Научная статья на тему 'Проблемы доступности лекарственной помощи населению Курганской области'

Проблемы доступности лекарственной помощи населению Курганской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛПУ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ГУП / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глузман Игорь, Бреднева Надежда, Зевакова Вера

К настоящему времени в Курганской области не проводился комплексный анализ регионального фармацевтического рынка, включающий оценку емкости рынка, социально-экономических факторов, определяющих уровень обеспеченности населения лекарственной помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы доступности лекарственной помощи населению Курганской области»

Игорь ГЛУЗМАН, ГУП «Курганфармация», Надежда БРЕДНЕВА, Вера ЗЕВАКОВА, ГОУ ВПО ТюмГМА, кафедра фармации ФПК и ППС

Проблемы доступности лекарственной помощи

населению курганской области

К настоящему времени в Курганской области не проводился комплексный анализ регионального фармацевтического рынка, включающий оценку емкости рынка, социально-экономических факторов, определяющих уровень обеспеченности населения лекарственной помощью.

Курганская область входит в состав Уральского федерального округа и является единственным дотируемым регионом на территории округа. Для установления базовых характеристик фармацевтического рынка нами был проведен анализ его емкости. Для оценки емкости рынка исследованы данные о потреблении лекарств на основе косвенных данных — доходов населения, оборота розничной торговли, заболеваемости, объемов бесплатного и льготного отпуска, товарооборота ГУП «Курганфармация», потребления медикаментов в ЛПУ. Для анализа объемов продаж нами проведена классификация аптечных организаций по формам собственно-

сти. На 01.12.2003 г. региональный фармацевтический рынок представлен 101 аптекой, входящей в состав 54 юридических лиц. Из них — государственных 62, в т. ч. 4 больничные аптеки разных ведомств и 43 аптеки системы ГУП «Курганфармация»;12 муниципальных, находящихся в структуре ЛПУ и 39 частных аптек. Структура аптечной сети в динамике представлена на рисунке 1. Объем фармацевтического рынка Курганской области в 1999 г. оценивался в 10 млн. долл., что примерно составляло 0,3% от общероссийского, такой же удельный вес сохранился до настоящего времени. Рынок имеет тенденцию к росту: так, в 2003 г. объем увеличился почти в 2,5 раза по от-

ношению к 1999 г. и составил 25 млн. долл. Следует отметить, что данный процесс связан не только с ростом цен, но и с расширением ассортимента ЛС. В настоящее время товарный запас по ассортименту ЛС и ИМН составляет свыше 4,5 тыс. наименований.

Общее количество аптек уменьшилось со 139 в 1999 г. до 101 в 2003 г., ввиду того, что ряд государственных и частных аптек был переведен в разряд фельдшерско-акушерских и аптечных пунктов.

Общий объем реализации товаров аптечного ассортимента области за 2003 г. составил 750 млн. руб., что на 56% больше, чем в предыдущий год. Розничные продажи населению осуществлены на сумму 610 млн. руб. против 362 млн. руб. в 2002 г., т.е. выросли примерно в 1,7 раза. В 2003 г. через розничную сеть реализовано ЛС и ИМН на сумму 610 млн. руб., в т. ч. через аптеки ГУП «Курганфармация» — на 474 млн. руб. (65%). Динамика общего

рисунок 1

Динамика роста количества аптек в Курганской области на 01.01.2004 г.

150

120

90

60

30

"80

139

45

16

132 130

78

38

16

74

40

16

121

63

42

16

101

43

39

119

1999

2000 2001

2002

2003 Годы

■ — Аптеки государственные открытого типа

□ — Аптеки больничные разных форм собственности

(закрытого типа)

□ — Аптеки негосударственные открытого типа О — Всего аптек

рисунок 2

| Динамика общего товарооборота аптечных организаций по видам собственности, млн. руб.

