L V ж NLi
'J
Щ,
DOI:10.23888/humJ20183607-651
Презентация доклада
ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОМ ПСИХОЛОГИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Уланова Н.Н. Рязанский государственный медицинский университет
им. акад. И.П. Павлова
FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY: STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT
tí
YakovlevaN.V., FaustovaA.G., UlanovaN.N. Ryazan State Medical University
/
Начало
Системное преподавание
психологии как учебного предмета для студентов в Рязанском медицинском университете
началось в 1990 году
Ректор вуза Евгений Алексеевич Строев стал инициатором создания системы психологической
подготовки врача
Евгений Алексеевич Строев Ректор РязГМУ с 1987 по 1999 гг.
г л
Психологическая подготовка будущих врачей в РязГМУ в 1990-х
Общая психология для студентов 1 курсов
( 36 уч.ч.)
Социальная психология для студентов 3 курсов (36 уч.ч.)
А
Курс психологии был организован при кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения
Заведующая кафедрой -
кандидат медицинских наук, доцент
Тамара Яковлевна Спицина
К
На курсе работали два молодых преподавателя -выпускницы факультета психологии Ярославского государственного университета -
Яковлева Наталья Валентиновна и Чурилова Юлия иколаевна.
Методологическая база
Н
психологической подготовки
Профессор факультета психологии
Ярославского государственного университета, канд. психол. наук
Леонид Петрович Урванцев (1947-2006) Автор монографий
■ Психология общения врача. М., 1987
■ Психология соматического больного, Ярославль, 2001
■ Влияние соматической болезни на психику М., 2003
Кафедра педагогики и психологии
В 1995 году Н.В. Яковлевой, под руководством Л.П. Урванцева, была защищена кандидатская диссертация «Психологическая компетентность врача и ее формирование в процессе обучения в вузе»: 190001 - Общая психология [Место защиты: Ярославский государственный университет, Ярославль, 1995]
В 1996 году 23 февраля приказом ректора была создана кафедра педагогики и психологии
Верхний ряд (слева направо): Карева Марина Борисовна- преподаватель педагогики и логики. Ходырева Тамара Григорьевна - преподаватель психологии, Воробьева Любовь Николаевна-старший лаборант кафедры, Шапошникова Ольга Леонидовна - преподаватель психологии.
Нижний ряд (слева направо): Шалимова Елена Николаевна - лаборант кафедры, Яковлева Наталья Валентиновна - заведующая кафедрой, преподаватель хологии, Шустаева Любовь Викторовна - преподаватель педагогики.
о
/
Кружок по психологии
На кафедре активно работал студенческий научный кружок «Психология», который посещали многие известные в будущем психотерапевты, клиницисты, организаторы здравоохранения: Олег Сус, Олег Байзель, Евгений Шитов, Артем Крупнов, братья Александр и Андрей Куренковы и многие другие.
Научное направление работы кафедры
расширение рамок традиционного психологического контента для врачей, ограниченного в те времена психиатрией;
> психология общения врача и больного,
> психологический анализ врачебных ошибок,
> групповая динамика медицинских коллективов,
> стратегии коммуникативной работы с больным.
Первые защиты диссертаций
на кафедре
Взаимодействие кафедры с факультетами было самым широким. Заведующая кафедрой доцент Н.В. Яковлева выступила научным консультантом двух кандидатских диссертаций:
• старшего преподавателя кафедры организации фармации Н.А. Машковой «Методические подходы к оценке социально психологического климата и руководства аптечных коллективов» (Пятигорск, 1997)
преподавателя кафедры педагогики и психологии О.Л. Сибгатуллиной (Шапошниковой) на тему «Социально-психологическая коррекция самоотношения личности на материале социально-психологического тренинга студентов лечебного факультета нашего вуза» (Ярославль, 2001).
ОовКиЛ^
та
ШШ □О
ЕЮ
РГтШВР
СОЦИАЛЬНАЯ
психология
!!.- К№> «х и*
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОАОГИЯ
В 1998 году в издательстве Академия вышел один из самых популярных отечественных учебников по социальной психологии под редакцией A.A. Деркача и А.Н.
Сухова ( восемь изданий В
котором была глава «Социальная психология в здравоохранении»,
написанная Яковлевой Н.В.
До сих пор эта глава - один из главных атрибутивных признаков, по которым в мире отечественной психологии узнают психологов нашего университета.
