Научная статья на тему 'Федор Дружинин и Дмитрий Шостакович: история творческого Содружества'

Федор Дружинин и Дмитрий Шостакович: история творческого Содружества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА / ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ / ФЕДОР ДРУЖИНИН / SOVIET MUSIC OF THE XX CENTURY / DMITRY SHOSTAKOVICH / FEDOR DRUZHININ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полторацкая Лариса Викторовна

В статье автор на основе исторического анализа выявляет основные этапы творческого взаимодействия композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и выдающегося отечественного музыканта альтиста Федора Серафимовича Дружинина. Автор делает вывод о влиянии на развитие альтового искусства творческого диалога композитора и исполнителя.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полторацкая Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author on the basis of historical analysis reveals the main stages of the creative interaction of the composer Dmitry Dmitrievich Shostakovich and the outstanding Russian musician violist Fyodor Druzhinin. The author makes a conclusion about the influence on the development of viola art of the creative dialogue between the composer and the performer.

Текст научной работы на тему «Федор Дружинин и Дмитрий Шостакович: история творческого Содружества»

https://www.culture.ru/materials/166621/yurii-bashmet-aMst-eto-skripach-s-temnym-prosЫym

2. Муравьева И. Остров блаженства: Интервью с А. Рудиным // российская газета. 2010. № 5342 (263). Электронный ресурс. - Режим доступа: https://rg.ru/2010/11/22/1Мш-ро1п.^т1

3. Соболев А Ю. Дирижерское искусство Михаила Плетнева в контексте его интерпретаций русской симфонической музыки : Автореф. дисс. ... канд. иск. : 17.00.02. - М., 2014. - 24 с.

4. Юдина М. В. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Советский композитор, 1978. - 416 с.

ФЕДОР ДРУЖИНИН И ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ: ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА

Полторацкая Лариса Викторовна

доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва

АННОТАЦИЯ: В статье автор на основе исторического анализа выявляет основные этапы творческого взаимодействия композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и выдающегося отечественного музыканта - альтиста Федора Серафимовича Дружинина. Автор делает вывод о влиянии на развитие альтового искусства творческого диалога композитора и исполнителя.

ABSTRACT: In the article the author on the basis of historical analysis reveals the main stages of the creative interaction of the composer Dmitry Dmitrievich Shostakovich and the outstanding Russian musician - violist Fyodor Druzhinin. The author makes a conclusion about the influence on the development of viola art of the creative dialogue between the composer and the performer.

Ключевые слова: советская музыка XX века, Дмитрий Шостакович, Федор Дружинин

Keywords: Soviet music of the XX century, Dmitry Shostakovich, Fedor Druzhinin

Актуальность статьи обусловлена радикальными изменениями, происходящими в пространстве альтового исполнительства в музыкальной жизни России второй половины ХХ века и влияющими на облик современного солиста - исполнителя на альте. Исторически сложилось, что альт развивался в рамках оркестрового исполнительства, обедняя свое сольное развитие.

Появлению плеяды блестящих русских альтистов способствовало укрепление русской альтовой школы во главе с В.В. Борисовским, Ф. С. Дружининым. Необходимость выявления и преумножения альтового репертуара остро ощущается современными музыкантами, находящими в них источник творческого вдохновения, средство для формирования сольного исполнительства. Появляется естественное желание композиторов найти новые пути музыкального творчества, отвечающие кардинально изменяющейся системе художественного мышления [3].

Большой вклад в процесс формирования симфонической альтовой литературы внесли такие композиторы, как Н.Я. Мясковский (крупный советский симфонист, он использовал тембр альтов в симфоническом оркестре раскрытии повествовательно-философского характера, подчеркивал монументальность и сдержанную патетику своих симфоний), С.С. Прокофьев (использует многоцвет-ность тембровых переходов тем от разных инструментов для создания большей красочности в своих произведениях, вводит необычную образную характерность путем передачи шутливой грациозной мелодии группе альтов), Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин [4, с. 17].

