Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТАНАТОЛОГИИ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТАНАТОЛОГИИ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
641
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОСФЕРА / ИНФОРГ / ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / ЦИФРОВОЕ БЕССМЕРТИЕ / ЦИФРОВОЕ ПОСЛЕСМЕРТИЕ / ЦИФРОВАЯ СМЕРТЬ / ЦИФРОВАЯ ТАНАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булычев И. И., Назарова Ю. В.

В статье проводится этический анализ процессов трансформации отношения к смерти и послесмертию в современном цифровом пространстве. Используется термин цифровая танатология, под которым понимается философская оценка таких явлений, как цифровая смерть, цифровое послесмертие и цифровое бессмертие. На основании современных отечественных и зарубежных научных работ рассматриваются наиболее заметные направления исследований в области цифровой танатологии, анализируется влияние на них развивающихся цифровых технологий. Новые представления о смерти, послесмертии и бессмертии осмысливаются с позиций этики; формулируются основные этические проблемы и определяются дилеммы цифровой танатологии; выявляются перспективы формирования новых этических вызовов в области цифровой танатологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITAL TANATOLOGY: ETHICAL ASPECT

The article provides an ethical analysis of the processes of transformation of attitudes towards death and afterlife in the modern digital space. The term digital thanatology is used, which means a philosophical assessment of such phenomena as digital death, digital aftermortality and digital immortality. On the basis of modern domestic and foreign scientific works, the most notable areas of research in the field of digital thanatology, the impact of developing digital technologies on them are considered. New ideas about death, after-death and immortality are analyzed from the standpoint of ethics; the main ethical issues are formulated and the dilemmas of digital thanatologyare defined; identifies the prospects for the formation of new ethical challenges in the field of digital thanatology.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТАНАТОЛОГИИ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

И. И. Булычев

Шуйский филиал Ивановского государственного университета Мичуринский государственный аграрный университет

Ю. В. Назарова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТАНАТОЛОГИИ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье проводится этический анализ процессов трансформации отношения к смерти и послесмертию в современном цифровом пространстве. Используется термин цифровая танатология, под которым понимается философская оценка таких явлений, как цифровая смерть, цифровое послесмертие и цифровое бессмертие. На основании современных отечественных и зарубежных научных работ рассматриваются наиболее заметные направления исследований в области цифровой танатологии, анализируется влияние на них развивающихся цифровых технологий. Новые представления о смерти, послесмертии и бессмертии осмысливаются с позиций этики; формулируются основные этические проблемы и определяются дилеммы цифровой танатологии; выявляются перспективы формирования новых этических вызовов в области цифровой танатологии.

Ключевые слова: цифровое общество, инфосфера, инфорг, цифровая личность, цифровой двойник, цифровая этика, цифровое бессмертие, цифровое послесмертие, цифровая смерть, цифровая танатология.

I. I. Bulychev

Shuya Branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia) Michurinsk State Agrarian University (Michurinsk, Russia) Y. V. Nazarova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Russia, Tula)

MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITAL TANATOLOGY: ETHICAL

ASPECT

The article provides an ethical analysis of the processes of transformation of attitudes towards death and afterlife in the modern digital space. The term digital thanatology is used, which means a philosophical assessment of such phenomena as digital death, digital aftermortality and digital immortality. On the basis of modern domestic and foreign scientific works, the most notable areas of research in the field of digital thanatology, the impact of developing digital technologies on them are considered. New ideas about death, after-death and immortality are analyzed from the standpoint of ethics; the main ethical issues are formulated and the dilemmas of digital thanatology

are defined; identifies the prospects for the formation of new ethical challenges in the field of digital thanatology.

Keywords: digital society, infosphere, inforg, digital personality, digital twin, digital ethics, digital immortality, digital afterlife, digital death, digital thanatology.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -4-57-69

