Научная статья на тему 'Концепт "цифровое бессмертие" в современной теории культуры'

Концепт "цифровое бессмертие" в современной теории культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1078
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ / ИММОРТАЛИЗМ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Буин Н. А., Старостина М. К.

Данная статья посвящена проблеме цифрового бессмертия в рамках современной теории культуры. На основании концепций русского космизма, трансгуманизма и постмодернизма проанализированы различные подходы к вопросу о бессмертии, обозначены основные проблемы, связанные с трансформацией человеческой природы. Рассмотрены научные проекты и компьютерные технологии, дающие возможность симулировать человеческое сознание в будущем, раскрыты понятия «цифровое бессмертие» и «иммортализм». Также, исследован вопрос цифрового бессмертия в рамках социокультурной среды на базе Интернет-пространства и медиа в целом. Показано, насколько концепт «цифровое бессмертие» актуален в современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "DIGITAL IMMORTALITY" IN THE MODERN THEORY OF CULTURE

This article is devoted to problem of digital immortality. On the basis of notions of Russian cosmism, transgumanism and postmodernism, the authors analyses different approaches to the immorality and the main barriers issues of human nature transformation. It examined research projects and computer technology, allowing the human consciousness simulates, it disclosed definition of «digital immortality» and «immortalism». Also, it investigated the question of digital immortality in Internet-based sociocultural environment. It showed how the concept of «digital immortality» is relevant in the modern experience.

Текст научной работы на тему «Концепт "цифровое бессмертие" в современной теории культуры»

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ И ПРАКТИКОВ. БУИН Н.А., СТАРОСТИНА М.К. КОНЦЕПТ «ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ» В

СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Данная статья посвящена проблеме цифрового бессмертия в рамках современной теории культуры. На основании концепций русского космизма, трансгуманизма и постмодернизма проанализированы различные подходы к вопросу о бессмертии, обозначены основные проблемы, связанные с трансформацией человеческой природы. Рассмотрены научные проекты и компьютерные технологии, дающие возможность симулировать человеческое сознание в будущем, раскрыты понятия «цифровое бессмертие» и «иммортализм». Также, исследован вопрос цифрового бессмертия в рамках социокультурной среды на базе Интернет-пространства и медиа в целом. Показано, насколько концепт «цифровое бессмертие» актуален в современной действительности.

Ключевые слова: цифровое бессмертие, иммортализм, русский космизм, трансгуманизм, постмодернизм, социальные сети.

BUNIN N. A., STAROSTINA M. K.

THE CONCEPT OF "DIGITAL IMMORTALITY" IN THE MODERN THEORY OF CULTURE

This article is devoted to problem of digital immortality. On the basis of notions of Russian cosmism, transgumanism and postmodernism, the authors analyses different approaches to the immorality and the main barriers issues of human nature transformation. It examined research projects and computer technology, allowing the human consciousness simulates, it disclosed definition of «digital immortality» and «immortalism». Also, it investigated the question of digital immortality in Internet-based sociocultural environment. It showed how the concept of «digital immortality» is relevant in the modern experience.

Key words: digital immortality, immortalism, Russian cosmism, transhumanism, postmodernism, social media.

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. БУИН Н.А., СТАРОСТИНА М.К. КОНЦЕПТ «ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

В двадцать первом веке информационные технологии пронизывают все сферы жизни общества. Технологии стали повседневностью, минуя их, уже невозможно вести бизнес, получать образование и вообще существовать в рамках современного мира. Наращивание темпа технологий ведет за собой трансформацию социокультурных установок и формирует новый тип мышления. С развитием современного информационного поля и новых технологий в рамках цифровой среды появляется проблема «цифрового бессмертия».

Для того, чтобы обратиться к концепту «цифровое бессмертие», необходимо рассмотреть понятие «иммортализм». Современный российский философ Игорь Владимирович Вишев вводит научный термин «иммортология» (наука о бессмертии человека) и осмысляет иммортализм как «общее понятие, обозначающее различные версии решения проблемы бессмертия человека» (3, с. 10). Иммортализм является составной частью таких концепций как русский космизм и трансгуманизм.

