Научная статья на тему 'Платные образовательные услуги и бюджетное финансирование государственных учреждений высшего образования: взаимосвязь и вопросы привлечения средств'

Платные образовательные услуги и бюджетное финансирование государственных учреждений высшего образования: взаимосвязь и вопросы привлечения средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
минимальная стоимость / ресурсы / образовательные услуги / minimal cost / resources / educational services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. Р. Титов

В статье показан анализ изменений порядка формирования финансовых ресурсов в государственных учреждениях высшего образования за счет платных образовательных услуг на основании законодательства. Выявлена проблема наличия противоречий и ограничений в действующем порядке. Показано, что поступление финансовых ресурсов от оказания платных образовательных услуг в государственные учреждения высшего образования по действующему в настоящее время порядку, связано с поступлениями и порядком предоставления средств из бюджета на выполнение государственных заданий. Результаты исследования показывают, что действующий порядок поступления финансовых ресурсов в государственные учреждения высшего образования из внебюджетных источников имеет противоречия и вопросы. Эти противоречия состоят в том, что стоимость платных образовательных услуг государственных учреждений высшего образования по действующему правилу, установленному органом управления системой высшего образования, ограничена минимальной планкой и привязана к базовому нормативу финансирования аналогичных услуг из федерального бюджета. Проблема в том, что действующий порядок ограничивает ценовую конкуренцию между ними и сдерживает развитие платных образовательных услуг, как важнейшего источника их финансирования. Обоснованы, необходимость и предложено направление его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С. Р. Титов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAID EDUCATIONAL SERVICES AND BUDGET FINANCING OF STATE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: THE RELATIONSHIP AND PROBLEMS OF FUND-RAISING

The analysis of the procedure for the financial resources formation in state higher conditional institutions through the paid educational services in accordance with law are considered in the article. The problem of contradictions and limitations of this procedure has been identified. The flow of financial resources from the services to the state higher educational institutions by the current procedure is connected with the flow and the procedure of the budget resources providing for the state assignments implementation. The research results demonstrate that the current procedure of the financial resources flow to the state institutions from the extrabudgetary sources is contradictory and question. The main idea of the contradiction is that the paid educational services cost in the state higher educational institutions in accordance to the current procedure established the government authority is limited by minimal cost of the service and attached to the basic standards for funding the similar services from the federal budget. The problem is that this procedure limits the price competition between the state higher educational institutes and hampers the development of the paid educational services as the main source of their funding. Need to improvement of the procedure has been justified in the article, the directions of it improvement have been recommended.

Текст научной работы на тему «Платные образовательные услуги и бюджетное финансирование государственных учреждений высшего образования: взаимосвязь и вопросы привлечения средств»

21. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the effectiveness of using the region's natural resource base. // Regional economy: theory and practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.

22. Ugurchiev O.B., Beroeva Z.M. Management theory. - M., 2016.

23. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: theory and practice. - 2010. - No. 6.- S.21-24.

24. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. - S.241-286.

25. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2009. - S.199-202.

26. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. The main approaches to the formation of management performance criteria // In the collection "University Education and Science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2007. - P.193-196

27. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. - M., 2016.

28. Ugurchiev OB, Ugurchieva RO Some approaches to the analysis of factors of restructuring management of economic entities of the agro-industrial complex // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 7 (72). - S.700-703

29. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). -S.121-127

30. Chechenov A.A. Investment process: problems and methods of its activation. - Nalchik: Elbrus, 2010. - 216 p.

31. Smolentsev V.M., Smolentseva A.I. Evaluation of the economic efficiency of an investment project on the example of an agricultural enterprise // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 35 (6). - S. 248-254.

32. Falina N.V. Improving the mechanism for enhancing the investment activity of agro-industrial companies in the region // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 28 (5). - S. 333-340.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00064

С.Р. Титов - старший преподаватель кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета, Тихоокеанский государственный университет, zerro.smart@yandex.ru,

S.R. Titov - senior lecturer of the Department of Finance, Credit and Accounting, Pacific National University.

