Научная статья на тему 'Фармрынок Украины в 2003 г'

Фармрынок Украины в 2003 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Исследование основных параметров фармацевтического рынка Украины свидетельствует об общей тенденции его роста. Экспертная оценка ключевых показателей фармрынка, основанная на материалах, предоставленных Государственным информационно-аналитическим центром мониторинга внешних товарных рынков «Госвнешинформ», на данных информационной системы «Лекарственные средства», ООО «МОРИОН» и других доступных редакции источников, показывает, что быстрыми темпами развивается импорт готовых лекарственных средств в Украину, а также экспорт лекарственных средств украинского производства в страны ближнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармрынок Украины в 2003 г»

16

главная тема: фармрынки стран снг

ФАРМРЫНОК УКРАИНЫ В 2003 ГОДУ'

2004 январь-февраль PfMEDUUM

Исследование основных параметров фармацевтического рынка Украины свидетельствует об общей тенденции его роста. Экспертная оценка ключевых показателей фармрынка, основанная на материалах, предоставленных Государственным информационно-аналитическим центром мониторинга внешних товарных рынков «Госвнешинформ», на данных информационной системы «Лекарственные средства», ООО «МОРИОН» и других доступных редакции источников, показывает, что быстрыми темпами развивается импорт готовых лекарственных средств в Украину, а также экспорт лекарственных средств украинского производства в страны ближнего зарубежья.

За январь-сентябрь 2003 г., по сравнению с аналогичным периодом 2002 г., увеличилось количество зарегистрированных в Украине препаратов, которое составило с учетом всех лекарственных форм 14 443 (в 2002 г. - 13 309). В исследуемый период были впервые за-

1 По материалам Информационно-аналитического отдела «Еженедельника АПТЕКА», публикуется с согласия указанного издания.

2 При определении объемов экспорта, импорта, производства фармацевтической продукции в качестве расчетной единицы использован доллар США: в течение 9 месяцев 2003 г. курс гривны по отношению к доллару, установленный НБУ, был относительно стабильным, а уровень инфляции за этот период составил всего 4,7%.

регистрированы и прошли перерегистрацию 3143 препарата (в 2002 г. — 2030), причем существенно увеличилось число регистраций ГЛС украинского производства — 1318 (2002 г.— 990).

Объем украинского фармацевтического рынка лекарственных средств за три квартала 2003 г. вырос на 26,2% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составил 576867,3 тыс. долл.2

Общий объем производства фармацевтической продукции в Украине в

ЫП кварталах 2003 г. составил 253381,17 тыс. долл. США, что на 10,9% больше, чем за такой же период прошлого года.

ИМПОРТ

Анализ показывает, что существенным фактором развития фармрынка Украины является поступательное увеличение импорта лекарственных средств. За 9 месяцев 2003 г. импорт лекарственных средств на территорию Украины составил 357723,5 тыс. долл., что на 39,4% больше по сравнению с таким же периодом прошлого года (256598,6 тыс. долл.). При этом объем импорта ГЛС за этот период составил 338236,1 тыс. долл. (+40% по сравнению с тремя первыми кварталами 2002 г.). Эксперты отмечают увеличение объемов поставок ГЛС в Украину в первом и третьем кварталах текущего

(iS) STEROL

VW . . I ■ Н Л 11 м

СТИРОЛБИОФАРМ — это высокоэффективный менеджмент, хорошо продуманная маркетинговая политика, внедрение передовых технологий, высокий научно-исследовательский потенциал, безупречное качество продукции. Сегодня СТИРОЛБИОФАРМ — динамично развивающийся производитель лекарств, обладатель международных сертификатов GMP, ISO-9002.

Фармацевтический завод построен по проекту института фармтехнологий г.Торонто в соответствии с канадскими (НРВ) и американскими (FDA) правилами организациями производства по GMP. Использование самого совершенного оборудования, применение новейших технологий и приемов организации труда позволили

СТИРОЛБИОФАРМ за короткий срок вошел в число ведущих производителей лекарственных средств и непрерывно увеличивая ассортимент выпускаемых препаратов наиболее актуальных фармакотерапевтических групп. Ассортимент очередных препаратов, поставленных на производство, это анальгезирующий препарат БУТОРФАНОЛ в шприц-тюбике, предназначенный для купирования болевого синдрома сильной интенсивности различной этиологии, и таблетки препарата ЭРЕК-ТИЛ — высокоэффективного средства лечения нарушения эрекции.

