Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ, ИЛИ ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ В ВИРТУАЛЬНО-ИГРОВОЙ СРЕДЕ'

ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ, ИЛИ ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ В ВИРТУАЛЬНО-ИГРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
754
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / СИМУЛЯКР / ВИРТУАЛЬНО-ИГРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лопатинская Т. Д.

В статье выявляются две модели существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей: 1. Бессмертие в виртуально-игровом пространстве компьютерной игры, где современные игровые онлайновые и другие компьютерные программы, платформы виртуальной реальности и IT-технологии представляют новейшую разновидность символического опыта, в результате которого границы между игрой и реальностью стираются. При этом симуляционные миры становятся реальностью, а реальность - симулякром. Современый человек живёт в мире грёз, компьютерных игр или виртуальных симуляций, которые волнуют больше, чем реальный окружающий мир. 2. Бессмертие в результате перевода сознания в виртуальную среду. Представляет собой концепцию особых технологий, позволяющих транслировать личность индивида на долговременных носителях информации. При этом перенос сознания не всегда подразумевает под собой полный отказ от биологического тела. В заключение делается вывод о том, что цифровое бессмертие в виртуально-игровом пространстве компьютерной игры является реальной моделью существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей, а вот бессмертие в результате перевода сознания в вирт - лишь проект, однако уже сейчас предпринимаются крупные шаги в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL IMMORTALITY OR ETERNAL LIFE IN THE VIRTUAL-GAME ENVIRONMENT

The article reveals two models of the existence of the concept of "immortality" in the world of "virtual realities": 1. Immortality in the virtual game space of a computer game, where modern online gaming and other computer programs, virtual reality platforms and IT technologies represent the newest version of the symbolic experience, which results in erasing the boundaries between game and reality. Thus, simulation worlds become reality, and reality becomes simulacrum. Modern man lives in a world of dreams, computer games or virtual simulations that excite him more than the real world. 2. Immortality as a result of the transfer of consciousness into a virtual environment. It is a concept of special technologies that allow to broadcast the personality of an individual on long-term storage media. In this case, the transfer of consciousness does not always imply a complete rejection of the biological body. The conclusion is drawn that digital immortality in the virtual-gaming space of the computer game is a real model for the existence of the concept of "immortality" in the world of "virtual realities", but immortality as a result of the transfer of consciousness in the virtual world is only a project, but major steps in this direction are already taken now.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ, ИЛИ ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ В ВИРТУАЛЬНО-ИГРОВОЙ СРЕДЕ»

ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ, ИЛИ ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ В ВИРТУАЛЬНО-ИГРОВОЙ СРЕДЕ1

Лопатинская Тинатин Давидовна, кандидат философских наук, доцент

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: kardentin@mail.ru

В статье выявляются две модели существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей: 1. Бессмертие в виртуально-игровом пространстве компьютерной игры, где современные игровые онлайновые и другие компьютерные программы, платформы виртуальной реальности и IT-технологии представляют новейшую разновидность символического опыта, в результате которого границы между игрой и реальностью стираются. При этом симу-ляционные миры становятся реальностью, а реальность - симулякром. Современый человек живёт в мире грёз, компьютерных игр или виртуальных симуляций, которые волнуют больше, чем реальный окружающий мир. 2. Бессмертие в результате перевода сознания в виртуальную среду. Представляет собой концепцию особых технологий, позволяющих транслировать личность индивида на долговременных носителях информации. При этом перенос сознания не всегда подразумевает под собой полный отказ от биологического тела. В заключение делается вывод о том, что цифровое бессмертие в виртуально-игровом пространстве компьютерной игры является реальной моделью существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей, а вот бессмертие в результате перевода сознания в вирт - лишь проект, однако уже сейчас предпринимаются крупные шаги в данном направлении.

Ключевые слова: цифровое бессмертие, виртуальная реальность, виртуальное пространство, компьютерная игра, симулякр, виртуально-игровая среда

DIGITAL IMMORTALITY OR ETERNAL LIFE IN THE VIRTUAL-GAME ENVIRONMENT

Lopatinskaya Tinatin D., Ph.D. (Philosophy), Associate Professor

Astrakhan State University

20a Tatischeva Str., Astrakhan, 414000, Russian Federation

E-mail: kardentin@mail.ru

The article reveals two models of the existence of the concept of "immortality" in the world of "virtual realities": 1. Immortality in the virtual game space of a computer game, where modern online gaming and other computer programs, virtual reality platforms and IT technologies represent the newest version of the symbolic experience, which results in erasing the boundaries between game and reality. Thus, simulation worlds become reality, and reality becomes simulacrum. Modern man lives in a world of dreams, computer games or virtual simulations that excite him more than the real world. 2. Immortality as a result of the transfer of consciousness into a virtual environment. It is a concept of special technologies that allow to broadcast the personality of an individual on long-term storage media. In this case, the transfer of consciousness does not always imply a complete rejection of the biological body. The conclusion is drawn that digital immortality in the virtual-gaming space of the computer game is a real model for the existence of the concept of "immortality" in the world of "virtual realities", but immortality as a result of the transfer of consciousness in the virtual world is only a project, but major steps in this direction are already taken now.

