Вестник фармации №1 (55) 2012 Научные публикации
ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА
Л.Б. Васькова, Н.В. Романцева
К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ФАРМАКОЭКОНОМИКИ
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, Российская Федерация
В данной работе авторы представили методику и результаты социологического исследования (проведенного в 2011 году) по совершенствованию управления качеством лекарственной помощи пациентам, находящимся на стационарной ступени лечения. Были рассмотрены особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений здравоохранения по оказанию лекарственной помощи, вопросы закупок лекарственных препаратов, их эффективного распределения. Выделена проблематика необходимости экономической оценки стоимости лекарственной терапии. Показано, что введение новой должности «Менеджер по фармакоэкономике» в штат стационара позволит повысить качество лекарственной помощи и оптимизировать систему оказания фармацевтической помощи пациентам на уровне стационара.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, лекарственная помощь, фармакоэкономика, управление качеством, менеджер по фармакоэкономике.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики, когда на каждом уровне системы здравоохранения приходится планировать ограниченный бюджет, экономические исследования призваны решать вопросы, связанные с наиболее оптимальными путями использования имеющихся в наличии ресурсов, а также планировать дальнейшую политику их применения. С экономической точки зрения система здравоохранения включает процесс оказания медицинской и лекарственной помощи, состоящий из лекарственного обеспечения (ЛО), врачебного наблюдения, стационарной и амбулаторной помощи с обязательной оценкой результатов проводимого лечения [1].
Отличительной чертой экономических оценок является то, что при этом учитываются как расходы на конкретное лечебное, диагностическое, хирургическое или консервативное вмешательство, так и экономические последствия его проведения. Экономические исследования представляют также интерес для системы здравоохранения и общества в целом в связи с
необходимостью: сдерживания роста затрат на здравоохранение; оценки общей стоимости разных методов лечения; профилактики и диагностики; выбора стратегически рациональных медицинских вмешательств и подходов к использованию бюджета; определения “социальноэкономической стоимости выделенных денег”. Экономическая оценка - важный источник информации, способствующий принятию правильных управленческих решений предприятиями фармацевтической промышленности, лечебно-профилактическими организациями, а также конечными потребителями [1].
Фармакоэкономические исследова-
ния, как составная часть экономики здравоохранения, вызывают все больший интерес как у фармацевтических компаний и у практических врачей, так и у органов здравоохранения и администрации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Важными факторами, определяющими эффективность системы здравоохранения на всех этапах оказания медицинской и лекарственной помощи населению, являются рациональное использование и
доступность лекарственных препаратов (ЛП) и фармацевтической помощи в целом. Лекарственное обеспечение требует особого внимания в условиях реформирования оказания медицинской помощи населению, так как это связано с ее высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения [2].
Одним из направлений деятельности в сфере ЛО является повышение доступности лекарственной помощи, которое осуществляется на основе оптимизации деятельности участников фармацевтического рынка, использования рациональной системы ценообразования, формирования ассортиментной политики, рационального использования финансовых ресурсов и лекарственных средств (ЛС) путем введения формулярной системы и схем лечения в соответствии со стандартами и рядом других факторов [3].
Уровень ЛО во многом влияет на качество применяемых медицинских технологий, лечебных мероприятий, проводимых врачом, что связано с правильной, научно обоснованной и рациональной организацией деятельности аптечных организаций. Проблема организации ЛО определяет повышение внимания к разработке научно обоснованных мер по обеспечению доступности лекарственной помощи населению, задачей которой является эффективное и экономичное использование имеющихся ресурсов здравоохранения.
Большое значение имеет и совершенствование законодательной базы, регламентирующей производство ЛС и ЛО населения. Основными концептуальными направлениями совершенствования ЛО населения РФ являются: создание оптимальных моделей ценообразования и закупок эффективных и безопасных ЛС; разработка стратегии, направленной на обеспечение рационального использования ЛС врачами и пациентами; содействие развитию отечественного производства фармацевтических препаратов; обеспечение контроля качества, безопасности и эффективности отечественных и импортных ЛС; стимулирование иностранных инвестиций в российский фармацевтический сектор [3].
Изучение отечественной и зарубежной литературы показало, что одна из главных проблем системы управления качеством ЛО сосредоточена на уровне ЛПУ [4, 5].