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ PAID EDUCATIONAL SERVICES AND BUDGET FINANCING OF STATE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: THE RELATIONSHIP AND PROBLEMS OF FUND-RAISING

Аннотация. В статье показан анализ изменений порядка формирования финансовых ресурсов в государственных учреждениях высшего образования за счет платных образовательных услуг на основании законодательства. Выявлена проблема наличия противоречий и ограничений в действующем порядке. Показано, что поступление финансовых ресурсов от оказания платных образовательных услуг в государственные учреждения высшего образования по действующему в настоящее время порядку, связано с поступлениями и порядком предоставления средств из бюджета на выполнение государственных заданий. Результаты исследования показывают, что действующий порядок поступления финансовых ресурсов в государственные учреждения высшего образования из внебюджетных источников имеет противоречия и вопросы. Эти противоречия состоят в том, что стоимость платных образовательных услуг государственных учреждений высшего образования по действующему правилу, установленному органом управления системой высшего образования, ограничена минимальной планкой и привязана к базовому нормативу финансирования аналогичных услуг из федерального бюджета. Проблема в том, что действующий порядок ограничивает ценовую конкуренцию между ними и сдерживает развитие платных образовательных услуг, как важнейшего источника их финансирования. Обоснованы, необходимость и предложено направление его совершенствования.

Annotation. The analysis of the procedure for the financial resources formation in state higher conditional institutions through the paid educational services in accordance with law are considered in the article. The problem of contradictions and limitations of this procedure has been identified. The flow of financial resources from the services to the state higher educational institutions by the current procedure is connected with the flow and the procedure of the budget resources providing for the state assignments implementation. The research results demonstrate that the current procedure of the financial resources flow to the state institutions from the extrabudgetary sources is contradictory and question. The main idea of the contradiction is that the paid educational services cost in the state higher educational institutions in accordance to the current procedure established the government authority is limited by minimal cost of the service and attached to the basic standards for funding the similar services from the federal budget. The problem is that this procedure limits the price competition between the state higher educational institutes and hampers the development of the paid educational services as the main source of their funding. Need to improvement of the procedure has been justified in the article, the directions of it improvement have been recommended.

Ключевые слова: минимальная стоимость, ресурсы, образовательные услуги.

Keywords: minimal cost, resources, educational services.

Введение. В современной экономике, основными источниками финансирования государственных учреждений высшего образования по-прежнему остаются платные услуги по программам высшего образования и бюджетные средства. Такие источники составляют финансовую базу государственных учреждений высшего образования, поэтому вопросы их привлечения в достаточных для стабильной их деятельности суммах являются актуальными. Вопросы формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг в государственных учреждениях высшего образования не достаточно изучены в связи с постоянными изменениями законодательства и условиями их функционирования. Цель публикации раскрыть вопросы действующего порядка формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг в государственных учреждениях высшего образования с момента появления таких услуг до наших дней, предложить пути и направления их решения в современной экономике Российской Федерации.

Основная часть. Платные образовательные услуги, как один из источников финансирования государственных учреждений высшего образования появились в современной России относительно недавно. В 90-е гг. в Российской Федерации государственные учреждения получили возможность самостоятельно привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет оказания платных образовательных услуг на договорной основе, взамен снижающегося количества бюджетных мест и соответственно бюджетного финансирования. По действующему в то время порядку, поступление средств за счет платных образовательных услуг, не должно было влиять на снижение объемов бюджетного финансирования. В те годы наблюдался высокий спрос на платные услуги получения высшего образования, в связи со снижением предложения по получению бесплатного высшего образования. Действующий в то время порядок привлечения финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг был ориентирован на рыночные отношения, поэтому государственные учреждения получили практически полную самостоятельность в вопросе и развития этих образовательных услуг и установления их стоимости. В начале 90-х стоимость на договорные услуги не ограничивалась ни минимальными, ни максимальными планками. Государственные учреждения самостоятельно могли устанавливать их стоимость в зависимости от спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Возможностей получения высшего образования бесплатно, на конкурсной основе, гарантированные Конституцией не хватало для удовлетворения потребностей граждан и Российской экономики в подготовке специалистов, поэтому платные образовательные услуги стали нужными и востребованными среди населения [Ст. 43, 1]. Порядок формирования финансовых ресурсов в виде поступлений от платных образовательных услуг регламентировался рядом правовых документов. В первую очередь, это федеральный закон "Об образовании" 1992 года, предоставлявший возможность оказания платных образовательных услуг, при условии, что они предусмотрены уставом и стоимость прописана в договоре на их оказание. Устав утверждался учредителем, что давало возможность контролировать вышестоящим органом (учредителем) перечень дополнительных финансовых ресурсов государственных учреждений высшего образования [Ст. 13, Ст. 32, 2]. Порядок поступления финансовых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг не был привязан к финансированию из бюджета. В порядке поступления средств из бюджетных источников финансирования был предусмотрен новый принцип финансирования по государственным нормативам затрат, который закрепился законодательно [Статья 5 п.4, 2]. Нормативы затрат разделялись на федеральные и местные. Федеральные нормативы утверждались на уровне Верховного Совета Российской Федерации ежегодно. Действующий порядок предусматривал самостоятельность всех образовательных учреждений в осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности [Ст. 43, 2]. На начало учебного 1992/1993 года по данным портала статистики Российского образования в России насчитывались 535 учреждения высшего образования, и большинство из них были государственные [17]. В закон об образовании в 1996 году были внесены изменения, где возможность привлечения дополнительных источников финансовых средств предусмотренных уставом стало компетенцией учреждений высшего образования, что еще больше расширило их самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности [Ст. 32, 3]. Государственные нормативы финансирования стали федеральными, а право их ежегодного установления перешло от Совета Федерации на законодательный уровень. Теперь их размеры предусматривались федеральным законом принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год [Ст. 41, 3]. Закон "Об образовании" 1992 года с учетом изменений 1996 года, предусматривал, что схема финансирования государственных учреждений высшего образования определялась типовым положением об учреждениях такого типа.

