Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОН СТИТУЦИЯ РОССИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НОРМАТИВЫ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / CONSTITUTION OF RUSSIA / FINANCING OF EDUCATION / BUDGETARY RELATIONS / STANDARDS / FINANCIAL CONTROL / CONDITIONS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеха Вадим Витальевич

Введение: вопросы правового регулирования финансирования образования за счет средств бюджетов представляют собой достаточно актуальную тему исследований. Особое значение для правового регулирования финансирования образования имеют Конституция России и федеральные государственные образовательные стандарты. Цель: определить статус и место федеральных государственных образовательных стандартов в правовом регулировании финансирования образования. Методоло гическая основа: общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ и синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Резуль таты: установлена взаимозависимость между федеральными государственными образовательными стандартами и финансированием образования за счет средств бюджетов в рамках системы правового регулирования финансирования образования и охарактеризована содержательная сторона этой взаимозависимости. Определены функции федеральных государственных образовательных стандартов как актов, обе спечивающих обоснованность тех или иных расходов, направленных на обеспечение условий осуществления образовательной деятельности, что приобретает особое значение для государственного (муниципального) финансового контроля. Также опреде лено значение Конституции Российской Федерации в системе правового регулирова ния финансирования образования. Выводы: правовое регулирование финансирования образования за счет средств бюджетов предполагает необходимость существова ния сложного комплексного механизма, включающего установленные нормативы и распределение полномочий органов управления образованием. Однако главное место в этом механизме занимают федеральные государственные образовательные стан дарты, которые обеспечивают соблюдение конституционных гарантий граждан на получение бесплатного образования соответствующего вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чеха Вадим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD: ISSUES OF APPLICATION IN BUDGETARY LAW

Background: issues of legal regulation of education financing at the expense of budget funds are a fairly relevant research topic. The Russian Constitution and Federal state edu cational standards are of particular importance for the legal regulation of education financ ing. Objective: to determine the status and place of Federal state educational standards in the legal regulation of education financing. Methodology: general scientific (induction, deduction, analysis and synthesis) and private-scientific (formal-legal, comparative-legal) methods. Results: the interdependence between Federal state educational standards and budget financing of education within the framework of the system of legal regulation of education financing is established and the content side of this interdependence is character ized. The functions of Federal state educational standards are defined as acts that ensure the validity of certain expenses aimed at ensuring the conditions for the implementation of educational activities, which is of particular importance for state (municipal) financial control. The significance of the Constitution of the Russian Federation in the system of le gal regulation of education financing is also determined. Conclusions: legal regulation of education financing at the expense of budget funds requires the existence of a complicated complex mechanism that includes established standards and the distribution of powers of educational management bodies. However, the main place in this mechanism is occupied by Federal state educational standards, which ensure compliance with the constitutional guarantees of citizens to receive free education of the appropriate type.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ»

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10175 УДК 347.73

В.В. Чеха

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ПРАВЕ

Введение: вопросы правового регулирования финансирования образования за счет средств бюджетов представляют собой достаточно актуальную тему исследований. Особое значение для правового регулирования финансирования образования имеют Конституция России и федеральные государственные образовательные стандарты. Цель: определить статус и место федеральных государственных образовательных стандартов в правовом регулировании финансирования образования. Методологическая основа: общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ и синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Результаты: установлена взаимозависимость между федеральными государственными образовательными стандартами и финансированием образования за счет средств бюджетов в рамках системы правового регулирования финансирования образования и охарактеризована содержательная сторона этой взаимозависимости. Определены функции федеральных государственных образовательных стандартов как актов, обеспечивающих обоснованность тех или иных расходов, направленных на обеспечение условий осуществления образовательной деятельности, что приобретает особое значение для государственного (муниципального) финансового контроля. Также определено значение Конституции Российской Федерации в системе правового регулирования финансирования образования. Выводы: правовое регулирование финансирования образования за счет средств бюджетов предполагает необходимость существования сложного комплексного механизма, включающего установленные нормативы и распределение полномочий органов управления образованием. Однако главное место в этом механизме занимают федеральные государственные образовательные стандарты, которые обеспечивают соблюдение конституционных гарантий граждан на получение бесплатного образования соответствующего вида.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, Конституция России, финансирование образования, бюджетные отношения, нормативы, финансовый контроль, условия осуществления образовательной деятельности.