Keywords: digital immortality, virtual reality, virtual space, computer game, simulacrum, virtual-gaming environment

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 18-011-00056А «Бытие в мире электронной (online-, cyber-, digital-) культуры: новые экзистенциальные, аксиологические, этические вызовы». (The article was prepared with the support of RFBR grant 18-011-00056А "Being in the world of electronic (online, cyber-, digital-) culture: new existential, axiological, ethical challenges".)

Современная реальность сегодня подвергается множественным социальным и культурным трансформациям, происходящим под влиянием таких процессов, как всеобщая информатизации, глобализации, а также виртуализации, что, в свою очередь, стимулирует к переосмыслению традиционных философских концептов и понятий.

Для идентификации человеческой бытийности традиционно использовалась триада «жизнь - смерть - бессмертие», которая в той или иной форме всегда наличествовала в разных культурах и философских системах, при этом вопросы об её сущности решались по-разному. Особую значимость проблемы жизни, смерти и бессмертия начинают приобретать в переходные периоды, когда в глобальном пространстве происходят значимые изменения, охватывающие все сферы бытийности человека. Наступает пора переосмысления собственных пределов, расширения горизонтов, поэтому в современную эпоху данная триада в целом, а в частности концепт «бессмертие», приобретает новое звучание.

Теоретическая разработка концепта «бессмертие» велась с момента зарождения человечества во многих мировых цивилизациях (индийской, китайской, греко-римской и т.д.). Активное изучение имморталогических практик связано с тем, что предмет изучения неразрывно связан с концептом «жизнь», который имманентно являлся, является и будет являться одной из важнейших ценностей бытия. Так, в Древней Индии концепт «бессмертие» представляется важным, ключевым элементом общей картины мира. Вся философия Древней Индии пронизана разнообразными аспектами данного понятия. Рассматривая представления о бессмертии в философско-религиозной парадигме Древней Индии, представляется необходимым отметить, что по сложившейся научной традиции все школы философии Индии принято разделять на группы: ортодоксальные и неортодоксальные (в зависимости от принадлежности школы к Ведам концепт «бессмертие» в них звучит по-разному). Ортодоксальные школы почитают авторитет Вед, а значит, признают сущность Бога и возможность бессмертия души, перевоплощение души, жизнь после смерти, а также другие высшие миры и т.д. Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед или достаточно критически относились к брахманизму, который был основан на них. В джайнизме и буддизме признавалась и трансцендентная реальность, и жизнь после смерти, и различные перевоплощения, и нечеловеческие существа. Воззрения адживиков и чарваков качественно отличались от миропонимания, основанного на Ведах. Представители чарваки отрицали существование Бога, бытие после смерти, различные перевоплощения, а также высшие миры и возможность бытия души. Таким образом, концепт «бессмертие» в Древней Индии предстаёт как культ бессмертия души.

Для Китая концепт «бессмертие» предстаёт в иной трактовке. Для даосизма характерна вера в бессмертие физического тела через сливание человека с Дао. Бессмертие возможно для каждого, при помощи множества приёмов (специальной техники дыхания, двигательной гимнастики, уникальной сексуальной этики, дарующие гармонию мужского (янь) и женского (инь) начал в человеке). Центральную роль в достижении бессмертия играет учитель. Для достижения бессмертия необходима максимальная концентрация воли в подавлении собственных страстей, безоговорочное выполнение всех приёмов и т.д. Только в случае гармоничной работы с собственным Я, Дао и учителем-гуру возможно рождение сянь таи (основу вечной жизни). В даосизме принято разделять сянь тай на три ранга: 1) тянь сянь - небесные бессмертные, которые вознеслись на небо в виде богоподобных существ; 2) ди сянь - земные бессмертные, которые живут в самых необычных местах на земле; 3) ши цзе сянь - бессмертные, освободившиеся от трупа, т.е. те, кто не смог обрести бессмертие при жизни, но достигли его после смерти [25]. Таким образом, в китайской философской традиции концепт «бессмертие» представляет собой особый культ здоровья и долголетия. Послед-нии невозможно отделить от простой житеискои мудрости, которая построена

на принципе «у вэи» - победоносное недеяние, которьш запрещает какое-либо вмешательство как в природные, так и в социальные процессы [25].

В период Античности активно формировалось учение о бессмертии души, при этом чётких представлений о личностном бессмертии, о самоутверждении личности в веках ещё не существовало. Личность в этот период ещё не приобрела достаточной глубины, самобытности, не была самостоятельна, автономна в своём индивидуальном начале. Идея возможности бессмертия души возникает у Диогена Лаэрт-ского и пифагорейцев, которые активно верили в идею «вечного возвращения». Бессмертна душа и по Алкмеону. Платону считал, что душа, как некое первоначало жизни, не может быть порождаема и, соответственно, бессмертна, а также имманентна вечным идеям. У Аристотеля душа представляет собой особую форму тела и неотделима от него, при этом бессмертием обладает только разумная часть души. Для Эпикура всё, что было живо, - потенциально смертно, бессмертием обладают лишь атомы, из которых состоит все. Стоики считают, что бессмертен только разум. Для Хрисиппа только мировая душа, которая выступает частью человеческой души, обладает бессмертием. По Цицерону душа также бессмертна. Эпиктет и Марк Аврелий отрицали даже возможность приобретения личного бессмертия. О бессмертии духа упоминали Плотин и Филон Александрийский, против этой идеи выступал Лукреций. Сообразно античному миропониманию и мировоззрению, бессмертие понимается как божественность. В этом причина того, что для античных мыслителей бессмертие души равнозначное вечности и божественной сущности, прямой причастности к миру идей: «лишь то, что не имеет начала, бессмертно. Смерть для греков -освобождение от телесности и возвращение в мир духа» [22], бессмертие же мыслится как вечное пребывание в мире эйдосов.

