Научная статья на тему 'Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год'

Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год»

12(132) -2009

новости

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2008 ГОД* **

Интернет и пресса: тенденции и проблемы развития

Спустя сто лет после основания американская газета «The Christian Science Monitor» с апреля 2009 г. перестала выходить как ежедневная газета на бумажном носителе. С этого времени основная часть материалов публикуется на сайте издания, а его присутствие на печатном рынке ограничивается выпуском воскресного журнала. Все это отражает трудности, с которыми в целом сталкивается отрасль печатных СМИ в эпоху бурного развития цифровых технологий.

В свое время газета «Monitor» была первой американской газетой, разместившей материалы в Интернете. Позже она стала пионером в издании PDF-версии и налаживании RSS-потоков. Посещаемость сайта «Monitor» растет и сегодня, составляя 1,5 млн уникальных посетителей в месяц. Смена формата газеты не стала неожиданностью для рынка. Главная причина — большие финансовые убытки издания.

За отчетный финансовый год (завершился 30.04.2009) расходы «Monitor» составили 25,8 млн долл., а доходы — 12,5 млн долл. Церкви христианской науки (владелец издания) придется выделить газете «Monitor» дотации в размере 12,1 млн долл., тогда как новая стратегия развития газеты способна к 2013г. уменьшить ее бюджет до 10,5 млн долл. К тому же она станет более доступной для читателей. Если сейчас подписчики получают газету по почте через день-два после выхода номера в свет, то с переходом на электронную подписку они смогут каждый день получать по электронной

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

** Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 11 (131) —2009.

почте набор из редакционной статьи, нескольких ключевых публикаций, ссылок на другие заметки и традиционной ежедневной религиозной статьи. Что касается воскресного журнала, то он должен обеспечить желающим чтение в выходные дни.

В середине марта 2009 г. о таком же решении объявила другая старейшая американская газета «Seattle Post-Intelligencer», издающаяся с 1846г. Причина та же — газета несет убытки начиная с 2000 года. Есть основания полагать, что подобные решения станут характерны и для других стран, в том числе и для России.

Причина в том, что технически Интернет все больше отвечает потребностям пользователей, предоставляя им возможность работать и развлекаться в любое время и в любом месте земного шара. Его возможности растут с расширением проникновения мобильной и широкополосной связи. Аналитики международной корпорации IDC прогнозируют, что в 2012г. число ежедневных пользователей Интернета превысит 30 % населения Земли, или 1,9 млрд человек. Это на полмиллиарда больше, чем сегодня. Пока подключения к Интернету осуществляются преимущественно через персональные компьютеры, но уже в 2012г. количество мобильных устройств для выхода в Сеть превзойдет число подключенных к ней компьютеров, утверждают в IDC. В 2012г. для целей подключения к Интернету будет задействовано 1,5 млрд устройств, включая компьютеры, мобильные телефоны и игровые консоли. Не учитывать этого прессе просто нельзя.

По данным компании «eMarketer», в конце 2008г. Интернетом в России пользовались 40,3 млн человек, или на 5,5 млн больше, чем в 2007г. (рис. 6). Это второй показатель в Европе после Германии. К 2012г. пользователями Интернета станут 43 % россиян, заходящих в Сеть хотя бы раз в месяц. Сейчас этот показатель в Южной

2007

35,0 (I

20С8

J0,3 [2E.díÜ)

50.4 <34.2%)

M.T (И,*1*}

59,0 (43.7%)

Источник: компания «еМагкйег», 2008. Рис. 6. Российская аудитория Интернета в 2007—2012гг., млн чел.

Источники: Яндекс.

Рис. 7. Динамика развития русскоязычной блогосферы в 2006—208 гг. млн блогов

Корее составляет 71 %, в США — 72%, а в Исландии — 85 %. Наибольшее количество пользователей Рунета (13,7 млн) сосредоточено в Центральном ФО, далее следуют Приволжский ФО (8,5 млн), Северо-Западный ФО (4,8 млн), Южный ФО (4,2 млн), Сибирский ФО (4,1 млн), Уральский ФО (3,4 млн) иДальневосточный ФО (1,6 млн).

