Научная статья на тему 'Исторические предпосылки формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин'

Исторические предпосылки формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД / ПРЕДПОСЫЛКА / ИНФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЯ / COMPETENCE / METHOD / BACKGROUND / INFORMATION / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсаева М.М.

В статье представлен перечень формируемых общих компетенций у студентов колледжа, выделяются основные тенденции, подготовившие основу их формирования в процессе преподавания общественных дисциплин (на примере изучения истории); рассматриваются способы обучения истории в античный период и Средневековье, как предпосылки, подготовившие процессуальную и содержательную базу для формирования общих компетенций у студентов колледжей; делаются обобщения о динамике становления предпосылок к формированию разных компетенций и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL BACKGROUND OF GENERAL COMPETENCIES FORMATION WITH COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING SOCIAL SCIENCE

In the article the list of the general competences formed in college students is provided, the main tendencies which have prepared a basis for their formation in the course of teaching social studies are allocated (using the example of studying history); ways of teaching history during the antique period and the Middle Ages as the background which have prepared procedural and substantial base for formation of the general competences of colleges students are considered; conclusions about dynamics of formation of background to formation of different competences are made.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-20 УДК 37.026

Гайсаева Милана Магомедовна

Аспирант, Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: kaisa86@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье представлен перечень формируемых общих компетенций у студентов колледжа, выделяются основные тенденции, подготовившие основу их формирования в процессе преподавания общественных дисциплин (на примере изучения истории); рассматриваются способы обучения истории в античный период и Средневековье, как предпосылки, подготовившие процессуальную и содержательную базу для формирования общих компетенций у студентов колледжей; делаются обобщения о динамике становления предпосылок к формированию разных компетенций и др.

Ключевые слова. Компетенция, метод, предпосылка, информация, история._

© TaftcaeBa M.M., 2017

Gaysaeva Milana Magomedovna

Post graduate student, Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: kaisa86@mail.ru

HISTORICAL BACKGROUND OF GENERAL COMPETENCIES FORMATION WITH COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING SOCIAL SCIENCE

Abstract. In the article the list of the general competences formed in college students is provided, the main tendencies which have prepared a basis for their formation in the course of teaching social studies are allocated (using the example of studying history); ways of teaching history during the antique period and the Middle Ages as the background which have prepared procedural and substantial base for formation of the general competences of colleges students are considered; conclusions about dynamics of formation of background to formation of different competences are made.

Key words. Competence, method, background, information, history._

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по всем специальностям включает инвариантный перечень следующих общих компетенций:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Все эти компетенции согласно ФГОС СПО формируются в процессе целого ряда учебных дисциплин разных циклов, в том числе и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ), к числу которых относится история.

Для удобства исследования мы кратко назвали обозначенные общие компетенции соответственно: мотивационная (ОК 1), деятельностная (ОК 2), проблемная (ОК 3), информационная (ОК 4), информационно-технологическая (ОК 5), коммуникационная (ОК 6), организационная (ОК 7), компетенция самосовершенствования (ОК 8), инновационно-технологическая (ОК 9). Каждая из перечисленных компетенций обеспечивается необходимыми знаниями, умениями, опытом практической деятельности обучающихся. Для соблюдения принципа единства требований по отношению к обучающимся в целостном образовательном процессе возникает необходимость разработки общей для всех специальностей системы их формирования, опираясь на имеющийся в историко-педагогической практике опыт [3].

Анализ историко-педагогической, программно-методической, учебной литературы и других информационных источников позволил констатировать, что формирование общих компетенций у студентов колледжа в процессе изучения общественных дисциплин подготовлено рядом тенденций:

- развитием задач, содержания и способов изучения общественных дисциплин в системе общего и профессионального образования в филогенезе - на разных этапах развития общества;

- преемственностью ФГОС разных уровней образования;

- индивидуальным опытом обучающегося, обретенным им в процессе онтогенеза.

Как отмечают исследователи И.Г. Агапова, С.Ю. Бордовская, Е.Ю. Голохвастова,

Л. Д. Демиденко, С.Н. Ермакова, Н.В. Ёлгина, Т.Б. Захараш, Г.П. Каргаполова, Г.В. Куракова, В.В. Лузанов, С.Р. Маркулис, Р.Ф. Надякин, И.В. Новожилова, Д.С. При-ходова, С.В. Судакова, С. А. Титова, М.В. Черненко, А. А. Яворская в формировании общих компетенций ведущая роль отводится способам деятельности обучающихся. Однако вопрос о том, какие это должны быть способы, каковы предпосылки их становления и развития, не нашел отражения в исследованиях.

