Научная статья на тему 'Фармацевтические «Звезды» и аутсайдеры Рунета'

Фармацевтические «Звезды» и аутсайдеры Рунета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрелков Михаил

Интернет давно уже стал частью инструментария бизнеса успешных российских компаний. И все же эффективность использования интернета в фармацевтическом бизнесе тема актуальная. Не всем удается использовать возможности сети на полную мощность. В Рунете есть свои «звезды» и аутсайдеры, и список их не всегда совпадает с топ-листами соответствующих секторов фармрынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтические «Звезды» и аутсайдеры Рунета»

2004 январь-февраль PfMEDUUM

Михаил СТРЕЛКОВ

Я В РАЗДЕЛЕ

"-СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ — И7 ФОРМАЦИОННЫЕ ■ УТВЕРЖДЕНА ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ — ИНИЧЕСКИХ ФАРМАКОЛОГОВ

Фармацевтические «звезды» и аутсайдеры

РУНЕТА

Интернет давно уже стал частью инструментария бизнеса успешных российских компаний. И все же эффективность использования интернета в фармацевтическом бизнесе — тема актуальная. Не всем удается использовать возможности сети на полную мощность. В Рунете есть свои «звезды» и аутсайдеры, и список их не всегда совпадает с топ-листами соответствующих секторов фармрынка.

Последние данные по фармацевтическому сектору Рунета были представлены на проходившем осенью Медико-фармацевтическом форуме в рамках выставки «Аптека-2003» генеральным директором компании «ФАРМиндекс» Владимиром Кирилловым. Общее количество активных русскоязычных сайтов, по разным источникам, составляет 160—200 тыс., а среднее

количество загрузок страниц 80—100 млн. в день.

Основной функцией интернета в России является предоставление оперативной информации — до 35% трафика российского интернета приходится на интернет-СМИ. Вторая по важности функция — интернет используется как архив текстовых и мультимедийных файлов. Развитие электронной коммерции в России сдерживается проблемами защиты информации и несовершенством законодательной базы. В наиболее полном, по мнению Кириллова, российском каталоге Rambler Тор 100 на момент исследования было зарегистрировано 109 тыс. активных сайтов, сгруппированных по 57 тематическим разделам. Максимальная доля посещений (40% в сумме) приходилась на почтовые, поисковые сервисы, СМИ и периодику, а также развлекательные сайты.

Количество сайтов медицинской и фармацевтической тематики представленных в Rambler на ко-

нец октября 2003 г. - 3122 и 510 соот-вественно. Доля в общем количестве посетителей в день составляла для раздела «Медицина» 0,86%, для раздела «Фармацевтика» — 0,2%.

Количество посетителей в разделе «Фармацевтика» Rambler составляет порядка 150 тыс. в день. В поисковых запросах Rambler запросы, квалифицированные по тематике «Здоровье», занимают 3%. Среди зарегистрированных интернет-магазинов доля тематики «Здоровье» — также около 3%. География посетителей разделов «Медицина» и «Фармацевтика» соответствует географии посетителей российского интернета в целом (рис. 1). Наибольшую долю составляют жители Москвы (33% в «Медицине» и 42% в «Фармацевтике»). Далее идет С.-Петербург и наиболее интернет-активные регионы России.

Концентрация посетителей в разделах «Медицина» и «Фармацевтика» сходна: 80% всех загрузок обеспечивают 10% активных сайтов. В разделе «Фармацевтика» каталога Rambler выделено 50 лидирующих сайтов, в разделе «Медицина» — порядка 250.

Фармацевтические сайты Рунета можно условно разбить на несколько категорий. В таблице 1 категории сайтов представлены в порядке их суммарной посещаемости.

Информационные сайты/порталы занимаются предоставлением своим пользователям справочной, событийной, аналитической, конъюнктурной информации (как на основе собственных баз данных, так и привлеченных информационных ресурсов). Как правило, эти сайты не принадлежат определенной торговой или производственной организации и обычно включают функции СМИ и рекламоносителя. Интернет-аптеки — это электронные магазины для фармацевтических и па-рафармацевтических товаров. Они могут также содержать справочную ин-

формацию о товарах и событийную, аналитическую информацию для дополнительного привлечения пользователей. Корпоративные сайты принадлежат производственным или дистрибьюторским организациям и выполняют, как правило, рекламные и промоционные функции. Они могут быть посвящены как организации в целом, так и производимым или дистрибьютируемым брэндам. В последнем случае они могут маскироваться под специализированные СМИ-сайты с соответствующим информационным наполнением (событийная, аналитическая информация, статистика).