В большинстве стационаров отсут-
ствуют формулярные комиссии, не проводится фармакоэкономический анализ медицинских технологий, практически нигде не разработаны стандартные операционные процедуры (СОП) и индикаторы качества оказываемых услуг [5].
В связи с этим чрезвычайно актуальна задача фармакоэкономического управления лекарственной помощью стационарным пациентам, поскольку в России до сих пор отсутствует методология фарма-коэкономического управления на различных уровнях, в том числе и на стационарном этапе лечения пациентов [4].
В настоящее время на кафедре организации и экономики фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова студенты дневной, очно-заочной и заочной форм обучения получают базовые знания по основным методам фармакоэкономического анализа в рамках учебного процесса; на заседаниях студенческого научного кружка студенты изучают методологию фармакоэкономики, разбирают применение методов фармакоэкономики для конкретных исследований, которые проводились начиная с 1995 года Лоскутовой Е.Е. и ее учениками. С 2006 года на данной кафедре Л.Б. Васьковой организован элективный курс «Методы и методики фармакоэкономических исследований», который предназначен для студентов старших курсов. Обучение по основам методов фармакоэкономическо-го анализа проводится не только на этапе вузовской подготовки специалистов, но и на послевузовском этапе: блок занятий, предназначенный для интернов, состоит из нескольких частей (лекции, дискуссии, расчетные задания, написание квалификационных работ). Значимый вклад в научно-исследовательскую деятельность
кафедры вносят студенты-дипломники, интерны, аспиранты, докторанты, соискатели ученых степеней, работы которых содержат научно обоснованные конкретные предложения по совершенствованию современного состояния функционирования структур здравоохранения на основе методологии фармакоэкономики. Одним из инновационных направлений деятельности доцента Л. Б. Васьковой и ее учеников является разработка методических подходов к фармакоэкономическому управлению качеством лекарственной помощи пациентам на стационарной ступени.
При проведении научных исследова-
ний по данному направлению нами предложены дефиниции таких понятий, как фармакоэкономическое управление и менеджер по фармакоэкономике.
Фармакоэкономическое управление
- это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой на федеральном, региональном и на учрежденческом уровне оказания лекарственной помощи населению и ЛПУ, сущность которого заключается в управлении лекарственными ресурсами и современными медицинскими технологиями и программами на основе использования фармакоэкономического анализа.
Объектами фармакоэкономического управления, как науки, являются, с одной стороны, затраты на оказание лекарственной помощи и иные виды затрат, а с другой стороны - показатели качества жизни пациентов до, во время проведения назначенного курса фармакотерапии и после его проведения и соотношение этих показателей с затратами[4].
Фармакоэкономический анализ представляет собой совокупность способов и приемов, позволяющих выявить затраты и преимущества медицинских технологий, получаемых при различном использовании ограниченных ресурсов [6].
Для развития системы комплексного медицинского обслуживания, ориентированного на результат и учитывающего как клинические показатели и изменение качества жизни пациентов, так и обоснованность экономических затрат и полезность лечения, необходимо внедрение в здравоохранение принципов научного управления фармацевтической практикой, в которой методы фармакоэкономическо-го исследования занимают всё более значимое место. Согласно Приказу №1022н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Клиническая фармакология" в целях повышения эффективности и безопасности лекарственной терапии, назначенной пациенту в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи, медицинская помощь населению должна оказываться при участии врача-клиниче-ского фармаколога, который также должен заниматься проведением фармакоэко-номического анализа. Однако на практике это часто не выполняется в силу тех или иных причин. Ускорить решение данного
вопроса могли бы провизоры, прошедшие специальную подготовку, то есть менеджеры по фармакоэкономике [5,7].
Менеджер по фармакоэкономике (менеджер по ФЭ) - это специалист, осуществляющий фармакоэкономическое управление, владеющий соответствующими методами, методиками и технологиями проведения фармакоэкономического анализа [4].
Востребованность в использовании результатов фармакоэкономических исследований с каждым годом возрастает. Так, в западных компаниях-производите-лях невозможно обойтись без фармакоэко-номических исследований при разработке новых активных молекул, поскольку нужно рассчитать затраты на производство и клинические испытания препарата, выявить его преимущества.
