Научная статья на тему 'Отчет о реализации научно-образовательного проекта v Всероссийская конференция студентов и молодых учёных с международным участием "психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия" 21-23 ноября 2018 года г. Рязань'

Отчет о реализации научно-образовательного проекта v Всероссийская конференция студентов и молодых учёных с международным участием "психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия" 21-23 ноября 2018 года г. Рязань Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о реализации научно-образовательного проекта v Всероссийская конференция студентов и молодых учёных с международным участием "психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия" 21-23 ноября 2018 года г. Рязань»

СОБЫТИЯ

DOI:10.23888/humJ20184793-807

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ V ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

21-23 ноября 2018 года

Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» проводится согласно плану Министерства здравоохранения Российской Федерации и является титульным мероприятием для факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.

Традиционной темой конференции является взаимный обмен идеями, достижениями в науке и практике между психологией и медициной. Успешное взаимодействие специалистов и научно-практическое обогащение способны обеспечить высокое качество оказания клинико-психологической помощи.

В этом году Организационный комитет предложил делегатам обсудить потенциал личностного и профессионального развития в трёх карьерных перспективах: научная деятельность, преподавание, практическая психологическая помощь.

В качестве целей проведения конференции были заявлены:

> взаимный обмен опытом организации образовательного процесса и научно-исследовательской работы на факультетах клинической психологии;

> обсуждение результатов научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых по различным направлениям клинической психологии;

> подготовка будущих специалистов к профессиональной реализации в рамках дискуссионных групп, мастер-классов, публичных лекций, олимпиады по клинической психологии.

В качестве планируемых результатов проведения конференции предполагались следующие:

^ повышение академической мобильности студентов и молодых ученых и укрепление научно-практических связей между вузами;

^ профессиональное самовыражение клинических психологов;

^ определение тем и выбор направлений межвузовского научного взаимодействия.

Приветствие делегатов и торжественное открытие конференции

Торжественное открытие V Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» состоялось 21 ноября 2018 года. Участниками

конференции стали 220 студентов, молодых ученых и преподавателей из вузов Рязани, Москвы, Курска, Тулы, Ярославля, Красноярска, Владивостока, Санкт-Петербурга, Смоленска. Интерес к конференции также проявили практикующие психологи из Рязанского областного клинического психоневрологического диспансера, Рязанской областной клинической психиатрической больницы, МБДОУ № 108 г. Рязани, ГБУ РО «Центр социальной реабилитации инвалидов», ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области, ВЧ-3510, МБОУ Школа № 41 г. Рязани, ГУЗ ООПБ, ГБУ Веневская ЦРБ, ГБУ РО ОКПТД.

Делегатов конференции приветствовал ректор Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, доктор медицинских наук, профессор Роман Евгеньевич Калинин. Он зачитал обращение от министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой. «Внимание к психологическим реакциям пациентов позволяет достигнуть особенно высоких результатов в диагностике, лечении и реабилитации при различных недугах», - пишет министр Вероника Игоревна Скворцова, - «Популяризация медико-психологических знаний и повышение психологической грамотности способны изменить жизнь личности и общества в позитивную сторону». Ректор Роман Евгеньевич Калинин обратил внимание на то, что решение различных социальных, экономических и демографических проблем становится возможным именно благодаря активному усовершенствованию механизмов взаимодействия между психологией и медициной.

С приветствиями в адрес делегатов конференции от лица Министерства здравоохранения Рязанской области выступил заместитель министра здравоохранения Рязанской области Владимир Владимирович Хоминец. В своем обращении он особенно отметил непреходящую актуальность клинико-психологических знаний и востребованность квалифицированных клинических психологов для сферы практического здравоохранения.

Делегатов конференции приветствовала декан факультета клинической психологии доцент Н.В. Яковлева, которая в своем обращении особенно подчеркнула значимость мероприятия для личностного и профессионального роста студентов-психологов, молодых ученых и специалистов. Также Наталья Валентиновна Яковлева провела обзор мероприятий предстоящей конференции.

