Научная статья на тему 'Факультет непрерывного образования ВолГУ: пять лет на рынке бизнес-образования'

Факультет непрерывного образования ВолГУ: пять лет на рынке бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет непрерывного образования ВолГУ: пять лет на рынке бизнес-образования»

Э.В. Искренко, 2005

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВолГУ: ПЯТЬ ЛЕТ НА РЫНКЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Э.В. Искренко

Одной из тенденций российского образования последних лет является смещение акцента в деятельности высшей школы в сторону переподготовки и повышения квалификации. Сегодня имеет место несоответствие между реальными потребностями экономики страны и подготовкой дипломированных специалистов. «Соотношение между количеством выпускников вузов по некоторым специальностям и социальным заказам на эти специальности, их востребованность мало учитывается как при наборе абитуриентов в институты, так и в оп-

ределении содержания их обучения»1. Поэтому на первый план выходит уже не задача традиционной подготовки людей с высшим образованием, а повышение квалификации и переподготовки уже существующих.

Современная система образования должна строиться с учетом следующих тенденций, обусловленных действием экзогенных и эндогенных факторов (см. рис. 1):

1. Мощная динамика мирового рынка образовательных услуг, на котором сейчас вращается 50—60 млрд долларов.

Экзогенные факторы

■ мощная динамика развития мирового рынка образовательных услуг;

• кризисные явления мирового рынка образования, обусловленные кризисом индустриального общества;

• необходимость совместного участия в образовательных процессах триады «государство — бизнес — общество»

Эндогенные факторы

■ необходимость сохранения российской образовательной системы;

• отсутствие механизмов, обеспечивающих связь получения образования с ростом благосостояния граждан;

• разрыв между содержанием, технологиями, инфраструктурой образования и потребностями новой экономики;

• структура управления образованием не соответствует многообразию сложившихся форм образовательной деятельности

Система национального образования:

- формирование системы непрерывного образования;

- повышение качества профессионального образования;

- повышение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования

Рис. 1. Совокупность факторов, влияющих на национальную систему образования2 Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 8. 2005

2. Образование как базисная инфраструктура индустриального общества вошло в мировой системный кризис, связанный с тем, что существовать в рамках индустриальной направленности больше нельзя, а необходимость его соответствия постиндустриальному контуру на сегодня — нерешенная проблема.

3. Системы образования других стран видят в России перспективный рынок сбыта и активно входят на него. Поэтому наше образование должно быть конкурентоспособным, чтобы не потерять своей специфики.

4. Регионы России как огромной и неравномерно развитой страны имеют разные социально-экономические и политические условия, что предопределяет разнообразные и диверсифицированные образовательные продукты.

Действие эндогенных факторов приводят к следующим серьезным проблемам, решение которых позволит сохранить российское образование как таковое:

1. Относительная закрытость образования от рынка труда, общественного и государственного воздействия, мировых педагогических новшеств и технологий.

2. Непродуктивность имеющейся системы образования, обусловленная отсутствием «прозрачных правил игры», позволяющих просчитывать благополучие каждому гражданину страны при прохождении очередной образовательной ступени. Экономика и бизнес не получают ощутимого и измеряемого импульса от действий образовательной системы. Закрытость и непродуктивность — следствия отсутствия институциональных механизмов, которые обеспечивали бы связь образовательной деятельности с ростом благосостояния граждан и страны в целом.

3. Растущий разрыв между образовательной сферой и потребностями новой экономики. Освоенные квалификации и компетенции выпускников учебных заведений мало устраивают работодателей. А следствие — множественные вакансии при многих безработных.

4. Несоответствие структуры управления образованием многообразию форм образовательной деятельности, появившихся в результате демократического этапа реформ. Необходимо организационно-институциональное переустройство образования.

