Среди недостатков можно выделить следующие:
1. вероятность ухудшения зрения, осанки, общего физического состояния при долгой неконтролируемой работе с гаджетом;
2. разнообразие модификаций мобильных гаджетов, применяемых различными учащимися, что может привести к невозможности использования какого-либо учебного приложения либо дополнительным тратам учебного заведения на техническое оснащение;
3. необходимость постоянной фильтрации входящего потока данных из сети Интернет;
4. обучающийся может абстрагироваться от занятия на развлекательные приложения, не имеющие никакого отношения к учебе.
Также, несмотря на то, что большое число разработчиков создают всевозможные обучающие приложения, специализированных мобильных программ, которые полностью встраиваются в образовательный процесс, практически нет. Это говорит о том, что в настоящее время внедрение мобильных технологий в процесс обучения хаотично, эпизодично и требует более серьезного системного подхода, который смог бы сделать обучение непрерывным, а учебные материалы доступными для восприятия.
Список литературы
1. Шамсиддинова Э.М., Варга В.В. Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах // Наука, образование и культура, 2017. Т. 1. № 5 (20). С. 66-67.
2. Шарифбаева Х.Я. Применение мобильных технологий в сфере образования // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 106-107.
ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Ботвина И.В.
Ботвина Ирина Валерьевна - магистр педагогики, специалист по учебно-методической работе, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Волгоградская государственная академия последипломного образования, г. Волгоград
Аннотация: насколько будет эффективен процесс взаимодействия семьи и школы зависит, прежде всего, от того, как его организует руководитель образовательной организации. Результат может быть успешным только тогда, когда у руководителя образовательной организации на высоком уровне сформирована фамилистическая компетентность. В основе этой компетентности лежит улучшение качества осуществления воспитательной деятельности, коммуникация, обеспечивающая субъектную позицию каждого участника воспитательного процесса, гармонизация семейных и профессиональных ценностей руководителя образовательной организации и его профессиональной среды.
Ключевые слова: родители, школа, руководитель образовательной организации, фамилистическая компетентность, воспитание.
Сегодня школа и родители (законные представители) осознают острую потребность в эффективном взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Данная задача, ее решение созвучны принципам современного образования, нашедшим отражение в таких документах, как: новая редакция Федерального Закона «Об образовании» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в которых говорится о необходимости усиления роли родителей в сфере воспитания ребенка и актуализации взаимодействия школы и семьи в педагогической поддержке ребенка.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Важнейшим фактором воспитания, наиболее благоприятной средой физического и психического развития и первой школой социального становления является именно родной дом, семья, ближайшее окружение. С точки зрения современной науки семья - это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях [4, 96]. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что семья, складывающиеся в ней отношения во многом определяют успешность индивидуального развития ребенка, закладывают фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня [3].
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и школа - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Современному директору школы необходимо обладать не только опытом, педагогическими знаниями, пониманием государственной политики в сфере образования, определенными личностными качествами, но и знаниями в области экономики, ювенальной и образовательной юриспруденции, менеджмента [12].
Все это в совокупности можно характеризовать как профессиональную компетентность руководителя общеобразовательной организации [1]. Компетентность рассматривается как сочетание профессиональных знаний, умений и навыков со способностью к самостоятельной эффективной деятельности благодаря индивидуальным личностным качествам. При этом компетентность как сложное интегральное образование состоит из набора профессиональных компетенций (трудовых функций) - заданных социальных и профессиональных требований к подготовке специалиста, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в любой отрасли. [12].
По мнению исследователей, модель профессиональной компетентности руководителя общеобразовательных организаций интегрирует три вида компетентностей: ключевую, базовую и специальную. Базовую основу этой модели представляют разработки ученых из РГПУ им. А.И. Герцена [4] анализу профессионализма педагогов.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). Для профессиональной деятельности в сфере образования (педагогической или управленческой) базовыми будут компетентности, необходимые для формирования профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Профессиональная компетентность современного руководителя общеобразовательной организации включает в себя не только готовность и способность организовать процесс взаимодействия с семьей, но и подготовку учащихся к семейной жизни. Директор школы должен иметь системные знания о семье, позволяющие глубже проникнуть в мир семьи, увидеть ее своеобразие, понимать мотивы взаимоотношений, всесторонне и целенаправленно изучать семью учащегося и ее воспитательные возможности, владеть разнообразными диагностическими методиками и технологиями, вовремя корректировать их [2].
Организовать работу школы в этом направлении должен руководитель, а для этого необходимо, чтобы у него была сформирована фамилистическая компетентность.
89
Фамилистическую компетентность руководителя образовательной организации мы рассматриваем как неотъемлемую часть профессиональной компетентности, включающую в себя:
- осознание руководителем общечеловеческой ценностно-смысловой и личностной значимости семьи, семейной жизни;
- понимание многоаспектности, многофакторности и полифункциональности семьи и семейного воспитания;
- владение культурой семейных взаимоотношений, навыками общения с родными и близкими людьми;
- обладание необходимыми качествами личности для выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей;
- владение нравственными нормами (тактичность, уважение к родительским чувствам и др.) и профессиональными компетенциями в формировании ценностного отношения к семейным ценностям [2].