В 2001 году постановлением Правительства РФ № 254 в апреле, было утверждено "Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования", в котором предусматривалось финансирование за счет средств, получаемых от осуществления платной образовательной деятельности, при условии, что набор проводится сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами. Под контрольными цифрами понимаются бюджетные места и их финансирование. Платные образовательные услуги могли оказываться при условии что они не идут взамен тех образовательных услуг, что финансируются из бюджетов и гарантированы государством [7]. Постановлением Правительства РФ № 505 в июле 2001 г. были утверждены правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. На их базе с апреля 2003 года были утверждены правила оказания платных образовательных услуг для государственных учреждений высшего образования, которые действовали до августа 2013 года [5]. В соответствии с ними, платные образовательные услуги также, как и по

порядку предусмотренному типовым положением, должны были осуществляться государственными учреждениями высшего образования, сверх финансируемых за счет средств бюджетов заданий по приему обучающихся. Кроме этого, требования предъявляемые к оказанию таких образовательных услуг, могли предусматриваться по соглашению сторон, и не могли быть ниже тех, что предусмотрены государственными образовательными стандартами, но могли их превышать, что не практиковалось. Исполнители (государственные учреждения высшего образования) не вправе были отказать потребителям в заключении договоров при условии, что у них имеется такая возможность, а обязаны в обязательном порядке заключить договор на запрашиваемую потребителем образовательную услугу [9]. Затем вступивший в силу в 2013 году Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" отменил Федеральный закон "Об образовании" 1992 года, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" № 125-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 505, тем самым изменив порядок формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг [5]. В соответствии этим с законом, государственные учреждения, для того, чтобы оказывать платные образовательные услуги, должны предусмотреть их в учредительных документах, а именно в уставах. Такое условие было предусмотрено и в законе "Об образовании" 1992 года [2]. Также платные образовательные услуги должны включаться в утверждаемый руководителем учреждения план финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, чтобы запланировать сумму от их предполагаемого оказания, необходимо утвердить стоимость услуги, что возможно с помощью принятия локального нормативного акта и утверждения руководителем учреждения. Принципиальное условие, которое не поменялось с момента появления платных образовательных услуг, в том что, такие услуги нельзя оказывать для обучающихся вместо бесплатных, так как они финансируются из бюджета. Практически все государственные учреждения высшего образования в Российской Федерации по уроню принадлежности являются федеральными, за исключением ряда муниципальных и краевых, это означает, что финансовые ресурсы на цели финансирования бюджетных мест поступают из федерального бюджета и предусматриваются федеральным законом "О федеральном бюджете на ...год".

