Научная статья на тему 'Фармакоэкономические инновации в формировании перечня основных лекарственных средств в начале χχι века'

Фармакоэкономические инновации в формировании перечня основных лекарственных средств в начале χχι века Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАКОЭКОНОМИКА / ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ / РЫНОК / ДОСТУПНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ. / PHARMACOECONOMICS / THE LIST OF ESSENTIAL MEDICINES / HISTORY OF PHARMACY / THE MARKET / AVAILABILITY / COSTS / RESOURCE-SAVINGS / QUALITY AND EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косинец А. Н., Дейкало В. П., Глушанко В. С., Петрище Т. Л., Щёкотова А. В.

С целью раскрытия новых фармакоэкономических подходов к формированию перечня основных лекарственных средств (ЛС) в работе решены следующие задачи: определены главенствующие аспекты фармакоэкономики; установлены прототипы современной фармакоэкономики в истории здравоохранения; показана зависимость доступности ЛС, предлагаемых населению, от развития фармакоэкономики на основе создания перечня основных ЛС; раскрыта значимость фармакоэкономики в достижении максимально эффективных форм лекарственного обеспечения населения при минимальных затратах; изложены методики фармакоэкономического анализа как методологической основы рационального распределения ресурсов здравоохранения; обоснованы методические рекомендации формирования перечня основных ЛС. При создании республиканских перечней основных ЛС следует учитывать современные методические рекомендации ВОЗ и опыт белорусской модели развития сектора экономики, в т.ч. в сфере здравоохранения. Заинтересованными участниками процедуры формирования перечня основных ЛС могут быть производители ЛС, специалисты здравоохранения, ученые, представители профессиональных и других общественных объединений. Экспертиза отбора ЛС должна быть многоступенчатой и опираться на нормативно-правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косинец А. Н., Дейкало В. П., Глушанко В. С., Петрище Т. Л., Щёкотова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACOECONOMIC INNOVATIONS IN FORMATION OF THE LIST OF ESSENTIAL MEDICINES AT THE BEGINNING ΧΧΙ CENTURY A.N. Kosinets, V.P.Deykalo, V.S.Glushanko, T.L.Petrishche, A.V.Schekotova For the purpose of disclosing new pharmacoeconomic approaches to formation of the list of the essential medicines following problems have been solved in the paper: predominating aspects of pharmacoeconomics have been defined; prototypes of modern pharmacoeconomics in public health services history have been established; dependence of availability of medical products, offered to the population, on the development of pharmacoeconomics on the basis of creation of the list of essential medicines has been shown; the importance of pharmacoeconomics in achievement of highly effective forms of medicinal maintenance of the population at the minimum expenses has been revealed; technique of pharmacoeconomics analysis as methodological basis of rational distribution of resources of public health services has been stated; methodical recommendations of formation of the list of essential medicines have been grounded. In creating republican lists of essential medicines it is necessary to consider modern methodical recommendations of World Health Organization and experience of the Belarus model of sector economy development, including the sphere of public health services. Manufacturers of medical products, experts of public health services, scientists, representatives of professional and other public associations can be interested in participation of procedure of formation of the list of essential medicines. Expert examination of selection of medical products should be multistaged and based on regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Фармакоэкономические инновации в формировании перечня основных лекарственных средств в начале χχι века»

Вестник фармации№4 (46) 2009

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА

A.Н. Косинец, В.П. Дейкало,

B.C. Глушанко, Т.Л. Петрище,

А.В. Щёкотова

ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕЧНЯ ОСНОВНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Витебский государственный медицинский университет

С целью раскрытия новых фарма-коэкономических подходов к формированию перечня основных лекарственных средств (ЛС) в работе решены следующие задачи: определены главенствующие аспекты фармакоэкономики; установлены прототипы современной фармакоэкономики в истории здравоохранения; показана зависимость доступности ЛС, предлагаемых населению, от развития фармакоэкономики на основе создания перечня основных ЛС; раскрыта значимость фармакоэкономики в достижении максимально эффективных форм лекарственного обеспечения населения при минимальных затратах; изложены методики фармакоэкономического анализа как методологической основы рационального распределения ресурсов здравоохранения; обоснованы методические рекомендации формирования перечня основных ЛС. При создании республиканских перечней основных ЛС следует учитывать современные методические рекомендации ВОЗ и опыт белорусской модели развития сектора экономики, в тч. в сфере здравоохранения. Заинтересованными участниками процедуры формирования перечня основных ЛС могут быть производители ЛС, специалисты здравоохранения, ученые, представители профессиональных и других общественных объединений. Экспертиза отбора ЛС должна быть многоступенчатой и опираться на нормативноправовые акты.