Вопрос о переносе многих сфер деятельности в цифровое пространство стал особенно актуален в период пандемии, что повлекло за собой как ускоренное развитие цифровых технологий коммуникации, так и появление новых дилемм морального характера. Человек в цифровом пространстве - или, по определению некоторых исследователей, - цифровой двойник [7] проживает цифровую жизнь, наполненную особыми отношениями, творческой и профессиональной самореализацией, социальной и гражданской активностью, добром или злом, со своими интересами и предпочтениями, а также встречается с таким явлением, как цифровая смерть. Дискурс о цифровой смерти стал актуален еще в период начала популярности социальных сетей, когда появилась проблема распоряжения аккаунтами умерших пользователей и отношения к этим аккаунтам, как со стороны сетевых администраторов, так и со стороны сетевого окружения умершего. Данная проблема концентрировалась в области этических, культурных и правовых вопросов, которые все еще не нашли разрешения. Однако это оказалось только «верхушкой айсберга»; активная цифровизация общества, влекущая за собой формирование «инфосферы» [14;15;16], порождает вопросы не только о цифровой смерти, но и о цифровом послесмертии и бессмертии, которые предполагают новое философское осмысление понятий «общество», «индивид», «личность», «смерть» и т.д.. В данной статье анализируется этический аспект современных представлений о цифровой смерти, послесмертии и бессмертии, которые авторы объединяют в понятие «цифровая танатология». В этой связи будут реализованы следующие задачи:

- обосновать термин «цифровая танатология» и определить его содержание;

- рассмотреть особые условия «инфосферы» (Л. Флориди), в которых происходит аксиологическая и этическая переоценка вопросов, связанных со смертью, бессмертием и послесмертием;

- выявить основные этические проблемы и сформулировать дилеммы цифровой танатологии.

Обоснование термина «цифровая танатология» и его содержание

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что исследования философского характера, связанные с проблемой смерти в цифровом пространстве, имеют следующие отличительные черты:

1. Они расширяются по мере развития цифровых технологий.

2. Они включают в себя не только рассмотрение существующих проблем, но также их прогностическую оценку.

3. Дискурс о цифровой смерти, послесмертии и бессмертии связан с философией трансгуманизма. В то же самое время, этическое осмысление

вопросов о смерти в цифровом пространстве, относится, как правило, к области прикладной, или, конкретнее, цифровой, этики.

4. Проблема цифрового бессмертия несколько обособлена от проблем цифровой смерти и послесмертия, главным образом потому, что лежит в сфере будущего развития технологий, и является предметом прогностической оценки и осмысления.

5. Терминология, связанная с вопросами смерти в цифровом пространстве, уже сложилась, но не окончательно оформилась, так как многим терминам все еще не придан правовой статус. Это такие термины, как «digital afterlife», «цифровая загробная жизнь», «цифровое послесмертие», «цифровые останки», и даже «цифровые зомби». Наиболее логичным, на наш взгляд, является термин «digital afterlife» - как альтернатива «on-life», термину, предложенному философом Л. Флориди для обозначения жизни, протекающей в цифровом пространстве. Однако, не так просто найти аналог в русском языке, поэтому, на наш взгляд, наиболее точным будет слово послесмертие - как некое присутствие в цифровом пространстве после смерти. При этом данное присутствие может подразумевать любой существующий цифровой след, когда-то оставленный умершим.

Цифровая смерть и цифровое послесмертие

Вопросы о цифровой смерти и послесмертии в последнее время поднимаются в отечественной и зарубежной философской литературе, а также являются предметом повышенного интереса СМИ. Среди зарубежных исследований наиболее выделяются работы сотрудников Лаборатории цифровой этики при Оксфордском университете и Оксфордском интернет-институте [5], которые, в основном, касаются проблем посмертного существования в цифровой реальности; их условно можно разделить на следующие направления: работы, связанные с социально-культурными проблемами; с этической оценкой; с правовыми аспектами. Дискурс о цифровой смерти, послесмертии и бессмертии возникает и в отечественной научной и публицистической литературе.

Так, О. В. Мороз отмечает, что понятие «цифровая смерть» изначально предстает как «некий маркетинговый конструкт, который оказался очень интересен веб-дизайнерам. Не с точки зрения продаж, а в целях конструирования новых элементов цифровой среды» [1]. В результате создается некое пространство (танатосенсетивная среда), в котором можно сконструировать практики скорби по самому себе, заранее обозначив сценарий траура на случай собственной смерти: «она позволит людям испытывать и представлять, репрезентировать всю гамму эмоций, связанных с чужим умиранием, и регламентировать, программировать собственный уход из жизни. Цифровая среда будет подстроена под то, к чему мы привыкли офлайн. Иными словами, под репрезентацию того экзистенциального, радикального, опорного опыта, благодаря которому человек опознает себя живым (мы опознаем себя живыми в том числе как существа, когда-нибудь, в перспективе обязательно сталкивающиеся со смертью)» [1]. При этом вопрос о смерти, как конечной точке жизни, приобретает иные смыслы в цифровом пространстве: «Я при

жизни придумываю рассказ о себе, который будет, на мой взгляд, важен и полезен близким, рассказ, который будет программировать мой облик для них и создавать эффект моего присутствия онлайн после смерти. Онлайн мы живем, пока присутствуем, разговариваем, с кем-то переписываемся; здесь нет физической смерти. Онлайн есть смерть только социальная, мы умираем для цифры тогда, когда перестаем «звучать»» (Курсив наш) [1].

