25 ЛЕТ ВОЛГОГРАДСКОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ
УНИВЕРСИТЕТУ
Волгоградский государственный университет (ВолГУ) основан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 510 от 21 июня 1974 г. В этом же году заложен первый корпус университетского комплекса.
В 1980 г. был осуществлен первый набор студентов (250 человек) на факультеты естественных и гуманитарных наук по пяти специальностям: математика, физика, история, филология и лингвистика. В первом учебном году образовательный процесс обеспечивали 4 кафедры, 29 преподавателей, среди которых были 2 доктора и 9 кандидатов наук.
Сегодня Волгоградский государственный университет - это более 14 тыс. студентов и аспирантов, 11 факультетов, 5 филиалов в Волгоградской и 1 в Астраханской областях, 63 кафедры, 4 научно-исследовательских института, более 20 научных центров и лабораторий, отдел экономических исследований и 4 научные лаборатории Южного научного центра РАН, 8 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, научная библиотека с книжным фондом более 600 тыс. экземпляров, научное издательство, центр Интернет. Обучение ведется по 68 специальностям и направлениям подготовки, аспирантура и докторантура осуществляют подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации по 42 специальностям. Издается научно-теоретический журнал «Вестник Волгоградского государственного университета» по 9 сериям. Действует региональный учебно-консультационный центр информационных технологий в обучении и депозитарий учебно-методических и информационных образовательных ресурсов в области социально-экономических и гуманитарных дисциплин, региональный центр Федерации ин-
тернет-образования, региональный информационно-аналитический центр коллективного пользования, студенческое научное общество, инновационное агентство. За годы своего существования университет подготовил около 20 тыс. квалифицированных специалистов, которые сегодня трудятся в федеральных, региональных и муниципальных органах власти и управления, на промышленных предприятиях, в коммерческих структурах, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, в правоохранительных органах, средствах массовой информации. Среди выпускников университета - 3 депутата Государственной Думы, 15 депутатов Волгоградской областной Думы и Волгоградского городского Совета депутатов, руководители ведущих предприятий и организаций города и области.
За 25 лет сложился высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, две трети которого имеют ученые степени и звания. В университете работают 104 доктора наук, более 300 кандидатов наук. Только в 2004 г. докторские диссертации защитили 6, кандидатские - 49 преподавателей и сотрудников ВолГУ. Среди ученых университета 6 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 40 заслуженных работников высшей школы и почетных работников высшего профессионального образования России.
В университете действует система дополнительного профессионального образования, ориентированная на социальные запросы общества, потребности развивающейся рыночной экономики региона, реализующая программы переподготовки и повышения квалификации специалистов. Университет участвует в Президентской программе подготовки управленческих кадров Российской Федерации.
Сегодня университет располагается в 8 учебных корпусах, ведется строительство современного библиотечного комплекса. ВолГУ имеет культурно-спортивный комплекс, общежитие, профилакторий, ботанический сад. Аудитории, научные и учебные лаборатории оснащены современным оборудованием, позволяющим успешно внедрять
новые образовательные технологии. Более 1200 компьютеров, используемых в учебном процессе и научных исследованиях, объединены в единую локальную сеть.
Уникальные коллекции собраны в университетском музейном комплексе, объединяющем музей истории ВолГУ, музей археологии Нижнего Поволжья, палеоантропологи-ческий музей, музей-кабинет академика В.И. Борковского, этнографический музей, музей денег и денежного обращения, Пушкинский класс. Создан музей курсантских полков, посвященный памяти бойцов, защищавших в дни Сталинградской битвы ту высоту, на которой сегодня построен университет.
С 1996 г. университет имеет свой герб, флаг и гимн. Эскизы герба и флага выполнены заслуженным художником России В. Ковалем. На гербе - девиз университета: Ab voce ad rem (От слова - к делу). Свои эмблемы и девизы имеют все факультеты университета. По решению ученого совета 24 мая - в День славянской письменности и культуры - празднуется День университета.
Волгоградский государственный университет - член Евразийской ассоциации университетов, Ассоциации классических университетов России, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. За эти годы университет стал признанным региональным центром образования, науки и культуры. На его базе проводятся крупные международные, всероссийские и региональные научные форумы и конференции. Ученые университета работают в составе экспертных и научных советов органов власти и управления, предприятий и организаций, осуществляют научные исследования по заданию управленческих структур региона, участвуют в разработке законопроектов и программ регионального развития. Ректор ВолГУ д.э.н., проф. О.В. Иншаков избран депутатом Волгоградской областной Думы, возглавляет в ее составе комитет по науке и профессиональному образованию.
