Научная статья на тему 'Features of teaching history in art College'

Features of teaching history in art College Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИСТОРИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / COMPETENCES / HISTORY / TEACHING METHODOLOGY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Buranok D. Yu.

The article dwells upon the main issues and specifi c characteristics of teaching history to future designers and artists. It also gives the analysis of professional and general cultural competences development in History classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Features of teaching history in art College»

УДК 37.018:7.03

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ

FEATURES OF TEACHING HISTORY IN ART COLLEGE

© Д.Ю. Буранок

Самарское художественное училище имени К. С. Петрова-Водкина

(Россия, Самара)

© D. Yu. Buranok Samara Art College named after K.S. Petrov-Vodkin (Russia, Samara)

В статье рассмотрены основные проблемы и специфика преподавания истории у будущих дизайнеров и художников. Проанализирован процесс формирования профессиональных и общекультурных компетенций на занятиях по истории.

The article dwells upon the main issues and specific characteristics of teaching history to future designers and artists. It also gives the analysis of professional and general cultural competences development in History classes.

Ключевые слова: компетенции; история; методика преподавания; педагогика.

Keywords: competences; history; teaching methodology; pedagogy.

Преподавание истории в художественном училище имеет ряд особенностей. Во-первых, студенты, поступившие на 1 курс, теоретически обладают необходимым набором компетенций в рамках образовательного стандарта среднего общего образования по истории. Однако первые же занятия показывают, что для большей части аудитории необходимо не простое повторение пройденного в школе материала, а фактически новое прохождение ключевых элементов программы. Связано это, скорее всего, с непрофильным характером предмета «История» для дизайнеров и живописцев. Но «Образовательный стандарт основного общего образования по истории» [4] предполагает «освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности». Следовательно, необходимо в короткий срок в течение первого семестра обновить основные знания учащихся по истории.

Во-вторых, в процессе гуманизации (и гуманитаризации) российского образования видно, что при любом профиле и любой профессиональной направленности учащихся важнейшую роль играют личностно-ори-ентированные и общекультурные компетенции, формирующие творческий потенциал молодого специалиста. Представляется, что для дизайнеров и особенно живописцев такая компетенция, как историко-культурная, приобретает особо значение, т. к. учебные работы и их будущая профессиональная деятельность часто связаны с историей и литературой. И без базовых (а лучше углубленных) знаний в этих предметных областях невозможно становление будущего профессионала [2, с. 179-181].

Кроме того, для будущих живописцев и дизайнеров характерен несколько больший интерес к истории и общественно-политической ситуации современности, чем для их сверстников в целом. Поэтому гуманитарные дисциплины (и в особенно-

Особенности преподавания истории в художественном училище

сти история, обществознание и основы религиоведения) не просто интересны ученикам, а любопытны с практико-политической точки зрения: практически в любом событии прошлого учащиеся стремятся найти элементы, схожие с современностью.

В-третьих, совершенно особая роль в преподавании истории в художественном училище принадлежит такому элементу, как наглядный материал. Для учащихся это не только средство визуализации материала или погружения в эпоху, для них это еще и профессиональный интерес, с точки зрения композиции, техники выполнения работ, деталей изображенного (к примеру) на картинах костюма и интерьера. Поэтому наибольший интерес вызывают темы, посвященные развитию культуры, науки и искусства.

В-четвертых, отдельного упоминания заслуживает специфика такого вида работ, как контурные карты. Большинство учащихся превращают заполнение карты в настоящий творческий процесс, иногда, к сожалению, уделяя большее внимание цветам и формам стрелочек, чем историческим событиям, отраженным на карте. Поэтому задача преподавателя корректировать данный художественный интерес. Так же тесно связан с интересом учащихся такой элемент, как повышенная эмоциональность и сопереживание как историческим событиям, так и персоналиям [3, с. 109-114].

В-пятых, при работе с будущими дизайнерами и живописцами следует самое пристальное внимание уделять исследовательской компетенции, формирующейся через анализ исторических текстов. Структура методики работы по анализу исторических документов должна включать в себя следующие элементы: владение историческими терминами и понятиями, понимание

причинно-следственных связей, понимание специфики отражения исторической реальности в тексте, осознание сложной структуры и эволюции каждого текста. Это такой же базовый набор требований к развитию исследовательской компетенции, как и у других специальностей [1, с. 10-11].

Однако специфика художественного училища заключается не в методике источниковедческого анализа, а в принципах отбора текстов документов. Наибольший интерес (а следовательно, и вовлеченность в процесс анализа) вызывают тексты деятелей культуры, посвященные важнейшим историческим событиям. Данный «родной взгляд» позволяет будущим дизайнерам и живописцам не просто наиболее близко понять событие, но и прочувствовать его. А это, безусловно, способствует как развитию исследовательской компетенции, так и общему интересу к предмету.

Это тем более важно, что развитие способности анализировать исторические тексты, проводить сравнения и аналогии, а также делать из этого самостоятельные заключения и выводы повышает общий интеллектуальный уровень учащихся, что, несомненно, благоприятно скажется на их будущей деятельности, дав более широкий выбор вариантов для творчества и работы [5, с. 50-59].

Следовательно, особенности преподавания истории у будущих дизайнеров и живописцев обязывают преподавателя не только стремиться выполнить стандарт и программу, но и развивать профессиональные качества учащихся через работу с наглядным материалом, контурными картами и анализом исторических источников, интересных для обучаемых и способных открыть им новые горизонты в постижении выбранной профессии.

Д.Ю. Буранок

Литература

1. Аксенова Н.А. Развитие исследовательской компетентности у студентов-историков в связи с формированием понимания исторических текстов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Брянск, 2010. 24 с.

2. Зотова Т.А. Особенности формирования профессиональной компетенции у студентов-историков // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 179-181.

3. Зубанова С.Г. Коммуникативная компетенция в формировании профессиональной культуры студентов гуманитарного профиля // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 2. С. 109-114.

4. Образовательный стандарт основного общего образования по истории. URL : http:// www.school.edu.ru/dok_edu.asp?pg=2 (дата обращения: 22.11.2014).

5. Орлов А.А. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов-историков // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 50-59.

Сведения об авторе

Буранок Дарья Юльевна, преподаватель истории в Самарском художественном училище имени К. С. Петрова-Водкина.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. Комсомольская, 4а.

Телефон: 333-06-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.