо будет научиться «оживлять» получившуюся копию. Теоретически все это возможно, но вот дойдет ли дело до практического воплощения ученые сомневаются. Цифровое бессмертие, на их взгляд, остается лишь суррогатом, который, к тому же может «обернуться проклятием, как это всегда бывает в мифологии» [12, с. 187].

Современная концепция практического бессмертия человека и его воскрешения является реальной альтернативой как религиозно-мистическим верованиям в трансцендентное личное бессмертие, так и футурологическим прогнозам ученых, которые пока остаются невыполнимыми на практике. «Практическое бессмертие» человека как научное понятие существует уже около полувека (В. Купревич, Л. Комаров, М. Меркулов, В. Астахова, П. Ребиндер, И. Вишев

и др.). По сути оно не исключает возможности смерти. Однако в этом ключе, по мысли И. Вишнева, остро встает проблема восстановления человеческой жизни, реального воскрешения человека, возвращения ему способности жить неограниченно долго [2, с. 113]. Практическим воплощением бессмертия уже сегодня стало цифровое бессмертие в виртуальном пространстве. Есть эмпирические основания выделить две формы цифрового бессмертия.

Первая форма - личные страницы пользователей в социальных сетях. Как уже отмечалось ранее, социальные сети создали цифровые копии индивидуальностей зарегистрированных в них людей. Когда человек умирает в физической жизни, его аккаунт продолжает существовать. Доктор С. Армстронг, научный сотрудник Института будущего человечества при Оксфордском университете, утверждает, что если этот ваш аватар во всех отношениях является вами, то это вы и есть [11].

Персональные странички, «Живые журналы», корпоративные сайты становятся визитной карточкой человека в цифровой вечности, его цифровой душой.

Сетевые аналитики прогнозируют, что через несколько десятилетий блоги и социальные сети превратятся в гигантские кладбища. Сегодня аккаунты удаляются автоматически, если пользователь в течении длительного ремни не посещает их. Между тем, информация, содержащаяся на них сохраняется в дата-центрах и при желании может быть восстановлена вновь. Однако в развитых странах уже задумались о правомерности этих действий. Законодатели задались вопросами о владении и возможностях распоряжения виртуальной собственностью после смерти правообладателя, будь то виртуальный кошелек или облачное хранилище.

В 2013 г. в Лондонском университете королевы Марии одно креативное агентство презентовало приложение LivesOn с неоднозначным слоганом - «Даже когда ваше сердце перестанет биться, вы будете продолжать твитить» [5]. Программа анализирует ленту пользователя в социальной сети Twitter при жизни и ведёт её после его смерти. При этом данное приложение автоматически копирует синтаксис и лексику умершего человека, затем на их основе интегрируются новые сообщения, которые интересовали пользователя при жизни. По сути, программа создает некий бриколлаж из обрывков предыдущих сообщений. Данное приложение уже используют около 300 тысяч человек, что может свидетельствовать о явном намерении этих людей добиться цифрового бессмертия своей души. То есть можно предположить, что эти люди отчетливо понимают, что любые их слова запечатленные в цифре, могут стать не только последними, но лечь в основу тиражирования их цифрового сознания.

Подобное явление напоминает цифровой вариант метемпсихоза, практиковавшегося у индусов, египтян и греков, предполагающего переселение души в другое тело или измерение после смерти. Создание такого цифрового двойника души можно уподобить древнеегипетским представлениям о Ка - двойнике или полной копии человека как индивида. Однако подобный подход может расценен не однозначно живыми людьми. Так, журналист и пользователь «Фейсбука» Б. Амбросино рассуждает о сохранившемся акаунте его тети Джекки поле ее смерти: «В социальных сетях присутствуют сразу все места и временные промежутки. Моя тетя Джекки в этом формате существует точно так же, как и я. Без нее в каком-то смысле нельзя двигаться дальше - как и без миллионов других умерших пользователей «Фейсбука» [11]. Пока остаются малоизученными ощущения и особенности восприятия, которые переживаются живыми пользователями от столкновения с цифровыми призраками - аккаунтами мертвых людей. Данная форма цифрового бессмертия есть вариант памяти об умершем. Однако воспоминание не всегда происходит по свободному желанию живых пользователей. Примером этого может служить ситуация, когда в социальных сетях появляется независящее от вас напоминание о том, что у вашего умершего друга сегодня день рождения. Существует небезосновательное предположение, что однажды количество акаунтов умерших людей превысит количество акаунтов живых людей. Как подобный феномен цифрового бессмертия может быть воспринят живыми людьми пока остается загадкой.