Существенное влияние на становление психологической подготовки
□ развитие кафедры психиатрии под руководством Дмитрия Ивановича Шустова. Научные и практические исследования в области
психотерапии, развитие
трансактного анализа, организация РАТА (Рязанской ассоциации трансактного анализа)
□ Формирование профессиональной ассоциации и объединение медицинских психологов и психотерапевтов под руководством Андрея Павловича Ховрачева
• 18 марта 2003 года Министерство образования Российской Федерации выдало университету лицензию на право ведения образовательной деятельности по данной специальности № 0635, серия № 000655. Решением Ученого Совета университета в Рязанском государственном медицинском университете № 10 от 15 мая 2004 года был создан
н
факультет клинической Валентина Григорьевна Макарова
Ректор РязГМУ с 1999 по 2007 гг.
психологии.
Структура факультета клинической психологии (2004 г.)
в
Кафедра общей психологии с курсом педагогики
(зав.каф. - Н.В. Яковлева)
Декан
профессор, д.м.н.
Александр Андреевич Ляпкало
Кафедра психиатрии с курсом клинической психологии
(зав.каф.- Д.И.Шустов)
Кафедра нормальной физиологии с курсом психофизиологии
(зав.каф. -М.М. Лапкин)
1 сентября 2004 года 15 первых студентов факультета клинической психологии приступили к обучению
Это была дружная и талантливая команда клинических психологов. Практически все они остались в профессии.
Дорохов Вадим работает медицинским психологом в психиатрической больнице №6 Московской области, Хованский Николай - психолог-педагог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими особенности развития, Городского психолого-педагогического центра г. Москвы, основатель нового в России направления - канистерапии (сейчас он проводит курсы по обучению данному методу психотерапии).
Парамонов Денис - медицинский психолог Рязанского областного госпиталя ветеранов, Коробкина Марина, Попова Мария, Алехина Анна, Рапохина Марина -преподавали и преподают клиническую психологию студентам РязГМУ, Сахарова Светлана занимается детекцией лжи в фирме «Истина», Панова Надежда длительное время работала на телефоне доверия, сейчас проводит нсультации в гештальт-психологической технологии, а Александ Фокарев брал артистическую карьеру, тесно связанную с психологией и психодрамой.
ко
Факультет развивался ...
В 2006 году деканом факультета была назначена заведующая кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук, доцент Н.В. Яковлева.
Встал вопрос о формировании новых структур:
❖ кафедры, которая вела бы подготовку студентов факультета на старших курсах, готовила их непосредственно к практической деятельности;
❖ Центра формирования практических навыков.
Кафедра клинической психологии и психотерапии (2008 г.)
Возглавил доктор медицинских наук
Борис Юрьевич Володин, который в 2008 году защитил докторскую диссертацию по психоонкологии «Психосоматическое взаимоотношения и психотерапевтическая коррекция у больных раком молочной железы и опухолевой патологией тела матки».
Специфика дисциплин, преподаваемых на кафедре предполагает участие в образовательном процессе как психологов-практиков, так и врачей -психотерапевтов.
Кафедра клинической психологии и
психотерапии
К обучению клинических психологов были привлечены лучшие кадры медицинской психологии Рязани. Студентам преподавали ведущие медицинские психологи-практики: Татьяна Николаевна Прибылова, ученица Б.В. Зейгарник и А.Р. Лурии, Ирина Сергеевна Цуканова, Евгения Константиновна Еремина, ведущий нейропсихолог города Юлия Николаевна Кривова, психотерапевт Любовь Евгеньевна Таланова.
Особый вклад в процесс организации кафедры внесла старший преподаватель Наталья Анатольевна Белова, одна из первых психиатров, которая получила переподготовку по медицинской психологии в Бехтеревском психоневрологическом институте в конце 1990-х.
Кафедра общей психологии с курсом педагогики
Методологию психологических исследований преподавал доктор психологических наук, профессор Дмитрий Владиславович Сочивко, педагогическую психологию - профессор Иван Иванович Купцов, специальную психологию и коррекционно-развивающее обучение -профессор Юрий Владимирович Егошкин.
Доценты: Наталья Валентиновна Яковлева, Марина Николаевна Котлярова и Ирина Вадимовна Моторина вели базовые психологические циклы и специализированные факультативы.
Центр практической психологии
В 2009 году на базе психодиагностической лаборатории кафедры общей психологии с курсом педагогики был создан центр психологических исследований (сейчас - центр практической психологии).
В четырех лабораториях центра клинические психологи формируют и совершенствуют навыки психодиагностики, личностной коррекции, тренинга и психологического консультирования.
В центре много высококлассного оборудования: детектор лжи (полиграф «Барьер 14»), приборы биологической обратной связи, оборудование для видеосупервизий, более 2000 психодиагностических методик, современные автоматические психокоррекционные системы, лицензированные программы статистической обработки данных.
