Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2047
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулак Дарья Игоревна, Зяблицкая Наталья Викторовна

Цель исследования заключается в определении факторов, влияющих на управление затратами на предприятии. В статье рассмотрены точки зрения некоторых ученых на понятие «затраты», а также цепочка создания полезной стоимости, которая представляет собой последовательность нескольких бизнес-этапов. Установлено, что одним из направлений оптимизации работы предприятий является управление затратами. Определено, что на процесс управления затратами влияют особенности отрасли и ряд факторов, которые выделены в статье. Выявленные факторы подразделены на зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности предприятия. Каждый из этих видов факторов включает в себя несколько групп, состоящих из некоторого количества факторов. Выделен перечень затрат предприятия, согласно теории отечественного учета и анализа. На основе проведенного анализа выделены основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на управление затратами на предприятии. Подробно описан функциональный учет затрат, конкретно, методы АВС и традиционный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING COST MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE

The purpose of the study is to determine the factors affecting cost management in the enterprise. The article examines the points of view of some scientists on the concept of "costs", as well as the chain of creation of useful value, which is a sequence of several business stages. It is established that one of the ways to optimize the work of enterprises is cost management. It is determined that the process of cost management is influenced by the specifics of the industry and a number of factors that are highlighted in the article. The identified factors are divided into dependent (internal) and non-dependent (external) from the activities of the enterprise. Each of these types of factors includes several groups consisting of a certain number of factors. The list of costs of the enterprise is highlighted, according to the theory of domestic accounting and analysis. Based on the analysis, the main factors that have the greatest impact on cost management at the enterprise are identified. Functional cost accounting is described in detail, specifically, ABC and traditional methods.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 657.47 КУЛАК ДАРЬЯ ИГОРЕВНА

магистрант, кафедра экономики, менеджмента и права Филиал ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Нижневартовск, Россия e-mail: Kulachel_darya@mail.ru

ЗЯБЛИЦКАЯ НА ТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

д.э.н., профессор кафедры «Экономика, менеджмент и право» филиала ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)» в г. Нижневартовске ,

e-mail: econ10@rambler.ru

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация. Цель исследования заключается в определении факторов, влияющих на управление затратами на предприятии. В статье рассмотрены точки зрения некоторых ученых на понятие «затраты», а также цепочка создания полезной стоимости, которая представляет собой последовательность нескольких бизнес-этапов. Установлено, что одним из направлений оптимизации работы предприятий является управление затратами. Определено, что на процесс управления затратами влияют особенности отрасли и ряд факторов, которые выделены в статье. Выявленные факторы подразделены на зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности предприятия. Каждый из этих видов факторов включает в себя несколько групп, состоящих из некоторого количества факторов. Выделен перечень затрат предприятия, согласно теории отечественного учета и анализа. На основе проведенного анализа выделены основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на управление затратами на предприятии. Подробно описан функциональный учет затрат, конкретно, методы АВС и традиционный. Ключевые слова: создание ценностей, влияющие факторы, распределение затрат, прямые и косвенные затраты, эффективное управление, функциональный учет.

KULAK DARYA IGOREVNA

Master's student, Department of Economics, Management and Law Branch of the South Ural State University (NIU), Nizhnevartovsk, Russia,

e-mail: Kulachel_darya@mail.ru

ZYABLITSKAYA NATALIA VIKTOROVNA

Dr.Sc. of Economics, Professor of the Department of Economics, Management and Law , South Ural State University (NIU),

e-mail: econ10@rambler.ru

FACTORS AFFECTING COST MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE

Abstract. The purpose of the study is to determine the factors affecting cost management in the enterprise. The article examines the points of view of some scientists on the concept of "costs", as well as the chain of creation of useful value, which is a sequence of several business stages. It is established that one of the ways to optimize the work of enterprises is cost management. It is determined that the process of cost management is influenced by the specifics of the industry and a number of factors that are highlighted in the article. The identified factors are divided into dependent (internal) and non-dependent (external) from the activities of the enterprise. Each of these types of factors includes several groups consisting of a certain number of factors. The list of costs of the enterprise is highlighted, according to the theory of domestic accounting and analysis. Based on the analysis, the main factors that have the greatest impact on cost management at the enterprise are identified. Functional cost accounting is described in detail, specifically, ABC and traditional methods.

