Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ'

ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куняшова Е.В.

Актуальность осмысления проблемы отчуждения в условиях виртуализации обусловлена вступлением человека в новую, информационную фазу глобальной цивилизации, возникновением новых информационных технологий, виртуализацией общества. Отношения человека с созданным им виртуальным миром сложны и противоречивы. Виртуальное пространство с одной стороны предполагает расширение границ человеческих возможностей, с другой - продуцирует новые формы отчуждения. Отчуждение как атрибут человеческого существования в эпоху информатизации приобретает глобальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF ALIENATION IN TERMS OF VIRTUALIZATION

The urgency of understanding the problem of alienation in terms of virtualization due to human entry into a new phase of the global information civilization, the emergence of new information technologies, virtualization of society. Man's relationship with the created virtual world they are complex and contradictory. Virtual space on the one hand involves the expansion of the boundaries of human capabilities, on the other - it produces new forms of exclusion. Alienation as an attribute of human existence in the era of information becomes global.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ»

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture

2016. No. 3 (48)

Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture

3. Vishev I. V. Immortologija - sovremennyj vyzov smerti/ I. V. Vishev //Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. - 2009. - № 9 (142). - S. 112-118.

4. Gerasimova N. S. Vizualizacija smerti virtual'nom prostranstve/ N.S. Gerasimova //Vestnik NTUU. Filosofi-ja. Psihologija. Pedagogika. - 2015. - Vypusk 1 № 5. - S. 30-36.

5. Kondrateno T. V. Chto proishodit s akkauntami v socsetjah posle smerti ih vladel'cev/ Kondrateno T. V. -Rezhim dostupa: // http://www.the-village.ru/village/city/abroad/ 168857-chto- delayut-s- akkauntami-v-sots-setyah-posle-smerti - svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. russk. angl.

6. Sbornik. Mogushhestvo Samopoznanija. Aforizmy, sentencii, maksimy i refleksii Pifagora, Sokrata i Jepik-teta. - Moskva: Starklajt, 2013. - 336 s.

7. Ogurcov A. P. Bessmertie/ A.P. Ogurcov //Novaja filosofskaja jenciklopedija. - Rezhim dostupa: http://iph.ras.ru/elib/0399.html- svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. russk. angl.

8. Unamuno, M. de. O tragicheskom chuvstve zhizni/ M. de Unamuno. - Kiev: Simvol, 1997. - 301 s.

9. Fedorova M. M. Obraz smerti v zapadnoevropejskoj kul'ture/ M. M. Fedorova //Chelovek. -1991. - № 5. -S.17-25.

10. Chto proishodit s akkauntami umershih ljudej? //Rezhim dostupa: http://www.safm.ru/archives/75 svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. rus., angl.

11. Ambrosino B. Facebook is a growing and unstoppable digital graveyard/ B. Ambrosino. - Rezhim dostu-pa:http://www.bbc.com/future/story/20160313-the-unstoppable-rise-of-the-facebook-dead svobodnyj. - Zaglavie s jekrana. - Jaz. angl.

12. Cave S. Immortality : The Quest to Live Forever and How It Drives Civilization/ S. Cave. - New York: Crown, 2012. - 336 p.

13. Kurzweil R. Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence/ R. Kurzweil. - New York: Allen & Unwin. 1999. - 167 p.

14. Moravec. H. Robot: Mere Machine to Transcendent Mind/ H. Moravec. - Oxford: University Press, 2003. -276 p.

15. Wertheim M. The Pearly Gates of Cyberspace // Architecture of Fear/ M. Wertheim. -New York: Princeton Architectural Press, 1997. - 320 r.

16. Wilkes, K.V. Real People: Personal Identity without Thought Experiments/ K.V. Wilkes. - Oxford: Oxford University Press, 1988. - 264 p.

ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ

Куняшова Елена Валерьевна, аспирант Астраханский государственный университет Россия, 414056, г. Астрахань, Татищева, 20а E-mail: lenchik2545@mail.ru

Актуальность осмысления проблемы отчуждения в условиях виртуализации обусловлена вступлением человека в новую, информационную фазу глобальной цивилизации, возникновением новых информационных технологий, виртуализацией общества. Отношения человека с созданным им виртуальным миром сложны и противоречивы. Виртуальное пространство с одной стороны предполагает расширение границ человеческих возможностей, с другой - продуцирует новые формы отчуждения. Отчуждение как атрибут человеческого существования в эпоху информатизации приобретает глобальный характер.

