Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок России и Подмосковья: время подводить итоги'

Фармацевтический рынок России и Подмосковья: время подводить итоги Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Широкова Ирина

5-я конференция «Фармацевтический рынок», организованная Министерством здравоохранения Московской области, Российской фармацевтической лигой и компанией «ЭдиКом», состоялась в начале февраля в бизнесотеле Holiday Inn Moscow (Виноградово). Это первое крупное мероприятие 2004 г., на котором специалистами и руководителями фармотрасли были подведены итоги прошедшего года в сфере лекарственного обеспечения населения России. На конференции были также представлены последние данные по развитию фармотрасли и здравоохранения Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок России и Подмосковья: время подводить итоги»

2004 март РШШШМ

Ирина ШИРОКОВА

Фармацевтический рынок России и Подмосковья:

ВРЕМЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ

5-я конференция «Фармацевтический рынок», организованная Министерством здравоохранения Московской области, Российской фармацевтической лигой и компанией «ЭдиКом», состоялась в начале февраля в бизнес-отеле Holiday Inn Moscow (Виноградово). Это первое крупное мероприятие 2004 г., на котором специалистами и руководителями фармотрасли были подведены итоги прошедшего года в сфере лекарственного обеспечения населения России. На конференции были также представлены последние данные по развитию фармотрасли и здравоохранения Московской области.

В течение двух дней работы конференции участники получили информацию «из первых рук», касающуюся бесплатного и льготного отпуска лекарств, роста цен на медикаменты, легального оборота наркотических средств, динамики распространения в стране фальсифицированной продукции.

В докладе «Государственная политика в условиях современного фармрынка. Меры по совершенствованию государственного регулирования лекарственного обеспечения» Наталия ПОДГОРБУН-СКИХ, начальник Управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями Минздрава России, напомнила, что в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами право на бесплатное и льготное получение ЛС по рецептам врачей имеют 44 группы населения и пациенты с более чем 30-ю категориями заболеваний. Льготами по лекарственному обеспечению в настоящее время пользуются около 30 млн. человек, из которых около 17 миллионов имеют право на бесплатное приобретение ЛС, остальные — на льготное (со скидкой 50%%).

Средняя стоимость бесплатного рецепта в российских регионах, представивших в Минздрав России свои данные, в 2003 г. составила 107 руб., льготного рецепта — 56 руб. При этом стоимость бесплатного рецепта в регионах России

заметно различается: от 57 руб. в Алтайском крае до 177 руб. в Сахалинской области, а стоимость льготного рецепта — от 19 руб. в Алтайском крае до 115 руб. в Воронежской области. Уровень удовлетворения потребностей в обеспечении ЛС в соответствии с установленными льготами за 2003 г. составил в среднем 88%. В ряде регионов этот показатель оказался намного ниже среднего уровня: в Кировской области — 53%, в Республике Северная Осетия — 30%. В то же время самые высокие показатели (100%-ное обеспечение населения по бесплатным и льготным рецептам) отмечены в Ямало-Ненецком АО, Самарской и Нижегородской областях, Ставропольском крае.

Важный аспект государственной политики в области лекарственного обеспечения — проведение централизованных закупок медикаментов, необходимых для решения федеральных целевых программ предупреждения и борьбы с болезнями социального характера, а также вакцин для проведения профилактических мероприятий в рамках Национального календаря прививок. Анализ структуры централизованных закупок, проведенных Минздравом России в последние 3 года, показал, что за счет средств федерального бюджета объем закупок ЛС и медицинской техники ежегодно увеличивается. Так, в прошлом году централизованно было закуплено ЛС и медицинской техники на 6242 млн. руб. Также увеличивается число проводимых

конкурсов и участников. Путем проведения открытых конкурсов в 2000 г. было всего закуплено около 25% ЛС и МТ, в

2001 г. — около 36%, то в 2002 г. — уже 66%, а в 2003 г. — около 68% от общих закупок (или на 4220 млн. руб.). Минздрав России в настоящее время обеспечивает за счет средств федерального бюджета порядка 5% потребностей в ЛС и МТ в рамках реализации федеральных целевых программ. Остальные закупки делаются за счет местных бюджетов. В этих условиях, заметила Наталия Под-горбунских, особенно возрастает роль и ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения всех уровней в части строгого соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством, регламентирующим порядок закупок за счет бюджетных средств, их экономичного и рационального использования. Она заметила, что средние закупочные цены на ЛС в субъектах РФ в большинстве случаев выше средних закупочных цен Минздрава России: от 0,3% до 106%.