Keywords: value creation, influencing factors, cost allocation, direct and indirect costs, effective management, functional accounting.

1. Введение. Производственные объемы ресурсов, которые необходимы предприятиям и организациям для проведения сравнительной оценки целей в их стоимостной величине, применяемые за конкретный период, называются затратами.

Затраты как теория были разработаны ученым Рикардо Д. еще в 1817 году в своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения». В основе данной работы лежала идея, которая заключалась в том, что реальная стоимость товара равна издержкам его производства [1, с. 537].

Ученый Ивашкевич В.Б. в одной из своих исследовательских работ писал, что «Затраты -это выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе осуществления предпринимательской деятельности в течение конкретного временного интервала» [2, с. 312].

Врублевский Н.Д. понимал расходы как «затраты организации на создание внутрипроизводственных запасов материально-технических ресурсов и услуги (работы) поставщиков, включая потребленную в процессе производства их некоторую часть» [2, с. 115].

Хорнгрен Ч.Т. писал, что затраты являются некой «стоимостной оценкой употребления товаров и / или услуг». По мнению ученого, «под затратами понимают потребленные ресурсы или денежные средства, которые нужно заплатить за приобретенные товары и / или оказанные услуги» [2, с. 115].

Ученый-экономист Николаева С.А. трактовала, что «затраты - это стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации, третьего не дано» [2, с. 116].

Исследовать Котляров С.А. упоминал, что «затраты представляют собой стоимость ресурсов, используемых руководством предприятия в дальнейшем для получения прибыли или достижения иных целей предприятия». Затраты включают в себя стоимость материальных и трудовых ресурсов, с помощью которых изготавливается определенный вид продукта или оказывается услуга. Затраты отличны друг от друга по характеру, но они преследуют единственную цель - получение прибыли» [3, с. 29].

Процесс теоретического сравнения затрат и итогов деятельности предприятия делает возможным проведение оценки эффективности работы предприятия в общем. Что в перспективе будет являться конкурентным преимуществом на рынке. Потому тема работы считается актуальный как на сегодняшний период, так и в будущем.

Методологическую основу исследования составляют работы А.В. Подгорной, В.К. Тюрина, В.В. Мамедовой, С.Р. Кузьминой, Л.М. Путятиной, Э.Е. Силаевой, Ю.И. Арутюнян, С.А. Борисова, К.И. Колесова, Е.С. Возлюбленного, М.Н. Бикбулатовой, М.Е. Василенко, А.Ф. Плехановой, Д.А. Хайдуковой, А.П. Калининой, С.В. Еланцева, О.В. Демчук, С.А. Мироседи, Т. Г. Мироседи, Ю. С. Веремеевой и др.

2.Основная часть

2.1 Цепочка создания ценностей

В экономической теории существует понятие цепочки создания ценностей. Это взаимосвязанный набор последовательных процессов, который обязательно должен быть хорошо организован. Цепочка ценностей нужна для изготовления и поставки потребителям извне конкретного перечня типовых продуктов, имеющих определенную ценность.

При изготовлении товаров или предоставлении услуг любое предприятие создает «полезную стоимость», которая востребована покупателями. Цепочка создания стоимости представляет собой последовательность бизнес-этапов, которые представлены на рис. 1 [4, с. 6

-7].

Составление схем цепочки создания ценностей и их последующее анализирование делает возможным понимание структуры и работы бизнеса, а также его дальнейшее использование для видения организационной структуры предприятия, реестра процессов, схемы взаимодействия процессов, матрицы ответственности и компетенций. В основе идеи цепочки созданий ценностей лежит простая мысль: абсолютно любой бизнес - это совокупность процессов, на выходе которых получается созданная ценность для клиентов предприятия. Например, интер-

генерация щей дизайн

маркетинг

производство _

СОЬГГ

_й_

-

сервисное обсуживанне

Рис. 1. Последовательность бизнес-этапов

Генерация идей - проведение исследований, связанных с новыми продуктами и услугами и их проработка. На этом этапе определяются решения для каждого этапа процесса. Происходит процесс накопления необходимой информации, а также определяются научные методы и инструменты, которыми будет пользоваться далее руководство предприятия в своей производственной деятельности.