Интенсивно развиваются научные связи университета. На его базе работает Южная
секция содействия развитию экономической науки РАН, Волгоградские отделения Вольного экономического общества, Российского философского общества, Российской социологической ассоциации, Волгоградский общественный совет регионального отделения журнала «Личность. Общество. Культура».
ВолГУ первым из волгоградских вузов, опираясь на созданный научный потенциал, инициировал организацию на своей базе научных лабораторий РАН. После подписания договора о сотрудничестве между ВолГУ и Южным научным центром РАН ректор университета О.В. Иншаков вошел в состав Президиума ЮНЦ и возглавил отдел экономических исследований. В составе отдела организованы и начали активную работу две лаборатории -стратегических экономических исследований (заведующий д.э.н. проф. В.В. Курченков) и устойчивого экономического развития Кавказа (заведующая д.э.н. проф. O.A. Ломовцева). Третья лаборатория - региональной экономической политики - действует на базе Кубанского государственного университета. Кроме того, в университете созданы лаборатория региональной истории и казачества (заведующий д.и.н. проф. И.О. Тюменцев), вошедшая в структуру отдела гуманитарных исследований ЮНЦ РАН, и лаборатория астрофизики (заведующий д.ф.-м.н. И.Г. Коваленко). Первые результаты деятельности лабораторий стали важным шагом на пути эффективной интеграции академической и вузовской науки.
Университетом заключены договоры о сотрудничестве с институтами РАН: русского языка им. В.В. Виноградова, философии, социологии, отечественной и всеобщей истории, Латинской Америки, археологии, Центральным экономико-математическим институтом и другими академическими структурами, с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом, с классическими университетами Южного федерального округа и Поволжья. В рамках сотрудничества осуществляются совместные научные проекты, ведется обмен результатами научно-иссле-
довательской, образовательной и методической работы, проводятся научные конференции и семинары. В ходе выполнения совместных программ созданы новые научные лаборатории и центры, осуществляются совместные научные издания. В юбилейный год совместно с Отделением общественных наук и Южным научным центром Российской академии наук вышла в свет коллективная монография «Homo institutius - Человек институциональный», среди авторов которой академик РАН B.JL Макаров, члены-корреспонденты РАН Г.Б. Клей-нер, Ф.И. Шамхалов, Б.Г. Юдин, ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда1. В предисловии к этой книге академик РАН Д.С. Львов отметил, что такого рода комплексные исследования должны стать традиционной формой междисциплинарной дискуссии по актуальным теоретическим и практическим проблемам. По мнению ученого, монография «Homo institutius» является реальным результатом «кооперации представителей российской академической науки и высшей школы, который на деле воплотил животворную тенденцию их сближения на современном этапе».
Годовой объем научно-исследовательских работ в университете за последние пять лет увеличился в пять раз, в том числе благодаря взаимодействию с потребителями научных исследований. Растет число хоздоговорных тем, выполняемых учеными университета; разработаны и внедряются инновационные проекты в сферах химических технологий, медицины, экологии, электроники, машиностроения, базовых металлопроизводств и др. С участием университета создан центр трансферта технологий как базовый элемент инновационной инфраструктуры Волгоградской области.
Продвижению результатов НИР на рынок научно-образовательных услуг и целенаправленному привлечению финансовых ре-
1 Homo institutius - Человек институциональный: монография / Под ред. О.В. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
сурсов способствует ежегодный конкурс научных проектов на соискание грантов ВолГУ. В конкурсе участвуют как опытные исследователи, так и молодые преподаватели, аспиранты, студенты. Грантовая поддержка помогла осуществить интересные и актуальные научные проекты, среди которых создание на базе университета регионального портала (электронной структуры, объединяющей информационные и научно-образовательные ресурсы региона), разработка электронно-поисковой базы данных археологических памятников Волгоградской области, издание трехъязычного словаря экономической лексики и др.
ВолГУ является базовым вузом конкурсов научных проектов «Поволжье» и «Волжские земли в истории и культуре России», организуемых и финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом совместно с Администрацией Волгоградской области. С 2002 г. университет участвует в инновационном проекте Министерства образования и национального Фонда подготовки кадров по совершенствованию социально-экономического образования в вузах, реализуя проект «Экономическая социология: от профессиональной специализации к созданию регионального научно-методического центра». В рамках проекта созданы и внедряются в учебный процесс новые учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия, создана лаборатория региональных социологических исследований.