Ключевые слова: фармакоэкономика, перечень основных лекарственных средств, история фармации, рынок, доступность, затраты, ресурсосбережение, качество и эффективность.

ВВЕДЕНИЕ

Становление цивилизованного фармацевтического рынка, реструктуризация фармацевтической отрасли, внедрение современных образовательных стандартов подготовки врачей и провизоров требуют создания интегрированного информационного и правового пространства [1-3]. Это позволит фармацевтическим работникам обмениваться опытом, вырабатывать стратегию и тактику взаимодействия с органами власти, а также внедрять фармацевтические инновации [3, 4]. В Республике Беларусь, где преобладает государственная бюджетная система здравоохранения, в больничных аптечных организациях ЛС реализуются за счет средств республиканского и местных бюджетов. Кроме того, государство выделяет существенные дотации на обеспечение льготного и бесплатного рецептурного отпуска для амбулаторных больных. Лекарственное обеспечение декретированных групп является важным инструментом социальной защиты населения в условиях переходной экономики, направленной на обеспечение социальных, в т.ч. конституционных, гарантий в здравоохранении [4, 5]. Именно поэтому лекарственное обеспечение можно считать социально-экономическим индикатором развития государства, степенью его социализации и отражения интересов народа в государственной политике.

Объем государственных социальных гарантий в сфере здравоохранения и реальное их обеспечение является показателем стабильности и устойчивого прогресса государства. В значительной мере этот объем определяется возможностями перечня основных лекарственных средств.

Цель работы - раскрыть новые фармакоэкономические подходы к формированию перечня основных ЛС посредством решения следующих задач: 1) опреде-

лить главенствующие аспекты фармакоэкономики; 2) установить прототипы современной фармакоэкономики и доказательной медицины в истории здравоохранения; 3) показать зависимость доступности ЛС, предлагаемых населению, от развития фармакоэкономики на основе создания перечня основных ЛС; 4) раскрыть значимость фармакоэкономики в достижении максимально эффективных форм лекарственного обеспечения населения при минимальных затратах и изложить методики фармакоэкономического анализа как методологической основы рационального распределения ресурсов здравоохранения; 5) обосновать методические рекомендации формирования перечня основных ЛС.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Анализ проблемы осуществлен на основе данных литературы и собственных результатов исследования архивных документов. В работе использовались историко-сравнительный и аналитический научные методы.

РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУЖДЕНИЕ Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), основные лекарственные средства (essential medicines) - это ЛС, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей определенной группы населения в области здравоохранения. Они отбираются на основе фактических данных, с учетом их значимости для общественного здравоохранения, качества, безопасности, действенности и относительной эффективности с точки зрения затрат. Основополагающее условие для основных ЛС - это их постоянное наличие в рамках соответствующих систем здравоохранения в необходимых количествах и лекарственных формах [4].

Концепции основных ЛС разрабатываются с учетом особенностей конкретного государства, в т.ч. структуры заболеваемости, уровня развития службы здравоохранения, климатических, этнических, экологических, эпидемиологических факторов. При этом учитываются другие факторы: меры правительства по обеспечению ценовой доступности основных ЛС, по

поддержке собственных производителей; участие государства в финансировании лекарственного обеспечения; регулирование системы фармацевтического снабжения; обеспечение и контроль качества, безопасности и эффективности всех ЛС; меры по рационализации использования ЛС; поддержка исследований в сфере разработки и потребления ЛС; мероприятия, содействующие успешной подготовке фармацевтических кадров и их профессиональному росту и т.д. Все это вместе взятое является важнейшим компонентом национальной лекарственной политики (НЛП), ее краеугольным камнем во многих странах. Официальные перечни основных лекарственных средств имеют 156 из 193 государств-членов ВОЗ. В свою очередь НЛП во многом обеспечивает не только потребности системы здравоохранения и населения, но и способствует поддержанию национальной безопасности. Целью государственной НЛП является повышение степени равноправной доступности (как по стоимости, так и по ассортименту) высокоэффективных и безопасных ЛС для населения, т.е. обеспечение принципа социальной справедливости в сфере лекарственного обращения и устойчивой работы всего фармацевтического сектора [4, 6, 7].

Главенствующие аспекты фармакоэкономики. Фармакоэкономика - это относительно новое научно-практическое направление, имеющее большие перспективы. Оно возникло на стыке клинической фармакологии, фармации и экономики здравоохранения. Методы фармакоэкономического анализа позволяют провести оценку различных программ лечения с позиций соотношения их эффективности и стоимости [8].