Дизайн - это детальное планирование и инженерная проработка идеи. Бизнес-дизайн помогает предприятиям меняться в лучшую сторону за счет системного мышления. Он должен быть экономически выгоден, востребован и полезен, а также осуществим. Особенно важен последний факт, поскольку не важны эстетические свойства будущего продукта, если его реализация невозможна или находится под большим вопросом.

Маркетинг состоит из различных способов и методов, благодаря которым приобретатели продукции или пользователи услуг получают необходимую информацию, и далее покупают товар и/ или приобретают услугу. После согласования бизнес-идеи проводятся исследования рынка для понимания потребности в продукте и/или услуге.

Производство продукции включает в себя процесс координирования и «соединения» всех имеющихся ресурсов в целях получения конечного продукта потребления и /или оказания услуги. Реализация услуги и / или продукции происходит по разработанному и утвержденному генеральным директором бизнес-плану.

Сбыт представляет собой процесс продажи продукта или оказание потребительской услуги. Одной из стратегических задач любой организации считается налаживание эффективной системы сбыта. Главной проблемой на пути реализации этого процесса может стать выбор неправильного канала сбыта, вследствие чего процесс не будет приносить прибыль. Это грозит большими финансовыми убытками, а в худшем случае - банкротством. Важно действовать последовательно и планомерно.

Сервисное обслуживание - обеспечение послепродажных услуг, предоставляемых клиентам. Вообще, основная функция сервисной стратегии заключается в сохранении всех имеющихся клиентов и привлечении новых, а также создании у всех клиентов, в т. ч. и потенциальных, стойкого желания совершать покупки продукции именно вашего предприятия. То есть происходит реализация нацеленности на поддержание и расширение клиентской базы.

Руководство предприятия несет персональную ответственность за принятие каждого из решений в рамках общей стратегии: способы обеспечения ресурсами и их применение, вознаграждение персонала. Эти задачи охватывает всю бизнес-цепочку.

2.2 Факторы, влияющие на управление затратами

Каждое событие и его показатели входят в стоимость затрат организации. Это и есть факторы затрат. Важно уметь правильно ими управлять. Для этого необходимо изучить процессы создания факторов, как индивидуальных, со своими особенностями, так и универсальных, применяемых повсеместно.

В основном управление затратами состоит из стандартных процессов. Изначально происходит анализ факторов. Затем ищут экономические и алгоритмические резервы. Все факторы классифицируют на две группы: внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от сферы деятельности организаций, вторые - нет [5, с. 105].

В свою очередь, выделяют следующие факторы, зависящие от деятельности организации:

- Объем производимой и реализуемой продукции. Из-за прироста затрат на производство и реализацию продукции увеличивается общая сумма, однако в то же время снижается уровень избыточности (так как сумма постоянных операционных расходов осталась неизменной). Увеличение объемов производства и реализации продукции до определенной суммы носит фрагментарный характер, в соответствии с которым темпы роста валового продукта предприятия также обычно замедляются, поскольку изменение видов затрат приобретает все более деградирующий характер. Это связано с созданием резервов ресурсов для эффективного использования потенциала предприятия. Однако, начинаясь в определенный момент, они приводят к увеличению объемов производства и реализации продукции на еще большую сумму, а расходы могут быть частичными и увеличиваются в результате при увеличении темпов роста производства и реализации продукции на общую сумму несколько. В связи с необходимостью привлечения дополнительных ресурсов для поддержания такой ситуации производства и реализации всех видов продукции расходы постоянно увеличиваются, а затраты начинают доминировать в связи с изменением состава прогрессивных видов. Следовательно, увеличение объемов производства и реализации продукции может привести к снижению затрат только в рамках операционной деятельности до определенного уровня.

