Научная статья на тему 'Феномен анархизма в революционном процессе России первой четверти ХХ в'

Феномен анархизма в революционном процессе России первой четверти ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / LEFT-WING RADICAL MOVEMENTS / АНАРХИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ANARCHIST ORGANIZATIONS / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / POLITICAL STRUGGLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орчакова Л. Г.

В статье рассматриваются политические взгляды и деятельность анархистских организаций в первой четверти XX века, ус-танавливаются причины и факторы, повлиявшие на поражение партий анархистской направленности после Октябрьской рево-люции 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANARCHISM PHENOMENON IN REVOLUTIONARY RUSSIA DURING THE FIRST QUARTER OF THE XX CENTURY

The article deals with an important issue the political views and activities of anarchist organizations in the first quarter of the XX cen-tury, as well as established the reasons and factors which contributed to the defeat of parties anarchist orientation after the October Revolu-tion of 1917.

Текст научной работы на тему «Феномен анархизма в революционном процессе России первой четверти ХХ в»

В заключение мы можем прийти к выводу, что деятельность исполнительных комитетов Советов коренным образом повлияла на повышение организации промышленности, в частности текстильной, а также на продуктивность труда рабочих. Об этом свидетельствует тот факт, что на 1 июля 1924 г. в Иваново-Вознесенской губернии было 186 фабрично-заводских предприятий с количеством рабочих 80 625 человек, из них действовало 68 предприятий с 78 000 рабочих1. Сравните эти данные с предшествующими годами и довоенным временем:_

1913 1922 1923 1924

Всех заведений ? 174 199 187

В т.ч. действующих 90 82 70 68

В них рабочих 148 913 63 670 68 998 78 000

Среднее число рабочих на 1 предприятие 783 776 987 1.147

Из таблицы мы видим, что число предприятий и количество рабочих в 1923 г. было вдвое меньше, чем в довоенное время. В период с 1923 по 1924 гг. обнаруживаются два явления: с одной стороны, количество рабочих значительно перешагнуло пятидесятипроцентный рубеж, с другой - произошло некоторое уменьшение числа заведений. Однако как то, так и другое обстоятельство в сущности указывают на одно и то же явление - на постепенное восстановление и рост промышленности в губернии, причем увеличение числа рабочих дает картину абсолютного роста промышленности, а уменьшение при этом числа заведений - выявляет факт укрупнения промышленных заведений губернии путем концентрации рабочей силы в нескольких наиболее мощных предприятиях. Среднее число рабочих на одно промышленное заведение с достаточной убедительностью подтверждает это положение. Приведенные данные убедительно констатируют факт явного воплощения в жизнь теоретической деятельности Советов.

УДК 94 ББК 63.3(2)

ФЕНОМЕН АНАРХИЗМА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ В. Л. Г. Орчакова, соискатель кафедры истории Московского педагогического государственного университета, (495) 438-17-41

В статье рассматриваются политические взгляды и деятельность анархистских организаций в первой четверти XX века, устанавливаются причины и факторы, повлиявшие на поражение партий анархистской направленности после Октябрьской революции 1917 года.

Ключевые слова: леворадикальные движения, анархистские организации, общественно-политическая борьба.

ANARCHISM PHENOMENON IN REVOLUTIONARY RUSSIA DÜRING THE FIRST QUARTER OF THE XX CENTURY

Orchakova L.G.

The article deals with an important issue - the political views and activities of anarchist organizations in the first quarter of the XX Century, as well as established the reasons and factors which contributed to the defeat of parties anarchist orientation after the October Revolution of 1917.

Keywords: left-wing radical movements, anarchist organizations, political struggle.

Леворадикальное движение России начала ХХ в. представляет интерес для научного исследования главным образом из-за своего политического и исторического значения в судьбе страны. Именно левые партии сыграли решающую роль в ходе революционного преобразования России. Как непримиримая оппозиция левые выступали не только за насильственное разрушение существовавшего строя, но и за создание нового социального порядка, реальный механизм которого активно обсуждался их лидерами. Интерес к данной проблематике определяется современными поисками политической стабильности, обрести которую невозможно без опоры на исторический опыт развития различных партий России начала ХХ в. Дополнительную актуальность теме придает рост угрозы мирового терроризма, развитие современных идей антиглобализма, обладающих мощным анархическим потенциалом. В этой связи изучение теоретических основ и практической деятельности анархического общественно-политического движения в России в начале ХХ в. приобретает важное научное и практическое значение, поскольку может способствовать предупреждению и пресечению радикальной, в первую очередь террористической деятельности.

