Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ / КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ / АНАЛИЗ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойчук Анна Владимировна, Данилова Светлана Витальевна, Маслихова Елена Александровна

Цель работы. В статье рассматриваются основные элементы системы управления затратами (планирование, учет, анализ, контроль), оказывающие влияние на финансово-экономическую устойчивость предприятия. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составляет комплексный подход. В процессе исследования были использованы следующие методы: сравнительный анализ, дедуктивный и индуктивный методы, методы анализа и синтеза. Результаты. В работе проанализированы отдельные элементы системы управления затратами. В современной нестабильной экономической ситуации достаточно остро стоит проблема планирования, учета, анализа и контроля затрат предприятий. Данная проблема является актуальной, так как уровень конкурентоспособности предприятия находится в тесной зависимости от себестоимости производимой продукции. Чем ниже себестоимость, а следовательно, и цена, тем выше уровень конкурентоспособности предприятия. Исследуемые в работе элементы сведены в таблицу, показывающую поэтапно процесс управления затратами. Она включает в себя пять основных этапов: планирование, учет, анализ, контроль и принятие управленческих решений и разработка регулирующих мер. Для осуществления всех этих этапов необходимо создание на предприятии интегрированной информационной системы, включающей в себя идентификацию, измерение, накопление, подготовку и обработку получаемой информации. Достижению данной цели могут способствовать автоматизированные информационные системы, представленные в статье. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке системы управления затратами на предприятии. Выводы. Делается вывод, что грамотно выстроенная система управления затратами позволяет улучшить производственные и финансовые показатели предприятия, а также повысить общую эффективность его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойчук Анна Владимировна, Данилова Светлана Витальевна, Маслихова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM COSTS AT THE ENTERPRISE

The purpose of the work. The article discusses the main elements of the cost management system (planning, accounting, analysis, control) that affect the financial and economic stability of the enterprise. The method or methodology of the work. The methodological basis of the study is an integrated approach. In the course of the research, the following methods were used: comparative analysis, deductive and inductive methods, methods of analysis and synthesis. Results. The paper analyzes the individual elements of the cost management system. In the current unstable economic situation, the problem of planning, accounting, analysis and control of enterprise costs is quite acute. This problem is relevant, since the level of competitiveness of the enterprise is closely dependent on the cost of production. The lower the cost price, and therefore the price, the higher the level of competitiveness of the enterprise. The elements studied in this paper are summarized in a table that shows the cost management process step by step. It includes five main stages: planning, accounting, analysis, control and management decision-making, and the development of regulatory measures. To implement all these stages, it is necessary to create an integrated information system at the enterprise, which includes the identification, measurement, accumulation, preparation and processing of the received information. The automated information systems presented in the article can help to achieve this goal. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of a cost management system in the enterprise. Conclusions. It is concluded that a well-built cost management system can improve the production and financial performance of the enterprise, as well as increase the overall efficiency of its work.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Менеджмент

УДК 338.512 БОИЧУК АННА ВЛАДИМИРОВНА

магистрант направления «Экономика», Институт открытого и дистанционного образования, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», e-mail: boychuk-anna@mail.ru

ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

к.э.н., доцент кафедры «Экономика, менеджмент и право», филиал ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»,

e-mail: svdanilova@lenta.ru

МАСЛИХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Алтайский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ,