В христианстве возникло новое понимание концепта «бессмертие» и вытекает оно из представления о сотворении мира и человека Богом. Душа сотворена Богом и, следовательно, является бессмертной. Под бессмертием понимается бытие во времени, жизнь преображённой души и преображённого тела. Г. Флоровский заметил христиане, будучи истинными христианами, не могут верить ни в какие философские теории бессмертия. Они обязаны верить во Всеобщее Воскресение. Каждый Человек в сути своей - тварь. И всем своим бытием он обязан Богу. Человеческое существование не необходимо. Оно представляет собой милость Божию, ибо Бог сотворил человека для существования, т.е. для вечного бытия. Достичь и обрести же вечное бытие можно только в полном единении с Богом [31].

Для эпохи Возрождения характерно тяготение к возрождению античного понимания бессмертия. Николай Кузанский и Джордано Бруно говорили о бессмертии души, которая была приобщена к мировой душе. Однако некоторые мыслители (Помпонацци) отрицали саму возможность бессмертия души.

В эпоху Нового времени среди учёных не было единого мнения относительно концепта «бессмертие». Спиноза считал, что душа человека не может исчезнуть вместе с телом, от неё остается то, что будет существовать вечно [27]. Мыслители Декарт и Гассенди придерживались идеи, согласно которой душа бессмертна. Лейбниц утверждал, что живые организмы смертны, и только лишь индивид, который обладает совестью и рефлексией, может рассчитывать на индивидуальное бессмертие [23].

В эпоху Просвещения зародилась натуралистическая трактовка человека, в рамках которой наличествовала идея конечности человека и бессмертия - его природного начала. Вольтер олицетворял бессмертие с химерой [11]. Юм, доказывая «смертность души, отрицал её бессмертие» [35]. Дидро представлял бессмертие как вечную жизнь в памяти следующих поколений. Для Гете убеждённость в вечной жизни следовало из общего понятия вечной деятельности [34], тем самым он выступал против объединения философского и религиозного понимания бессмертия. Кант считал, что поскольку бессмертие души недоказуемо логически, то это просто является тезисом практического разума. Фихте обосновывает идею о том, что Я, т.е. личностное

имманентно обладает бессмертием, так как жизнь человека является частью вечной жизни. Согласно Гегелю, дух был вечным и бессмертным. Э. Гартман мыслил бессмертие как некий метафизический субъект, а не как эмпирический. Я.Ф. Ницше относил идею возможности бессмертия личности к великой лжи.

Позитивисты объясняли концепт «бессмертие» с помощью культурных достижений, которые хранятся в памяти человечества.

Марксистский подход трактовал бессмертие с двух позиций: 1) как иллюзию; 2) как память будущих поколений. В этих двух подходах прослеживается социокультурный подход к проблеме бессмертия, поскольку эти оценки исходят из социальных ориентаций личности, а также из оценки вклада каждого индивида в культурное наследие, благодаря бессмертию в памяти поколений.

Русская философская мысль искала решение проблемы личного бессмертия. В.С. Соловьёв утверждает, что истинный критерий для оценивания всех явлений в этом мире: в какой степени каждое из них приравнено к условиям, которые необходимы для перевоплощения «смертного и страдающего человека в бессмертного и блаженного сверхчеловека» [9, с. 131]. Н.Ф. Федоров «впервые радикально поставил проблему борьбы со смертью не только в настоящем и будущем, но и в прошлом, т.е. с уже обретённой смертью, рассматривая борьбу с ней как долг сынов перед отцами, последующих поколений перед предшествующими, за их воскрешение, считая эту деятельность высшим проявлением нравственности - супраморализмом» [30]. Несмотря на видимую неразрешимость данной проблемы, современная реальность заявляет всё больше реальных путей и средств её решения (использование собственного биополя, клонирование и т.д.).

Таким образом, проведённый историографический анализ показывает, что изучением представлений о концепте «бессмертие» исследователи занимаются уже длительный период времени, на разных уровнях, в различных аспектах. Концепт «бессмертие» традиционно находится в центре внимания исследователей самых различных областей (от духовной культуры до философии и религии). Одновременно с этим процесс изучения ещё неокончен.

Опираясь на труды исследователей, можно выделить три подхода к концепту «бессмертие»:

1) трансцендентный (рассматривается бессмертие души);

2) личностный (рассматривается бессмертие индивидуально-личностное);

3) естественнонаучный (рассматривается телесное бессмертие).

