ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
БОБЫЛЕВА О.И., ВОЛОДИНА Н.Н.
МБЛПУ «Городская клиническая больница № 2 Святого великомученика Георгия Победоносца», г. Новокузнецк
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ
С целью улучшения качества оказания медицинской помощи населению проведена оценка показателей потоков пациентов, направляемых в стационар МБЛПУ ГКБ № 2, проанализированы элементы медицинского обслуживания больных, поступивших по экстренным показаниям.
Ключевые слова: организация здравоохранения; приемное отделение; экстренная помощь; группы обратившихся за экстренной помощью; уровень госпитализации.
BOBYLEVA O.I., VOLODINA N.N.
City Clinical Hospital N 2 of St. George the Victorious, Novokuznetsk
FACTORS AFFECTING THE QUALITY OF MEDICAL CARE IN THE EMERGENCY DEPARTMENT
In order to improve the quality of medical care to the population assessed indicators flow of patients referred to City hospital N 2, analyzed the elements of medical care patients received for emergency indications.
Key words: the health care organization; reception, the emergency help; groups asked for the emergency help; hospitalization level.
Корреспонденцию адресовать:
БОБЫЛЕВА Оксана Игоревна
654041, г. Новокузнецк, ул. Кузнецова, д. 35,
МБЛПУ «ГКБ № 2 Святого великомученика Георгия Победоносца».
Тел: 8 (3843) 71-79-00. E-mail: [email protected]
Сведения об авторах:
БОБЫЛЕВА Оксана Игоревна, зав. приемным отделением, МБЛПУ «ГКБ № 2 Святого великомученика Георгия Победоносца», г. Новокузнецк, Россия.
ВОЛОДИНА Наталья Николаевна, засл. врач РФ, отличник здравоохранения, врач-терапевт высшей категории, зам. главного врача по лечебной части, МБЛПУ «ГКБ № 2 Святого великомученика Георгия Победоносца», г. Новокузнецк, Россия.
Information about authors:
BOBYILEVA Oksana Igorevna, head of admission department, City Clinical Hospital N 2 of St. George the Victorious, Novokuznetsk, Russia.
VOLODINA Nataliya Nikolaevna, honoured doctor of the Russian Federation, excellence in health care, doctor of higher category, deputy chief medical officer for medical parts, City Clinical Hospital N 2 of St. George the Victorious, Novokuznetsk, Russia.
Реформирование здравоохранения в течение сравнительно небольшого периода времени (менее 10 лет), введение медицинского страхования вызывает необходимость глубокого и всестороннего анализа деятельности всех медицинских учреждений [1].
Одним из важных структурных подразделений любого стационара, оказывающих большое влияние на все стороны его деятельности, является приемное отделение. Функции приемного отделения чрезвычайно разнообразны и ответствен-
ны, причем ответственность приемного отделения за рациональную, высокоэффективную работу всего стационара в последние годы заметно возросла. Увеличение доли больных, направленных в стационары по экстренным показаниям, введение медицинского страхования с жесткой системой контроля за медицинской обоснованностью госпитализации, сметное «утяжеление» контингента, направляемого на стационарное лечение, в определенной мере переориентирует функции приемного отделения. Важнейшими функциями
23
приемного отделения становятся: отбор больных, доставленных по экстренным показаниям, на госпитализацию, что невозможно без точной диагностики, и оказание экстренной лечебной помощи. Хочется подробнее проанализировать факторы, отрицательно влияющие на выполнение этих важных функций и, как следствие этого, на уровень качества оказания медицинской помощи в приемном отделении.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из первых стоит отметить огромный рост количества отказов в госпитализации при относительно стабильно высоких показателях общего количества пациентов (13-14 тысяч человек) доставленных и/или обратившихся в приемное отделение. За последние 5 лет этот показатель увеличился на 43 % (2244 отказов в 2009 г. и 3916 отказов в 2013 г.). А в соотношении общее количество\количество отказов в 2009 году это 16 % (13884/2244, соответственно ) и в 2013 году уже 29,8 % (13098/3916), то есть почти третья часть пациентов от общего числа. Высокий процент отказов является тревожным и должен быть сведен к минимуму, потому что каждый отказ подразумевает нагрузку именно на приемное отделение ,ведь перед этим требуется обязательное выполнение хотя бы минимального набора анализов, ЭКГ, при необходимости — консультация нескольких специалистов, двойная нагрузка на врача, так как предполагается повторный осмотр с результатами проведенных обследований и дача рекомендаций, что с учетом роста количества отказов в госпитализации, в геометрической прогрессии увеличивает нагрузку на отделение и снижает уровень качества оказания медицинской помощи.