Примечательной чертой альтового сольного искусства второй половины ХХ века становится

особый тип продуктивного творческого взаимодействия исполнителя и композитора. Возможность сочинять для выдающихся альтистов-современников, совместные творческие поиски, обсуждение интерпретаций привлекает и вдохновляет композиторов на создание особо ярких индивидуальных произведений.

Длительная дружба и общение Д. Шостаковича с Ф. С. Дружининым во многом повлияла на отношение Шостаковича к альту. Могучий и красивый звук Федора Серафимовича Дружинина, его сольные концерты с разнообразными программами, а также собственные обработки для альта коренным образом изменили взгляд не только слушателей, но и композиторов нашей страны на принципиальные широчайшие возможности альта [9, с. 17]. Теперь стали естественными сольные концерты, а также выступления альтистов с оркестром и в составе квартетов. Для Шостаковича струнный квартет стал союзом не только четырех голосов, равноправно подчиненных, и этим несколько упрощенных, а слиянием игры четырех музыкантов - с их инструментами, манерой исполнения и индивидуальностями. По воспоминаниям Ф.С. Дружинина, такому проникновению Д.Д. Шостаковича в квартетное сочинение способствовали многолетние теплые отношения и дружба с музыкантами квартета имени Бетховена (Дм. Цыганов, В. Ширин-ский, В. Борисовский, С. Ширинский), в который позже будет приглашен сам Дружинин.

В 1962 году состоялась первая встреча Федора Серафимовича и Дмитрия Шостаковича. «Всю свою любовь к этому хрупкому и одновременно могучему в своем подлинно трагическом величии человеку, все свое восхищение и преклонение перед его музыкой я старался воплотить в звуках моего

альта, в те счастливые часы моей музыкальной жизни, когда я играл ему, репетировал с ним, выступал с ним в концерте или записывал его музыку на пластинку в его присутствии», - тепло и восторженно вспоминает альтист о композиторе [1].

Первая встреча композитора и исполнителя состоялась на репетиции Девятого и Десятого квартетов Шостаковича. Когда В. В. Борисовский серьезно заболел, встал вопрос о приглашении его самого яркого ученика и продолжателя традиций своего учителя, Ф.С. Дружинина, Шостакович обеспокоенно сказал: «Не знаю, ведь когда я писал, рассчитывал на Вадима, слышал его звук» [1]. Федор Серафимович вспоминает в своих статьях, как получив скромное приглашение «так, вчерне, почитать ноты», волновался перед встречей с музыкантами, и как робел даже посмотреть на неизменно присутствующего на репетициях квартета Дмитрия Дмитриевича [1]. В конце проигрывания Дмитрий Дмитриевич удовлетворенно сказал: «Мастера играют», решив судьбу Федора Серафимовича [2, с.79]. «Вспоминая теперь эти домашние репетиции, я думаю, что это были, может быть, лучшие исполнения. Мы играли с подъемом, свободно, а ежедневные встречи с автором придавали нам уверенность, рождали вдохновение», - вспоминает Федор Серафимович [2, с. 81].

Шостакович всегда был предельно точен и ясен в требованиях к своим партитурам, но окончательное обозначение темпов выставлял не сразу, а после нескольких пробных репетиций квартета. Композитор неутомимо сидел на всех репетициях, вслушиваясь, изучал для будущих произведений принципы штрихов в плане артикуляции эпизода, вникал в тонкости техники их исполнительской «кухни» (приемы игры, штрихи, манера исполнения). Дружинин вспоминает, что, несмотря на большую деликатность по отношению к исполнителю, Дмитрий Дмитриевич строго относился к нарушению времени в музыке, и если был недоволен исполнением его сочинения, то к нему страшно не то, что подойти - страшно было посмотреть на него. Даже если исполнителя что-то не устраивало, он говорил: «Не слушайте музыку! Работать, работать надо! Публика пусть слушатель» [2, с. 84].