Н. В. Кофырин дает подробный обзор современных проблем цифровой смерти и бессмертия, которые можно разделить на следующие группы: 1) правовые коллизии, касающиеся распоряжения наследием умерших людей (их цифровыми следами, цифровыми останками, действиями от лица умерших пользователей); 2) социально-экономические и культурные проблемы использования аккаунтов после смерти их владельцев (допустимость бизнеса на «цифровых останках» - появление цифровых кладбищ, цифровых надгробий и памятников, а так же новых культурных практик траура, таких, как например, создание чат-ботов, имитирующих личность умершего - для общения с его близкими, призванными уменьшить боль от потери); 3) проблемы использования цифровой информации, с целью «цифрового убийства» или «цифрового ограбления» - когда аккаунт полностью уничтожается, независимо от желания его владельца; 4) проблемы самоубийств, убийств или доведения до самоубийства из-за троллинга, в виртуальном пространстве; 5) проблемы допустимости развития цифровых технологий, при помощи которых станет возможно «цифровое бессмертие» [3].

Цифровое бессмертие

Вопрос о цифровом бессмертии, который достаточно четко обоснован, например, на официальном сайте компании Microsoft [11] (где объясняется разница между односторонним и двусторонним цифровым бессмертием) преимущественно связан с этико-философской концепцией трансгуманизма, основной этической целью которой является достижение всеобщего блага через трансформацию человеческой природы, ведущую к бессмертию сознания [2; 4; 8]. Новые концепции социальной философии уточняют предмет всеобщего блага, под которым теперь понимается благо инфосферы - информационной среды, моральным агентом которой может быть не только человек, но и любой информационный объект (Л. Флориди). Это потенциально трансформирует и представления о смерти, как об окончательной точке бытия индивида.

С философской точки зрения перечисленные проблемы создают обширное поле для исследований, в частности, для этического осмысления происходящих процессов. По мнению некоторых исследователей, цифровая среда провоцирует процесс «отчуждения от смерти» (В. И. Шаповалов), забвения факта конечности бытия, являясь причиной разрушения идентичности человека [10].

Согласно другой точке зрения, основанной на философии трансгуманизма, преимущество цифровых технологий, напротив, заключается в переосмыслении смерти, как конечной точки существования, и ведет к потенциальному бессмертию, к преодолению зла, которым представляется полная страданий и пороков жизнь в физическом теле и его мучительная

смерть; таким образом, вопрос о бессмертии впервые в истории обосновывается с точек зрения философии и науки, а не с религиозной или эзотерической точек зрения [2; 4; 8].

Цифровая послесмертная личность и цифровой двойник в аспекте цифровой танатологии

В. Н. Назаров характеризует цифровую танатологию как спектр проблем «послесмертия цифрового двойника», при этом, под цифровым двойником понимается не просто цифровая личность - цифровой двойник связывается с феноменом «двойничества», неоднократно описанным как в художественной, так и в философской литературе: «Сущность двойника - в раздвоении целостного сознания личности, одной из причин которого является предельная рационализация (полирационализация) сознания этического субъекта. При этом двойник во многом возмещает и дублирует иррациональный план личности во всем многообразии ее карнавально-мистических чувств и поступков» [7, с. 143]. Такой подход кардинальным образом меняет взгляд на описанные выше проблемы цифровой смерти, послесмертия и бессмертия, поскольку встает вопрос о соответствии реальной личности и послемертной цифровой личности (цифровой идентификации личности), что само по себе является предметом глубокого этического анализа. Это вопрос станет особенно актуален в связи с проектом М. Цукерберга по развитию «Метавселенной», успешная реализация которого может полностью погрузить мир в виртуальное пространство [6], создав бесчисленное количество цифровых двойников, способных к бесконечным смертям и возрождениям, и, потенциально, бессмертных. Несмотря на то, что вопрос о «двустороннем бессмертии» уже несколько лет активно обсуждается сторонниками трансгуманизма, среди которых много видных ученых (физиков, нейробиологов, философов, специалистов по компьютерным технологиям), наука еще далека от его воплощения. Так, по словам профессора психологии и неврологии Принстонского университета М. Грациано «хотя загрузка сознания теоретически возможна, для ее практической реализации, скорее всего, потребуется еще не одна сотня лет на разработку технологии и научного понимания. И все это упрется в проблемы этического и философского характера: кому будет доступна загрузка сознания в виртуальный мир? Какими правами будет обладать виртуальное сознание? Какие возможны злоупотребления этой технологией?» [9].