Современные руководители общеобразовательных организаций знают, как сложно выстроить систему взаимодействия семьи школы, чтобы воспитать разносторонне развитую личность. Не меньше волнений вызывает и у родителей учащихся работа школы в этом направлении. Школе необходимо наладить работу с разными семьями обучающихся: благополучными, неблагополучными, полными, неполными и т.д., каждая из них имеет свои особенности, проблемы.
Например, так часто используемый в школах термин «трудный ребенок», разбираясь с этим термином, становится понятно, трудный он, не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у родителей между собой и между, родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. В этом процессе роль школы очень важна, ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка - комфортной, радостной и, конечно, счастливой, результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок, организация этого процесса лежит на руководителе образовательной организации. Если 1 звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Одна из важнейших задач руководителя - способствовать единению, сплочению семьи и педагогического коллектива, индивидуальное общение с родителями, организация мероприятий с привлечением родителей (законных представителей), установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в школе, формированию навыков совместной деятельности и общения с педагогическим коллективом. С этой целью целесообразно проводить индивидуальные и групповые формы работы, для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.
Руководитель общеобразовательной организации предусматривает и стимулирует создание новых форм взаимодействия, привлекает родителей к организации и проведению мероприятий. Проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между школой и родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям и школе, а также родителей к школе.
Но не все родители откликаются на стремление руководителя и педагогического коллектива к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Мы проводили анкетирование руководителей общеобразовательных организаций Волгоградской области, так же имели возможность побеседовать с ними, узнать, как выстроена их работа с родителями, посмотреть программы взаимодействия. Мы
90
опрашивали руководителей средних образовательных школ г. Камышина, Суровикинского, Котельниковского, Ольховского, Новоаннинского, Чернышковского и Николаевского района Волгоградской области. Всего в нашем исследовании приняли участие 85 руководителей. На вопрос, Многие ли родители (законные представители) хотят получать от директора и учителей отзывы о том, как обстоят дела у их детей в школе, ответили: почти все - 19%, большинство- 55%, около половины - 15%, Некоторые - 11%.
Вопрос, часто ли они планируют совестные мероприятия с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом, согласились - 87%, не согласны - 6%, не знают - 7%, а вопрос, многие ли родители (законные представители) часто вовлекаются в деятельности школы (участвуют в мероприятиях и т.п.), ответили, часто - 71%, не согласились - 21%, не могут ответить на этот вопрос - 8%. При этом 93% - согласились, что за последнее время совместные мероприятия с родителями (законными представителями) были направлены на решение проблем и выработку навыков, которые действительно важны для воспитания разносторонне развитой личности, только 6%- не знают так ли это, и всего 1% не согласны с этим высказыванием.
При беседе, основной вопрос был, каким образом организуется процесс взаимодействия, какие мероприятия проводятся для того, чтобы этот процесс был эффективным, ведь в должностных инструкциях руководителя четко прописано «...Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами».
Руководители общеобразовательных организаций называли групповые формы взаимодействия (родительские клубы, родительские собрания), и индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому), для того чтобы процесс взаимодействия был эффективный, считают что необходимо решить следующие задачи: изучить семью путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка; выявить функцию взаимодействия педагогического коллектива и родителей; сформировать педагогическую позицию родителей; определить форму взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
Посмотрев программы взаимодействия с семьей, мы сделали следующие выводы, чтобы организовать эффективный процесс взаимодействия с семьей нужна правильно и грамотно разработанная программа сотрудничества семьи школы, которая должна содержать такие направления деятельности как:
- изучение семей обучающихся (с помощью анкетирования родителей, диагностика учащихся и родителей)
- педагогическое просвещение родителей (индивидуальные консультации, лекции и встречи с родителями)
- участие родителей в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий
- взаимодействие с органами родительского самоуправления
- информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся
А также, обязательно прописываются тематики бесед, классных часов и лекций, проведение мероприятий, чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями - одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности руководителя общеобразовательных организаций. Важна разработка программ, выбор форм взаимодействия, диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от руководителя образовательной организации, а так же педагогического коллектива поддержка, помощь и просто добрый совет.
Таким образом, в современных условиях важное значение приобретает компетентностная парадигма в воспитательной деятельности руководителя. В профессиональной деятельности
91
руководителя, занимающегося организацией процесса взаимодействия с семьей, имеет
фамилистическая компетентность как важный аспект профессионально-педагогической
компетентности в совершенствовании мастерства самого руководителя.
Список литературы
1. Берган С. Квалификация - осмысление понятия. Изд. Совета Европы. М., 2012.
2. Ботвина И.В. Фамилистическая компетентность в системе деятельности руководителя образовательной организации // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 2.
3. Григорьев Д.В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании / Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова // Классный руководитель, 2012. №3. С. 85-88.
4. Козырев В.А., Родионов Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании/коллективная монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
6. Лаврова В.П., Плотникова А.А. Воспитательные функции семьи в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 11. С. 128-130.
7. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011. 129 с.
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271).
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования, 2010. № 4.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
11. Чернобай Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: путеводитель для учителя. М.: УЦ «Перспектива», 2015. 128с.
12. Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика», 2012. № 1. С.93-101.