Что касается роста цен на медикаменты, то, по данным Госкомстата России, этот показатель не превысил роста цен на потребительские товары, как по итогам

2002 г., так и в 2003 г. В прошлом году рост цен на лекарства отмечен на уровне 7,2% по всей России, в то время как рост цен на потребительские товары — 12%. (в 2002 г. рост цен на ЛС и потребительские товары был одинаков, составив 15,1%). Уровень средних розничных цен по отношению к зарегистрированным единым отпускным ценам производителей составляет около 99% в Центральном федеральном округе и до 113% в Дальневосточном федеральном округе.

На какую помощь государства сегодня могут рассчитывать стационарные и амбулаторные больные? Этим, а также отдельным категориям граждан от 40 до 60% назначенных ЛС оплачивается за

СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

81

РШШ1ШМ 2004 март

счет средств бюджета и ФОМС. Расходы в статьях бюджетов регионов на приобретение лекарств в разных регионах колеблются: от 33 до 77 млн. руб., расходы ФОМС - от 41 до 106 млн. руб. «Стратегическая цель государственного управления регулирования фармацевтической деятельностью должна быть единой для всех субъектов РФ, — считает Наталия Подгорбунских. — Непременным условием эффективного управления является прозрачность бюджетных ресурсов, выделяемых на лекарственное обеспечение, единая нормативная база, верховенство федеральных законов и федеральных (национальных) стандартов, регламентирующих лекарственное обеспечение и другие виды деятельности в фармацевтической сфере». Александр ТОПОРКОВ, заместитель руководителя Департамента государственного контроля ЛС, изделий медицинского назначения и медицинской техники, привел данные о количестве ЛС, зарегистрированных за последние 3 года в России, а также о проведенных в прошедшем году клинических испытаниях лекарств. Всего было зарегистрировано 6592 лекарственных препарата, в том числе, в 2001 г. — 1945, 2002 г. — 2812, 2003 г. — 1935 ЛС (из них 1097 ЛС отечественного производства). Анализ номенклатуры показал, что наиболее регистрируемыми ЛС являются антибиотики, гомеопатические средства, витамины, НПВП и противомикробные препараты. В течение 2003 г. в России было проведено 350 КИ, в том числе 172 ММКИ и 81 исследование на биоэквивалентность.

Одна из основных функций Департамента — осуществление контроля за качеством медикаментов, проведение проверок предприятий-производителей ЛС. В прошлом году было проведено около 200 таких проверок, в результате которых 74 ведущих фармпред-приятия России получили заключение о соответствии организации производства требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах». Александр Топорков отметил тенденцию к снижению количества забракованной продукции в последние три года: 2030 ЛС в 2000 г., 1554 ЛС — 2001 г., 1107 ЛС — 2002 г., 850 ЛС — в 2003 г.

По сравнению с 2001 г. количество брака снизилось на 29%, в том числе по отечественным ЛС на 27,2%. В прошлом году это сокращение составило 26%.

Несколько иная динамика наблюдается в сфере обращения фальсифицированных лекарств. Так, если в 2000 г. контрольно-разрешительной системой Минздрава России было выявлено 42 наименования 105 серий фальсифицированных ЛС, в 2001 г. — 49 наименований 101 серий, в 2002 г. — 62 наименования 178 серий, то на 15 декабря 2003 г. — 55 наименований 179 серий. По мнению А.А. Топоркова, анализ статистики о рекламациях на ЛС, а также статистики серий и наименований фальсифицированных ЛС свидетельствует, что меры, предпринимаемые Минздравом в последнее время, оказывают позитивное влияние на рынок: темпы роста числа подделок сегодня приостановлены. Кроме того, обязательная сертификация поставила барьеры на пути проникновения «серого» импорта ЛС через Литву, Латвию и другие приграничные страны.

Сергей ПЕСТРЕЦОВ, начальник отдела Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в своем выступлении остановился на основных аспектах деятельности комитета, главная задача которого заключается в объединении усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти в реализации государственных программ противодействия наркоагрессии, а также в выявлении и пресечении преступной деятельности межрегиональных и меяздународных наркосооб-

ществ, профилактика наркотизации населения. В 2003 г. за время становления новой государственной структуры (комитет начал работать с 1 июля прошлого года) в стране было зарегистрировано свыше 14 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Всего же было зарегистрировано более 120 тыс. подобных преступлений, а более 10 тыс. — особо тяжких. Только органами Госнаркоконтроля по возбужденным уголовным делам изъято около 7,5 тонн наркотиков, в том числе, более 700 кг сильнодействующих веществ. Ситуация, сложившаяся в сфере легального оборота наркотиков, остается сложной. Причины этого явления очевидны: пробелы в законодательстве, регулирующем легальный оборот наркотиков, а также отсутствие системного подхода в организации контроля в этой области. До настоящего времени нормативно не урегулирован порядок производства, переработки, хранения, перевозки и других видов оборота наркотических средств и психотропных веществ. Много вопросов накопилось в сфере оборота сильнодействующих веществ. Все это, по мнению Сергея Пестрецова, создает условия для злоупотреблений. Одна из основных тем конференции — развитие фармации и проблема лекарственного обеспечения Подмосковья — одного из наиболее крупных российских регионов. Емкость его фармацевтического рынка в денежном выражении на сегодня составляет около 4% от общероссийского показателя. На территории Московской области сегодня зарегистрировано более 60 производителей ЛС и изделий медицинского назначения. Общий объем лекарств,

ШАРМАЗОЛИН

Попрощайтесь с насморком!

