УДК 321
Р.В.Кадыров
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ
В статье рассматривается специфика реализации национальной политики в отношении экстерритори-альных групп татар в Поволжье. Отмечается, что одним из принципов построения демократического государства является всесторонняя поддержка этнокультурного многообразия направленного на межэтническое и межконфессиональное согласие. Эти принципы заложены в основы национальной политики Российской Федерации, Республики Татарстан и субъектов федерации Приволжского федерального округа.
Ключевые слова: национально-культурная автономия, этнокультурное развитие, национальная политика, экстерриториальные группы татар, этнокультурное сообщество.
R.V.Kadyrov MECHANISMS OF REALIZATION OF NATIONAL POLICY AND PROSPECT OF ETHNOCULTURAL DEVE-LOPMENT OF TATARS OF THE VOLGA REGION
In article specifics of realization of national policy concerning exterritorial groups of Tatars in the Volga region are considered. It is noted that one of the principles of creation of the democratic state is full support of ethnocultural diversity directed on an interethnic and interfaith consent. These principles are put in fundamentals of national policy of the Russian Federation, the Republic of Tatarstan and subjects of federation of the Volga federal district.
Keywords: national and cultural autonomy, ethnocultural development, national policy, exterritorial groups of Tatars, ethnocultural community.
В настоящее время в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» указывается, что среди задач по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества является «поддержка деятельности национально-культурных автономий, как важное средство удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве» [4].
Традиционные формы духовности и этнокультуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного развития народов России являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны.
Эта цель направлена на дальнейшее развитие этнокультурного многообразия в Российской Федерации, которое является частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа.
Национальная политика в Российской Федерации реализуется по двум направлениям: с позиций федеральной и региональных властей. В отдельных случаях эти позиции могут не совпадать, т.к. интересы субъекта федерации или этнических групп могут отличаться от целей и интересов федеральной власти. На региональном уровне во взаимоотношениях этносов существует перекос в сторону отстаивания интересов титульного этноса с позиций региональной элиты, что находит непосредственное отражение в реализации национальной политики на местах [3, с. 88-90].
По мнению американского политолога Роберта Алан Даля - основоположника концепции плюралистической демократии, критерием эффективности национальной политики является самочувствие народа или этнической группы [1]. Нам кажется, это всего лишь общий и субъективный критерий. Поэтому мы выделили следующие признаки эффективности механизма реализации национальной политики:
- Отсутствие законодательно-правовых противоречий между федеральным и региональным центрами. Если на уровне федерального законодательства предоставляются равные права в сфере национально-культурного развития для всех этносов страны, то и на региональном уровне эти правовые нормы должны быть закреплены и реализованы для всех этносов, проживающих на территории субъекта федерации;
- Достаточное количество действующих центров национальных культур и общественных организаций, занимающихся этнокультурным развитием различных этнических групп, проживающих как на территориях национальных субъектов федерации, так и за их пределами, в рамках национально-культурных автономий;
- Объем бюджетных затрат на исполнение программ в рамках национальной политики позволяют решить поставленные задачи;
- Равные возможности изучения национальных языков, развития культуры и сохранения традиций;
- Участие в разработке национальной политики представителей различных национальностей и этнических
групп;
- Укрепление позиций национально-культурных автономий, проживающих за пределами национальных республик;
- Достижение целей и задач государственных программ, реализуемых в сфере межнациональных отношений;
- Политическая и социальная стабильность в регионе.
Указом Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 г. была принята Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан [5]. В документе определены приоритетные направления поддержки экстерриториальных групп татар.
В Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан указывается, что статус Татарстана позиционируется как исторический, духовный и этнокультурный центр всего татарского народа, кроме того, среди приоритетных направлений государственной национальной политики в Республике Татарстан является создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации татар.
Специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарстана сегодня проживает лишь менее 1/3 от общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления государственной национальной политики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная национальная политика в Республике Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего татарского народа.
В связи с вышесказанным, среди задач в сфере государственной национальной политики Республики Татарстан в отношении экстерриториальных групп татар является:
- создание условий, способствующих вовлечению представителей национальных сообществ в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющимися их исторической родиной;
- поддержка созданию национально-культурных центров в местах компактного проживания татар в Российской Федерации и за рубежом;
- содействие татарам, проживающим в Российской Федерации и за рубежом, в сохранении и развитии татарского языка;
- создание телевизионных программ на татарском языке для вещания на территориях компактного проживания татар;
- взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;
- содействие консолидации деятельности объединений татар в Российской Федерации и за рубежом по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
- установление Республикой Татарстан постоянных культурных и экономических связей с субъектами Российской Федерации и странами зарубежья, в которых проживают значительные группы татар;
- оказание поддержки татарам в Российской Федерации и за рубежом в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Татарстане.