В среднем по России 48 % пользователей Рунета входят в Сеть ежедневно. Приверженность услугам Web 1.0 (поиск информации, переписка, совершение покупок в интернет-магазинах и пр.) пока доминирует, но развивается и направление Web 2.0, которое более интересно для рекламодателей, так как позволяет осуществлять просмотр видео, ведение интернет-дневников, поддерживать членство в социальных сетях. Следующим этапом, вероятно, станет направление Web 3.0. В отличие от Web 2.0 оно предоставляет возможность не только самостоятельно генерировать контент, но и сертифицировать его, отмечая информацию, заслуживающую внимания членов своего интернет-сообщества. К тому же Web 3.0 позволяет зарабатывать деньги на интернет-активности (например, на потребительской экспертизе). Это очень важно для темпов развития Интернета, поскольку наиболее активными посетителями ресурсов Сети в 2008 г. компания «comScore» признала блоггеров (рис. 7).

Поскольку блоггеры являются информированной, технически грамотной и активно ориентиро-

ванной на развлечения группой потребителей, способной эффективно воздействовать на окружающих, то рекламодатели всячески стараются привлечь их внимание к себе. Параллельно с блогосферой в Интернете сегодня активно развивается и мик-роблоггинг, так как инновационные технологии позволили вывести на рынок уникальные продукты — мобильные приложения, доступные через точку доступа WAP с любого мобильного телефона. Микроблог-гинг — это искусство заинтересовать тысячи людей словами, в которых совсем «немного букв». Датой рождения направления считается 2006 г., когда появились интернет-сервисы «Twitter» и «Jaiku». Микроблоггинг отличается от традиционных дневников не только лаконизмом, но и более личным акцентом высказываний. Компания «Webscan Technologies» подсчитала, что за 2008 г. в Рунете было опубликовано 27 млн новостей, в то время как за 2007 г. — 18,5 млн. Но их основную долю составляют неоригинальные тексты. Около 38 % новостей приходится на дословные перепечатки с других ресурсов, и только 30 % интернет-изданий действительно делают новости сами.

Эксперты отмечают спад моды на интернет-телевидение. По крайней мере, ни один из запущенных в этом формате российских проектов успеха своим создателям еще не принес. Хотя всего год назад на интернет-ТВ возлагались большие надежды, связанные с проектами Дмитрия Диброва, Льва Новоженова, Егора Яковлева и Артемия Троицкого. В 2008 г. ожидался запуск еще 10 проектов, но воплотить эти планы в жизнь не удалось. Причина в том, что объем привлекаемой интернет-рекламы пока не в состоянии оплатить создание качественного контента.

К началу 2009 г. доли рынка между российскими интернет-поисковиками распределились следующим образом: «Яндекс» — 56 %, «Google» — 23 %, «Mail, ru» — 10 % и «Rambler» — 7 %. Изменился и портальный ландшафт.

Вместе с интернет-поисковиками «Яндекс», «Mail, ru», «Rambler» в первую пятерку российских интернет-компаний вошли две социальные сети — «Odnoklassniki. ru» и «Vkontakte. ru» («Google» как глобальная компания в данном контексте не учитывается), популярность которых позволяет им прилично зарабатывать нарекламе. Например,

рекламные доходы «Vkontakte. га» за 2008 г. оцениваются в 15 млн долл., a «Odnoklassniki. га» — в 10—11 млндолл.

Ахиллесовой пятой дальнейшего проникновения Интернета в России является слабое развитие широкополосной связи. Хорошо она пока развита лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому важным представляется появление в 2008 г. безлимитного тарифа на российском рынке мобильного широкополосного доступа в Интернет. Согласно данным «TNS Россия», в июне 2008 г. для выхода в Интернет ежедневно или несколько раз в неделю мобильный телефон (технологии WAP и GPRS) использовали 15% отечественных интернет-пользователей.