Анализ литературы позволил нам выявить несколько определений фармакоэкономики как науки и сферы практической деятельности. Фармакоэкономика (Pharmacoeconomics) - это экономическая оценка медицинской помощи, когда измеряют и сравнивают результаты лечения (Outcomes Research) и затраты (Costs). Их интерпретация учитывается при принятии решений: 1) на уровне государства - рациональное использование ресурсов для

обеспечения здоровья населения; 2) при создании рекомендаций для фармацевтических производителей - для внедрения и реализации эффективных, безопасных ЛС;

3) на местном уровне - для организаций здравоохранения и практикующих врачей;

4) для больных - с целью обеспечения рациональной фармакотерапии [9].

Фармакоэкономика - это наука, которая изучает в сравнительном плане соотношение между затратами и эффективностью, безопасностью, качеством жизни (КЖ) при альтернативных схемах лечения (профилактики) заболевания. Комплексный подход к оценке целесообразности применения медицинских технологий (МТ) предполагает взаимосвязанную оценку результатов и стоимости медицинских вмешательств. Для практикующего врача - это рациональное использование ЛС, расчет затрат, необходимых для достижения желаемой эффективности, и соотнесение этих затрат с возможностями [10].

Фармакоэкономика - это наука, целью которой является экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения, направленных на фармакотерапию, другие медицинские и фармацевтические услуги. В общемировой практике на сегодняшний день наиболее широко используются следующие методы фармакоэкономического анализа: 1) стоимость-эффективность (cost - effectiveness analysis - СЕ А) - оцениваются изменения любого параметра при патофизиологическом состоянии, например: уровень бакте-риурии, показатели артериального давления, а также снижение финансовых затрат; 2) стоимость-выгода медицинской помощи (cost-utility - CUA) - оценка комплексных биологических показателей - снижение уровня заболеваемости, смертности; 3) стоимость-полезность (cost - benefit -CBA) - оценка изменения КЖ - продление жизни; 4) минимизация стоимости (cost -minimization) - оценка уменьшения финансовых затрат [11].

Анализ стоимости болезни предусматривает изучение всех затрат (прямых, непрямых, косвенных, неосязаемых), связанных с ведением больных в ходе амбула-

торного или стационарного лечения, с нетрудоспособностью и преждевременной смертностью. Этот метод используется для достижения определенных задач, таких как планирование затрат, определение тарифов для взаиморасчетов между субъектами системы здравоохранения и медицинского страхования и т.п.

Анализ «затраты-эффективность» предполагает сравнительную оценку результатов и затрат при двух и более вмешательствах, эффективность которых различна, а результаты измеряются в одних и тех же единицах (миллиметры ртутного столба, концентрация гемоглобина, число предотвращённых осложнений, годы сохранённой жизни и т.п.). Это эффективный метод экономической оценки ЛС, в т.ч. из списка основных лекарственных средств.

Анализ «затраты-выгода» представляет затраты и результаты в денежном выражении. Это дает возможность сравнивать экономическую эффективность различных вмешательств с результатами, выраженными в различных единицах (например, программу вакцинации против гриппа с организацией системы интенсивной неонатальной помощи для выхаживания детей, рожденных с низкой массой тела).

Анализ «затраты-полезность»

предусматривает оценку результатов вмешательства в единицах "полезности" с точки зрения потребителя медицинской помощи (например, КЖ - одно из фундаментальных понятий современной медицины; при этом наиболее часто используется интегральный показатель "сохраненные годы качественной жизни" (QALY) [10]. Качество жизни (Quality of life) - это «комплекс индивидуальных восприятий людьми положения в жизни людей в контексте культуры и системы ценностей, к которым они относятся, или в связи с их целями, чаяниями и ожиданиями, стандартами и нормами, проблемами и трудностями. Это весьма широкая и далеко идущая концепция, включающая комплексным образом физическое здоровье людей, психологическое состояние, уровень независимости, социальные взаимоотношения, личные представления и взаимосвязь с наиболее характерными особенностями и

характеристиками окружающей среды» (Определение ВОЗ) [4].

Для измерения полезности затрат широко применяют критерий соотношения количества лет продленной жизни к ее качеству (Quality-Adjusted-Life-Years -

QALY). Это позволяет охарактеризовать проводимое лечение путем прогнозирования особенностей и качества предстоящей жизни, которые можно ожидать в течение прогнозируемого срока выживания, т.е. это сопоставление количества лет жизни с уровнем ее качества на данный срок.