За годы работы факультет подготовил 272 специалиста в области клинической психологии. Востребованность выпускников факультета значительна. Каждый год приходят предложения из разных регионов страны о трудоустройстве выпускников. Особенно популярны и востребованы наши клинические психологи в Московской, Рязанской, Тульской и Липецкой областях. В последние годы увеличилось количество заявок из силовых министерств и ведомств. 7-10% каждого выпуска после вуза избирают для себя работу в структурах МВД, ФСИН, МЧС.
Первые диссертации выпускников
Антон Бурцев в 2015 году защитил диссертацию «Психодинамика психопатизации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы»: 19.00.06 / Бурцев Антон Олегович; [Место защиты: Акад. ФСИН России]. - Рязань, 2015.
н
Анна Фаустова, преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, в 2017 году защитила диссертацию «Динамика самоотношения при изменениях внешности» : 19.00.01 / Фаустова Анна Геннадьевна; [Место защиты: Институт психологии РАН]. - Москва, 2017.
Мы желаем успеха и ждем научных побед
Аспиранту МГППУ Никите Ларину,
аспирантке МГУ имени Ломоносова Ирине Шишковой,
соискателю СПбГПУ имени Герцена Ольге Беловой, старшему преподавателю Марине Разживиной, ассистенту Марии Машниновой, преподавателю
Анастасии Апушкиной
и другим талантливым выпускникам!
Н
В 2010-е годы начался новый этап в совершенствовании психологической подготовки в университете
и развития факультета клинической психологии
Роман Евгеньевич Калинин Ректор РязГМУ с 2011 года
Современная психологическая подготовка в РязГМУ
Психология и педагогика
1 курс
Медицинская конфликтология
2 курс
Медицинская психология
3 курс
Психологические основы пациент-ориентированного подхода
ординаторы
►
В образовательный процесс внедряются специализированные курсы и тренинги: Школа куратора, Тренинг профилактики эмоционального выгорания, Школа молодого преподавателя, Тренинги здоровьесберегающего поведения, Тренинг личностного роста, разнообразные конфликтологические и коммуникативные тренинги.
И
Психологические кафедры активно взаимодействуют с ФДПО. С 2016 года проводится цикл ПП «Клиническая психология», циклы ПК для врачей и клинических психологов «Психология спорта», «Психология развития и возрастная психология», в рамках проекта Lean- технологии в здравоохранении проводятся циклы- тренинги «Вежливая регистратура», «Основы психологии в работе медицинской сестры», «Психология от общения» для диспетчеров скорой помощи и другие.
Развитие факультета клинической психологии
С 2017 года в психологическое образование клинических психологов внедряется практико-ориентированный подход к подготовке специалистов.
На факультете открыты три специализации, которые позволяют готовить специалистов в соответствии с запросами и вызовами современного общества. Мы готовим не просто психологов-теоретиков, знающих основные механизмы функционирования психики. Наши выпускники - это специалисты, владеющие профессиональными технологиями психологической диагностики и воздействия в специализированных сферах социальной жизни.
Специализации в рамках специальности
37.05.01
«Клиническая психология» (ФГОС ВО)
> «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»
> «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение»
«Патопсихологическая диагностика и психотерапия»
«Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»
> «Психология здоровья и спорта»
> «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»
>
>
На факультете клинической психологии
ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России готовят студентов по трем специализациям:
Специализация № 1
«Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»
Специализация № 2
• «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»
В
Специализация № 3
• «Клинико-психологическая помощь ребенку
ч и семье»
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - первый этап знакомства студентов со специализациями
Специалист по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 Клиническая психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская
психодиагностическая
консультативная и психотерапевтическая
экспертная
педагогическая
психолого-просветительская
организационно-управленческая
проектно-инновационная
Специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»
Цель: подготовка специалистов широкого профиля, работающих на стыке клинической психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права (если речь идет о разного рода экспертизах), способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников учреждений здравоохранения, так и иных ведомств, привлекаемых к профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста или консультанта.
/ л
Специализация «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»
Цель: подготовка специалистов, оказывающих психологическую помощь в экстренных ситуациях и владеющих навыками психологической коррекции отсроченных реакций на
травматический стресс.