Высокоскоростной Интернет рассчитан на сети мобильной связи третьего поколения (3G), пиковая скорость которых в стандарте HSDPA варьируется от 3,6 Мбит/с до 14,4 Мбит/с. Пока это несопоставимо с возможностями провайдеров фиксированной связи, потенциально способных обеспечить скорость в 1 Гб и более. Тем не менее осенью 2007 г. компания «МегаФон» запустила в Санкт-Петербурге первую 3G-ceTb. Весной 2008 г. его примеру последовала компания «МТС», а в сентябре и компания «Вымпелком». У «большой тройки» операторов планы на ЗО-рынке агрессивные. В 2008 г. компания «МТС» покрыла ЗО-сетями 14 городов, а «Вымпелком» — около 40. Проблема, однако, в том, что телефоны 3G в России не очень распространены из-за высокой цены, а в Москве развитие 3G-ceTH тормозится еще и отсутствием свободных частот. Высокой остается и минимальная цена мегабайта в 1,25 руб. при подключении к тарифу «Скай линк».

До октября 2008 г. сотовые операторы не решались полностью отменить ограничения на объем мобильного интернет-трафика. Случайно или нет, но их положительное решение по этому вопросу совпало с появлением в России телефона «iPhone 3G», продажи которого осуществляют и компания «МТС», и «Вымпелком», и «МегаФон». Именно для этой модели разработаны специальные тарифы, включающие безлимитный доступ в Интернет.

Другими словами, мобильный Интернет стал обретать реальные массовые очертания. По прогнозам, через пять лет им смогут пользоваться не менее 50 % абонентов сотовой связи, хотя уровень проникновения в решающей степени будет зависеть от тарифов и качества услуги. Возможно, в 2011—2012гг. рынки фиксированного и мобильного Интернета сравняются, так как уже сейчас за пределами Москвы и Петербурга сотовые операторы в принципе на равных могут конкурировать

с операторами фиксированной связи. Издатели периодики тоже начали разработку специальных версий своих изданий, адаптированных для чтения с телефонов «iPhone». Первым в марте 2009 г. запустил такие продукты ИД «Коммерсантъ», почти готовы к запуску мультимедийные iPhone-версии газет ИД «Комсомольская правда».

Понимая растущее значение Интернета в продвижении контента и бренда печатных СМИ, особенно газет, издатели прессы теперь стараются всеми возможными способами поставить этот ресурс на службу своему бизнесу (табл. 10).

Сайт «kp. га» ежемесячно привлекает на свою онлайновую площадку до 4,5 млн посетителей, что, по данным компании «TNS Gallup Media», позволяет ему с большим отрывом удерживать в России лидирующие позиции в категории «Новости и СМИ». Главной «фишкой» нового сайта «trad. га» стала рубрика, посвященная поиску работы, http.// job. trad, ru — сервис, позволяющий искать вакансии и размещать резюме пользователям, ищущим работу. Неплохо зарекомендовал себя и сайт «Видео Известия», хотя в целом интерес к видеоновостям у пользователей Рунета пока невысок.

Из международных компаний, представленных в России, первой подход к Интернету в апреле 2008 г. изменила компания «CondéNet International» (интернет-подразделение ИД «Conde Nast International»), Цель — обеспечить предельно тесное взаимодействие между печатными и электронными ресурсами этого медиахолдинга. В частности, новые кросс-медийные рекламные решения призваны сделать совместную работу рекламных отделов печатных изданий и рекламных отделов опНпе-проектов более эффективной.

Не осталось в стороне от новых тенденций развития Интернета и Российское агентство международной информации «РИАНовости», которое 06.08.2008 запустило новую версию своего сайта, обеспечивающую использование всех возможностей современной мультимедийной журналистики. В начале 2009 г. сайт прирос еще «RIAN, tv» — проектом круглосуточного видеовещания, рядом других новых интерактивных сервисов и тематических спецпроектов. По данным «TNS Gall up Media», www. rian. ru входит в четверку крупнейших новостных ресурсов Рунета, а по данным «Яндекс. Каталога», является в нем самым цитируемым СМИ с показателем 27тыс. упоминаний ежемесячно.

