6
главная тема
2005 апрель РЕМШииМ
РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНОК НА ПЕРЕВАЛЕ]
УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЬГОТ-Н">1 Х РЕЦЕПТОВ К КОНЦУ МАРТА ДО-СдИГ 94,37% ■ В С.-ПЕТЕРБУРГЕ СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖЕННОГО РЕЦЕПТА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛЬГОТЕ СОСТАВЛЯЕТ 1089 РУБ. ■ ЕСЛИ БЫ НЕ РЕФОРМАТОРСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, :Оз ЬЕМ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА В 2005 г. СОСТАВИЛ БЫ 6,5 МЛРД. ДОЛЛ.
В РАЗДЕЛЕ
Николай ЮРГЕЛЬ, зам. директора департамента фармацевтической деятельности обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ, к.м.н., заслуженный врач России
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПЕРВЫЕ ВЕРСТЫ НА ДОЛГОМ ПУТИ
Лекарственное обеспечение является одной из важнейших составляющих медицинской помощи населению. Более 25% средств в системе здравоохранения расходуется непосредственно на оказание этой помощи. При этом отдача от вложенных средств остается низкой. Показатели продолжительности и качества жизни не улучшаются, не происходит снижение показателей смертности и серьезных осложнений. Поэтому повышение эффективности использования лекарств — одна из ключевых задач практического здравоохранения, решать которую необходимо как за счет увеличения потребления лекарственных средств, так и ужесточения контроля за рациональным назначением препаратов.
Потребление лекарственных препаратов в России на душу населения остается чрезвычайно низким и составляет в среднем 42 долл. США (для сравнения: в США — 722, в Японии — 377, в Венгрии — 86, в Чехии — 160). Причем из всех стран «большой восьмерки» в России самый высокий уровень личных затрат граждан на покупку лекарств. В развитых странах значительная часть стоимости медикаментов покрывается за счет различных страховых программ, фондов. Необходимо отметить, что около 70% россиян из-за отсутствия средств не могут обеспечить себя полноценной лекарственной помощью на амбулаторно-поликлиническом этапе. Действующие в субъектах Российской Федерации модели льготного и бесплатного лекарственного обеспечения не обеспечивали принцип равной доступности медикаментов для наиболее социально уязвимых категорий населения.
Процент удовлетворения льготными лекарствами в 2003 г. составил 63,4%. По ряду регионов — от 5 до 30%. Средняя стоимость бесплатного рецепта варьировала от 58 до 177 руб.; льготного — от 19 до 99 руб.
В большинстве регионов отсутствовал персонифицированный учет граждан, имеющих право на получение льготной лекарственной помощи. Средние затраты на 1 больного в месяц сложились от 6 руб. (Оренбургская область) до 64 руб. (Самарская область). Региональные перечни лекарств для льготного и бесплатного обеспечения варьируют от 30 торговых наименований лекарств до 600 и более.
По данным анализа ситуации, проведенного в Сибири, сельские жители по льготам обеспечиваются государством в 2,1 раза хуже, чем городские. Создание нового подхода к лекарственному обеспечению граждан диктовалось необходимостью коррек-
ции таких недостатков, как отсутствие эффективного контроля за назначением и отпуском лекарств, неуправляемость ценообразования, отсутствие персонифицированного учета граждан, существенные различия объемов и качества лекарственной помощи в различных регионах страны, в городах и сельской местности, проистекающие из простого перераспределения бюджетных средств на уровне субъекта Российской Федерации через лечебно-профилактические учреждения и действующие региональные системы льготного лекарственного обеспечения.
С 1 января 2005 г. реализуется Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, предусматривающий дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Новый порядок дополнительного лекарственного обеспечения предусматривает механизмы интеграции существующих в регионах инфраструктур и систем.
Основными отличительными свойствами системы дополнительного лекар-
ственного обеспечения от действующих распределительных моделей являются следующие:
1. Обеспечение равенства прав граждан, независимо от места их проживания, посредством организации:
Ф персонифицированного учета,
Ф единого перечня лекарств по всем основным заболеваниям,
Ф установления единых цен на одинаковые лекарства на всей территории Российской Федерации.
2. Обеспечение условий повышения экономической эффективности программы за счет:
Ф государственного контроля за ценами на лекарственные средства.
Ф установление единых предельных оптово-розничных торговых надбавок, дифференцированных с учетом климатических, географических и демографических особенностей конкретных регионов.
Ф произведение расчетов по факту отпуска лекарственных средств пациентам.
Ф поддержание конкурентных отношений между субъектами лекарствен-
ного обращения, участвующими в программе.