500

400

300

200

100

474

1999 2000 2001 2002 2003

Годы

■ — Негосударственная аптечная сеть

О — Муниципальные больничные аптеки

О — Государственные аптеки ГУП «Курганфармация»

71

РШШ1ШМ 2004 июль-август

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ

товарооборота аптечных организаций по видам собственности представлена на рисунке 2. Отпуск ЛС и ИМН в ЛПУ, включая расчеты за бесплатный и льготный отпуск лекарств по рецептам врачей, составил в текущих ценах 112,8 млн. руб. в 2003 г., что в 1,3 раза больше, чем в предыдущем периоде (2002 г. — 86,7 млн. руб.), хотя численность населения, имеющего право на льготный и бесплатный отпуск в 2002 и 2003 гг., уменьшилась в 1,5 раза, т. к. с 2002 г. в области отпуск лекарств снизился в связи с отсутствием финансирования.

Общие объемы финансирования здравоохранения области в 2003 г. соста-

рисунок 3

| Характеристика удельного веса субъектов фармацевтического I рынка Курганской области на 01.01.04 г. (доли в %)

100

3 4

1 — количество аптек

2 — общий товарооборот аптек в продажных ценах

3 — розничный товарооборот аптек

4 — оптовый товарооборот аптек

□ — Частные аптеки розничного типа и др. розн. продажи

□ — Больничные аптеки разных форм собственности и ведомственной принадлежности ■ — ГУП «Курганфармация» (аптеки)

таблица 1| Данные по численности лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение

в Курганской области в 2003 г.

Категории Общая численность Из них имеют право на льготы по другим основаниям Пользуются льготами Основание

Бесплатные лекарства

Инвалиды ВОВ 2215 2215 Закон «О ветеранах» №40-ФЗ от 02.01.2000 г.

Участники ВОВ 4569 4569

Ветераны боевых действий 9475 9475

Блокадники 239 239

Семьи погибших 7361 7361

Лица, пострадавшие от аварий на ЧАЭС, ПО «Маяк», Семипалатинском полигоне, подразделения особого риска 3168 3168 Закон «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» №175-ФЗ от 26.11.1998 г.; Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. 1997 г.)

Инкурабельные онкобольные. Больные после пересадки почки 1500 500 Постановление Правительства РФ №890 от 30.08.1994 г.

Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий и реабилитированные 5130 2571 2559

Инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы 37952 7453 30499 Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г.

Всего: 70609 10024 60585

| Отпуск ЛС со скидкой 50% |

Труженики тыла, имеющие удостоверение о праве на льготы 50428 5205 452223 Закон «О ветеранах» №40-ФЗ от 02.01.2000 г.

Лица, работавшие в годы ВОВ в пределах границ действующих фронтов 632 632 Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181 от 24.11.1995 г.

Инвалиды 2 группы работающие 11961 377 11584

Всего: 63021 5582 57439

Итого: 133630 15606 118024

72

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

таблица 2

| Основные показатели расходов на здравоохранение в Курганской области

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Консолидированный бюджет (расходы на здравоохранение), всего млн. руб. 538,0 784,2 942,2 1512,7 1510,3

темп роста ежегодный (%) 100,0 145,8 120,1 160,5 99,3

темп роста к 1999 г. (%) 100,0 145,8 175,1 281,2 280,7

в том числе средства областного и муниципального бюджетов (млн. руб.) 375,1 478,6 653,7 1134,1 1060,3

темп роста ежегодный (%) 100,0 127,5 136,6 173,5 93,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

темп роста к 1999 г. (%) 100,0 127,5 174,3 302,3 282,7

Средства обязательного медицинского страхования (ОМС), млн. руб. 128,8 260,5 230,4 378,6 450,0