После принятия Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" изменившего порядок формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг, постановлением Правительства Российской Федерации №706 были утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг, которые вступили в силу 1 сентября 2013 года и действуют в настоящее время. В соответствии с ними, понятие, "платные образовательные услуги", трактуется как осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение. В договоре в обязательном порядке отражается полная стоимость оказываемых образовательных услуг и порядок их оплаты [11]. Как правило договор заключается между физическим лицом (обычно это родители обучаемых) и государственным учреждением высшего образования в лице его руководителя (ректора учреждения).

Политика в отношении ценообразования также несколько изменилась. Государственные учреждения высшего образования получили право снижать стоимость платных образовательных услуг за счет собственных средств. Для этого государственные учреждения самостоятельно принимают локальные нормативные акты, где перечисляются основания снижения стоимости. Порядок снижения стоимости образовательной услуги предусмотренный локальным актом также должен быть доведен до сведения заказчиков и обучающихся. Пример снижения стоимости за свой счет, это предоставление скидок по оплате обучения студентам по результатам их успеваемости [11].

Что касается поднимаемой проблематики в настоящей публикации, то установление ограничений по минимальной стоимости обучения по платным образовательным услугам оказываемым по договорам внедряются с конца 2010 года. В декабре 2010 года Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден порядок определения платы по услугам оказываемым сверх государственного задания по договорам для физических и юридических лиц по основным видам деятельности в отношении государственных учреждений высшего образования находящихся в его ведении, предусматривающий ограничительный механизм. Суть его в том, что устанавливается минимальная планка стоимости на единицу оказания платной образовательной услуги. В соответствии с ним государственные учреждения высшего образования, самостоятельно утверждают размер платы, но не ниже величины финансового обеспечения таких же услуг (норматива финансирования) в рамках выполнения государственного задания, без учета расходов на стипендии, выплат в целях материального и социального обеспечения детей-сирот [12]. Тем самым с помощью этого инструмента управления, органом власти, по нашему мнению ограничивается ценовая конкуренция на рынке образовательных услуг между государственными учреждениями высшего образования. В результате таких ограничительных действий со временем количество учреждений высшего образования стало снижаться, что подтверждают данные по изменению их количества с момента его внедрения до 2018 года представленные далее по тексту в таблице 1. Возможность отклонения от минимальной планки, в первой редакции правил, была предусмотрена только по отдельным платным услугам разового характера, которые по важности поступления финансовых ресурсов не могут быть основой финансового обеспечения государственных учреждений высшего образования [12].

В августе 2015 года в этот порядок были внесены изменения, применяемые с сентября этого же года, которые сохранили ограничительный механизм. Была предусмотрена возможность применять для установления стоимости по платным образовательным услугам относящимся к основным, новые, ранее не применявшиеся методы, но только в отношении ведомственного перечня услуг. Кроме нормативного метода, введенного в си-

стему образовании с 1992 года появилась возможность применять структурные, экспертные методы, а также вести расчеты расходов с помощью калькуляции соответствующих затрат для расчета стоимости образовательной услуги. Метод простой калькуляции затрат как правило применяется по тем расходам, где метод нормирования не может быть применен. Известен как метод прямого счета. С 1 января 2016 года правилами было предусмотрено понижение минимальной планки, с помощью привязки минимальной стоимости платных образовательных услуг к величине базовых нормативных затрат, а не величине нормативных затрат на услугу, как это было предусмотрено ранее [13, 16].

В 2017 году в порядок определения платы по договорным услугам были внесены изменения, в соответствии с которыми, размер платы по образовательным программам высшего образования устанавливается на основании решения ученых советов государственных учреждений высшего образования, а минимальная планка ограничений на минимальные размеры увеличилась, так как применяется с учетом, действующих коэффициентов выравнивания, применяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, но без учета корректирующих коэффициентов используемых в Методике этого министерства [15]. К корректирующим коэффициентам не подлежащие учету, и которые не влияют на минимальную планку относятся три группы коэффициентов: коэффициенты отражающие достижение целевых показателей эффективности деятельности ведущего вуза, коэффициенты отражающие особенности реализации государственной услуги в отношении студентов-инвалидов и детей-инвалидов и коэффициенты отражающие специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами-инвалидами и детьми-инвалидами [14].