© Чеха Вадим Витальевич, 2020

Доктор юридических наук, доцент, руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Абхазия (г. Сухум); e-mail: tschecha77@list.ru © Chekha Vadim Vitalievich, 2020

Doctor of law, associate Professor, Head of the Representative office of Rossotrudnichestvo in the Republic 216 of Abkhazia (Sukhum)

V.V. Chekha

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD: ISSUES OF APPLICATION IN BUDGETARY LAW

Background: issues of legal regulation of education financing at the expense of budget funds are a fairly relevant research topic. The Russian Constitution and Federal state educational standards are of particular importance for the legal regulation of education financing. Objective: to determine the status and place of Federal state educational standards in the legal regulation of education financing. Methodology: general scientific (induction, deduction, analysis and synthesis) and private-scientific (formal-legal, comparative-legal) methods. Results: the interdependence between Federal state educational standards and budget financing of education within the framework of the system of legal regulation of education financing is established and the content side of this interdependence is characterized. The functions of Federal state educational standards are defined as acts that ensure the validity of certain expenses aimed at ensuring the conditions for the implementation of educational activities, which is of particular importance for state (municipal) financial control. The significance of the Constitution of the Russian Federation in the system of legal regulation of education financing is also determined. Conclusions: legal regulation of education financing at the expense of budget funds requires the existence of a complicated complex mechanism that includes established standards and the distribution of powers of educational management bodies. However, the main place in this mechanism is occupied by Federal state educational standards, which ensure compliance with the constitutional guarantees of citizens to receive free education of the appropriate type.

Key-words: Federal State Educational Standard, Constitution of Russia, financing of education, budgetary relations, standards, financial control, conditions for educational activities.

Для системы образования любой страны мира важное значение имеет финансовый механизм, обеспечивающий ее функционирование и развитие. Процесс финансирования образования может осуществляться в рамках, определенных соответствующими нормативными правовыми актами. Таким образом, вопросы правового регулирования финансирования образования как в России, так и в других странах приобретают особую актуальность.

С момента принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. от 1 декабря 2012 г.)1 до сегодняшнего периода развития системы образования в России все направления развития образования включали также аспекты, связанные с правовым регулированием финансовых вопросов.

По поводу реформ образования в 90-х гг. прошлого века советский и российский педагог Э.Д. Днепров, занимавший пост министра образования РСФСР и России с 1990 по 1992 год, отмечал, что в России 1990-х и начале 2000-х гг. экономика образования и содержание образования существовали в параллельных мирах. Образовательные стандарты не имели никакого отношения к финансированию образования. В результате сфера образования не могла сформулировать какой-либо запрос в отношении даже необходимого объема денежных средств, не говоря о том, что это также явилось одной из причин финансирования по «остаточному принципу» [1, с. 42-52]. В настоящее время, исследования, касающиеся

1 См.: Российская газета. 1992. 31 июля (документ утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3). 217

правового регулирования финансирования образования, остаются актуальными. Особо важным, в свете вышеприведенного положения, видится исследование значения Конституции России и федеральных государственных образовательных стандартов в системе правового регулирования финансирования образования.

Ключевое значение для правового регулирования финансирования образования имеет Конституция Российской Федерации [2, с. 42-52]. Так, ст. 43 Конституции России гарантирует соответствующие указания на бесплатность тех или иных видов образования. Данная статья в ч. 2 предусматривает право на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В ч. 3 ст. 43 Конституции России также предусматривается возможность получения высшего образования на конкурсной основе.

С этой позиции ст. 43 Конституции России используется судами для обоснования вынесения тех или иных решений, касающихся прав граждан на получение бесплатного образования и обязанностей по финансированию обеспечения такого права из различных бюджетов2.