Задача специалиста, занимающегося фармакоэкономическими исследованиями, - получение информации об эффективности препарата, его преимуществах перед уже имеющимися ЛП и предоставление сведений в соответствующие структуры (государственные, ЛПУ и т.д.). Если такие преимущества найдены, могут быть пересмотрены стандарты лечения того или иного заболевания, что способно заметно повлиять на долю препарата и компании на рынке. Эти расчёты в обязательном порядке требует Формулярный комитет, а также Минздравсоцразвития (приказ Минздравсоцразвития №93 от 15 февраля 2006 г.) [8].
Специалисту по фармакоэкономике необходимы знания в области медицины, статистики, математического моделирования и логики, знание основ проведения мета-анализа, анкетирования, клинических исследований, а также необходимо уметь организовывать научные исследования.
По данным Pharmacy Week, специалист по фармакоэкономике всё чаще фигурирует в первых десятках рейтингов профессий. Руководители компаний, администраторы больниц, страховые аналитики в сфере здравоохранения за рубежом проявляют интерес к людям, способным оценить ЛП исходя из их рентабельности, а также с целью взять под контроль затраты на здравоохранение [4].
Однако в области практического применения фармакоэкономического анализа существуют многочисленные пробле-
мы, в том числе и то, что большинство исследований, на которых базируется анализ, проводится на средства фирм-производителей, которые определяют дизайн исследования, выбирают препарат сравнения, отбирают данные для последующего анализа [8].
Растущий ассортимент ЛП, предлагаемых фармацевтическими компаниями, появление новых медицинских технологий, увеличение расходов государства на лекарственное обеспечение населения обусловливают необходимость использования фармакоэкономических подходов при обосновании управленческих решений в такой серьезной и социально значимой сфере, как сфера обращения лекарственные страдства.
Факторами, обусловливающими потребность в разработке методологии фар-макоэкономического управления лекарственной помощью на стационарной ступени лечения пациентов, являются:
- фармакоэкономические доказательные подходы, которые становятся частью процесса принятия решений не только на индивидуальном, но и управленческом уровне;
- фармакоэкономические исследования, необходимые, при объективизации выбора и применения стратегий фармакотерапии;
- необходимость ограничения неэффективного и неоправданно дорогого лечения и целенаправленное внедрение медикаментозных стратегий с реальным ресурсосберегающим потенциалом в рамках существующей формулярной системы;
- необходимость реструктуризации бюджета специализированных служб здравоохранения с выделением новых финансовых приоритетов в пользу улучшения лекарственного обеспечения населения [4].
В настоящем исследовании был проведен анализ существующего состояния организации и финансирования ЛО стационаров и оценивалась рациональность лекарственной помощи с использованием социологического опроса врачей и провизоров.
Целью настоящей работы явилась оценка отношения врачей и провизоров к необходимости внедрения фармакоэконо-мических подходов к управлению качеством лекарственного обеспечения в ЛПУ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Поскольку проводилось выборочное исследование, необходимо было изучить репрезентативность выборочной совокупности по отношению к признакам генеральной совокупности. Для этого использовалась ошибка репрезентативности, которая показывает, насколько результаты выборочного исследования отличаются от результатов, которые могли быть получены при сплошном изучении генеральной совокупности.
т =
, (1)
где т - ошибка репрезентативности; п - число наблюдений; р - величина показателя; д = (100 - р), при р, выраженном в %. Для большинства медико-биологических исследований достаточной считается степень вероятности безошибочного прогноза, равная 95%, а число случаев генеральной совокупности, при которых могут наблюдаться отклонения закономерностей, установленных при выборочном исследовании, не будет превышать 5%. Заданной степени вероятности (р) безошибочного прогноза соответствует определенное, подставляемое в формулу, значение критерия 1;, зависящее также и от числа наблюдений [9].
Для того, чтобы выборка была репрезентативной, необходимо определить достаточное число наблюдений п.
г2 • О2 п = , (2)
А2
где п - необходимое число наблюдений,
I;2 - критерий достоверности,
Д2 - предельная ошибка, в2 -дисперсия (=рц=р(1 - р)).