темп роста ежегодный (%) 100,0 202,3 88,5 164,3 118,9

темп роста к 1999 г. (%) 100,0 202,3 178,9 293,9 349,4

Доля ОМС в консолидированном бюджете (%) 23,9 33,2 24,5 25,0 29,8

Расходы здравоохранения на 1 жителя в год (руб.) 456,7 673,5 812,4 1413,7 1411,5

темп роста (%) 100,0 147,5 120,6 174,0 99,8

Расходы на медикаменты, млн. руб. 61,0 70,0 71,4 86,7 112,8

темп роста ежегодный (%) 100,0 114,8 102,0 121,4 130,1

темп роста к 1999 г. (%) 100,0 114,8 117,0 142,1 184,9

Доля расходов на медикаменты, % 11,3 9,1 9,1 5,7 7,5

Расходы на бесплатный отпуск ЛС, млн.руб. 9,7 11,5 19,5 32,0 32,5

темп роста ежегодный (%) 100,0 118,5 169,6 164,1 101,6

темп роста к 1999 г. (%) 100,0 118,5 201,0 329,9 335,1

Доля расходов на бесплатный отпуск в затратах на медикаменты 15,9 16,2 22,7 36,9 28,8

Без целевых программ. 2003 г. - оперативные данные

таблица э| Основные показатели потребления медикаментов населением Курганской области в 1999-2003 г. (руб.)

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Потребление медикаментов за счет личных средств граждан (на 1 жителя в год) 173 214 263 353 621

Потребление медикаментов за счет оплаты бюджетам и всех уровней (на 1 жителя в год) 58 65 79 114 110

Средний показатель затрат населения и здравоохранения на медикаменты (на 1 жителя в год) 231 289 342 498 731

таблица 4| Индексы потребительских цен на лекарственные средства и среднедушевого

дохода населения в Курганской области

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Индекс потребительских цен на лекарственные средства 1,0 1,3 0,98 1,13 1,1

Индекс среднедушевого дохода населения 1,0 1,07 1,02 1,2 1,4

вили 1,5 млрд. руб., из них 470 млн. руб. — средства областного бюджета, 590 млн. руб. — муниципальных бюджетов и 450 млн. руб. — средства ОМС. Основные показатели расходов здравоохранения Курганской области приведены в таблице 2. Потребление медикаментов на душу населения в год: за счет средств граждан 621 руб., а за счет областного и муниципального бюджетов — 110 руб.

В таблице 3 приведены аналитические показатели, характеризующие объемы потребления на душу населения в динамике за последние пять лет.

Изучение динамики уровня цен и среднедушевого дохода населения за период 1999—2003 гг. показало, что в 2000 г. рост цен на ЛС был выше роста доходов, в 2001 г. роста цен на ЛС практически не было, в 2002—2003 гг. снова появилась тен-

денция к росту цен на ЛС, причем на широко рекламируемые препараты, но тем не менее индекс среднедушевого дохода был выше индекса роста потребительских цен на ЛС. Динамика этих показателей приведена в таблице 4.

Для определения динамики закупочных цен на ЛС нами были исследованы цены на основные, наиболее часто реализуемые препараты (110 групп анальгетиков-антипиретиков, сердеч-

73

РШШ1ШМ 2004 июль-август

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ

таблица 5

| Динамика цен на лекарственные средства, относящиеся к различным фармакотерапевтическим и товарным группам

№ Товарная группа Средняя цена за период, руб. Рост в %

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. (к 1999 г.)

1 Противопаразитарные средства 140,0± 168,0 173,0 189,0 211,0 151

2 Гомеопатические средства 19,0 23,0 23,0 27,0 30,0 158

3 Противоревматические и анальгезирующие средства 59,0 71,0 79 88 96,0 162

4 Антиаллергические средства 50,0 63,0 67 76 86,0 172

5 Антисептические средства 14 18,0 19,0 20,0 20 143

6 Химиотерапевтические средства 19,0 22,0 23,0 27,0 27,0 142

7 Витаминные средства 71,0 81,0 87,0 102,0 110,0 155

8 Средства, применяемые при гинекологических заболеваниях 70,0 84,0 91,0 102,0 112,0 160