Шостакович посвятил музыкантам квартета им. Бетховена Третий, Пятый квартеты, а Одиннадцатый, Двенадцатый, Тринадцатый, Четырнадцатый каждому музыканту лично. Дружинин вспоминает Тринадцатый квартет Шостакович посвятил альтисту, и партия альта доминирует на всем протяжении квартета. Все инструментальные и художественные возможности альта Шостакович использует с высочайшим мастерством. Квартеты Шостаковича - это новый вклад в расширение технических и художественных возможностей инструмента [7, с. 44]. Нововведения касались технических приемов игры: он предельно применяет высокий регистр альта, за счет чего расширяется его диапазон, применение игры древком смычка об инструмент, неклассическое развитие центрального раздела по принципу вариаций на тему basso osti-nato [6, с. 234].

В 1970-х годах знаковыми переломным для отечественного альтового искусства становится появление сонаты для альта и рояля оп. 147 Д.Д. Шостаковича (1975). Это последнее произведение композитора, законченное им за месяц до смерти, закрывает струнный триптих. Соната посвящена альтисту и близкому другу Федору Дружинину, и стала «последним мостом» в их отношения с Шостаковичем. Интересно высказывание Б. Тищенко о выборе композитором инструмента для сонаты: «Думается, не будет натяжной мысль о том, что сверхпрограммность этой музыки в утверждении главенства любви, теплоты. В чистилище страданий, пыток, болезней, после ада войны людям больше всего нужна ласка, нежность. Поэтому и инструмент выбран самый нежный, мягкий и глубокий - альт...» [8, с. 87]. 1 июля 1975 года Шостакович позвонил Дружинину с новостью: «Федя! Я, знаете, задумал написать сонату для альта и рояля и хотел бы посоветоваться с вами по поводу некоторых технических альтовых сложностей. Трудность заключается в том, что я неважно себя чувствую, мне нелегко писать - рука не слушается. Но все равно, закончу сонату, видимо, в конце июля» [2, с. 87]. Это значило, что произведение уже «созрело и выносилось», так как Шостакович никогда не говорил только о проекте.

Федор Серафимович вспоминает, что в таких разговорах по телефону проходило по несколько дней. Шостакович с трогательной пунктуальностью сообщал альтисту, как продвигается работа, живо интересовался мнением Дружинина, консультировался по некоторым альтовым трудностям: например, исполнение нетрадиционных для струнных инструментов пассажей параллельных кварт. На что Дружинин с юмором отвечал, что это не должно никак ограничивать его замысел, пусть пишет, как задумал, и что, «если альтисты до сих пор не играли гамм в квартах, то теперь будут заниматься и сыграют все, что потребуется» [2, с. 90]. По мнению Федора Серафимовича, так и рождаются новые приемы игры на инструменте и новая техника » [2, с. 93].

Шестого августа 1975 года Федор Серафимович получает ноты с посвящением Шостаковича: «Я стоял, не смея верить и, вместе с тем, уже веря и ликуя, глядел на титульную страницу сонаты», -вспоминает музыкант » [2, с. 95]. В ночь с шестого на седьмое августа 1975 года Дружинин с пианистом Мунтяном начали разучивание сонаты, и потрясенный альтист пишет бурное смятенное письмо, в котором, чувствуя нечто неотвратимое, говорит о бесконечной благодарности и неисчерпаемой преданности гению Шостаковича. Это было последнее общение двух великих людей.

Эта соната считается первым образцом русского инструментального реквиема в современной музыке, она таит в себе богатые интерпретационные возможности для солирующих альтистов мира. С появлением сонаты для альта Д.Д. Шостаковича на подмостках крупных концертных залов наступает переломный момент в репертуаре альтистов,

усиливается интерес композиторов к альту, обособляется и укрепляется направление развития альтового искусства.

