Научная статья на тему 'Фасилитация в системе государственного управления научно-техническими проектами'

Фасилитация в системе государственного управления научно-техническими проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТАТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / FACILITATION / FACILITATOR / GOVERNMENT ADMINISTRATION / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROJECT / GLOBALIZATION / SUBJECT OF MANAGEMENT / OBJECT OF MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE BURDEN / COLLECTIVE UNCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Анастасия Родионовна, Провоторов Михаил Викторович

Статья посвящена повышению эффективности государственного управления научно-техническими проектами в условиях глобализации и постиндустриального общества методами фасилитации. Впервые рассмотрены общие характеристики фасилитации в научно-технических областях деятельности. Приводится доказательство необходимости фасилитации всех иерархических уровней системы государственного управления научно-техническими проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION IN THE STATE ADMINISTRATION SYSTEM OF THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROJECTS

This article focuses on efficiency improvement by facilitation methods of scientific and technical projects under state administrations in the context of globalization and postindustrial society. For the first time the general characteristics of facilitation in scientific and technical fields were discussed. The facilitation necessity of all hierarchical levels at state administration system is proved.

Текст научной работы на тему «Фасилитация в системе государственного управления научно-техническими проектами»

УДК 351

А. А. Александрова*, М. В. Провоторов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д. 9 *е-шаИ; nastasiya-7.92@mail.ru

ФАСИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ

Статья посвящена повышению эффективности государственного управления научно-техническими проектами в условиях глобализации и постиндустриального общества методами фасилитации. Впервые рассмотрены общие характеристики фасилитации в научно-технических областях деятельности. Приводится доказательство необходимости фасилитации всех иерархических уровней системы государственного управления научно -техническими проектами.

Ключевые слова: фасилитация; фасилитатор; государственное управление; научно-технический проект; глобализация; субъект управления; объект управления; административное давление; коллективное бессознательное.

Современную эпоху, которую часто характеризуют как постиндустриальную, можно рассматривать как следствие все углубляющегося процесса глобализации, который в свою очередь вызван экспоненциальным ростом динамичности всех продуктивных сфер деятельности человечества. В связи с этим вызывает большой интерес трансформация в стилях государственного управления, инспирированная этими переменами. Приводя к общему знаменателю выводы аналитиков [1] этого процесса можно сказать, что в основе ключевых вызовов нового времени лежит все обостряющаяся конкуренция, в результате которой любые продукты человеческой деятельности приобретают форму услуг и поэтому все более нуждаются в проектной деятельности. Кроме того, такая проектная деятельность постепенно отходит от своих консервативных форм в сторону инновационных разработок. В условиях глобализации консервативные формы, связанные с заимствованием ранее выработанных подходов, приводят к неизбежному постоянному технологическому отставанию, и как следствие, к потере конкурентоспособности. Таким образом, государственная структура вынуждена будет переходить к управлению проектами [5, с.30] и к их новым формам государственного регулирования.

В свою очередь в системе государственного управления проектами можно выделить консервативную и инновационную форму управления. Это функциональный и проектный менеджмент соответственно [5, с.36]. Стилистика проектного менеджмента отличается большим разнообразием, среди которых можно выделить наиболее эффективные формы, к которым относится фасилитация [3].

Фасилитацию в большинстве случаев определяют как «технологию организационного развития» [3, с.54]. В настоящее время фасилитацию используют в творческих коллективах гуманитарного направления, таких как кинематография, телевидение, реклама и т.п., а также в области психологических технологий (психологическая фасилитация [3, с.58]). Более того современная практика фасилитации в перечисленных

областях деятельности, прямо не относящихся к психологии, по своей сути также являются чисто психологическими технологиями, направленными на гармонизацию коллективов и генерирование силами их членов креативных решений. Можно прийти и вбить в стену гвоздь и обратиться к колективу: «Уважаемые коллеги! Давайте повесим на этот гвоздь все наши проблемы». Но этого явно не достаточно для решения проблем в научно-технических проектах, а именно они сейчас нуждаются в наибольшем внимании и являются приоритетом государств, стремящихся занять ключевые позиции в мире.

Цель настоящей статьи показать необходимость применения стиля фасилитации в системе государственного управления деятельностью в научно-технических проектах и раскрыть основные особенности метода в этих условиях.