3. Формирование условий для совершенствования контроля качества лекарств посредством:
Ф установления дополнительных требований к производителям на этапе регистрации цен, которая осуществляется с учетом параметров цена/качество при отсутствии претензий государственных контролирующих органов к качеству продукции и (или) к порядку
организации производства и контроля качества.
« организации прямых поставок лекарственных средств от производителей в России и из-за рубежа, препятствующей вхождению на рынок фальсифицированной и недоброкачественной продукции.
« дополнительных мер по мониторингу качества, организуемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В перспективе отчисление от ежемесячной денежной выплаты будет, по существу, страховой премией, формирующей общий бюджет программы. Застрахованные больные смогут получить необходимые лекарства в случае возникновения заболевания, подлежащего амбулаторному лечению. В соответствии с Федеральными стандартами, которые разработаны в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и Перечнем лекарств, который включает более чем 1800 торговых наименований препаратов, превышающий любой из региональных перечней.
В свете предстоящей модернизации здравоохранения программа должна состояться как базовая организацион-
ная структура, позволяющая развивать систему в нескольких направлениях. Прежде всего, это увеличение категорий граждан, получающих лекарственное обеспечение за счет включения в систему тех категорий, которые относятся к сфере ответственности субъек-
тов Федерации, а также за счет корпоративного и индивидуального страхования.
В настоящее время в Минздравсоцраз-вития России и субъектах Российской Федерации разрабатываются Соглашения, которыми предусматриваются меры взаимной ответственности по организации системы дополнительного лекарственного обеспечения. Разработка документов и практическая деятельность участников осуществлялись параллельно: проводилось обучение специалистов, печатались необходимые бланки медицинской документации для начала работы, осуществлялся завоз лекарственных средств в субъекты Российской Федерации. К началу 2005 г. в каждом субъекте Российской Федерации был сформирован запас лекарственных средств на общую сумму около 3 млрд. руб.
Приказами Министерства от 02.12.2004 г. №296 и от 24.12.2004 г. №321 утвержден Перечень лекарственных средств для дополнительного лекарственного обеспечения.
таблица 1| Уровень обслуживания рецептов
Федеральный округ Уровень обслуживания рецептов (%) Регион с более низким показателем уровня обслуживания рецептов (%)
31.01. 2005 г. 28.02. 2005 г. 21.03 2005 г.
Центральный 93,91 93,92 96,73 Владимирская обл. -77,78
Северо-Западный 78,29 84,72 87,08 С.-Петербург -76,9
Южный 84,03 81,56 90,52 Кабардино-Балкарская Республика — 65,92
Приволжский 79,81 91,50 94,49
Уральский 84,52 93,52 95,58 Пермская обл. -84,51
Сибирский 74,17 93,99 95,23 Усть-Ордынский Бурятский АО — 51,03
Дальневосточный 99,76 96,44 96,18 Сахалинская обл. — 75,57
Российская Федерация 87,28 91,47 94,37
При составлении Перечня принималась во внимание сложившаяся структура потребления лекарственных препаратов в регионах, проводился фар-макоэкономический анализ эффективности курсовой стоимости лечения различных заболеваний.
По замечаниям практикующих врачей, поступившим из регионов, в Перечень необходимо включить ряд других препаратов. Вопросы по корректировке Перечня рассматриваются с учетом предло-
жений органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по итогам работы в I квартале 2005 г., о чем проинформированы органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
В целях регулирования ценообразования в системе дополнительного лекарственного обеспечения Рос-здравнадзор заключил с Федеральной службой по тарифам России Соглашение о выполнении положений
постановления Правительства РФ от 12.12.2004 г. №769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг», предусматривающее основные подходы принятия решений о регистрации цен на лекарственные средства и об установлении торговых надбавок к этим ценам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
♦ Численность населения — 4669,4 тыс. человек.
♦ Аптечное потребление ГЛС
на душу населения в розн. ценах — 39,80 долл.
♦ Объем аптечного рынка составляет 147,99 млн. долл. в оптовых ценах и 185,8 млн. долл. в розничных.
Распределение аптечных
учреждений по формам
собственности
Тип аптечного Кол-во
учреждения
Частные аптеки 306
Частные пункты (и киоски) 515
Гос. аптеки 185
Гос. пункты (и киоски) 161
Итого 1167
Задача, которая ставилась при регистрации цен, прежде всего, это исключение влияния внешних факторов (инфляция, колебание рыночных цен, плановый рост цен и т.д.) на затраты федеральной программы по дополнительному лекарственному обеспечению.