Специальный гость конференции, который посетил факультет клинической психологи Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова в 2017 году, почетный профессор клинической психологии Университета Лестера Майкл Вонг адресовал участникам конференции видео-обращение. В своем приветствии профессор Вонг поблагодарил за радушный прием и пожелал успешных дискуссий.

Со словами приветствия к делегатам конференции также обратился специальный гость - доктор наук, доцент кафедры здравоохранения Университета Кри-стианстада, Мартин Перссон.

Открытая лекция доктора наук Мартина Перссона «Оптимизация оказания социально-психологической помощи людям с изменениями внешности»

Ключевым спикером конференции в этом году стал доктор наук, доцент кафедры здравоохранения Университета Кристианстада Мартин Перссон. Имея многолетний стаж научно-исследовательской и практической деятельности в сфере психологии внешности, 21 ноября 2018 доктор Перссон прочитал лекцию на тему «Оптимизация оказания социально-психологической помощи людям с видимыми отличиями: американские горки - от исследований до внедрения в клиническую практику». На примере исследований значимости внешнего облика и неудовлетворенности образом тела Мартин Перссон объяснил участникам конференции механизм интерпретации результатов научно-исследовательской работы и внедрения их в сферу оказания практической психологической помощи. Содержание лекции изобиловало примерами научных проектов и их реализации на

практике. Участники конференции получили исчерпывающие сведения о влиянии внешнего облика и образа тела на личностное и социальное функционирование.

Доктор Перссон много общался со студентами факультета клинической психологии после лекции, отметил их начитанность и заинтересованность психологией.

Открытая лекция Б.Ю. Володина «Relational подход в психотерапии»

22 ноября 2018 года участники конференции прослушали открытую лекцию заведующего кафедрой клинической психологии и психотерапии РязГМУ, доктора медицинских наук, профессора Бориса Юрьевича Володина «Relational подход в психотерапии». Поскольку Борис Юрьевич Володин является сертифицированным тренером и супервизором Европейской ассоциации трансактного анализа, мы были готовы услышать, в первую очередь, новости именно этого направления психотерапии. Однако содержание лекции оказалось гораздо шире и глубже. В сжатой, информативной и максимально доступной форме лектор представил понимание подхода, основанного на отношениях, в современной психотерапии и описал возможности для его успешного применения.

Открытая лекция А.М. Лесина «Ценность активности, или активные

ценности»

23 ноября 2018 преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, кандидат психологических наук Александр Михайлович Лесин посвятил участников конференции с общепсихологические вопросы исследования ценностей субъекта. В своей лекции «Ценность активности, или активные ценности» Александр Михайлович рассмотрел приоритетное значение активности и инициативности, а также основные аспекты эмпирического изучения данных психологических феноменов.

Проведение Финала Олимпиады по клинической психологии

Олимпиада по клинической психологии является неотъемлемой частью Всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия», и этой коллаборации - уже пять лет. Если в первые годы проведения форума олимпиада состояла из нескольких отборочных туров и финала, то в этом году было принято решение изменить формат, сделать конкурсное взаимодействие более интерактивным и современным. Важнейшая цель проведения олимпиады по клинической психологии - поощрение самостоятельной работы студентов, содействие их профессиональному и личностному росту.

С 30 августа 2018 по 30 октября 2018 нашим участникам было предложено сначала пройти отборочный тур, состоявший из 10 заданий. Задания для прохождения отборочного тура были опубликованы на официальной странице конференции в сети Интернет. За отборочный тур можно было набрать до 50 баллов; проходной считалась заявка, если было набрано от 26 баллов. Всего в финале оказалось 27 человек. Финалистам было предложено подготовить видео, короткометражный фильм (длительностью до 10 минут) на тему «Как психология помогает нам жить». Фильм мог быть игровым, анимационным или документальным. Открытый показ конкурсных материалов состоялся 22 ноября 2018, в День российского психолога.