9 Анестезиологические средства 11,0 15,0 16,0 18,0 18,0 164

10 Средства для лечения респираторных заболеваний 43,0 51,0 51,0 58,0 62,0 144

11 Гормональные средства 74,0 92,0 96,0 110,0 120,0 162

12 Противопротозойные средства 47,0 55,0 59,0 68,0 75,0 160

13 Средства, применяемые при заболеваниях ЖКТ 67,0 96,0 100,0 114,0 120,0 179

14 Ферментные и антиферментные средства 99,0 115,0 122,0 139,0 160,0 162

15 Сердечно-сосудистые средства 69,0 84,0 88,0 97,0 106,0 154

16 Средства для коррекции метаболических процессов 36,0 42,0 46,0 50,0 50,0 139

17 Противовирусные средства 70,0 77,0 90,0 102,0 110,0 157

18 Средства, применяемые при дерматологических 57,0 69,0 73,0 81,0 83,0 146

и венерических заболеваниях

19 Средства, применяемые при урологических заболеваниях 36,0 47,0 49,0 54,0 60,0 167

20 Средства, действующие на ЦНС 42,0 50,0 53,0 59,0 64,0 152

21 Перевязочные материалы 8,5 10,0 12,0 12,0 13,0 153

22 Средства, применяемые при заболеваниях глаз 42,0 54,0 59,0 64,0 72,0 171

23 Диуретические средства 90,0 102,0 101,0 114,0 120,0 133

24 Предметы ухода за больными 8,0 12,0 13,0 14,0 15 188

25 Курс долл. США на конец периода 27,0 28,0 30,0 32,0 29,0 109

26 Курс евро на конец периода 27,0 26 26,5 3,0 36,8 136

1,4

рисунок 4

Индекс роста цен на ЛС и индексы роста курса доллара США и евро

4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5

1,1

1999 2000

2001

2002

2003

1 — Курс доллара США

2 — Индексы цен на ЛС

3 — Курс евро

рисунок 5

Динамика розничных цен на готовые лекарственные средства в аптеках Курганской области за 1999-2003 гг.

150

120

137 .-.

'43

'-ш

110

1999

2000

2001

2002

2003

1 — Курс евро к рублю

2 — Курс долл. США к рублю

3 — Средняя стоимость готовых лекарственных средств

4 — Средняя стоимость отечественных готовых лекарственных средств

5 — Средняя стоимость импортных готовых лекарственных средств

ных средств, спазмолитиков, антибиотиков, витаминов, адреномиметиков, антисептиков и перевязочных средств). В качестве источника информации использовались прайс-листы оптовых фармацевтических фирм, осуществляющих свою деятельность в Курганской области, ежемесячные данные, представленные предприятием «Курганфармация» в Минздрав. В анализе учитывались минимальные цены на лекарственные средства.

Результаты исследования показали, что в период с 1999 по 2003 гг. розничные цены на анализируемые препараты выросли значительно. Более всего подорожали препараты Но-шпа (в 2 раза) и нитроглицерин (в 3 раза). В 2003 г. снизилась стоимость на некоторые отечественные препараты: Анальгин, Ацетилсалициловую кислоту, Ампициллин, Валидол. Для выявления роста цен на ЛС в зависимости от фармакологической группы, нами был рассчитан индекс цепного роста цен по следующим группам: анальгетики-антипиретики (Анальгин, Ацетилсалициловая кислота), спазмолитики (Но-шпа), сердечные средства (Валокордин, Корвалол, Валидол, Нитроглицерин), антибиотики (Эритромицин, Ампициллин), витамины (Ундевит, Аскорбиновая кислота), адреномиметики (Галазолин), антисептики и перевязочные средства (раствор йода спиртовой, бинт, вата). Из таблицы 5 видно, что на все группы цены выросли. Для определения степени роста цен на ЛС в сравнении с инфляцией нами было проведено изучение индексов роста цен на ЛС и индексов роста курса доллара США и евро. В расчетах использовались среднемесячные курсы доллара США и евро за 1999-2003 гг. по данным Госкомстата (рис. 4 и 5). Графики данных показателей за 2001—2003 гг. практически идентичны, следовательно, изменение цен на ЛС в эти годы зависело от изменения курса доллара США и евро. Единый территориальный орган управления лекарственным обеспечением имеет реальную возможность государственного регулирования фармацевтического рынка региона, в

