Научная статья на тему 'Федеральная национально-культурная автономия татар России на рубеже XX XXI веков'

Федеральная национально-культурная автономия татар России на рубеже XX XXI веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ НАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ ТАТАР РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАТАР / СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / TATAR NATION / THE FEDERAL NATIONAL AND CULTURAL AUTONOMY OF TATARS / TATAR NATIONAL AND CULTURAL ORGANIZATIONS / SOVEREIGN DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уразаев Ф. Я.

Статья посвящена Федеральной национально-культурной автономии татар России. В ней освещена деятельность национально-культурных организации татар в евразийских регионах, где компактно проживают представители татарской нации. В работе особое внимание уделяется анализу перспектив развития этих общественных учреждений в условиях утверждения в России так называемой «суверенной демократии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL NATIONALAND CULTURALAUTONOMY OF TATARS IN RUSSIA in XX-XXI century

This article is about the Federal national and cultural autonomy of Tatars in Russia. There is analysed activity of Tatar national and cultural organizations in Eurasian regions, where representatives of Tatar nation live compactly. Special attention is paid to the analysis of prospects of development these public organizations in Russia, because of so-called Russian «sovereign democracy».

Текст научной работы на тему «Федеральная национально-культурная автономия татар России на рубеже XX XXI веков»

♦-

Палаты Эстонии, Литвы, Польши, Армении, а также Бессарабии на территории Румынии (всего - 8) использовали континентальную модель с обязательным членством, которая лежала также и в основе закона Временного правительства России от 6 октября 1917 г. Все они в сложном времени первой половины XX в. были ликвидированы, и только одна из них - Торговая палата Гельсингфорса (Хельсинки) - действует до настоящего времени.

1. Вестник Русско-Чехословацкой торгово-промышленной палаты Уральского края. 1919. № 1.

2. Довнар-Запольский М. Организация торговли // Белорусское эхо. 1918. № 1. 30 (17) мая.

3. Закон Дальневосточной Республики «Об установлении Положения о торгово-промышленных палатах» // Собр. узакон. и расп. Правительства ДВР 1921. Вып. 7. 28 ноября. С. 380 - 386.

4. История Торгово-промышленной палаты // URL: http:// www.koda.ee/?id=1446

5. История ТПП Латвии // URL: http://www.chamber.lv/pub/ index.php?id=53

6. Крапивин С. Грамота-3 с картинками марта 1918-го// Экспресс-новости. 21.03.2008 // URL: http://www.express-news.by/3209.html

7. Кукса А.Н. Белорусско-украинские дипломатические контакты (январь-декабрь 1918 г.) // Журнал международного права и международных отношений. 2006. № 1.

8. Национальный архив Молдавской Республики. Ф. 1917. Ф.1803. Ф.1778. Ф.1928. Ф.1777.

9. Постановление Временного правительства «Об учреждении торгово-промышленных палат» // Собр. узак. и расп. Правительствующего Сената. 1917. № 278. С. 2018.

10. Постановление Совета министров Верховного правителя А.В. Колчака от 28 марта 1919 года «О Временных торгово-промышленных палатах»// ГАРФ. Ф. Р-199. Оп. 8. Д.163. Л.6-7.

11. Торговля России с Востоком. 1924. № 5 - 6 (9 - 10).

12. Цолакян В. Торгово-промышленная палата Первой Республики Армения// Вестник архивов Армении. 2005. № 2 (106). С. 197 - 200.

13. Chamber of Commerce, Industry and Crafts// URL: http:// www.chambers.lt/en/rumai/istorija.htm

14. Helsinki Region Chamber of Commerce at Your Service // URL: http://www.helsinki.chamber.fi/index.phtml7Nen

15. History of economic self-government in Poland// URL: http:/ /www.dig.wroc.pl/en/104/

УДК 327(470.41)

Ф.Я. Уразаев,

сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии татар, член бюро Исполкома Всемирного конгресса татар

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ

АВТОНОМИЯ ТАТАР РОССИИ на рубеже XX - XXI веков

Последнее десятилетие XX в. характеризуется пробуждением национального самосознания больших и малых народов России. Особенно бурный рост переживали те этнические общности, которые имели в прошлом свою национальную государственность. К таковым в полной мере относится и татарский этнос - второй по численности народ России. Этническая история татар уходит своими корнями в глубокую древность, в геополитическом плане она всегда была связана с евразийской общностью. Дисперсное расселение татар по всему евразийскому пространству тому яркое свидетельство.

Историческая память о «единой и неделимой общетатарской родине» у татар всегда присутствовала на генетическом уровне. Сегодня она составляет основу ее коллективного бессознательного. Поэтому татары, независимо от места проживания, социального положения, политических взглядов и духовно-нравственных воззрений, сильны идеей этнического суверенитета и духовной целостности. Возникновение в 1920 г. татарского национально-государственного образования в форме татарской территориальной автономии - далеко не случайное явление. Это результат многовековой борьбы татарского народа за свою национальную государственность.

