Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН «АКМЕ» В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ'

ФЕНОМЕН «АКМЕ» В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акме / совершенствование / аcme / improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Светлана Михайловна

Научное осмысление сущности феномена «акме» представляет собой анализ исторического процесса появления и развития научных идей, преобразование их в концепции и теории, способствующие появлению новой науки и методологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF ‘ACME’ IN HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING

Scientific understanding of the essence of the ‘Acme’ phenomenon is an analysis of the historical process of the emergence and development of scientific ideas; their transformation into concepts and theories that contribute to the emergence of a new science and methodological approach

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН «АКМЕ» В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ»

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

УДК 159.923.2

DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10001

Селезнева Светлана Михайловна

аспирант кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44, e-mail: krauze@pspu.ru

ФЕНОМЕН «АКМЕ» В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Svetlana M. Selezneva

Graduate student of the Chair of Philosophy and Social Sciences

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: krauze@pspu.ru

THE PHENOMENON OF 'ACME' IN HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING

Аннотация. Научное осмысление сущности феномена «акме» представляет собой анализ исторического процесса появления и развития научных идей, преобразование их в концепции и теории, способствующие появлению новой науки и методологического подхода. Ключевые слова: акме, совершенствование.

Abstract. Scientific understanding of the essence of the 'Acme' phenomenon is an analysis of the historical process of the emergence and development of scientific ideas; their transformation into concepts and theories that contribute to the emergence of a new science and methodological approach Key words: аcme, improvement.

Изучение историографии проблемы исследования составляет существенный этап научной работы. Анализ источников показал, что проблема оптимизации обучения средствами акмеологического подхода, актуализирующего акмеологический потенциал будущего бакалавра в педагогических вузах, имеет свою историю, которая началась задолго до официального появления специальных научных категорий, концепций, теорий в педагогических исследованиях и связана прежде всего с эволюцией представлений ученых о феномене «акме».

© Селезнева С.М., 2020

Можно выделить несколько периодов эволюции представлений ученых о феномене «акме».

Первый период занимает существенный временной промежуток и может быть назван номинальным (II в. до н. э. - начало XX в.). Появление периода связано с возникновением новых философских категорий. Начало периоду положили труды философов Древней Греции.

Анализ философских трудов [4], исследований в области истории греческой литературы [3; 4], истории акмеологии [8; 9] и истории досуга [6; 22] позволил понять, что слово «акмэ» (с греч. - время расцвета, апогей,

таким моментом считался возраст около 40 лет) [11, с. 351] ввел в оборот философ Аполлодор Афинский, описывая в «Хрониках» жизнедеятельность ученых II в. до н. э. Слово «акмэ» у Аполлодора отражало определенный временной промежуток из жизни ученого - высшую точку творческого существования, лучшую пору его жизни.

Со времен Древней Греции в научных исследованиях по проблемам развития, воспитания, обучения личности в философии, психологии, педагогике, акмеологии закладывается традиция связывать высший этап творческого существования человека с деятельностью совершенствования, как в рамках работы, так и в рамках свободного времени.

Например, в XVIII в. К.А. Гельвеций стремление улучшать (совершенствовать) условия собственного существования признает в человеке постоянным, а его реализацию связывает с высшими формами творчества, науки, искусства [7].

В XIX в. основатель классического позитивизма О. Конт полагал, что совершенствование есть цель жизни и в основе этого процесса лежат объективные законы. Он писал: «Более систематическое рассмотрение показывает, что новая философия непосредственно определяет как необходимое назначение всего нашего существования - одновременно личного и социального - беспрерывное улучшение не только нашего состояния, но и также в особенности нашей природы, поскольку это во всех отношениях допускает совокупность внешних или внутренних реальных законов» [14, с. 79]; «...общая философия учит, что человек или, вернее, человечество, есть первое из известных нам существ, призванное, в силу совокупности реальных законов, по возможности и во всех отношениях, беспрерывно совершенствовать естественный порядок.» [14, с. 120].

Второй период можно назвать поисковым (начало - конец ХХ в.). Название периода отражает основные его достижения: уточнение понятия «акме», появление акмеологии как науки (становление номологии, терминологии науки), разработку акмеологического подхода, в том числе при исследовании феномена потенциала личности в теории личности, теории деятельности, теории мышления, теории способностей, а также при изучении феноменов профессионализма, субъекта деятельности, личности.