Анализ «минимизации затрат» рекомендуется применять при сравнительном исследовании разных форм или разных условий применения одного ЛС или одной медицинской технологии. Учитывают все виды медицинского обслуживания, которые относят к каждому методу лечения, и определяют затраты на них.

По методологии фармакоэкономи-ческого анализа за рубежом и непосредственно в Беларуси выполнено определенное количество исследований и опубликовано ряд работ [12]. В нашем исследовании мы не ставили задачу интерпретировать или анализировать тот или иной метод.

При регистрации и закупках ЛС, при формировании цен на них, оценке результатов клинических испытаний, принятии решений о конкретных технологиях (стандартах) лечения и обследования успешно применяют фармакоэкономические методы. Основополагающим принципом политики закупок ЛС в Республике Беларусь является поддержка отечественного производителя. Импортные ЛС закупаются только при отсутствии или недостаточном их производстве в нашей стране. Расчеты с отечественными производителями производятся в первую очередь. Причем, ежегодно доля ЛС отечественного производства в ассортименте аптечных организаций неуклонно увеличивается [5, 13]. Получение результатов фармакоэкономических исследований и экспертных оценок расширят возможности математического моделирования, базирующегося на функционально-стоимостных и математико-

статистических методах (ABC-анализ и VEN-анализ). Именно конечные результа-

ты этих изысканий определяют основу оптимизации организационных, медицинских и фармацевтических технологий [14, 15].

Одним из значимых прав человека является доступность ЛС. По данным ВОЗ, около 30 % населения мира не имеют регулярного доступа к основным ЛС [4]. Между тем доступность ЛС является важнейшим фактором, обеспечивающим общественное здоровье населения. Одним из главных критериев доступности ЛС является наличие перечня основных ЛС, включающего наиболее эффективные и безопасные ЛС, предназначенные для лечения социально значимых заболеваний и приоритетных патологических состояний. Идентификация, измерение и сравнение стоимости и эффективности использования ЛС при оказании медицинской помощи становится главенствующей задачей фармакоэкономики [4, 6, 7, 13, 15].

Прототипы современной фармакоэкономики и доказательной медицины в истории здравоохранения. К историческим прототипам в истории отечественного здравоохранения можно отнести рационализацию лекарственного каталога в 1920-е гг.: «лекарственный каталог должен быть очищен от излишнего балласта и сведен к ограниченному минимуму безусловно необходимых средств», «из всей беспорядочной груды средств, препаратов и форм должны быть отобраны наилучшие...» [16]. В этом процессе принимали участие врачи и аптечные работники. Рациональный лекарственный каталог 1920-х гг. можно считать прообразом современных формулярных списков -«это такой перечень медикаментов, который и по количеству и по своему терапевтическому действию вполне обеспечивает квалифицированную лекарственную помощь и интересы здравоохранения». Поиск «лучших и наиболее рациональных лекарственных форм» и их пропаганда считались обязанностью «сознательных фармацевтов». Включение в официальный каталог новых ЛС требовало соблюдения определенных условий: изучение ЛС в лабораторных условиях и клинической практике; недопустимость рекламирования терапевтического эффекта ЛС в широкой

печати, проспектах, на плакатах и этикетках; точное описание состава ЛС на упаковке и в проспекте идр. [17].

Кроме оптимизации лекарственного каталога, в контексте реализации «режима экономии» (общегосударственная кампания в 1920-е гг.) в аптечном деле осуществлялись рационализация производственного процесса и его механизация, повышение культуры труда; внедрение научных основ организации труда; целевое расходование бюджетных ассигнований; правильная расстановка кадров и эффективное распределение должностных обязанностей; запрет на проведение сверхурочных работ; повышение трудовой дисциплины и контроль за использованием рабочего времени; соблюдение рецептурных формул при изготовлении лекарств по рецептам и др. Для фармации, как и для системы здравоохранения в целом, присущи специфические особенности по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Исходя из этих особенностей, главная цель экономии в аптечном деле состояла в улучшении качества лекарственного обслуживания за счет изыскания внутренних ресурсов. Контроль рассматривался как важнейший инструмент государственного управления. Большой акцент делался на идейную сознательность работников, т.е. на их профессиональную и гражданскую ответственность в проведении важного для государства курса. При реализации «режима экономии» в области лекарственного обеспечения учитывалось коллективное мнение аптечных работников и врачей. Однако, экономия в фармации в ряде случаев приводила к снижению качества ЛС, а оптимизация лекарственного обеспечения льготных категорий (в 1920-е гг. - это "застрахованные") - к созданию "каталогов для бедных", или неоправданно завышенным расходам из-за злоупотребления со стороны самих больных [3, 17].