Поставленная цель требует существенного расширения области применения рассматриваемого метода и в первую очередь расширения самого понятия «фасилитация». Для это необходимо обратить внимание на то, что фасилитатор, как субъект фасилитации, действующий в рамках только психологических технологий, осуществляет свое управление не отдельными персонами коллектива, а их «коллективным бессознательным» в более широком смысле этого термина по отношению к тому, как его применял К. Юнг [6]. Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации ее участниками трех статусов: социального, служебного, персонального. Сам руководитель (фасилитатор) должен обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью [2,с.136].

Иными словами фасилитатор имеет дело с особой внешней отделенной от персон системой, которая в научно-технических проектах превращается не только в коллективное бессознательное, но и в его материальное воплощение, например, в проектируемое производственное оборудование. Участники проекта включаются в неантропомофный мир технических объектов. Поначалу это - путешествия, а затем - образ

жизни, который меняет характер коллективного бессознательного. (Человек в этих условиях, поначалу новых для него, вынужден повторять свой путь начиная с детства и заканчивая зрелостью.) И именно этот мир, состоящий из двух компонентов, нового коллективного бессознательного и его материального воплощения, является объектом управления фасилитатора в научно-технических проектах.

Различие между объектом фасилитации, то есть коллективным бессознательным и его материальным воплощением, в научно-техническом проекте и осознанной деятельностью членов его коллектива особенно проявляется в эпоху постиндустриального развития, когда обычные промышленные технологии

постепенно переходят в область хай-тек. Это хорошо заментно в таких отрослях промышленности как электроника, космические технологии, биотехнологии, нанотехнологии и т.п. Научно-технические проекты в этих областях основаны на глубоком проникновении в микро- и макромир, поначалу чуждые человеческому сознанию.

Выделенные таким образом объекты фасилитации в целостной системе проекта для сохранения этой целостности должны обрести соответствующие связи с участниками этого проекта, к которым относятся сам фасилитатор, реализаторы и главный менеджер проекта, как это показано на рисунке 1.

Рис.1. Персональные структуры проекта (А) и внешней административной системы управления (В): М - главный менеджер проекта; Ж - фасилитатор проекта; О - объект фасилитации в проекте; II, 12, 1з, 14, 15 — реализаторы отдельных частей проекта; Ме - главный менеджер внешней системы В; Же - фасилитатор внешней системы В; Ое - объект фасилитации во внешней системе В; 1е1, 1е2, 1е3, 1е4, 1е5 - реализаторы отдельных частей организационного проекта

внешней системы В

На рисунке 1 стрелками показано управлящее воздействие и их направления от одного элемента системы, как субъекта управления, к другому элементу, как к объекту управления. Под управляющим воздействием здесь понимается ситуация, когда субъект управления ставит определенную задачу перед объектом управления, а объект управления решает эту задачу. Так главный менеджер М проекта, осуществляя свое управляющее воздействие по отношению к реализаторам проекта 1Ь 12, 13, 14, 15 и фасилитатору Б, ставит перед ними задачу, например, подготовить презентацию результатов определенного этапа их научно-технической деятельности. Это на схеме показано стрелками, идущими от главного менеджера М к реализаторам I проекта и фасилитатору Б. В отличие от главного менеджера стрелки, определяющие связи фасилитатора с другими участниками проекта, всегда направлены к нему. Такие направления стрелок неизменны в любых рабочих ситуациях и определяют основное отличие характера деятельности главного менеджера и фасилитатора.

Фасилитатор представляет собой главного (ответственного) исполнителя проекта, и это его основной идентификационной признак. Не он руководит исполнителями проекта, а исполнители проекта представляют собой его коллективного руководителя. Возникновение такого стиля управления

- естественный процесс, поскольку субъект фасилитации (фасилитатор) является лицом с безусловным авторитетом в своей области научно-технической деятельности, а также

высококвалифицированным консультантом,

теоретиком процесса, генератором научно-технических идей, стратегом развития проекта и носителем его активной концептуальной позиции.

Таким образом, можно выделить важнейшую особенность фасилицированной системы, которая заключается в том, что, несмотря на коллективность управления, существует опорная точка управления (неизменная система координат) - фасилитатор. Поэтому в данном случае выполняется один из главнейших принципов управления - принцип единоначалия. Такую ситуацию можно охарактеризовать как естественную демократию и в системе государственного регулирования проектами должна быть предусмотрена эта особенность.