- Состав и производство продукции. Способность обрабатывать различные виды продукции на различном уровне. Затраты каждого времени необходимо сопоставить с себестоимостью продукции, что приведет к снижению уровня рентабельности для ее реализации.

- Цикл работы. Установлено, чтобы заработать деньги на оборону в очень короткий срок и независимо от того, затраты на хранение с низким уровнем сырья, материалов и готовой продукции, списание расходов по почте или дебиторской задолженности, удельные расходы управления предприятием и потерянные материальные ресурсы естественным образом уменьшаются.

- Уровень производительности труда. Установлено, что работники предприятия компенсируют затраты на производство и реализацию более высокой продукции, чем ее содержание, и затраты на оплату труда персонала и других работников.

- Состояние основных производственных фондов. Несмотря на то что они разрушаются на более высоком уровне, они не несут большой ответственности по затратам на ремонт, но и потери высокого уровня сроков хранения отдельных видов сырья, материалов и готовой продукции.

Внешние факторы разделены на:

- Уровень инфляции в стране. Если эти показатели будут выше, то быстрее всего на сумму затрат на оплату труда обслуживающего персонала компании, оперативное обслуживание заемных средств в процессе операционной деятельности, ремонт автомобилей и транспортных средств, осуществляемых другими предприятиями, оплату труда и оплату труда персонала.

- Уровень развития сегментов рынка отдельных товаров. Условно говоря, «куплен на рынке» — это заметно ниже, чем уровень реализации отдельных видов продукции. Это связано со скоростью рассмотрения обращений, связанным с уровнем запаса готовой продукции, уровнем обоснованности затрат на рекламу, затратами на производство и так далее.

- Трансформации государственного (муниципального) уровня. В настоящее время значительная часть помещений по аренде является собственностью органов управления (муниципальных) государственных предприятий. Поэтому увеличились ставки у государства на общую сумму расходов в связи с развитием периодической системы.

— Изменение налоговых ставок (затраты включены или расходы относятся только на стоимость продукции). Среди них довольно большую часть занимают расходы по уплате налогов (особенно если они связаны с оплатой труда). Поэтому в пределах данного вида налога изменения по сумме и выплате отражаются на уровне ставки, расхода или его общем уровне [6, с. 302-306].

Это позволяет более эффективно управлять расходами предприятия с учетом различных факторов.

2.3 Затраты предприятия

Одним из сложных процессов считается управление затратами на предприятии. В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям

Признаки классификации Элемент затрат

Экономический элемент Экономические элементы затрат

Статьи Статьи затрат

Метод признания в качестве расхода Затраты на продукцию, затраты периода

Способ отнесения на себестоимость Прямые и косвенные

Отношение к объемам производства Переменные и постоянные

Состав Одноэлементные и комплексные

Целесообразность расходования Производительные и непроизводительные

Возможность охвата планом Планируемые и непланируемые

Частота возникновения Текущие и единовременные

Отношение к готовому продукту Затраты незавершенного производства и на готовую продукцию

Наличие возможности контроля Контролируемые и неконтролируемые

Сейчас, в наше время, определен следующий список экономических элементов:

— затраты материального типа (издержки, связанные с изготовлением различной продукции, выполнением производственных работ и / или оказанием услуг);

— затраты на заработную плату сотрудникам;

— денежные отчисления на социальные нужды (взносы на социальное, медицинское и пенсионное страхования);

— амортизация (включение стоимости актива в цену продукции, товара и / или услуги);

— другие затраты.

Систематизация затрат по экономическим элементам делает возможным дальнейшее определение и анализ внутри организационных затрат предприятия. Для проведения данного анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общих суммарных затратах. В зависимости от этого соотношения отрасли экономики подразделяют, соответственно, на материалоемкие, трудоемкие и также фондоемкие.

Статья затрат — совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

Существует понятие номенклатуры затрат, которое включает в себя перечень применяемых в производственной деятельности статей затрат.