Анализ работ ученых из разных областей наук начала ХХ в. позволил сделать ряд выводов. Во-первых, в научный оборот вводится новый термин

6

«акмеология». Его появление ученые связывают с Н.А. Рыбниковым (1928 г.) и с потребностью общества в научных знаниях о возможности совершенствования человека в зрелом возрасте и механизмах наиболее плодотворного проявления себя в жизни, пути оптимального функционирования человека в социальном мире [8; 15; 18]. С этого момента начинается последовательная работа ученых по определению места акмеологии в системе наук о человеке, изучение объекта, предмета, задач этой науки и терминологического аппарата [2; 3]. Принципиально отметить, что с этого момента необходимо вести отсчет появления и развития акмеологического подхода как новой методологии исследования. Происходят поиск и обоснование закономерностей и принципов установления высших, доступных для конкретного человека достижений. Б.Г. Ананьев задает направление изучения человека как целостного феномена (как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности). Н.В. Кузьмина начинает изучать вопросы достижения профессионализма в педагогической деятельности: определяет основные понятия и исследует разноплановые группы факторов, способствующие движению педагога к вершинам.

Во-вторых, складывается несколько вариантов понимания учеными феномена «акме». Акме понимается в контексте личности: «...личностный способ существования есть наивысшая форма существования.» [16, с. 340]. Развивая идею личности, философ Э. Мунье поясняет: «Моя личность - это пребывающее во мне присутствие и целостность вневременного призвания, которое зовет меня к беспрерывному самопревосхождению; опираясь на материю, которая захватывает ее, личность производит остающуюся всегда незавершенной и вновь, вновь возобновляющуюся унификацию элементов, осуществляющих во мне свое движение» [16, с. 44]. Ученый уточняет, что персонализм «не кодекс для "великих людей"»; «.не стоит думать, будто вершиной жизни личности является исключительность, достигаемая героическим усилием»; «.достигая вершин личной жизни, они (герои, художники) никак не стремятся выделиться, стать оригинальными. достигнув вершин существования, они обретают своего рода "высшую простоту", свойственную и обыкновенному человеку...» [16, с. 364].

Акме понимается как возвышенная отдаленная цель, которая придает жизни человека смысл и определенную направленность. Согласно медику Г. Селье, отдаленная цель ассоциируется со стремлением к высшему мастерству, которое основывается на потребности в достижении «вершин» [20].

Акме рассматривается как идеал личности. Психолог С.Л. Рубинштейн идеальное состояние связывает с реализацией в человеке всех потенций, с вершинами бытия, высшим уровнем человеческого существования. В частности, он связывает проблемы этики в том числе с борьбой за высший уровень человеческого существования («восхождение» как путь к себе совершенному) [19].

Важно отметить, что акме начинает восприниматься как культурная ориентация в процессах обучения, воспитания и развития личности.

7

Представляется важной мысль, что категория «совершенное», с точки зрения философа М.С. Кагана [12; 13] и культуролога Э.В. Соколова [22], объясняет собственно человеческое в культуре, обществе и природе как форму бытия, присущую только человеку потребность становиться лучше, достигать высшей степени, развивая себя и свое окружение через преобразовательную деятельность. При этом, согласно психологу А.В. Брушлинскому [5], без эталонов, идеалов, критериев невозможно никакое развитие и, соответственно, достижение идеала, совершенства. С другой стороны, медик Г. Селье [20] полагает, что стремление к недостижимому совершенству бессмысленно и делать это своей целью - значит заранее обрекать себя на дистресс и неудачу.

В конце ХХ в. по мере развития теории деятельности, теории личности, теории мышления, теории способностей, теории мотивации, теории идентичности складывается понимание акме как интегративности. Наиболее общую трактовку предлагает Э. Эриксон: интегративность - завоевание всех семи предшествующих стадий развития человека [23]. Б.Г. Ананьев прав в том, что интегративность необходимо рассматривать в целостном развитии структурных элементов личности. Ведь развитие есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция, т. е. образование крупных «блоков», синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности [3]. Мнение К.А. Абульхановой-Славской [1], что интегративность представляет собой высшее личностное качество, в котором гармонично объединяются нравственные, волевые, коммуникативные и другие качества личности, является частным примером детализации общих вопросов, поднятых Б.Г. Ананьевым и обоснованных Э. Эриксоном применительно к развитию человека в течение всей жизни.