т. ч. по вопросам ценообразования. В Курганской области пятый год подряд проводятся тендеры по закупке лекарственных средств для нужд ЛПУ. Экономический эффект от проведения тендеров в предыдущем году составил 8,3 млн. руб. Как показал мониторинг цен, применение конкурсных закупок позволяет сэкономить бюджетные ассигнования в среднем на 14%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное влияние на достижение конечного положительного результата организации оказывает ценообразование, уровень которого зависит от политических, экономических, психологических и социальных факторов. Если организация не придает серьезного значения вопросу ценообразования, то ею допускаются серьезные просчеты при установлении цены, что отрицательно сказывается на конечных финансовых результатах, способствует возникновению убытков и банкротства. Таким образом, основная задача ценовой политики организации — выработка механизма ценообразования на основе имеющихся внутренних факторов, которые позволяют, учитывая внешние факторы, достигнуть положительного конечного результата. Проблемы ценообразования необходимо также рассматривать с медико-социальных позиций доступности лекарственной помощи населению и проблем бюджетного финансирования лекарственного обеспечения лечебного процесса. Ценовая политика в сфере лекарственного обращения на региональном уровне должна быть представлена как комплекс принципов, нормативных требований и скоординированных действий всех субъектов, участвующих в организации лекарственного обеспечения. Во исполнение постановления Правительства РФ №782 от 09.11.2001 г. «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» механизм регулирования цен в Курганской области определен Постановлением Администрации №556 от 18.12.2001 г. «О размерах торговых надбавок к ценам на ЛС и ИМН». Как показал монито-

ринг цен, уровень торговой надбавки имеет тенденцию к снижению при общем росте индекса цен. Изучение практики ценообразования на ряд необходимых и жизненно важных ЛС показал, что контроль за ценообразованием даже в рамках ГУП «Кур-ганфармация» снижен в основном за счет введения децентрализованного закупа.

Принимая во внимание актуальность вопроса о повышении доступности ЛС для населения, а также необходимость внесения изменений в существующую нормативную базу, нами предполагается разработка проекта предложений по корректировке ряда правовых актов. Таким образом, на региональном фармацевтическом рынке наблюдаются динамичный рост аптечных организаций, объемов их товарооборота, рост затрат бюджетов всех уровней на лекарственную помощь, что, с одной стороны, повышает ее доступность. С другой стороны, ежегодный объем затрат на оплату лекарственной помощи за счет средств населения растет, число получивших лекарственные средства на льготных условиях снижается по причине недостаточного финансирования, а это является негативным фактором. Для реализации государственных гарантий по предоставлению гражданам доступной лекарственной помощи, необходимо обеспечить эффективное использование ресурсов системы организации лекарственного обеспечения. Это в свою очередь предполагает внедрение в практику инновационных технологий, стратегии и тактики антикризисного управления аптечными предприятиями, что позволит оперативно и объективно оценивать состояние рынка ЛС и использовать прогрессивную политику ценообразования. Проведенный нами анализ объемов потребления фармацевтической продукции населением показал, что высокие темпы роста затрат населения на оплату лекарственной помощи связаны в основном не с реальным ростом объемов потребления, а с удорожанием препаратов.

МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ

иСРГначешнП ^Зч-ОкаI Оч -

Роман ПАНЮШИН

РШШ1ШМ 2004 июль-август

«Шрея - регион»

екатеринбургский филиал

Мы продолжаем серию статей о региональной деятельности компании «Шрея Корпорэйшнл». В №4 «Ремедиума» мы рассказали о работе С.-Петербургского отделения в Северо-Западном регионе. Сегодня речь пойдет об одном из ведущих филиалов компании, работающем в Уральском федеральном округе.

ИСТОРИЯ

Екатеринбургский филиал ЗАО «Шрея Корпорэйшнл» успешно работает на фармацевтическом рынке Урала с мая 1998 г — и в последние годы прочно занимает 2-е место в рейтинге филиалов компании.

Это были непростые годы для компании. Однако сотрудники филиала в любой, даже самой трудной ситуации проявляли огромное жизнелюбие и оптимизм — и именно по этой причине филиал год от года демонстрировал только положительные результаты по всем направлениям своей деятельности.

Кратко этапы развития филиала можно представить следующим образом:

1998 г. — выход на фармацевтический рынок и первая презентация филиала в Екатеринбурге;

1999 г. — стремительное укрепление позиций Екатеринбургского филиала ЗАО

«Шрея Корпорэйшнл» на региональном рынке;

2000 г. — активное участие филиала в государственных и городских социальных программах, устойчивое положение среди крупнейших операторов оптового звена Уральского региона. Грамотное расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, соответствующих потребительскому спросу и «социальному» климату в регионе, профессионализм менеджеров и добросовестная работа всех подразделений компании позволили прочно укрепиться на оптовом фармацевтическом рынке Екатеринбурга, Тюмени, Свердловской и Тюменской областей.

Рассказывает директор филиала г-н Ма-нодж Кумар:

— Сфера деятельности сотрудников нашего отдела продаж—аптечные учреждения, как частные, так и муниципальные,

Сотрудники филиала — «сплочённый коллектив — основа успешного развития компании».

Директор филиала Манодж Кумар и президент компании Nycomed Йостейн Дэвидсен.

ЛПУ оптовые компании. Мы не отдаем предпочтение одним клиентам за счет других; наши специалисты одинаково внимательны ко всем структурным подразделениям фармацевтического рынка. Мы рады, что многочисленные клиенты предпочитают работать с нами — об этом свидетельствует тот факт, что показатели объема продаж растут из года в год. Стратегия работы филиала всегда была ориентирована на так называемый «коммерческий рынок». Именно поэтому большая часть оборота «Шрея Корпо-рэйшнл» (более 60%) приходится на частные аптечные учреждения (остальное занимают муниципальные аптеки и ЛПУ, 35% и 5% соответственно). Данное соотношение больше характерно для Екатеринбурга. В крупных городах частные аптечные компании все больше занимают место на фармацевтическом рынке. Однако в Тюмени, Свердловской и Тюменской областях еще достаточно велик процент муниципальных аптек. Характеризуя тенденции развития регионального рынка, г-н Манодж Кумар подчеркнул, что нельзя не принимать во внимание существующие тенденции рынка, особенно появление и расширение таких категорий клиентов, как, например, сетевые аптечные структуры (местные и московские, выходящие на региональные рынки). Наиболее крупные из них — ГУП СО «Фармация», «Здравник», «Радуга Фарма», «Лекарства Урала», а также московские компании «Ригла», «Чудо-Доктор». Учитывая майское сообщение ведущих аналитических газет о подготовке грандиозной распродажи государственных аптек, кото-

76

«ШРЕЯ - РЕГИОН» ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

рисунок 1

| Динамика роста продаж I по отношению к 1999 г.

рисунок 2

60

| Анализ продаж по формам собственности

50 40 30 20 10

50,57

53,77

38,76

7,17 6,80

О.