Комиссию возглавила проректор по лечебной и воспитательной работе Ряз-ГМУ, профессор Галина Борисовна Артемьева. В состав жюри также вошли специальный гость, доктор наук, доцент кафедры здравоохранения из Университета Кристанстада Мартин Перссон, декан факультета клинической психологии, доцент Наталья Валентиновна Яковлева, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии, профессор Борис Юрьевич Володин. Каждый член жюри оценивал представленные участниками видео по следующим критериям: соответ-

ствие заявленной тематике и временному регламенту; сценарий и сюжет; режиссура; работа оператора; работа актеров. Жюри также посчитало возможным присудить специальные номинации - за лучший сценарий, за лучшее соответствие тематике, за свежий взгляд. Кроме этого, был разыгран приз зрительских симпа-

Победители Олимпиады по клинической психологии определялись путем суммирования баллов, набранных и за отборочный тур, и баллов, выставленных жюри за конкурсное видео. На первом месте оказался студент Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Андрей Варламов. Ему же достался и приз зрительских симпатий за уникальный анимационный фильм. Второе место заняла Корягина Ирина, студентка Тульского государственного университета. На третьем месте оказалась команда студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Дискуссионные платформы

Традиционная, наиболее информативная форма работа на конференции - совместные заседания дискуссионных групп, которые состоялись 21-22 ноября 2018 года.

21 ноября 2018 в рамках дискуссионной платформы № 1 «Клинико-психологические вмешательства и отношения терапевт-клиент» были представлены доклады, посвященные различным аспектам оказания психологической помощи. Модераторами стали заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии, доктор медицинских наук, профессор Борис Юрьевич Володин, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии Наталья Анатольевна Белова. Предпочтения модераторов и участников дискуссии распределились следующим образом: 1 место - студентка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Любовь Андреевна Маликова с докладом «Социальное функционирование в структуре качества жиз-

ни, связанного со здоровьем, и выраженность фантомных болей у лиц с ампутациями конечностей». Второе место у студента Курского государственного медицинского университета Ильи Андреевича Благова за доклад «Опыт применения метода транзактного анализа при индивидуальном психологическом консультировании в работе с неуверенностью в себе». Третье место поделили между собой студентка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Полина Николаевна Кемяшова за доклад «Возможности использования аппаратурных методов в психокоррекции детей» и выпускница Московского государственного медико-стоматологического университета Юлия Владимировна Волчкова за доклад «Психологические мишени вторичной профилактики злоупотребления алкоголем в старшем подростковом возрасте».

Заседание дискуссионной платформы № 2 «Паттерны функционирования личности в норме и патологии» 21 ноября 2018 было посвящено рассмотрению актуальных вопросов реабилитации и ресоциализации пациентов с соматической и психической патологией. Модераторами выступили старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, кандидат психологических наук Василий Васильевич Яковлев, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Марина Игоревна Разжи-вина. Модераторы и участники обсуждения отдали свои предпочтения студентке Российского государственного социального университета Анастасии Сергеевне Канищевой за доклад «Влияние типа деменции (корковая, подкорковая) на чувственный и эмоциональный уровень внутренней картины болезни пациента. Обладателем второго места на данной дискуссионной платформе стал студент Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Андрей Витальевич Варламов с докладом «Психологические исследования виртуальных состояний». Третье место поделили между собой студентка Тульского государственного медицинского университета Ирина Николаевна Корягина за доклад «Личностные особенности трансгендерных женщин» и студентка Яро-

славского государственного медицинского университета Елена Александровна Миронова за доклад «Особенности проявления созависимого поведения молодежи».

22 ноября 2018 состоялось расширенное заседание дискуссионных платформ под общим наименованием «Современные исследования в клинической психологии», где студенты 6 курса факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова получили возможность представить модераторам и коллегам результаты своих научно-исследовательских работ в рамках дипломного проектирования. Все доклады и презентации сопровождались обсуждением ключевых результатов, дискуссиями, грамотными обобщениями модераторов.

Мастер-классы

Все участники с большим нетерпением ожидают проведения мастер-классов, ведь это уникальная возможность обучиться новым методам работы. 21 -22 ноября 2018 состоялись мастерские по взрослой и детской психодраме, песочной терапии, гештальт-терапии, канистерапии, организации науки.