В день рождения Дмитрия Дмитриевича, 25 сентября1975 года, сонату сыграли альтист Федор Дружинин с пианистом Михаилом Мунтяном впервые у него дома. Премьера сонаты состоялась 1 октября этого же года, по традиции, в зале имени Глинки Ленинградской филармонии, где состоялись все великие премьеры произведений Шостаковича [2, с. 95]. Соната оказала на слушателей невероятное гипнотическое действие. Федор Серафимович вспоминает, что мест в зале не было, открывали двери, и что публика заполнила оба прилегающих к залу фойе. Рядом с единственным пустым креслом Шостаковича сидел Евгений Мравинский, буквально сотрясавшийся от рыданий к концу сонаты. «Говорить об успехе сонаты было бы просто неуместно. То, что происходило на сцене и в сердцах слушателей, было больше, чем музыка», - вспоминает Федор Серафимович [2, с. 96]. Закончив играть, альтист высоко поднял над головой ноты сонаты, обращая потрясенные аплодисменты публики к ее творцу. В Москве соната была исполнена 4 октября 1975 года в Малом зале Консерватории.

Подытоживая, отметим, что появление нового творческого типа взаимоотношений композитора и исполнителя в музыкальной жизни способствует, с одной стороны, раскрытию новых граней выразительности альта, поиску новых техник звукоизвле-чения на инструменте у композиторов, с другой стороны, способствует обогащению мирового фонда альтового репертуара. Формированию альтового репертуара послужило активное использование альта композиторами в таких основных для исполнителя-солиста жанрах: квартет, соната, концерт.

Список литературы:

1. Дружинин Ф. С. Квартеты Шостаковича глазами исполнителя. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgl.ru/librarv/92/Druzhinin Memories S hostakovich.html

2. Дружинин Ф. С. Воспоминания. Страницы творчества. Составитель Шервинская. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. - 230 с.

3. Зайцева М.Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина [Электронный ресурс] : // Траектория науки. 2016. № 10. Том 2. - Режим доступа: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/206/ 230. - Загл. с экрана. - (Дата доступа: 17.10.2016 г.) - doi:http://dx.doi.org/10.22178/pos.15-1.

4. Маршанский С. А. Альтовое искусство России второй половины XX - начала XXI века : ав-тореф. дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2012. - 24 с.

5. Погадаева Н. О. Федор Серафимович Дружинин - исполнитель, педагог, композитор: Авто-реф. дисс. ...канд. иск. : 17.00.02. - Саратов, 2009. -24 с.

6. Понятовский С. П. История альтового искусства М.: Музыка 2007. 336 с.

7. Раабен Л. Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Д. Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып 15. 1977. - С. 44-54.

8. Тищенко Б. Об альтовой сонате // Советский композитор. 1975. № 11. - С. 86-87.

9. Юзефович В. А. Двое из двухсот // Музыкальная жизнь. 1975. №4. - С. 17-18.

СТАНОВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ИГРЫ НА БАС-ГИТАРЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ В 70-Х

ГОДАХ XX ВЕКА

Степанов Евгений Алексеевич

Доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва

АННОТАЦИЯ: В статье описаны результаты исследования исполнительской техники бас-гитаристов в 70х годах XX века, выявлена их роль в формировании новых приемов игры на популярном инструменте.

ABSTRACT: The article describes the results of research of bass guitar performers in the 70s of the XX century; their role in the formation of new methods of playing a popular instrument is revealed.

Ключевые слова: бас-гитара, исполнительское искусство, техника исполнения, джаз-рок

Keywords: bass guitar, performing arts, technique of performance, jazz-rock

70-е годы XX века явились временем максимального распространения бас-гитары как инструмента профессиональных джазовых музыкантов, а также временем становления техники, поиска подходов к звукоизвлечению, поиска места в аранжировке и других глобальных процессов сопутствую-

щих становлению инструмента как важной составляющей части ансамбля. В этот же период появляются две главные "звезды" бас-гитары, которые дают основной толчок развитию инструмента не только как аккомпанирующего, но и как сольного. На изучении сольных пьес, линий аккомпанемента, техники звукоизвлечения этих двух исполнителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.