Обратимся к философии Н.Ф. Фёдорова, крупнейшего идеолога русского космизма, который в своих трудах не только определил проблему бессмертия, но и предложил пути её решения. В сборнике сочинений, за которым закрепилось название «Философия общего дела», Фёдоров видит решение проблем общества во всеобщем личном воскрешении: «...твердая надежда на исполнение общего дела и долга сынов человеческих перед их отцами и перед Богом отцов, победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении» (11, с. 239). Таким образом, философ предлагает достичь личного бессмертия путем возвращения к жизни ушедших поколений, изменения пессимистического отношения к смерти. По мнению Федорова, необходимо обратить внимание на регуляцию естественных процессов, опираясь на достижения науки и техники, поскольку «зародилась та мировая скорбь о тленности всего, о всеобщей смертности, в которой природа впервые дошла до сознания своего несовершенства и с зарождением которой положено начало обновлению мира, начало эпохи человеческой, в которую мир должен быть воссоздан силами самого человека» (10, с. 93). «Философия общего дела» становится теоретической точкой отсчёта для концепций трансгуманизма.

Трансгуманизм - философская концепция, а также общественное международное движение, главной задачей которого является использование достижений гуманитарных и технических наук в

контексте трансформации физических и когнитивных возможностей человека с целью совершенствования способностей и устранения физических пределов индивида.

Одной из проблем, которые рассматривают трансгуманисты, является вопрос цифрового бессмертия или кибернетического иммортализма. Цифровое бессмертие - это концепция технологии, которая бы позволила сохранять и передавать когнитивные способности человека в виртуальном пространстве. Технологии служат примерами практической деятельности по приближению и осуществлению утопичной и квазирелигозной идеи человеческого бессмертия. На практике трансгуманисты работают с так называемыми нано-биологическими информационными когнитивными и социальными технологиями. Передовая наука стремится создать искусственный интеллект и внедрить его в жизнь общества. Пентагон, например, сообщил, что потратит около 900 миллионов долларов на изучение искусственного интеллекта и его внедрение в армию (5). Интерес человечества к искусственному интеллекту возрастает. Идея о кибернетическом бессмертии исходит из теоретических знаний об искусственном интеллекте.

Наш головной мозг работает как приемопередатчик - принимает информацию, воспринимает ее, анализирует и дает реакции организму. Процессы мозга можно сравнить с вычислительными процессами компьютеров. Изучением процессов мозга занимается нейробиология. Существуют исследования, которые продвинули знания о головном мозге.

Нейробиолог, профессор Гарвардского университета Джефф Лихтман и его коллеги разработали две технологии: нейровизуализацию и коннектонику (8, с. 40). Первая технология представляет собой метод окрашивания группы клеток головного мозга. Это позволяет детализировать карту головного мозга и симулировать деятельность мозга, следовательно, и сознания. Коннектоника использует специальный прибор, который делает тончайший срез головного мозга размером с одну тысячную человеческого волоса. Срезы выкладываются на конвейер как кинопленка, где начало - это левое полушарие мозга, а конец - правое. Весь объем данных переносится для анализа на компьютеры и занимает зеттабайты памяти. То есть мозг - это файловая структура, где, чем обширнее и больше информативность физических процессов, тем глубже станет понимание когнитивных процессов сознания.

Уже в 2005 году началась разработка машины для создания аналога мозга молодой крысы, в 2006 году это было реализовано в рамках проекта Blue Brain Project (компании IBM и федерального политехнического института Лозанны) (12). Квантовый суперкомпьютер Blue Gene смоделировал колонку неокортекса головного мозга крысы. То есть, неокортекст - это часть коры головного мозга. Размер неокортекста определяется количеством нейронов, которые составляет нейронные колонки. Неокортекст отвечает за сенсорное восприятие, речь, осознанное мышление и социальные связи. Благодаря суперкомпьютеру, программистам и нейрофизиологам, удалось смоделировать часть неокортекста молодой крысы. Однако, основной проблемой в полноформатном осуществлении симуляции деятельности головного мозга человека является недостаток объема оперативной памяти компьютера, что не позволяет перевести в двоичный код всю информацию о нейробиологических процессах.