Когда литературных данных по изучаемому явлению недостаточно или они отсутствуют (частота использования должностей менеджеров по фармакоэкономике в штатном расписании лечебных учреждений), т. е. нет возможности вычислить показатель, принимают, что р = д = 50%, что дает максимально возможное произведение р-д = 2500, а 1 = 2.
Если принять ошибку показателя равной 5%, то п = (22-50-50)/ (2-5)2 = 100 наблюдений.
Таким образом, для достижения цели нашего исследования достаточно изучить 100 анкет. Учитывая то, что при анкетном методе исследования респонденты могли сознательно исказить ответ, не понять вопрос или просто не ответить на ряд вопросов, то ошибка вполне может быть равна 5%.
Поэтому нами было изучено 100 анкет для врачей, работающих в ЛПУ, и 40 анкет для провизоров, работающих в больничных аптеках.
Базами исследования явились 45 ЛПУ города Москвы, из которых:
- 41 городская клиническая больница города Москвы;
- 2 госпиталя;
- 1 диагностический центр;
- 1 кардиологический диспансер.
Для достижения сформулированной цели в работе использованы методы:
- социологический (анкетирование);
- математико-статистический;
- графический.
Анкеты, предлагаемые врачам и провизорам, были разработаны специально для проведения настоящего исследования. Они состояли из 2 блоков: первый блок содержал в себе вопросы, относящиеся к персональным данным об эксперте (уровень образования, наличие ученой степени, стаж работы и занимаемая должность); второй блок - вопросы, касающиеся лекарственного обеспечения стационара.
Научные публикации РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования врачей стационаров:
По стажу работы респонденты распределились следующим образом: 1 место занимают врачи со стажем работы 11-20 лет (45%), 2 место занимают врачи со стажем работы 6-10 лет (30%), 3 место занимают врачи со стажем работы до 5 лет (13 %), 4 место занимают врачи со стажем работы более 20 лет (12%) (диаграмма 1).
По результатам распределения врачей по занимаемым должностям и наличию учёной степени стало известно, что 57% врачей имеют учёную степень и 80% из них занимают руководящие должности (главный врач, заведующий отделением).
В анкете врачам предлагалось оценить ЛО стационарных пациентов: 86% оценивают ЛО как удовлетворительное, 8% оценивают ЛО как неудовлетворительное и 6% на данный вопрос ответить затрудняются (диаграмма 2).
Установлено, что 66% опрошенных врачей не владеют знаниями о применении методик, используемых для определения потребности стационара в ЛП, 20% ответили, что используется фармакоэко-номический анализ, 11% ответили, что используется частотный анализ и 3% ответили, что используется ЛВС/УЕК анализ (диаграмма 3).
12% __________ 13%
45%
30%
И 13% до 5 лет
э 30% 6-10 лет
□ 45% 11-20 лет
ш 12% более 20 лет
Диаграмма 1 - Распределение респондентов-врачей по стажу работы
8%
6%
86%
□ 86% удовлетворительно И 8% неудовлетворительно
□ 6% затрудняются ответить
Диаграмма 2 - Оценка лекарственного обеспечения стационаров врачами
По мнению половины опрошенных врачей (50% респондентов), потребность стационара в ЛП определяет заведующий отделением, 42% ответили, что потребность стационара в ЛП определяет главный врач, 8% ответили, что потребность стационара в ЛП определяет директор аптеки. Для наглядности результаты представлены на диаграмме 4.
Значительный разброс в результатах ответов врачей был получен при определении частоты коррекции потребности стационара в ЛП: 47% ответили, что потребность стационара в ЛП корректируется по мере необходимости; 28% - 1 раз в 3 месяца; 14% затрудняются ответить на данный вопрос; 9% ответили, что потребность стационара в ЛП корректируется 1 раз в полгода; 2% ответили, что потребность стационара в ЛП корректируется 1 раз в месяц (диаграмма 5).
При анализе данных о клиническом фармакологе были получены следующие сведения: 96% врачей считают наличие в штате стационара должности клинического фармаколога необходимым, и лишь 4% опрошенных врачей считают, что такой необходимости нет. Кроме того, 84% респон-
дентов-врачей, работающих в стационарах, где есть клинический фармаколог, ответили, что они обсуждают вопросы лекарственной терапии с клиническим фармакологом.
