ФАРМАКОЭКОНОМИКА
ФАРМАКОЭКОНОМИКА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СТАЦИОНАРЕ
Л.Б. Васькова, Н.В. Романцева
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва
nataroma2004@mail.ru
Резюме: В настоящей работе представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2011 году на базе 45 ЛПУ г. Москвы по оценке эффективности использования организационно-экономических подходов к управлению качеством лекарственного обеспечения. Выделена проблематика необходимости экономической оценки стоимости лекарственной терапии на основе методологии фармакоэкономики. Авторами предложены дефиниции таких понятий, как «фармакоэкономическое управление», «менеджер по фармакоэкономике», а также даны научно обоснованные рекомендации по оптимизации системы оказания фармацевтической помощи больным на уровне стационара на основе методологии фармакоэкономики. Большинством респондентов отмечена необходимость экономической оценки стоимости лекарственной терапии и введение новой должности «менеджер по фармакоэкономике» в штат стационара, что позволит оптимизировать систему оказания лекарственной помощи больным на уровне стационара.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, лекарственная помощь, фармакоэкономика, управление качеством, менеджер по фармакоэкономике.
PHARMACOECONOMICS AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR OPTIMIZING DRUG ASSURANCE QUALITYMANAGMENTINHOSPITALS
L.B. Vas’kova, N.V. Romantseva
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow
Abstract: The article presents the results of the social research conducted in 2011, using 45 healthcare facilities in Moscow in order to assess the efficacy of organizational and economic approaches to drug provision quality. It highlighs the problematic of the need for economic evaluation of the cost of drug therapy based on the methodology of pharmacoeconomics. The authors propose definitions of certain concepts such as «pharmacoeconomic management», «pharmacoeconomics manager». Evidence-based guidelines for optimizing provision of pharmaceutical care to patients at a hospital level based on the methodology of pharmacoeconomics is also provided. Most respondents recognize the need for economic evaluation of drug therapy and introduction of a new position «pharmacoeconomics manager» in hospital stuff, which will optimize drug provision quality at a hospital level.
Key words: drug provision, drug assurance, pharmacoeconomics, quality control, pharmacoeconomics manager.
Необходимость модернизации фармацевтического сектора здравоохранения как в целом по стране, так и на региональном уровне определяется рядом серьезных причин. На фоне общих негативных тенденций социально-экономического развития, наблюдаемых в последние годы, специалисты отмечают:
• высокие темпы роста затрат на лекарственную помощь, при этом рост финансовых затрат не обеспечивает увеличения объемов и качества лекарственной помощи;
• снижение социальной роли лекарственной помощи в связи с недоступностью для большинства населения современных эффективных лекарственных препаратов из-за отсутствия необходимых денежных средств;
• поэтапность реформирования системы здравоохранения в целом [1].
Механизм рыночных отношений в фармацевтической сфере эффективно может быть реализован только через внедрение четкого профессионального регламента при наличии объективной информации и
существовании стимулов для субъектов лекарственного обеспечения (ЛО): производителей лекарственных средств (ЛС), оптовых и розничных структур и потребителей (лечебных учреждений и населения).
Важным источником информации, способствующим принятию правильных управленческих решений предприятиями фармацевтической промышленности, лечебно-профилактическими учреждениями, а также конечными потребителями, является экономическая оценка медицинских технологий оказания помощи [1].
Отличительной чертой таких экономических оценок является то, что обязательно учитываются как расходы на конкретное лечебное, диагностическое, хирургическое или консервативное вмешательство, так и экономические последствия его проведения. Экономические исследования представляют также интерес для системы здравоохранения и общества в целом в связи с необходимостью: сдерживания роста затрат на здравоохранение; оценки общей стоимости разных методов лечения; профилактики и диагности-
ки заболеваний; выбора стратегически рациональных медицинских вмешательств и подходов к использованию бюджета; определения «социально-экономической стоимости выделенных денег».
Фармакоэкономика как составная часть экономики здравоохранения, вызывает все больший интерес как у фармацевтических компаний и практических врачей, так и у органов здравоохранения и администрации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Наиболее важными факторами, определяющими эффективность системы здравоохранения на всех этапах оказания медицинской и лекарственной помощи населению, являются рациональное использование и доступность лекарственных препаратов (ЛП) и фармацевтической помощи в целом. ЛО требует особого внимания в условиях реформирования системы оказания медицинской помощи населению, так как это связано с его высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения [2].
Изучение отечественной и зарубежной литературы показало, что одна из главных проблем системы управления качеством ЛО сосредоточена на уровне ЛПУ [4, 5, 7].
В связи с этим чрезвычайно актуальна задача фар-макоэкономического управления лекарственной помощью стационарным больным, поскольку в России до сих пор отсутствует методология фармакоэконо-мического управления на различных уровнях, в том числе и на стационарном этапе оказания помощи [4].
При проведении научных исследований по данному направлению нами предложены дефиниции таких понятий, как фармакоэкономическое управление и менеджер по фармакоэкономике [4].
