Научная статья Original article УДК 338
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10523
ФАКТОРЫ ВЫБОРА КУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО
ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ FACTORS OF FURTHER EDUCATION COURSE SELECTION DURING A
PANDEMIC
Ь й московский щршмшм
ЖУРНАЛ
Булганина Светлана Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Цапина Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики фирмы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Егоров Евгений Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, зав.кафедрой государственного управления и менеджмента, Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Нижний Новгород
Дюдякова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г .Нижний Новгород
Bulganina S.V., bulgsv@mail. ru
Lebedeva T.E.,
[email protected] Tsapina T.N., [email protected] Egorov E.E., [email protected]
Diudiakova S.V., teremok-nn@mail. ru
Аннотация. В статье описаны результаты исследования потребительских предпочтений при выборе курсов повышения квалификации в условиях ограничений, связанных с covid-19. Исследование было проведено в апреле-мае 2021 года, когда в отдельных регионах, ковидные ограничения были сохранены и достаточное количество людей работали в удаленном формате. Изучению подверглись такие категории как гендерная принадлежность потребителей, цели и направление курсов дополнительного образования, формы проведения, ценовая политика, мотивация, частота занятий. Учитывая тенденции перевода ряда программ в дистанционный формат, авторы полагают, что обучение в сегменте получения дополнительных знаний сохранятся и будет наращивать свое присутствие как ответ на спрос именно в формате онлайн. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.
Abstract. The article describes the results of a study of consumer preferences when choosing refresher courses in the context of restrictions associated with covid-19. The study was carried out in April-May 2021, when in some regions, covid restrictions were preserved and a sufficient number of people worked remotely. The study covered such categories as gender identity of consumers, goals and directions of additional education courses, forms of conduct, pricing policy, motivation, and frequency of classes. Taking into account the tendencies of transferring a number of programs to a distance format, the authors believe that training in the segment of obtaining additional knowledge will remain and will increase its presence as a response to demand in the online format. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.
Ключевые слова: выбор, исследование потребителей, рынок курсов дополнительного образования, опрос, исследование, covid-19
Keywords: choice, consumer research, market for further education courses, survey, research, covid-19
В современном обществе одним из трендов является саморазвитие. Пандемия и локдаун 2020 года послужили новым драйвером развития этого тренда. У людей появилось время для себя для саморазвития и самообразования. За 2020 год «мир интернета» открыл свыше 5000 новых курсов. И если рынок производства прикладывал все силы для выживания для 2020 году, то рынок образовательных услуг пережил второе рождение, но только в сети Интернет. В сеть Интернет вынуждены были уйти и компании, которые никогда не предлагали дистанционные образовательные курсы. Сетевой рынок образовательных услуг в настоящее время характеризует очень высокий уровень конкуренции [1]. Какие же аспекты при выборе курсов являются ключевыми у потенциальных потребителей?
В апреле-мае 2021 года было проведено маркетинговое исследование среди жителей Нижнего Новгорода средствами google forms. В исследовании приняло участие 27 человек, в возрасте от 25-60 лет. Т.е. именно активный сегмент рынка образовательных услуг в сегменте дополнительного образования. Распределение респондентов по полу
Рисунок 1 — Распределение респондентов по полу
Как видно из рисунка 1 - основная часть опрошенных - женщины. Результаты исследования показали, что 44,4% опрошенных готовы пойти на курсы дополнительного образования сами, 40,7% отдали бы своего ребенка, а 14,8% записали и
Рисунок 2 — Готовность пойти на курсы дополнительного образования
Как видно из полученных результатов, отраженных на рисунке 2 - у 55,5% респондентов есть дети. Посмотрим, детей какого возраста больше среди опрашиваемых (рисунок 3).
Рисунок 3 — Возраст детей респондентов
Таким образом, младших школьников 55,6%, обучающихся в 5 — 9 классе - 37% и у 3,7% дети ходят в садик (дошкольники).
Исследование выявило основные направления курсов дополнительного образования для взрослых. Таким образом, большую часть взрослых привлекает художественное направление 48,1%, далее следуют иностранные языки 44,4%, спорт - 25,9%, арт-терапия 14,8%, моделирование и анимация 11,1, завершает топ направлений веб-дизайн 7,4%.