На сегодняшний день, действующий закон "Об образовании в Российской Федерации" от 2012 года также как и закон 1992 года, предусматривает возможности оказания платных образовательных услуг государственными учреждениям высшего образования по договорам. При условии, что договора заключены в простой письменной форме, в них указана полная стоимость и порядок их оплаты [Ст. 54, 6]. В законе отсутствует прямое требование указывать перечень платных услуг в уставе образовательных организаций, так такое требование предусматривается порядком утверждения уставов для государственных учреждений.

По правилам в уставе должен быть предусмотрен перечень возможных платных образовательных услуг. В порядке формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг предусмотренных законом присутствует требование о том чтобы информация о таких услугах должна быть размещена на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет" [Ст. 29, 6].

Условия оказания услуг с оплатой стоимости обучения (платных услуг), учреждения образования определяют самостоятельно, с помощью принятия локальных актов их отражающих, как по дополнительным, так и по основным образовательным программам [Ст. 55, 6]. Одним из важных условий их оказания, остается требование не замещать платные образовательные услуги, услугами финансируемыми из бюджета (бесплатными для обучающихся) [Ст. 101, 6].

В результате проведенного нами анализа трансформации порядка формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг государственных учреждений высшего образования в период с 1993 по 2020 годы, по нашему мнению можно отметить четыре этапа или временного периода корректировки и изменения этого порядка, которые отражают его изменения, рисунок 1.

Рисунок 1 - Основные этапы изменения порядка формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг государственных учреждений высшего образования

Оценить влияние изменений порядка формирования финансовых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг, помогают статистические данные по изменению количества учреждений высшего образования за период с начала 90-х годов по 2018 год, таблица 1, [18].

Таблица 1 - Данные по количеству учреждений высшего образования с 1991 по 2018 гг.

в Российской Федерации [18]

Количество учреждений высшего образования в России, год всего в том числе государственных и муниципальных

1991 519 519

2000 965 607

2010 1115 653

2014 938 567

2018 662 484

По данным на 2019 год из доклада Президента Российского Союза ректоров, ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика В. А. Садовничего, опубликованного на портале федеральных государственных образовательных стандартов, в 2018 году в Российской Федерации насчитывалось 484 государственных и муниципальных учреждений высшего образования [18]. Большинство из анализируемых учреждений высшего образования по ведомственной принадлежности являются государственными, а из государственных учреждений по организационно-правовой форме почти все относится к федеральным бюджетным учреждениям [21].

В период с 2010 года (год начала внедрения стоимостных ограничений) по 2018 год количество учреждений высшего образования сократилось почти вдвое, а государственных на четверть от максимального количества с 2010 года. Количество учреждений высшего образования с 2014 г. по 2017 г. сократилось на 276, или на 29,5 % в относительном выражении, то есть за 4 года сократилось на треть, а количество государственных и муниципальных учреждений за этот же период сократилось на 83, или на 14,6 %.

Начало снижения количества учреждений высшего образования наблюдается с 2010 года, когда их количество достигло максимума с 1991 года. Анализ данных по изменению количества учреждений вместе с филиалами, представленных в этом же докладе, демонстрирует еще более яркую картину по снижению количества высших учебных заведений в Российской Федерации. Количество учреждений высшего образования вместе с филиалами в Российской Федерации сократилось с 2268 до 1171, почти в два раза, а количество их филиалов сократилось со 1330 до 509, что более чем в два раза, или на 72% [18]. По данным Росстата на начало 2018/2019 учебного года количество учреждений высшего образования насчитывалось 741 [19]. По данным краткого статистического сборника Высшей школы экономики опубликованном на их официальном портале, на начало 2016/2017 учебного года, количество организаций высшего образования составляло 818, из них государственных и муниципальных 502 организации (на этот учебный год количественные данные даны с вместе научными организациями реализующими программы магистратуры поэтому цифра больше, чем в других источниках) [20]. Приведенные выше данные по изменению количества учреждений высшего образования и их филиалов в динамике с 1991 по 2018 годы подтверждают гипотезу, что в действующем порядке формирования финансовых ресурсов по платным образовательным услугам имеются нерешенные вопросы и противоречия.

На снижение общего количества государственных учреждений высшего образования повлияло множество факторов, и одним из них, по нашему мнению является фактор ограничения ценовой конкуренции между ними. Ограничение конкуренции происходит с помощью снижения количества предложения образовательных услуг на рынке, в том числе и с помощью сокращения количества государственных учреждений высшего образования, что наглядно демонстрируют данные статистики приведенные выше в таблице.

