Научная статья на тему 'Вторая мировая война на Тихом океане: некоторые вопросы преподавания'

Вторая мировая война на Тихом океане: некоторые вопросы преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / TEACHING HISTORY / PROFESSIONAL COMPETENCES / SECOND WORLD WAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Сергей Олегович

В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональных компетенций студентов-историков. В работе показано, что изучение темы «Вторая мировая война на Тихом океане» может способствовать процессу формирования компетенций студентов в педагогическом вузе. Эффективности формирования компетенций способствует ряд обстоятельств: 1) большое видовое разнообразие доступных документов: боевые донесения, отчёты, выступления политических деятелей, мемуары, воспоминания, дневники, письма, информационные публикации в прессе, фильмы, плакаты, фотографии и публицистика; 2) возможность работать как с переводным текстом документа, так и с оригинальным; 3) значительное количество дополнительной литературы, что существенно облегчает студентам анализ документов и историографии. Характер документов по истории Тихоокеанской войны позволяет использовать различные методы источниковедческого анализа, что обеспечивает формирование таких профессиональных компетенций, как информационная и исследовательская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Second World War in the Pacific: some aspects of teaching

This article examines development of historians-students professional competences. The paper shows the way the course «The Second World War in the Pacific» can contribute to these competences development in a pedagogical institution environment. In this process the following factors are of importance: 1) a great diversity of available documents: combat reports, reports, speeches of politicians, memoirs, diaries, letters, newspapers, films, posters, photographs and journalism; 2) access to both the translation of the document and the original; 3) a significant number of additional literature facilitate document analysis and historiography for students; 4) documents on the history of the Pacific War enable students to use a variety of source analysis methods and provide development of the information and research professional competences.

Текст научной работы на тему «Вторая мировая война на Тихом океане: некоторые вопросы преподавания»

Педагогика

УДК 796.06

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

THE SECOND WORLD WAR IN THE PACIFIC: SOME ASPECTS OF TEACHING

© 2016

С.О. Буранок

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

S.O. Buranok

Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональных компетенций студентов-историков. В работе показано, что изучение темы «Вторая мировая война на Тихом океане» может способствовать процессу формирования компетенций студентов в педагогическом вузе. Эффективности формирования компетенций способствует ряд обстоятельств: 1) большое видовое разнообразие доступных документов: боевые донесения, отчёты, выступления политических деятелей, мемуары, воспоминания, дневники, письма, информационные публикации в прессе, фильмы, плакаты, фотографии и публицистика; 2) возможность работать как с переводным текстом документа, так и с оригинальным; 3) значительное количество дополнительной литературы, что существенно облегчает студентам анализ документов и историографии. Характер документов по истории Тихоокеанской войны позволяет использовать различные методы источниковедческого анализа, что обеспечивает формирование таких профессиональных компетенций, как информационная и исследовательская.

This article examines development of historians-students professional competences. The paper shows the way the course «The Second World War in the Pacific» can contribute to these competences development in a pedagogical institution environment. In this process the following factors are of importance: 1) a great diversity of available documents: combat reports, reports, speeches of politicians, memoirs, diaries, letters, newspapers, films, posters, photographs and journalism; 2) access to both the translation of the document and the original;

3) a significant number of additional literature facilitate document analysis and historiography for students;

4) documents on the history of the Pacific War enable students to use a variety of source analysis methods and provide development of the information and research professional competences.

Ключевые слова: преподавание истории; профессиональные компетенции; Вторая мировая война.

Keywords: teaching history; professional competences; the Second World War.

Тема «Вторая мировая война на Тихом океане» является достаточно важной в системе образовательных стандартов нового поколения по подготовке будущих историков и учителей истории. Частично или полностью она входит сразу в четыре программы: «Новая и новейшая история стран Европы и Америки», «Новая и новейшая история стран Азии и Африки», «История России», «Новая и новейшая история стран Латинской Америки».