• Выпускается по стандартам GMP

• Позволяет дозировать капли

2004 март РШШШМ

реализуемый жителям области, превышает 4,5 млрд. руб. Розничную торговлю ЛС и изделиями МН осуществляют более 2000 тыс. аптечных учреждений различных форм собственности. По словам Игоря БОГИНА, первого заместителя министра здравоохранения Московской области, «Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, является проведение последовательной ценовой политики на фармрынке». Он отметил, что несмотря на различные объективные факторы, рост розничных цен на ЛС за 2003 г. составил почти 25% (хотя этот показатель существенно ниже общероссийского). Минздрав МО также обеспокоен фактами проникновения на рынок области фальсифицированных ЛС. В прошедшем году в Подмосковье было зарегистрировано более 50 случаев выявления контрафактной продукции, которая не была допущена к реализации. Игорь Богин подчеркнул, что в последнее время в регионе активизирована работа по развитию формулярной системы гарантированного лекарственного обеспечения лечебного процесса, про-

водимого как амбулаторно, так и в стационарных условиях. В настоящее время более половины ЛПУ муниципальных образований имеют такие формуляры, что позволяет при сохранении качества лечения более эффективно расходовать имеющиеся бюджетные средства за счет преимущественного использования препаратов отечественного производства и дженериков, имеющих значительно меньшую стоимость. Однако, по мнению Игоря Богина, для внедрения в области формулярной системы в полном объеме, потребуются совместные усилия Минздрава МО, руководителей ЛПУ, аптечных организаций.

Андрей ИВАНОВ, начальник Управления организации лекарственной помощи Минздрава Московской области, сообщил, что доля финансовых средств, идущих на выполнение государственных обязательств, достигает 40% от фармрын-ка Московской области. Причем около 17% общей емкости фармрынка приходится на больничный сектор реализации лекарств в денежном выражении, и более 23% — доля, идущая на льготное лекарст-

венное обеспечение населения при лечении в амбулаторных условиях и на реализацию целевых программ. Удельный вес расходов на медикаменты и перевязочные средства в Московской области достигает 14% от консолидированных расходов на здравоохранение Подмосковья (в целом по России этот показатель немного превышает 13%). В 2003 г. здравоохранение Московской области за счет централизованных закупок получило ЛС на общую сумму 399 млн. руб., что на 32 млн. руб. больше, чем в 2002 г.

В области свыше 900 юридических лиц имеют лицензию на фармдеятельность на почти 1800 торговых предприятиях. Отпуск медикаментов льготникам (около 1 млн. человек) производится на более чем 560 объектах. В рамках конференции «Фармацевтический рынок» состоялись «круглые столы» по проблемам современной аптеки, налогообложению фармпредприятий, клинической фармакологии, а также была организована выставка ЛС и изделий медицинского назначения.

^ ОРГАНИЗАЦИЮ

ЛЕЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Общероссийский общественный фонд «Здоровье человека»(основан в 1991 году)

в сотрудничестве с клиниками Медицинского факультета университета Франкфурта-на-Майне организует обследование, лечение и реабилитацию пациентов в Германии.

Высокие результаты в лечении достигаются благодаря новейшим разработкам в области охраны здоровья, высококвалифицированным специалистам с мировыми именами, современному оборудованию и комфортным условиям пребывания в клинике. Фонд имеет своих представителей и может также организовать лечение и реабилитацию в клиниках Франции, Швейцарии, Англии, Испании и Израиля.

Оформляем необходимые документы в кратчайшие сроки, организуем поездку на всех этапах - паспорта, визы, билеты, трансфер, гостиницы для сопровождающих лиц.

Обеспечиваем русскоговорящим врачом-специалистом и переводчиком на весь период Вашего обследования или лечения.

Впервые предлагается лечение различных стадий онкологических заболеваний с применением высокоэффективного метода гипертермии в специализированной клинике Германии.

Приглашаем к сотрудничеству

Контактные телефоны: в Москве (095) 785-62-71, 267-50-04, 261-22-09 Почтовый адрес: 105064, Москва, а/я 348 Адрес: Москва, Нижний Сусальный пер., д. 5 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.