Научная статья на тему 'Методические аспекты обеспечения современного высшего профессионального экономического образования на факультете «Мировой экономики и финансов» Волгоградского государственного университета'

Методические аспекты обеспечения современного высшего профессионального экономического образования на факультете «Мировой экономики и финансов» Волгоградского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты обеспечения современного высшего профессионального экономического образования на факультете «Мировой экономики и финансов» Волгоградского государственного университета»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Е.Г. Русскова А.В. Гукова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ «МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В условиях социально-рыночной трансформации российской экономики и существенных преобразований общества экономическое образование становится не только потребностью каждого индивида, но и необходимым фактором общественного прогресса. Высшая школа играет ключевую роль в формировании всеобщности экономического образования в стране. Экономическое образование направлено на реализацию стратегических и тактических целей. К первым относятся развитие общества через образование, интеграция науки и преподавательской деятельности в системы образования, формирование принципов образовательной политики. Тактические или первоначальные цели включают дальнейшее развитие высшего образования, единение науки и образования, объединение исследователей и педагогов, фундаментальное научное обеспечение реформ.

Процессы, происходящие в рамках экономической реформы, такие как приватизация, усиление хозяйственной самостоятельности предприятий, реформа финансовой и банковской сферы, развитие международных экономических связей, обусловили качественно новый этап в развитии высшего экономического образования. Реалии

хозяйственной практики вызвали потребность в открытии новых экономических специальностей и специализаций в уже действующих учебных заведениях, а также создание негосударственных экономических вузов. Начался активный процесс расширения спектра специальностей в классических университетах, сориентированный на подготовку специалистов, в которых возникла огромная потребность при переходе к рыночной экономике. Кроме того, немаловажным фактором явилось развитие коммерческой деятельности университетов в условиях сокращения бюджетного финансирования. Поэтому наряду с традиционными университетскими специальностями в области фундаментальной науки открывались новые факультеты и специальности прикладного характера, такие как финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, информационные технологии в экономике и другие, на которые существовал платежеспособный спрос населения и предприятий различных форм собственности. Кроме того, существенное расширение возможностей экономической подготовки специалистов произошло в результате учреждения негосударственных вузов, школ бизнеса, факультетов переподготовки экономических кадров. Эти явления вызвали, в свою очередь, развитие конкуренции между учебными заведениями за привлечение хорошо подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов, как на бюджетные места, так и для обучения на договорной основе, что поставило новую задачу перед высшей школой - качественное совершенствование учебного процесса. Волгоградский государственный университет принял активное участие в развитии экономического образования, что имело особое значение не только для города, области, Нижнего Поволжья в целом, но и для самого вуза.

Экономический факультет ВолГУ был основан в 1988 г. и в 2000 г. преобразован в два факультета: в факультет «Мировой экономики и

финансов», на котором осуществляется подготовка по специальностям «Экономическая теория», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет и аудит»; и в факультет «Управления и региональной экономики» - «Менеджмент», «Экономика и управление организациями», «Экономика природопользования», «Маркетинг». В 2000 г. создан факультет непрерывного образования, на основе которого реализуются программа переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа), профессиональная переподготовка по специальности «Финансы и кредит», действует учебно-методический центр по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров и другие.

Факультет «Мировой экономики и финансов» включает в себя кафедры «Экономической теории», «Финансы и кредит», «Учета и анализа», «Мировой экономики и международных экономических отношений», «Институциональной экономики» и лабораторию информационных технологий в экономике, которая включает два компьютерных класса.

Общим направлением научной деятельности факультета является «Трансформация хозяйственного механизма в условиях социально-рыночных реформ». Данное направление научной деятельности нашло отражение в концепции развития факультета, которая в целом соответствует университетской концепции развития.

Основными направлениями научной работы, отраженными в планах научной работы кафедр, являются следующие:

1. Совершенствование межбюджетных отношений и проблемы экономической безопасности региона (руководитель - д.э.н., проф. Л.В. Перекрестова).

