Научная статья Original article УДК 338
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10519
УСЛУГИ КЛИНИНГА: ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА CLEANING SERVICES: REGIONAL MARKET RESEARCH
% 4 московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Булганина Светлана Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Цапина Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики фирмы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Рыбкина Ольга Сергеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и менеджмента, Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Нижний Новгород
Саляева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород
Bulganina S.V., [email protected]
Lebedeva T.E., [email protected]
Tsapina T.N.,
[email protected] Rybkina O.S.,
[email protected] Salyaeva E.Y.,
Аннотация. В статье описаны результаты исследования рынка клининговых услуг и предпочтений на нем. Показана динамика изменения спроса на услуги клининга. Исследование было проведено в марте-апреле 2021 года. Изучению подверглись такие категории как гендерная принадлежность потребителей, факторы и причины обращения в клининговые компании, значение уровня персонала клининговых компаний, наличие детей и животных, площадь жилого помещения, частота обращения в компанию, ценовая политика. Учитывая тенденции наращивая объема потребляемых услуг клининга, авторы полагают, что данный сегмент рынка имеет хорошую динамику и положительный вектор развития. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию. Abstract. The article describes the results of research on the market of cleaning services and preferences on it. The dynamics of changes in demand for cleaning services is shown. The study was conducted in March-April 2021. The study covered such categories as the gender of consumers, factors and reasons for contacting cleaning companies, the importance of the level of personnel in cleaning companies, the presence of children and animals, living space, frequency of contacting the company, pricing policy. Taking into account the tendencies of increasing the volume of consumed cleaning services, the authors believe that this market segment has good dynamics and a positive development vector. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.
Ключевые слова: выбор, исследование потребителей, клининговые услуги, клининговые компании, опрос, исследование
Keywords: selection, consumer research, cleaning services, cleaning companies, survey, research
Пандемия коронавирусной инфекции covid-19, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка внести серьезные изменения в жизнь отраслевых рынков, в частности клининговых услуг. В связи с вышеуказанными фактами возросла потребность в специальной обработке (дезинфекции) школ, вузов, государственных учреждений, торговых предприятий, медицинских учреждений, транспорта и др. поэтому клининговые
Московский экономический журнал №9 2021 службы расширили спектр оказываемых услуг. Оценка оборота рынка клининга в России
демонстрирует динамичный рост начиная с 2016 года (рисунок 1).
Оборот рынка клининга в России в 2016-2020 гг
2016 2017 2015 2019 2020
Рисунок 1 - Динамика оборота рынка клининга в России (источник: littp s: //marketin g .rb с .ru/aiticles.l 2183/4)
Анализ оборота выявил, что если в 2017-2018 годах рост произошел за счет роста цен на услуги клининговых компаний и расширения их спектра. В 2019 году оборот рынка возрос на 12,9% и был вызван увеличением площадей вводимых в эксплуатацию различных видов недвижимости [1]. Пандемия и локдаун в стране привели к сокращению доли оказываемых услуг, поэтому клининговые компании провели диверсификацию деятельности в сегмент дезобработок и специализированных уборок. Перестройка произошла быстрот и эффективно поэтому уже начиная с августа 2020 года рынок показал вновь рост вверх.
В сложившихся условиях делать прогнозы развития и роста рынка дело неблагодарное, однако, как показывают многочисленные исследования, ожидаемый рост в 2021-2025 гг. оборота рынка клининга в России будет на уровне 1,8-5,4% ежегодно за счет сохранения требований к чистоте общественных помещений и регулярности дезобработки, которые скорее всего, станут нормой. Основными услугами для клинговых компаний будут услуги и работы, которые клиенту невозможно выполнить без привлечения профессиональных клинеров и специального оборудования [2].
Цель исследования - изучение потребительской способности на рынке клининговых услуг. Исследование было проведено в период марта-июня 2021 года в Нижнем Новгороде среди жителей города в возрасте 25-45 лет. Выборка составила 180 человек из них 66,7% мужчины и 33,3% женщины.
Анализ результатов исследования выявил, что 36,7% опрошенных — любят заниматься уборкой, такое же количество опрошенных 36,7% не любит заниматься уборкой, у 23,3% не против самостоятельно убираться, но нет свободного времени, и 3,3% ответили, что не любят убираться из-за того, что это занимает много времени.
Частота уборки респондентов представлена на рисунке 1.
Количество времени, затрачиваемое на уборку жилплощади опрашиваемых представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Время, затрачиваемое на уборку жилья
Так 33,3% тратят до 1,5 часов; 23,3% до 2 часов; 20% более 2,5 часов; 16,7% тратят на уборку до 1 часа; 6,7% до 2,5 часов. Установлено, что 13,3% - не убираются, 10% проводят уборку раз в месяц, 36,7% — раз в неделю, 40% проводят уборку пару раз в неделю.
53,3% опрошенных проживают в квартирах городского типа, 46,7% в частном доме.