Рекламные сайты служат продвижению конкретных марок товаров. Под справочными службами здесь подразумеваются службы, предоставляющие информацию о наличии фармацевтических и парафармацевтических товаров в off-line магазинах (стационарных аптеках). Как правило, они представляют собой пользовательский интерфейс для баз данных телефонных справочных служб. Службы эти бывают как общегородскими/региональными, так и корпоративными отдельных аптечных сетей. В последнем случае сайт может включать в себя интернет-аптеку. B2B площадки — это ресурсы, основной задачей которых является ускорение процессов товаро- и документооборота участников системы и организация электронных торгов. Как правило, системы работают с зарегистрированными пользователями. Официальные сайты — это интернет-представительства в Рунете государственных организаций, органов управления и госрегулирования. Один из быстро растущих разделов в российском интернете — посещаемость таких сайтов увеличивается каждый месяц. Интернет-СМИ — специализированные средства массовой информации, освещающие события на фармацевтическом рынке. В таблице 2 представлены данные по средней посещаемости за день 20 ведущих

РШШ1ШМ январь-февраль 2004

сайтов по данным Rambler и Yandex (обобщена посещаемость за 30 дней по данным 2 каталогов). Некоторые сайты зарегистрированы только в одном из этих ведущих каталогов. Что касается сайтов, не зарегистрированных ни в одном из каталогов, достоверно учесть их посещаемость невозможно, так как данные внутренних счетчиков могут быть необъективны.

Самым посещаемым на данный момент является ресурс «Энциклопедия лекарств», относящийся к категории информационных сайтов/порталов. Индекс цитирования, приведенный в таблице по данным Yandex, — это показатель количества других интернет-ресурсов, содержащих ссылки на данный сайт. Хотя методика подсчета показателя достаточно спорна, он неплохо отражает «раскру-ченность» сайтов.

В таблице 3 специалисты компании «ФАРМиндекс» привели отдельно список 15 лидирующих по посещаемости корпоративных интернет-сайтов. При этом, правда, не все приведенные компании являются фармацевтическими в нашем понимании (Greenmama занимается косметикой). Тем не менее, нетрудно заметить, что лидируют по посещаемости сайты не только ведущих игроков фарм-рынка.

На рисунке 3 — результаты анализа интересов посетителей интернет-сайтов (в основном по статистике собственного интернет-портала компании «ФАРМиндекс»). Рассмотрим более подробно некоторые факты, приведенные В. Кирилловым, с точки зрения промо-ционной политики сайтов и эффективности их работы. Не секрет, что только высокая посещаемость интернет-сайта (кроме, возможно, площадок B2B и интернет-аптек) способна вывести его на самоокупаемость и даже сделать

л

1001

¡2004 январь-февраль РШШШШ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ «ЗВЕЗДЫ» И АУТСАЙДЕРЫ РУНЕТА

таблица ^Структура фармацевтических сайтов

по категориям

Категория Доля загрузок, %*

Информационные сайты/порталы 39,26

Интернет-аптеки 19,78

Корпоративные 15,40

Рекламные 10,71

Справочные службы 4,20

В2В 4,10

Официальные 3,73

Интернет-СМИ 2,78

*) Доли в загрузках рассчитаны на основе первых 100 сайтов раздела «Фармацевтика» по каталогу Rambler Top 100

рисунок 1

| География посетителей раздела

«Фармацевтика» Rambler Top 100, %

10

1 — Москва, 42,27% 6 — Новосибирская обл., 1,42%

2 — С.-Петербург, 7,7% 7 — Ростовская обл., 1,31%

3 — Свердловская обл., 1,55% 8 — Остальные регионы, 20,34%

4 — Краснодарский край, 1,48% 9 — Зарубежные страны, 19,9%

5 — Московская обл., 1,45% 10 - - Не определено, 2,6%

таблица г| Ведущие сайты по посещаемости (данные Rambler и Yandex, в среднем за календарный день)

Название ресурса URL Хосты Загрузки Индекс цитирования по Yandex (CY) Категория

1 «Энциклопедия лекарств» www.rlsnet.ru 2913 16359 325 Информационные/порталы

2 Аптека on-line www.aptekaonline.ru 2356 10789 425 Интернет-аптеки

3 «ФАРМиндекс» www.pharmindex.ru 2287 6078 600 Информационные/порталы

4 Webapteka.ru www.webapteka.ru 2157 5861 450 Информационные/порталы

5 WER.Ru www.wer.ru 1800 н/д 450 Интернет-аптеки

6 MEDI.Ru www.medi.ru 1610 3447 1500 Информационные/порталы

7 «Медицина Для Вас» www.medlux.ru 1377 3745 1900 Справочные службы

8 Solvay-Pharma solvay-pharma.ru 1024 3109 1200 Корпоративные

9 «AMT-аптека» amt.allergist.ru 962 2753 350 Интернет-аптеки

10 Recipe.Ru www.recipe.ru 777 2246 275 Информационные/порталы

11 «Ремедиум» www.remedium.ru 759 3192 1000 Информационные/порталы

12 E-APTEKA.Ru www.e-apteka.ru 684 1136 750 Интернет-аптеки

13 «ЦВ Протек» www.protek.ru 681 3371 800 Корпоративные

14 Прайс-листы для оптовиков www.med.sgg.ru 558 817 170 Рекламные

15 Центр фарм. информации apteka.mos.ru 439 705 1100 Справочные службы

16 Nycomed www.nycomed.ru 397 814 425 Корпоративные

17 «Фармвестник» www.pharmvestnik.ru 359 1160 425 Интернет-СМИ

18 «Фармновости» www.mednovosti.ru/pharma 334 455 н/д Интернет-СМИ

19 СЛО «Симплекс» www.apteka.ru 327 426 600 Корпоративные

20 Greenmama.ru www.greenmama.ru 311 2789 110 Корпоративные

самостоятельным центром прибыли. Такой сайт служит эффективной рекламной площадкой как для сторонних рекламодателей, так и для компании-владельца. По статистике «ФАРМиндекса», количество активных медицинских сайтов в 6 раз больше, чем фарма-