Установлено, что 28% респондентов-врачей считают, что назначение ЛП ограничивает совокупность факторов: стоимость, побочные эффекты, кратность применения, ЛП не входит в льготный список, в формулярный список, в стандарты лечения; 15% опрошенных врачей затрудняются назвать определенные факторы, ограничивающие назначение тех или иных ЛП; 12% респондентов считают, что назначение ЛП ограничивает стоимость; 10% респондентов считают, что назначение ЛП ограничивают стоимость ЛП и побочные эффекты.
Проанализировав данные о частоте замены ЛП при неудовлетворительных результатах лечения, стало известно, что: 65% анкетируемых считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП менее, чем в 10% случаев; 24% - в 10-20% случаев; 6% не смогли назвать причины, влияющие на неудовлетворительные результаты лечения; 5% считают, что неудовлетворительные результаты лечения требуют замены ЛП более,
3% 11 %
66%
Ъ 20%
□ 3% ЛВС / УЖ анализ ■ 11% частотный анализ
□ 20% ф/э анализ
ОБ 66% затрудняются ответить
Диаграмма 3 - Методики, используемые для определения потребности стационара в ЛП по мнению респондентов-врачей
8%
42%
И 8% директором аптеки Ш 42% главным врачом
□ 50% заведующим отделением
Диаграмма 4 - Определение потребности стационара в ЛП по мнению респондентов-врачей
Вестник фармации №1 (55) 2012 -------------------47%
Научные публикации
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
28%
14%
9%
2%
Ш 47% по мере необходимости
В 28% 1 раз в 3 месяца
Н 14% затрудняются ответить
О 9% 1 раз в полгода ■ 2% 1 раз в месяц
Диаграмма 5 - Частота коррекции потребности стационара в ЛП
чем в 20% случаев (диаграмма 6).
По мнению 97% респондентов, необходима экономическая оценка стоимости фармакотерапии, 3% опрошенных считают, что такой необходимости нет.
Таким образом, почти все опрошенные врачи отметили необходимость экономической оценки стоимости лекарственной терапии пациентов, находящихся на стационарной ступени лечения.
Далее респондентам предлагалось определить, существует ли необходимость
в менеджере по ФЭ и стоит ли вводить эту должность в штат стационара. 75% опрошенных считают, что менеджер по ФЭ в штате стационара необходим, а 25 % считают, что во внедрении данной должности в штат стационара нет необходимости.
На диаграмме 7 показаны результаты опроса 56% врачей, которые считают, что должность менеджера по ФЭ целесообразно внедрять в штат ЛПУ; 36% отметили, что должность менеджера по ФЭ целесообразно внедрять в штат аптеки.
6% 5%
□ 5% более, чем в 20% случаев
0 65% менее, чем в 10% случаев
0 24% в 10-20% случаев Н 6% затрудняются ответить
Диаграмма 6 - Частота замены ЛП при неудовлетворительных результатах лечения
03 56% в штат ЛПУ
Е 36% в штат больничной аптеки
■ 8% затрудняются ответить
Диаграмма 7 - Внедрение должности менеджера по ФЭ по мнению врачей целесообразно
Кроме того, врачам предлагалось определить образование, необходимое менеджеру по ФЭ: 43% респондентов отметили, что менеджер по ФЭ должен иметь фармацевтическое образование; 20 % считают, что менеджер по ФЭ может иметь как фармацевтическое, так и экономическое образование (диаграмма 8).
По результатам опроса врачей было установлено, что большинство респондентов (66%) считают, что при наличии менеджера по ФЭ лекарственное обеспечение улучшится.
По мнению большинства опрошенных врачей (60%), менеджер по ФЭ должен подчиняться главному врачу; 24% - директору аптеки; 4% считают, что менеджер по ФЭ должен подчиняться региональным
органам управления здравоохранения (диаграмма 9).
Результаты анкетирования провизоров больничных аптек:
По стажу работы респонденты распределились следующим образом: 1 место занимают провизоры со стажем работы 6-10 лет (54%), 2 место - 11-20 лет (36%), 3 место - со стажем работы до 5 лет (8 %), 4 место занимают провизоры со стажем работы более 20 лет (3%) (диаграмма 10).
По результатам распределения провизоров по занимаемым должностям и наличию учёной степени стало известно, что 5% провизоров имеют учёную степень и 56% занимают руководящие должности (директор аптеки, заместитель директора аптеки).