Секрет успеха СТИРОЛБИОФАРМ — персонал. Применение правильной кадровой политики на СТИРОЛБИОФАРМ позволило создать благоприят-

ный морально-психологический климат, комфортные условия труда, возможность самореализации личности и как следствие — сосредоточение усилий на создании эффективной дистрибьюторской сети и популяризации продукции.

На сегодняшний день постоянными партнерами СТИРОЛБИОФАРМ являются более 100 ведущих операторов рынка Украины и зарубежья. География внешнеторговой деятельности фирмы: Россия, Беларусь, Молдова, республики Средней, Центральной Азии и Закавказья, страны Балтии, а также страны Ближнего Востока — Ливан, Иордания, Сирия.

Ориентация Украины на евроинтеграцию в условиях экономической глобализации и растущей международной конкуренции, перспективность освоения еврорынков предопределило ключевые направления развития СТИРОЛБИОФАРМ на полноправное присутствие наших фармпрепаратов на рынках ЕС.

Сейчас на долю внешней торговли фирмы приходится около 40% всей производимой продукции. Ежемесячный объем экспорта составляет в среднем около 250 тыс. долл. США. В 2003 г. этот показатель только по России планируется довести до уровня 300 тыс. долл. США за счет стимулирования сбыта и регистрации новых эффективных препаратов.

В новом тысячелетии мы продолжаем наше движение вперед, обеспечивая потребителей высококачественными, эффективными лекарственными средствами по доступным ценам.

Стратегия СТИРОЛБИОФАРМ — это стратегия развития.

Миссия СТИРОЛБИОФАРМ — улучшение здоровья людей, предпочитающих высокоэффективные препараты СТИРОЛБИОФАРМ по доступным ценам.

Главная ценность СТИРОЛБИОФАРМ — люди, а именно: творческий коллектив, дистрибьюторы, покупатели наших препаратов.

Ключевым фактором устойчивого развития и источником долгосрочного конкурентного преимущества СТИРОЛБИОФАРМ на рынке явилось открытие в мае 2003 г. к 70-ой годовщине Концерна «Стирол» торгово-коммерческого представительства СТИРОЛБИОФАРМ в России — фирмы «РУБ Трейд», созданного в целях эффективного построения взаимоотношений со своими партнерами за рубежом, оперативного удовлетворения запросов и потребностей рынка, с использованием новых возможностей сбыта товаров, формирования приоритетов к качественным препаратам.

Понимание запросов потребителей — фундамент СТИРОЛБИОФАРМ. СТИРОЛБИОФАРМ растет и развивается. Когда наши покупатели слышат слово СТИРОЛ, они вспоминают без подсказки наши препараты: ВИТАМИН С, ПАРАЦЕТАМОЛ -325, ЦИТРАМАКС-форте, НОВАЛГИН, АСПЕКАРД, СПИРУ-ЛИНА, ЖЕНЬШЕНЬ КИТАЙСКИЙ, ГИНКГО ФРЕШ-БРЕЙН, ЛОПЕРАМИД, ЭНАФРИЛ, ГЕПАРСИЛ и др. Это говорит об узнаваемости и популярности торговой марки.

ьнж АIV

ЬифШ "It (Жмут ЕГ И

£-,714'. HxnariyTyniV.EiTaJLnH

П8

РУБ ТрЕЙД *».»г|1ян1ян ТщЩж- 15ГВ "

фармрынок украины в 2003 году ^^^Н 17

^■ ремш1шм ян варь-февраль 2004

рисунок 1

Структура распределения объемов импорта среди компаний-поставщиков за 9 месяцев 2003 г.

1 — 1-10 места, 48,2%

2 — 11-20 места, 19,8%

3 — 21-50 места, 20,8%

4 — 51-100 места, 8,6%

5 — Прочие, 2,6%

года. Подобная сезонная тенденция на рынке поставок импортных ГЛС отмечена и в 2002 г.

