Научная статья на тему 'Ассортимент лекарственных препаратов аптечной организации как инструмент рационального использования лекарств'

Ассортимент лекарственных препаратов аптечной организации как инструмент рационального использования лекарств Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
3492
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / DRUG SUPPLY / RATIONAL USE OF MEDICINES / APPROACHES TO THE FORMATION OF A RANGE OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ростова Наталья Борисовна -, Гудилина Надежда Александровна

В настоящее время ассортимент лекарственных препаратов, представленный в аптечных организациях, зачастую решает задачу получения наивысшей доходности от продаж, и не всегда соответствует критериям рационального выбора. Однако, в условиях снижения доступности медицинской помощи и необходимости построения системы рационального применения лекарственных препаратов на всех этапах оказания медицинской и лекарственной помощи, согласно Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года, необходимо формировать данную систему и на амбулаторном этапе, которая зависит как от уровня компетенций и знаний медицинских и фармацевтических специалистов, так и от ассортимента лекарственных препаратов, представленных в аптечной организации. С целью разработки подходов по формированию ассортимента лекарственных препаратов в аптечных организациях, отвечающих принципам рационального использования лекарств, нами проведено изучение мнения посетителей аптек по вопросам выбора лекарственного препарата (критерии выбора, доверие к специалистам, владение понятиями о характеристиках и свойствах лекарственных препаратов и др.), результаты которого представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ростова Наталья Борисовна -, Гудилина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Range of medicies of pharmacy organization as an instrument of rational medicines application

Currently, the assortment of medicines presented in pharmacy, often solves the problem of getting the highest yield from the sale and doesn't always match the criterions of rational choice. However, in conditions of decline of access to health care and the need to build the system of rational use of medicines at all stages of medical and pharmaceutical care, according to the Strategy of the supply of medicines of the population until 2025, it is necessary to form the system also outpatient treatment, which depends on the level of competences and knowledge of medical and pharmaceutical specialists, and the assortment of medicines presented in the pharmacy. With the aim of developing approaches to forming the assortment of medicines in pharmacy, consistent with the principles of rational use of medicines, we studied the opinions of visitors of pharmacy about the choice of medicines (selection criteria, the credibility to the specialists, the possession of definitions about the characteristics and properties of medicines, etc.), the results of which are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Ассортимент лекарственных препаратов аптечной организации как инструмент рационального использования лекарств»

Al

ЭдУД

УДК: 615.27

АССОРТИМЕНТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКАРСТВ

Н.Б. Ростова, Н.А. Гудилина,

ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия»

Ростова Наталья Борисовна - e-mail: N-Rostova@mail.ru

В настоящее время ассортимент лекарственных препаратов, представленный в аптечных организациях, зачастую решает задачу получения наивысшей доходности от продаж и не всегда соответствует критериям рационального выбора. Однако, в условиях снижения доступности медицинской помощи и необходимости построения системы рационального применения лекарственных препаратов на всех этапах оказания медицинской и лекарственной помощи, согласно Стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года, необходимо формировать данную систему и на амбулаторном этапе, которая зависит как от уровня компетенций и знаний медицинских и фармацевтических специалистов, так и от ассортимента лекарственных препаратов, представленных в аптечной организации. С целью разработки подходов по формированию ассортимента лекарственных препаратов в аптечных организациях, отвечающих принципам рационального использования лекарств, нами проведено изучение мнения посетителей аптек по вопросам выбора лекарственного препарата (критерии выбора, доверие к специалистам, владение понятиями о характеристиках и свойствах лекарственных препаратов и др.), результаты которого представлены в статье.

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, рациональное использование лекарств, подходы к формированию ассортимента лекарственных препаратов.

Currently, the assortment of medicines presented in pharmacy, often solves the problem of getting the highest yield from the sale and doesn't always match the criterions of rational choice. However, in conditions of decline of access to health care and the need to build the system of rational use of medicines at all stages of medical and pharmaceutical care, according to the Strategy of the supply of medicines of the population until 2025, it is necessary to form the system also outpatient treatment, which depends on the level of competences and knowledge of medical and pharmaceutical specialists, and the assortment of medicines presented in the pharmacy. With the aim of developing approaches to forming the assortment of medicines in pharmacy, consistent with the principles of rational use of medicines, we studied the opinions of visitors of pharmacy about the choice of medicines (selection criteria, the credibility to the specialists, the possession of definitions about the characteristics and properties of medicines, etc.), the results of which are presented in the article.