Таким образом по нашему мнению один из важных факторов влияющих на снижение количества государственных учреждений высшего образования, количественного предложения услуг оказываемых по договорам, количества поступающих и обучающихся в них студентов, является ограничительный механизм, присутствующий в действующем порядке формирования финансовых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг, который требует изменения. Ограничительный механизм государственного регулирования, по нашему мнению, направлен на снижение ценовой конкуренции между государственными учреждениями высшего образования и представляет собой противоречие между ценовыми и неценовыми методами конкурентной борьбы в условиях рынка. В одном из исследований в области государственного регулирования также отмечается, что государственное регулирование, как правило замедляет процесс реализации инновационных идей [22].

В ближайшем будущем Россию ожидают серьёзные изменения в Конституции Российской Федерации предложенные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, что несомненно повлечет и изменения в органах управления системой образования и повлияет на порядок формирования финансовых ресурсов за счет платных образовательных услуг (из внебюджетных источников), на стоимость образовательных услуг и соответственно на их количество и качество.

Заключение. Во-первых. В порядке формирования финансовых ресурсов государственных учреждений высшего образования за счет платных образовательных услуг (внебюджетных средств) существуют нерешен-

ные вопросы и противоречия обусловленные факторами внешней и внутренней среды. Во -вторых. Изменение законодательства привело к сокращению ряда гарантий в сфере высшего образования, в частности отмены освобождения от налогов организаций образования. В-третьих. Поступления финансовых ресурсов от оказания платных образовательных услуг в государственных учреждениях высшего образования по действующему в настоящее время порядку, связано с поступлениями и порядком предоставления средств из бюджета на выполнение государственных заданий. В-четвертых. Стоимость платных образовательных услуг оказываемых государственными учреждениями высшего образования по действующему правилу установленному органом управления системой высшего образования ограничена минимальной планкой и привязана к базовому нормативу финансирования аналогичных услуг из федерального бюджета. В-пятых. По нашему мнению одно из важнейших направлений разрешения вопросов и противоречий для совершенствования действующего порядка формирования финансовых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг в государственных учреждениях высшего образования, это постепенное снижение и отмена ограничений по минимальной стоимости платных образовательных услуг прежде всего для учреждений регионального уровня. Развитие этого направления совершенствования позволит в будущем государственным учреждениям высшего образования быть более конкурентными на рынке образовательных услуг, поможет стимулировать привлечение в систему высшего образования дополнительных финансовых ресурсов за счет увеличения количества оказываемых образовательных услуг и снижения их стоимости. Реализация таких рекомендаций позволит сделать образовательные услуги более доступными для населения и преодолеть стагнацию в данной области.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Российская газета, № 237, 25.12.93.

2. Об образовании : закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Российская газета, № 172, 31.07.1992.

3. Об образовании : закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (редакция от 13.01.1996) // Российская газета, № 13, 23.01.1996.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ (редакция от 03.12.2011) // Российская газета, № 278, 09.12.2011.

5. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

6. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 27 декабря 2019 г. (действующая редакция с 01.08.2020). URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 01.02.2020).

7. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 //Российская газета, № 80-81, 25.04.2001 (Постановление).

8. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования : постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 3016.

9. О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 : постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 181 // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 14 ст. 1281.

10. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания : постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 28 ст. 4226.

11. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг : постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 //Российская газета от 23 августа 2013 г. № 187.

12. Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898 // Российская газета от 14 января 2011 г. № 5.

13. О внесении изменений в Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898 : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2015 г. № 818 URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11082015-n-818 // (дата обращения 01.02.2020).

14. О внесении изменений в Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898 : приказ Министерства обра-

зования и науки Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 452. URL: // https://rg.ru/2017/06/16/minobr-prikaz452-site-dok.html/ (дата обращения 01.02.2020).

15. О Методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-30102015-n-1272/ (дата обращения 01.02.2020).

16. О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № АП-465/18. URL: http://www.dpo-edu.ru (дата обращения 01.02.2020).

17. Высшие учебные заведения (на начало учебного года) Всего. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttype=2&Field=All. (дата обращения 01.02.2020).