При принятии решения о согласовании цен на лекарственные средства, входящие в утвержденный Перечень, и торговых надбавок к этим ценам Федеральная служба тарифов России и Рос-здравнадзор исходили из следующих основных принципов:
4 цены на лекарства, входящие в Перечень, не должны превышать цены на аналогичные лекарственные средства, реализуемые в свободной продаже;
« цены на лекарственные средства, входящие в Перечень и одновременно входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регистрируются с учетом особенностей поставок (крупные партии) и на основе сравнительного анализа;
4 на идентичные лекарственные средства (одинаковой формы, дозировки,
упаковки) цены регистрируются, исходя из особенностей производства каждого производителя (например: происхождение субстанции, внедрение GMP, страна происхождения и т.п.). Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства принимались на основании следующих принятых решений об основных принципах расчета размеров торговых надбавок:
« торговые надбавки устанавливаются для каждого субъекта Российской Федерации на основе анализа предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Ф торговые надбавки для субъектов Российской Федерации дифференцируются с учетом их региональных особенностей.
Также в ходе подготовки к регистрации цен и к установлению торговых надбавок была достигнута договоренность о проведении оперативного мониторинга, а по окончании I квар-
тала — детального мониторинга. Для этого уже в январе текущего года Федеральной службой тарифов России были направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов формы отчетности, по которым предлагается до 10 числа каждого месяца представлять данные о действующих в субъектах Российской Федерации ценах на лекарства в соответствии с Перечнем и лекарства реализуемые в розничной продаже, а также о размерах надбавок к этим ценам.
Оперативный мониторинг, проведенный с участием Федеральной службы тарифов России, показал, что основными проблемами дополнительного лекарственного обеспечения являются:
1. Очереди в поликлиниках.
2. Жалобы на недопоставку лекарственных препаратов.
3. Очереди в аптеках.
4. Недостаточность перечня лекарственных средств.
5. Обеспечение пациентов с заболеваниями, поименованными в постановле-
нии Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №890 (диабет, онкология, ВИЧ/ СПИД, туберкулез и пр.).
6. В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития проводит изучение на местах сообщений о завышении цен на лекарственные препараты бесплатного отпуска. Причины разницы в ценах могут быть следующие:
* сравниваются разные торговые наименования;
Ф сравниваются торговые наименования с различными сроками годности;
« возможно, аптекой был закуплен фальсифицированный препарат;
Ф иногда за препарат, поставленный в 2005 г. по федеральной программе, принимают препарат, закупленный регионом в 2004 г. по региональной программе.
В том случае, если все же выяснится, что производители лекарственных средств зарегистрировали цену выше, чем та, по которой они поставляют лекарства на рынок, цена регистрации будет приводиться к уровню последней.
РШШ1ШМ апрель 2005
Пути решения данных проблем указаны в методических письмах Минз-дравсоцразвития России, разосланных во все заинтересованные субъекты
Российской Федерации и других документах.
Необходимо отметить, что большинство цен на лекарства в свободной продаже выше, чем цены на лекарства в соответствии с Перечнем (цен возмещения). Например, в Красноярском
крае из 1112 наименований лекарств, по которым представлены данные, кроме 11 наименований цены в свободной продаже выше цен возмещения. Свердловская область предоставила данные по 4 лекарствам, по всем остальным лекарствам цены в свободной продаже выше цен возмещения. Также в Свердловской области — таблетки галоперидола 1,5 мг №50 дороже в свободной продаже, чем при льготном отпуске примерно в 2 раза; в Саратовской области таблетки ципрофлокса-цина 250 мг №10 — дороже в 2,1 раза; в С.-Петербурге таблетки нифедипина 10 мг №50 — дороже в свободной продаже на 38%.
Вместе с тем встречаются факты, когда цены на лекарства в свободной продаже ниже, чем цены на аналогичные лекарства, отпускаемые федеральным льготникам.
Детальное разбирательство данных фактов выявило, что:
« цены ниже на лекарственные средства, у которых истекают сроки годности, и фармацевтические компании применяют значительные скидки. На-
пример, в Москве предлагаются к продаже таблетки дальфаза ретард 5 мг №56 («Санофи-Винтроп Индустрия», Франция) по цене 321 руб., срок годности которых истекает в апреле 2005 г. (цена для возмещения 1304,65 руб., в свободной продаже в других аптеках более 1300 руб.);
« более низкий уровень цен на некоторые лекарственные средства связан с давностью поставок по более низким ценам, при этом в целях их более быстрой реализации не всегда производится переоценка.
Также имеет место некорректное представление данных.