Каждый из этих подходов рассматривает различные аспекты концепта «бессмертие», соотнося его с теми сторонами человеческой экзистенции, существование которых можно проверить не столько эмпирически, сколько через полное погружение в ценностное и смысловое пространство [29] мировых цивилизаций. Модусы бессмертия выступают некой смысловой сферой, которая оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека.

Человек современности с его рационалистическим мышлением, техносциен-тистскими понятиями, с его огромной верой в безграничные возможности науки и техники не может согласиться с тем, что смерть - это не что иное, как объективная реальность. Большее из того, что было тысячелетиями накоплено культурой, предстало для большинства утраченным. Постепенно из индивидуального и общественного сознания происходит вытеснение понятия смерти, что, в свою очередь, приводит к вытеснению и из сферы культуры в целом [13].

На всем протяжении существования, человечество всегда стремилось обрести бессмертие, и сегодня эта проблема приобретает не только личностный, но и глобальный характер.

Проблема актуальности концепта «бессмертие» на стыке XX-XXI вв., затрагивался многими современными исследователями. В частности, М. Блюменкранц в своей статье [8] пишет о значимости концепта «бессмертие» как в научном,

так и в обыденном мировоззрении, в конструировании различных типов мировоззрения. А. Азимов [6], Н.Ю. Беляев [7], А. Дубнов [14] поднимают в своих работах вопрос о значимости концепта «бессмертие» в решении глобальных проблем человечества. В контексте дискурса о концепте «бессмертие» вызвали наш интерес работы Р. Эттингера - основателя крионики [5], а также Э. Дрекслера [3]. Представляют интерес работы теоретиков трансгуманизма, теоретическая и методологическая база которого разработана в работах английского биолога Дж. Хаксли [12]. В своих работах он развивает и продолжает идеи таких современных мыслителей, как Дж.Б.С. Холдейн [4], Дж.Д. Бернал [2], П. Тейяр де Шарден [28] и др.

Опираясь на труды современных исследователей, мы можем говорить о том, что современный человек разработал различные способы накопления и передачи информации, знаний, собственных чувств и эмоций, а также обрёл возможность творческого бессмертия, с помощью человеческой памяти, страниц книг, магнитных и цифровых носителей и т.д. Технический прогресс неумолимо приблизил человека к обретению им бессмертия в созданном им самим виртуальном мире, который создает условность границ между материальным и идеальным. В современном мире сформировался четвертый подход к концепту «бессмертие» - цифровой.

Таким образом, развитие 1Т-технологий, появление и активное функционирование «виртуального мира» ставит философскую проблему существования концепта «бессмертие» в мире «виртуальных реальностей».

В конце 1980-х гг. Жароном Ланье были введены в науку такие термины, как «виртуальность» и «виртуальная реальность». Этими терминами исследователь обозначал различные электронные устройства, которые были способны вводить пользователя в особое измерение, в мир наполенный информацией, «в совершенно непривычную для человека дигитальную и интерактивную среду технологически продуцируемых симулякров всего того, что только может быть ему дано в опыте сенсорного восприятия действительности» [17]. Впоследствии область использования данных терминов было несколько расширено и их стали использоваться в виртуальном пространстве в целом.

Имманентным принципом виртуальной реальности является искусственный, симмуляционный, иллюзорный мир, который обладает собственным пространством, специфическим чувством временем, индивидуальными законами существования. При этом данная иллюзия настолько реальна, что именно её гиперреальность особенно небезопасна для человека, так как «...возникнув как порождение его нереализованных стремлений, как сфера иного, и в то же время чрезвычайно к нему близкая, она захватывает человека, угрожая замкнуть его в себе» [26].

Следовательно, человек, погружаясь в коммуникативную виртуальную реальность - сеть интернет, всё больше и больше воспринимает окружающий его мир как некую игровую среду, представляющую собой временно систематизированную, чётко упорядоченную и структурированную область. Ведущий признак пространства -границы, те самые невидимые линии, которые упорядочивают мир для индивида. Фактически они представляют собой сложную сетку границ, некоторые из которых наслаиваются друг на друга, и получаются так называемые «сильные» границы, некоторые из них расходятся [19]. Границы пространства, где, собственно, протекает игра, она устанавливает с помощью чётких правил. Именно данные установленные правила выделяют и определяют виртуальную реальность, которая с их помощью превращается в игру. Именно эти правила игры зачастую определяют, что обладает истинной мощью в выделенном игрою временном мире. Они бесспорны и непреложны, поскольку если какой-либо игрок отойдет от правил, мир игры разрушится [32]. В центральной части этого пространства игра формирует особый порядок, она сама олицетворяет порядок. В таком несовершенном мире и суетной жизни игра создаёт ограниченное во времени совершенство [32]. Особый порядок, который уста-

навливает игра, неизменен, также как неизменна неразрывная связь между виртуальностью и собственно игрой.

Остановимся подробнее на одной из реальных моделей существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей, который представляет собой мир компьютерной игры.