Все вышеперечисленное придает вопросам смерти и послесмертия выраженную этико-философскую окраску, из чего можно сделать вывод, что философское осмысление этих проблем уже сложилось в определенный дискурс, предмет которого можно обозначить термином «цифровая танатология», и сформулировать следующее его определение. Цифровая танатология - это спектр философских проблем, связанных с вопросами цифровой смерти, бессмертия и послесмертного существования в виртуальном пространстве, в их социальном, культурном, онтологическом, антропологическом и этическом аспектах. В данной статье будет исследован этический аспект цифровой танатологии.

Прогностическая оценка перспектив цифровой танатологии в аспекте концепции инфосферы Л. Флориди

Рассматривать проблемы цифровой танатологии в их этическом аспекте было бы логичнее, основываясь на тенденциях их развития, давая им прогностическую оценку, что вполне оправдано с точки зрения прикладной этики. Такой подход обусловлен следующими причинами:

1) смысл прикладной этики заключается в профилактике, предвосхищении возможных проблем;

2) очевидно, что дискурс о посмертном существовании не может состояться в обществе старой формации; само наличие такого дискурса уже говорит о том, что мы живем в изменяющемся мире, поэтому логично подойти к проблеме с позиций новых представлений об обществе.

Автор концепции инфосферы Л. Флориди, называет свою теорию «проектом», что обосновано рядом объективных причин [14; 15; 16]. Во-первых, сама инфосфера, как новый тип информационного общества, на данный момент находится в процессе формирования, однако уже сейчас можно наблюдать тенденции ее дальнейшего развития; во-вторых, эти тенденции таковы, что становится очевидно - законы инфосферы будут трансформировать привычные социальные, культурные, антропологические, этические и ценностные основы мировоззрения, и общество пока не вполне готово принять эти трансформации.

Под термином «инфосфера» исследователь понимает новый этап эволюции информационного общества, которое формирует новую форму бытия - бытие информационное, что заставляет пересмотреть общественные отношения и субъектов этих отношений. С этической точки зрения меняются представления о всеобщем благе, которые формировались со времен античной философии - так, всеобщим благом становится не благо общества (всеобщее благо), а благо инфосферы. Меняются и привычные представления о зле - зло, это все то, что препятствует благу инфосферы, негативно сказывается на ее развитии и расширении. Если традиционно смерть считалась результатом естественного или морального зла (moral and natural evil), то в условиях инфосферы возникает искусственное зло (artificial evil). Таким образом, физическая смерть может уступить свое место в иерархии «антиценностей» смерти цифровой, когда умирает «цифровая личность» (цифровой двойник) что в принципе изменяет иерархическую систему нравственных ценностей. Л. Флориди вводит термин «инфорг» - информационный организм - под которым понимается совокупность любой информации о личности (т.е. «биологическом агенте»), существующая в инфосфере. Важно и то, что концепция инфосферы меняет представления о моральных агентах - ими становятся не только люди, но и любые информационные объекты, поэтому предмет цифровой танатологии значительно расширяется [14; 15; 16]. Это определяет следующие этические аспекты цифровой танатологии в контексте концепции инфосферы:

- важным станет вопрос о цифровой идентификации личности;

- возникнет понятие «посмертной цифровой личности», для осмысления которого понадобятся как философские обоснования, так и правовая база, устанавливающая ее статус и права;

- цифровая смерть может считаться не меньшим, а большим злом, по сравнению с биологической смертью, что придаст особый статус послесмертному присутствию в инфосфере;

- возникнут особые культурные и моральные практики отношений к умершим и с умершими (которые условно можно обозначить термином «некрокоммуникация»);

- возникнут особые формы искусственного зла (artificial evil) -уничтожение инфорга, намеренная трансформация инфорга, присвоение цифровой личности, эксплуатация цифровой личности, в том числе, и посмертной, и т.п.;

- возможно возникновение некой формы новой цифровой религии, обосновывающей религиозно-нравственные заповеди послесмертного существования.

Данные проблемы пока кажутся фантастическими и нереальными, однако они выглядят достаточно логичными в контексте концепции инфосферы, как проекта; поэтому вышеперечисленное можно определить как прогностический анализ развития цифровой танатологии в ее этическом аспекте.

