Научная статья на тему 'Обучение за рубежом - нет ничего невозможного (академическая мобильность на факультете клинической психологии)'

Обучение за рубежом - нет ничего невозможного (академическая мобильность на факультете клинической психологии) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение за рубежом - нет ничего невозможного (академическая мобильность на факультете клинической психологии)»

ОБЗОРЫ

DOЫ0.23888/humJ20Ш657- 665

ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ - НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО (АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НА ФАКУЛЬТЕТЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Гордова М.В.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

TRAINING ABROAD - THERE IS NOTHING IMPOSSIBLE (ACADEMIC MOBILITY AT THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY)

Gordova M. V. Ryazan State Medical University

Академическая мобильность студентов и преподавателей является одним из важных направлений деятельности любого современного учебного заведения, поскольку призвана способствовать улучшению качества высшего образования, повышению эффективности научных исследований, установлению внешних и внутренних интеграционных связей, использованию мировых образовательных ресурсов.

Рязанский государственный медицинский университет, являясь одним из передовых и наиболее прогрессивных высших учебных заведений региона, традиционно следует актуальным тенденциям в образовании: на данный момент ВУЗ имеет 6 действующих договоров о двустороннем сотрудничестве в рамках науч-

у

ных и образовательных программ и 1 договор о сотрудничестве в области академической мобильности студентов.

В рамках достигнутых договоренностей с Некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов медицины» университет ежегодно принимает для прохождения стажировок студентов из Бразилии, Китая, Таиланда, Венгрии, Италии, Испании, Германии, Мексики, Индонезии, Македонии, Сербии, Словении, Боснии и Герцеговины, Румынии, Хорватии, Перу, Франции, Словакии, Марокко, Гонконга, Греции, Туниса, Чехии и Литвы. В свою очередь направляющая сторона становится базой летней практики для обучающихся РязГМУ.

География студенческих обменов постоянно растет, ведь университет не только учитывает пожелания выезжающих на стажировки, но и внимательно следит за тенденциями развития медицинской науки в мире, определяя наиболее перспективные страны для обмена опытом.

Развитие связей с вузами-партнерами из государств ближнего зарубежья, Казахстана (Карагандинский государственный медицинский университет) и Беларуси (Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет), делает возможными академические обмены не только индивидуальными стажерами, но и целыми группами обучающихся, желающих пройти краткосрочное или долгосрочное обучение за рубежом, но сомневающихся в своей языковой подготовке или испытывающих страх перед дальними путешествиями.

Университет также активно развивает академическую мобильность работников из числа профессорско-преподавательского состава, а также иных работников, в том числе из административно-управленческого персонала. В настоящее время наибольшей популярностью среди сотрудников университета пользуются программы и курсы, предлагаемые вузами-партнерами из ближнего зарубежья. Однако заключенный в начале 2018 года договор с Университетом медицинских наук города Ясуджа (Иран) позволит организовывать и проводить стажировки для сотрудников вуза на принципиально новом уровне.

В юбилейный для университета год администрация вуза учредила конкурс на финансирование программ академической мобильности для обучающихся университета, выезжающих на стажировки в страны дальнего зарубежья. Основной целью конкурса является популяризация программ студенческого обмена среди обучающихся путем частичного финансирования расходов на их реализацию. Конкурс планируется проводить на ежегодной основе.

Академические обмены - это уникальная возможность путешествовать по миру, совершенствуя свои профессиональные качества. Важно, отбросить все сомнения и сделать первый шаг, а университет поможет в этом.

Академическая мобильность - это расширение профессиональных перспектив преподавателей и студентов в создании и трансляции качественного образовательного контента. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно для психологического образования. Психологическое знание не аксиоматично. Для развития психологической теории и совершенствования психологической практики наиболее ценно многообразие подходов к предмету исследования в разных психологических школах. Возможность перенять опыт психологических технологий, принятых в других странах, получить новые знания, пообщаться со студентами и преподавателями - все это дает академическая мобильность.

В этом году в Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова по программе академической мобильности приезжала Мациевская Лариса Леонардовна - известный психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой основ психологии и коммуникативных навыков Карагандинского государственного медицинского университета. Область интересов Ларисы Леонардовны - психотерапия, коммуникационные процессы в медицине, медицинская медиация.

Электронный научный журнал г |

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

На сайте своего вуза Л.Л.Мациевская пишет: «В период с 17 апреля по 26 апреля 2018 г. я, заведующая кафедрой медицинской психологии и коммуникативных навыков Лариса Леонардовна Мациевская, по программе академической мобильности находилась на кафедре клинической психологии и психотерапии Рязанского государственного медицинского университета, где прочитала студентам 4 и 5 курсов факультета клинической психологии лекции по дисциплине «Групповая супервизия» и провела практические занятия по дисциплине «Практикум по психологическому консультированию и психотерапии».В рамках круглого стола с ППС кафедры клинической психологии и психотерапии были обсуждены актуальные профессиональные проблемы, мы обменялись новинками электронной литературы по специальности. Также представилась возможность профессионального общения с деканом факультета клинической психологии, кандидатом психологических наук, доцентом, членом-корреспондентом МАПН Н.В. Яковлевой. Во время встречи обсуждены вопросы сотрудничества кафедр двух наших вузов, повышения квалификации по клинической психологии, участия в конференциях по специальности и публикаций в журналах РязГМУ. Преподаватели кафедры и студенты предоставили мне позитивную обратную связь по результатам продемонстрированных психотерапевтических приёмов и техник в рамках моделей групповой психотерапии, экспресс-психотерапии» [1].