e-mail: maslihova777@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021-1 -126-134 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются основные элементы системы управления затратами (планирование, учет, анализ, контроль), оказывающие влияние на финансово-экономическую устойчивость предприятия. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составляет комплексный подход. В процессе исследования были использованы следующие методы: сравнительный анализ, дедуктивный и индуктивный методы, методы анализа и синтеза. Результаты. В работе проанализированы отдельные элементы системы управления затратами. В современной нестабильной экономической ситуации достаточно остро стоит проблема планирования, учета, анализа и контроля затрат предприятий. Данная проблема является актуальной, так как уровень конкурентоспособности предприятия находится в тесной зависимости от себестоимости производимой продукции. Чем ниже себестоимость, а следовательно, и цена, тем выше уровень конкурентоспособности предприятия. Исследуемые в работе элементы сведены в таблицу, показывающую поэтапно процесс управления затратами. Она включает в себя пять основных этапов: планирование, учет, анализ, контроль и принятие управленческих решений и разработка регулирующих мер. Для осуществления всех этих этапов необходимо создание на предприятии интегрированной информационной системы, включающей в себя идентификацию, измерение, накопление, подготовку и обработку получаемой информации. Достижению данной цели могут способствовать автоматизированные информационные системы, представленные в статье. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке системы управления затратами на предприятии. Выводы. Делается вывод, что грамотно выстроенная система управления затратами позволяет улучшить производственные и финансовые показатели предприятия, а также повысить общую эффективность его работы.

Ключевые слова: управление затратами, элементы системы управления затратами, планирование затрат, контроль затрат, анализ расходов.

BOYCHUKANNA VLADIMIROVNA

Master s student in Economics , Institute of Open and Distance Education, South Ural State University (NRU), e-mail: boychuk-anna@mail.ru

DANILOVA SVETLANA VITALIEVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law, Branch of the South Ural State University (NRU),

e-mail: svdanilova@lenta.ru

MASLIHOVA ELENA ALEKSANDROVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Altai Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: maslihova777@mail.ru

INDIVIDUAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM COSTS AT THE ENTERPRISE

Abstract. The purpose of the work. The article discusses the main elements of the cost management system (planning, accounting, analysis, control) that affect the financial and economic stability of the enterprise. The method or methodology of the work. The methodological basis of the study is an integrated approach. In the course of the research, the following methods were used: comparative analysis, deductive and inductive methods, methods of analysis and synthesis. Results. The paper analyzes the individual elements of the cost management system. In the current unstable economic situation, the problem of planning, accounting, analysis and control of enterprise costs is quite acute. This problem is relevant, since the level of competitiveness of the enterprise is closely dependent on the cost of production. The lower the cost price, and therefore the price, the higher the level of competitiveness of the enterprise. The elements studied in this paper are summarized in a table that shows the cost management process step by step. It includes five main stages: planning, accounting, analysis, control and management decision-making, and the development of regulatory measures. To implement all these stages, it is necessary to create an integrated information system at the enterprise, which includes the identification, measurement, accumulation, preparation and processing of the received information. The automated information systems presented in the article can help to achieve this goal. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of a cost management system in the enterprise. Conclusions. It is concluded that a well-built cost management system can improve the production and financial performance of the enterprise, as well as increase the overall efficiency of its work.

Keywords: cost management, cost management system elements, cost planning, cost control, cost analysis.

Введение. Современная рыночная экономика отличается достаточно высоким уровнем нестабильности и конкуренции. Данные особенности должны быть учтены при разработке стратегии управления на предприятиях, стремящихся улучшить свои финансовые показатели. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность компании, расходы, которые имеют наибольшее влияние на конечный результат, должны быть оптимизированы.

Управление затратами является одной из основных и самых сложных задач функционирования хозяйствующих субъектов. Так, неопытность менеджеров или отсутствие навыков в управлении затратами являются причинами снижения рыночной стоимости предприятия и в итоге могут привести к банкротству [7].

Методы исследования. Грамотно организованная система управления затратами позволяет решить основную проблему большинства предприятий - безграничность потребностей при ограниченности ресурсов - путем оптимизации использования ресурсов.

Эффективная система управления затратами позволяет решить ряд задач:

www.rppe.ru

127

Бойчук А.В., Данилова С.В., Мдслиховд Е.А.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

- рационализация организационной структуры предприятия;

- организация эффективной системы учета операций и результатов;

- совершенствование системы планирования, контроля и анализа деятельности;

- обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании;

- автоматизация систем управления предприятия.

Перечисленные задачи решаются с помощью комплексной системы, включающей планирование, учет, организацию работы отделов предприятия, анализ показателей эффективности работы подразделений и отдельных направлений, организацию работы финансовых и контрольных служб, автоматизацию управленческих процессов.