Этические дилеммы цифровой танатологии

Этические аспекты смерти, послесмертия и бессмертия в цифровой среде, на данном этапе развития технологий только формируются, складываясь в предпосылки перечисленных выше проблем цифровой танатологии в контексте инфосферы. На этом основании можно выделить следующие этические аспекты современных проблем цифровой танатологии:

- проблемы соответствия реальной и цифровой личности. Данная проблема связана с феноменом «цифрового двойника». С этической точки зрения речь идет о моральном соответствии личности и цифровой личности. Могут ли быть идентичными их моральные характеристики, такие, как, например, набор нравственных ценностей и добродетелей? Если принимать во внимание феномен «двойничества», воплощающий иррациональную часть личности, то между личностью и ее цифровым аналогом возможен некий конфликт ценностей, высвечивающий оппозиционные ценности личности, ее «темные» стороны, что не может не повлиять на отношение к личности в ее послесмертном цифровом существовании, и подчеркивает, как минимум, проблему конфиденциальности информации о цифровой личности после смерти человека. Из этой проблемы вытекает следующий вопрос - о распоряжении «цифровыми останками»;

- проблема статуса цифровых останков и права на распоряжение ими. Это, на данный момент, наиболее изученная с этической точки зрения проблема [12; 17; 18; 19; 20]. Так, некоторые ученые предлагают приравнять статус цифровых останков к биологическим останкам [13; 17], что автоматически предполагает, что к ним должны применяться соответствующие правила

биоэтики. Необходимость этого обусловлена тем, что в цифровом пространстве уже сложился бизнес на практиках цифрового траура, цифрового погребения, использования информации об умерших и т.д. (см.: К. Оман, Л. Флориди «Политэкономия смерти в век информации: критический подход к индустрии цифрового послесмертия») [17], что ставит вопросы об этической допустимости и правовой обоснованности получения доходов от смерти пользователей Сети;

- проблема отношения к посмертной цифровой личности. Эта проблема связана с предыдущей, и относится к этико-культурным практикам траура, которые формируют новое отношение к цифровой личности после смерти человека. Как, с этической точки зрения правильно поступать в этом случае -оплакивать, общаться, или игнорировать? Существующие на данный момент технологии предлагают создание чат-ботов, сформированных на основании прижизненной цифровой информации о личности, которые создают эффект общения с умершим. Различные сайты предлагают новые практики траура, мемориалы; создаются, так называемые, цифровые кладбища - причем не только для людей, но и для домашних любимцев. В этом пространстве люди могут поделиться своей скорбью, разместить воспоминания об умершем. С другой стороны, данная проблема усложняется, благодаря описанной выше проблеме моральной идентичности личности и ее цифрового двойника. Кроме того, такие пространства скорби расширяют возможности троллинга или похищения информации об умершем;

- проблема прав и защиты посмертной цифровой личности; проблема оценки критериев нанесенного ей ущерба. Суть этой проблемы, в этическом смысле, заключается в следующем - можно ли рассматривать зло, причиненное цифровой личности в цифровом пространстве аналогом зла, причиненном личности в реальности? Иными словами, можно ли рассматривать кражу информации - как воровство имущества, использование цифровой личности -как похищение и обращение в рабство человека (т.е. самовольное лишение свободы и эксплуатацию), стирание цифровой личности - как убийство? В первую очередь, необходимо этическое осмысление цифровых преступлений, потому что оно повлечет за собой и правовую оценку, что значительно расширит правовые практики регулирования цифровой реальности. В случае с живыми пока применимы критерии морального или психологического ущерба от подобных действий в Сети. Но какие критерии должны быть применимы в аналогичных случаях к посмертной цифровой личности?;

- проблема религиозного статуса цифровой смерти и бессмертия. На данный момент известно, что идея послесмертного цифрового существования поддерживается некоторыми религиозными течениями [4, с. 156]. Тем не менее, актуальным остается вопрос: может ли цифровое послесмертие быть приравнено к послесмертному существованию, в которое верят представители конкретной религии, или ему должен быть придан особый религиозный статус? Ведь, логично предположить, что, в таком случае, цифровая личность может считаться аналогом души - или части души, что коренным образом может изменить религиозное мировоззрение, сформировав цифровую религию.

Данная проблема столь широка и серьезна, что потребует в дальнейшем отдельного философского исследования.