Цель данной статьи - рассмотреть способы изучения общественных дисциплин в системе общего образования на ранних этапах развития общества как предпосылки, заложившие основу формирования общих компетенций у студентов в современной практике образования.

Основная часть

Рассмотрим, как постепенно развивались способы преподавания общественных дисциплин преимущественно на примере изучения истории. Система преподавания общественных дисциплин, в том числе и истории, складывалась по мере развития общества, педагогической и исторической наук. Последняя прошла долгий путь сво-

его становления от древности до XIX века, когда она оформилась как самостоятельная учебная дисциплина.

История как область знания отделилась от философии еще в древности, выступая как рассказ о событиях прошлого, род литературы с функцией установления и фиксирования истины. Однако учебной дисциплиной она стала только в XIX веке благодаря немецкому философу В. Кругу, разработавшему для нее свой собственный предмет в виде деятельности, действий людей, совокупности отношений в обществе [4].

Историко-педагогические источники свидетельствуют, что значимость исторических знаний для подрастающего поколения была признана уже на ранних этапах развития общества. Однако, это имело отношение лишь к системе общего образования. Обучение же профессиям в этот период основывалось на освоении необходимых для профессиональной деятельности практических навыков в непосредственной деятельности и не включало освоение основ общественных наук. Путь включения истории в перечень изучаемых в образовательных организациях общего образования дисциплин не был простым и однозначным. Методика ее преподавания развивалась как в контексте наработки общедидактического, общеметодического опыта, так и отработки специфических рекомендаций по ее изучению. В разных странах на различных этапах их развития наблюдаются общие и особенные черты в отработке задач, содержания и методов изучения истории на разных уровнях образования. Из года в год из века в век это содержание обогащалось новыми фактами и закономерностями, осваивалось посредством методов, нарабатываемых и модернизируемых в процессе историко-педагогической практики.

Впервые передача исторических сведений возникла в первобытнообщинном строе и происходила исключительно в устной форме. Старейшина племени рассказывал о событиях прошлого. Такое обучение было направлено на развитие памяти и носило воспроизводящий характер. Позже зародились элементы методов обучения: беседы учителя с учеником; диалоги-споры, как ученика с учителем, так и между учениками и воображаемыми предметами [2]. Эти диалоги были направлены не только на воспроизведение известного материала, но и пробуждение сознания обучающихся. Их можно оценить как первые предпосылки становления отдельных аспектов коммуникативной компетенции.

В Древнем Востоке, Древней Греции и Риме в процессе передачи исторических сведений, кроме указанных способов, широкое распространение получил метод исправления ошибок, согласно которому преподаватель читал сочинение с заведомыми просчетами в стиле, а учащиеся должны были их заметить и исправить. Это, очевидно, были одни из первых предпосылок к становлению элементов проблемной компетенции. Вместе с тем ученики выполняли упражнения по составлению речей (эссе), заучиванию текстов, где основной упор делался на развитие мышления и тренировку памяти. В этом находим предвестники становления таких аспектов информационной компетенции, как обработка и хранение информации.

В раннем Средневековье в крупных городах Испании и Византии были школы, где среди прочих отраслей знания преподавали и историю. Однако, в них изучение истории носило поверхностный характер, так как в рассматриваемый период не было ни систематизированных учебников, ни специально обоснованных методов преподавания.

Историко-педагогические источники европейских стран и Древней Руси свидетельствуют о специфике формирования и передачи в них исторического знания через мифологию и исторические песни. И песни, и мифы являлись носителями информации, а следовательно, при включении их в учебный процесс могут быть рас-

смотрены в качестве одного из аспектов, повлиявших на становление в будущем предпосылок к формированию информационной компетенции.

Известные гуманисты эпохи Возрождения Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, М. Монтень, Ф. Рабле выступали за необходимость развития мышления обучающихся, за осознанное изучение ими учебного материала. Они указывали на важность поучительных бесед и использование игровых форм обучения, предлагали использовать при обучении элементы исследования, информативной наглядности в виде изображений на стенах, путешествий и т. д. В этих способах познавательной деятельности можно увидеть дальнейшее развитие предпосылок для становления еще не оформившихся аспектов коммуникативной, проблемной и развития предпосылок информационной компетенций.