Взаимосвязь между гарантиями права на образование, закрепленными в ст. 43 Конституции РФ и бюджетными расходами на образование различных бюджетов отмечалась представителями науки финансового права. Так, А. Н. Ко-зырин указывал на то, что «расходные обязательства на образование вытекают непосредственно из Конституции России» [3, с. 42-52].

В результате, ст. 43 Конституции России непосредственно регулирует финансирование образования и выступает основой для формирования системы правового регулирования финансирования образования, как части финансового права.

Более того, уникальность правового регулирования финансирования образования выражается, прежде всего в том, что Конституция РФ в ч. 5 ст. 43 закрепляет статус нормативного правового акта особого рода — федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, Конституция России прямо указывает на необходимость принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти для обеспечения реализации права на бесплатное получение образования, которое прежде всего предполагает финансирование из соответствующих бюджетов.

Значение и функции Конституции как важнейшего источника финансового права достаточно подробно исследованы в литературе [4, с. 26; 5, с. 37; 6, с. 19; 7, с. 10; 8, с. 162 ] .

Характерно, что Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.3, содержала ст. 45, устанавливающую право граждан на образование. Согласно ей, право на образование обеспечивалось в т.ч. бесплатностью всех видов образования; осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам;

2 См., например: Постановление ФАС Московского округа от 25 апреля 2011 г. № КГ-А40/3195-

11-П по делу № А40-25746/09-70-61; Постановление ФАС Московского округа от 27 августа 2013 г. по делу № А40-13449/12-104-120. Документы опубликованы не были. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 218 3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41, ст. 619.

бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

В диссертации Н.Ю. Пришвы данная норма Конституции СССР 1977 г. была названа юридической базой для всего финансового законодательства в области народного образования [9, с. 18]. Также Е.А. Ровинский относил к источникам финансового права те статьи Конституции СССР, которые закрепляют систему народного образования, т.е. обеспечивающие ее бесплатность и доступность [10, с. 29].

Помимо названных авторов, роль Конституции СССР и Конституции России в правом регулировании финансирования образования исследовалась также другими авторами [9; 11; 12]. Однако необходимо сказать то, что на сегодняшний день недостаточно исследованы вопросы о месте и значении Конституции России в системе правового регулировании финансирования образования. Во многом остаются неисследованными темы связанные с ролью федеральных государственных образовательных стандартов в контексте правового регулирования финансирования образования и бюджетного права в целом.

Согласно ч. 3 ст. 3 БК РФ (в ред. от 1 июля 2020 г.)4 федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные отношения. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 434 (в ред. от 12 апреля 2019 г.)5, в п. 2 и 3 предусматривают полномочия Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по разработке и утверждению федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. кадровых, финансовых, материально-технических и иных (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Рассмотрим в качестве примера федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. от 22 февраля 2015 г.)6 (далее — Стандарт).

Согласно п. 4 Стандарта, он является основой для:

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организаций, реализующих основную образовательную программу;

формирования государственного (муниципального) задания.

Таким образом, содержание Стандарта трансформируется в межбюджетные отношения, в данном случае — между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также — в отношения между государственными и муниципальными образовательными организациями и их учредителями.

В п. 23 сформулированы финансовые условия реализации образовательной программы. К их числу относятся, в т.ч. обеспечение государственных гарантий

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.

5 См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.05.2020).

6 См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.

ru (дата обращения: 29.12.2016). 219

прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего общего образования, возможности исполнения требований организации, осуществляющей образовательную деятельность и др.

Однако очевидно и то, что все другие условия реализации образовательной программы: кадровые, финансовые, материально технические и другие, указанные в п. 19 Стандарта, также предполагают существование соответствующих расходных обязательств бюджетов различных уровней.

Так, материально-технические условия, изложенные в п. 24 Стандарта предполагают, в т.ч. и необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию), требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и др.). Само собой, что необходимость соблюдения данных требований предполагает соответствующие бюджетные расходы.