Накануне октября 1917 г. организации анархистов имелись почти в 40 городах страны, и большевики не преминули использовать их в качестве разрушительной силы против буржуазии и оказывали им помощь оружием, боеприпасами, продовольствием. Анархисты, окунувшись в родную стихию разрушения и борьбы, участвовали в вооруженных столкновениях в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах. Многие анархисты командовали отрядами солдат и матросов и внесли достойную лепту в защиту революционных завоеваний [1].

Неоднородность социальной базы российского анархистского движения, участие в котором принимали представители практически всех национальных, возрастных и общественных групп страны, предопределила формирование широкого спектра различных идейных направлений в рамках единого движения, идейную размытость, разнообразие, а порой и несогласованность политических действий отдельных организаций.

Существовали серьезные различия в понимании теории и практики столичных и региональных анархистских организаций, являвшиеся следствием разного уровня образования и общей теоретической подготовки их членов. Если для анархистов крупных промышленных центров (Москвы, Петрограда, Харькова, Екатеринбурга, где собирались многие амбициозные личности) была свойственна жесткая идейная поляризация по принципиальным вопросам, то для российской провинции были характерны частые случаи перехода не только из одной анархистской организации в другую, но и в иные партии левого толка. Рядовые члены региональных анархистских групп, как правило, предпочитали решительные практические действия и не углублялись в идейное содержание разработок своих лидеров, не видели разницы в теориях революционного преобразования различных течений социал-демократии [2].

Главной причиной поражения анархистов в российском революционном процессе первой трети ХХ в. являлось отсутствие четкой организации, разобщенность, несогласованность и непоследовательность их действий, как правило, не выходивших за рамки банального террора. Проникновение в ряды организаций личностей маргинального типа и преступного элемента привело к закономерному проигрышу анархистов в состязании с более организованными оппонентами за революционную инициативу.

Уникальность политических взглядов анархистов определила их особый статус в рамках российской общественно-политической системы. Отсутствие властных амбиций и последовательной программы действий долгое время не позволяли большевикам и членам иных партий рассматривать анархистов в числе своих главных политических противников. Даже после завоева-

1 Годовой отчёт Иваново-Вознесенского губисполкома 1923-1924. - Иваново-Вознесенск, 1925. - с. 91

ния большевиками власти В.И. Ленин отводил анархистам важную роль вдохновителя общественного движения, борьбы с контрреволюцией, стремился использовать потенциал анархизма в целях борьбы с бюрократией.

По мере укрепления власти большевиков отпала необходимость их инструментального использования. И.В. Сталин и окружавшее его руководство Советской России видели в анархизме весомую угрозу для формирующейся вертикали партийно-государственных структур. Ликвидация анархистских организаций в конце 1920-х гг. связана не только с завершением формирования однопартийной политической системы, но и с кризисом самой идеологии анархизма, исчерпавшего свои возможности по активизации движения масс.

Вытеснение анархистов с политической арены страны после укрепления политического режима большевиков было вполне закономерным явлением. После окончания гражданской войны анархизм пережил глубокий кризис, долгое время в советской литературе ошибочно трактовавшийся как окончательный крах и конец анархизма. В действительности кризис привел к напряженной работе анархического сознания, переосмыслению им своих теоретических конструкций, к глубокой внутренней трансформации и появлению ряда новых течений. Фактически в результате кризиса наметилась смена политических ориентиров, переоценка основ классического анархизма, сформировавшегося на рубеже XIX-XX вв. [3].