Ближе к концу XVII века стали происходить перемены, связанные с использованием в процессе обучения географических карт с учетом времени и открытий, что не могло не отразиться и на методах изучения истории, расширяло возможности визуализации некоторых исторических событий, происходивших между разными странами. Карту нужно было уметь читать, следовательно, она становилась источником информации. Карта способствовала постановке проблемы поиска, обработки и сохранения (запоминания) необходимой информации. Следовательно, расширялся спектр действий обучающихся, которые в начале XXI века будут положены в основу освоения проблемной и информационной компетенций.

На рубеже Х^1-Х^П вв. серьезные изменения в содержании образования в Западной Европе и США были связаны с введением полного общего образования. За изучение истории выступали мыслители, ученые Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Роллен. В грамматических школах и колледжах происходило углубленное обучение истории. Дж. Локк считая, что для полноценного воспитания и обучения следует использовать набор учебных дисциплин, куда входила и история, полагал, что обучение должно носить практическую направленность «для деловых занятий в реальном мире». Вся система воспитания по Дж. Локку должна быть подчинена идее воспитания делового человека - джентельмена. Его идею практикоориентированности можно отнести к первым шагам становления предпосылок оформления в будущем мотива-ционной компетенции в системе профессионального образования.

Параллельно шло становление предпосылок к формированию общих компетенций в процессе изучения истории у обучающихся и в России. Так, в вв. в России появились первые сборники «Азбуковники» и «Синопсис» («Обозрение»), содержащие исторические сведения. Предположительно преподавание истории как учебной дисциплины впервые в России началось в XVIII веке. Этому способствовали практическая и научная деятельность И.И. Бецкого, И.Ф. Богдановича, пастора Глюка, Готлиба фон Шуберта, М.В. Ломоносова, И.Т. Посошкова, Ф. Прокоповича, Ф.С. Салтыкова, В.Н. Татищева, Г.Н. Теплова, Х.А. Чеботарев, Ф.И. Янковича де Мириева и др. В учебных заведениях накапливался практический опыт в области преподавания истории: в московской гимназии пастора Глюка (1705 г.), где изучали историю по желанию в конце учебного дня, и позже в школе Феофана Прокоповича в Петербурге (1721 г.), которую посещали дети разночинцев в обязательном порядке [1].

В 1712 году XVIII века Ф.С. Салтыков во время пребывания за границей отправил Петру I «Пропозиции» (записки-проекты), в которых были изложены планы преобразования России в области просвещения. В «Пропозиции» Ф.С. Салтыков предлагал изучать историю универсальную и партикулярную (частную, отечественную) для получения учениками известия о разных государствах и их правителях, как это делали во Франции и Англии. Более того, он считал необходимым написать

и перевести отечественную историю на иностранные языки, чтобы избежать фальсификации истории России. В этом мы замечаем предпосылки обеспечения базовых основ для формирования информационной и коммуникационной компетенций в процессе изучения истории в будущем.

В 20-е годы XVIII в. был опубликован ряд книг («Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое к сыну своему», «Книга о скудности и богатстве») И.Т. Посошкова, где предлагались задачи и методы преподавания для всех учебных дисциплин. Большое место он отводил нравственному и патриотическому воспитанию, развитию памяти подрастающего поколения в процессе обучения. И.Т. Посошков акцентировал внимание на том, что для получения исторического знания следует работать с первоисточником. В этом мы видим понимание автором необходимости освоения обучающимися навыков обработки информации через чтение летописных книг и ее хранения в части постановки задачи по развитию памяти, что отмечаем как еще один пример становления предпосылок к формированию отдельных аспектов современной информационной компетенции.

В 1721 году XVIII века видный общественный деятель России Феофан Прокопо-вич написал работу «Духовный регламент», в которой опять-таки просматривается, на наш взгляд, тема становления предпосылок формирования информационной компетенции. В ней он предложил работу с источником, наглядность, географические карты использовать как методы преподавания истории.

К середине XVIII века учебники истории основывались на периодизационном изложении материала. Изучение информации происходило в вопросно-ответной форме, где ученик должен был сам изучать материал, а учитель, задавая вопросы, проверял уровень их запоминания. В последнем можно заметить закладывание дальнейших предпосылок для информационной компетенции и компетенции самосовершенствования.

В 60-х гг. XVIII в. историю уже преподавали во всех образовательных учреждениях России общего и профессионального образования (и духовных образовательных учреждениях, и коммерческом, и художественном училищах). Ее изучение занимало второе место среди учебных дисциплин после филологических, так как социально-экономические условия в России требовали принятия мер для дальнейшего развития исторической науки.