Кадровые условия релизации основной образовательной программы в п. 22 Стандарта включают многочисленные положения, обеспечивающие необходимое качество образовательной деятельности. Для реализации данных положений необходимо осуществлять постоянные расходы на повышение квалификации педагогических работников, расходы на оказание научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы и др. ° Вопрос об утверждении соответствующих расходных обязательств воз-

0

? никает также при необходимости соблюдения психолого-педагогических и

а информационно-методических условий реализации основной образовательной

| программы.

1 Так, например, согласно п. 26 Стандарта информационно-методические усло-| вия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться ! современной информационно-образовательной средой. Данная среда включает:

§ комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые

ф

| образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: ком-| пьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; 'I систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение | в современной информационно-образовательной среде.

| Вышеизложенное свидетельствует о том, что федеральный государственный

образовательный стандарт представляет собой нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, направленный на регулирование | вопросов, связанных с расходованием средств бюджетов для обеспечения прав § граждан на бесплатное получение образования соответствующего вида. | Фактически именно федеральный государственный образовательный стандарт

| определяет направления закупок и пределы бюджетного финансирования образовательных организаций в целом для обеспечения условий осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

Тем не менее федеральный государственный образовательный стандарт как нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти не может устанавливать расходных обязательств и выступать самостоятельным 220 основанием для осуществления соответствующих бюджетных расходов. Поэтому

положения Стандарта регламентирующие требования к условиям осуществления образовательной деятельности могут применяться в совокупности с нормативными правовыми актами, обеспечивающими установление расходных обязательств.

На основе этого тезиса возможно говорить о том, что финансирование образования за счет средств бюджетов предполагает необходимость в комплексном механизме, включающем (помимо стандартов) также и другие нормативные правовые акты. Такого рода комплексный механизм, обеспечивающий бюджетное финансирование реализации прав граждан на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях включает следующие элементы:

1) нормы, содержащие дифференцированные, в зависимости от направлений, основания для осуществления расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В свою очередь, сама по себе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

2) расчетными величинами для обеспечения бюджетных расходов соответствующих бюджетов, а также для формирования субвенций местным бюджетам выступают нормативы. Согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Таким образом, нормативы и другие, установленные нормативными правовыми актами положения, направленные на обеспечение условий осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам, могут существовать и использоваться только в совокупности с федеральными государственными образовательными стандартами. В свою очередь, стандарты

устанавливают требования, в соответствии с которыми формируется объем расходов из соответствующего бюджета на образование в этом смысле федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют отношения между публично-территориальными образованиями-субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также отношения между публичными образованиями и подведомственными государственными и муниципальными учреждениями.

В связи с этим Стандарты следует признать нормативными правовыми актами, оказывающими влияние на расходы из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Такого рода признание влечет в свою очередь необходимость оценки финансовых последствий принятия проекта Стандарта7.

Важно также отметить межотраслевой характер Стандартов. Стандарты следует отнести к нормативным правовым актам частично содержащим бюджетно-правовые нормы, хотя в целом по своей природе федеральный государственный образовательный стандарт скорее находится в сфере административного права.

Н.И. Химичева отмечала, что «среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др.» [13, с. 39]. Этот же тезис был обоснован Ю. А. Крохиной [14, с. 85].

Данная позиция в особом виде отражается в исследованиях, касающихся правового регулирования финансирования образования. Так, А. Н. Козырин отмечал, что «в отдельных случаях финансово-правовые нормы могут содержаться в источниках образовательного права» [15, с. 4].

Совершенно очевидно, что федеральные государственные образовательные стандарты как раз и представляют собой такого рода источник финансового права, имеющий межотраслевой характер.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются нормативными правовыми актами, регламентирующими бюджетные отношения и влияющие на расходные обязательства сооветствующих бюджетов. Особая роль в установлении такого рода статуса Стандартов принадлежит Конституции России. Такого рода влияние обеспечивается сложным комплексным механизмом, который, помимо Стандартов включает также и устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» нормативы финансирования образовательных организаций соответствующего вида.