Управленческая система включает в себя такую важную составляющую, как планирование. Данная процедура должна быть направлена на достижение положительного финансового результата не только через увеличение объемов производства, но и с помощью сокращения необоснованных затрат [6]. Процесс планирования включает в себя плановый расчет затрат на всех этапах производства и реализации товара (от производства до обслуживания и рекламы).

В экономической теории существует большое количество классификаций планирования затрат. Одной из основных является деление на планирование «от достигнутого» и планирование «от производства».

Основой для планирования «от достигнутого» выступает информация о затратах прошлых периодов [14]. К особенностям данного вида планирования можно отнести отсутствие больших затрат труда со стороны персонала предприятия, так как при его применении нет необходимости искать резервы для повышения результативности производства. Этот вид планирования считается менее эффективным, чем планирование «от производства». Несмотря на это планирование «от достигнутого» до сих пор применяется на многих предприятиях из-за его простоты и низкой времязатратности.

Особенностью планирования «от производства» является то, что каждый показатель рассчитывается на основе ресурсных затрат, объемов производства и планируемых мероприятий. Для использования данного вида планирования персоналу необходимо иметь план производства и реализации продукции, нормы ресурсов, календарно-плановые нормативы, а также знать величину фактического незавершенного производства на начало планового периода. Вся эта информация помогает разработать план-график, в котором будут определены все необходимые ресурсы для производства и реализации конкретных изделий.

Для эффективной работы предприятия информация о затратах требует мультимодального взаимодействия. Объем получаемой информации постоянно растет, единый режим отображения информации приводит к искажению получаемой информации [20]. Для более рационального планирования расходов на предприятиях применяются специальные автоматизированные системы:

1. Excel - программа, используемая в небольших по численности фирмах. Она не требует больших вложений, но при этом позволяет систематизировать необходимую управленческую информацию.

2. Облачные сервисы (Microsoft Azure, Amazon Web Services) - предоставляют инструменты для организации ресурсов, визуализации и анализа данных о затратах, а также обеспечивают учет затрат, связанных с взаимодействием с соответствующими организациями (например, отделом, проектом, продуктом) [15].

3. Различные специализированные конфигурации на базе 1С. Данный программный инструмент позволяет построить комплексную информационную систему для управления затратами. С помощью продуктов «1С» руководство предприятия может видеть уровень материальных, трудовых и финансовых затрат и, исходя из имеющихся данных, принимать обоснованные управленческие решения [17].

4. ERP-системы для комплексной автоматизации крупных предприятий. Данная программа используется для всестороннего управления предприятием. Она позволяет систематизировать финансовые, материальные, трудовые и производственные показатели [2].

В современных экономических условиях перед управленческим персоналом предприятия стоит несколько важных задач. Во-первых, возникает необходимость оперативно принимать решения по материально-техническому обеспечению производства. Данная задача включает в

себя ряд подзадач: планирование потребности в ресурсах, проведение заготовительных работ, организация хранения материалов и заготовленного сырья, учет заготовленных ресурсов. Во-вторых, необходимо сформировать собственную политику ценообразования. При разработке ценовой политики учитывается необходимость покрытия затрат и получения планируемой прибыли, уровень спроса и конкуренции на рынке. В-третьих, руководство должно предвидеть перспективы развития предприятия в текущей экономической обстановке. Для решения поставленных задач на предприятии должна быть разработаны системы производственного и управленческого учета. Эффективность данных систем напрямую влияет на устойчивость предприятия и повышение его конкурентоспособности [19].

Организация учета затрат основывается на ряде принципов [3]:

— неизменность методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года;

— отражение в учете всех производимых производственных процессов и документальное подтверждение понесенных расходов. В составе расходов не могут учитываться подтвержденные фиктивными или недействительными документами затраты;

— правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;

— разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

— все понесенные производственные затраты должны относиться к деятельности самого предприятия.

В зависимости от специфики производства на каждом отдельно взятом предприятии применяются конкретные отраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат. В данных рекомендациях детализируются и уточняются положения федеральных и отраслевых нормативных актов по бухгалтерскому учету применительно к производству продукции той или иной отрасли [8].