Процессы, протекавшие в среде российских анархистов в 1920-е гг. были более ярким, опережающим и многообразным проявлением обшдх мировых тенденций эволюции анархизма. В этот период происходит расширение его методологической основы, которая теперь включала интуитивизм, мистицизм и т. д. Российских анархистов отличала большая толерантность по отношению к другим течениям мысли, в том числе к марксизму, социал-демократизму, либерализму. В середине 1920-х гг. наблюдалась активная интеграция различных идей из общественных и естественных наук и стремление к созданию синтетических теорий (политических, философских и т.д.). Значительное внимание русские анархисты уделяли развитию науки, проблемам сознания, правам и свободе человека, его творчеству, индивидуальности. Особо следует отметить выдвижение принципиально новых концепций планетарного и космического масштаба. Опыт войн и революций начала XX в. и формирование первых тоталитарных режимов в 1920-х гг. дали новый материал для размышлений о незащищенности личности, ее бесправия и бессилия по отношению к государству.

Дальнейшая эволюция новых теорий анархизма была прервана в силу ряда объективных и субъективных причин, в частности, некоторые анархисты были казнены (П.Д. Турчанинов), сосланы (А.А. Боровой и др.), заключены в лагеря (А.А. Солонович, П.И. Проферансов и др.), эмигрировали (А.Л. Гордин, Г.П. Максимов, В.М. Эйхенбаум и др.), умерли (П.А. Кропоткин, А.А. Карелин, В.Н. Черкезов, Г.И. Гогелиа и др.)1. Политические репрессии рубежа 1920-х - 1930-х гг. поставили точку в теоретических разработках и деятельности российских анархистов начала XX в. [4].

Под воздействием анархистских идей, получивших широкое распространение в России переломной эпохи, в отечественном общественном сознании во многом была девальвирована сама идея государственной власти, являющаяся базовой для российского социума. Именно этим объясняется глубина системного кризиса, охватившего страну и общество в первой трети ХХ в. Неслучайно закат анархистского движения в России совпал по времени с эпохой укрепления вертикали государственной власти.

Литература

1. Очерки истории анархического движения в России. Сборник статей / Под ред. А. Борового. - М., 1926.

2. Вардин Ил. Политические партии и русская революция. - М., 1922.

3. Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. - М.: Форум-М, 1994.

4. Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. - М., 1974.

УДК 94 ББК 63.3(2)

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКИХ КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В 1917-1918 ГГ.

С.А. Федоренко, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Ставропольскому краю, (865)2 74 2132

Автором исследуется проблема становления системы советских карательных органов на начальном этапе Гражданской войны, прежде всего, освещается специфика формирования органов ВЧК.

Ключевые слова: ВЧК, репрессивный аппарат, карательные органы, контрреволюция.

TO A QUESTION ABOUT THE FEATURES OF POLITICO-LEGAL REGULATION OF THE SOVIET PENAL AUTHORITIES IN

1917-1918

Fedorenko S.A.

The author investigates the problem of a system of Soviet punitive organs at the initial stage of the Civil War, especially, highlights the specificity of the formation of organs of the Cheka.

Keywords: Cheka, repressive apparatus, punitive organs, counterrevolution.

Проблема становления системы советских карательных органов является одной из наиболее дискуссионных научных проблем последнего времени. Ее оживленное обсуждение в отечественной исторической науке продолжается уже не первое десятилетие. Тем не менее и здесь все еще остаются непроясненные аспекты.

Обращаясь к анализу указанной проблематики, в первую очередь, считаем необходимым отметить, что одно из наиболее декларативных требований большевиков после завоевания ими власти отразил призыв к разрушению старого государственного аппарата. При этом они исходили из марксистского положения об «отмирании» государства. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что прежний государственный аппарат, как орудие насилия, должен быть ликвидирован. При этом в первую очередь это касалось аппарата прямой репрессии - армии, полиции, тюрем и всякого рода принудительных учреждений. Буржуазные государства, по мнению К. Маркса, лишь усовершенствовали репрессивную машину, создавая целые полчища «государственных паразитов» [1]. Поэтому неслучайно основоположники марксизма связывали вопрос о ликвидации буржуазного государства с упразднением армии и полиции. Постоянные органы принуждения, полагали они, в социалистическом государстве должны быть ликвидированы. Предполагалось, что задачи военной обороны и подавления сопротивления свергнутых классов будет осуществлять вооруженный народ.

1 Позднее необоснованно репрессированные теоретики анархизма были реабилитированы посмертно (например, А.А. Солонович - в 1975 г. "за отсутствием состава преступления")

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.