Key words: drug supply, rational use of medicines, approaches to the formation of a range of medicines.

Политика государства в части лекарственного обеспечения населения в РФ в последние годы направлена в сторону развития инструментов и технологий для целей рационального использования лекарств. Регламентирующим документом Министерства здравоохранения РФ утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года (далее - Стратегия). Достижение целей Стратегии предусмотрено решением ряда задач, первой из которых является формирование системы обеспечения рационального использования лекарственных препаратов (ЛП) для медицинского обеспечения. Для реализации этой задачи предусмотрено внедрение отдельных организационных технологий (внедрение современных клинических рекомендаций (протоколов) ведения больных; создание эффективной системы рационального использования ЛП для медицинского применения на основе принципов доказательной медицины и др.) [1].

По оценкам экспертов фармацевтического рынка, несмотря на существенное повышение государственного финансирования лекарственного обеспечения с середины 2000-х годов, более 80% всех ЛП, реализуемых в аптечных организациях, оплачивается населением при оказании лекарственной помощи на амбулаторном этапе за собственный счет. Более того, согласно опубликованным данным, 2/3 категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, получающих лекарственную помощь по Программе «7 нозологий», получающих лекарственную помощь за счет бюджетных средств субъектов РФ, отказались от услуг по лекарственному обеспечению в пользу денежных компенсаций вследствие некоторых нерешенных проблем: отсутствия в регламентирующих перечнях препаратов, рекомендованных для лечения отдельных болезней, дефектуры ЛП в аптеках, недостаточного количества аптек, обслуживающих данных граждан, и, оплачивая свое лечение

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

самостоятельно, способствуют увеличению доли коммерческого аптечного рынка [2].

В условиях снижения доступности медицинской помощи, которая обусловлена определенными причинами, возрастает профессиональная роль фармацевтического специалиста в вопросах выбора и консультирования населения в части использования лекарств. Снижение доступности консультации врача определено рядом факторов:

• сложность попадания на прием к врачу, длительность ожидания приема;

• профессиональный уровень значительной части врачей так же, как и материальное оснащение государственных медицинских организаций, не всегда отвечает потребностям населения в части медицинских услуг;

• уровень и качество услуг частной медицины, несмотря на свое развитие, в части лекарственной терапии не отличается от уровня обслуживания в государственных медицинских организациях.

В результате население обращается за консультацией в аптечные организации по получению рекомендаций для лечения довольно широкого спектра заболеваний и симптомов, минуя медицинского специалиста. В итоге качество лекарственного обеспечения, а также эффективность и безопасность лечения для большой части населения зависят от профессиональной консультации фармацевтического специалиста и ассортимента ЛП, представленного в аптечной организации [2].

К тому же регламентация выписки препаратов по МНН предопределяет тот факт, что выбор конкретного торгового наименования (ТН) для использования населением зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых являются компетенция фармацевтического работника в части выбора различных ТН, соответствующих одному МНН, и ассортимент ЛП, представленных в аптечной организации.

В настоящее время на формирование ассортимента ЛП аптечной организации оказывают влияние как регламентация данного процесса (перечень минимального ассортимента ЛП), так и различные подходы к формированию ассортимента ЛП, направленные, как правило, на максимизацию прибыли организации и на достижение основной цели маркетинга - наиболее полного удовлетворения существующего спроса и выявленных потребностей населения [2, 3]. Однако зачастую ассортимент ЛП в аптечной организации, отвечающий критериям наивысшей доходности в продажах, не всегда соответствует критериям, позволяющим сделать рациональный выбор и рекомендацию пациенту.

По данным, представленным в Стратегии, на российском фармацевтическом рынке в обращении находятся более 5500 ТН, что соответствует 2760 МНН, которые обеспечивают 760 производителей [1]. Тем не менее, по заявлению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой: «По состоянию на 1 января 2013 года в Государственный реестр ЛС входило 20 359 наименований, а с учетом лекарственных форм, дозировок и фасовок - более 35 000 наименований» [4].

Такое большое разнообразие ЛП с учетом лекарственных форм и дозировок не способствует рациональному выбору, назначению и использованию ЛП и затрудняет процесс

формирования рационального лекарственного ассортимента в аптечных организациях, что является необходимым фактором для удовлетворения потребностей населения в соответствии с задачей Стратегии о создании системы обеспечения рационального использования ЛП.