42,63

ЛПУ

Государственные

Частные

1 — Екатеринбург

2 — Тюмень

рые зачастую являются убыточными, частный сектор розничного фармацевтического рынка будет только расти. Ежегодно увеличивается роль розничного звена, которому дистрибьюторы долгое время диктовали правила игры. Все это приводит к необходимости пересматривать сферы своей привычной деятельности и развивать инновационные технологии. В последнее время в регионе ужесточились требования по качеству услуг и ассортименту лекарственных средств. Поэтому сегодня одно из слагаемых успеха

дистрибьюторских компаний — возможность обеспечить клиентов-оптовиков, аптеки всех видов, ЛПУ не только достаточным ассортиментом лекарственных средств по приемлемой цене, но и привлекательным уровнем сервиса. Многие дистрибьюторы идут по пути автоматизации бизнеса своих партнеров. Активно содействуют внедрению в аптеках современных информационных технологий. Кроме того, юридические, финансовые отделы компании консультируют аптеки по вопросам, которые возникают в их практической деятельности. Наконец, нельзя не отметить и развитие современных розничных сетей у дистрибьюторов.

Эти розничные сетевые проекты весьма и весьма перспективны. Дистрибьюторы имеют собственную сеть аптек, которые и являются основными клиентами, в связи с этим получают серьезное увеличение продаж.

Сотрудничество с аптечными учреждениями Екатеринбурга, Тюмени, Свердловской и Тюменской областей всегда было и остается одним из приоритетных направлений деятельности компании в регионе.

ПАРТНЕРСТВО

За 5 лет активной деятельности на фармацевтическом рынке Екатеринбурга и обла-

Уральский федеральный округ включает в себя: Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Свердловская область занимает одно из первых мест по объему промышленного производства в Российской Федерации. В области развиты черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика, промышленность стройматериалов. Тюменская область — самостоятельный субъект РФ. Но на ее территории находятся два равноправных ей субъекта РФ, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, что относит ее к разряду «сложно построенных» субъектов РФ. Основа экономики Тюменской области — добыча нефти и газа. Добывается 65% общероссийской нефти, 92% природного газа.

рисунок 3

Структура региональных продаж по федеральным округам (I полугодие 2004 г.)

5

1 — Центральный, 17%

2 — Северо-Западный, 11%

3 — Южный, 15%

4 — Приволжский, 22%

5 — Уральский, 12%

6 — Сибирский, 18%

7 — Дальневосточный, 5%

7

1

6

сти филиал зарекомендовал себя как надежный стратегический партнер. В ходе общения с заказчиком высококвалифицированные менеджеры отдела продаж стремятся оптимально удовлетворить его запросы, предлагая широкий ассортимент фармацевтической продукции. Условием достижения успеха стали принципы ведения бизнеса, заложенные с первых дней работы на рынке. Среди них — тщательный и взвешенный подход к принятию любых решений относительно дальнейшей деятельности филиала, внимательный отбор партнеров, скрупулезное соблюдение всех требований, регулирующих действия участников фармрынка.

Филиал тесно сотрудничает с медицинскими представителями компаний-производителей. Так, в середине марта 2004 г. проходила презентация компании Nycomed для представителей национальных дистрибьюторов. Филиал был отмечен как наиболее эффективный партнер — дистрибьютор и награжден поездкой на участие в конференции Nycomed — «Шрея», проходившей в Голландии.

Ближайшими конкурентами являются филиалы национальных дистрибьюторов ЗАО «ЦВ «Протек» и «СИА Интер-нейшнл», а также межрегиональный дистрибьютор екатеринбургская компания «АС-Бюро», занимающая 3-е место в группе Б2-В (по данным газеты «Фармацевтический вестник» №20 от 15.07.2004 г.)