В качестве примера можно привести одну из типовых номенклатур статей:

1. Материальные и сырьевые ресурсы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера прочих организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Финансовые отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Потери от брака.

9. Траты производства.

10. Прочие производственные расходы.

11. Хозяйственные траты.

12. Коммерческие траты.

Статьи с первой по десятую наименования являются производственной себестоимостью, а с первой по двенадцатую — полной себестоимостью и продажей продукции [9, с. 59-62].

Затраты также классифицируются на прямые и косвенные.

Прямые затраты относятся к носителю затрат с этапа их образования. Они основаны полностью на первичных документах организации. Это заработная плата работников производства, используемые сырье и материалы. Денежные отчисления различного рода. Все прочие затраты классифицируются относительно особенностей производства. Это траты на командировки, средства передвижения или перелета, ремонт и многое другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косвенные расходы не относят к каким-то отдельным видам продукции (работы или услуги), поскольку они напрямую связаны с некоторым числом видов продукции, это может быть обслуживание производственных процессов, управление предприятием и организацией продаж. Косвенные расходы распределяются между отдельными видами продукции, согласно выбранной базе распределения.

В основе деления затрат на основные и накладные находится критерий, называемый экономической ролью производственного процесса.

Перечень затрат, который непосредственно связан с процессами производственной деятельности, является основным. К нему относятся практически все виды затрат, кроме хозяйственных и общих.

При организации и управлении производственными процессами появляются накладные расходы: хозяйственные и общие, которые относятся к косвенным. Возникла необходимость деления затрат на производственные и непроизводственные, поскольку лишь первые являются

Рис. 2. Структура производственной себестоимости

По изображенной выше структуре четко прослеживается градация затрат. Кроме основных прямых, важно упомянуть о градации косвенных затрат. Очень важно при планировании учитывать дополнительные расходы, не входящие в план затрат. Речь идет о расходах на содержание и эксплуатацию производственного оборудования, например, незапланированный ремонт станков, замена оснастки, ремонт средств и приборов контроля. Также необходимо закладывать бюджет на поверку средств измерений, если на предприятии нет инженера-поверителя или другого сотрудника, имеющего документальное право на выполнение повери-

тельных работ.

Существует также перечень общехозяйственных работ, на которые необходимо закладывать бюджет. Они относятся к административным расходам: аренда помещений, услуги консультантов и аудиторов, траты на жилищно-коммунальные услуги, канцелярские принадлежности, телефонную связь, интернет, ремонт техники.

2.4 Функциональный учёт затрат

В настоящее время производство и информация в стране являются практически главной движущей силой мирового прогресса, который включает в себя капиталоемкие производства, превышение косвенных расходов над прямыми затратами, высокую конкуренцию рынка. Следовательно, будет верным решением вести учет затрат нетрадиционно [12, с.139-141].

В современном мире активно начал применяться метод АВС. Согласно методу, абсолютно каждый из видов затрат рассредоточивается на готовый продукт по персональному фактору затрат предприятия. Метод актуален для любых сфер деятельности. Допустим, необходимо распределить общецеховые косвенные расходы на предприятии пищевой промышленности. Объектами производства будут являться клубничный джем и вишневый сок.

Таким образом, затраты составили:

— на отопление и освещение — 3000 у.е.;

— заработную плату сотрудникам службы охраны — 2000 у.е.;

— заработную плату цеховым уборщикам — 1000 у.е.;

— амортизацию транспортных средств, которые перемещают готовую продукцию в цех упаковки — 4000 у.е.

Базу распределения выбирают по каждому продукту отдельно (АВС метод) либо по единому общему фактору, что является условным распределением.

АВС метод.

Затраты на отопление, освещение и уборку цеха напрямую зависят от площади помещения, затраты на заработную плату работникам охраны — равномерно, на амортизацию транспортного средства зависит от перевезенного количества готовой продукции.

Сведения о распределении затрат по АВС методу представлены в табл. 2.