Данная ситуация предопределяет необходимость разработки предложений по формированию ассортимента ЛП в аптечных организациях в соответствии с принципами рационального использования лекарств [5]. При этом мнение населения по вопросам выбора ЛП является необходимым аспектом в формировании таких предложений. По данным экспертов фармацевтического рынка, качественная работа с посетителями - важный этап обеспечения их долгосрочной лояльности [2].

В этой связи для разработки идеологии формирования ассортимента ЛП (ассортиментной политики) в аптечной организации, отвечающей критериям рационального выбора, нами проведено изучение мнения посетителей аптек по вопросам выбора ЛП, включая критерии выбора, владение понятиями о характеристиках и свойствах ЛП, влияние рекламы ЛП на их выбор, доверие к специалистам (медицинским и фармацевтическим) и пр.

Для этого нами была разработана анкета, включающая в себя 17 закрытых вопросов. Исследование было проведено среди 103 посетителей аптек, расположенных на территории Пермского края, ХМАО, Кировской, Вологодской, Омской, Кемеровской, Курганской областей.

В целом практически все посетители аптек (96,1%) по вопросам выбора ЛП доверяют специалистам в области здравоохранения. Из них более половины (59,2%) ответили, что при выборе ЛП больше всего доверяют врачу, 36,9% - доверяют провизору/фармацевту и 6,8% - доверяют как врачам, так и провизорам/фармацевтам, а также 10,7% - не доверяют специалистам вообще, полагаясь при этом на собственные знания и опыт. Подавляющее большинство посетителей аптек (98,1%) покупают ЛП без предварительной консультации с врачом, при этом 46,6% опрошенных поступают подобным образом часто и 51,5% -редко.

При покупке ЛП более 95,0% посетителей аптеки обращаются за консультацией к провизору/фармацевту, при этом 55,3% всегда спрашивают совет или мнение работника аптеки.

Определяя критерии выбора ЛП, мы установили, что для 58,3% посетителей аптеки главным критерием выбора является эффективность ЛП. Для 47,6% респондентов определяющим критерием является стоимость ЛП. Рекомендацию специалиста (врача или провизора/фармацевта) о ЛП в качестве критерия выбора указали 39,8% опрошенных. Критерий безопасности, включающий в себя отсутствие побочных реакций, является важным для 32,0% опрошенных. Следует отметить, что респонденты могли выбрать несколько критериев в качестве ответа.

Изучая знания посетителей аптеки о некоторых терминах и определениях в сфере обращения ЛП, были показаны следующие результаты. Понятия, широко используемые специалистами при выборе и рекомендациях ЛП, не совсем знакомы населению. Понятие «международное непатентованное наименование» (МНН) и «воспроизведенный ЛП» (дженерик) знают лишь около 30,0% респондентов и

Al

ЭдУД

46,6% опрошенных посетителей аптек знакомы с понятием «оригинальный ЛП».

О том, что для одного действующего вещества (МНН ЛС) существует несколько синонимов (торговых наименований ЛП) в разных ценовых категориях, знают 71,8% посетителей аптеки и 80,6% посетителей аптеки при выборе спрашивают провизора/фармацевта о возможной замене ЛП на более дешевый синоним.

При альтернативе выбора между оригинальным или воспроизведенным ЛП 61,2% респондентов предпочли бы оригинальный ЛП, имеющий доказанную клиническую эффективность, но часто являющийся наиболее дорогим, и лишь 38,8% - воспроизведенный ЛП, часто не имеющий сравнения с оригинальным препаратом по критерию эффективности, но зачастую являющийся более дешевым.

При альтернативе выбора между ЛП зарубежного или отечественного производителей 44,7% опрошенных предпочтут ЛП зарубежного производства, 26,2% ж предпочтут ЛП отечественного производства, а 29,1% - затрудняются в своих предпочтениях.

Изучение мнения населения о том, связаны ли характеристики ЛП, такие как «эффективность» и «стоимость», дало следующие результаты. Подавляющее большинство (70,9%) респондентов считают, что эти характеристики ЛП не всегда зависимы друг от друга, 11,7% считают, что данные характеристики ЛП всегда связаны и 17,5% опрошенных затруднились ответить. При этом, 60,2% респондентов считают, что дешевый ЛП может быть эффективнее дорогого.

При альтернативе выбора между старым дешевым отечественным ЛП, применяемым на практике много лет, и новым импортным аналогом, рекомендованным провизором/фармацевтом, 62,1% респондентов предпочтут «старый» ЛП и лишь 37,9% респондентов - «новый».