Современная образовательная парадигма, учитывая совокупность экзогенных и эндогенных факторов, должна быть нацелена прежде всего на формирование системы непрерывного профессионального образования, в ос-

нове которой многообразные заведения, занимающиеся различной профподготовкой по получаемым квалификациям, уровню подготовки, специализациям, формам собственности. Мировая практика показывает, что аттестацию и аккредитацию образовательных программ логичнее проводить общественно-профессиональным объединениям, в состав которых входят представители профессиональных ассоциаций, образовательного сообщества и объединений работодателей.

Важнейшим аспектом является повышение качества профессионального образования, что предполагает интеграцию работы вузов и компаний, позволяющих осуществлять совместные проекты.

Реализация данных направлений обусловливает создание системы взаимосвязей по линии вуз — региональные администрации — предприятия.

При этом необходима система коммерциализации интеллектуального ресурса, призванная воссоздать союз академической науки и промышленности региона — зоны колоссальной концентрации не только промышленного производства, но и обслуживающей его индустрии научных знаний.

Как показывает российская практика, создаваемые в регионах центры трансферта технологий (Уральский федеральный округ), инно-вационно-технологические центры, корпорации развития (Красноярский край) и бизнес-инкубаторы (Томская область) призваны3:

- заполнить брешь между академической наукой и производством, образованную при выпадении отраслевой науки;

- увязать на производственных площадках потенциал ученых с запросами реальной экономики и «упаковать» результат в коммерческие проекты;

- помочь сотрудникам, улавливающим коммерческую перспективу отдельных разработок, в их коммерциализации и обеспечить развитие научной базы институтов;

- обеспечить развитие научной базы вузов.

Выявлять перспективные технологии, определять их коммерческую ценность, находить партнеров, составлять лицензионные соглашения и договоры — это задачи офисов коммерциализации технологии, которые должны работать в вузах и институтах.

Эффективность работы любого вуза напрямую зависит от того, насколько оперативно он реагирует на быстроизменяющуюся си-

туацию на рынке труда и каков его потенциал в плане предоставления своим выпускникам возможности приобретения новых специальностей, получения дополнительных квалификаций и навыков трудовой деятельности.

Можно выделить несколько объективно сложившихся причин, побуждающих вузы России активно стимулировать работу в направлении развития дополнительного образования:

1. Кардинальные перемены в отечественной экономике неразрывно связаны с существенными изменениями в сфере управления. Необходим качественно новый, постоянно совершенствующийся менеджмент, что вынуждает руководителей, заинтересованных в успешной деятельности своих предприятий, совершенствовать собственные знания и знания своих подчиненных.

2. Тотальная информатизация, охватившая все аспекты общественной жизни, необходимость обработки большого объема информации разного характера обусловливает необходимость использования информационных технологий и получения соответствующих знаний по их эффективному применению.

3. Значительная часть работников, занятых в российской экономике сегодня, в силу различных обстоятельств меняли и меняют свою профессию. Это приводит к тому, что эта категория людей, с одной стороны, нуждается в приобретении знаний и навыков, соответствующих новым видам деятельности, с другой — в получении документов, подтверждающих их право работать по новой специальности.

4. Как показывает мировая практика, в современных условиях особенно востребованы специалисты, работающие «на стыке» нескольких специальностей. Данная тенденция достаточно давно учитывается системой образования большинства стран.

Столичные вузы, находясь в авангарде отечественного высшего и бизнес-образования, уже накопили значительный опыт в реализации программ дополнительного образования. Российские регионы включились в эти процессы позже и с разной степенью активности.

В Волгоградском государственном университете данному направлению работы уделяется большое внимание. С 2000 года функционирует факультет непрерывного образования (ФНО).

При его создании первоначально преследовалось две задачи:

1. Предоставление студентам ВолГУ возможности получения дополнительного профессионального образования.

2. Создание наиболее благоприятных условий для эффективной реализации «Программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций РФ» (Президентская программа), право осуществления которой университет получил в итоге жесткого конкурсного отбора вузов России.

