Научная статья на тему 'ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН. DUETT ДЛЯ ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ ЛЯ МАЖОР ОР. 92. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ'

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН. DUETT ДЛЯ ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ ЛЯ МАЖОР ОР. 92. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНДЕЛЬСОН / КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ФОРТЕПИАННЫЙ ДУЭТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Брахман Евгений Семенович, Гринес Наталья Вячеславовна

Статья посвящена одному из самых ярких, виртуозных и изысканных сочинений, написанных в жанре фортепианного дуэта - циклу Ф. Мендельсона «Duett» op. 92. Авторы сконцентрировали внимание на интересных фактах истории создания и издания этого произведения, привели краткий сравнительный анализ двух версий (Breitkopf & Hartel и Henle Verlag). В работе также содержатся некоторые исполнительские рекомендации, дополненные нотными примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FELIX MENDELSSOHN. DUETT FOR PI ANO FOUR HANDS IN A-DUR, OP. 92. COMPOSITIONAL FEATURES AND PERFORMANCE RECOMMENDATIONS

The article is dedicated to one of the brightest, virtuoso and exqui site compositions, written in the genre piano duet - cycle F. Men delssohn «Duett» op. 92. The au thors concentrated attention to in teresting the facts of the history of creation and editions of this work, brought a short comparative anal ysis of two versions (Breitkopf & Hartel and Henle Verlag). In work also contains some performance recommendations, supplemented by musical examples.

Текст научной работы на тему «ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН. DUETT ДЛЯ ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ ЛЯ МАЖОР ОР. 92. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

2

Брахман Евгений Семенович

Заведующий кафедрой специального фортепиано Нижегородской

государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор E-mail: ebrakhman@gmail.com

Гринес Наталья Вячеславовна

Доцент кафедры камерного ансамбля Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: grinesnat@gmail.com

Статья посвящена одному из самых ярких, виртуозных и изысканных сочинений, написанных в жанре фортепианного дуэта — циклу Ф. Мендельсона «Duett» op. 92. Авторы сконцентрировали внимание на интересных фактах истории создания и издания этого произведения, привели краткий сравнительный анализ двух версий (Breitkopf & Hartel и Henle Verlag). В работе также содержатся некоторые исполнительские рекомендации, дополненные нотными примерами. Ключевые слова: Мендельсон, камерный ансамбль, фортепианный дуэт, исполнительские рекомендации

Феликсом Мендельсоном написано всего два оригинальных сочинения для фортепиано в 4 руки: Andante con Variazioni Си-бемоль мажор op. 83а и

Феликс Мендельсон. Duett для фортепиано в 4 руки Ля мажор ор. 92. Композиционные особенности и исполнительские рекомендации

W

Duett (Andante und Allegro assai vivace) op. 92. В этой статье мы бы хотели сосредоточиться на цикле «Duett», так как история нашего знакомства с этим произведением весьма интересна. Будучи еще студентами консерватории, мы выучили и затем неоднократно исполняли виртуозную концертную пьесу Ф. Мендельсона под названием «Allegro brillant» op. 92. Ноты этого сочинения уже на тот момент не были редкостью, и по сей день они есть во многих, в том числе и электронных, библиотеках. И именно под таким названием. К теме исполнительского анализа «Allegro Brillant» неоднократно обращались пианисты и музыковеды. Е. Г. Сорокина в монографии «Фортепианный дуэт. История жанра» очень точно характеризует эту пьесу: «Allegro brillant, посвященное Кларе Шуман, — одно из самых ослепительных виртуозных сочинений во всем дуэтном репертуаре»1.