В таблице 1 представлен топ-лист 20 ведущих компаний-импортеров, осуществляющих ввоз ГЛС в Украину за 9 месяцев 2003 г. Почти половину (48,2%) объемов ГЛС, ввозимых в Украину, в денежном выражении обеспечивают компании, занимающие 1-10-е

места в указанном рейтинге (рис. 1). Объемы продукции, импортируемой компаниями, которые занимают 11-20-е и 21-50-е места, почти равны и составляют 19,8 и 20,8% соответственно. Для сравнения: по итогам 2002 г. десять компаний-лидеров ввозили 44%, представители следующей группы — 18,5%, следующие 30 фирм — 22,5% объема импортируемой продукции.

таблица 1| Топ-лист 20 компаний-

импортеров за 9 месяцев 2003 г.

№ Название компании

п/п

1 Оптима-Фарм

2 Альба Украина

3 БаДМ

4 ВВС-ЛТД

5 Медфарком

6 Людмила-Фарм

7 Фармако

8 Дельта Медикел

9 Бизнес Центр Фармация

10 Фалби

11 Группа компаний

«Аптечный холдинг»

12 Протек-Фарма

13 Элегант-Фарм

14 Артур-К

15 Медфармсервис

16 Каскад-Медикал

17 Фармвест

18 Гледфарм

19 Олфа

20 Медопт-АВС

таблица 2

География импорта ГЛС

№ Страна Тыс. долл. Т

п/п 9 мес. 2003 г. 9 мес. 2002 г. % прироста 9 мес. 2003 г. 9 мес. 2002 г. % прироста

1 Германия 64513,80 42939,6 50,2 1252,5 959,9 30,5

2 Франция 39034,10 23018,3 69,6 534,7 387,7 37,9

3 Индия 36291,60 28264,5 28,4 1755,5 2089,2 -16,0

4 Венгрия 20710,70 13960,9 48,3 352 275,1 28,0

5 Словения 18052,10 15003,8 20,3 392,6 380 3,3

6 Италия 14252,90 9720,3 46,6 146,2 113,8 28,5

7 Бельгия 13688,70 10683,9 28,1 56,4 59,5 -5,2

8 Австрия 12674,30 10867,7 16,6 309,3 296,1 4,5

9 Болгария 12034,80 10029,8 20,0 744,3 858,5 -13,3

10 Великобритания 11395,80 8984,6 26,8 256 270,1 -5,2

11 Швейцария 10613,90 8276,9 28,2 48 43,7 9,8

12 Дания 10301,80 7908,8 30,3 52,1 54,4 -4,2

13 Россия 10191,80 5287,8 92,7 377,7 230,3 64,0

14 Польша 9153,10 8736,9 4,8 205,5 182 12,9

15 США 7969,20 4885,7 63,1 190 130,3 45,8

16 Нидерланды 7888,10 5086,8 55,1 84,4 61,1 38,1

17 Латвия 5455,90 3973,8 37,3 98,9 73,7 34,2

18 Чехия 4132,40 4929,1 -16,2 161,5 243,5 -33,7

19 Канада 3284,60 2063,3 59,2 95 53,4 77,9

20 Финляндия 2457,70 1244,1 97,5 22,2 21,8 1,8

Прочие 24138,9 15265,80 973,2 655,2

Итого: 338 236 241131,80 8108 7439,4

5

18 главная тема: фармрынки стран снг

2004 январь-февраль ршшиим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рисунок 2

Структура объемов поставок ГЛС из стран-импортеров в денежном выражении за 9 месяцев 2003 г.

рисунок 3

Структура распределения объемов экспорта среди компаний-поставщиков фармацевтической продукции

1 — 1-10 места, 53,2%

2 — 11-20 места, 21,0%

3 — Прочие, 25,8%

таблица 3| Топ-лист 20

компаний-экспортеров

п/п Название компании

1 Фармак

2 Биостимулятор

3 Лекхим

4 Киевский витаминный

завод

5 Фармацевтическая

фирма «Дарница»

6 Юнифармако Лтд

Борщаговский

7 химико-фармацевтический

завод

8 Киевмедпрепарат

9 Здоровье народу

10 Примед

В таблице 2 представлены ведущие страны-импортеры ГЛС в Украину в течение 9 месяцев текущего года. Крупнейшим поставщиком ГЛС является Германия, занявшая 1-е место — 19,1%. За ней с долей в общем объеме импорта 11,5% следует Франция, сместившая со второй позиции Индию (10,7%) (рис. 2). Интересно, что по натуральному количеству лекарственных средств, ввезенных в Украину, Россия занимает более высокую позицию — шестую строчку в рейтинге стран-импортеров.