Еще одним исследованием является субстрат - независимый разум. На разработку большую часть своей жизни потратил нидерландский трансгуманист, нейробиолог и нейроинженер Рэндал Куне. Он предложил загрузить сознание на альтернативный носитель. Приверженцы этой теории заявляют, что тело - устаревшая форма человеческого существования, которую надо трансформировать в некий субстрат. Тем самым подвергается изменению одна из главенствующих установок постмодернизма: тело - «топос», согласно которой проблемы телесности выходят на передний план - познание происходит через опыт с собственным телом. Все решается с телом и на уровне тела. Телесность теперь — форма индивидуальности (4, с. 163).

Идея же Рэндала Куне о загрузке сознания вбирает в себя платоновскую традицию, где душа является более значимой, чем тело. В платоновских диалогах Сократ говорит Алкивиаду: «Ну а если ни тело, ни целое, состоящее из тела и души, не есть человек, остается, думаю я, либо считать его ничем, либо, если он все же является чем-то, заключить, что человек - это душа» (6, с. 213). Цифровое бессмертие предполагает иммортализм сознания и ищет всевозможные способы, чтобы отдалиться от тела и приобрести новую форму человеческого существования. Но при этом сознание, перенесенное на субстрат, сталкивается со сложностью самоидентификации своего бытия и имеет риск утратить свои когнитивные функции. П. Н. Барышников, изучавший типологию бессмертия, определяет данную сложность как «парадокс копии», «когда при создании цифровой копии сознания опыт одного существа не сможет реализовываться в двух местах одновременно» (1, с. 219). Сознание, перенесенное на субстрат, ощущает себя в категориях гиперреального.

В рамках нашего исследования раскроем и другую сторону типологии цифрового бессмертия -социокультурную. Социокультурное бессмертие предполагает вечную память о деяниях какой-либо личности. В эту типологию встраивается концепт о гиперреальном. Термин «гиперреальность»

подробно анализируется в работах Ж.Бодрияйара. Под гиперреальностью понимается симуляция чего-либо, стирание оппозиций между знаковым образом и действительностью, нивелирование рефрента до симулякра (2). Любая биографическая книга, статья или фильм имеет авторскую интерпретацию, что искажает действительный образ личности, то есть образ становится гиперреальным.

Рассмотрим в качестве примера события, связанные с одной из главных фигур поп-культуры, Майклом Джексоном. Даже после своей биологической смерти артист выпускает альбом, а после презентации фильма «Покидая Неверленд» музыкант становится одной из самых обсуждаемых персон сегодняшнего дня, общественность начинает осуждать уже умершего музыканта. В 2014 году суд США разрешает использовать цифровую симуляцию - голограмму - Джексона на церемонии Billboard Music Awards в Лас-Вегасе (7).

Голограммы настолько реалистичны, что становится непонятно, что реальнее - подобие или оригинал. Бодрийар пишет: «Подобие не должно сливаться с двойником, стремиться к точному сходству мира с самим собой, субъекта с самим собой» (2, С. 144), иначе возникает опасность в использовании голограмм. Возможно, что из сознания будущих поколений исчезнет память об оригинальном Майкле Джексоне и тогда различий не останется: «дублирования достаточно, чтобы оба объекта стали одинаково искусственными» (2, с. 17). Голограмма Майкла Джексона - это симулякр, имеющий реальный рефрен. Она не является единственным примером гиперреального, симуляции такого же рода происходят и в социальных сетях.

Начиная с середины двухтысячных годов появляются проекты, создающие бессмертных двойников пользователей социальных сетей на платформе Facebook, Twitter и других чат-сетей. К таким разработкам можно отнести проект «LUKA». Разработчики этого проекта создали аккаунт Романа Мазуренко, бывшего арт-директора московского бара STRELKA, который погиб в аварии. На основе доступа ко всем диалогам из социальных сетей Романа и к личным фотографиям, нейронная сеть смогла проанализировать данную информацию и сформировала идентичную модель общения Романа в социальных сетях. Он первым заводит диалог со своими друзьями и отвечает незнакомцам, его приятели в интервью говорят об аутентичности диалога с уже бессмертным виртуальным Романом Мазуренко.