Кроме того, ФНО выполнял работу по предоставлению разного рода дополнительных образовательных услуг для всех желающих. Сюда относятся курсы по изучению иностранного языка, бухгалтерского учета, программы, дополняющие основные образовательные, и др. Однако довольно скоро возникла необходимость существенно скорректировать основные направления работы факультета. Постепенно значительное место в деятельности ФНО стали занимать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Сегодня по истечении пяти лет выделяются следующие направления деятельности ФНО:

- программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ;

- программы профессиональной переподготовки;

- программы получения дополнительной квалификации;

- программы повышения квалификации (краткосрочные и среднесрочные);

- образовательные программы;

- международные проекты.

На факультете сложился сплоченный коллектив единомышленников, людей, заинтересованных в развитии дополнительных образовательных программ, профессионалов высокой квалификации, знающих и любящих свое дело.

Среди тех, кто первыми в Волгоградской области создавал послевузовские образовательные программы и в условиях серьезной конкурентной борьбы отвоевывал право их реализации в нашем университет, были: д-р экон. наук, профессор О А Ломовцева; д-р экон. наук, проф. Л.В. Перекрестова; д-р филол. наук, проф. Т.Н. Астафурова, канд. филол. наук, проф. РЛ. Ковалевский. Профессор РЛ. Ковалевский в течение нескольких лет является также руководителем программы получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной квалификации».

По мере развития факультета, благодаря усилиям ведущих преподавателей ВолГУ появлялись все новые и новые программы, возглавляемые ведущими преподавателями ВолГУ (см. табл. 1).

Э.В. Искренно. Факультет непрерывного образования ВолГУ

Таблица 1

Руководители программ, реализуемых на факультете непрерывного образования

Код Наименование программы Год открытая Руководитель Всего подготовлено, чел.

Программа профессиональной переподготовки

060400 «Финансы и кредит» 1998 Д-р, экон. наук, проф. ЯВ. Перекрестова; канд. пед. наук, проф. Н.М. Романенко 336

021100 «Юриспруденция» 2000 Д-р юрид. наук, проф. Н.Н. Вогшенко; ст. преп. А .Г. Белых 34

021400 «Журналистика» 2001 Д-р филоп. наук, проф. В.Б. Смирнов; канд. финал, наук, доц. A.B. Млечко (с2003 года) 60

061100 «Менеджмент» 2003 Д-р экон. наук, проф. O.A. Ломовцева 7

020400 «Психология» 2004 Канд. пед. наук, догд. А.Ю. Чернов -

Программа дополнительного (к высшему) образования

«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» 2000 Канд. филол. наук, проф. Р.Л. Ковалевский 41

«Преподаватель высшей шкапы» 2005 Канд. пед. наук, доц. В.Г. Краснова -

Краткосрочные ку| |>СЫ

«Методы анализа социально-экономического развития региона» 2000 Д-р экон. наук, проф. O.A. Ломовцева 13

«Индивидуальное психологическое образование» 2001 Д-р биол. наук, проф. А.Б. Мулик 1

«Стандартизация и унификация деловых документов. Методы обработки современной документации» 2001 Кацд. филал. наук, доц. СП. Кушнерук 2

«Изменение правоотношений между работодателем и работником в связи с принятием Трудового кодекса РФ» 2002 Ст. преп. С.В. Буркин 60

«Программное обеспечение вычислительных систем» 2002 Кавд. физ.-мат. наук, доц. В.А. Клячин 22

«Актуальные проблемы конфликтологии в работе третейских судей» 2003 Канд. пед. наук, доц. А.Ю. Чернов 9

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации» 2003 Канд. экон. наук, доц. О.Н. Ермоченко 14

«Английский язык для начинающих» 2003 Д-р филсл. наук, проф. Т.Н. Астафурова 15

«Информационные технологии в бухгалтерском учете бюджетных организаций» 2003 Канд. физ.-мат. наук, доц. Ю.А. Дядченко 8

«Налоги и налогообложение. Освобождение от НДС» 2003 Канд. экон. наук, доц. О.Н. Ермоченко 10