Как крупнейший дистрибьютор лекарственных средств, филиал видит свою задачу не только в обеспечении потребностей населения в широком ассортименте высококачественных препаратов по доступным ценам, но и в построении всесторонних партнерских отношений с областным здравоохранением, активном участии в решении социальных проблем общества. Стоит отметить, что для руководства города и области развитие здравоохранения и утверждение здорового образа жизни населения относятся к числу приоритетных задач социальной политики. Постоянно ведется работа по тендерному, больничному направлениям. Большое внимание уделяется вопросам льготного лекарственного обеспечения области и города. По

словам г-на Маноджа Кумара, филиал активно участвует в выполнении двух областных программ — «Доступные лекарства» и «Лекарственное обеспечение амбулаторных больных, страдающих социально значимыми заболеваниями», стремясь по максимуму обеспечивать обязательный ассортиментный минимум недорогих лекарственных средств, подлежащих отпуску из аптечных организаций без рецепта врача. Так же, как и местные аптеки, филиал «Шрея Корпо-рэйшнл» участвует в областных программах «Страховая аптека», «Мать и дитя», «Интенсивная терапия», принимает активное участие в электронных котировках медицинских учреждений Екатеринбурга, в открытых конкурсах на размещение муниципальных заказов области и города.

В регионе регулярно проходят специализированные выставки с участием филиала. По итогам этих мероприятий было подписано немало протоколов о намерениях сотрудничества, дающих огромные возможности для дальнейшего развития филиала.

КАДРЫ

Успех работы любой компании во многом зависит от ее сотрудников. Считается, что головной офис далеко и его не интересуют проблемы, возникающие на местах. «Наша компания — это большая семья, где не забывают ни об одном из ее членов, — рассказывает Елена Лукь-янович, региональный управляющий отдела филиалов. — Мы всегда стараемся помочь в решении проблем и поддержать инициативных сотрудников. Особое внимание уделяется работе начальников отделов продаж, ведь от их работы зависти атмосфера в коллективе и успех работы филиала. Они должны организовать работу так, чтобы каждый сотрудник понимал важность и ответственность выполнения поставленных перед ним задач. В наших филиалах работают профессионалы, не только четко выполняющие свои должностные обязанности, но и вкладывающие частичку души в свою работу. Многие из них начинали свою работу в компании с более низких должностей. Примером тому служит начальник отдела продаж фили-

ала Марина Анатольевна Иржавцева.

Марина Анатольевна пришла в компанию в ноябре 1999 г. в качестве менеджера, 2002—2003 гг.— перерыв в работе в связи с рождением ребенка, 2003 г. — возвращение в компанию в должности начальника отдела. Марина Анатольевна сплотила коллектив отдела продаж в единую команду, что заметно сказалось на результатах работы филиала в целом. Для успешной работы филиалов в компании действует система обучения и повышения квалификации менеджеров и специалистов, основанная на постоянном обмене опытом и поощрении деловой инициативы. Периодически для менеджеров филиалов проводятся тренинги по эффективным технологиям продаж. Такой тренинг был проведен в екатеринбургском филиале в 2002 г.» В филиале работает немало людей, для которых все основные этапы его развития знакомы, как говорится, на собственном опыте. Благодаря таким сотрудникам компания «Шрея Корпорэйшнл» успешно развивается и с оптимизмом и уверенностью смотрит в будущее. Слова заведующей складом Натальи Александровны Луженковой — лучшее тому доказательство: «С компанией «Шрея Корпорэйшнл» у меня связано слишком многое, и сегодня вне ее я себя не представляю. Из первых дней работы запомнилась атмосфера по-настоящему командного духа, профессионализма и деловой инициативы. Сразу чувствовалось, что работают увлеченные и талантливые люди. Очень радует, что принцип работы филиала — это дать возможность человеку раскрыть свои способности и по достоинству оценить его успехи. Динамика развития филиала поставила перед нами следующие задачи: эффективно использовать площади, увеличить скорость выполнения заказов, обеспечить точность выполнения складских операций, исключить возникновение пересортицы. Понимая, что склад — это основное производственное отделение компании, и от его работы в большей степени зависит конкурентоспособность любой дистрибьюторской структуры, мы, в свою очередь, приложим максимум усилий для воплощения всех поставленных задач».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.