Таким образом, можно сформулировать следующие этические дилеммы цифровой танатологии:

- дилемма цифрового двойника. Нравственные ценности цифровой личности не могут зависеть от нравственных ценностей личности, потому что цифровая личность имеет отдельный нравственный статус - на нее влияет не только исходная личность, но и информационное пространство, в котором она существует. Нравственные ценности личности должны быть аналогичны нравственным ценностям цифровой личности; если они вступают в конфликт, то личность можно определить, как безнравственную;

- дилемма конфликта ценностей биомедицинской этики и философской этики. Цифровые останки должны быть приравнены, в этическом смысле, к биологическим останкам, и к ним должны быть применены правила прикладной этики (биоэтики). Цифровые останки должны считаться продолжением цифровой личности, их нужно не утилизировать, а хранить, как наследие личности; вопрос об их уничтожении может быть решен только наследниками;

- дилемма скорби. Цифровая личность может стать объектом скорби, после смерти реальной личности, что создает новые практики траура; в таком случае и общение с чат-ботами, имитирующими личность усопшего, тоже становится частью цифровой культуры траура. Цифровая личность после смерти реальной личности должна быть стерта и забыта; скорбь должна быть сконцентрирована только на исходной личности;

- дилемма искусственного зла. Злу в цифровой пространстве должен быть придан особый моральный статус - Зло, совершаемое в цифровом пространстве должно быть, с этической точки зрения, приравнено к аналогичным видам зла, совершаемым в реальной жизни;

- дилемма загробной жизни. Послесмертное существование цифровой личности должно найти этико-религиозные обоснования - Послесмертное существование цифровой личности не должно иметь никаких этико -религиозных обоснований.

Выводы

Этические аспекты «цифровой танатологии» относятся к области цифровой этики. Дискурс вокруг этических проблем цифровой танатологии складывается на основании конфликта между принципами прикладной этики (этики информации) и нравственной философии, что формирует ряд сложных дилемм, содержание которых связано с текущим состоянием цифровых технологий. Установлено, что на данный момент многие из этих дилемм пока не имеют правовых механизмов разрешения, что оставляет их в сфере прикладной этики. В то же самое время и цифровая этика, как область философского исследования, пока находится на первоначальной фазе своего формирования. С другой стороны, некоторые этические аспекты цифровой танатологии носят прогностический характер, что определяется новыми философскими представлениями об обществе, как информационном бытии.

Это, в перспективе, позволяет обозначить цифровую танатологию как философское обоснование практик отношений к умершим и с умершими, что приведет к беспрецендентной переоценке предельных философских вопросов, сконцентрировав их, в том числе, и на этических аспектах проблем смерти, послесмертия, и бессмертия в цифровом пространстве.

Литература

1. Бочаров И. Оксана Мороз - о цифровой смерти, похоронных роботах, виртуальных кладбищах и вымирании Facebook [Электронный ресурс] // Хайтек : сайт / АНО «Иннополис Медиа». Дата размещения: 28.02.2019. URL: https://hightech.fm/2019/02/28/oksana-moroz (дата обращения: 26.11.2021)

2. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М.: Изд-во МБА, 2013. 272 с.

3. Кофырин Н. В. Цифровая смерть и цифровое бессмертие // NEWSLAND : информационно-дискуссионный портал. URL: https://newsland.com/community/129/content/tsifrovaia-smert-i-tsifrovoe-bessmertie/6861130 (дата обращения: 15.11.2021).

4. Куне Р., Тучина М. Е. Второй международный конгресс «Глобальное будущее 2045» (Нью-Йорк, июнь 2013 г.) [Электронный ресурс] // Философские науки. 2013. № 12. С. 125-136. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/1599/1531 (дата обращения: 07.09.2021).

5. Лаборатория цифровой этики при Оксфордском университете // Digital Ethics Lab : офиц. сайт. URL: https://digitalethicslab.oii.ox.ac.uk (дата обращения: 05.09.2021).

6. Логинов Н. Разбор Метавселенной: что это - неизбежное будущее цифровых технологий или пустая фантазия // TJ : блогплатформа. Дата размещения: 08.11.2021. URL: https://tjournal.ru/tech/466466-razbor-metavselennoy-chto-eto-neizbezhnoe-budushchee-cifrovyh-tehnologiy-ili-pustaya-fantaziya (дата обращения: 15.11.2021).

7. Назаров В. Н. Цифровой двойник как субъект информационной этики // Этическая мысль. 2020. Т. 20, № 1. С. 142-154.