Фармакоэкономическое управление — это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой на федеральном, региональном и на учрежденческом уровне оказания лекарственной помощи населению и ЛПУ, сущность которого заключается в управлении лекарственными ресурсами и современными медицинскими технологиями и программами на основе использования фармакоэкономического анализа.
Объектами фармакоэкономического управления являются, с одной стороны, затраты на оказание лекарственной помощи и иные виды затрат, а с другой стороны — показатели качества жизни пациентов до, во время проведения назначенного курса фармакотерапии и после его проведения и соотношение этих показателей с затратами [4].
Согласно Приказу № 1022н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология» в целях повышения эффективности и безопасности лекарственной терапии, назначенной пациенту в соответствии с установленными в ЛПУ стандартами, медицинская помощь населению должна оказываться при участии врача — клинического фармаколога, который должен
заниматься проведением фармакоэкономического анализа. Однако на практике это часто не выполняется в силу тех или иных причин. Ускорить решение данного вопроса могли бы провизоры, прошедшие специальную подготовку, то есть менеджеры по фармакоэкономике [5, 10].
Менеджер по фармакоэкономике (менеджер по ФЭ) — это специалист, осуществляющий фармакоэ-кономическое управление, владеющий соответствующими методами, методиками и технологиями проведения фармакоэкономического анализа [4].
Задачей специалиста, занимающегося фарма-коэкономическими исследованиями, является получение информации о фармакоэкономической эффективности препарата или схемы лечения, его преимуществах перед уже имеющимися ЛП и схемами фармакотерапии, а также предоставление сведений в соответствующие структуры (государственные, ЛПУ и т.д.) для принятия рациональных управленческих решений. Например, если такие преимущества найдены, могут быть пересмотрены стандарты лечения того или иного заболевания, что способно заметно повлиять на долю препарата и компании на рынке [7].
Целью настоящей работы явилась оценка эффективности использования организационно-экономических подходов к управлению качеством лекарственного обеспечения в ЛПУ, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по его оптимизации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Настоящая работа выполнялась в соответствии с планами научных диссертационных исследований кафедры организации и экономики фармации Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.
Поскольку проводилось выборочное исследование, необходимо было изучить репрезентативность выборочной совокупности по отношению к признакам генеральной совокупности. Выборка респондентов исследования была случайной. На сегодняшний день в Москве насчитывается около 80 городских больниц, однако в связи с масштабной реорганизацией и оптимизацией коечного фонда невозможно назвать точное число ЛПУ, подведомственных Департаменту здравоохранения; наша выборка составила более 50% от генеральной совокупности, таким образом, были опрошены специалисты из 45 ЛПУ. Иными словами, в нашу выборку попал каждый второй стационар г. Москвы с терапевтическим и кардиологическим отделениями. Для обеспечения полноты выборки были исследованы специалисты двух различных областей медицины: исполняющие фармацевтические органы (специалисты больничных аптек), а также исполняющие медицинские органы (врачи московских ЛПУ). Необходимо отметить, что большинство респондентов, принявших участие в
ФАРМАКОЭКОНОМИКА
ФАРМАКОЭКОНОМИКА
Ведомости НЦЭСМП
опросе, имели стаж работы по специальности более 6 лет, а также ученую степень. Эти данные говорят об авторитетности выбранных кандидатов и возможности использования их мнения в качестве экспертного.
Изучению подлежало 140 анкет; из них 100 анкет для врачей и 40 анкет для фармацевтических работников.
Базами проводимого исследования явились 45 ЛПУ г. Москвы.
Специально для проведения настоящего исследования были разработаны анкеты, предлагаемые врачам и провизорам. Они состояли из двух блоков: первый содержал в себе вопросы, относящиеся к персональным данным об эксперте (уровень образования, наличие ученой степени, стаж работы и занимаемая должность); второй — вопросы, касающиеся ЛО стационара.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
По стажу работы респонденты распределились следующим образом: 45% врачей и 36% провизоров имели стаж работы 11—20 лет (45%), 30% врачей и 54% провизоров — 6—10 лет, 13% врачей и 8% провизоров работали по специальности до 5 лет, 12% врачей - более 20 лет.
По результатам распределения респондентов по занимаемым должностям и наличию ученой степени стало известно, что 57% врачей имели ученую степень и 80% из них занимали руководящие должности (главный врач, заведующий отделением); 5% провизоров имели ученую степень и 56% занимали руководящие должности (директор аптеки, заместитель директора аптеки).
В анкете врачам и провизорам предлагалось оценить ЛО стационарных больных: 86% врачей и 92% провизоров оценивали ЛО как удовлетворительное.
Установлено, что 66% опрошенных врачей и 62% провизоров не владели знаниями о применении методик, используемых для определения потребности стационара в ЛП, 20% врачей и 25% провизоров ответили, что используется фармакоэкономический анализ, 11% врачей и 13% провизоров ответили, что используется частотный анализ и 3% ответили, что используется ABC/VEN анализ.
По мнению большинства опрошенных (50% врачей и 42% провизоров), потребность стационара в ЛП определяет заведующий отделением, 42% врачей и 33% провизоров ответили, что потребность стационара в ЛП определяет главный врач, 8% врачей и 25% провизоров ответили, что потребность стационара в ЛП определяет директор аптеки.