О том, что опус 92 Ф. Мендельсона существует и издается также под заголовком «Duett», в котором Allegro brillant публикуется в его первой редакции и имеет название Allegro assai vivace, а предшествует ему изумительной красоты Andante, мы узнали лишь в 2006 году. После концерта в Сан-Марино, в программе которого мы исполняли Allegro brilliant, к нам подошли организаторы, ставшие впоследствии нашими близкими друзьями, — Роберто и Симо-нетта Стефанелли (тоже семейная пара, много играющая в дуэте, основатели известного международного конкурса пиани-

стов и фортепианных ансамблей San Marino International Piano Competition), и спросили: «Почему Вы играете только Allegro и не играете Andante?». Мы, конечно, очень удивились, и с сожалением сознались в том, что никогда не слышали о его существовании. Через несколько минут на нашем столике в артистической уже лежали ноты. Это был том немецкого издания Henle Verlag 1994 года, состоящий из сочинений Ф. Мендельсона для фортепиано в 4 руки. В начале — упомянутые выше Andante con Variazioni Си-бемоль мажор op. 83а, а следом — Duett (Andante und Allegro assai vivace) op. 92 (first edition) и Allegro brillant op. 92. Действительно, именно так выглядит это издание, в котором подряд публикуются две версии Allegro под одним опусом. В предисловии к нему Эрнст-Гюн-тер Хайнеманн пишет о том, что изначально история издания опуса 92 несколько запутана, так как имеется несколько рукописей сочинения.

Одна из них, озаглавленная Allegro Brillant, датируется 23 марта 1841 г. рукой композитора и хранится в Ягеллонской библиотеке (Краков, том 35). Она была опубликована посмертно в 1851 году издательством Breitkopf & Härtel. Именно эта версия многократно переиздавалась и широко известна.

Второй автограф этого же сочинения, хранящийся в Национальной Библиотеке Парижа, датирован тремя днями позже (26 марта 1841 года). Парижская рукопись озаглавлена «Дуэт» и открывается лирическим

БРАХМАН Е. С., ГРИНЕС Н. В. ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН. DUETT ДЛП ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ ЛЯ МАЖОР ОР. 92. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Andante, предшествующим Allegro assai vivace. Впервые этот вариант был издан лишь в 1994 году.

Основываясь на исследованиях известного биографа Ф. Мендельсона, англичанина Уильяма Томаса Фримантла2, можно констатировать, что именно эту версию опуса 92 исполняли на концерте 31 марта 1841 года в лейпцигском Геван-дхаусе автор и Клара Шуман. Про этот концерт стоит сказать, что он был организован Мендельсоном (на тот момент — дирижером оркестра Гевандхауза) в качестве поддержки Кларе, которая тогда была вовлечена в судебные баталии с ее отцом.

В этом же концерте также прозвучала первая симфония Роберта Шумана.

Сравнивая эти версии, в первую очередь, стоит отметить, что с наличием Andante этот опус воспринимается более органично, подобно ранее написанному Рондо-каприччиозо (ор. 14, 1833). Andante представляет собой небольшое вступление-интродукцию и написано в сложной двухчастной форме. Образный строй и мелодический рисунок напоминают лучшие образцы «Песен без слов» (ор. 19 № 1, № 4; ор. 13 № 6 (дуэт), ор. 53 № 1, ор. 85 № 4). Тема звучит поочередно у secondo (такты 1-5, 9-13, 17-19), у primo (так-

üpus 92

ты 5-9, 13-17, 19-21). В связи с этим перед исполнителями сразу встает проблема педализации, которая может быть решена двумя способами.

1. Традиционно за педаль отвечает партия secondo, что представляет очень большую сложность в тактах 5-8, 13-16, где приходится педализировать «чужие» руки. Нужно необычайно тонко чувствовать партнера, брать исключительно запаздывающую педаль, следить за линией баса у primo. Играющему первую партию рекомендуется немного задерживать пятый палец левой руки для того, чтобы удостовериться в чистоте педальных смен.

3

1

2. Передать педализацию на время соло у primo партнеру. Здесь чрезвычайно важно сделать это слитно и, кроме шуток, не наступить партнеру на ногу.