8. Тучина М. Е. Международный конгресс «Глобальное будущее 2045» (Москва, февраль 2012 г.) [Электронный ресурс] // Философские науки. 2012. № 9. С. 150-157. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/1599/1531 (дата обращения: 05.09.2021).

9. Андреева А. Цифровое бессмертие: есть ли жизнь после смерти в компьютере // РБК : офиц. сайт / АО «Росбизнесконсалтинг». Обновлено: 26.04.2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5e2825d29a7947f9fe755f87 (дата обращения: 25.11.2021).

10. Шаповалов И. С. Разрушение идентичности и отчуждение от смерти в танатосенситивной цифровой среде // Манускрипт. 2021. Т. 14, вып. 6. С. 1202-1208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrushenie-identichnosti-i-

otchuzhdenie-ot-smerti-v-tanatosensitivnoy-tsifrovoy-srede (дата обращения: 15.11.2021).

11. Bell G., Gray J. Digital Immortality [Цифровое бессмертие] // Microsoft : site. URL: https://www.microsoft.com/en-us/research/wp-content/uploads/2016/02/tr-2000-101.pdf (data of request: 31.08.2021).

12. Carroll, E., Romano, J., Carroll, E., Romano, J., Mitchell, L. M., Stephenson, P. H., et al. (2015). Your digital afterlives: Computational theories of life after death. Minds and Machines, 17(4), 363-379. doi: 10.5172/hesr.2012.21.4.413

13. Deceased Data: Should Your Online Remains Be Treated Like Physical Remains? // Technology Networks: Exploring the Science That Matters to You : site. Published: 18.04.2018. URL: https://www.technologynetworks.com/informatics/news/deceased-data-should-your-online-remains-be-treated-like-physical-remains-299795 (data of request: 03.09.2021)

14. Floridi L. The ethics of Information. Oxford : Oxford University Press, 2013. 375 p.

15. Floridi L. The philosophy of Information. Oxford : Oxford University Press, 2011. 405 p.

16. Floridi L. The Fourth Revolution - How the infosphere is reshaping human reality. Oxford : Oxford University Press, 2014. 272 p.

17. Ohman C., Floridi, L. The Political Economy of Death in the Age of Information: A Critical Approach to the Digital Afterlife Industry // Minds and Machines. 2017. Vol. 27, Issue 4. P. 639-662. URL: https ://link. springer.com/ article/10.1007/s11023-017-9445-2 (data of request: 31.08.2021).

18. Stokes P. Deletion as second death: The moral status of digital remains // Ethics and Information Technology. 2015. Vol. 17, Issue 4. P. 1-12.

19. Stokes P. Ghosts in the Machine: Do the Dead Live on in Facebook? // Philosophy and Technology. 2012. Vol. 25, Issue 3. P. 363-379.

20. Wright N. Death and the Internet: The implications of the digital afterlife // First Monday: Peer-Reviewed Journal in the Internet : site. 2014. Vol. 19, Issue 6. Received: 31.12.2013; revised: 09.05.2014; accepted: 11.05.2014. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/4998/4088 (data of request: 22.07.2021)

References

1. Bocharov I. Oksana Moroz - o tsifrovoy smerti, pokhoronnykh robotakh, virtual'nykh kladbishchakh i vymiranii Facebook [Oksana Moroz - on digital death, funeral robots, virtual cemeteries and the extinction of Facebook]. Khaytek : website, ANO «Innopolis Media». Date of publication: 28 February 2019. URL: https://hightech.fm/2019/02/28/oksana-moroz (accessed: 26 November 2021). [In Russian]

2. Global'noye budushcheye 2045. Konvergentnyye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya [Global Future 2045. Converged Technologies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(NBICS) and Transhumanistic Evolution]. Ed. by D. I. Dubrovsky. Moscow: Izdatel'stvo MBA Publ., 2013. 272 p. [In Russian]

3. Kofyrin N. V. Tsifrovaya smert' i tsifrovoye bessmertiye [Digital death and digital immortality]. NEWSLAND : informatsionno-diskussionnyy portal. URL: https://newsland.com/community/129/content/tsifrovaia-smert-i-tsifrovoe-bessmertie/6861130 (accessed: 15 November 2021). [In Russian]

4. Kune R., Tuchina M. Ye. Vtoroy mezhdunarodnyy kongress «Global'noye budushcheye 2045» (N'yu-York, iyun' 2013 g.) [The second international Global Future 2045 congress (New York, June 2013)]. Filosofskiye nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. 2013. Issue 12. Pp. 125-136. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/1599/1531 (accessed: 07 September 2021). [In Russian]