1. Особенности мотивировочного консультирования пациентов с болезнями зависимости. Ведущий: Анна Афонина, врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук.

2. Тренинг тренеров: секреты успешного тренинга. Ведущий: Юлия Волчко-ва, клинический психолог.

3. Уровни запросов клиентов. Влияние восприятия клиентом времени и пространства собственной истории на стратегию работы психолога. Ведущий: Полина Шульгина, клинический психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, психодраматерапевт, специалист по семейным отношениям.

4. «Все деньги мира»: как написать успешную заявку на грант. Ведущий: Анна Фаустова, клинический психолог, кандидат психологических наук, стипендиат программы Фулбрайта

5. Мы выбираем? Нас выбирают? Гештальт подход в семейной психотерапии. Ведущий: Любовь Таланова, врач-психотерапевт высшей категории, супервизор в гештальт-подходе, член РОП и ЕАТА.

6. Техники психодрамы в работе с запретом «проявляться». Ведущий: Валентина Конкина, психолог-консультант, сертифицированный психодрама- и геш-тальт-терапевт, ведущая психотерапевтических групп для взрослых.

7. Использование фигур животных в консультировании детей и родителей. Ведущий: Наталья Хитрова, клинический психолог, сертифицированный психод-раматерапевт, песочный терапевт, ведущий детских психодраматических групп.

8. Играем в песок по-взрослому. Ведущий: Ольга Аникина, практикующий психолог, психодраматерапевт, специалист Ассоциации песочной терапии, руководитель представительства Ассоциации песочной терапии (Санкт-Петербург) в Рязани.

9. Психолого-педагогическое сопровождение детей с использованием метода канистерапии. Ведущий: Наталья Дымич, педагог-психолог, нейропсихолог, ка-нистерапевт.

10. Коучинг: для кого, зачем и как. Ведущий: ЕленаЛьюис, сертифицирован-ныйкоуч, выпускница Institute for Professional Excellence in Coaching (США).

11. Оценка и удовлетворение потребностей людей с видимыми отличиями или негативным образом тела. Ведущий: МартинПерссон, PhD in Medicine, MA in Psychology and Public Health (Швеция).

В рамках программы по усовершенствованию профориентационной работы на факультете клинической психологии был организован специальный мастер-класс «Развитие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте» для школьников, обучающихся в медицинском классе. В качестве ведущих выступили

студенты 3 курса факультета клинической психологии Анна Софрина, Виктория Конопкина, Александра Бекетова, Ольга Германова.

Панельная дискуссия «Место клинического психолога в современном практическом здравоохранении»

Одним из наиболее продуктивных мероприятий конференции стала панельная дискуссия «Место клинического психолога в современном практическом здравоохранении». За столом обсуждений собрались представители Совета молодых врачей Рязанской области, практикующие клинические психологи и студенты 5-6 курсов факультета клинической психологии. Направляли дискуссию модераторы - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, кандидат психологических наук Василий Васильевич Яковлев, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Марина Игоревна Разживина, специалист по учебно-методической работе деканата факультета клинической психологии Анастасия Юрьевна Апушкина. В ходе обсуждения были подняты разнообразные проблемы практической деятельности медицинских работников, в решении которых могут помочь клинические психологи: депрессии у пациентов после искусственной вентиляции легких, организация психологической поддержки родственников пациентов, находящихся в реанимации, поощрение комплаэнтности пациентов. Значимым итогом 2-часовой дискуссии стала договоренность о совместной разработке тем дипломных проектов и предоставлении студентам 5 курса факультета клинической психологии мест для прохождения преддипломной практики, что, как ожидается, принесет активную пользу и практическому здравоохранению.