В современной реальности наличествует огромное количество игр, которые подразделяются на множество видов, при этом каждый из них выступает определённым выражением подсознательных желаний, стремлений и инстинктов игроков. Одним из самых популярных и приближённых к реальной действительности видом компьютерных игр выступают симуляторы. Большинство из них построены по одному принципу: игрок получает возможность в игре совершать всё те же действия, которые он совершает в действительности, имея при этом гораздо больше возможностей и шансов на успех, так как в пространстве игры у него нет тех ограничений, которые есть в реальной жизни. Таким образом, игрок, используя новейшие версии игры, может проживать полноценную жизнь, жениться, выходить замуж, а также «читать серьёзные книги, спешить и опаздывать на работу, покупать мебель, часами говорить по телефону, стирать (...), готовить есть себе и другим, ходить в гости и пьянеть от вина, завидовать соседям и птицам, следить за метеосводками, вытирать пыль, считать копейки (...), ходить к зубному, отдавать туфли в ремонт, нравиться (...), любить Шопена, мечтать о поездке за границу, думать о самоубийстве, ругать неисправные лифты, копить на чёрный день, петь романсы, хранить старые фотографии, визжать от ужаса, осуждающе качать головой, сетовать на бесконечные дожди, сожалеть об утраченном... » [24] в виртуальной вселенной рядом с миллиардами такими же, как он, фантазеров, формирующих собственную жизнь, жильё, карьерный рост не в реальной действительности, а в виртуальном пространстве. При этом развиты и тонко настроены различные чувства (чувствительность тела к контактам, форме предметов и структуре поверхности, свойствам материалов, обоняние, температурная чувствительность и т.д.).

Разновидностью цифрового бессмертия в виртуально-игровом пространстве можно считать деятельность компании '^Сбой", которая «подарила» игрокам бессмертие в безграничных просторах космоса. Так, Ричард Гэрриов качестве одного из участников запланированной компанией '^Сбой" операции «Бессмертие», 12 октября 2008 г. полетел в составе экипажа 18-й экспедиции на орбиту ради осуществление цели «спасение человечества» с Международной космической станцией. Он собственноручно доставил на орбиту так называемый «Диск бессмертия», представляющий собой особый микрочип, который содержал оцифрованные ДНК большинства публичных людей, а также зашифрованную информацию обо всех самых значимых достижениях человечества [33]. По мнению Гэрриота, научившись расшифровывать код ДНК, человечество сделает большой шаг на пути к созданию новейших лекарственных средств, вакцин от многих неизлечимых на сегодняшний день болезней и т.д. Это будет своего рода прорыв, революция в науке.

Рассмотрим альтернативный вариант цифрового бессмертия, который можно увидеть во взглядах футурологов. Британский исследователь Ян Пирсон представил долгосрочный прогноз на тему возможного технобудущего человечества. Футуролог заверяет, что в ближайшие сто лет человечество сможет осуществить значительный прорыв в сфере развития 1Т-технологий, результатом чего станет обретение виртуального бессмертия. Ян Пирсон считает, что уже к 2050 г. компьютерные технологии смогут достигнуть такого высочайшего уровня, что учёные-исследователи получат возможность полностью перенести человеческое сознание в суперкомпьютер новой эры. При этом в момент смерти человека специально настроенный аппарат будет производить сканирование головного мозга умирающего человека, переписывая сложнейшие электрические потенциалы нейронов его мозга в сформированные модели нейронов в суперкомпьютере. С помощью такой сложнейшей оцифровки чело-

век, не замечая того самого мига, когда наступает смерть, перемещается в виртуальное пространство, где продолжает жить вечно. Таким образом, человеческое сознание переживает смерть тела [21].

Проблемой достижения цифрового бессмертия занимаются в лучших лабораториях многих стран мира. Профессор Института технологии в Нью-Джерси Александр Болонкин считает: «если бы наш мозг состоял из чипов, а не биологических молекул, то это и означало бы, что мы получили бессмертие» [18]. Биологическое тело страдает от низких и высоких температур, подвержено механическим повреждениям, нуждается в защитной одежде и постоянном уходе. Намного эффективнее обладать стальным телом, для которого свойственна огромная физическая сила, при этом оно нечувствительно к перепаду температур, не нуждается в пище, дополнительном уходе и защите. И даже в случае если оно со временем придёт в негодность, его можно заменить или отремонтировать [16]. Так, профессор Д.А. Болонкин считает, что перед человеческой цивилизацией открывается реальный путь к обретению кибербессмертия. Для этого будет достаточно «переписать» всю информацию из человеческого мозга на специальный «человекоэквивалентный чип» (ЧЭК) [15] и встроить его в модернизированное тело, состоящее из искусственно созданного материала с обилием сложнейших датчиков, приборов и т.д.

Предприниматель Дмитрий Ицков в начале 2011 г. основал стратегическое общественное движение «Инициатива 2045», известное также под вторым названием «Россия 2045». Над этим проектом работают ведущие российские эксперты в таких сложных технических областях, как: робототехника, нейроинтерфейсы, искусственные органы и системы. Совместными усилиями ученые-исследователи реализуют проект «Аватар», несущий глобальную цель - обеспечение в ближайшем будущем вечную жизнь человечеству с помощью технологий цифрового бессмертия.

Реализация проекта «Аватар» направлена на плановое, последовательное создание четырех версий искусственного тела (аватара), каждая из которых должна превосходить предыдущую.