«Психология управления персоналом» 2004 Канд. пед. наук, доц. А.Ю. Чернов 8

«Форекс: трейдерская деятельность на валютных рынках» Май 2004 Канд. пед. наук, доц. И.В. Никишина 5

«Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету н единого Плана счетов бюджетного учета» Декабрь 2004 Д-р экон. наук, проф. ЛВ. Перекрестова 32

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Наиболее масштабной с точки зрения стоимостных объемов и количеству выпущенных слушателей является «Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства», реализуемая в ВолГУ с 1998 года по настоящее время. Подготовка проходит по следующим направлениям (см. рис. 2):

1. «Менеджмент», «Маркетинг», руководитель программы д-р экон. наук, профессор Ольга Алексеевна Ломовцева.

2. «Финансы и кредит», руководитель программы д-р экон. наук, профессор, заведующая одноименной кафедры Любовь Вениаминовна Перекрестова.

За время существования программы было выпущено более 500 слушателей — специалистов реального сектора города Волгограда и области.

Финансирование программы с 1998 по 2002 годы осуществлялось из федерального бюджета. Начиная с 2003 года 70 % стоимости финансируется федеральным бюджетом, 30 % — региональным бюджетом.

За время функционирования факультет сотрудничал с потребителями образовательных услуг по разным направлениям. Заказчиками программ выступали администрация области, различные предприятий и организации нашего региона, физические лица (см. табл. 2—4).

Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ

і

Специальности

«Менеджмент» «Маркетинг» «Финансы и кредит»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Направления профессиональной переподготовки

Таблица 2

Программы профессиональной переподготовки (продолжительность — более 500 часов)

Специальность Специализация Заказчик

«Финансы и кредит» «Государственные муниципальные финансы» Администрация Волгоградской области

«Финансы и кредит» «Государственные муниципальные финансы» Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области

«Финансы и кредит» «Государственные муниципальные финансы» Физические лица

«Менеджмент» Физические лица

«Маркетинг» Физические лица

«Журналистика» Комитет по печати администрации Волгоградской области

«Юриспруденция» «Г ражданско-правовая» Физические лица

«Налоги и налогообложение» Физические лица

«Бухгалтерский учет и аудит» Физические лица

«Психология» «Практическая психология и психодиагностика» Физические лица

Таблица 3

Программы повышения квалификации (продолжительность — до 300 часов и выше)

Тема Заказчик

«Актуальные проблемы теории и практики журналистики» Комитет по печати администрации Волгоградской области

«Налоговое планирование бизнеса и минимизация налоговых рисков» ОАО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»

«Налоговое консультирование» Физические лица

Таблица 4

Краткосрочные программы повышения квалификации (продолжительность — 72 часа)

Тема Заказчик

«Методы анализа социально-экономического развития регионов» Волгоградский областной комитет государственной статистики

«Актуальные проблемы конфликтологии в работе третейских судей» Волжская торгово-промышленная палата

«Актуальные проблемы устного перевода» Физические лица

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности» Главное управление ЦБ РФ по Волгоградской области

«Налоги и налогообложение. Освобождение от налога на добавленную стоимость» ГУ Волгоградский ЦНТИ

Семинар-практикум для бухгалтерских работников по тематике «О порядке перехода на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации» Администрация Волгоградской области

«Стандартизация и унификация деловых документов. Методы обработки современной документации» Физические лица

«Практический маркетинг. Психология отношений с клиентами» ОАО ВЗ ТДиН

«Индивидуальное психологическое образование» Физические лица

«Общая методология применения Инструкции по бюджетному учету и единого Плана счетов бюджетного учета» Администрация Волгоградской области

«Форекс: трейдерская деятельность на валютных рынках» Физические лица

«Использование мультимедийных технологий и Интернета в обучении» Администрация ВолГУ

В 2004 году на факультете началось функционирование ряда новых программ: «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и единого Плана счетов бюджетного учета» (руководитель д-р экон. наук, профессор Л.В. Перекрестова), «Форекс: трейдерская деятельность на валютных рынках» (руководитель канд. пед. наук, доцент И.В. Никишина), «Актуальные проблемы устного перевода» (руководитель д-р филол. наук, проф. H.JI. Шамне).