і
И 43% фармацевтическое В 20% фармацевтичсекое+медицинское
ЕЕ 14% медицинское И 11% комплексное
И 8% фармацевтическое+экономическое В 4% экономическое
Диаграмма 8 - Образование, необходимое менеджеру по ФЭ, по мнению врачей
□ 60% главного врача Б] 24% директора аптеки
□ 5% затрудняются ответить
Б 4% региональные органы управления здравоохранения
□ 3% региональные органы управления фармации+директора аптеки ЕЛ 2% региональные органы управления фармации
В 1% федеральные органы управления здравоохранения ■ 1% региональные органы управления здравоохранения+главного врача
Диаграмма 9 - Руководство за деятельностью менеджера по ФЭ, по мнению респондентов-врачей
Диаграмма 10 - Распределение респондентов-провизоров по стажу работы по специальности
В анкете провизорам предлагалось оценить лекарственное обеспечение стационарных пациентов: 92% оценивают лекарственное обеспечение как удовлетворительное и 8% на данный вопрос ответить затрудняются.
Установлено, что 62% опрошенных провизоров не владеют знаниями о применении методик, используемых для определения потребности стационара в ЛП, 25% ответили, что используется фармакоэкономический анализ, 13% ответили, что используется частотный анализ (диаграмма 11).
По мнению 42% опрошенных провизоров, потребность стационара в ЛП определяет заведующий отделением, 33% ответили, что потребность стационара в ЛП определяет главный врач, 25% - директор аптеки. Для наглядности результаты представлены на диаграмме 12.
Существенный разброс по результатам ответов провизоров был получен при определении частоты коррекции потребности
стационара в ЛП: 40% ответили, что потребность стационара в ЛП корректируется по мере необходимости; 28% указали, что 1 раз в 3 месяца; 15% затрудняются ответить на данный вопрос; 12% отметили, что потребность стационара в ЛП корректируется 1 раз в полгода; 5% - 1 раз в месяц (диаграмма 13).
По результатам опроса стало известно, что все опрошенные провизоры (100%) считают, что должность клинического фармаколога в штате стационара необходима.
Установлено, что 52% провизоров обсуждают вопросы лекарственной терапии с клиническим фармакологом.
Практически все провизоры-респонденты (97%) считают экономическую оценку стоимости лекарственной терапии необходимой.
В анкете респондентам предлагалось определить, существует ли необходимость в менеджере по ФЭ в штате стационара: 70% считают, что менеджер по ФЭ в штате стационара необходим.
3%
8%
36%
53%
□ 8% до 5 лет В 53% 6-10 лет В 36% 11-20 лет Н 3% более 20 лет
Диаграмма 11 - Методики, используемые для определения потребности стационара
в ЛП, по мнению провизоров
25%
42%
33%
В 25% директор аптеки
И 33% главный вр ач
□ 42% заведующий отделением
Диаграмма 12 - Определение потребности стационара в ЛП по мнению
респондентов-провизоров
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
40%
12%_____
^5%
□ 40% по мере необходимости В 28% 1 раз в 3 месяца
И 15% затрудняются ответить В 12% 1 раз в полгода
И 5% 1 раз в месяц
Диаграмма 13 - Частота коррекции потребности стационара в ЛП
Кроме того, провизорам предлагалось определить образование, необходимое менеджеру по ФЭ: 47% отметили, что менеджер по ФЭ должен иметь фармацевтическое образование, 30 % считают, что менеджер по ФЭ может иметь как фармацевтическое, так и экономическое образование (диаграмма 14).
По результатам опроса провизоров установлено, что большинство опрошенных (62%) считают, что при наличии менеджера по ФЭ лекарственное обеспечение улучшится.
На диаграмме 15 представлены данные, касающиеся целесообразности внедрения должности менеджера по ФЭ в штат ЛПУ/аптеки.
По мнению большинства опрошен-
ных провизоров (62%) менеджер по ФЭ должен подчиняться главному врачу; 23% считают, что менеджер по ФЭ должен подчиняться директору аптеки; 10% затрудняются ответить на данный вопрос.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, работающих в ЛПУ/больнич-ных аптеках, считают наличие должности менеджера по фармакоэкономике в штате ЛПУ/больничной аптеки необходимым, что в целом позволит повысить качество оказания лекарственной помощи пациентам и рационально расходовать ограниченные ресурсы государственного бюджета.