Заслуживают внимания и рынки других стран. Интернет-версии газет США, по данным рейтинговой компании «Nilsen Company», в 2008 г. стали терять аудиторию. Из 29 сайтов ведущих газет страны, участвовавших в исследовании, сокраще-

Таблица 10

Динамика посещаемости сайтов крупнейших газет России

Издания — лидеры рынка Аудитория (июль 2008 г.), тыс. чел. Аудитория (январь 2009 г.), тыс. чел. Рост, %

Москва Россия Москва Россия Москва Россия

Комсомольская правда 1 283,4 3 250,8 1 388,6 4 456,6 8 37

Аргументы и факты 647,9 1 839,3 529,9 1 848,9 -18 1

Ведомости 480,7 1 082,1 712,3 1 854,3 48 71

Труд 728,4 1 863,0 592,1 1 635,4 -19 -12

Коммерсантъ 522,1 1 320,2 585,7 1 589,4 6 20

Известия 406,2 972,6 585,9 1 572,6 44 62

Источник: «TNS Gall up Media».

ние среднего времени пребывания посетителей в ресурсе отмечено у 21 из них. Так, пребывание одного посетителя на сайтах газет «Чикаго трибьюн» и «Бостон глоуб» сократилось почти в два раза — с 17 мин 7 с в мае 2007 г. до 8 мин 20 с в мае 2008 г. Среднее время нахождения посетителя на сайте газеты «Уоллстрит джорнал» за этот период сократилось с 14 мин 46 с до 8 мин 27 с, а на сайтах «Вашингтон пост» и «Лос-Анджелес тайме» — на 2,5 мин.

При этом «The New York Times» отмечает, что интернет-СМИ США одно за другим отказываются от эксклюзивности и публикуют ссылки на чужой контент. К примеру, «The Washington Post» недавно открыла на своем сайте политический раздел, пестрящий ссылками на конкурирующие ресурсы. А сама «The New York Times» вообще предложила читателям альтернативный сайт, где в изобилии представлены ссылки на конкурирующие медиа-ресурсы.

По прогнозам некоторых продавцов рекламы и самих рунетчиков, Интернет последним из меди-аканалов пострадает от финансового кризиса. Это иллюзия, отвечают им рекламодатели. Согласно отчету агентства «comScore», число переходов по рекламным ссылкам в «Google» среди американских пользователей в январе 2008 г. оказалось на 7% меньше, чем в декабре, и на 0,3% ниже, чем годом ранее. Количество «кликов» в «Yahoo!» тоже сократилось. Новость о снижении популярности интернет-рекламы сразу отразилась на акциях интернет-компаний, котировки которых после публикации данных «comScore» у «Google» упали на 4,6 %. Прогнозируется снижение доходов от онлайн-проектов и в Великобритании. Например, доходы от интернет-рекламы британского вещателя ITV за первые три квартала 2008 г. снизились на2,5 %.

Следует, однако, иметь в виду, что неблагоприятный прогноз рынка интернет-рекламы в США и Великобритании связан не только с общим влиянием финансово-экономического кризиса, но и с тем, что эта отрасль там хорошо развита. Поэтому проецировать данную ситуацию на Россию учас-

тники рынка в массе своей не спешат, наоборот, прогнозируя рост отечественного рынка интернет-рекламы в текущем году, хотя часть экспертов относится к этому скептически.

По крайней мере, в интервью газете «Коммерсантъ» генеральный директор «Проф-Медиа» Р. Акопов заявил, что принадлежащая холдингу компания «Rambler Media» столкнулась с недобором рекламы уже в октябре 2008 г. В IV квартале падение рекламных сборов в Интернете, по словам Р. Акопова, составило 30 %. Он также прогнозирует спад и в 2009 г.

Действия медийных компаний в отношении своих интернет-ресурсов не имеют ярко выраженной тенденции. Некоторые сворачивают развитие бизнеса, другие открывают новые проекты. Так, медиагруппа «Bonnier», владеющая газетой «Деловой Петербург», отказалась от идеи развития портала издания «dpmoney. га», а холдинг «Про-нто-Москва», наоборот, вывел на рынок новый сайт «Automania. га» с качественными сервисами для покупки и продажи автомобилей, новостями, тест-драйвами, статьями, информацией от официальных дилеров и многими другими возможностями. Кроме того, холдинг «Пронто-Москва» создал новое бизнес-подразделение в Республике Беларусь — ООО «ПронтоСофт», которое занимается самостоятельной разработкой и поддержкой 1Т-проектов.