Углубляясь в языковые курсы: лидером является английский язык - 55,6%, на второй позиции немецкий язык - 14,8%, французский и японский языки набрали по 7,4%, завершает список испанский язык - 3,7% (рисунок 4).
Рисунок 4 - Популярные языки для курсов дополнительного образования (взрослые)
Исследование установило, что родители записали бы детей на профильные курсы (математика, русский язык) 44,4%. Далее идут иностранные языки 29,6%. По 25,9% набрали: художественное направление и ментальная арифметика, скоротчтение. Детская
графика 1,7%. Любопытно, что дошкольную подготовку при том, что половина детей дошкольного возраста не выбрал никто.
При выборе только одного курса дополнительного образования большая часть опирается на желание - 51,9%; чуть меньше на высокое качество услуг и где есть гарантируемый результат - 44,4% (рисунок 5).
Основными мотивами посещения курсов дополнительного образования названы: общее развитие - 40,7, развитие способностей - 37%, провождение времени с пользой -22,2% (рисунок 6).
ч 40.7% ^ к
. 37% \ 22,29« V
к Г
Вы/Ваш ребенок проводит время с пользой
В посещаемом коллективе созданы все условия для развития способностей Развитие
Рисунок 6 - Мотивы посещения курсов дополнительного образования
Основным источников информации о курсах респонденты считают Интернет, социальные сети - 81,5%. Относительно оптимальной цены за курсы дополнительного образования, то большинство 85,2% готовы оплачивать курсы для ребенка стоимостью 1000 рублей и немного выше, до 2000 рублей в месяц готовы потратить 14,8 респондентов.
Немаловажную роль при выборе курсов играет количество человек в группе, даже с учетом проведения занятий в онлайн (важно сколько человек одновременно находятся в онлайн комнате).
Итак: До 5 или 10 человек - 33,3%; до 15 человек - 11,1% для 22,2% — не имеет значения.
В период 2020 года 70,4% опрошенных посещали различные онлайн курсы дополнительного образования. Из них 63% посещали бесплатные курсы, а 11,1% платные стоимостью до 3000 рублей (рисунок 7).
Рисунок 7 - Виды курсов по оплате, посещаемые респондентами
Опрошенные подчеркивают, что открытие курсов дополнительного образования достаточно актуально в настоящее время, с этим согласилось 100% респондентов.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что курсы дополнительного образования являются одним из трендов современной жизни и их открытие достаточно актуально.
При этом необходимо учитывать следующее:
Для взрослых актуальны художественное направление и иностранные языки. Среди иностранных языков нужно делать акцент на английских и немецких программах.
Для детей интерес представляют: иностранные языки (английский и немецкий); художественное направление; ментальная арифметика и скоротчтение.
Оптимальным считаются группы в пределах 5-10 человек. Форма обучения не имеет значения, но при прочих условиях и если возможно, то респонденты хотели бы обучаться в очном формате. Наиболее удобным каналом продвижения респонденты назвали сеть Интернет и социальные сети. Также опрошенным было бы интересно программа «бесплатное пробное занятие» (желающие поймут точно, действительно ли они хотят идти на курсы) и наличие программ скидок за рекомендацию программы курсов или
# бесплатные
# Платные (до 3000 в месяц)
# Платные (до 6000 в месяц)
# Не ходил/а
акцию для первых клиентов программы (например, скидка на месяц в размере: 10% — первые 10 учеников; 7% — следующие 10 записавшихся; 3% — еще 10 человек.
Список источников
1. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А.Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.
2. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
3. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. Fomin A. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
4. Интеграция науки и производства с экономической точки зрения. Фомин А.А., Пахтусов В В. StudNet. 2019. Т. 2. № 1. С. 3.
References
1. Smirnova Zh.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.
2. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
3. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. Fomin A. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
4. Integraciya nauki i proizvodstva s ekonomicheskoj tochki zreniya. Fomin A.A., Paxtusov V.V. StudNet. 2019. T. 2. № 1. S. 3.
Для цитирования: Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Егоров Е.Е., Дюдякова С.В. Факторы выбора курсов дополнительного образования во время пандемии // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-9-2021-10/
© Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Егоров Е.Е., Дюдякова С.В., 2021.
Московский экономический журнал, 2021, № 9.