При анализе данных о клиническом фармакологе было показано, что подавляющее большинство опрошенных (96% врачей и 100% провизоров) считают наличие в штате стационара должности клинического фармаколога необходимым, кроме того, 84% врачей, работающих в стационарах, где есть клинический
фармаколог, ответили, что они обсуждают вопросы лекарственной терапии с клиническим фармакологом. Установлено, что 28% респондентов-врачей считают, что назначение ЛП ограничивает совокупность факторов: стоимость, побочные эффекты, кратность применения, ЛП не входит в льготный список, в формулярный список, в стандарты лечения; 15% опрошенных врачей затрудняются назвать определенные факторы, ограничивающие назначение тех или иных ЛП; 12% респондентов считают, что назначение ЛП ограничивает стоимость.
Из результатов анализа данных о частоте замены ЛП при неудовлетворительных результатах лечения было выявлено, что 65% респондентов считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП менее чем в 10% случаев; 24% считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП в 10 20% случаев; 6% не смогли назвать причины, влияющие на неудовлетворительные результаты лечения; 5% считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП более чем в 20% случаев.
Практически все провизоры-респонденты (97%) считают экономическую оценку стоимости лекарственной терапии необходимой.
Далее респондентам предлагалось определить, существует ли необходимость в менеджере по фармакоэкономике и стоит ли вводить эту должность в штат стационара: 75% врачей и 70% провизоров считают, что такой специалист в штате стационара необходим.
Кроме того, подавляющее большинство респондентов (43% врачей и 47% провизоров) отметили, что менеджер по фармакоэкономике должен иметь фармацевтическое образование; 20% врачей и 30% провизоров считают, что он должен иметь как фармацевтическое, так и экономическое образование.
По результатам опроса врачей было установлено, что подавляющее большинство респондентов (66% врачей и 62% провизоров) считают, что при наличии менеджера по фармакоэкономике ЛО стационарных больных улучшится.
Результаты опроса позволили установить, что 56% врачей считают, что должность менеджера по фармакоэкономике целесообразно внедрять в штат ЛПУ; 36% отметили, что такую должность целесообразно внедрять в штат аптеки.
По мнению большинства (60%) опрошенных врачей и (62%) провизоров, менеджер по фармакоэкономике должен подчиняться главному врачу; 24% врачей и провизоров — директору аптеки; 4% врачей — региональным органам управления здравоохранением.
Экспертная оценка современного состояния организации ЛО стационаров г. Москвы, имеющих в своем составе терапевтические и кардиологические отделения, показала, что существующая в настоящее время система не позволяет значительно улуч-
шить экономические показатели фармакотерапии без снижения показателей качества жизни стационарных больных. Действующая нормативно-правовая база не соответствует современным требованиям в полной мере и не предполагает использования современных методов фармакоэкономики. Использование методологии фармакоэкономики позволит организовать и рационально распределить ресурсы здравоохранения, прогнозировать перспективность внедрения новых лекарственных технологий, определять целесообразность различных методик лечения, оценивая их эффективность, безопасность и экономическую приемлемость. Решением проблемы рационализации лекарственной терапии и снижения затрат на нее, а также оптимизации ЛО предло-
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазебник Л.Б. и др.
Фармакоэкономическое обоснование московской модели лекарственного обеспечения льготных контингентов населения // Экономический вестник фармации. 2003. № 8. С. 58-68.
2. Лескова Л. Почему льготникам не прописывают новые препараты //
Российская газета. 2008. № 45. С. 12-14.
3. Фомина А.В. Лекарственное обеспечение населения на уровне первичного звена здравоохранения //
Вестник новых медицинских технологий. 2006. № 2. С. 141.
жено введение в ЛПУ новой должности менеджера по фармакоэкономике, обязанностью которого должен стать контроль и осуществление деятельности по совершенствованию ЛО с применением фарма-коэкономического анализа.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, работающих в ЛПУ/больничных аптеках, считают наличие должности менеджера по фармакоэкономике в штате ЛПУ/больничной аптеки необходимым, что в целом позволит повысить качество оказания лекарственной помощи больным и рационально расходовать ограниченные ресурсы государственного бюджета.
4. Васькова Л.Б. Лекарственная помощь: фармакоэкономическое управление // Новая аптека. 2009. № 11. С. 49.
5. Васькова Л.Б. Менеджер по фармакоэкономике: требование времени // Новая аптека. 2009. № 12. С. 45-46.
6. Васькова Л.Б., Мусина Н.З. Методы и методики фармакоэкономических исследований. М.: Гэотар-Медиа. 2007. 112 с.
7. Васькова Л.Б., Лопатин П.В., Романов Б.К. Фармакоэкономика в фармации. Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета
им. И.М. Сеченова. 2012. 188 с.
8. Белоусов Д.Ю. Зачем, где и как проводить фармакоэкономические исследования? // Фармакоэкономика. 2010. № 2. С. 19-21.
9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2007. 512 с.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2010 г.
№ 1022н г. Москва «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Клиническая фармакология"».
ФАРМАКОЭКОНОМИКА