Специализация «Клинико-психологическая помощь
ребенку и семье»
Специфика данного направления - клиническая психология детей, подростков и их семей. В рамках специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» акцент сделан на практическую (психодиагностическую, психотерапевтическую, психокоррекционную) работу с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития, а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи)
>
> > > > > > > >
Перспективы дальнейшего трудоустройства выпускников
Медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры), психотерапевтические, психологические консультативные службы
Правоохранительные органы (детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, управления внутренних дел)
Психологические, реабилитационные центры
Телефоны доверия
Государственные органы и службы (например, МЧС)
Учреждения образования и социальной помощи населению
Детские реабилитационные и консультативные центры
Административные органы
Клинический психолог может работать в сфере частной практики, предоставляя психологические услуги физическим лицам и организациям.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ФАКУЛЬТЕТЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Студенты осваивают и формируют компетенции, необходимые для грамотной реализации научного проекта, при изучении дисциплин:
н
«Статистические методы и математическое моделирование в психологии
«Современные технологии
психологических
исследований»
«Общепсихологический практикум»
«Методологические проблемы клинической психологии»
«Методологические основы психологии»
/
Научные направления, реализуемые на кафедре клинической психологии и психотерапии:
Л
Исследование взаимоотношений терапевт-клиент в рамках трансактного анализа
Психосоциальная характеристика детей с умственной отсталостью
Психические расстройства при ВИЧ-инфекции
/ л
Внутривузовские гранты:
• «Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления» (Ковылин В.С., Уланова Н.Н., 2013)
• «Разработка программы психологической коррекции «Школы здоровья» для соматических больных»
(Фоменко М.Ю.,2014)
• «Отношение к здоровью в младшем школьном возрасте и факторы, его определяющие» (Шишкова И.М., 2015)
• «Нормативная неудовлетворенность внешностью как фактор риска возникновения нарушений пищевого поведения у студентов медицинских специальностей» (Фаустова А.Г., 2016)
л
л
Гранты РГНФ:
• «Психологическая готовность инвалидов к активной трудовой деятельности (на материале Рязанской области)» (Яковлева Н.В.)
• «Психодинамика личности осужденных к лишению свободы с диагнозом личностных расстройств» (Володин Б.Ю.)
• «Трансформация (юридико-психологические изменения) личности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных центрах, на основе системы общественных воздействий» (Д.В. Сочивко)
• «Качество жизни и дефицит здоровьесберегающего поведения женщин как детерминанты роста женской преступности в современном российском обществе» (Н.В. Яковлева)
• «Социально-психологическая уязвимость и устойчивость пациентов, перенесших калечащее хирургическое вмешательство» (А.Г. Фаустова)
• «Психологические особенности формирования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов» (Р.Е. Калинин; Н.В. Яковлева)
J
■Minrn-Hnuit H.lVI[Ellil(1 JlT rit.1.1 TRNAIir Ktfl O ryCJ'JATC. L UE (1.HOFC H ULUHtUi HJtÖ 11llUft/tlll L TA nu. WAJ. ¡E.LI Lj.ULlCfeA
JIHHHOCIbBMEHHIOlHEMCJi MHPE; 3flOPOBbEt AÄAflTAIIHflt lJA3BHTHF,
Rui JEfW
iSSN 2307-988(5
Итоги первой «пятилетки»:
283 публикации, из которых 217 - теоретические и эмпирические научные статьи
самый «продуктивный» год: 2015 - опубликовано 87 статей
введены в активный научный оборот более 1000 ключевых слов
самые популярные ключевые слова: личность (7), здоровье (6), качество жизни (6), адаптация (5), внутренняя картина болезни (5)
в
Российский медико-биологический вестник, Наука
молодых, Экспериментальная психология, Психологический журнал, Психологические исследования, Новости хирургии, Медицинская психология в России, Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Прикладная юридическая психология и другие—
Центр практическом психологии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
С 75-летним Юбилеем,
Рязанский государственный медицинский
университет!
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Яковлева Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики, декан факультета клинической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
Фаустова Анна Геннадьевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9
Уланова Наталья Николаевна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Yakovleva Natalia Valentinovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Special Psychology with a course in Pedagogy, Dean of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]
Faustova Anna Gennadievna - candidate of psychological sciences, senior lecturer of the department of general and special psychology with a course in pedagogy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9
Ulanova Natalia Nikolaevna - senior teacher of the department of general and special psychology with the course of pedagogy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9
Дата поступления: 28.09.2018г. Дата принятия в печать: 28.09.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Яковлева Н.В., Фаустова А.Г., Уланова Н.Н. Факультет клинической психологии: этапы становления и развития (презентация доклада) [Электронный ресурс] / Н.В. Яковлева, А.Г. Фаустова, Н.Н. Уланова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=344 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Yakovleva N.V., Faustova A.G., Ulanova N.N. Fakul'tet klinicheskoy psikhologii: etapy stanovleniya i razvitiya (prezentatsiya doklada)[Faculty of clinical psychology: stages of formation and development (presentation of the report)] / N. V. Yakovleva, A. G. Faustova, N.N. Ulanova// Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=344 (date of reference: hh.mm.yyyy).