Организация профориентационной работы в рамках конференции

В настоящее время становится очевидной потребность в своевременной профессиональной ориентации абитуриентов на факультет клинической психологии. Несмотря на то, что факультет клинической психологии успешно функционирует в структуре Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова уже на протяжении 14 лет, данное направление остается довольно «экзотичным» для некоторых школьников. В связи с этим специально для старшеклассников, которые проходят подготовку к поступлению в университет в формате медицинских классов/групп, в план проведения конференции были включены профориентационные мероприятия. Так, 22 ноября 2018 школьники получили возможность узнать подробнее о специфике работы клинического психолога благодаря участию в открытом показе конкурсных фильмов «Как психология помогает нам жить» (финал олимпиады по клинической психологии). Просмотр конкурсных видео настолько увлек ребят, что они остались среди активных участников конференции и прослушали открытую лекцию профессора Б.Ю. Володина «Relational подход в психотерапии». Позднее в тот же день 22 ноября 2018 другая группа школьников, обучающихся в медицинских классах школ г. Рязани, приняли участие в специально организованном мастер-классе «Развитие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте». Студенты 3 курса факультета клинической психологии не только рассказали школьникам об эффективных способах общения, но и развеяли множество мифов о системе обучения в медицинском вузе.

Организационный комитет конференции признает, что данный формат взаимодействия позволяет эффективно работать с целевой группой абитуриентов, формируя их академические предпочтения.

Публикации материалов конференции

Все тезисы очных и заочных участников конференции будут опубликованы в специальном выпуске сетевого научного журнала «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» РязГМУ (ссылка www.humjournal.rzgmu.ru), зарегистрированном в РИНЦ.

Культурная программа конференции

Волонтеры из числа студентов факультета клинической психологии РязГМУ организовали для иногородних участников конференции экскурсии в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Рязанский областной государственный художественный музей им. И.П. Пожалостина, Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова.

Отзывы участников конференции

Юнонина Татьяна Николаевна (ГБУ РО ОКПБ им. Н.Н.Баженова, ЦПРДиП, клинический психолог): «Уважаемые педагоги и сотрудники кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики! Мне посчастливилось побывать на организованной Вами VВсероссийской конференции студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». Хотелось бы отметить прекрасный уровень организации данного мероприятия, а также высказать благодарность за возможность прослушать лекцию нашего зарубежного коллеги, специально приглашенного гостя из Швеции, Мартина Перссона. Было очень приятно увидеть большое разнообразие представленных тем для дискуссий и обсуждений по разным направлениям психологии, а также широкий выбор организованных мастер-классов. Желаю сотрудникам кафедры здоровья, благополучия, новых интересных идей, достижения поставленных целей, а также благодарных слушателей».

Общие итоги конференции

На торжественном закрытии конференции 23 ноября 2018 победители Олимпиады по клинической психологии получили свои награды из рук доктора наук Мартина Перссона. Он же вручил грамоты за лучшие доклады и активное участие в конференции.

Важность проведенного мероприятия для развития профессионального образования и совершенствования клинических психологов трудно переоценить. В конференции в очной и заочной форме принял участие более 300 студентов и молодых ученых ведущих факультетов клинической психологии России и гостей из стран зарубежья. Все они имели возможность не только обменяться мнениями, но и почерпнуть опыт коллег для активизации научного поиска, установления и укрепления профессиональных связей.

Конференция стала оптимальной научно-образовательной средой для будущих специалистов в области клинической психологии. Есть уверенность в том, что конференция даст новый импульс развитию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих клинических психоло-

Дата поступления: 07.12.2018г. Дата принятия в печать: 24.12.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Отчет о реализации научно-образовательного проекта V Всероссийская конференция студентов и молодых учёных с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» 21-23 ноября 2018 года г. Рязань [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №4 (23). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=356 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Otchet o realizatsii nauchno-obrazovatel'nogo proyekta V Vserossiyskaya konfe-rentsiya studentov i molodykh uchonykh s mezhdunarodnym uchastiyem «Psikhologiya i meditsina: puti poiska optimal'nogo vzaimodeystviya» 21-23 noyabrya 2018 goda g. Ryazan' [Report on the implementation of the research and education project V All-Russian Conference of Students and Young Scientists with International Participation "Psychology and Medicine: Ways to Search for Optimal Interaction" November 21-23, 2018 Ryazan] [Electronic resource] // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoyzhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=356 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.