В конце XX в. начало этнополитической и этнокультурной суверенизации заложила Декларация о государственном суверенитете ТССР от 30 августа 1990 г Она поистине стала новым этапом возрождения татарской государственности и духовной культуры. Всемирный конгресс татар, собравший 19 - 22 июня 1992 г. в Казани представителей татарского населения почти всех континентов, продемонстрировал поддержку идеи этнокультурного единения и разностороннего сотрудничества татар всего мира, обозначил ближайшую цель и определил перспективу саморазвития татарского народа как единой этнополитической и этнокультурной общности.

Эти идеи получили закрепление и на страницах новой Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 г. Статья 61 Конституции

Республики Татарстан гласит: «Республика Татарстан -суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения» [2, с. 1 - 2].

Договор между Президентами Российской Федерации и Республики Татарстан, как новый законодательный акт стал качественно новым механизмом этносоциального и духовного развития татарского народа России.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии», принятый 22 мая 1996 г Государственной Думой Российской Федерации, определил правовые основы формирования национально-культурных автономий в Российской Федерации. На сегодняшний день в РФ по своей структуре самым разветвленным является Федеральная национально-культурная автономия татар России (ФНКАТ) [1, с. 2], имеющая в своем составе 25 региональных автономий, которые объединяют более 150 местных автономий.

Легитимное развитие идей гражданства в Российской Федерации позволило выстроить правовые взаимоотношения государства и гражданина по принципу: «гражданин-налогоплательщик равен государству-защитнику социальных, экономических и культурных прав человека». Этот принцип являлся своеобразным договором между человеком, претендующим на гражданство, и государством, получающим от гражданина легитимность для своей деятельности. Со стороны первого вроде бы все условия договора выполнялись (оплата налогов, легитимизация власти через участие в выборах, в механизмах самоорганизаций и т.п.). Однако здесь возникает вопрос: как выполняют свои обязательства по отношению гражданину государственные структуры?

В этом плане интересны точки зрения самих граждан, которые являются активными участниками и членами различных национально-культурных автономий. Так, председатель чечено-ингушской культуры «Даймохк» («Отчизна») А. Апаев относительно взаимодействия между государством и этническими и культурными обществами заметил: «Я не вижу перспектив развития национальных общественных объединений. Не потому, что они потеряли свою актуальность и значимость. А потому, что власти теряют к ним интерес, как к органам, доставляющим им определенные хлопоты» [3, с. 2 - 3].

Другой участник, председатель совета Московской РНКА корейцев Е. Цой высказалась о том, что «при разумном отношении к национальному движению со стороны правительства России у национально-культурной автономии перспективы большие для дальнейшего развития» [3, с. 3 - 4].

В то же время, председатель совета Московской РНКА ассирийцев А. Битхамов обратил свое внимание на то, что «закон очень хорош, задумано все правильно. Но реальная жизнь показала, что главный тормоз работы национально-культурной автономии - это отсутствие постоянной материальной поддержки» [3, с. 4].

Председатель Общества татарской культуры «Туган тел» («Родной язык») Р. Галимов подверг резкой критике политику российских властей по отношению национал ьно-культурных автономий. По его мнению, «национально-культурные автономии образованы для обмана международного и общественного мнения. Пока не восторжествует толерантность, искусственно созданные национально-культурные автономии ничего не смогут добиться» [3, с. 2].

Отсутствие перспективы по данному вопросу председатель Совета РОО «Арарат» Э. Долбакян объясняет следующим образом: «На федеральном уровне в большинстве регионов и практически везде на местном уровне отсутствуют постулированные законом консультативные или иные совещательные органы, включающие в себя представителей соответствующих национально-культурных автономий» [3, с. 3].

Решение этого вопроса председатель Армянской НКА г Москвы М. Айвазян видит в следующем: «Чтобы обеспечить не формальное, а реальное представительство руководства национально-культурной автономии, его легитимность, нужно пойти дальше того, что записано в законе. Необходимо организовывать представительные выборы руководящих органов национально-культурной автономии, обеспечив тем самым правовую легитимность перед государством» [3, с. 4].

Все эти критические замечания и пожелания, естественно, осознавались как насущные проблемы и Федеральной НКА татар. Но в отличие от других НКА федеральная автономия татар выработала свои приоритетные направления деятельности. К таковым относятся следующее:

- взаимодействовать с государственными органами в местах компактного проживания татар;

- на основе консолидации татарского народа содействовать обеспечению стабильности в Российской Федерации;

- через возрождение татарского мира обеспечить внутреннюю безопасность Федерации.

В этнокультурном сближении представителей татарского народа, проживающих за пределами Татарстана, немаловажную роль сыграли массовые культурные десанты татарстанцев, в ходе которых в регионах устраивались концерты татарской музыки и пения, спектакли, народные гуляния и т.п. Самым выигрышным в этой работе оказалось проведение Сабантуев. Основанием для такой работы являлось «Соглашение между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Исполкомом Всемирного конгресса татар, Советом Федеральной национально-культурной автономии татар России о принципах взаимодействия по работе с регионами компактного проживания татар в области экономики, науки и культуры» (от 4 июня 1999 г.) [4, с. 1 - 3].