С момента основания университета успешно развиваются научные школы, получившие отечественное и международное признание. «Механизм трансформации современной хозяйственной системы» - в этой области работает научная школа профессора О.В. Иншакова. Математическим анализом и теорией функции занимается научная школа профессора В.Д. Миклюкова, проблемами функционирования русского глагола в синхронии и диахронии - школа профессора С.П. Лопушан-ской, актуальными вопросами социальной философии - школа профессора С.Э. Крапивен-
ского. Интересны исследования физиков - от динамики сверхбыстрых химических реакций и исследования наноструктур до компьютерного моделирования галактических систем.
Научная школа в области археологии Нижнего Поволжья начиналась в 1980 г. с маленькой лаборатории. Сегодня это одно из ведущих научных направлений, опирающееся на НИИ археологии Нижнего Поволжья при университете, палеоантропологическую и археологическую лаборатории и два музея. Возглавляет его профессор A.C. Скрипкин, работающий в университете со дня основания. Ежегодные экспедиции археологов позволили собрать уникальный материал, результаты систематизации которого стали основой диссертаций, монографий, научных публикаций в Нижневолжском археологическом вестнике, выпускаемом ВолГУ.
Волгоградские археологи несколько лет плодотворно сотрудничают с институтами археологии, материальной культуры, физико-хи-мических и биологических проблем почвоведения РАН. Самым крупным совместным проектом стали исследования курганов у волгоградских сел Аксай и Перегрузное, в которых принимали участие и американские коллеги из Мэнсфилдского университета. Результаты исследований более 90 археологических памятников представлены в книге «Каменный век Нижнего Поволжья», ставшей совместным трудом ученых Москвы, Волгограда, Самары и Ростова-на-Дону. В юбилейной серии монографий к 25-летию ВолГУ вышла книга A.C. Скрипкина «История Волгоградской земли до основания города», вызвавшая огромный интерес всего научного сообщества региона.
Университет активно решает вопросы интеграции в международное научно-образовательное пространство. Развивается сотрудничество с университетами и научными центрами Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Королевства Нидерланды, США, Канады, стран СНГ. Среди постоянных партнеров ВолГУ - Кельнский университет, Университет прикладных наук Кельна, Мюнхенский инсти-
тут иностранных языков и перевода, Сорбонна, Русенский университет (Болгария), Копенгагенский университет, университет г. Ва-льядолида (Испания), Мэнсфилдский, Кентский и Акронский университеты (США), университет ИНХОЛЛАНД, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и др.
За последние пять лет в зарубежных изданиях опубликовано более 100 работ ученых ВолГУ. Вышли юбилейные сборники научных трудов Волгоградского, Кельнского, Мэнсфилдского и Русенского университетов. Каждый третий преподаватель университета прошел различного рода стажировки в зарубежных вузах, как в рамках заключенных договоров, так и за счет грантов. В соответствии с договорами о сотрудничестве студенты и аспиранты университета на конкурсной основе проходят стажировки в университетах Европы, США и стран СНГ.
Волгоградский университет стал центром проведения таких крупных международных конференций, как «Человек в современных философских концепциях», «Вуз. Здоровье. Интеллект», «Вековой поиск модели хозяйственного развития России», «Языковой портфель для России», «Progress in Study of Astrophysical Disks: Collective and Stochastic Phenomena Tools» и др.
За два с половиной десятилетия Волгоградский государственный университет добился признанных значительных успехов. Это подтверждено его государственным лицензированием, аттестацией и аккредитацией как учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации. Созданы основы классического университета, достигнут его устойчивый высокий рейтинг. Понимание всеми сотрудниками университета фундаментальных ценностей и роли высшего образования в модернизации российского общества определяет возможность перехода к качественно новому этапу развития, открывает перспективы обновления. Осмысление целей и задач университета, механизмов их осуществления в долгосрочном аспекте представлено в Концепции развития университета до
2010 г., стратегическая цель которой - реали- КНИЖНАЯ
зация главных приоритетов в функционирова- уугл П1Г л
нии университета как регионального центра образования, культуры, науки и высоких технологий. Концепция предлагает создать систему социально-экономических механизмов перехода к новому качеству роста, что становится настоятельной потребностью для университета на современном этапе. Широкое участие членов всего коллектива в постоянном совершенствовании этих механизмов - необходимое условие перехода к устойчивому развитию и наиболее полной реализации научного, образовательного, социального и культурного потенциала ВолГУ в Волгоградской области и Южном федеральном округе.