Первый Примерный перечень основных ЛС был создан ВОЗ в 1977 г. с целью предоставления национальным правительствам образца для отбора лекарственных средств, предназначаемых для удовлетворения потребностей местного населения в секторе здравоохранения и составле-

ния соответствующих перечней. В 1978 г. Всемирной ассамблеей здравоохранения была принята резолюция WHA 31.32, в которой государствам-членам настоятельно рекомендовалось создать национальные перечни основных ЛС и соответствующие системы закупок, а на Международной конференции по первичной медикосанитарной помощи в Алма-Ате (СССР) была принята Алма-Атинская декларация

[4].

Зависимость доступности ЛС,

предлагаемых населению, от развития фармакоэкономики на основе создания перечня основных ЛС. Доступность, качество и безопасность ЛС в очень высокой степени определяются государственной политикой в области лекарственного обеспечения, которая в Республике Беларусь с каждым годом проводится все более эффективно. Наблюдается рост объемов закупки ЛС и медицинской техники [4, 5, 6, 15]. Созданная система регистрации препятствует поступлению в страну и распространению фальсифицированных ЛС [1, 3, 13, 18]. В совокупности все составляющие современного медико-фармацевтического комплекса в нашей стране позволяют посредством лекарственного воздействия на человека не только улучшать показатели результативности, но и уменьшать преждевременную смертность населения, а также обеспечивать максимально возможный уровень здоровья и качества жизни [3, 5, 6].

Проблема доступности ЛС может быть решена на основе их рационального выбора, а также посредством достижения оптимального уровня в соотношении расходов из государственного бюджета и личных средств граждан. Тем более, что приходится планировать дефицитный бюджет. Кроме того, большое значение имеет насыщенность внутреннего рынка. Конструктивная реализация этих подходов зависит от развития фармакоэкономики и роста благосостояния народа, а также от создания оптимального механизма формирования государственной политики в сфере лекарственного обращения на основе перечня основных ЛС для определения путей льготного лекарственного обеспечения, стандартизации медицинских и фар-

мацевтических технологий, решения проблем развития белорусской фармацевтической индустрии.

Поддержание соответствующего по доступности и качеству уровня требует постоянного и целенаправленного обновления перечня основных ЛС с учетом современных достижений фармакотерапии и инновационных проектов в области создания новых ЛС. Особенно важно использование его при оказании стационарной медицинской помощи и разработке клинических протоколов. Актуализируется необходимость разработки отдельных перечней ЛС для различных видов медицинской помощи на основании принципов доказательной медицины, экономической эффективности и фармакоэкономики, чтобы максимально смягчить финансовый удар глобального экономического кризиса.

Значимость фармакоэкономики в достижении максимально эффективных форм лекарственного обеспечения населения при минимальных затратах и методики фармакоэкономического анализа как методологическая основа рационального распределения ресурсов здравоохранения. Внедрение методов программно-целевого планирования является одной из важнейших характеристик современной белорусской модели здравоохранения. Фармакоэкономика диктует применение наименее затратных для государства и, в то же время, наиболее эффективных форм лекарственного обеспечения. В этом смысле значимость фармакоэкономики неизмеримо велика. Это перспективное научно-практическое направление, охватывающее клиническую фармакологию, медицину, фармацию и экономику здравоохранения, т.к. в совокупности с клиникоэкономическим анализом оно обеспечивает реализацию научно обоснованного подхода к определению оптимальных затрат при решении конкретных проблем здравоохранения, медицины (в т.ч. стоматологии, педиатрии и др.) и фармации. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики и таких ее составляющих, как спрос и предложение [15, 18].

Фармакоэкономика изучает преимущества ЛС с клинической и экономической точки зрения [8,9,12,19] в процессе мониторинга их применения. В условиях дефицита финансирования возрастает роль фармакоэкономики в определении оптимальных путей использования имеющихся ресурсов, в т.ч. в рационализации закупок и распределения ЛС. Фар макоэкономический анализ касается, прежде всего, системы организации здравоохранения, фармацевтического сектора и организаций здравоохранения.

В лечебно-профилактических организациях, в частности, может осуществляться анализ стоимости и эффективности, минимальной стоимости, ее уточнения, анализ пользы, ценности и рентабельности [15].

Фармакоэкономические исследования могут быть также достаточной основой для рационального распределения средств здравоохранения [14, 20]. Заметим, что в странах с переходной к рынку экономикой на ЛС приходится от 15 % до 30 % расходов на здравоохранение [3]. Причем эти затраты стабильно из года в год возрастают, что обусловливается характером развития экономики страны и социальной структурой общества. Таким образом, анализ затратной эффективности как метод контроля за расходами средств обеспечивает их рациональное применение в системе здравоохранения.