Однако главный вопрос - «Почему же в России на государственном уровне отсутствует необходимая поддержка системы национально-культурных автономий?» - по сей день остается открытым.

По мнению руководителя Оренбургского областного комитета по межнациональным отношениям В. Амелина, «участие в управлении, доступ к власти этнических групп - важнейший залог стабильности в стране, это гарантия межнационального согласия в многоэт-ничном регионе» [3, с. 2]. По мнению автора, со стороны государственных структур должен быть отработан механизм, который бы позволил этническим обществам выступать ни в роли просителя, а стать полноправным участником в государственном управлении.

В то же время президент Всероссийского татарского культурно-просветительского центра Ф. Юсупов свое видение проблемы излагает следующим образом: «Я был и остаюсь противником каких бы то ни было законов о национально-культурных автономиях. Мое мнение: если мы все равноправные граждане Российской Федерации, если конституция - это действующий закон,

♦-

то само государство должно создать для всех народов одинаковые условия для развития языка, истории, культуры» [3, с. 4]. В его высказываниях звучит обвинение в отчужденности государства от основных прав и свобод человека и гражданина.

В комментариях к Конституции Российской Федерации, выпущенных центром конституционных исследований Московского общественного научного фонда под руководством В. Четвернина, эта проблема отражена следующим образом: «Неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической» [5, с. 24].

Таким образом, невыполнение основных прав и свобод граждан на территории Российской Федерации, закрепленных в Конституции РФ (1993 г), является показателем того, что в Российской Федерации

существуют отклонения от конституционных норм, права и свободы граждан не являются высшей ценностью. Все это, как и некогда, негативно отражается на деятельности многих национально-культурных автономий народов Российской Федерации, в том числе и ФНКАТ.

1. Закон «О национально-культурной автономии». М.,1996.

2. Конституция Республики Татарстан. Казань, 1992.

3. Лига нации. 2001. № 1.

4. Соглашение между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Исполкомом Всемирного конгресса татар, Советом Федеральной национально-культурной автономии татар о принципах взаимодействия по работе с регионами компактного проживания татар в области экономики, науки и культуры. Казань, 1999.

5. Четверин В.А. Комментарии к Конституции РФ // Центр конституционных исследовании Московского общественного фонда. М., 2002.

УДК 94(47)

РОССИ ИСКО-МОН ГОЛЬСКОЕ СОТРУДН ИЧ ЕСТВО в начале 1920-х годов (краткий исторический обзор)

Д.Б. Бурнинов,

аспирант кафедры истории, Российская экономическая академия Г.В. Плеханова

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

Сведения об Октябрьской революции 1917 г в России быстро распространились в Монголии. Большую роль в этом сыграла Монгольская народно-революционная партия, создание которой явилось решающим фактором в деле обеспечения победы антифеодальной революции в Монголии.

Временное народное правительство, созданное по инициативе МНРП, стало боевым органом вооруженного восстания и действовало как революционная власть народа на севере Монголии. Был создан и штаб партизанских войск во главе с Сухэ-Батором, который развернул боевую и политическую подготовку партизанских войск и организовал в марте 1920 г. наступление на Кяхту против китайских милитаристов. Освобождение Кяхты стало исторической победой монгольского народа, ознаменовавшей начало антифеодальной народной революции, привело к изгнанию из страны китайских захватчиков и создало условия для совместной с частями Красной Армии борьбы против белогвардейских войск барона Унгерна.

Уже в самом начале вторжения вооруженных формирований Унгерна в Монголию монгольское руководство обратилось к правительству Советской России с просьбой направить части Красной Армии для помощи монгольскому народу. Именно к этому времени относится оформление тесного военно-политического союза Советской России и революционной Монголии. Как отмечал Ю. Цеденбал, Военно-политический союз Советской России и революционной Монголии зародился в 1921 г. в ходе классовой битвы с империализмом и феодализмом. Вооруженные Силы Советской Республики оказали неоценимую интернациональную помощь монгольскому народу в борьбе с иноземными оккупантами и их союзниками - местными феодалами.

История этого союза началась еще в 1919 г, когда Япония попыталась создать под своим влиянием марионеточное правительство, так называемое правительство «Независимой Монголо-Бурятской Республики». Однако созданное атаманом Семеновым по указке японских империалистов правительство этого «государства» не было поддержано монголами и бурятами и вскоре распалось.

Созданное монгольскими революционерами Временное народное правительство 16 марта 1921 г. официально обратилось к Народному комиссариату иностранных дел Советской России за помощью в борьбе против белогвардейцев [1, с. 780]. Монгольская сторона обратилась одновременно к командованию Красной Армии о направлении частей в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.