цевтических, а их суммарная посещаемость выше в 4,3 раза. Мы можем сделать вывод, что фармацевтический сектор Рунета пока менее развит и отличается более низкой конкуренцией, чем медицинский. Существует достаточно пространства для роста количест-

ва фармацевтических сайтов, и при достаточном качестве информационного наполнения и дизайна такой рост будет сопровождаться ростом активности в фармсек-торе Рунета в целом. Наименее востребованной категорией фармацевтических ресурсов

РШШ1ШМ январь-февраль 2004

рисунок 2

|География посетителей раздела

«Медицина» Rambler Top 100, %

10

1 — Москва, 33,24% 6 — Московская обл., 1,25%

2 — С.-Петербург, 5,89% 7 — Ростовская обл., 1,15%

3 — Свердловская обл., 1,35% 8 — Остальные регионы, 19,44%

4 — Новосибирская обл., 1,33% 9 — Зарубежные страны, 31,39%

5 — Краснодарский край, 1,3% 10 - - Не определено, 3,7%

рисунок 3

|Интересы пользователей

Пользователи фармацевтических сайтов

Специалисты и профессиональные участники рынка

• Нормативные документы

• Номенклатура и цены

• Аналитические материалы

• Статистические отчеты

и данные

• Адресная информация

• Новинки рынка

• Назначение препаратов

Потребители товаров и услуг

• Описания препаратов, способы применения

• Наличие в аптеках и покупка фармацевтической и парафарма-цевтической продукции

• Поиск отсутствующих в аптеках позиций

таблица з| Ведущие корпоратив-

ные сайты по посещаемости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(данные Rambler и Yandex,

в среднем за календарный день)

Фирма Хосты Загрузки

Solvay Pharma 1024 3109

«ЦВ Протек» 681 3371

Nycomed 397 814

СЛО «Симплекс» 327 426

Greenmama 311 2789

ТД ТАТ 301 536

«Экофарм» 271 418

«Медфарм» 217 279

Эльви+ 173 381

«Акрихин» 124 256

AstraZeneca 123 299

«Нутрифарм» 119 355

Shering Plough 118 251

Хад-Софт 109 131

Shreya Corporation 109 451

оказались специализированные интернет-СМИ. По нашему мнению, это можно объяснить тем, что функции подобных сайтов отчасти дублируются сайтами других категорий, а также печатными версиями изданий. В то же время нетрудно заметить противоречие

со структурой активности всего Рунета, где новостная информация лидирует. Сайт известного еженедельника «Фармацевтический Вестник», занимающий, согласно таблице 2, первое место в данной категории, наглядно показывает, что высокий уровень новостных сайтов фармацевтики пока не является приоритетом для их владельцев. Видимо, эта ниша в фармацевтическом секторе Рунета еще ждет своего освоения.

Низкая доля посетителей официальных сайтов госорганов — явление временное, этот вид ресурсов активно растет. Будем надеяться, что развитие интернет-представительств не будет для министерств и ведомств кратковременной кампанией, регулярность и качество информационного наполнения не упадут с достигнутого уровня. В2В площадки — ресурс весьма специфический, и посещаемость этих сайтов не может быть очень высокой. В то же время владельцам таких ресурсов стоит обращать особое внимание на правильный выбор рекламных площадок для продвижения своих сайтов. Среди них явно должны превалировать специализированные фармресур-сы других категорий. Доля справочных служб по наличию лекарств в аптеках в общей посещаемости фармсайтов низка, в то время как интернет-аптеки пользуются почти впятеро большей популярностью, при меньшем индексе цитирования. Таким обра-

зом, услуга интернет-аптеки является более современной, актуальной, востребованной. Достаточно высокие доли посещаемости рекламных и корпоративных сайтов показывают, что при серьезном подходе к их дизайну и информационному наполнению такие сайты способны привлечь интерес. Интересен подход компании Solvay Pharma — создание, помимо корпоративного, нескольких тематических медицинских сайтов. Все они связаны системой рекламных ссылок. Неудивительно, что сайт компании занимает первое место среди корпоративных.

Безусловным же лидером среди категорий фармацевтических сайтов являются информационные порталы. В этой связи, логичным способом повышения посещаемости для сайтов всех прочих категорий (вновь за исключением B2B площадок и интернет-аптек) выглядит включение отдельных элементов таких порталов в свои ресурсы или полное преобразование сайта в информационный портал. Вывод о приоритетности развития такой формы интернет-ресурсов, как информационный портал, сделал и г-н Кириллов. Он также подчеркнул важность интеграции между фармацевтическими ресурсами (развития взаимных ссылок между порталами) как важного промоционного инструмента.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.