Анализ вопросов современной этнополитики в отношении экстерриториальных групп татар, становления и развития института национально-культурной автономии на территориях компактного проживания татар в Поволжье имеет важное значения в вопросах механизмов реализации национальной политики. На примере рассматриваемых нами субъектов Российской Федерации и Приволжского Федерального округа - Нижегородской, Пензенской областей и Республики Мордовия - мы можем выделить современные тенденции и перспективы этнокультурного развития татар Поволжья.
Указанные субъекты федерации являются территориями компактного проживания татар. Так, по данным Всероссийской переписи населения за 2010 г., татар в Нижегородской области проживает 44103 человека, или 1,33 % от населения области, в Пензенской области - 86431 татарин (6, 24 %), в Республике Мордовия - 43392 чел. (5,2 %) [2].
Среди современных тенденций этнокультурного развития татар в этих регионах мы отмечаем следующие:
1. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Толерантное отношение к представителям других конфессий и этносов;
2. Развитие татарского языка и литературы. Согласно закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрен учет национальных и региональных особенностей в учебных планах и программах общеобразовательных школ [6];
3. Открытие НКА и центров татарской культуры. Большую работу по этнокультурному развитию татар Поволжья проводит Нижегородский центр татарской культуры «Туган як». Он регулярно проводит областные фестивали, Дни татарской культуры, праздники «Сабантуй», национальные спортивные состязания и турниры. В Пензенской области действуют региональная татарская национально-культурная автономия. В Мордовии действует татарская общественная организация - общество «Якташлар»;
4. Издание и выпуск национальных СМИ. В нижегородской области в г. Сергач издается газета «Туган як». Она издается на татарском языке и пользуется большим авторитетом у читателей далеко за пределами области. В Пензенской области издается газета «Арба» (на русском и татарском языках). С августа 1997 года татары Мордовии издают газету «Татарская газета».
Целенаправленная деятельность органов государственной и муниципальной власти по поддержке сохранения культуры и исторических традиций этносов, проживающих на территории Нижегородской, Пензенской областей и Республики Мордовия, способствует тому, что эти регионы характеризуются как политически и социально стабильные.
Таким образом, механизмы реализации национальной политики в отношении татар Поволжья имеют следующие особенности:
- Реализация этнокультурной политики в отношении экстерриториальных групп татар осуществляется по трем уровням: с позиции федеральных властей, с позиции субъектов федераций, с позиции Республики Татарстан как центра этнокультурного развития татар;
- Стратегия государственной национальной политики направлена на обеспечение этнокультурного и духовного развития народов России, что является важным фактором устойчивого развития страны. Этнокультурные сообщества являются институтами гражданского общества. Их функциональная деятельность по возрождению, сохранению, развитию культуры, а также взаимодействию с другими институтами гражданского общества есть залог существования самих этнических групп как культурной целостности;
- Приоритетными направлениями государственной национальной политики Республики Татарстан в отношении экстерриториальных групп татар являются создание условий для интеллектуальной и экономической консолидации, возрождение, сохранение, развитие и приумножение этнокультурного достояния всего татарского народа.
- Одним из главных принципов реализации национальной политики в субъектах федерации, способствующей этнокультурному развитию татар Приволжского федерального округа, является укрепление межнационального согласия. Этнокультурные сообщества решают не только языковые, этнокультурные или конфессиональные вопросы, но и экономические и политические проблемы нетитульного населения регионов Поволжья. Но все же важную роль этнокультурные сообщества татар играют в сохранении культуры, языка и традиций этнических групп татар.
Литература
1.Даль Р. О демократии // www.twirpx.com /file/135113/.
2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей // www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/ croc/results2. html
3. Морозова Н.М. Критерии оценки эффективности национальной политики / / Власть. - 2012. - № 5. - С.88-90.
4. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 2012. - 20 декабря.
5. Указ Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 г. № УП-695 «О Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан» // http://tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 189746.pdf
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovame-dok.html
1. Dal' R. O demokratii // www.twirpx.com/file/135113/.
2. Itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 goda v otnoshenii demograficheskih i social'no-jekonomicheskih harakteristik otdel'nyh nacional'nostej // www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/results2. html
3. Morozova N.M. Kriterii ocenki jeffektivnosti nacional'noj politiki // Vlast'. - 2012. - № 5. - S.88-90.
4. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrja 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Rossijskaja gazeta. -2012. - 20 dekabrja.
5. Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 26 ijulja 2013 g. № UP-695 «O Koncepcii gosudarstvennoj nacional'noj politiki v Respublike Tatarstan» // http://tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_189746.pdf
6. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html