В рамках указанных образовательных программ в ходе изучения темы «Вторая мировая война на Тихом океане» предполагается сформировать у студентов следующие профессиональные компетенции:

Профессиональная компетенция 1 -«способность определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях». В контексте темы «Вторая мировая война на Тихом океане» реализация данной компетенции сталкивается с некоторыми трудностями, которые выпускник должен чётко осознавать. Требование «определять пространственные рамки исторических процессов» заставляет обратиться к вопросу о том, каков был театр военных действий в географическом (пространственном) плане. Объяснение учащимся этого важнейшего вопроса не столь просто, как может показаться на первый взгляд, так как геогра-

фия войны напрямую зависит от хронологических рамок данного конфликта. Подавляющее число историков называет временем начала Второй мировой войны на Тихом океане декабрь 1941 г. - время нападения Японии на США [1]. Пространственные рамки этого исторического процесса включают северную, центральную и юго-западную части Тихого океана. Существует, однако, точка зрения, согласно которой война на Тихом океане началась в 1937 г. с нападения Японии на Китай [2, с. 134]. В этом случае пространственные рамки существенно расширяются: добавляется Китай, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток. Задача преподавателя при формировании ПК-1 - ознакомить студентов с обеими точками зрения, чтобы они могли самостоятельно выбрать ту, которую сочтут наилучшим образом аргументированной, содействуя формированию у них «способности определять пространственные рамки исторических процессов», как этого требует государственный стандарт.

Профессиональная компетенция 2 -«способность анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике». С одной стороны, формирование данной компетенции тесно связано с изучением причин войны на Тихом океане: студентам необходимо проанализировать хронологическую последовательность взаимосвязанных международных процессов на Дальнем Востоке и Тихом океане в период с 1918 по 1941 г. С другой стороны, эта же компетенция предполагает понимание взаимосвязи процессов периода войны, приведших к разгрому Японии и победе союзников. Центральным таким образом оказывается является вопрос о переломе в ходе войны.

Студентам необходимо разбираться в основных точках зрения на это событие, сложившихся в исторической науке. В историографии Тихоокеанской войны события второй половины 1942 г. занимают особое место: как западные историки, так и большинство отечественных исследователей определяют битву у атолла Мидуэй и сражение за Гуадалканал как сражения, изменившие ход войны. Но стоит отметить, что в советской историо-

графии сражение за Мидуэй подчеркнуто называли не решающим, а лишь стабилизирующим, приведшим к равновесию на Тихом океане [3, с. 371].

Характерно, что в американской и британской исторической науке статус решающей битвы практически всегда закрепляется только за сражением у атолла Мидуэй. Сражение в Коралловом море трактуется как своеобразная подготовка к генеральному сражению, а битва за Гуадалканал - как развитие достигнутых успехов. С. Далл пишет о сражении при Мидуэй как о «действительно решающей битве», делая ударение на первом слове [4]. Другие авторы подбирали как образные выражения (Ван Дер Ват - «Поворот прилива» [5, с. 204]; Г. Прандж - «Когда дым битвы развеялся, для Восходящего солнца начался закат» [6, с. 156]), так и совершенно простые (С. Морисон - «первое действительно сокрушительное поражение японцев» [7, с. 231]; Э. Поттер -«решающая битва» [8, с. 188]; Б. Лиддел Гарт - «перелом в войне. Поворотный пункт, предопределивший окончательное поражении Японии» [9, с. 385]).

Как видно, формирование указанных компетенций тесно связано с формированием другой профессиональной компетенцией будущих историков (ПК-3) -«способности ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса».

Одной из важных для будущей профессиональной деятельности у студентов-историков является профессиональная компетенция ПК-5 - «готовность применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов». Существует ряд факторов, как усложняющих, так и облегающих освоение этой компетенции в педагогическом вузе: 1) языковые трудности: большинство документов по дисциплине не переведено, а значит, остается вне доступа и понимания студентов, за исключением обучающихся на специализированных факультетах; 2) крайне мало изданных и переведённых источников, пригодных для изучения на семинарских занятиях; 3) большинство документов, доступных для использования в учебном процессе, требует специальной обработки,

Вторая мировая война на Тихом океане: некоторые вопросы преподавания

так как они изданы без надлежащего археографического и источниковедческого предисловия, а главное, без комментариев. Это обстоятельство заставляет преподавателя выполнять данную работу, на что необходимы не только время, но и средства.