Показатель Производство клубничного джема Производство вишневого сока

Площадь помещения 600 кв. м 400 кв. м

Расходы на отопление, освещение и уборку 4 000*0,6 = 2 400 4 000*0,4 = 1 600

Количество транспортированных упаковок клубничного джема и пачек вишневого сока 6 000 4 000

Амортизация 4 000*0,6 = 2 400 4 000*0,4 = 1 600

Затраты на заработную плату сотрудникам охраны 2 000*0,5=1 000 2 000*0,5=1 000

Всего распределённых косвенных затрат 5 800 4 200

Достоверность выбора того или иного фактора определяется разницей произведенных затрат и трансформаций фактора. Например, заработная плата сотрудников охраны не изменится, поскольку ничего не может повлиять на ее. Следовательно, она была поделена пополам.

Согласно традиционному методу распределения затрат, выбирается один общий фактор для всей продукции [13, с. 324]. В рассматриваемом случае — это машино-часы. Отобразим в табл. 3 сведения о машино-часах и о распределении затрат.

Следующим шагом необходимо сравнить распределение косвенных расходов между двумя выбранными методами, а также сделать соответствующие выводы по исследованию. Сравнение представлено ниже в табл. 4.

Многие критики неодобрительно высказывались по методу АВС. Они писали, что распределение косвенных затрат по продуктам с применением субъективных коэффициентов затрат для каждого из видов затруднено, так как в основном не наблюдается ясная связь между установленными затратами и реализуемой продукцией. Если косвенные затраты, возникающие

непосредственно в центре производственных затрат (производственном цехе, промышленном комплексе, индустриальном парке), все еще могут быть распределены с применением каких-то отдельных факторов, то косвенные затраты вспомогательных подразделений, распределенные по производственным цехам, не могут быть распределены также [13, с. 265].

Показатель Про п2е0 д ст во клубничного джема Производство вишневого сока

Машино-часы 3000 7000

Результаты распределения всех косвенных расходов сразу с применением общего фактора ятват 10000*0,3-3000 10000*0,7 -7000

Таблица 4

Показатель Производство клубничного джема Производство вишневого сока

Результаты распределения всех косвенных расходов сразу с применением общего фактора затрат 3 000 7 000

Результаты распределения всех косвенных расходов сразу с применением ABC метода 5 300 4 200

Вывод Сумма косвенных затрат, отнесенных на клубничный джем, завышена на 2 300 Сумма косвеиных расходов, отнесенных на вншневын сое, занижена на 3 200

Кроме двух рассмотренных выше методов управления затратами, существуют и много других. Их относят к организационно-экономическим методам, направленным на снижение и контроль затрат.

Тендер. В данном методе непосредственный руководитель предприятия или его доверенное лицо участвует в торгах, в которых выбирают наиболее востребованных поставщиков и рентабельных заказчиков с целью сотрудничества в перспективе.

Коурсорсинг. При данном методе управления затратами происходит закупка продукции, сырья, материалов и других необходимых ресурсов оптом. Процесс осуществляет группа предпринимателей.

Аутсорсинг. При данном методе снижения и контроля затрат часть полномочий делегируется представителям сторонних организаций. Это могут быть конкретные функции, операции или определенные виды деятельности. Применение этого метода позволят предприятиям экономить трудовые, временные и финансовые ресурсы.

LCC. Данный метод применяется для управления затратами на протяжении всего жизненного цикла продукции: от планирования до эксплуатации и продажи.

Снижение себестоимости. Ключевая цель метода состоит в экономии расходов предприятия. Снижение себестоимости активно применяется при выборе сырья и материалов, утверждении способа их применения и метода производства конечной продукции. В последнее время также применяют для совершенствования технологий производства, улучшения работы участков энергетики электротехники и электроники.

Директ-кост. Разделение затрат на переменные и постоянные и их раздельный учет.

Стандарт-кост. Заключается в тщательном планировании и нормировании ресурсов до начала производственной деятельности.