Если в аптеке не окажется того ЛП, который респондент принимает постоянно, 81,6% опрошенных согласятся на замену, предложенную провизором/фармацевтом (в рамках одного действующего вещества).

Около 45% респондентов ответили, что иногда реклама влияет на выбор и покупку ЛП, около трети всех опрошенных считают, что реклама не влияет ни на выбор, ни на покупку ЛП. Однако 25,2% абсолютно уверены, что на их выбор ЛП влияет реклама ЛП и 16,5% - совершают покупку под влиянием рекламы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

• практически все посетители аптек (96,1%) доверяют специалистам в области здравоохранения и более половины опрошенных (55,3%) при покупке ЛП всегда обращаются за консультацией к провизору-фармацевту;

• практически все посетители аптек (98,1%) приобретали когда-либо ЛП без предварительной консультации врача;

• главными критериями по выбору ЛП для населения являются эффективность (58,3%), стоимость (47,6%) и рекомендация специалиста (39,8%);

• около трети (30,0%) населения знакомо с определениями «международное непатентованное наименование» и «воспроизведенный ЛП» и чуть меньше половины (46,6%) знакомо с понятием «оригинальный ЛП»;

• чуть меньше половины посетителей аптек (44,7%) предпочтут препарат зарубежного производства;

• 70,9% населения считает, что стоимость и эффективность ЛП не всегда зависимы друг от друга и больше половины населения (62,1%) предпочитает покупать дешевые отечественные ЛП, много лет применяемые на практике;

• больше трети посетителей аптек (81,6%) согласятся заменить отсутствующий необходимый препарат на ЛП, предложенный провизором/фармацевтом;

• практически половина населения (около 45,0%) считает, что иногда реклама влияет на выбор и покупку ЛП.

Полученные данные могут быть использованы при разработке подходов к формированию ассортимента ЛП в аптечной организации, отвечающего задачам государственной политики в части лекарственного обеспечения населения и принципам рационального выбора, таким как соответствие выбираемого ЛП потребностям пациента, регламентирующим документам в части лекарственной терапии (перечням, стандартам лечения), критериям объективности и независимости выбора (обеспечивающие наличие как наиболее эффективных и безопасных ЛП, так и имеющих наименьшую стоимость лечения) на основе актуальной и понятной информации с использованием современных информационных технологий (баз данных ЛП, имеющихся на рынке, результатов мониторинга безопасности ЛП, а также информации о качестве ЛП и их производителей, на которые поступают систематические нарекания по данным контролирующих органов). цч

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации: приказ Министерства здравоохранения РФ от 13.02.2013 г. № 66.

Ob utverzhdenii strategii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya rossiyskoj federacii na period do 2025 goda i plana ee realizacii: prikaz Ministerstva zdravookhraneriiya RF ot 13.02.2013 g. № 66.

2. Славич-Приступа А. Аптечный маркетинг. Новосибирск. 2013. 143 с.

Slavich-Pristupa A Aptechniy marketing. Novosibirsk. 2013. 143 s.

3. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи: распоряжение Правительства РФ от 30.08.2014 г. № 2781-р.

Ob utverzhdenii perechnya zhiznenno neobkhodimykh i vazhneyshikh lekarstvennykh preparatov na 2015 god, a takzhe perechney lekarstvennykh preparatov dlya medicinskogo primeneniya i minimal'nogo assortimenta lekarstvennykh preparatov, neobkhodimykh dlya okazaniya medicinskoy pomoschi [Tekst] rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.08.2014 g. № 2781-r.

4. Доклад Министра здравоохранения Вероники Скворцовой о состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг от 21.11.2013 [Электронный ресурс] - режим доступа: http://government.ru/ news/8354.

Doklad Ministra zdravookhraneniya Veroniki Skvorcovoy o sostoyanii konkurencii na rynkakh lekarstvennykh preparatov i medicinskikh uslug ot 21.11.2013 [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://government.ru/ news/8354.

5. Ростова Н.Б. Обоснование организационно-фармацевтических подходов к оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе рационального использования лекарственных средств: автореф. дис. ... док. фарм. наук: защищена 21.06.2011 / Ростова Наталья Борисовна. - Пермь, 2011. 363 с.

Rostova N.B. Obosnovanie organizacionno-farmacevticheskikh podkhodov k optimizacii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya na osnove racional'nogo ispol'zovaniya lekarstvennykh sredstv: avtoref. dis.... dok. farm. nauk:zaschischena 21.06.2011 /Rostova Natal'ya Borisovna. - Perm', 2011.363s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.