В фармакоэкономических исследованиях высока роль клинической фармакологии. Особенно, в анализе и оценке результатов этих изысканий, в экспертизе полученных данных, в частности, и в сфере обеспечения безопасности ЛС, в общем.

В настоящее время на первый план в здравоохранении и менеджменте вышла проблема ресурсосбережения, универсальные методические подходы которой можно успешно применять в фармакоэкономике [3, 14, 20]. Продемонстрируем этот тезис на примере управления стоматологической службой. Управление в стоматологии является непрерывным процессом. Этот процесс регламентируется законодательством, протекает в определенных социальноэкономических условиях и реализуется

посредством планирования, организации, распорядительности, координации, контроля, анализа, оценки эффективности, принятия решений, подбора персонала, создания мотивации и оптимизации труда медицинского персонала, заключения договоров сотрудничества. Основной задачей менеджера в здравоохранении, обеспечивающей режим ресурсосбережения, является повышение эффективной деятельности всех составляющих здравоохранения в целом или конкретной отрасли за счет интенсификации, формирования и поддержания механизма самоорганизации, использования совокупности конкретных примеров, способов и методов воздействия [21]. На практике это реализуется посредством создания механизма целевого управления ресурсосбережением в стоматологических организациях здравоохранения по конечным результатам [20, 21]. Названный подход универсален. Он позволяет не только оценивать качество и эффективность реализованных МТ, но и прогнозировать экономическую целесообразность применения тех или иных мероприятий. Методологически правильно проведенная оценка экономической эффективности, с одномоментным рассмотрением медицинского, социального и экономического эффектов, позволяет найти, научно обосновать и применить, в нашем примере, наиболее оптимальные модели медицинской помощи в стоматологии.

Обоснование методических рекомендаций формирования перечня основных ЛС. Программой социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено повышение доступности и качества медицинской помощи для населения на основе: внедрения передовых МТ и создания научно-практических центров; реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медикосоциальной помощи и общей врачебной практики; совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской по-

мощи; расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным ЛС, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан; совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации МТ, развития профилактических и реабилитационных технологий идр. [1].

Ресурсосберегающие технологии -это набор научно-обоснованных методов, подходов, процедур, приемов, обеспечивающий максимальную эффективность использования всех видов ресурсов здравоохранения. Следовательно, применение ресурсосберегающих технологий предполагает реализацию в здравоохранении МТ с доказанной эффективностью и безопасностью. Они обладают высокой экономической целесообразностью применения. Ресурсосберегающие технологии являются организационными технологиями. К ним относятся также методы и средства доказательной медицины.

Таким образом, процесс управления ресурсосбережением, в целом, и фармакоэкономикой, в частности, с использованием системного анализа представляет собой замкнутый цикл, включающий последовательное выполнение в рамках определенной модели шести модулей, состоящих из конкретных операций и процедур. Деление на модули весьма условно и схематично, так как управление фармакоэкономикой в здравоохранении - это сложный, целостный и поступательный процесс, который значительно шире и сложнее, чем представленное деление модели [3, 21].

Модуль первый - это постоянный мониторинг за развитием фармакоэкономики.

Модуль второй - прогнозирование (моделирование) динамики основных показателей, характеризующих фармакоэкономические процессы, ресурсов отрасли и возможных результатов при многовариантном воздействии на систему.

Модуль третий - поиск и выбор конкретных управляемых проблем и негативных тенденций в фармакоэкономике, определение прикладных точек воздействия на них.

Модуль четвертый - использование методов и форм управления, изменяющих степень и глубину обозначенной проблемы.

Модуль пятый - контроль и сопоставление результатов.

Модуль шестой - создание условий, позволяющих осуществлять и в определенной степени фиксировать позитивные воздействия на систему здравоохранения в целом.

Реализация названных модулей направлена, прежде всего, на повышение качества и эффективности медицинской помощи, обеспечение режима ресурсосбережения в здравоохранении и создание рациональных перечней основных ЛС.