Вторая форма виртуального бессмертия может быть представлена электронными мемориалами и виртуальными кладбищами. Данная форма цифрового бессмертия может быть скорее всего лишь виртуальной модификацией традиционного памятования умерших. Она никак не зависит от воли умерших людей, зато в отличие от первой, полностью зависит от желаний и потребностей живых людей. Попытка сделать жизнь более комфортной, поскольку посещение настоящего кладбища для многих людей является не очень приятным событием, которое выводит из эмоционального равновесия и занимает определенное время. Виртуальные кладбища и мемориалы это попытка оставить цифровой отпечаток об умершем человеке во всемирной Интернет-сети, обессмертить его душу через информацию о нем.

На виртуальных кладбищах людям предлагают не только почтить память умершего и разместить информацию о нем, но и предоставляют виртуальную возможность сказать слова,

несказанные умершему при жизни. Здесь можно отыскать как могилы знаменитых людей, могилы простых людей и даже, могилы домашних животных. Разработчики приложений виртуальных кладбищ утверждают, что виртуальное место захоронения можно будет сделать одновременно личным и общественным пространством. Все, кто подпишется на обновления страницы покойного, будут получать оповещения, когда кто-то возложит на его «могилу» виртуальные цветы или оставит воспоминание о нем. Изгнание темы смерти из реального мира, описанное выше, может привести в дальнейшем к полному переходу на виртуальную форму захоронения, поскольку из-за нехватки мест для традиционных могил в Европе, например, сегодня активно практикуется кремация, а возможно, уже завтра виртуальные кладбища станут единственным способом навещать могилу умерших.

Таким образом, размышляя о феномене цифрового бессмертия, можно утверждать, что оно представляет из себя техническую разновидность традиционного человеческого «голода на бессмертие», по выражению М. де Унамуно, желания «обессмертить свои имя и славу», «пережить себя в памяти других людей и будущих поколений». [8, с. 69].

Таким образом, на основе вышеизложенного можно утверждать, что проблема бессмертия по-прежнему волнует человечество. Однако современная культура способствует почти окончательному отходу от апологии смерти, вследствие чего смерть перестала воспринимается как обязательное условие для достижения трансцендентного личного бессмертия. Развивающиеся сегодня технологии и теории бессмертия являются показателем стремления изгнать смерть из повседневности. Проявлением того же стали и уже существующие сегодня формы цифрового бессмертия в виртуальном пространстве, представленные в виде личных страниц умерших пользователей в социальных сетях, а также в виде виртуальных кладбищ и мемориальных страниц. С другой стороны, цифровое бессмертие в будущем может вызвать некоторые эмоциональные проблемы у живых людей. Постоянная память об усопших безусловно положительное явление, но, по мнению психологов, «встреча» с цифровой душой умершего человека на просторах Интернета независимо от воли живого человека может вызвать у него отрицательные эмоции.

Список литературы.

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва: Добросвет, 2011. 392 с.

2. Вечная жизнь: технологии бессмертия. Режим доступа: http://russian7. ru/post/undying/full/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус., англ.

3. Вишев И.В. Иммортология - современный вызов смерти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2009. № 9 (142). С. 112-118.

4. Герасимова Н.С. Визуализация смерти виртуальном пространстве //Вестник НТУУ. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Вып. 1, № 5. С. 30-36.

5. Кондратено Т.В. Что происходит с аккаунтами в соцсетях после смерти их владельцев. Режим доступа: // http://www.the-village.ru/village/city/abroad/168857-chto-delayut-s-akkauntami-v-sots-setyah-posle-smerti, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус., англ.

6. Могущество Самопознания. Афоризмы, сентенции, максимы и рефлексии Пифагора, Сократа и Эпик-тета. Москва: Старклайт, 2013. 336 с.

7. Огурцов А.П. Бессмертие //Новая философская энциклопедия. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0399.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз. русск. англ.

8. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни. Киев: Символ, 1997. 301 с.

9. Федорова М. М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Человек. 1991. № 5. С. 17-25.

10. Что происходит с аккаунтами умерших людей? Режим доступа: http://www.safm.ru/archives/75, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус., англ.

11. Ambrosino B. Facebook is a growing and unstoppable digital graveyard. Режим доступа:http://www.bbc.com/future/story/20160313-the-unstoppaЫe-rise-of-the-facebook-dead, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ.

12. Cave S. Immortality: The Quest to Live Forever and How It Drives Civilization. New York: Crown, 2012. 336 p.

13. Kurzweil R. Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. New York: Allen & Unwin., 1999. 167 p.

14. Moravec H. Robot: Mere Machine to Transcendent Mind. Oxford: University Press, 2003. 276 p.

15. Wertheim M. The Pearly Gates of Cyberspace // Architecture of Fear. New York: Princeton Architectural Press, 1997. 320 р.

16. Wilkes K.V. Real People: Personal Identity without Thought Experiments. Oxford: Oxford University Press, 1988. 264 p.