кроме того...

ОАО «КИЕВГУМА»

ОАО «Киевгума» ведущее предприятие СНГ по производству резиновых изделий медицинского назначения. Основной ассортимент изделий включает более 100 наименований, в т.ч. клеенка, перчатки, соски детские, пробки 4Ц и АВ, грелки, пузыри резиновые. Продукция поставляется во все страны СНГ и Балтии. Годовой объем производства свыше 10 млн. долл. В 2003 г. предприятие получило сертификат ISO 9001-2000. Впервые в отрасли освоено производство пробок, готовых к стерилизации. Среди потребителей — крупнейшие предприятия Украины: БХФЗ, «Дарница», «Фармак», «Киевмедпрепарат», фармацевтические заводы России и Белоруссии.

На вопросы «Ремедиума» о деятельности компании «Нижфарм» на фармацевтических рынках стран СНГ отвечает генеральный директор Андрей МЛАДЕНЦЕВ

Н — В каких странах ближнего зарубежья работает компания «Нижфарм»?

— Наши препараты продаются во всех странах СНГ, в странах Балтии, плюс мы недавно зарегистрировали наши препараты в Монголии. Но из всех рынков приоритетными для нас являются рынки Украины, Казахстана и стран Прибалтики. Приоритет рынков Украины и Казахстана обусловлен тем, что в этих странах у нас уже достигнуты достаточно большие продажи, которые мы планируем развивать и в дальнейшем. В 2003 г. мы создали дочернюю компанию «Нижфарм-Украина», и наши продажи теперь в Украине осуществляются от имени дочернего предприятия «Нижфарм-Украина», т.е. наша продукция перемещается со склада «Нижфарм — Россия» на склад «Нижфарм-Украина» и дальше продается. Во всех других странах процесс продаж осуществляется со склада «Нижфарм-Россия». В 2004 г. мы планиру-

19

РШШ1ШМ январь-февраль 20041

фармрынок украины в 2003 году

таблица 4

География экспорта фармацевтической продукции за три квартала 2003 г.

№ Страна Тыс. долл. Т

п/п 9 мес. 2003 г. 9 мес. 2002 г. % прироста 9 мес. 2003 г. 9 мес. 2002 г. % прироста

1 Россия 12100,1 9225,2 31,2 2547,60 2081,1 22,4

2 Беларусь 6359,1 4472,1 42,2 1208,10 944,8 27,9

3 Казахстан 3353,2 2809,1 19,4 556,4 405,5 37,2

4 Молдова 2377,2 2036,7 16,7 293,3 238,4 23,0

5 Грузия 1825,9 1313,2 39,0 173,3 121,6 42,5

6 Туркменистан 1659,8 2717,2 -38,9 110,7 134,7 -17,8

7 Азербайджан 1534,7 1230,1 24,8 328,1 234,4 40,0

8 Узбекистан 1252,9 684,8 83,0 155 74,9 106,9

9 Латвия 829,9 755,7 9,8 230 216,7 6,1

10 Польша 680,5 649,3 4,8 54,6 57,1 -4,4

11 Литва 643 385,1 67,0 163,8 168,9 -3,0

12 Армения 539,6 352,7 53,0 38,1 21,7 75,6

13 Кыргызстан 417,2 292,2 42,8 51,6 21,1 144,5

14 Болгария 208,3 216,9 -4,0 26,3 30,1 -12,6

15 США 101,9 90,1 13,1 7,7 2,2 250,0

Прочие 354 317,9 33,6 21,8

Итого: 34237,4 27548,10 5978 4775

Россия является также одним из лидеров по темпам увеличения поставок ГЛС как в денежном (92,7%), так и в количественном (64,0%) объемах, что позволило ей переместиться с 16-й (в 2002 г.) на 13-ю позицию в рейтинге. Вместе с тем Индия является лидером по тоннажу импорта — 21,7%, доля Германии по этому показателю составляет 15,4%, Болгарии — 9,2% и Франции — 6,6%. Больше половины объема импорта ГЛС принадлежит 5 странам — ведущим поставщикам фармацевтической

ем открыть дочернее предприятие «Нижфарм-Казахстан», и с этого момента продажи в Казахстане будут осуществляться со склада «Нижфарм-Казахстан». Параллельно с этим в настоящий момент осуществляется процедура вывода наших препаратов на рынки стран, которые входят в Европейское сообщество, однако этот процесс носит долгосрочный характер.