Сравнение с конкурентами. Метод заключается в поиске на рынке похожего товара и последовательном сравнении его характеристик. В процессе сравнения определяется, по каким позициям предприятие отстает от конкурентов. Исследовательским методом определяются причины отставания. Нередко в таких случаях применяют инструменты управления качеством продукции. Эффективным инструментом является Диаграмма Исикава. Он способствует выявлению цепочки причинно-следственных зависимостей, не позволяющих достичь максимальной эффективности. Анализируется диаграмма и учитываются факторы первого и второго порядка, оценивается важность каждого путем ранжирования. Далее, на основании факторов первого рода, предлагаются мероприятия по совершенствованию деятельности и / или процесса.

3. Заключение. Таким образом, обобщая вышеизложенный материала и опираясь на совокупность упомянутых факторов, можно сделать вывод, что управление затратами включает в себя набор последовательных действий, которые предпринимают в трудовой деятельности менеджеры и специалисты предприятия, чтобы удовлетворить потребностей потребителей продукции и / и услуги при постоянном снижении и контроле затрат. Оно является одним из весомых методов оказать помощь менеджерам и специалистам в управлении каждым звеном бизнес-цепочки и координации деятельности на предприятии [15, с.174].

Литература

1. Бахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов. - 4-е изд., доп. и пер. / Бахрушина М.А. - Высшая школа, 2006.

2. Ивашкевич, В. Б. Бухгалтерский управленческий учёт : учебник. - 3-е изд., доп. - М. : Магистр, 2016.

3. Бухонова, С. М., Дорошенко, Ю. А., Гусев, С. А. Особенности процессного подхода к управлению затратами предприятия / С. М. Бухонова, Ю. А. Дорошенко, С. А. Гусев // Экономический анализ : теория и практика. 2016. № 5. С. 27-31.

4. Демчук, О. В., Арефьева, С. Г. Прибыль и рентабельность предприятия : сущность, показатели и пути повышения //Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 8 (48). С. 6-9.

5. Еланцев, С. В. Управление доходами, расходами и прибыль корпорации // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (25). С. 103-108.

6. Калинина, А. П. Анализ затрат, прибыли и рентабельности коммерческих организаций. - СПб. : Бизнес-пресса, 2015.

7. Мироседи, С. А., Мироседи, Т. Г., Веремеева, Ю. С. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. 2016. № 5. С. 161-165.

8. Хайдукова, Д. А. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия // Молодой ученый.

2016. № 21. С. 519-521. - URL : https://moluch.ru/archive/125/34745/.

9. Борисов, С. А., Колесов, К. И., Плеханова, А. Ф. Управление затратами и контроллинг : учеб. пособие / С.А. Борисов, К.И. Колесов, А.Ф. Плеханова; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2017.

10. Арутюнян, Ю. И., Силаева, Э. Е. Некоторые вопросы управления затратами предприятия /Ю.И. Арутюнян, Э.Е. Силаева // Наука в современном информационном обществе : материалы XIII международной научно-практической конференции н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2017. С. 109-112.

11. Бикбулатова, М. Н., Василенко, М. Е. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М.Н. Бикбулатова, М.Е. Василенко // Экономика и предпринимательство.

2017. № 4-1 (81-1). С. 555-558.

12. Путятина, Л. М. Управление затратами предприятия в современных финансовых условиях / Л.М. Путинина //Новая наука : опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 1. № 2. С. 139-141.

13. Кузьмина, С. Р. Роль менеджмента качества в управлении затратами / С.Р. Кузьмина // VЛужские научные чтения. Современное научное знание : теория и практика : материалы международной научной конференции. 2015. С. 321-325.

14. Мамедова, В. В., Возлюбленный, Е. С. Актуальные проблемы управления затратами промышленных предприятий в современных экономических реалиях / В.В. Мамедова, Е.С. Возлюбленный // Проблемы управления устойчивым развитием бизнес-структур разных сфер деятельности : сб. научных трудов Международного экономического форума ; под общ. ред. Н.А. Лытневой. 2017. С. 262-267.

15. Подгорная, А. Г., Тюрев, В. К. Основные функции управления затратами /А.Г. Подгорная, В.К. Тю-рев //Матрица научного познания. 2017. № 3. С. 171-175.