В 2005 году планируется начать программу дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» для аспирантов и молодых преподавателей.

Существенную помощь в организации обучения людей, имеющих профессиональный опыт, оказывают международные проекты в области партнерства в бизнес-образовании.

В Волгоградском государственном университете накоплен опыт международного сотрудничества, позволяющий интенсивно развивать взаимоотношения образовательных учреждений и бизнес-сообщества с целью повышения эффективности функционирования региональной экономики.

С 1999 года по 2003 год при участии проректора по информатизации и телекоммуникациям, д-ра физ.-мат. наук, профессора А.А. Воронина, декана ФНО, канд. экон. наук, доцента Э.В. Искренко была реализована программа «Партнерства Кентского государственного университета и российского консорциума университетов Твери, Волгограда и Воронежа в области делового администрирования и обучения управлению» (см. табл. 5, проект 1).

Это был первый и достаточно успешный опыт международного сотрудничества в сфере бизнес-образования. Результатами проекта стали созданные курсы, реализуемые на ФНО, совместные публикации.

Реализуемые на ФНО международные проекты позволяют существенно улучшить и обогатить систему послевузовского образования.

Проект ТАСИС «ДЕЛФИ» (Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования) — совместная Программа Европейского союза

и Министерства образования и науки Российской Федерации. Управление проектом осуществляет Европейский фонд образования (см. табл. 5, проект 2).

В проекте «ДЕЛФИ II» реализуются два направления:

1. Создание курса для программы повышения квалификации «Корпоративное управление», руководителем которого является д-р экон. наук, профессор О.А. Ломовцева.

2. Создание курса для программы повышения квалификации «Экологический менеджмент на предприятиях-природопользовате-лях», руководитель — канд. геогр. наук, доцент, декан факультета управления и региональной экономики В.В. Фесенко.

Проект реализуется в 2004—2005 годах, все необходимые процедуры мониторинга и экспертных оценок участниками проекта успешно пройдены, работа осуществляется по графику в строгом соответствии с техническим заданием.

В рамках реализации проекта «МАТРА» (см. табл. 5, проект 3) ФНО совместно с кафедрой журналистики создает курсы и формирует программу профессиональной переподготовки по специальности «Журналистика». Руководителем проекта является канд. филол. наук, доцент Н.В. Бергер. Проект продлится до 2007 года. Основные планируемые результаты проекта — разработка учебно-ме-тодических материалов для переподготовки профессиональных журналистов и создание Центра повышения квалификации, осуществляющего послевузовскую подготовку работников масс-медиа.

Участие в международных проектах позволяет изучить опыт, накопленный западными университетами в течение многих десятилетий и воплотить его в практику российского послевузовского образования.

Эффективность функционирования всех программ, реализуемых на факультете, во многом определяется профессионализмом и работоспособностью коллектива, сложившегося за последние годы. Доброжелательность, открытость, четкость исполнения функциональных обязанностей — неотъемлемые черты заместителя декана ФНО О.Н. Ермоченко и сотрудников деканата, методистов Л.Ю. Коробовой, Л.В. Антосик, О.А. Свинцовой.