Объект фасилитации, то есть коллективное бессознательное и его материальное воплощение - это единственный объект, на который направлено управляющее воздействие фасилитатора (рисунок 1). Фасилитация коренным образом отличается от директивного стиля управления, прежде всего естественностью управления. Как и все естественные процессы изменения какого-либо объекта,

фасилитация проходит на всю глубину детализации объектов управления.

Такая детализация возникает в результате того, что фасилитатор, решая поставленные перед ним задачи, реализует управляющее воздействие, направленное на технологию и устройства для ее осуществления. Но в силу того, что эти материальные объекты управления имеют природный (натуральный) характер и в результате решения этих задач приведены в самосогласование, они приобретают по отношению к персональной структуре дидактические качества в максимально детализированной форме. В результате происходит самопроизвольное обучение персонала. Причем это обучение естественным образом оказывается совмещено с материальной реализацией проекта в рамках поставленных задач. Таким образом, фасилитатор оказывает управляющее воздействие на персональную структуру, но, в отличие от главного менеджера, опосредственно, через управление материальными структурами проекта.

Под самосогласованием объекта управления в данном случае понимается его структурирование (самоорганизация, упорядочение, синхронизация). Для этого должно быть затрачено определенное количество работы. Такого рода затраты несет фасилитатор. Они намного превышают затраты главного менеджера, также направленные на структурирование своего объекта управления, которым является персональная структура проекта (включая обслуживающий персонал). Причина такой несопоставимости затрат заключается в существенно меньшей степени детализации объекта управления главного менеджера.

Придерживаясь определения энергии как потенциальной способности совершать работу, можно утверждать, что фасилитатор обладает или должен обладать некоторым запасом энергии, которую он тратит на упомянутое самосогласование. Самосогласованный природный объект «O», обладая полученным от фасилитатора запасом энергии, осуществляет в дидактической форме организующее воздействие на реализаторов «I» проекта (рисунок 1), а те в свою очередь, приобретая избыточную энергию, воздействуют на менеджера проекта. Это другой вид энергии, отличающийся от той, которую использует главный менеджер, воздействуя на свой объект управления. Трансформация этой энергии показана на рисунке 1 жирными стрелками (но не везде, они опущены между реализаторами и главным менеджером).

Трансформация энергии от одного объекта к другому, вследствие ее неизбежной диссипации, в любом случае всегда связана с ее отрицательным градиентом в направлении трансформации и с соответствующей силой, направленной против направления трансформации. Поэтому такая трансформация в направлении от реализаторов к главному менеджеру вызывает появление силы, направленной от главного менеджера М к реализаторам, включая фасилитатора, поскольку он несет функции главного реализатора. Эту силу часто называют «административным давлением» [6] (далее, APF). Причем чем меньше податливость менеджера М

фасилитационному воздействию, тем больше градиент энергии, передаваемой от реализаторов I проекта к менеджеру М, и тем больше сила APF.

С другой стороны, главный менеджер М, осуществляя свое управляющее воздействие по отношению к персоналу проекта передает им свою энергию, но в другой форме - в форме директивного управления. В результате он испытывает силу давления, которую на него оказывает коллектив проекта. В данном случае, это будет «сила фасилитационного давления» (далее, FPF).

В идеальном случае обе силы, APF и FPF, должны уравновешивать друг друга. Избыток APF приводит к «заорганизованности» управления и постепенному вырождению проекта, а избыток FPF - к дезорганизации работы персонала, и, как следствие, к потере «приемлемой темпоральности» проекта.

Далее следует принять во внимание, что любой проект не является замкнутой системой, а неизбежно связан с иерархическими структурами государства и мира в целом, что условно показано на рисунке 1 в правой его части. Смежная (высшая) иерархия может представлять собой элемент государственного управления или какую-либо негосударственную структуру, но в конечном итоге находящуюся под управляющим воздействием государства. Отсюда следует, что поток энергии фасилитатора F не останавливается на главном менеджере проекта М, а продолжает свою трансформацию в направоении к главному менеджеру более высокой иерархической структуры (Me). В результате возникает дополнительная сила административного давления APFe. С другой стороны, менеджер Ме, оказывая свое управляющее воздействие на менеджера М, создает противоположно направленную силу FPFm. Менеджер Ме как реализатор административных функций на государственном уровне, обладает существенно меньшей податливостью, чем главный менеджер М проекта. Поэтому в большинстве случаев, несмотря на установленное равновесие сил APF и FPF, общее равновесие сил APF, FPF, APFe, и FPFm будет нарушено за счет превышения APFe над FPFm.