18. Количество высших учебных заведений в России. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/akkred/Sadov.pdf (дата обращения 01.02.2020).

19. Высшее образование. URL: https: rosinfostat.ru/uroven-obrazovaniya/#i-6 (дата обращения 01.02.2020).

20. Образование в цифрах: 2018. URL: https: www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf (дата обращения 01.02.2020).

21. Титов С. Р. Общая теория финансов некоммерческих организаций: учебное пособие. Хабаровск : Изд-во Тихо-ок. гос. ун-та, 2019. 96 с.

22. Шкуратова М.В. Инновационная динамика российской высшей школы // ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ЗНАНИИ Всероссийский журнал № 26 (6) 2018 ноябрь-декабрь, С. 320-324.

23. Глечикова Т.О. Концептуальная модель формирования экономической стратегии развития вуза // ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ЗНАНИИ Всероссийский журнал № 25 (2) 2018 март-апрель, С. 102-106.

24. С. Левчаев П.А. Модель организации финансов предприятия в системном подходе научного исследования // ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ЗНАНИИ Всероссийский журнал № 25 (2) 2018 март-апрель, С. 275-282.

Sources:

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) // Rossiyskaya Gazeta, No. 237, 25.12.93.

2. On education: the law of the Russian Federation dated July 10, 1992 No. 3266-1 // Russian newspaper, No. 172, 07/31/1992 // Rossiyskaya Gazeta, No. 172, 31.07.1992.

3. On education: the law of the Russian Federation of 10.07.1992 No. 3266-1 (edition of 01/13/1996) // Rossiyskaya Gazeta, No. 13, 01/23/1996.

4. On higher and postgraduate professional education: Federal Law of the Russian Federation of 08.22.1996 No. 125-ФЗ (edition of 03.12.2011) // Rossiyskaya Gazeta, No. 278, 12/9/2011.

5. On Education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL // Collection of Legislation of the Russian Federation of December 31, 2012 No. 53 (Part I) Art. 7598.

6. On education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-ФЗ as amended on December 27, 2019 (the current version is from 01.08.2020). URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (accessed date 02/01/2020).

7. On approval of the Model Regulation on an educational institution of higher professional education (higher education institution) of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of 05.04.2001 No. 264 // Rossiyskaya Gazeta, No. 80-81, 04.25.2001 (Resolution).

8. On approval of the Rules for the provision of paid educational services in the field of preschool and general education: Decree of the Government of the Russian Federation of July 5, 2001 No. 505 // Collection of legislation of the Russian Federation of July 16, 2001 No. 29 of Art. 3016

9. On amendments and additions to the Decree of the Government of the Russian Federation of July 5, 2001 No. 505: Decree of the Government of the Russian Federation of April 1, 2003 No. 181 // Meeting of the legislation of the Russian Federation of April 7, 2003 No. 14 of Art. 1281.

10. On the procedure for the formation of a state assignment for the provision of public services (performance of work) in relation to federal state institutions and financial support for the fulfillment of a state assignment: Resolution of the Government of the Russian Federation of June 26, 2015 No. 640 // Meeting of the legislation of the Russian Federation of July 13, 2015 28 tbsp. 4226.

11. On approval of the Rules for the provision of paid educational services: Decree of the Government of the Russian Federation of August 15, 2013 No. 706 // Russian newspaper of August 23, 2013 No. 187.

12. On approval of the Procedure for determining fees for individuals and legal entities for services (work) related to the main activities of federal budgetary institutions under the jurisdiction of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, rendered by them in excess of the established state assignment, as well as in cases determined by federal laws , within the limits of the established state task: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 20, 2010 No. 1898 // Russian newspaper of January 14, 2011 Number 5.

13. On amendments to the Procedure for determining fees for individuals and legal entities for services (work) related to the main activities of federal budgetary institutions under the authority of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, rendered by them in excess of the established state task, as well as in cases specified federal laws, within the limits of the established state task, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 20, 2010 No. 1898: order Mini terstva of Education and Science of the Russian Federation dated August 11, 2015 № 818 URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-11082015-n-818/ (accessed date 02/01/2020).