Ключевые слова: отчуждение, виртуализация, виртуальная реальность, личность, информационное общество.

THE PHENOMENON OF ALIENATION IN TERMS OF VIRTUALIZATION

Kunyashova Elena V., postgraduate student Astrakhan State University 20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russia E-mail: elenakunyashova@mail.ru

The urgency of understanding the problem of alienation in terms of virtualization due to human entry into a new phase of the global information civilization, the emergence of new information technologies, virtualization of society. Man's relationship with the created virtual world they are complex and contradictory. Virtual space on the one hand involves the expansion of the boundaries of human capabilities, on the other - it produces new forms of exclusion. Alienation as an attribute of human existence in the era of information becomes global. Keywords: alienation, virtualization, virtual reality, identity, information society.

Развитие современного общества характеризуется стремительностью изменений практически во всех сферах жизнедеятельности людей, во многом это обусловлено различными новыми информационными технологиями и процессами виртуализации самого общества. В этой связи место и роль Интернета в жизни индивида является важной и актуальной для современных исследований. В современном информационном обществе Интернет представляет собой вторую реальность, где человек проявляет себя в некоторых сферах эффективнее, чем в физи-

Каспийский регион: политика, экономика, культура № 3 (48). 2016 г.

Философская антропология, философия культуры

ческом мире. Такими сферами становятся образование, медицина, наука, творчество коммуникационная сфера и др., взаимодействие между людьми происходит в рамках «глобального информационного пространства».

В современном обществе роль информационных и коммуникативных технологий возрастает, что привело к серьезным трансформациям социальной реальности, и как следствие - к появлению реальности виртуальной. Феномен виртуализации современного общества задает ряд вопросов и проблем, связанных с мировосприятием личности, с ее свободой и безопасностью, формой социальных взаимоотношений. Проблема виртуализации, ее проявление в различных сферах жизни человека - является предметом исследования ряда научных дисциплин, таких как: философия, культурология, социология, психология, информатика и др.

Проблема отчужденности сопряжена с фактом человеческого существования. На протяжении всей истории философской мысли представители различных философских школ и направлений обращаются к феномену отчужденности, выделяя новые аспекты этой проблемы. Плюрализм взглядов на проблему отчужденности, в первую очередь, связан со сложностью самого феномена.

В первобытном обществе человек не выделяет себя как самостоятельную личность, его бытие растворяется в бытии его рода, семьи и окружающем мире. Развитие общества привело к пониманию ценности человеческой личности. Личностное бытие человека в информационном обществе оказывается расколотым между профессиональной / рабочей и личной / семейной сферами. Состояние современного общества позволяет говорить об усилении такой фрагментации [7, с. 17].

Анализ проблемы отчуждения в философских и социогуманитарных концепциях позволяет выделить две основные историко-философские линии осмысления феномена отчуждения: первая связана с акцентированием на факторах отчужденности: экзистенциально-психологическое и социально-экономическое направления; вторая исходит из различного понимания сущности отчуждения. При этом условно можно выделить три интерпретации:

• отчуждение от собственных глубинных личностных основ Я;

• отчуждение от Других людей, общества;

• отчуждение от Бога, бытия - вообще (экзистенциальный кризис).

У современного человека появился новый, совершенно незнакомый ранее и до конца не познанный сегодня мир, который создан и поддерживается с помощью высоких компьютерных технологий и инноваций, этот мир получил название «виртуальная реальность». Виртуальная реальность представляет собой особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, а также отношения порожденности и интерактивности между ними. Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности и образует виртуальную реальность [5, с. 38]. «Внутри» виртуальной реальности действуют свои «законы природы», не тождественные законам порождающей реальности, свое время и пространство, не сводимые к реальным. Природа виртуальной реальности может быть самой разной - психологической, социальной, физической, политической и т.п. Виртуализация представляет собой инновационное явление, систематически преобразовывающее общественно-культурную среду.

Жизнь человека в социуме предполагает его взаимодействие с «миром Других». Двойственный характер взаимоотношений в социуме означает, что Другой одновременно воспринимается человеком как источник знаний о самом себе и как источник негативных значений, которые ставят под угрозу его существование. Взаимоотношения Я с «миром Других» позволяет нам говорить об отчуждении человека от общества, как одной из основных форм отчуждения в виртуальной реальности. Результатом отчуждения человека от общества становится ослабление социальных связей и контактов.