References:

1. Bahrushina, M. A. Buhgalterskij upravlencheskij uchet: uchebnik dlya vuzov. - 4-e izd., dop. i per. / Bahrushina M.A. - Vysshaya shkola, 2006.

2. Ivashkevich, V. B. Buhgalterskij upravlencheskij uchyot: uchebnik. - 3-e izd., dop. -M. : Magistr, 2016.

3. Buhonova, S. M., Doroshenko, YU. A., Gusev, S. A. Osobennosti processnogo podhoda k upravleniyu

zatratami predpriyatiya /S. M. Buhonova, YU. A. Doroshenko, S. A. Gusev //Ekonomicheskij analiz : teoriya i praktika. 2016. № 5. S. 27-31.

4. Demchuk, O. V., Arefeva, S. G. Pribyl' i rentabel'nost' predpriyatiya : sushchnost', pokazateli i puti pov-ysheniya //Problemy ekonomiki i menedzhmenta. 2015. № 8 (48). S. 6-9.

5. Elancev, S. V. Upravlenie dohodami, raskhodami i pribyl' korporacii // Vestnik SHadrinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 1 (25). S. 103-108.

6. Kalinina, A. P. Analiz zatrat, pribyli i rentabel'nosti kommercheskih organizacij. - SPb. : Biznes-pressa, 2015.

7. Mirosedi, S. A., Mirosedi, T. G., Veremeeva, YU. S. Faktory i rezervy uvelicheniya pribyli predpriyatiya // Simvol nauki. 2016. № 5. S. 161-165.

8. Hajdukova, D. A. Klassifikaciya faktorov, vliyayushchih na pribyl' predpriyatiya // Molodoj uchenyj. 2016. № 21. S. 519-521. - URL : https://moluch.ru/archive/125/34745/.

9. Borisov, S. A., Kolesov, K. I., Plekhanova, A. F. Upravlenie zatratami i kontrolling : ucheb. posobie / S.A. Borisov, K.I. Kolesov, A.F. Plekhanova; Nizhegorod. gos. tekhn. un-t im. R.E. Alekseeva. - N. Novgorod, 2017.

10. Arutyunyan, YU. I., Silaeva, E. E. Nekotorye voprosy upravleniya zatratami predpriyatiya / YU.I. Arutyunyan, E.E. Silaeva //Nauka v sovremennom informacionnom obshchestve : materialy XIII mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii n.-i. c. «Akademicheskij». North Charleston, SC, USA, 2017. S. 109112.

11. Bikbulatova, M. N., Vasilenko, M. E. K voprosu ob upravlenii zatratami na predpriyatii v usloviyah fi-nansovogo krizisa /M.N. Bikbulatova, M.E. Vasilenko //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 4-1 (81-1). S. 555-558.

12. Putyatina, L. M. Upravlenie zatratami predpriyatiya v sovremennyh finansovyh usloviyah /L.M. Putinina // Novaya nauka : opyt, tradicii, innovacii. 2017. T. 1. № 2. S. 139-141.

13. Kuz'mina, S. R. Rol' menedzhmenta kachestva v upravlenii zatratami / S.R. Kuz'mina // VLuzhskie nauch-nye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie : teoriya i praktika : materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii. 2015. S. 321-325.

14. Mamedova, V. V., Vozlyublennyj, E. S. Aktual'nye problemy upravleniya zatratami promyshlennyh predpri-yatij v sovremennyh ekonomicheskih realiyah / V.V. Mamedova, E.S. Vozlyublennyj //Problemy upravleniya ustojchivym razvitiem biznes-struktur raznyh sfer deyatel'nosti : sb. nauchnyh trudov Mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma ; pod obshch. red. N.A. Lytnevoj. 2017. S. 262-267.

15. Podgornaya, A. G., Tyurev, V. K. Osnovnye funkcii upravleniya zatratami / A.G. Podgornaya, V.K. Tyur-ev //Matrica nauchnogo poznaniya. 2017. № 3. S. 171-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.