Первая версия аватара представляет собой вариант мысленно управляемого антропоморфного робота, который подключён к индивиду с помощью особого нейроин-терфейса. По предварительным оценкам разработчиков, в ближайшие пять - десять лет технологии, которые позволят создать первую версию аватара, войдут в реальность и предоставят всем желающим уникальные возможности удаленного присутствия. Кроме того они станут альтернативным вариантом полноценной жизни для инвалидов.

Вторая версия аватара - это вариант бионического протеза тела, в который можно будет трансплантировать мозг умершего индивида. Подобная технология позволит возвращать безнадежных пациентов к полноценной жизни на продолжительный срок. Осуществлять подобную процедуру на практике учёные собираются уже ближайшие пять - десять лет.

Третья версия аватара представляет собой полностью искусственное тело с суперкомпьютерным мозгом, в который будет загружено сознание умершего индивида. Эта технология, достижение которой планируется уже через пятнадцать - двадцать лет, и представляет собой вариант технологического бессмертия.

Четвёртая версия представляет собой чистую голограмму, которая будет разработана уже к 2040-2045 гг. При этом человеческое сознание понимается как особый вид информации, не привязанный к материальному носителю [10].

Подводя итоги осмысления концепта «бессмертие», необходимо сделать следующие выводы и обобщения. Активное развитие современных технологий и масштабное развитие мира виртуальных реальностей выдвигает философскую проблему реального «существования» бессмертия в мире виртуальных реальностей.

В ходе нашего исследования мы выделили две модели существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей:

1. Бессмертие в виртуально-игровом пространстве компьютерной игры, где современные игровые онлайновые и другие компьютерные программы, платформы виртуальной реальности и IT-технологии представляют новейшую разновидность символического опыта, в результате которого границы между игрой и реальностью стираются. При этом симуляционные миры становятся реальностью, а реальность симулякром. Современый человек живут в мире грёз, компьютерных игр или виртуальных симуляций, которые волнуют больше, чем реальный окружающий мир.

2. Бессмертие в результате перевода сознания в виртуальную среду. Представляет собой концепцию особых технологий, позволяющих транслировать личность индивида на долговременных носителях информации. При этом перенос сознания не всегда подразумевает под собой полный отказ от биологического тела. В заключение делается вывод о том, что цифровое бессмертие в виртуально-игровом пространстве компьютерной игры является реальной моделью существования концепта «бессмертие» в мире виртуальных реальностей, а вот бессмертие в результате перевода сознания в вирт - лишь проект, однако уже сейчас предпринимаются крупные шаги в данном направлении.

На сегодняшний день цифровое бессмертие в результате перевода сознания в вирт -лишь проект, однако уже сейчас предпринимаются серьезные шаги в данном направлении. В 2005 г. стартовал научный проект "Blue Brain Project", ключевой целью которого является создание компьютерной модели неокортекса человека. Также для активного изучения человеческого мозга был создан проект - "Human Brain Project".

Следовательно, переход человечества на новый уровень развития неизбежен, и кто знает, возможно, именно жизнь в цифровом мире и станет тем самым новым этапом развития.

Список литературы

1. Bagherra history. Когда наступит цифровое бессмертие. - Режим доступа: http://bagira.guru/internet/kogda-nastupit-tsifrovoe-bessmertie.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Bernal, J. D. The World, The Flesh, and the Devil / J. D. Bernal // An Enquiry into the Future of Three Enemies of the Rational Soul. - 2nd ed. - Bloomington and London : Indiana University Press, 1969. - 81 p.

3. Drexler, K. E. Molecular engineering: An approach to the development of general capabilities for molecular manipulation / K. E. Drexler // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 1981. - Vol. 78 (9). - P. 5275-5278.

4. Haldane, J. B. S. Possible worlds and other essays / J. B. S. Haldane. - London : Chatto & Windus, 1927.

5. Ettinger, R. C. W. The Prospect of Immortality / R. C. W. Ettinger. - New York : Double-day, 1964. - 190 p.

6. Азимов, А. Выбор катастроф / А. Азимов. - Санкт-Петербург : Амфора, 2002. - 510 с.

7. Беляев, Н. Ю. К вопросу о природе системного кризиса современной цивилизации / Н. Ю. Беляев // Философия XX века: школы и концепции. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 239-241.

8. Блюменкранц, М. Общество мертвых велосипедистов / М. Блюменкранц // Вопросы философии. - 2004. - № 1. - С. 176-178.

9. Вишев, И. В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека: в истории русской философской мысли / И. В. Вишев. - Москва : Академический Проект, 2005. - 430 с.

10. Волоцкий, М. Технологии, которые сделают тебя бессмертным (или нет) / М. Во-лоцкий // Нанотехнологии. - Режим доступа: https://disgustingmen.com/nauka/digital-immortality-2045, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

11. Вольтер. Метафизический трактат / Вольтер // Философские сочинения. - Москва : Наука, 1988. - С. 247-250.

12. Галл, Я. М. Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975 / Я. М. Галл. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 294 с.

13. Губанова, Н. Д. Представления о смерти как детерминант социальной практики : дис. ... канд. филос. наук / Н. Д. Губанова. - Ставрополь, 2000.