Институты, созданные человеком для поддержки и регуляции порядка в экономической, политической, юридической и социальной сфере, обретают власть и выходят из-под человеческого контроля. Виртуальная реальность противостоит обществу, как системе институтов, она представляет собой среду существования вне социума. Социальные нормы не регулируют коммуникативные связи и взаимодействие людей. Виртуальная реальность, порождаемая информационной средой, безусловно, оказывает влияние на жизнь общества и человека.

Современный человек живет в «мире виртуальных феноменов», который он принимает как подлинный, тем самым отдаляясь от реальности [2, с. 7]. Взаимоотношения между людьми сводятся к «отношениям двух живых машин, использующих друг друга» [8, с. 101]. При внешней кажущейся искренности, любви и порядочности в обществе наблюдается взаимная отчужденность и равнодушие. Коммуникативные связи все чаще реализуются на виртуальном уровне, что становится предпосылкой ослабления реальных социальных связей [6, с. 52]. Крупный теоретик, исследующий информационное общество, М. Кастельс отмечает серьез-

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture

2016. No. 3 (48)

Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture

ные трансформации в сфере коммуникационных технологий. Система электронной коммуникации прочно и, пожалуй, навсегда вошла в жизнь современного человека [4]. Телевидение и интернет все больше подменяют собой межличностное общение, что только усиливает социальное отчуждение индивида.

Отчуждение человека от общества представляет собой упрощение многомерного личностного бытия и разнообразных качественных связей между людьми.

Следующей формой отчуждения человека в виртуальной реальности можно назвать отчуждение человека от самого себя путем создания виртуальной личности. Самоотчуждение приводит к деперсонализации личности человека, к разделению его внутреннего «Я».

Вседозволенность виртуального мира является очень привлекательной для человека. Как отмечает Л.В/ Баева, «в виртуальном пространстве человек обретает «иное» бытие, тем самым, способствуя решению проблемы конечности и ограниченности своих биосоциальных возможностей» [1, с. 23]. Современный человек в виртуальном пространстве создает себе «вторую жизнь», где он работает, общается и взаимодействует с другими, любит, реализует свое призвание, получает признание или наоборот. В виртуальном пространстве человек трансформирует свою личность в образ виртуального героя, наделяя его особыми качествами. Жизнь человека в виртуальном пространстве кардинально отличается от реальной жизни, многое при этом зависит от воли и желания самого человека, как создателя этой виртуальной жизни.

Таким образом, человек включается в восприятие виртуальной реальности, которая формирует некий иллюзорный образ бытия. Виртуальная реальность отвлекает человека от поиска места в жизни, самоидентификации и приводит к потере реального «Я», способствует отчуждению индивида от самого себя. Изменения духовного мира человека, его образа мыслей и жизни приводят к появлению (формированию) новых интересов, целей, установок, мотивов, предшествующие распаду личности.

Отчуждение человека от культуры и морали условно можно назвать духовным отчуждением. Инновационные технологии привели к быстрому увеличению и распространению информации, что привело к взаимному проникновению культур. Тесное взаимодействие и переплетение культур создает угрозу для культурной самобытности народов. Человек, будучи носителем уникальной культуры, постоянно испытывает на себе чужеродное социокультурное влияние. С одной стороны, происходит универсализация и упрощение национальных культур, с другой - наблюдается актуализация национального самосознания. Стремление наций и народов сохранить свою культуру и самобытность в изменяющемся мире приводит к осложнениям в межкультурных коммуникациях.

Несомненно, что процесс виртуализации имеет как положительные, так и отрицательные стороны для человека. С одной стороны, человек имеет возможность получить большее количество информации со всего мира, приумножить свои знания. С другой - виртуальная реальность затягивает его, подменяет тягу к развитию желанием бесконечных развлечений и праздной жизни. Так, Л.В. Баева отмечает, что виртуализация провозглашает тотальное доминирование гедонизма в обществе, интернет-пространство воспринимается в первую очередь как источник развлечений, а не научный ресурс. Человек погружается в виртуальный мир, тогда как его реальная личность распадается на множество составляющих и теряет свою целостность [3, с. 199].

Одной из важнейших причин ухода человека в виртуальную реальность является дефицит общения в реальном мире, где большинство личных контактов носит формальный характер. Особенно ярко эта тенденция проявляется в крупных мегаполисах, где человек теряет свое «Я» и становится частью толпы. Ритм жизни современного человека приводит его к отчуждению и отдалению от других. В то же самое время в виртуальном пространстве человек может иметь множество контактов и связей, виртуальный мир создает иллюзию общений и активной социальной позиции.