Н— Рассматривается ли присутствие на фарм-рынках соседних стран как тактическая задача расширения сферы сбыта своих препаратов или это задача стратегическая?

— Рынком первого приоритета для нас является рынок России, и наша стратегия заключается в том, чтобы стать компанией номер один в России и затем уже расширять нашу экспансию за пределы нашего государства, т.е. расширение географии наших продаж не есть стратегическая задача. Тем не менее наша работа в странах СНГ имеет исторические корни, мы всегда продавали нашу продукцию

в этих странах и в будущем ставим задачу удержания достигнутых продаж и постепенное развитие нашего присутствия на этих рынках. Рынок Балтии для нас также является приоритетным, потому что Балтийские страны сейчас входят в Европейское сообщество и гармонизируют свои требования с требованиями ЕС. И если наши препараты будут продолжать продаваться на этих рынках, то это будет являться первым шагом для экспансии нашей продукции в страны Европы. Создание дочерних предприятий «Нижфарм-Украина» и «Нижфарм-Казахстан» — это те мероприятия, которые позволят нам увеличить наши продажи в этих странах за счет обеспечения лучшего сервиса для дистрибьюторских компаний, находящихся в этих странах, и за счет продвижения нашей продукции. Например, в 2003 г. в Украине была создана сеть медицинских представителей, которая занимается продвижением нашей продукции среди врачей и аптек. Конкурентную борьбу мы ведем со всеми компаниями на тех рынках, где продаются наши продукты. >

20

главная тема: фармрынки стран снг

2004 январь-февраль РЕМШЦЦМ

продукции в денежном выражении и около 57% в количественном.

ЭКСПОРТ

В МП кварталах 2003 г. общий объем экспорта фармацевтической продукции составил 34 237,4 тыс. долл. в денежном выражении (+24,3% по сравнению с таким же периодом прошлого года), 5978,1 т — в количественном (+25,2), в том числе объем экспорта ГЛС в исследуемый период равняется 11758,8 тыс. долл. в денежном выражении и 2064,9 т — в количественном.

В таблице 3 представлен топ-лист ведущих компаний, осуществляющих экспорт фармацевтической продукции. Из общего объема 53% товаров экспортируют украинские компании, занимающие 1-10-е места в этом рейтинге (рис. 3). Объем продукции, экспортируемой компаниями, занимающими 11—20-е места, составляет 21%, на оставшиеся компании приходится 26% экспорта. Компании, занимающие 1-20-е места, обеспечивают 74% экспорта фармацевтической продукции в денежном выражении.

Наиболее востребованной фармацевтическая продукция украинских производителей остается на рынках стран СНГ — 90% объема экспорта фармацевтической продукции в денежном выражении: за ян-

варь-сентябрь 2003 г. наибольшие объемы поставок осуществлялись в Россию — 35,3%, Беларусь — 18,6%, Казахстан — 9,8% и Молдову — 6,9% (табл. 4).

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Темпы прироста объемов поставок импортных препаратов на фармацевтическом рынке в денежном выражении в 3,6 раза превышали темпы прироста производства ГЛС отечественных производителей. Таким образом, рост объема фармацевтического рынка в денежном выражении обеспечивали преимущественно поставки продукции зарубежных производителей. Однако в структуре импорта происходили важные изменения, свидетельствующие об увеличении в поставках доли более дорогостоящих препаратов. Наряду с увеличением объемов поставок ГЛС в натуральном выражении на 9%, стоимость импортированных ГЛС повысилась на 40%. При этом сохранилась стойкая тенденция к концентрации импорта — доля 50 ведущих компаний-импортеров с начала года увеличилась на 3,8%, а компаний первой десятки — на 4,2%. ж

► — Какова маркетинговая политика продвиже-

• ния препаратов на фармрынках стран СНГ?