14. Дубнов, А. Тектология Александра Богданова в контексте современного глобально - бифуркационного кризиса / А. Дубнов // Вестник Международного институтa А. Богданова. -2001. - № 4. - С. 49-67.

15. Журавлева, Е. Цифровое бессмертие / Е. Журавлева. - 10 июня 2005. - Режим доступа: https://newizv.ru/news/society/10-06-2005/26002-cifrovoe-bessmertie, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

16. Кригер, Б. Кухонная философия: трактат о правильном жизнепроведении / Б. Кри-гер. - Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/86422/Kriger_-_Kuhonnaya_filosofiya._Traktat_o_pravil%27nom_zhizneprovedenii.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

17. Кузнецов, М. М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа / М. М. Кузнецов // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. -Москва, 1997. - С. 86-99.

18. Кутырев, Е. А. Философия трансгуманизма / Е. А. Кутырев. - Москва : Директ-Медиа, 2015. - С. 85.

19. Лотман, Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2003. - С. 118.

20. О цифровой экономике, цифровых двойниках человека и цифровом бессмертии. -Режим доступа: http://ousnano.sbras.ru/sitepage.php?PageID=7628, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

21. Перфилов, Ф. Когда наступит цифровое бессмертие. Мечты о вечной жизни / Ф. Перфилов. - Режим доступа: http://bagira.guru/internet/kogda-nastupit-tsifrovoe-bessmertie.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

22. Бессмертие. - Режим доступа: http://platona.net/board/novaja_filosofskaja_ ehnciklopedija/bessmertie/3-1-0-1037, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

23. Бессмертие. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/8115, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

24. Руднев, В. П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста» / В. П. Руднев. - Москва, 1996. - С. 380-381.

25. Сабиров, В. Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие (обзор основных религиозно-философских парадигм) / В. Ш. Сабиров // Человек. - 2000. - № 5-6. -

26. Севальников, А. Ю. Скитания в сфере виртуального / А. Ю. Севальников // Техника, общество и окружающая среда : мат-лы Междунар. науч. конф. (18-19 июня 1998 г., Москва). - Москва : ИФ РАН, 1998. - С. 43.

27. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. - Москва - Ленинград, 1932. - С. 119.

28. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - Москва : Наука, 1987. - 240 с.

29. Тимощук, А. С. Традиционная культура: сущность и существование : дис. ... д-ра филос. наук / А. С. Тимощук. - Нижний Новгород, 2007.

30. Федоров, Н. Ф. Сочинения : в 4 т. / Н. Ф. Федоров. - Москва, 1995-1999. - С. 388.

31. Флоровский, Г. Догмат и история / Г. Флоровский. - Москва, 1998. - С. 254.

32. Хейзинга, Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга ; пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; коммент. Д. Э. Харитоновича. - Москва : Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

33. Шаров, П. Вокруг Света / П. Шаров // Инопланетян Гэрриот в обиде не оставит. -Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/cosmos/814/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

34. Эккерман, И. П. Разговоры с Гете / И. П. Эккерман. - Ереван : Айастан, 1988. -С. 272.

35. Юм, Д. О бессмертии души / Д. Юм // Сочинения. - Москва, 1985. - Т. 2. -С. 798-806

References

1. Bagherra history. Kogda nastupit tsifrovoe bessmertie [Bagherra history. When digital immortality comes]. Available at: http://bagira.guru/internet/kogda-nastupit-tsifrovoe-bessmertie.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bernal J. D. The World, The Flesh, and the Devil. An Enquiry into the Future of Three Enemies of the Rational Soul. Bloomington and London, Indiana University Press, 1969, 2nd ed., 81 p.

3. Drexler K. E. Molecular engineering: An approach to the development of general capabilities for molecular manipulation. Proceedings of the National Academy of Sciences, 1981, vol. 78 (9), pp. 5275-5278.

4. Haldane J. B. S. Possible worlds and other essays. London, Chatto & Windus Publ., 1927.

5. Ettinger, R. C. W. The Prospect of Immortality. New York, Doubleday Publ., 1964, 190 p.

6. Azimov A. Vybor katastrof [Choice of catastrophes]. St. Petersburg, Amfora Publ., 2002, 510 p.

7. Belyaev N. Yu. K voprosu o prirode sistemnogo krizisa sovremennoy tsivilizatsii [On the nature of the systemic crisis of modern civilization]. FilosofiyaXXveka: shkoly i kontseptsii [Philosophy of the XX century: schools and concepts]. St. Petersburg, Publ. House of the St. Petersburg Philosophical Society, 2000, pp. 239-241.

8. Blyumenkrants M. Obshchestvo mertvykh velosipedistov [Society of Dead Cyclists]. Vo-prosy filoslfii [Questions of Philosophy], 2004, no. 1, pp. 176-178.

9. Vishev I. V. Problema zhizni, smerti i bessmertiya cheloveka: v istorii russkoy filosofskoy mysli [The problem of life, death and immortality of man: in the history of Russian philosophical thought]. Moscow, Academic Proect Publ., 2005, 430 p.

10. Volockiy M. Tehnologii, kotorye sdelayut tebya bessmertnym (ili net) [Technology that will make you immortal (or not)]. Nanotehnologii [Nanotechnology]. Available at: https://disgustingmen.com/nauka/digital-immortality-2045.