14. On amendments to the Procedure for determining fees for individuals and legal entities for services (work) related to the main activities of federal budgetary institutions under the authority of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, rendered by them in excess of the established state task, as well as in cases specified federal laws, within the limits of the established state task, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 20, 2010 No. 1898: order Mini terstva of Education and Science of the Russian Federation dated May 23, 2017 № 452. URL: https://rg.ru/2017/06/16/minobr-prikaz452-site-dok.html/ (accessed date 02/01/2020).

15. About the Methodology for determining the normative costs for the provision of public services for the implementation of higher education educational programs in the specialties (areas of training) and enlarged groups of specialties (areas of training): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 30, 2015 No. 1272. URL: http: //www.pravo.gov.ru/ (accessed date 02/01/2020).

16. On the formation of the cost of paid educational services for the implementation of educational programs of higher education and secondary vocational education: letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 30.03.2016 No. AP-465/18. URL: http://www.dpo-edu.ru (accessed date 02/01/2020).

17. Higher education institutions (at the beginning of the school year) Total. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttype=2&Field=All (accessed 01.02.2020).

18. Number of higher education institutions in Russia. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/akkred/Sadov.pdf (accessed date 02/01/2020).

19. Higher education. URL: https: rosinfostat.ru/uroven-obrazovaniya/#i-6 (accessed date 02/01/2020).

20. Education in numbers: 2018. URL: https: www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf (accessed date 02/01/2020).

21. Titov S. R. General theory of finance of non-profit organizations: a training manual / S. R. Titov. Khabarovsk: Publishing Pacific state University, 2019 .-- 96 p.

22. Shkuratova M.V. Innovative dynamics of Russian higher education // VESTNIK OF THE ACADEMY OF KNOWLEDGE All-Russian Journal No. 26 (6) 2018 November-December, pp. 320-324.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Glechikova T.O. Conceptual model of the formation of the economic strategy for the development of the university // VESTNIK OF THE ACADEMY OF KNOWLEDGE All-Russian Journal No. 25 (2) 2018 March-April, pp. 102-106.

24. Levchayev P.A. Model of organization of enterprise finance in the system approach scientific research// VESTNIK OF THE ACADEMY OF KNOWLEDGE All-Russian Journal No. 25 (2) 2018 March-April, pp. 275-282.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00065

И.Х. Тхамадокова - кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов ФГБОУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ, mbc_@mail.ru,

I.Kh. Thamadokova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of public Finance of the «Financial University under the government of the Russian Federation»;

А.И. Хамхоев - старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,

A.I. Khamkhoev - senior lecturer at the Department of Taxes and taxation, Ingush state University».

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ КАК НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ FISCAL FEDERALISM AS A FISCAL RELATIONSHIP BETWEEN AUTHORITIES AT ALL LEVELS

Аннотация. Радикальные изменения последних десятилетий в политической, социально-экономической и демографической жизни Российской Федерации сопровождались существенным расслоением общества. Более трети населения страны оказалось за чертой бедности.

Одной из причин такого положения является отсутствие надлежащего управления на уровне регионов, позволяющего максимально задействовать организационные резервы с целью мотивации качественных преобразований в социально-экономической системе, важным элементом коей выступает налоговая система.

Эксперты отмечают, что, несмотря на непрерывные изменения нормативно-правовых актов, законодательство касательно регулирования проблем налогообложения физических лиц все еще несовершенно и не соответствует требованиям сегодняшних реалий.

Уровень налогообложения доходов прямо пропорционально зависит от уровня доходов населения, активизации его деятельности на рынке услуг.

Анализ специальной литературы по проблемам развития налоговой системы Российской Федерации позволяет говорить, что необходимо выстроить современную эффективную систему налогообложения, учитывающую интересы всех участников налоговых отношений. Уровень развития общества характеризуется, в том числе, и наличием отлаженного механизма взимания налогов и сборов, способного обеспечить надлежащую реализацию государственных функций и удовлетворять материальные и нематериальные интересы налогоплательщиков.

Все вышеизложенное говорит о необходимости формирования целостной концепции социально ориентированной региональной налоговой политики.

Annotation. Radical changes in the political, socio-economic and demographic life of the Russian Federation in recent decades have been accompanied by a significant stratification of society. More than a third of the country's population was below the poverty line.

One of the reasons for this situation is the lack of proper management at the regional level, which allows the maximum use of organizational reserves in order to motivate qualitative changes in the socio-economic system, an important element of which is the tax system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.