— Серьезный опыт разработки и имплементации маркетинговой политики продвижения наших препаратов на рынках стран СНГ мы накопили только на рынке Украины. Несомненно, каждый рынок должен рассматриваться независимо от России, принимая во внимание его специфические особенности, например, тот препарат, который продвигается у нас в России, может быть «непродвигаемым» в другой стране и наоборот. Все зависит от специфики рынка, от предпочтений потребителя, от патентного законодательства в данной стране и от состояния вопроса с регистрацией товарных знаков. Например, некоторые наши товарные знаки являются зарегистрированными в России, но не зарегистрированными в других странах и наоборот. В контексте специфики рынка существуют особенности и в рекламной поддержке. Например, тот, кто сталкивался с рекламой продукции в Украине, знает, что рекламное пространство в Украине несколько отличается от такового в России, можно сказать, что оно несколько отстает по своей эволюции от рекламного рынка в России. Самое интересное, что, начав строительство дочерних компаний в других странах, мы столкнулись еще с одной проблемой, которую мы условно называем «Нижфарм-Интернейшнл». Наша компания, после открытия дочерне-

го предприятия в Украине, стала действительно мультина-циональной компанией: у нас есть баланс в рублях, есть баланс в гривнах, и мы также ведем консолидированный баланс «Нижфарм-Интернейшнл» в долларах. Специфика управления «Нижфарм-Интернейшнл» достаточно сильно отличается от управления «Нижфарм-Россия» и в принципе от управления любого холдинга, чьи дочерние компании находятся только в России.

Мы очень рады, что у нас есть возможность получить дополнительный опыт, как обеспечивать деятельность международной компании и как обеспечивать реализацию бизнес-процессов международной компании. Например, в нашей компании существует система продаж в России и система продаж в Украине, и подчиняются эти системы продаж разным людям, но работают эти системы продаж совместно на одном горизонтальном уровне. Тот опыт, который мы получаем в России, мы сразу трансформируем в Украину и в обратном направлении, т.е. мы осуществляем обмен опытом: как работать на тех или иных рынках. Общая ли должна быть система продаж, общая ли должна быть система маркетинга? Думаю, что нет, потому что все-таки это разные рынки. Но стратегию маркетинга в Украине, например, необходимо определять совместно: и с участием подразделения маркетинга в Украине и с участием аналогичной службы в России. ж

РЕКЛАМА 21

^■ РЕМШ1ШМ ян варь-февраль 2004 ^^Л

фРЕМШШМ

КОРПОРАТИВНЫЙ БОНУС

(Специальное предложение для компаний)

Информационно-издательское агентство «Ремедиум» предлагает компаниям оформить годовую подписку на журнал «Ремедиум» на 2004 год по корпоративным ценам

При подписке на 2-5 годовых комплектов110 у.е. При подписке на 6 и более годовых комплектов 88 у.е.

Обычная цена за годовой комплект

145,2 у. е.

Для оформления подписки необходимо:

1. Заполнить прилагаемый купон

2. Отправить заполненный купон по факсу: (095) 780-3426,

либо по адресу: 105082, Москва, ул. Бакунинская, д. 71, стр. 10

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел распространения 000 ИИА «Ремедиум». Тел.: (095) 780-3425,780-3427. Факс: (095) 780-3426. E-mail: zh.sark@remedium.ru

ПЕРСОНАЛ

для

КОМПАНИЙ

Ш

МЫ НЕ ПРОИЗВОДИМ И НЕ ПРОДАЕМ ЛЕКАРСТВА, МЫ НАХОДИМ СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЭТО

ЛУЧШЕ ВСЕХ

Орган изация м-работодателя м, заняты м в сфере производства и сбыта фармацевтической продукции и медицинской техники, компания вКР предлагает следующие услуги:

+ Подбор персонала в Москве,

регионах Российской Федерации, странах СНГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ Кадровое консультирование

♦ Маркетинговые исследования

♦ Дополнительные услуги

Адрес: 105082, Москва, ул. Бакунинская, д. 71, стр. 10. Тел.: (095) 780 35 21,780 34 25, факс: (095) 780 35 20 \v\vw. grp-company.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.