References

1. Bodrijjar Zh. Simvolicheskij obmen i smert' / Zh. Bodrijjar. Moskva: Dobrosvet, 2011. - 392 s.

2. Vechnaja zhizn': tehnologii bessmertija - Rezhim dostupa: http://russian7. ru/post/undying/full/. - svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. russk. angl.

3. Vishev I. V. Immortologija - sovremennyj vyzov smerti/ I. V. Vishev //Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. - 2009. - № 9 (142). - S. 112-118.

4. Gerasimova N. S. Vizualizacija smerti virtual'nom prostranstve/ N.S. Gerasimova //Vestnik NTUU. Filosofi-ja. Psihologija. Pedagogika. - 2015. - Vypusk 1 № 5. - S. 30-36.

5. Kondrateno T. V. Chto proishodit s akkauntami v socsetjah posle smerti ih vladel'cev/ Kondrateno T. V. -Rezhim dostupa: // http://www.the-village.ru/village/city/abroad/ 168857-chto- delayut-s- akkauntami-v-sots-setyah-posle-smerti - svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. russk. angl.

6. Sbornik. Mogushhestvo Samopoznanija. Aforizmy, sentencii, maksimy i refleksii Pifagora, Sokrata i Jepik-teta. - Moskva: Starklajt, 2013. - 336 s.

7. Ogurcov A. P. Bessmertie/ A.P. Ogurcov //Novaja filosofskaja jenciklopedija. - Rezhim dostupa: http://iph.ras.ru/elib/0399.html- svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. russk. angl.

8. Unamuno, M. de. O tragicheskom chuvstve zhizni/ M. de Unamuno. - Kiev: Simvol, 1997. - 301 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fedorova M. M. Obraz smerti v zapadnoevropejskoj kul'ture/ M. M. Fedorova //Chelovek. -1991. - № 5. -S.17-25.

10. Chto proishodit s akkauntami umershih ljudej? //Rezhim dostupa: http://www.safm.ru/archives/75 svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus., angl.

11. Ambrosino B. Facebook is a growing and unstoppable digital graveyard/ B. Ambrosino. - Rezhim dostu-pa:http://www.bbc.com/future/story/20160313-the-unstoppable-rise-of-the-facebook-dead svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. angl.

12. Cave S. Immortality : The Quest to Live Forever and How It Drives Civilization/ S. Cave. - New York: Crown, 2012. - 336 p.

13. Kurzweil R. Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence/ R. Kurzweil. - New York: Allen & Unwin. 1999. - 167 p.

14. Moravec. H. Robot: Mere Machine to Transcendent Mind/ H. Moravec. - Oxford: University Press, 2003. -276 p.

15. Wertheim M. The Pearly Gates of Cyberspace // Architecture of Fear/ M. Wertheim. -New York: Princeton Architectural Press, 1997. - 320 r.

16. Wilkes, K.V. Real People: Personal Identity without Thought Experiments/ K.V. Wilkes. - Oxford: Oxford University Press, 1988. - 264 p.

ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ

Куняшова Елена Валерьевна, аспирант Астраханский государственный университет Россия, 414056, г. Астрахань, Татищева, 20а E-mail: lenchik2545@mail.ru

Актуальность осмысления проблемы отчуждения в условиях виртуализации обусловлена вступлением человека в новую, информационную фазу глобальной цивилизации, возникновением новых информационных технологий, виртуализацией общества. Отношения человека с созданным им виртуальным миром сложны и противоречивы. Виртуальное пространство с одной стороны предполагает расширение границ человеческих возможностей, с другой - продуцирует новые формы отчуждения. Отчуждение как атрибут человеческого существования в эпоху информатизации приобретает глобальный характер.

Ключевые слова: отчуждение, виртуализация, виртуальная реальность, личность, информационное общество.

THE PHENOMENON OF ALIENATION IN TERMS OF VIRTUALIZATION

Kunyashova Elena V., postgraduate student Astrakhan State University 20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russia E-mail: elenakunyashova@mail.ru

The urgency of understanding the problem of alienation in terms of virtualization due to human entry into a new phase of the global information civilization, the emergence of new information technologies, virtualization of society. Man's relationship with the created virtual world they are complex and contradictory. Virtual space on the one hand involves the expansion of the boundaries of human capabilities, on the other - it produces new forms of exclusion. Alienation as an attribute of human existence in the era of information becomes global. Keywords: alienation, virtualization, virtual reality, identity, information society.

Развитие современного общества характеризуется стремительностью изменений практически во всех сферах жизнедеятельности людей, во многом это обусловлено различными новыми информационными технологиями и процессами виртуализации самого общества. В этой связи место и роль Интернета в жизни индивида является важной и актуальной для современных исследований. В современном информационном обществе Интернет представляет собой вторую реальность, где человек проявляет себя в некоторых сферах эффективнее, чем в физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.