В рамках практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: клинико-психологической практики студенты 4

курса факультета клинической психологии прошли стажировки в европейских клиниках Сербии:

Кемяшова П.Н. (студентка 5 курса факультета клинической психологии):

Я в составе группы из 4 студентов-психологов проходила четырехнедельную стажировку в Клиническом центре Сербии (CCS), который является крупнейшим в Сербии и одним из самых больших в Европе центров. Он находится в центре Белграда и состоит из более 50 разных корпусов. За год более чем миллиону человек оказывают медицинскую помощь, а также проводят более 50 000 различных хирургических процедур в стенах CCS. Мы имели удовольствие быть полностью включенными в работу психиатрического стационарного отделения Клинического центра.

Практикуясь под руководством клинического психолога отделения, доктора психологических наук Mirjana Zebic я изучала истории болезни, присутствовала на беседах с пациентами стационара, принимала участие в процессе психологической диагностики пациентов как стационара, так и амбулаторных пациентов. Наша группа принимала участие в сессиях групповой психотерапии для пациентов психиатрического отделения, а также в медико-психологических консилиумах, где после беседы с пациентами врачи и психологи отделения совместно вырабатывали наиболее эффективные индивидуальные стратегии медицинского и психологического сопровождения. Также мне посчастливилось участвовать в подготовительном этапе научно-прикладного исследования психиатров и психологов центра, направленного на создание программы комплексного процесса повышения качества жизни пациента, главную роль и активность в котором будет осуществлять сам пациент. В частности я приняла участие в разработке компьютерного приложения для этой программы.

Организаторы и координаторы нашей стажировки, врачи Aleksandar Ljuboja, Filip Babic и другие также подготовили программу культурно-развлекательных

мероприятий, благодаря чему мы смогли узнать прекрасный город Белград и получить массу впечатлений от пребывания в Сербии.

Матовникова М.В. (студентка 5 курса факультета клинической психологии): Мною был получен бесценный опыт работы в психиатрическом отделении, взаимодействия с клиническими психологами, врачами-психиатрами и мед персоналом больницы. Я присутствовала при проведении патопсихологической диагностики, овладела экспериментально-психологическими методиками, применяемыми за рубежом, методами компьютерной диагностики. Особый упор в исследовании психического состояния пациента делается на такие методики как Прогрессивные матрицы Равена, MMPI, PAI. Несколько раз присутствовала при применении теста Роршаха и его последующей интерпретации. Посетила медицинский консилиум, на котором еженедельно наблюдали динамику лечения лежащих в стационаре пациентов, групповую психотерапию. Ознакомилась с отделениями психиатрического центра.

Казюлин А.А. (студент 5 курса факультета клинической психологии): Опыт от стажировки я получил хороший, ознакомился с европейской системой диагностики, некоторыми методиками которыми пользуются в Сербии и Европе. Присутствовал на полной диагностике которая длится около 3 часов, на групповой терапии как наблюдатель, так же присутствовал на первичной беседе. Так же немного узнал об отличиях в обучении на клинического психолога в Сербии и в общих чертах о разнице в знаниях и способах работы. Для меня этого было недостаточно что бы сформировать полноценную картину работы и обучения клинического психолога в Сербии, но то что узнал считаю ценными знаниями и опытом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мациевская Л.Л. Академическая мобильность в ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kgmu.kz/ru/news/view/2891 (дата обращения: 20.09.2018г.)

REFERENCES:

1. Matsiyevskaya L.L. Akademicheskaya mobil'nost' v FGBOU VO RyazGMU Minzdrava Rossii [Academic Mobility in FGBOU in the RSAU of the Ministry of Health of Russia]. [Electronic resource] Access mode: http://www.kgmu.kz/ru/news/view/2891 (reference date: 20.09.2018)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Гордова Мария Викторовна - начальник международного отдела учебного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Gordova Maria Viktorovna - Head of International Department of Educational Management of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]

Дата поступления: 28.09.2018г.

Дата принятия в печать: 28.09.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Гордова М.В. Обучение за рубежом - нет ничего невозможного (академическая мобильность на факультете клинической психологии) [Электронный ре-

сурс] / М.В. Гордова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=345 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Gordova M.V. Obucheniye za rubezhom - net nichego nevozmozhnogo (akademi-cheskaya mobil'nost' na fakul'tete klinicheskoy psikhologii) [Training abroad - there is nothing impossible (academic mobility at the faculty of clinical psychology)] [Electronic resource] / M.V. Gordova// Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptat-siya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=345 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.