11. Volter. Metafizicheskiy traktat [Metaphysical treatise]. Filosofskie sochineniya [Philosophical writings]. Moscow, 1988, pp. 247-250.

12. Gall Ya. M. Dzhulian Sorell Haksli. 1887-1975 [Julian Sorrell Huxley. 1887-1975]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2004, 294 p.

13. Gubanova N. D. Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk "Predstavleniya o smerti kak determinant sotsialnoy praktiki" [The dissertation of the candidate of philosophical sciences "Representations about death as a determinant of social practice"]. Stavropol, 2000.

14. Dubnov A. Tektologiya Aleksandra Bogdanova v kontekste sovremennogo globalno-bifurkatsionnogo krizisa [Tectology of Alexander Bogdanov in the context of the modern global bifurcation crisis]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta A. Bogdanova [Bulletin of the International Institute A. Bogdanov], 2001, no. 4, pp. 49-67.

15. Zhuravleva E. Tsifrovoe bessmertie [Digital immortality]. Available at: https://newizv.ru/news/society/10-06-2005/26002-cifrovoe-bessmertie.

16. Kriger B. Kukhonnaya filosofiya: traktat o pravilnom zhizneprovedenii [Kitchen philosophy: a treatise on the correct life]. Available at: https://www.e-reading.club/bookreader.php/ 86422/Kriger_-_Kuhonnaya_filosofiya._Traktat_o_pravil%27nom_zhizneprovedenii.html.

17. Kuznetsov M. M Virtualnaya realnost: vzglyad s tochki zreniya filosofa [Virtual reality: a view from the philosopher's point of view]. Virtualnaya realnost: filosofskie i psikhologicheskie problemy [Virtual reality: philosophical and psychological problems]. Moscow, 1997, p. 86.

18. Kutyrev E.A. Filosofiya transgumanizma [Philosophy of transhumanism]. Moscow, Direct Media Publ., 2015, p. 85.

19. Lotman Yu. M. Vospitanie dushi [Education of the soul]. St. Petersburg, 2003, p. 118.

20. O tsifrovoy ekonomike, tsifrovykh dvoynikakh cheloveka i tsifrovom bessmertii [On the Digital Economy, Digital Human Twins and Digital Immortality]. Available at: http://ousnano. sbras.ru/ sitepage. php?PageID=7628.

21. Perfilov F. Kogda nastupit tsifrovoe bessmertie. Mechty o vechnoy zhizni [When digital immortality comes. Dreams of Eternal Life]. Available at: http://bagira.guru/internet/kogda-nastupit-tsifrovoe-bessmertie.html.

22. Bessmertie [Immortality]. Available at: http://platona.net/board/novaja_filosofskaja_ ehnciklopedija/bessmertie/3-1-0-1037

23. Bessmertie [Immortality]. Available at: http://ponjatija.ru/node/8115.

24. Rudnev V. P. Morfologiya realnosti: Issledovanie po "filosofii teksta" [Morphology of reality: A study on the "philosophy of the text"]. Moscow, 1996, p. 380-381.

25. Sabirov V. Sh. Zhizn. Smert. Bessmertie (obzor osnovnyh religiozno-filosofskih paradigm) [A life. Death. Immortality (a review of the main religious and philosophical paradigms)]. Moscow, Nauka Publ., 2000, no. 5-6.

26. Sevalnikov A. Yu. Skitaniya v sfere virtualnogo [Wanderings in the sphere of virtual]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Tekhnika, obshchestvo i okruzhayushchaya sre-da" [Materials of the International Scientific Conference "Technique, society and the environment"]. Moscow, IF RAS Publ., 1998, p. 43.

27. Spinoza B. Etika [Ethics]. Moscow - Leningrad, 1932, p. 119 (part V, theorem 23).

28. Teyyar de Sharden P. Fenomen cheloveka [The phenomenon of man]. Moscow, Nauka Publ., 1987, 240 p.

29. Timoshchuk A.S. Disseratsiya doktora filosofskikh nauk "Traditsionnaya kultura: sushchnost i sushchestvovanie " [The dissertation of the Doctor of philosophical sciences "Traditional culture: essence and existence"]. Nizhny Novgorod, 2007.

30. Fedorov N. F. Sochineniya: v 4 tomakh [Works: in 4 vol.]. Moscow, 1995-1999, p. 388.

31. Florovskiy G. Dogmat i istoriya [Dogma and history]. Moscow, 1998, p. 254.

32. Kheyzinga Y. Homo Ludens; Stati po istorii kultury [Homo Ludens; Articles on the history of culture]. Moscow, Progress-Tradition Publ., 1997, 416 p.

33. Sharov P. Vokrug Sveta [Around the World]. Inoplanetyan Gerriot v obide ne ostavit [Aliens Garriott in offense will not leave]. Available at: http://www.vokrugsveta.ru/ telegraph/cosmos/814/.

34. Ekkerman I. P. Razgovory s Gete [Conversations with Goethe]. Erevan, Hayastan Publ., 1988, p. 272.

35. Yum D. O bessmertii dushi [On the immortality of the soul]. Sochineniya [Works]. Moscow, 1985, vol. 2, pp. 798-806.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.