2. Совершенствование бухгалтерского учета, анализа и аудита на предприятиях различных форм собственности (руководитель - к.э.н., доцент А.В. Глущенко).

3. Внешнеэкономическая деятельность региона как фактор экономической интеграции (руководители - к.э.н., доцент Е.И. Иншакова, к.э.н., доцент Искренко Э.В.).

4. Институциональный механизм переходной экономики России (руководитель - д.э.н., профессор Иншаков О.В., к.э.н., доцент Лебедева Н.Н.).

5. Формирование региональной рыночной инфраструктуры (руководитель - к.э.н., доцент Русскова Е.Г).

6. Производственная инфраструктура в организационно воспроизводственной структуре АПК (руководитель - к.э.н., доцент Тимофеева Г.В.).

7. Финансовые аспекты управления корпоративной собственностью (руководитель - к.э.н., доцент Гукова А.В.)

8. Старокожева Г.И.

9. Буянова М.Э.

В рамках этих тематик осуществляется инициативные работы преподавателей, студенческие научные работы, а также подготовка кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 08.00.01 «Экономическая теория», 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», 08.00.10 «Финансы, кредит и денежное обращение» и 08.00.12 «Бухгалтерский учет и статистика»,

Сотрудники факультета «Мировой экономики и финансов» принимают активное участие в научных конференциях различных уровней, в работе Южной секции содействия развитию экономической науки ОЭ РАН, в работе Волгоградского отделения РАЕН. Преподаватели, аспиранты и студенты факультета ежегодно активно

участвуют в работе конференций молодых ученых, научной сессии ВолГУ, международной конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития».

Ежегодно в рамках научной сессии ВолГУ на факультете проводится заседание четырех секций: «Финансы и кредит», «Экономическая теория», «Бухгалтерский учет и аудит», «Мировая экономика». В работе секций принимают активное участие как преподаватели и аспиранты факультета, так и студенты. По результатам конференции публикуются сборники тезисов выступлений. Ежегодно на базе факультета работает секция по направлению «Экономика и финансы» региональной конференции молодых ученых Волгоградской области.

В 2001г. аспирантка кафедры «Экономическая теория» О.Н. Мелихова получила стипендию Международного научного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко по теме: «Участие государства в обеспечении трансформации источников конкурентных преимуществ экономических субъектов».

Сотрудниками факультета получен грант РГНФ «Волжские земли в истории и культуре России» на проведение конференции (совместно с факультетом управления и региональной экономики ВолГУ) по теме «Проблемы трансформации хозяйственного механизма в условиях социально-рыночных реформ: региональный аспект».

Развитие факультета «Мировой экономики и финансов» постоянно сопровождается качественным совершенствованием содержания курсов и учебного процесса в целом. Особое внимание было уделено теоретическим и методическим аспектам обеспечения современного уровня преподавания.

В первую очередь изменения затронули программу курса «Экономическая теория». Это объясняется значением данной дисциплины для формирования системы экономических знаний, адекватных

современным рыночным преобразованиям в России. Переход к новому типу экономической системы обусловливает формирование нового качества человеческого фактора, который представлен различными группами экономических субъектов, в том числе собственниками средств производства, предпринимателями, менеджерами. Всем субъектам рыночной экономики требуется определенный уровень экономических знаний, который повышается в зависимости от степени сложности решаемых экономических задач и принятия управленческих решений. Теоретическая необразованность или догматически односторонняя ориентированность по экономическим вопросам сегодня дорого обходятся обществу. Результаты экономической реформы свидетельствуют о том, что не всегда принимались правильные меры с учетом причинно-следственных связей, макроэкономических зависимостей и положений микроэкономики. В итоге действия правительства только в сфере налогообложения и денежного обращения нанесли существенный ущерб производственному сектору экономики. На региональном уровне управленческие решения принимаются также зачастую исходя из субъективных интересов заинтересованных групп, а не использования объективных экономических законов. Предпринимательская деятельность основана на знании микроэкономики, которая позволяет анализировать рыночную конъюнктуру, влияние различных факторов на эффективность функционирования предприятия и принимать научно обоснованные тактические и стратегические решения.