Итак, феномен «акме» осмысливается в контексте личности, идеала, цели, культурной ориентации, интегративности учеными разных наук. Многолетняя работа ученых (Н.В. Кузьминой. Б.Г. Ананьева и др.) способствовала появлению теоретических и практических научных знаний о механизмах, проблемах, особенностях достижения личностью акме. Появляются научные работы по вопросам совершенствования, самовоспитания, самореализации личности. Это является частным отражением общих процессов гуманизации в обществе, в рамках которых личность и результаты ее деятельности начинают восприниматься как существенный фактор производства.

Третий период можно назвать институциональным (конец ХХ в. -настоящее время). Название периода отражает основные его достижения: акмеология обретает официальный статус, появляются специальные научные учреждения и научные коллективы, занимающиеся проблемами акмеологии; формируется научная среда, аккумулирующая знания, в частности, в области педагогической акмеологии (конференции, издание журналов); совершенствуются терминологический аппарат и, соответственно, понимание феномена «акме».

В конце ХХ в. институционализация акмеологического знания привела к созданию ряда официальных организационных структур и обретению

8

официального статуса науки. В 1989 г. основана Всесоюзная акмеологическая ассоциация. В 1991 г. Госкомитет по науке и технике утвердил акмеологию как новую область знаний в системе наук о человеке, как науку, изучающую феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Новой научной специальности были присвоены шифр и название: 19.00.13 - «акмеология, психология развития».

Дальнейшая институционализация акмеологических знаний приводит к появлению новых структур. В 1992 г. открывается Академия акмеологичеких наук. В 1993 г. в Санкт-Петербурге начинает работу Первая научная сессия Акмеологической академии наук. Тема сессии - «Акмеология, психология, педагогика: вчера, сегодня, завтра». Проведение сессий с этого момента становится традиционным. В 1995 г. создается высшее учебное заведение -Санкт-Петербургская акмеологическая академия, которую возглавили доктор психологических наук, профессор Н. В. Кузьмина и доктор психологических наук, профессор А.М. Зимичев. С 1997 г. открываются кафедры акмеологии во всех крупных вузах России. Происходит концентрация и развитие научных знаний в рамках Санкт-Петербургской и Московской акмеологических школ.

В современной акмеологии выделяются направления: общая и прикладная (управленческая, педагогическая, юридическая, медицинская, военная и др). Важно отметить, что с этого момента увеличивается количество научных работ в области педагогической акмеологии [18].

Происходит дальнейшее осмысление понятия «акме». Учеными предпринимаются попытки дать точное и развернутое определение с учетом современных достижений и открытий в гуманитарных и естественных науках. Анализ научных работ в области акмеологии, педагогики, психологии позволил сделать ряд выводов.

Во-первых, акме является многозначным понятием. Определяя акме, ученые предлагают разные родовые понятия: состояние, уровень, феномен, период (табл. 1).

Таблица 1

Определение понятия «акме»_

Определение понятия «акме» Авторы, источник

1 Акме - многомерное состояние, охватывающее значительный во временной протяженности этап жизни человека и всегда показывающее, насколько он состоялся в различных сферах деятельности и институтах; акме вариативно и изменчиво. Акме - высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости как личности, субъекта деятельности. Акме - феномен, который ярко высвечивает результаты движения, так называемые вершины в развитии. Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -1993. - Том 14. - № 5. -С. 73-80. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта; Наука, 1998. -168 с.

Окончание табл. 1

Определение понятия «акме» Авторы, источник

2 Акме - период наиболее полного развития расцвета всех сил человека. Акме в профессиональном развитии - психическое состояние, означающее высший уровень для человека в его профессиональном развитии. Акмеология : учебник / под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

3 Акме - пик здоровья человека, или его личностного развития, или профессиональных достижений -мотивация достижений. Акме - высокий уровень работоспособности, гражданской активности, профессионального творчества - творческие способности человека, реализуемые в избранной, главной области его труда. Акме - название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Акме в профессиональном развитии - психическое состояние, означающее высший для человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени. Резанович И.В. Акмеология: управление карьерой менеджера: учебное пособие для слушателей программы «Мастер делового администрирования» (МВА). - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского ун-та, 2004. - 137 с.