Кроме того, большую трудность для исполнения представляет собой само изложение темы Andante в виде поочередных соло у secondo и primo. В ансамбле для двух фортепиано такие соло у партий первого или второго рояля не являются редкостью (В. А. Моцарт. Соната для двух фортепиано Ре мажор К. 448; Ф. Лист. Патетический концерт S. 258; С. В. Рахманинов. Симфонические танцы ор. 45). Такие соло содержат определенные технические сложности, но вполне естественны с точки зрения посадки пианиста за роялем. Для фортепианного дуэта в четыре руки диапазон регистров,

как правило, разделен между secondo и primo примерно в равной пропорции (secondo — от субконтроктавы до первой октавы; primo, соответственно, от первой до четвертой). Мендельсон же дает сольные проведения с учетом использования практически всех регистров клавиатуры, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого из партнеров, что может дать весьма любопытный визуальный эффект — словно один участник ансамбля хочет «вытолкнуть» другого. Проучивать такие соло необходимо, сидя за роялем вдвоем. При этом неиграющий партнер должен грамотно уступить пространство солирующему соседу, отклонив корпус вправо и назад (primo) или влево и назад (secondo).

Во втором разделе Andante звучит, собственно, дуэт. Здесь

необходимо добиться фразиро-вочного единства, максимальной тембровой и штриховой слитности, идеального фактурного баланса. Для этого тематические голоса, басовую линию и аккомпанемент следует проучивать отдельно. В этом разделе также важно выстроить динамический план, ведущий к кульминации (ff, т. 30). Далее характер музыки меняется на более спокойный, вновь возвращаются сольные переклички. Но здесь они более короткие, по интонации скорее вопросительные. В конце звучит речитатив на рр, и Andante будто замирает на доминантовом септаккорде.

Начиная краткий анализ Allegro assai vivace, стоит отметить, что две его версии, о которых мы говорили ранее, представляют собой, определенно, две авторские редакции

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

4

одного и того же сочинения, с разницей написания в три дня (23 и 26 марта 1841 года соответственно). Эти редакции имеют схожие характер и структуру. Они, безусловно, равны по своей художественной ценности, поэтому любая из них может быть исполнена по выбору пианистов. Однако между двумя версиями есть ряд существенных текстовых отличий — как фактурно-гармонических, так и мелодических. Формат статьи не позволяет дать их подробное сравнение, но в качестве примера можно сопоставить такты 2-3 издания Breitkopf & Härtel (в дальнейшем — BH) c тактами 55-56 издания Henle Verlag (в дальнейшем — HV). Как видно из Примера 2, остается общей лишь ритмическая составляющая.

Allegro по образно-жанровому строю создано в лучших традициях волшебно-феерических скерцо композитора. Стоит вспомнить скерцо из Итальянской Симфонии, рондо-каприччиозо, scherzo a capriccio. В произведении яркий виртуозный блеск мастерски сочетается с проникновенными лирическими образами.

Allegro написано в сонатной форме без разработки с элементами рондальности. Отсутствие разработки обусловлено расширенной репризой и кодой, а также развернутыми связующей и заключительной партиями. Перед главной партией звучит небольшое вступление-рефрен на остинатном доминантовом басу, основанное на двух элементах: восходящих гаммо-

образных пассажах у secondo и стаккатных фигураций восьмыми у primo, которые в дальнейшем станут основой темы главной партии. Вступление на басу «ми» воспринимается очень органично после многократного утверждения доминанты в заключительных тактах Andante.

Особую сложность во вступлении представляют начальные пассажи.

В среднем темпе возможно исполнить их ритмически точно: пять шестнадцатых плюс две тридцать вторых. Однако в быстром темпе это практически невозможно. Поэтому для пианистического удобства и сохранения нужного темпа лучше представлять их как ровную се-миоль.

Главная партия требует максимальной штриховой и ритмической точности. Стаккато следует исполнять острыми, цепкими пальцами «из рояля» на р, без лишних акцентов, объединяя короткие такты в длинные фразы. Важно следить за вертикалью в фактуре во избежание непрозвученных нот.