Выводы

Методика формирования общих компетенций при изучении общественных дисциплин возникает не на пустом месте и может выстраиваться на основе интеграции лучшего историческо-педагогического опыта. Предпосылки ее становления прошли долгий и не одинаковый путь от древности до наших времен и восходят к общему образованию. Их анализ позволил прийти к системе оригинальных выводов. Мы отмечаем, что из всех общих компетенций коммуникативная компетенция раньше всех начала путь своего становления в филогенезе. Но ее элементы не были единственными в античный период. В этот же период находим подтверждение становлению первых предпосылок проблемной компетенции, хотя они и не нашли широкого распространения в рассматриваемую эпоху. Наибольшее отражение здесь находят действия с информацией. Использование заданий по составлению речей в античности мы связываем с освоением способов обработки информации. Заучивание текстов имеет выход на освоение умений хранения информации с целью развития и тренировки памяти обучающихся. Хранение информации посредством памяти является умением, лежащим в основе информационной компетенции, которое длительное

время носило преобладающий характер в процессе обучения. Вышеизложенное позволяет заключить, что в античный период закладывались первые процессуальные предпосылки формирования коммуникативной, проблемной и информационной компетенций. Этот процесс имел отношение к общему образованию. Профессиональное образование осуществлялось в процессе трудовой деятельности.

В Средние века наблюдается динамика в становлении содержательных и процессуальных предпосылок формирования общих компетенций. Обработка изучаемого материала способствовала укреплению и развитию умений, обеспечивающих дальнейшее становление способов формирования информационной компетенции. Для этого использовались разные методы передачи и обработки учебной информации через мифы, народный фольклор, чтение летописных книг, работу с первоисточниками, наглядную информацию: рисунки, карты, путешествия; возникла идея о необходимости перевода русской истории на иностранные языки, а иностранных учебных книг на русский язык. В эпоху Возрождения распространение гуманистических взглядов просветителей способствовало использованию в преподавании истории поучительных бесед, элементов исследования, в чем мы усматриваем тему дальнейшего развития отдельных предпосылок к формированию соответственно коммуникативной и проблемной компетенций. В этот период появляются первые идеи о практикориентированности учебных занятий, что позволяет говорить о зарождении первых элементов мотивационной компетенции. Итак, в Средние века на первый план в процессе преподавания истории выходят различные способы работы с учебной информацией, что свидетельствует о значительном приращении предпосылок к формированию информационной компетенции, незначительной динамике в формировании умений, необходимых для дальнейшего развития заложенных в древний период коммуникативной и проблемной компетенций. Учет и систематизация обозначенных процессов может позволить создать оригинальную методику формирования общих компетенций у студентов колледжей в процессе изучения общественных дисциплин.

Литература

1. Богданович И.Ф. Сочинения. Т. 1. СПб., 1848. 462 с.

2. Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. М., 2010. 407 с.

3. Демиденко Л.Д., Захараш Т.Б. Методы формирования общих компетенций у обучающихся в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ СПО // Инновационные проектирование содержания учебного процесса в образовательных учреждениях профессионального образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Ростов-н/Д, 2011. С. 200-204.

4. Куразов И.Ф. Методология педагогики. Л., 1930. 160 с.

References

1. Bogdanovich I.F. Sochineniia [ Compositions]. T. 1. St-Petersburg, 1848. 462 p.

2. Ganelin Sh.I., Golant E.Y. Istoriiapedagogiki [History of pedagogics]. Moscow, 2010. 407 p.

3. Demidenko L.D, Zakharash T.B. Metody formirovaniya obshikh komretensii u obuchayu-shichs'a v ramkakh realizacii osnovnikh professional'nikh obrazovatel'nikh programm SPO [Methods of formation of the general competences at the main professional educational programs of SPO studying within realization]. Innovacionniie proektirovanie sodercaniia ushebnogo prosessa v obra-zovatelnikh uchrejdeniyakh professionalnogo obrazovaniia: Sbornik materialov regional'noi nauchno-prakticheskoi konferensii [The Collection of proceedings of regional it is scientific - the practical conference "Innovative Design of Content of Educational Process in Educational Institutions of Professional Education"]. Rostov-on-Don, 2011, pp. 200-204.

4. Kurazov I.F. Metodologiiapedagogiki [Pedagogics methodology]. Leningrad, 1930. 160 p.

Примечание. Статья подготовлена под руководством доктора педагогических наук, доцента Т.Б. Оганяна

Гайсаева М.М. Исторические предпосылки формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 136-142.

For citation: Gaysaeva M.M. Historical background of general competencies formation with college students in the process of teaching social science. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.