Построение национальной системы здравоохранения в условиях переходной экономики и на фоне глобального экономического кризиса возможно только на основе системного подхода, который обеспечивает оптимальное сочетание собственного научно-практического опыта, исторических традиций народа и международных норм в приложении к конкретным исторически сложившимся условиям нашего государства и имеющимся ресурсам. Преодоление кризисных явлений в фармацевтическом секторе также возможно только при использовании системного подхода, с привлечением науковедческой базы различных научных дисциплин [1, 3,

4] и обществ, в т.ч. Международного общества фармакоэкономических исследований, созданного в США в 1995 г. [12]. В резолюциях и рекомендациях ВОЗ 2009 г. (в частности, в Материалах Доклада Консультации высокого уровня «Финансовый кризис и глобальное здравоохранение», ВОЗ, Женева, 19.01.2009 г.) четко прописано, что задачей, стоящей перед миром в условиях глобального финансового кризиса, является предотвращение возможности превращения этого кризиса в социальный кризис здравоохранения. В современных условиях важным условием является обеспечение большей эффективности и действенности расходов на здравоохранение [4]. Солидарность во время кризиса должна обеспечить сохранение обязательств и выполнение обещаний относительно гаран-

тированных объемов медицинской, в т.ч. лекарственной помощи. Финансовый кризис заставил рассмотреть основополагающие ценности общества во всем мире, к которым, несомненно, относится здоровье. Ответные меры здравоохранения должны быть направлены на то, чтобы содействовать развитию и обеспечению социальной справедливости в вопросах лекарственного обеспечения населения.

В создавшихся условиях результаты фармакоэкономических исследований служат инструментом принятия оптимальных управленческих решений, делая их более обоснованными и полезными. Результаты клинико-экономического и фар-макоэкономического анализа необходимо использовать не только при принятии управленческих решений по рациональному лекарственному обеспечению, но и при подготовке кадров, повышении их квалификации и переподготовке. В этом ключе медицинские университеты страны обязаны обеспечить подготовку специалистов (врачей по специальности «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», провизоров по специальности «Фармация»), владеющих методами фармакоэкономическо-го анализа. Целесообразным является введение дисциплины «Фармакоэкономика и доказательная медицина» на всех факультетах для студентов старших курсов среди специальных предметов по выбору.

Таким образом, вышеизложенные факты, аргументы и доказательства, а также сравнительно-исторический анализ проблемы позволяют сформулировать нижеследующие рекомендации.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Основой для осуществления государственных закупок и системы компенсаций по бесплатному и льготному отпуску ЛС являются перечни основных ЛС. При создании республиканских перечней основных ЛС следует учитывать как современные методические рекомендации ВОЗ, так и исторический и современный опыт формирования белорусской модели здравоохранения. Фармакоэкономический анализ применения ЛС и данные об уровне их производства являются основой для вклю-

чения их в перечень основных ЛС. Достижения последних лет в области фармакотерапии и значимость определенных ЛС для общественного здоровья требуют ориентации на ЛС под международными непатентованными наименованиями.

2. Принцип оптимального баланса между оригинальными и генерическими ЛС обеспечивает эффективное развитие системы здравоохранения Республики Беларусь при формировании перечня основных ЛС. Фармакоэкономические методы и подходы необходимо учитывать при реализации политики импортозамещения и развития отечественного фармацевтического производства.

3. Заинтересованными участниками процедуры формирования перечня основных ЛС являются производители ЛС, специалисты здравоохранения, ученые, представители профессиональных и других общественных объединений. Экспертиза отбора ЛС должна быть многоступенчатой и опираться на нормативно-правовые акты.

4. В Республике Беларусь возможно соз-

дание гибкой технологии внесения изменений в перечень основных ЛС с учетом современных тенденций развития лекарственного обеспечения населения, последних достижений современной медицинской и фармацевтической науки, реализации

принципов фармакоэкономики в медицине, стоматологии, педиатрии, фармации и здравоохранении, в целом. Целесообразно при этом учесть не только международный опыт в данной сфере, но и опыт отечественной истории организации фармацевтического дела.

5. При решении проблем фармакоэкономики необходимо учитывать основные требования и позиции, по которым проводится политика ресурсосбережения в системе здравоохранения.

SUMMARY

PHARMACOECONOMIC INNOVATIONS IN FORMATION OF THE LIST OF ESSENTIAL MEDICINES AT THE BEGINNING XXI CENTURY

A.N. Kosinets, V.P.Deykalo, V.S.Glushanko, T.L.Petrishche, A.V.Schekotova

For the purpose of disclosing new pharmacoeconomic approaches to formation of the list of the essential medicines following problems have been solved in the paper: predominating aspects of pharmacoeconomics have been defined; prototypes of modern pharmacoeconomics in public health services history have been established; dependence of availability of medical products, offered to the population, on the development of pharma-coeconomics on the basis of creation of the list of essential medicines has been shown; the importance of pharmacoeconomics in achievement of highly effective forms of medicinal maintenance of the population at the minimum expenses has been revealed; technique of pharmacoeconomics analysis as methodological basis of rational distribution of resources of public health services has been stated; methodical recommendations of formation of the list of essential medicines have been grounded. In creating republican lists of essential medicines it is necessary to consider modern methodical recommendations of World Health Organization and experience of the Belarus model of sector economy development, including the sphere of public health services. Manufacturers of medical products, experts of public health services, scientists, representatives of professional and other public associations can be interested in participation of procedure of formation of the list of essential medicines. Expert examination of selection of medical products should be multistaged and based on regulatory legal acts.