Курс экономической теории, преподаваемый для студентов экономического факультета, был усовершенствован в соответствии с современными требованиями, внедрены новые методологические подходы и методические разработки к изложению как отдельных тем, так и общей концепции. Во-первых, преподаватели сделали попытку найти компромиссное решение по главному вопросу - о предмете

экономической теории, при котором удалось сохранить теоретическое содержание политэкономии и практическую направленность «экономикса». Рассмотрение российского общества только через призму «экономикса» имеет не меньше недостатков, чем при использовании традиционного политэкономического инструментария, от которого отказались многие отечественные экономисты. «Экономикс» не дает ответа на многие вопросы, например, об усилении управляемости экономики, ее социализации, повышении значимости социокультурных факторов в ее функционировании и развитии.

Во-вторых, использование российской экономики в качестве примера при изучении отдельных вопросов экономической теории нецелесообразно в силу переходного состояния рыночных отношений, поэтому требуется сравнение с мировым стандартом их развития и выявление общего и особенного в изучении этого феномена. Констатация фактов только текущего состояния экономики России не дает возможности определить и понять тенденции развития. Тем не менее, целесообразно ориентировать экономические дисциплины на российскую социально-экономическую фактуру, задействовать в них концепцию постиндустриального общества, новую экономическую парадигму.

В-третьих, представляется оправданным знакомство студентов с основными научными подходами к регулированию экономики: классическим, кейнсианским, монетаристским. Первоначально этим вопросам уделяется внимание в курсе экономической теории, затем более подробно теоретические аспекты рассматриваются при изучении истории экономической мысли, а прикладные - в макро- и микроэкономике.

В-четвертых, при изучении экономической теории особое внимание обращается на овладение студентами терминологией, что позволяет освоить специфический язык экономической науки. Г. Лейбницу приписывают мысль о том, что он дает точные определения, которые

«лишают (других) приятной свободы играть словами». Для современных экономистов, политиков не менее важно точно выражать свои мысли, не вводя в заблуждение слушателей. Такой подход позволит избежать многих ошибок. Кроме того, в рамках иностранного языка введен спецкурс «экономическая терминология на иностранном языке». При взаимодействии экономической теории и экономической терминологии на иностранном языке возможно достижение более качественной подготовки специалистов в процессе изучения на старших курсах общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В настоящее время высшая школа остается одной из главных сил развития экономической теории в стране. Благодаря демократизации вузовской жизни мы быстро ушли от навязывания жесткой, унифицированной схемы преподавания, продемонстрировали способность быстро впитывать достижения мировой науки и критически осмысливать опыт предшествующих этапов развития экономической теории в СССР и России.

В результате научного обобщения экономической теории и практики вышло немалое количество интересных учебников и пособий, нешаблонно и творчески трактующих границы предмета науки, ее содержание, методические принципы обучения. Коллектив преподавателей кафедры экономической теории был инициатором подготовки и выпуска собственного учебно-методического пособия по основам экономической теории и практики, которое после переработки и добавления материалов по реформе в России выдержало второе издание и пользуется популярностью среди студентов экономических и неэкономических специальностей. Внедрение новой методики обучения в учебное пособие позволило интенсифицировать процесс преподавания данного предмета, усилить связь «преподаватель-студент» в ходе лекций и практических занятий.

К научно-теоретическим проблемам экономического образования следует отнести такие вопросы, как анализ мирового рынка, без которого нельзя обойтись в условиях быстро усиливающейся взаимозависимости национальных экономик и повышения роли мирохозяйственных связей, изучение проблем государственного регулирования экономики, воспроизводства человеческого капитала, формирования рыночной инфраструктуры, эффективного природопользования. В научной деятельности преподаватели факультета «Мировой экономики и финансов» обращают особое внимание на актуальные проблемы российской экономики при переходе к рынку и внедряют авторские научные разработки в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.