Однако именно Стандарт выступает обоснованием для осуществления соответствующих конкретизированных бюджетных расходов, необходимых для обеспечения условий образовательной деятельности8! В связи с этим федеральные

° 7 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной

§ власти и их государственной регистрации (утвержденные Постановлением Правительства РФ ^ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 7 мая 2020 г.)) в пункте 3(2) предусматривают, что проект 1 нормативного правового акта, оказывающего влияние на доходы или расходы соответствующего

£ бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежит направлению с финансово-

экономическим обоснованием решений, предлагаемых к принятию указанным проектом нормативного правового акта, в Минфин РФ на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для соответствующего бюджета. Однако в настоящее время по факту такого рода направление не производится // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 33, ст. 3895.

8 Характерным примером в этом отношении является: Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. № ПР 12-144/12-04 «Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении 222 бюджетного процесса, целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов

государственные образовательные стандарты должны использоваться при осуществлении финансового контроля органов управления образованием и образовательных организаций в ходе проверок обоснованности тех или иных расходов.

Закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте выступает легализующим основанием для осуществления тех или иных расходов, направленных на обеспечение условий соответствия образовательной деятельности. На уровне образовательных организаций федеральные государственные образовательные стандарты выступают основой для разработки образовательных программ, которые в свою очередь, регламентируют финансовые условия реализации данных программ.

В этой части принципиально важный вопрос заключается в формировании содержательной части условий осуществления образовательной деятельности, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах. С точки зрения финансового контроля принципиально важно, чтобы условия осуществления образователной деятльности были закреплены в предельно конкретном варианте.

В то же время с точки зрения потребностей регулирования образовательной деятельности важно, чтобы федеральный государственный образовательный стандарт предполагал предельно общие подходы к условиям осуществления образовательной деятельности, предоставляя, таким способом, максимальную свободу образовательным организациям в достижении реализации результатов образовательных программ.

В связи с этим важным вопросом является также фактическое совмещение государственного (муниципального) финансового контроля и федерального государственного контроля качества образования. Данные виды контроля в той или иной мере предполагают оценку соответствия условий образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций федеральным государственным образовательным стандартам.

Такого рода совмещение может предполагать, в частности, возможность использования результатов проведения федерального государственного контроля качества образования для государственного (муниципального) финансового контроля. Вышеизложенное свидетельствует о целесообразности проведения дальнейших исследований роли и значения федеральных государственных образовательных стандартов в бюджетном праве.

(выборочно), а также эффективности мер, направленных на сокращение объемов незавершенного е строительства в Новгородской области, в 201-2017 годах» которое в п. 1.3.2. содержит вывод о 1 необходимости осуществления дополнительных затрат за счет бюджета субъекта Российской •

Федерации потребность в которых обусловлена требованиями федеральных государственных 6

стандартов (обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций учебниками и 11 учебными пособиями, увеличение нормативов финансирования на материальные затраты а )

также учебные расходы и материальные затраты, обновление материально-технической базы 2

профессиональных образовательных организаций)// Бюллетень Счетной палаты Российской 8

Федерации.2018. № 9. Также в качесте примера возможно привестиПисьмо Счетной палаты °

Российской Федерации от 16 марта 2012 г. № 12-147/12-03 «Анализ расходования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств» указано, что передача полномочий по формированию госзаказа и проведению аукционных процедур непосредственно образовательным учреждениям влечет за собой закупку устаревшего оборудования или инфраструктурного, «офисно-бухгалтерского оборудования» (компьютеры, периферия, ТВ и видео), не имеющего ничего общего с решением задачи внедрения федеральных государственных образовательных стандартов // Официальные документы в образовании.

2012. № 17. 223

Библиографический список

1. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с.

2. Чеха В.В. Правовые вопросы финанисрования образования в Российской Федерации. М.: Проспект, 2018. 256 с.

3. Образование: закон и гражданин / под ред. А. Н. Козырина. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 17. 176 с.

4. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: Вища школа, 1983. 249 с.