Проведенный анализ проблематики свидетельствует о глобальном характере отчуждения в современном мире. Созданная человеком, виртуальная реальность, порабощает его, что ведет к необратимым последствиям.

Делая вывод о роли виртуализации в формировании отчужденности человека, полагаем возможным отметить, что базовое отчуждение между «Я» и «Я», «Я» и «Другой», «Я» и «Мы» есть основополагающий механизм конструирования человеком своего бытия, а также своего бытия в мире.

Инструменты виртуализации, с одной стороны, дают человеку бесконечные возможности коммуникации и конструирования образов себя, но с другой стороны - технические ограничения «граница монитора» - и «диффузный плюрализм виртуальных образов» - фиксируют

Каспийский регион: политика, экономика, культура № 3 (48). 2016 г.

Философская антропология, философия культуры

отчужденность «глубинного Я» человека от реального мира, как базовый механизм его существования, что вызывает массу экзистенциальных, психологических и социальных проблем.

Список литературы

1. Баева Л.В. Экзистенциальные риски информационной эпохи // Информационное общество. 2013. № 3. С. 18-28.

2. Баева Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4-1. С. 5-10.

3. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Астрахань : Астраханский ун-т, 2008.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

5. Кубышкин С.А. Виртуальная реальность как социокультурный феномен // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 2. С. 37-40.

6. Ляшенко Ю.А. Отчуждение человека в виртуальной реальности: основные формы и особенности. С. 50-54.

7. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 23-34.

8. Фромм Э. Отделение от себя // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. С. 97-104.

References

1. Baeva L.V. Existential risks of the Information Age // Information Society № 3 2013 p. 18-28.

2. Baeva L.V. Virtual communication: classification and specificity // Math. Sarat. Univ new. Ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2014. №4-1. S. 5 - 10.

3. Baeva L.V. Information Age: the metamorphosis of the classic values / LV Baev. - Astrakhan: Astrakhan University, 2008.

4. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: Per. from English. M .: Higher School of Economics, 2000. - 606 p.

5. Kubyshkin SA Virtual reality as a sociocultural phenomenon // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2013. №2. S. 37-40.

6. Lyashenko Y.A human alienation in virtual reality: the basic shape and features / YA Lyashenko. - S.50-54.

7. Trufanova E.O. man in a maze of identities // Problems of Philosophy. 2010. № 2. S. 23-34.

8. Fromm E. Separation from himself // The crisis of consciousness: a collection of works of «the crisis of philosophy.» M .: Algoritm, 2009. P. 97-104.

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Руженцев Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Россия, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10 E-mail: rsevrn@gmail.com

В статье представлен философско-этический анализ влияния моральных ценностей и норм на социально-экономическую жизнь общества. Проводимые российским руководством реформы привели к стремительному краху всей прежней системы ценностей. Новые моральные ориентиры в социально-экономической сфере увязывались не с опытом и традициями развития страны, а с абстрактными идеоло-гемами. Власть в очередной раз стала противопоставлять себя обществу, навязывая те нормы и ценности, которые считались нужными и оптимальными для неё. Человеческий фактор и этические регуляторы поведения оказались отброшены. Навязываемые ценности рассматривают человека как средство достижения целей и выгоды, искажая представления о благе, справедливости и равенстве. Без внимания к моральным требованиям и нормам невозможно долгосрочное и устойчивое возрастание социального богатства, создание общего блага. Сложившееся положение иначе как эклектикой ценностных ориентаций трудно назвать. Саморефлексии личности противостоит агрессивность ценностей массовой культуры, в которой на видном месте не находится человек труда и его созидательная деятельность с ориентацией на справедливость, долг, честность и другие моральные ценности. Гипертрофированная роль денег и потребления только порождают суррогатную общественную мораль, деформируют политическую деятельность, нивелируя значимость честности, ответственности, взаимопомощи, создавая возможности для злоупотребления властью. Обращение к моральным ценностям призвано обеспечивать диалог между социальными слоями, устойчивость социальной структуры, гармонию индивида с окружающим миром. Без достижения общих подходов, моральных оценок по имеющимся проблемам достичь единого социального консенсуса крайне затруднительно.

Ключевые слова: мораль, моральные ценности, социально-экономические отношения, традиции, справедливость, рыночные реформы, мотивация, потребление, ценностные ориентации, общественное благо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.