На анализ ценовой ситуации на лекарственные средства значительное влияние оказывает различие подходов установления торговых надбавок субъектами Российской Федерации. В настоящее время торговые надбавки, уста-
новленные субъектами Российской Федерации, дифференцированы:
+ в зависимости от стоимости лекарственного средства (12 субъектов Российской Федерации);
+ по районам или по типу местности
(город или село) (11 субъектов Российской Федерации);
Ф в зависимости от производителя продукции — отечественные или импортные;
+ в зависимости от особенностей перевозки и хранения отдельных видов
лекарственных средств (наркотические, иммунобиологические препараты и т.д.).
Разнообразие методов установления торговых надбавок в субъектах привело к искажению оценки ценовой ситуации на лекарственные средства в свободной продаже и на лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам.
Необходимо отметить, что оплата поставщикам производится только за фактически отпущенные гражданам лекарства, учтенные на их индивидуальных лицевых счетах, только по ценам, зарегистрированным Росздрав-надзором.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития достигнута договоренность более чем с 72 российскими и зарубежными производителями лекарственных препаратов, являющимися поставщиками лекарственных средств, входящих в Перечень, о фиксированной цене и принципах снижения цен в течение года до уровня цены в свободном коммерческом отпуске. 33 произ-
водителя лекарственных средств снизили цены на отпускаемую продукцию по дополнительному лекарственному обеспечению на 223 наименования лекарственных средств. Средний процент снижения цен составил 17,76%. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации поручено территориальным управлениям Роспотребнадзора осуществлять постоянный контроль ЛПУ, а также организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным регистром и по результатам контроля:
1) давать оценки состояния и организации сложившегося в регионе порядка льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
2) информировать органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о состоянии льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, принимать совместные решения по урегулированию процесса доступности и гарантий до-
ИРКУТСК
♦ Численность населения — 593,4 тыс. человек.
♦ Аптечное потребление ГЛС
на душу населения в розн. ценах -50,69 долл.
♦ Объем аптечного рынка составляет, 22,11 млн. долл. в оптовых ценах и 30,1 млн. долл. в розничных.
Распределение аптечных
учреждений по формам
собственности
Тип аптечного Кол-во
учреждения
Частные аптеки 66
Частные пункты (и киоски) 177
Гос. аптеки 52
Гос. пункты (и киоски) 53
Итого 348
полнительного лекарственного обеспечения;
3) применять в отношении соответствующих должностных и юридических лиц меры административного воздействия.
В ходе осуществления дополнительного лекарственного обеспечения выявилась проблема недостаточной укомплектованности ЛПУ автоматизированными рабочими местами.
На сегодняшний день около 44% ЛПУ, участвующих в дополнительном лекарственном обеспечении, не оснащены компьютерами, а это около 7000 ЛПУ. При этом, по оперативным данным, от 16 субъектов Российской Федерации приобретено в 2005 г. 3200 компьютеров в ЛПУ для учета ДЛО. Также фармацевтические организации предоставили для ДЛО около 1400 компьютеров.
Предложен механизм решения этой проблемы без дополнительного финансирования из федерального бюджета, предусматривающий возможность выделения средств на оснащение компьютерами ЛПУ из запланиро-
ванных фонду ОМС на дополнительное лекарственное обеспечение.
На сегодняшний день документ согласован с Министерством финансов Российской Федерации и подписан в Правительстве РФ.
В настоящее время ситуация по дополнительному лекарственному обеспечению в большинстве субъектов Российской Федерации удовлетворительная, идет рабочая настройка системы.
В некоторых субъектах Российской Федерации еще наблюдается низкая доля обслуживания рецептов (Владимирская обл., Рязанская обл., Республика Карелия, Архангельская обл., Республика Адыгея, Ставропольский край, Волгоградская обл., Кировская обл., Нижегородская обл., Челябинская обл., Республика Бурятия) по причине недостаточной работы по формированию заявок и по организации внутрирегиональной логистики. Также в ряде регионов отмечается большое количество неправильно выписанных и оформленных рецептов (табл. 1).
По сравнению с январем 2005 г. в феврале 2005 г. увеличилось число аптеч-
ных организаций, участвующих в ДЛО с 9336 единиц до 11041 единиц (рост составил 14,2%), что является результатом совместной с субъектами Российской Федерации работы по совершенствованию системы оказания социальных услуг к населению.
Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации формирование счетов производится недостаточно активно, в т.ч. и региональными фармацевтическими организациями. В этой связи Министерство предлагает поручить руководителям исполнительной власти Российской Федерации принять меры по незамедлительному предъявлению счетов за отпущенные лекарственные средства по ДЛО в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Первые результаты реализации системы дополнительного медицинского обеспечения отдельных категорий граждан позволяют рассчитывать на определенный социальный успех этой программы, хотя масштаб задачи очень значителен.
Ф