5. Финансовое право / под ред. Е.А. Ровинского. М.: Юридическая литература, 1971. 392 с.

6. Горбунова О.Н., Кочетков Б.С. Конституционные основы советского бюджетного права // Проблемы совершенствования советской финансовой системы в современный период: сборник научных трудов ВЮЗИ. М., 1981. С. 19-28.

7. Саттарова НА. Конституционно-правовые основы управления финансами // Финансовое право. 2012. № 10. С. 8-11.

8. Рыжкова ЕА. Понятие и источники финансового права зарубежных государств // Актуальные вопросы административного и финансового права: сборник научных трудов. М.: МГИМО-Университет, 2006. Вып. 4. 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пришва Н.Ю. Правовые основы финансирования расходов на народное образование: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. Харьков, 1986. 23 с.

10. Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. 3-е изд. М.: Юридическая литература, 1978. 344 с.

11. Кордюкова ЭА. Правовые основы расходов на высшее образование в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. 24 с.

12. Мошкова Д.М. Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. М.: РГ-Пресс, 2015. 152 с.

13. Химичева Н.И. Финансовое право. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.

14. Крохина ЮА. Финансовое право России: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2014. 624 с.

15. Козырин А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Финансирование образования: организационно-правовые проблемы: сборник статей / под ред. А. Н. Козырина. М.: Центр образовательного законодательства Минобразования России, 2002. С. 4-23.

References

1. Dneprov E.D. The Latest Political History of Russian Education: Experience and Lessons. M.: Marios, 2011. 456 p.

2. ^ekha V.V. Legal Issues of Financial Regulation of Education in the Russian Federation. Moscow: Prospect, 2018. 256 p.

3. Education: Law and Citizen / ed. by A. N. Kozyrin. M.: editorial Board of the «Russian newspaper», 2015. Issue. 17. 176 p.

4. Voronova L.K., Martyanov I.V. Soviet Financial Law. Kiev: Vyshcha Shkola, 1983. 249 p.

5. Financial Law / ed. by E.A. Rovinsky. M.: Legal literature, 1971. 392 p.

6. Gorbunova O.N., Kochetkov B.S. Constitutional Foundations of the Soviet Budget Law // Problems of Improving the Soviet Financial System in the Modern Period: collection of scientific papers VUZI. M., 1981. P. 19-28.

7. Sattarova NA. Constitutional and Legal Foundations of Financial Management // Financial law. 2012. No. 10. P. 8-11.

8. Ryzhkova EA. The Concept and Sources of Financial Law of Foreign States / / Topical Issues of Administrative and Financial Law: collection of scientific papers. Moscow: MGIMO-University, 2006. Issue 4. 184 p.

9. Prishva N.Yu. Legal Bases of Financing of Expenses on Public Education: extended abstract. dis. ... cand. of law. Kharkiv, 1986. 23 p.

10. The Soviet Financial Law / under the editorship of E. A. Rovinsky. 3rd ed. Moscow: Legal literature, 1978. 344 p.

11. Kordyukova E.A. Legal Bases of Expenses on Higher Education in the USSR: extended abstract. dis. ... cand. of law. M., 1989, 24 p.

12. Moshkova D.M. Legal Regulation of Financing of Educational and Scientific Organizations: Issues of Theory and Practice. Moscow: RG-Press, 2015. 152 p.

13. Khimicheva N.I. Financial Law. 6th ed., ed. and suppl. M.: Norma, 2007. 784 p.

14. Krokhina Y.A. Russia's Financial Law: textbook. M.: Norma: In-fra-M, 2014. 624 p.

15. KozyrinA.N. Financial and Legal Problems of Regional Legislation on Education // Financing of Education: Organizational and Legal Problems: collection of articles / Center of educat. legislation of the Ministry of education of Russia, 2002. P. 4-23.

от

Ф

П

TS О) T О го

о *

о

Sc

О

п

д

ш тз

0 т

го П>

1 I О Sc

5

тз

S

S

X ф

о

X

о

Sc а

ж ш

1э ф

§

ю О)

3 )

2 о

N) О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.