Портал «Mail, га» объявил о запуске новой версии «Афиши@МаД. га». Стал мультимедийным сайт «Экспресс-газета online». В ноябре 2008 г. бывший главный редактор журнала «The New Times» Раф Шакиров запустил интернет-проект «Daily Online», специализирующийся на деловых новостях. В декабре ИД «Эксперт» приступил к запуску интернет-портала о личных финансах «FinCake».

Таким образом, несмотря на кризис, стартовавших интернет-проектов пока значительно больше, чем потерь. При этом игроки рынка опасаются, что растущий спрос на интернет-трафик, возможно, уже к 2012 г. приведет к исчерпанию инфраструк-

турных возможностей Сети. Об этом, со ссылкой на отчет компании «Nemertes Research», пишет «PC World». Если аналитики правы, то через несколько лет пользователи начнут замечать, что требовательные к трафику приложения и ресурсы работают некачественно. Например, может ухудшиться работа видеосервисов, а также файло-обменных сетей, так как в ближайшие годы появится много пользователей, которые преодолеют порог безлимитного трафика, установленного ныне провайдерами.

Интернет является острейшей головной болью современной прессы. В то же время газеты заводят блоги и микросайты, ориентированные на узкие темы, учат журналистов выкладывать видео в Сеть, объединяются для продажи рекламы в online и т. д. Поскольку медиакомпаниям в процессе этого приходится делиться друг с другом не только информацией о продаже рекламы, но и другими сведениями, возникают сети тематических сайтов, которые, так или иначе, вступают в конкуренцию с интернет-гигантами.

Такие сети преследуют цель предоставить рекламодателям ресурсы, дающие доступ к большей аудитории, чем это может обеспечить отдельно взятый сайт, т. е. выступают в качестве альтернативы «Google» и другим крупным рекламным вендорам. Как правило, партнерские соглашения между членами этих сетей предусматривают внутренний обмен новостными заголовками и другим контентом, опирающимся на репутацию и доверие пользователей. Сотрудничество помогает традиционным медиа конкурировать с онлайновыми компаниями.

Если говорить о современном медиапотреб-лении, то, по данным проекта «2008 MediaDay»,

оно выглядит следующим образом: в 55 % случаев человек читает газету «эксклюзивно», не обращаясь при этом к другим видам медиа; при использовании Интернета это происходит в 53,8% случаев; при чтении журналов — в 53,6 % случаев; при просмотре телепрограмм — в 49,4% случаев.

Основными компаниями Рунета, определяющими его состояние и темпы развития, являются «Яндекс», «Google» и «Mail. га». Однако получить достоверные сведения о состоянии и структуре доходов интернет-компаний пока не представляется возможным, так как публичных и, следовательно, информационно открытых компаний не так много.

Для формирования более-менее объективного мнения по проблеме компания «CNews» провела осенью 2008 г. экспертный опрос специалистов интернет-отрасли. Выручка поисковой системы «Яндекс» по итогам 2008 г. прогнозировалась ими в 160—170 млн долл., РБК — в 85—90, «Rambler Media» (с 2007 г. в нее входит и «Бегун») — в 80 — 85 млн долл., «Mail, га» — в 60 —65 млн долл., «Auto, га» — 7 млн долл., «Newsru. com» — 2,2 млн долл., «Gismeteo. га» — 2 млн долл., «Газета, ру» — 1,8 млн долл., «Коммерсанта» — 1,5 млн долл., «Эксперта» — 1,2 млн долл., остального Интернета — в 19,1 млн долл. В целом эти данные сопоставимы с оценкой АКАР, так как отражают не только рекламные доходы интернет-компаний, но и их выручку от других сервисов — текстовых блоков, рекламы в видео, SMS-платежей, спонсорских разделов, размещения прайс-листов и пр. Тем не менее они не могут претендовать на полноценное исследование и представляют интерес лишь в силу недоступности информации из других источников.

(Продолжение следует)

XXX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.