5. Laboratoriya tsifrovoy etiki pri Oksfordskom universitete [Laboratory of Digital Ethics at the University of Oxford]. Digital Ethics Lab : official website. URL: https://digitalethicslab.oii.ox.ac.uk (accessed: 05 September 2021). [In Russian]

6. Loginov N. Razbor Metavselennoy: chto eto - neizbezhnoye budushcheye tsifrovykh tekhnologiy ili pustaya fantaziya [Analysis of the Metaverse, what is it - the inevitable future of digital technologies or an empty fantasy]. TJ : blogplatforma. Date of publication: 08 November 2021. URL: https://tiournal.ru/tech/466466-razbor-metavselennoy-chto-eto-neizbezhnoe-budushchee-cifrovyh-tehnologiy-ili-pustaya-fantaziya (accessed: 15 November 2021). [In Russian]

7. Nazarov V. N. Tsifrovoy dvoynik kak sub"yekt informatsionnoy etiki [Digital Twin As Subject Of Information Ethics]. Eticheskaya mysl [Ethical Thought]. 2020. Vol. 20, Issue 1. Pp. 142-154. [In Russian]

8. Tuchina M. Mezhdunarodnyy kongress «Global'noye budushcheye 2045» (Moskva, fevral' 2012 g.) ["Global Future 2045" International Congress]. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2012. Issue (9). Pp. 150-157. [In Russian]

9. Andreeva A. Tsifrovoye bessmertiye: yest' li zhizn' posle smerti v komp'yutere [Digital immortality: is there life after death in a computer]. RBK : official website. AO «Rosbizneskonsalting». Updated: 26 April 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5e2825d29a7947f9fe755f87 (accessed: 25 November 2021). [In Russian]

10. Shapovalov I. S. Razrusheniye identichnosti i otchuzhdeniye ot smerti v tanatosensitivnoy tsifrovoy srede [Destruction of Identity and Alienation from Death in Thanatosensitive Digital Environment]. Manuscript. 2021. Vol. 14. Issue 6. Pp. 1202-1208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrushenie-identichnosti-i-otchuzhdenie-ot-smerti-v-tanatosensitivnoy-tsifrovoy-srede (accessed: 15 November 2021). [In Russian]

11. Bell G., Gray J. Digital Immortality. Microsoft : website. URL: https://www.microsoft.com/en-us/research/wp-content/uploads/2016/02/tr-2000-101.pdf (accessed: 31 August 2021).

12. Carroll, E., Romano, J., Carroll, E., Romano, J., Mitchell, L. M., Stephenson, P. H., et al. Your digital afterlives: Computational theories of life after

death. Minds and Machines. Issue 17(4). Pp. 363-379. 2015. doi: 10.5172/hesr.2012.21.4.413

13. Deceased Data: Should Your Online Remains Be Treated Like Physical Remains? Technology Networks: Exploring the Science That Matters to You : website. Published: 18.04.2018. URL: https://www.technologynetworks.com/informatics/news/deceased-data-should-your-online-remains-be-treated-like-physical-remains-299795 (accessed: 03 September 2021)

14. Floridi L. The ethics of Information. Oxford: Oxford University Press,

2013. 375 p.

15. Floridi L. The philosophy of Information. Oxford: Oxford University Press, 2011. 405 p.

16. Floridi L. The Fourth Revolution - How the infosphere is reshaping human reality. Oxford: Oxford University Press, 2014. 272 p.

17. Öhman C., Floridi, L. The Political Economy of Death in the Age of Information: A Critical Approach to the Digital Afterlife Industry. Minds and Machines. 2017. Vol. 27. Issue 4. Pp. 639-662. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11023-017-9445-2 (accessed: 31 August 2021).

18. Stokes P. Deletion as second death: The moral status of digital remains. Ethics and Information Technology. 2015. Vol. 17. Issue 4. Pp. 1-12.

19. Stokes P. Ghosts in the Machine: Do the Dead Live on in Facebook? Philosophy and Technology. 2012. Vol. 25. Issue 3. Pp. 363-379.

20. Wright N. Death and the Internet: The implications of the digital afterlife. First Monday: Peer-Reviewed Journal in the Internet: website. 2014. Vol. 19. Issue 6. Received: 31 December 2013; revised: 09 May 2014; accepted: 11 May

2014. URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/4998/4088 (accessed: 22 July 2021)

Статья поступила в редакцию 27.11.2021 Статья допущена к публикации 15.12.2021

The article was received by the editorial staff27.11.2021 The article is approved for publication 15.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.