Также, компания News Corp Australia запустила чат-бота в Facebook Messenger, который позволяет пользователям общаться с солдатом Арчи Барвиком, участником сражений в Первой мировой войне на основании его личных дневников. Помимо диалога с солдатом, данный бот запрограммирован на отправку сообщений с линии фронта - цитат из записей его личных дневников.

Помимо проектов цифрового бессмертия, основанного на симулякрах, имеющих рефрен, есть и симулякры наивысшего порядка, которые реального рефрена не имеют. К таким симулякрам можно отнести некоторых пользователей социальной сети Instagram. Ярким примером является цифровая инстаграм-модель, певица Микела (@lilmiquela), имеющая аудиторию в 1,6 млн подписчиков (9).

В реальности Микелы не существует, но при этом она занимает позицию инфлюенсера, то есть влиятельного лица в виртуальном пространстве, которое высказывает четкие позиции по социально значимым вопросам, транслирует тенденции мира современной моды и является рекламным лицом PRADA и других известных брендов, официально получая за это деньги. За всю историю существования данного инстаграм-профиля Микела неоднократно публиковала провокационные записи, в которых рассуждала о природе своего происхождения и задавалась вопросом: робот она с человеческими эмоциями и чувствами или нет?

В действительности мы не знаем, является ли Микела искусственным интеллектом или же это использование конкретной командой специалистов возможностей компьютерной графики. Однако нам известно одно - Микела освобождена от биологических факторов существования, тем самым, мы можем допустить, что она гипотетически может остаться бессмертной в гиппереальном поле социальной сети.

Таким образом, социальные сети, становятся точкой соприкосновения аккаунтов реально существующих людей и цифровых персонажей, что практически обнуляет дистанцию между копией и оригиналом. Следовательно, мы можем определить проблему потери реальности, которую Бодрийяар осмыслял следующим образом: «И, как это ни парадоксально, именно реальное становится нашей подлинной утопией, но той утопией, осуществить которую уже невозможно, о которой можно лишь мечтать как о потерянном безвозвратно» (2, с. 165).

Анализируя концептуальные вариации цифрового бессмертия в теории современной культуры, стоит сделать вывод, что проблема является актуальной. Научные проекты делают идею цифрового бессмертия, основанную на симуляции или переносе сознания, более реальной. Чат-боты и цифровые персонажи в социальных сетях демонстрируют, что данный вопрос начинает затрагивать всё большую часть общества, задействованную в глобальной сети Интернет.

Концепт «цифровое бессмертие», безусловно, противоречив и поднимает множество проблем, пути решения которых еще не осмыслены в полной мере, но безостановочный процесс развития

технологий вынуждает человечество осмыслять данную проблему и выводить ее в пространство дискуссии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Барышников, П.Н. Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: МБА, 2013. - 272 с.

2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр - М.: ПОСТУМ, 2018. - 240 с.

3. Вишев, И. В. Иммортология - наука о бессмертии: учебная программа и энциклопедический словарь: учебное пособие. - Челябинск: Энциклопедия, 2015. - 244 с.

4. Гредновская, Е. В. Дух как тело и тело как знак: два кризиса в зеркале рационализма. / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Вып. № 1. 2013. Т. 13. - 198 с.

5. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/31/07/2018/5b5fccdf9a794709b7fb5fahtml (дата обращения: 06.10.2019).

Платон. Диалоги / Платон - М.: Мысль, 1986. - 607 с.

6. Радиостанция Вести ФМ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://radiovesti.ru/news/404223.html (дата обращения: 06.10.2019).

7. Сеунг, С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть. / С. Сеунг - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 442 с.

8. Социальная сеть Instagram: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.instagram.com/lilmiquela.html (дата обращения: 30.05.2019).

9. Фёдоров, Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. Т.1. / Составление, подготовка текста и комментарии А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой - М.: Прогресс, 1995. - 498 с.

10. Фёдоров, Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. Т.2. / Составление, подготовка текста и комментарии А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой - М.: Прогресс, 1995 - 498 с.

11. Blue Brain Project: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.epfl.ch/research/domains/bluebrain/blue-brain/about.html (дата обращения: 07.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.