Даже если в каких-то редких случаях будет иметь место равновесие указанных четырех сил, то это не будет означать полную гарантию, что это равновесие не будет нарушено в какое-то другое время и для каого-то другого проекта. Для надежной работы механизма, создающего такое равновесие, необходимо введение пятой силы, в любых случаях компенсирующей возникновение избыточной силы APFe, то есть необходимость введения фасилитатора, не только в систему проекта, но и в систему государственного управления (рисунок 1), причем на всех ее уровнях.

Объектом управления этого внешнего фасилитатора Fe является коллективное бессознательное реализаторов Ie организационного проекта, цель которого заключается в создании в рамках общей системы государственного управления и системы управляемых научно-технических проектов механизма эффективного обслуживания последних. Здесь фасилитатор Fe должен обладать достаточно

высокой квалификацией в области государственного управления научно-техническими проектами, но своим происхождением должен быть обязан своему опыту работы фасилитатора в научно-техническом проекте. В каждом конкретном случе продолжительность этого опыта должна быть определена на практике. Кроме того, здесь следует учтывать, что проекты могут быть, как минимум, двух видов, направленные либо на разработку технологии, либо разработку устройства. В первом случае фасилитатор Fe, должен быть специалистом в области технических технологий, а во втором случае - специалистом в области конструирования машин, механизмов и т.п.

Подготовка такого рода специалистов требует соответствующего усовершенствования в системе высшего образования. Оно должно быть многостадийным и содержать в себе элементы различных форм повышения квалификации.

Основным требованием к фасилитатору на более высоких уровнях системы государственного управления должно быть наличие опыта фасилитатора, полученного на более низких уровнях. Кроме того он должен быть специалистом в области государственной научно-технической политики, а также политики в

сфере образования. В настоящее время требуется развитие системы внешкольного образования с целью выявления научно-технических наклонностей на ранних стадиях формировани личности. Это необходимо для создания будущего кадрового потенциала научно-технических проектов, включая его фасилитаторов.

Таким образом, для успешной реализации научно-технических проектов в условиях глобализации с постиндустриальным характером производства необходимо развитие новых форм организации и управления научно-техническими проектами, включая фасилитацию, к объектам управления которой относятся коллективное бессознательное реализаторов проекта и его материальное воплощение в рамках задач проекта. Для успешной самоорганизации жизненного цикла проекта требуется, помимо фасилитации самого проекта, фасилитация всех иерархических уровней системы государственного управления в это сфере деятельности. Объектом управления в данном случае является коллективное бессознательное реализаторов управляющего воздействия этой государственной системы.

Александрова Анастасия Родионовна, магистрант 2 курса Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.

Провоторов Михаил Викторович, к.х.н., доцент кафедры Химии и технологии кристаллов РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.

Литература

1. Дробот Е.В. Перспективы развития современного мирового сообщества в контексте процессов глобализации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7814 (дата обращения: 12.11.2015).

2. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 442 с.

3. Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2011. Т. 1. № 2. С. 53-91. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 24.04.2016).

4. Поляков С.Б. Неограниченность административного давления на экономику в российской правовой системе // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №4(28). 68-75 с.

5. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. — 6-е изд., стер. — М.:Издательство «Омега-Л», 2010. — 960 с.: ил.

6. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. - М.: Когито-Центр. 2010. 352 с.

Alexandrova AnastasiaRodionovna*, ProvotorovMikhail Viktorovich

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia *e-mail: nastasiya-7.92@mail.ru

FACILITATION IN THE STATE ADMINISTRATION SYSTEM OF THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROJECTS

Abstract

This article focuses on efficiency improvement by facilitation methods of scientific and technical projects under state administrations in the context of globalization and postindustrial society. For the first time the general characteristics of facilitation in scientific and technical fields were discussed. The facilitation necessity of all hierarchical levels at state administration system is proved.

Key words: facilitation; facilitator; government administration; scientific and technical project; globalization; subject of management, object of management; administrative burden; collective unconscious.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.