□ 47% фармацевтическое В 30% фармацевтическое и экономическое
а 13% медицинское В 5% комплексное
г 5% экономическое
Диаграмма 14 - Образование, необходимое менеджеру по ФЭ
10%
□ 67% в штат ЛПУ
2 3 % ....................
23% в штат больничной аптеки
67% □ 10% затрудняются ответить
Диаграмма 15 - Распределение мнений респондентов-провизоров относительно внедрения должности менеджера по ФЭ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическое исследование, проведённое среди врачей и провизоров больничных аптек, показало, что большинство опрошенных (66% врачей и 62% провизоров) не обладают знаниями о применении методик, используемых для определения потребности стационара в ЛП. При этом 86% опрошенных врачей и 92% опрошенных провизоров находят лекарственное обеспечение стационарных пациентов удовлетворительным. Результаты анкетирования показали, что 97% врачей и 87% провизоров считают экономическую оценку стоимости лекарственной терапии необходимой. Кроме того, 75% ре-спондентов-врачей и 70% провизоров считают внедрение должности менеджера по фармакоэкономике в штат стационара необходимым и рациональным. Большинство опрошенных врачей, занимающих руководящие должности (около 65%) считают, что при наличии менеджера по фармакоэкономике лекарственное обеспечение улучшится и что данную должность целесообразно внедрять в штат стационара для оптимизации управления качеством лекарственной помощи пациентам.
SUMMARY
L.B. Vaskova, N.V. Romantseva TO QUESTION ABOUT OPTIMIZATION OF MANAGEMENT OF QUALITY DRUG PROVISION ON THE BASIS OF PHARMOCOECONOMICS In this paper the authors present the methodology and results of the research (conducted in 2011) to improve the quality control of drug therapies in patients who are at the stationary stage of treatment. We considered
features of the functioning of treatment institutions to provide healthcare via drug administration, the issues of procurement of drugs, and the effective distribution of the medications. We highlighted the issues needed for economic evaluation of the drug treatment. It is shown that the introduction of the new position of «Manager of pharmacoeconom-ics,» into the staff of the hospital will improve quality of pharmaceutical care and optimize the system for providing pharmaceutical care to patients at the hospital.
Keywords: drug provision, drug supply, pharmacoeconomics, management of quality, manager of pharmacoeconomics.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фармакоэкономическое обоснование московской модели лекарственного обеспечения льготных контингентов населения / Л.Б. Лазебник [и др.] // Экономический вестник фармации. - 2003. - №8. - С. 58-68.
2. Лескова, Л. Почему льготникам не прописывают новые препараты // Л. Лескова // Российская газета. - 2008. - №45.
- С.12-14.
3. Фомина, А.В. Лекарственное обеспечение населения на уровне первичного звена здравоохранения / А.В. Фомина // Вестник новых медицинских технологий.
- 2006. - №2. - 141 с.
4. Васькова, Л. Б. Лекарственная помощь: фармакоэкономическое управление / Л.Б. Васькова // Новая аптека. - 2009. -№11. - 49 с.
5. Васькова, Л.Б. Менеджер по фармакоэкономике: требование времени / Л.Б. Васькова // Новая аптека.- 2009. - №12. -С.45-46.
6. Васькова, Л.Б., Методы и методики фармакоэкономических исследований /
Л.Б. Васькова, Н.З. Мусина. - М.: Гэотар-Медиа. - 2007. - 112 с.
7. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 ноября 2010 г., N 1022н г. Москва.
8. Зачем, где и как проводить фарма-коэкономические исследования? / Д.Ю. Белоусов [и др.] // Фармакоэкономика. -2010. - №2. - С.19-21.
9. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. Учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-МЕД. -2007. - 512с.
Адрес для корреспонденции:
Российская Федерация,
г. Москва, ул. 4-я Парковая, д.31/8,
телефон 8-499-367-11-63,
тел. 8-926-532-49-66,
эл. адрес nataroma2004@mail.ru.
Романцева Н.В.
Поступила 09.02.2012 г.