Keywords: pharmacoeconomics, the list of essential medicines, history of pharmacy, the market, availability, costs, resource-savings, quality and efficiency.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие системы здравоохранения // Сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.gov.by. - Дата доступа: 22.06.2006 г.

2. Косинец, А.Н. Механизмы интеграции управленческой деятельности органов и учреждений здравоохранения в систему охраны здоровья населения страны / А.Н. Косинец, B.C. Глушанко, В.П. Дейкало // Здоровье и окружающая среда: материалы

сб. науч. тр. / Респ. науч.-практ. центр гигиены; гл. ред. В.П. Филонов. - Минск, Смэлток, 2009. - Вып. 14. - C. 110-116.

3. Организационные технологии в системе здравоохранения XXI века: Монография / Под ред. А.Н. Косинца, B.C. Глу-шанко. - Витебск: ВГМУ, 2006. - 328 с.

4. The Official Web Site of the World Health Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.who.int/en.

5. Гореньков, В.Ф. Фармация Беларуси XX века / В.Ф. Гореньков, С.В. Гореньков.

- Минск: Минсктиппроект, 2001. - 272 с.

6. Курченков, А.С. Национальная лекарственная концепция Республики Беларусь /

A.С. Курченков // Вестник фармации. -2001, № 1-2. - С. 7-11.

7. Береговых, В.В. Проблемы российской национальной лекарственной политики /

B.В. Береговых, С.В. Никулина, Н.В. Пятигорская // Фармация. - 2005, № 5. - С. 36-37.

8. Фармакоэкономика для Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pharmeco.iatp.by. - Дата доступа: 27.12.2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Центр фармакоэкономических исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.healtheconomics.ru. -Дата доступа: 27.12.2009 г.

10. Ягудина, Р.И. Фармакоэкономика: общие сведения, методы исследования / Р.И. Ягудина, А. Ю.Куликов // Новая аптека. -2007. - №9. - с. 73-78.

11. Залиская, О.Н. Фармакоэкономика: теоретические и практические направления исследований / О.Н. Залиская, Б.Л. Парновский // Провизор [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.provisor.com.ua/archive/2000/N1 3/pharmec.php

12. The Official Web Site of the International Society for Pharmacoeconomics and Outcomes Research [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.ispor.org

13. Годовальников, Г.В. Современное лекарствоведение / Г.В. Годовальников. -Брест: ОАО «Брестская типография», 2008.

- 520 с.

14. Методология оптимизации организационных, медицинских и фармацевтических технологий / B.C. Глушанко [и др.] //

Вестник фармации. - 2004, № 3 (25). - С. 3-11.

15. Фармакоэкономика: теоретические основы и практические аспекты развития фармакоэкономических исследований в Беларуси / А.К. Цыбин [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения.- 2001.- № 3.- С.7-10.

16. Государственный архив Гомельской области. - Ф. 11, оп. 1, д. 1153.

17. Петрище, Т.Л. Оптимизация лекарственной помощи в 1920-е гг.: основные проблемы и подходы / Т.Л. Петрище // Вестник фармации. - 2008. - № 4 (42). - С. 34-42.

18. Реутская, Л.А. Разработка методологических основ закупки лекарственных средств / Л.А. Реутская, Л.В. Жарков // Вестник фармации. - 2004, № 4 (26). - С. 44-45.

19. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pharmacoeconomics.ru

20. Плиш, А.В. Медико-экономическая модель управления ресурсосберегающими технологиями в здравоохранении: Монография / А.В. Плиш, B.C. Глушанко / Под ред. докт. мед. наук, проф. B.C. Глушанко.

- Витебск: ВГМУ, 2005. - 324 с.

21. Щёкотова, А.В. Оценка экономической эффективности медицинских технологий как метод управления качеством медицинской помощи / А.В.Щёкотова, А.В. Плиш // Тезисы докладов III Международной научно-практической конференции. - Витебск: ВГМУ, 2003. - С. 164-165.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

Витебский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, тел. раб.: 8 (0212) 37-23-05

Глушанко B.C.

Поступила 04.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.