Важной причиной обращения в клининговые компании является площадь жилого помещения. Площадь жилья респондентов представлена на рисунке 3.
Среди опрошенных было выявлено что у 40% - площадь жилья до 30 кв.м., 20% — до 50 кв.м., у 16,7% до 70 кв.м., 13,3% имеют в собственности площадь до 100 кв.м. и у 10% площадь жилья более 100 кв.м.
23,3% являются постоянными клиентами клининговых компаний, еще 23,3% имели однократный опыт обращения в клининговые организации и 53,4% к услугам клининга не обращались.
Среди тех, кто имеет опыт получения клининговых услуг 60% считают такие услуги удобными, остальные 40% испытали определенные трудности/неудобства.
Далее в исследовании были уточнены наиболее известные клиновые компании на рынке Нижнего Новгорода (рисунок 4).
Наибольшей популярностью пользуется компания «Чистый дом», при этом 37,9% опрошенных ответили, что не знают ни одной компании из перечисленных, они обращались к индивидуальным предпринимателям или просто через Ашрегаторы Авито, УслугиРго и т.д.
Уровень доверия к компаниям представлен на рисунке 5.
^[^ННН^ •ЧмстыйДои
• хмикоч
Щ1.1
• Погы/юсь ЧЭСТхО* , босауие* Вт • Хиичисткд "оеоов Коистал
" V .11 Впй^ # м* полыуюсь лачмьмм услугаи»
^^^ ф никаким
• нелове ряс
Рисунок 5 - Каким клининговым компаниям доверяют респонденты
Анализ результатов показал, что 31% доверяют компании Чистый Дом, 17,2% -компании КлинСервис НН, 10,3% - респондентов доверяют компании КлинБиз, 6,9% -респондентов доверяют компании «БлескСервис», 6,9% - респондентов доверяют компании ХимКоу, 6,9% - респондентов ответили, что нанимают частную уборщицу, 6,9% - респондентов поставили прочерк, 3,4%- респондентов доверяют компании химчистки ковров Кристалл, 3,4% - респондентов завили, что никаким не доверяют, столько же респондентов не пользуются клиниговыми услугами.
С учетом эпидемиологической обстановки в стране и регионе, в частности, было уточнено, что 53,3% опрошенных готовы были бы воспользоваться услугой дезинфекции помещения от короновируса, чтобы обезопасить себя и близких, остальные 46,7% не верят в эффективность данной услуги и считают это бесполезно.
При выборе клининговой компании для 60% респондентов важное значение имеет внешний вид сотрудников и персонала, для остальных данный фактор не является решающим.
На вопрос «Сможете ли Вы отлучиться по делам, оставив сотрудников компании в своем доме пока они не закончат работу? При условии, что есть услуга доставки ключа и запирать сотрудников запрещается».
Большая часть опрошенных, что составляет 40% - доверяет компании свое жилье и могут оставить в нем персонал, и заниматься своими делами. 23,3% респондентов готовы оставить жилье без присмотра только при условии того, что компания несет
ответственность за пропажу имущества, такое же количество респондентов, 23,3% - не смогут оставить свое жилье без присмотра, так как, они не доверяют посторонним лицам, 13,3% не оставили бы жилье без присмотра из-за переживаний за свое имущество (рисунок 6).
Рисунок 6 - Доверие респондентов персоналу клининговых компаний
На основе результатов исследований был составлен рейтинг решающих факторов при оценке качества услуг клининговых компаний.
1. 83,3% — качество,
2. 70% — цена услуги,
3. 56,7% — надежность, опыт,
4. 53,3% — репутация, отзывы,
5. 43,3% — широкий спектр услуг,
6. 33,3% — условия оплаты,
7. 26,7% — сроки поставок,
8. 16,7% — старые связи,
9. 16,7%, опрошенных ответили «прочее».
Оптимальный уровень затрат на услуги клининга, который определили респонденты представлен на рисунке 7.
Таким образом, можно сделать вывод, что услуги клининга востребованы на рынке в определенном сегменте целевой аудитории. Частота обращений напрямую зависит от ценовой стратегии компании и ее сотрудников. Ситуация на региональном рынке благоприятна для развития услуг клининга и имеет все предпосылки, чтобы стать достаточно популярной у нижегородцев.
Список источников
1. Прохорова М.П., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В. Маркетинговое исследование спроса на клининговые услуги//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7 (33). С. 135-139.
2. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А.Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.
References
1. Prohorova M.P., Bulganina S.V., Bulganina A.E., Sul'dina V.V. Marketingovoe issledovanie sprosa na kliningovye uslugi//Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018. T. 2. № 7 (33). S. 135-139.
2. Smirnova Zh.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.
Для цитирования: Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Рыбкина О.С., Саляева Е.Ю. Услуги клининга: исследование регионального рынка // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021 -6/
© Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., Рыбкина О.С., СаляеваЕ.Ю., 2021.
Московский экономический журнал, 2021, № 9.