4 Акме - ступень зрелости, вершина зрелости, многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития и показывающее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, личность. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. -656 с.

Подтверждение того, что акме ассоциируется с интегративностью, находится при анализе трудов ученых из области педагогики (В.И. Андреев, И.Ф Харламов, Д.И. Фельдштейн, И.В. Резанович, Г.А. Цукерман, Г.К. Селевко, А.М. Новиков [17]), акмеологии (И.А. Беспалов, В.Н. Марков, О.В. Деркач, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Е.Е. Вахромов, Э.В. Сайко, Е.В. Селезнева, О.Н. Зубова). Анализ показал, что личность достигает акме в результате развития до наиболее высокого уровня структурных элементов в мотивационной, когнитивной, аффективной, поведенческой сферах и Я-концепции. Изучение структурных элементов, лежащих в основе достижения личностью акме в каждой из сфер, позволило приблизиться к пониманию состава элементной базы акмеологического потенциала будущего бакалавра.

Характеризуя мотивационную сферу, ученые делают акцент на потребности личности в саморазвитии, саморегуляции, самоорганизации, самоосуществлении, самооценке (Г.А. Цукерман, Г.К. Селевко, Э.В. Сайко, Е.В. Селезнева). Причем, по мнению ученых, самоизменения, инициированные самой личностью, уже считаются проявлениями ее акме (Е.Е. Вахромов, А.А. Деркач, В.Н. Марков, О.В. Москаленко, Е.В. Селезнева, Е.И. Третьякова). Наиболее интегративным образованием в механизме «само» считается Я-концепция, относительно устойчивая, «в большей или меньшей степени» осознаваемая и переживаемая как неповторимая система «представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие

10

с окружающими миром и с другими людьми и относится к себе» [3, с. 131]. Ученые также обращают внимание на мотивацию достижения, мотивацию творческого вклада в профессию, на уровень притязаний (И.А. Беспалов, Т.О. Гордеева, А.А. Деркач, А.А. Бодалев, Е.В. Селезнева, В.Н. Марков, Х. Хекхаузен) и акме-мотивацию (С.Н. Бегидова, С.А. Хазова, И.А. Беспалов, А.А. Деркач, Е.В. Селезнева). Необходимо отметить, что перечисленные психологические свойства присутствуют в виде возможности потенциальной, а не актуальной.

Характеризуя когнитивную сферу, ученые обращают внимание на мыслительные процессы, связанные с рефлексией (В.Н. Марков, К.А. Абульханова), антиципацией (В.Г. Зазыкин, А.А. Реан), творческими способностями (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева, Е.А. Леонтьева, Б.Г. Ананьев, О.Н. Зубова), а также на акмеологические и профессиональные знания (Е.А. Леонтьева, И.А. Беспалов, К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, О.Н. Зубова). При этом перечисленные психологические процессы, свойства, способности и знания присутствуют в виде как потенциальной, так и актуальной возможности.

Характеризуя аффективную сферу, ученые обосновывают необходимость наличия устойчивого и адекватного личностного смысла жизни, позитивного отношения к миру, акмеологической культуры, ценностного отношения к самосовершенствованию (А.А. Бодалев, И.А. Беспалов, Е.В. Селезнева, А.А. Деркач). Перечисленные духовные и эмоциональные регуляторы присутствуют также в виде потенциальной и актуальной возможности.