Таблица 5

Международные проекты факультета непрерывного образования

1. «Партнерство в области делового администрирования и обучения управлению (США — РФ)»

Участники проекта Краткое содержание проекта Цели проекта Результаты проекта

Кентский государственный университет (США): ]. Аспирантура Школы управления (Graduate School of Management). 2. Центр собственности работников Огайо (Ohio Employee Ownership Center). 3. Новая служба обучения с использованием электронных средств (New Media Services) (15 человек). Консорциум российских вузов, включающий (РФ): 1. Волгоградский государственный университет. 2. Воронежский госудаст-венный университет. 3. Тверской госудаствен-ный университет (15 человек) Программа гранта включала следующие составные части: 1. Обмен профессорско-преподавательского состава с целью разработки новых учебных планов и материалов, а также осуществления совместного сотрудничества в области исследования делового администрирования. 2. Разработка программ обучения для региональных компаний и предприятий 1. Улучшение качества аудиторного обучения бизнесу и управлению посредством совершенствования существующих и разработки новых учебных планов и материалов. 2. Повышение квалификации российского профессорско-преподавательского состава в области эмпирических исследований. 3. Совершенствование системы взаимодействия российских университетов с областными администрациями по проблемам улучшения качества бизнес-образования с целью развития экономики региона 1.15 преподавателей российских вузов (6 из ВолГУ) прошли стажировку в Кентском государственном университете. 2. Разработаны новые курсы, реализуемые в программах основного и дополнительного образования в учебном процессе в ВолГУ. 3. Опубликованы совместные статьи российских и американских преподавателей (адрес: п^еса (aikent.edu)

2. «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования — этап II (ДЕЛФИ И)»

Краткий обзор Цели проекта Участие сторон Планируемые результаты проекта

Между Британским советом, с одной стороны, и Волгоградским государственным университетом, с другой стороны, заключен меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности в рамках проекта «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования -этап II (ДЕЛФИ И)», финансируемого Европейской комиссией Общая цель проекта — адаптировать услуги в сфере образования и профессиональной подготовки к потребностям общества посредством развития непрерывного обучения, а также повышения качества российской системы образования. Реализуемый проект касается профессиональных образовательных программ в области менеджмента, а также открытого дистанционного обучения и повышения его доступности ВолГУ и Британский совет, представляемый экспертами проекта ДЕЛФИ II, нацелены на укрепление сотрудничества в области проектирования, разработки и проведения обучения по программам, направленным на профессиональное развитие управленческих кадров 1. Создание обучающей программы «Корпоративное управление». 2. Создание программы повышения квалификации «Экологический менеджмент на предприятиях-при-родоп льзователях». 3. Проведение обучающих программ по выбранным направлениям на предприятиях области

3. «Практическая журналистика в регионе»

Участники проекта Цель проекта Финансирование и сроки реализации

1. Волгоградский государственный университет: кафедра «Журналистики» и ФНО. 2. Академия ГЫНОЬЬАЫО (Нидерланды) Общая цель проекта РЖ (практическая журналистика в регионе) — развитие курса для профессиональных журналистов и специалистов СМИ (переподготовка), будущих журналистов (студентов), а также людей, стремящихся усовершенствовать свои знания Проект финансируется в рамках программы «МАТРА» Министерством иностранных дел Королевства Нидерланды (2004—2007 годы)

Окончание табл. 5

______________Планируемые результаты проекта «МАТРА»__________________

1. Разработка и усовершенствование учебно-методических материалов для программы профессиональной переподготовки в области «Журналистского расследования, редактирования и дизайна печатных СМИ».

2. Осуществление переподготовки профессиональных журналистов.

3. Создание центра повышения квалификации профессиональных журналистов (РЕКС — Professional Education and Knowledge Center) на ФНО ВолГУ.

4. Подготовка преподавателей для работы в РЕКС________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бармашова Л.В. Дополнительное образование в Вяземском филиале Московского государственного индустриального университета // Дополнительное профессиональное образование. 2004. № 7 (11). С. 13.

2 Сост. авт. по: Галушкина М. Третья огибающая // Эксперт. 2004. № 44. С. 19—21.

3 Гончарова Ю. Не только нефть // Эксперт. 2004. № 32. С. 80—82; Задорожный А. Капитализация извилин // Эксперт. 2004. № 15. С. 28—30; Шма-ров А., Шохина Е. Жестко, но справедливо // Эксперт. 2004. № 14. С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.