Вместе с тем существует ряд факторов, способствующих продуктивному использованию документов на семинарских занятиях по ключевым темам дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки». Одной из таких тем является Тихоокеанская война. Весьма положительно на изучение этой темы на семинаре влияет следующее: 1) большое видовое разнообразие доступных источников: боевые донесения, отчёты, выступления политических деятелей, мемуары, пресса и публицистика; 2) возможность работать как с переводным текстом документа, так и с оригинальным; 3) значительное количество дополнительной литературы, что существенно облегчает студентам анализ источников. Существует значительный комплекс работ конца 1980-х - начала 2000-х гг. по истории Второй мировой

войны (труды В.Н. Вартанова, В.Д. Доцен-ко, В.А. Золотарёва, В.В. Клавинга, Е.Н. Кулькова, О.А. Ржешевского, М.В. Рубана, В.П. Сафронова, З.М. Солонцова, А.И. Уткина, И.А. Челышева [10-18]), а также по истории США [19; 20] и Японии [21; 22], даны новые оценки событиям, приведшим к войне на Тихом океане, введены в оборот новые источники, более детально рассмотрена реакция высшего военного и политического руководства США, Японии и СССР. Безусловно, использование данных трудов в ходе изучения этой темы окажет студентам значительную помощь. Документы по истории Тихоокеанской войны позволяют использовать самые разные методы источниковедческого анализа.

Таким образом, существуют предпосылки к успешному изучению темы «Вторая мировая война на Тихом океане» в педагогическом вузе, но и к более пристальному вниманию к процессу формирования у будущих учителей истории общекультурных и профессиональных компетенций в ходе этой работы.

•к к к

1. Великая Отечественная война 1941-1945 годов : в 12 т. Т. 9: Союзники СССР в Великой Отечественной войне / ред. кол. А.О. Чубарьян, М.Ю. Мягков, В.П. Зимонин. Авторский коллектив: М.Ю. Мягков, С.О. Буранок и др. М. : Кучково поле, 2014. 864 с.

2. Буранок С О., Левин Я.А. Американская публицистика 1920-х - 1930-х годов о японской угрозе: пророчества и ошибки // Пространство и Время. 2014. № 1 (15). С. 134-138.

3. Самсонов А.М. Крах фашистской агрессии 1939-1945. М. : Наука, 1980. 648 с.

4. Далл С. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург : Сфера, 1997. 383 с. URL: http://militera.lib.ru/h/dull/index.html (дата обращения 27.09.2016).

5. Van der Vat, D. The Pacific Campaign: World War II, the U.S. Japanese Naval War, 19411945. New York, 1991. 430 р.

6. Prange G.W. Miracle at Midway // Reader's Digest. December 1972. Р. 156-183.

7. Морисон С.Э. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок: весна - лето 1942 г. М.; СПб. : АСТ, 2003. 512 с.

8. Поттер Э. Адмирал Нимиц. СПб. ; М. : АСТ, 2003. 794 с.

9. Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., СПб. : АСТ, 2002. 944 с.

10. Вартанов В.Н. Битва за океан: действия флотов на Тихом океане во Второй мировой войне: Кн. 1-3. Вологда : ИПК, 1998.

11. Великая Отечественная война 1941-1945 годов : В 12 т. Т. I. М. : Кучково поле, 2011.

848 с.

12. Доценко В.Д. История военно-морского искусства : D 2 т. СПб. ; М. : Эксмо, 2005. 1642 с.

13. Золотарёв В.А. Уроки военной истории Государства Российского. М. : Изд-во «Animi Fortitudo», 2007. 448 с.

14. Мировые войны ХХ века : в 4 т. / рук. проекта О.А. Ржешевский. М. : Наука, 2002.

15. Памятные страницы истории: 1941-1945 / под ред. М.Ю. Мягкова, Ю.А. Никифорова. М. : ИВИ РАН, 2009. 337 с.

16. Сафронов В.П. Война на Тихом океане: СССР, США и Япония в условиях мирового конфликта, 1931-1945 гг. М. : Бимпа, 2007. 447 с.

17. Солонцов З.М. Военно-морская экспансия США в годы Второй мировой войны. М. : НИП «2Р», 2003. 212 с.

18. Уткин А.И. Вторая мировая война. М. : Эксмо, 2002. 859 с.

19. Мальков В.Л. Путь к имперству: Америка в первой половине ХХ века. М. : Наука, 2004.604 с.

20. Юнгблюд В.Т. Эра Рузвельта: дипломаты и дипломатия. СПб. : Образование, 1996.

267 с.

21. История Японии : в 2 т. Т. 2: 1868-1998 / под ред. А.Е. Жукова. М. : Ин-т востоковедения РАН, 1998. 703 с.

22.Мещеряков А.Н. Быть японцем: история, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М. : Наталис, 2009. 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.