Характеризуя поведенческую сферу, ученые отмечают прежде всего способности в самообразовании (В.И. Андреев, Е.В. Селезнева), коммуникативные способности (В.Г. Зазыкин), акмеологические (О.Н. Зубова) и творческие (А.А. Бодалев и др.), а также социально ориентированные формы проявления личности, достигшей акме, описанные через категории «взрослость», «опыт», «качества личности» (А.А. Деркач, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д.И. Фельдштейн, З.С. Орлова). Важно отметить, что, с точки зрения Д.И. Фельдштейна, взросление считается особым состоянием поуровневого накопления социального содержания. По мнению ученого, среда аккумулирует опыт зрелых людей, в котором содержатся знания об эталонах, критериях, ценностях, направленных на улучшение себя и окружающего мира, что составляет актуальное бытие. Согласимся с учеными, что опыт вообще не сводится к знаниям, умениям и навыкам, чувствам, установкам, эмоциям, а представляет собой совокупность разнообразных интегративных характеристик, реализующихся в мотивационной, аффективной, когнитивной, поведенческой сферах личности и выраженных в качествах личности, чертах характера, поступках (Ф.С. Исмагилова, Н.О. Вербицкая, П.В. Корнеев, И.Ф. Харламов, А.М. Новиков). Поэтому в опыт включаются коммуникативные, волевые, нравственные качества личности. Эти виды качеств признаются как показатели личностной зрелости, личностные средства достижения акме.

Таким образом, трактовка акме как результата развития до наиболее высокого уровня личностных характеристик в мотивационной, когнитивной, аффективной, поведенческой сферах и Я-концепции является отражением общей тенденции к целостности, системности в современной науке. Необходимо отметить, что наряду с вышеуказанными при необходимости могут быть отслежены и другие структурные элементы, но уже сейчас становится ясно, что акме свойственны такие характеристики, как целостность и изменчивость.

Неоднозначность восприятия учеными - представителями разных наук процессов совершенствования в преобразовательной деятельности побуждает определить собственную позицию. Анализ философских идей И.А. Ильина [10], В.С. Соловьева, концепции идентичности Э. Эриксона, теоретических положений К.А. Абульхановой-Славской, касающихся проблематики жизненных выборов и стратегий личности, а также философского обоснования мудрости, осуществленного Н.А. Мальцевой и А.Н. Чанышевым, позволил определить конкретный смысл процессов совершенствования. Стремление быть лучше, достигать высшей степени, развивая себя и свое окружение, придает смысл преобразовательной деятельности личности, но только при условии, что она добровольно и самодеятельно обращена к духовному совершенству и, проявляя волю, следует нравственному правилу: «.наилучшим образом достигать наилучших целей» (В.С. Соловьев) [21, с. 148]. Согласимся с Э. Эриксоном, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.В. Ильиным, что в совершенствовании личность достигает мудрости как высшей общечеловеческой ценности, качества личности, включающего в себя многообразный опыт выбора наилучших действий для достижения наилучших целей. Поэтому акме целесообразно определить как показатель масштаба личности, который отражает, насколько она реализовалась в разных сферах деятельности, в процессах совершенствования и самосовершенствования в течение своей жизни.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 224 с.

2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 108 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: монография. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 340 с.

4. Аристотель. Этика / пер. Н.В. Брагинской // Аристотель. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С. 53-293.

5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 392 с.

12

6. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие: учебное пособие. -Омск: Наука, 2004. - 112 с.

7. Гельвеций К. Об уме. - М.: ОГИЗ, 1938. - 394 с.

8. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития: монография. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224 с.

9. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.

10. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 431 с.

11. История греческой литературы / под ред. С.И. Соболевского, М.Е. Грабарь-Пассек, Ф.А. Петровского. - Т. III. Литература эллинского и римского периодов. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 437 с.

12. Каган М.С. О понятии «социокультурное» как философской категории // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. По материалам Международной научно-практической конференции 24-25 мая 1995 г. - СПб., 1995. - 211 с.

13. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

14. Конт О. Дух позитивной философии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 162 с.

15. Михайлов Г. Основные понятия акмеологии // Прикладная психология и психоанализ. - 1999. - № 1. - С. 20-28.

16. Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999. - 560 с.

17. Новиков А.М. Развитие «самости» студента (категориальный аспект проблемы) // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 130-136.

18. Резанович И.В. Акмеология: управление карьерой менеджера: учебное пособие для слушателей программы «Мастер делового администрирования» (МВА). - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского ун-та, 2004. - 137 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

20. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ.; под общ. ред. Е.М. Крепса. - М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

21. Современная философская энциклопедия: словарь-хрестоматия. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 511 с.

22. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. - 228 с.

23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта; МПСИ; Прогресс, 2006.- 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.