Следующим фактором, как отдельным показателем, так и непосредственно участвующим в росте числа отказов в госпитализации можно назвать отсутствие квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Потребность в получении подобной вида помощи людям в возрасте старше 60 лет в 4-6 раз выше, чем у остальной части населения. В настоящее время к СМП ежегодно прибегает практически каждый пожилой житель и каждый 5-й доставляется на госпитализацию по экстренным показаниям. В то же время известно, что среди находящихся в стационарах пожилых больных 20 % не нуждается в стационарной помощи. Обследование и оформление в приемном отделении каждого из этой группы пациентов непосредственно занимает значительную часть рабочего времени, ведет к задержкам во всем рабочем процессе, снижении его эффективности. Составляющими низкой квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе можно считать:
- отсутствие должного диспансерного наблюдения и лечения амбулаторно-поликлинической
службой в связи с малой укомплектованностью кадрами;
- недисциплинированность самих больных в соблюдении рекомендаций по амбулаторному лечению (например, нерегулярном прием рекомендованных препаратов);
- низкий уровень санитарно-просветительной работы;
- отсутствие специализации СМП по неотложной гериатрии с применением современных методов оказания медицинской помощи;
- постепенное замещение линейных врачебных бригад СМП на фельдшерские в связи с кадровым дефицитом;
- неверная тактика бригад СМП на месте вызова, в частности недостаточный сбор анамнеза и неправильная оценка состояния пациента, что влияет на частоту случаев поздней ил несвоевременной доставки в стационар, определяет высокий процент расхождения диагнозов «скорой помощи » и стационара.
Три последних пункта особенно важны, так как пациенты, доставленные СМП, составляют не менее 70 % из числа госпитализированных, и не менее 80 % из числа «отказных».
Несомненным фактором, оказывающим «тормозящее» действие на весь процесс обследования и оказания медицинской помощи в приемном отделении, является рост числа пациентов БОМЖ и лиц, находящихся в той или иной степени алкогольного опьянения. Именно бригадами СМП доставляется более 90 % подобного контингента (хотя при адекватной оценке состояния пациента на месте можно избежать неоправданной доставки его в стационар). Рост лиц БОМЖ за период 5 лет составил 34 % (114 человек в 2009 г., 173 - в 2013 г.). Совершенно очевидно изменение в соотношении отказов лицам БОМЖ к госпитализации лиц БОМЖ (2009 год - 48/66 2013 год - 123/50), то есть в последнее время треть из этой категории пациентов, не нуждающихся в оказании медицинской помощи, длительно пребывают не территории отделения, тем самым создавая трудности и задержки в оказании обычным застрахованным, зачастую требующих срочного лечения.
Особенно отрицательно на работе приемного отделения сказалось закрытие вытрезвителей с 01.12.2011 года. Отсутствие специализированных отделений и больниц по приему лиц в состоянии алкогольного опьянения, послужили причиной того, что каждый 5-й больной, поступивший в приемное отделение больницы, был в состоянии алкогольного опьянения (2767 человек из общего числа 13098 — в 2013 году). Госпитализации подлежат лица, имеющие тяжелую степень алкогольного отравления, но не опьянения ,или тяжелую соматическую патологию ,воз-
24
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
никшую как следствие злоупотребления алкоголем или его суррогатами. Если больные и лица в состоянии алкогольного опьянения тяжелой степени серьезно осложняют работу персонала приемного отделения, требуют дополнительного штата фельдшеров, санитаров и специализированной охраны, а также специальных помещений для наблюдения за ними, то лица в состоянии алкогольного опьянения часто не требующие врачебного вмешательства, а тем более лица, оказавшиеся практически здоровыми, не только нарушают работу отделения, но нередко сводят эту работу к несвойственным для прием-
ного отделения и стационара в целом функциям вытрезвителя [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной статье мы рассмотрели наиболее крупные и значимые факторы, снижающие уровень качества оказания медицинской помощи в приемном отделении. Но все они являются управляемыми и решаемыми при дальнейшем реформировании системы здравоохранения, обучении медицинских кадров, повышение уровня медицинской грамотности населения, возможной системе контроля употребления алкоголя в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рыбкин, А.Ю. Научное обоснование организации работы приемного отделения крупного многопрофильного стационара при приеме больных, поступающих по экстренным показаниям: автореф дис. ... канд. мед. наук /Рыбкин А.Ю. - СПб., 1996. - 127 с.
2. Вахрамеева, Е.В. Оптимизация работы и использования ресурсов приемного отделения многопрофильной больницы интенсивного лечения в современных социально-экономических условиях: авторефераты диссертаций . канд. медицинских наук /Вахрамеева Е.В. -Омск, 2006. - 192 с.
25