Связующая партия искрометно виртуозна. В изданиях ВН и НУ она отличается по те-матизму, но сходна по фактурному изложению. Она развернута

и состоит из двух элементов. Сначала — это тема у primo в сопровождении непрерывных пассажей на рр у secondo, а затем — блестящий виртуозный диалог, завершающийся совместным пассажем на ff. Необходимо следить за нюансировкой, не выходить раньше времени на f, чтобы последний подъем слушался итоговой кульминацией Главной и Связующей партий.

Побочная партия возвращает нас в лирическую сферу Andante и имеет схожие трудности для исполнения. Сначала солирует вторая, а потом первая партия. Здесь опять возникает проблема педализирования «чужих рук», которая может быть решена по аналогии с Andante. Сольные высказывания здесь обширны, что позволяет каждому участнику ансамбля максимально проявить свою индивидуальность. Для этого необходимо поработать над фактурой: добиться максимального legato в теме, найти динамический баланс между мелодией и аккомпанементом. В третьем проведении темы участвуют обе партии, но и здесь композитор усложняет задачу исполнителям, проводя тематический голос у primo в малой октаве, из-за чего возникает перекрещивание рук пианистов. Важно максимально проанализировать удобное положение кисти и локтя каждого из партнеров.

После побочной партии звучит тема вступления-рефрена, которая приводит нас к заключительной партии, которая, как и связующая, представляет собой каскад виртуозных пассажей, пожалуй, самых трудных в пьесе в техническом отношении. Заключительные партии в изданиях BH и HV особенно разнятся. У HV фактура дополнена мартеллятными фигурациями, а также удвоенными октавами в

2

3

БРАХМАН Е. С., ГРИНЕС Н. В. ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН. DUETT ДЛП ФОРТЕПИАНО В 4 РУКИ ЛП МАЖОР ОР. 92. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

басу, что придает этой музыке еще больше эффектности.

Самую большую сложность представляет собой пассаж, за-

вершающий заключительную партию.

Его следует проучивать отдельно каждой рукой, акцентируя сильные доли для достижения максимальной синхронности. Несмотря на то, что в нотах композитором указано ff, не следует исполнять весь пассаж очень громко, поскольку это приводит к потере легкости и воздушности звучания, которая продиктована авторским замыслом.

И вновь повторяется тема рефрена, которая приводит к репризе. В ней присутствуют все темы, данные в экспозиции, по канонам традиционной сонатной формы. После заключительной партии в последний раз звучит рефрен на ff, который приводит к лирической кульминации сочинения на теме побочной партии.

Заканчивается Allegro блестящей кодой в максимально возможном быстром темпе. В ее основе лежит имитация элементов вступления и главной партии. Стоит заметить, что

гармонический план коды очень различается в версиях BH и HV.

Существует множество интерпретаций опуса 92, в которых Allegro исполняется как в первой, так и во второй версиях. Некоторые артисты позволяют себе делать собственную гибридную редакцию из двух версий. По нашему мнению, действительно не имеет значения, какую именно редакцию Allegro выбрать для исполнения, но предпочтительно включить в нее Andante, поскольку с его присутствием это сочинение выглядит более цельным и законченным. Кроме того, даже с психологической точки зрения удобнее начинать это труднейшее произведение с небольшого лирического «введения».

Duett Ф. Мендельсона ор. 92 в жанре фортепианного ансамбля в четыре руки является непревзойденным примером блестящего, виртуозного и, вместе с тем, необычайно изысканного

романтического сочинения, которое может стать украшением любой программы и замечательно подойдет для завершения концерта. Иметь его в репертуаре — особая доблесть и гордость для исполнителей, играющих в дуэте за одним роялем.

Примечания

1 Сорокина Е. Г. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988. С. 129.

2 Уильям Томас Фримантл (1849-1931) — английский писатель и органист. С 1874 года занялся коллекционированием автографов и писем Феликса Мендельсона-Бартольди. Его коллекция насчитывала 192 автографа музыки и более 300 писем Мендельсона. К сожалению, исследования Фримантла до сих пор не опубликованы. Манускрипты хранятся в библиотеке г. Лидс: https://explore.Пbrary. leeds.ac.uk/special-collections-ехр1оге/7622.

5

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.