В отраслевых рекомендациях по учету затрат отражены основные способы учета, необходимая для этого документация, методы распределения затрат, номенклатура калькуляционных статей затрат, принципы калькулирования себестоимости различных видов продукции [16].

Метод калькулирования себестоимости на предприятии должен отвечать ряду критериев [10]:

— формировать полную и достоверную информацию о себестоимости калькулируемой продукции;

— способствовать рациональному и использованию финансовых, трудовых и производственных ресурсов;

— обеспечивать соблюдение запланированного уровня себестоимости;

— обеспечивать сопоставимость калькуляций с целью их дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

Задачи анализа затрат

Оценка соответствия текущего уровня затрат плановым

Определение тенденций изменения затрат

Оценка уровня себестоимости товаров

Определение факторов прироста или снижения затрат

Выявление неэффективных трат

Оптимизация структуры затрат на производство и реализацию товаров

Оценка результатов деятельности предприятия

Задачи анализа затрат предприятия www.rppe.ru

Бойчук А.В., Данилова С.В., Маслихова Е.А.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Анализ затрат является одной из составляющих системы управления затратами. Анализ используется при обработке информации о произведенных затратах для получения данных с целью осуществления внутреннего планирования и контроля производственной деятельности. Также анализ важен при принятия экономических решений в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Анализ затрат помогает управленческому персоналу определить, насколько эффективно расходуются трудовые, финансовые и производственные ресурсы. Для этого производится постоянное сравнение фактических затрат с плановыми. Значительное увеличение суммы затрат может говорить о пробелах в системе управления [18].

Самыми распространенными видами анализа себестоимости являются горизонтальный и вертикальный анализ. Горизонтальный анализ включает в себя расчет абсолютных и относительных изменений. Таким образом, можно рассчитать изменения, произошедшие с экономическими элементами (сырье, зарплата, различные отчисления) за определенный промежуток времени. Вертикальный анализ используется для расчета доли каждого экономического в сумме затрат. Значительное увеличение или снижение доли какого-либо элемента должно быть обязательно проанализировано сотрудниками предприятия. Далее надо выявить, какие причины привели к подобным отклонениям, и внести необходимые корректировки в свою деятельность.

Одним из этапов проведения анализа затрат является деление затрат по экономическим элементам.

Экономический элемент - первичный однородный вид расходов на производство и реализацию продукции, который в пределах предприятия невозможно разложить на составные части. Деление на экономические элементы применяется при разработке производственных смет

[9].

Калькуляция расходов позволяет видеть затраты, которые идут на производство тои или иной продукции, а также оценивать, сколько необходимо предприятию для производства и реализации каждого вида товара. Планирование и учет себестоимости по статьям калькуляции используется для определения факторов, повлиявших на формирование текущего уровня себестоимости. Еще при калькулировании затрат персонал может выявить наиболее результативные направления снижения себестоимости.

Плановые калькуляции разрабатываются, исходя из планируемого уровня затрат, а отчетные калькуляции, напротив, составляются на основе фактических затрат, возникающих при производстве и реализации продукции.

Отчетная калькуляция применяется для определения реальной суммы затрат, необходимой для производства и реализации продукции за определенный промежуток времени. Отчетные калькуляции используются для сопоставления плановых и фактических затрат и обнаружения расхождений (излишка или недостатка) [13]. Распространенным методом калькулирования является калькуляция по изделиям. Объектом учета в данном случае выступает единица производимого товара.

Грамотно проведенный анализ позволяет выявить тенденции изменения себестоимости, определить основные факторы, влияющие на прирост затрат, найти резервы для их снижения.

Плановые показатели операционной и финансовой деятельности по мере их достижения подвергаются контролю. Главными целями контроля является обеспечение единства решения и исполнения, достижение поставленных производственных и финансовых задач, предупреждение возникновения различных ошибок и расхождений [12].

На предприятиях используют три типа контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль необходим для исключения нецелесообразного перерасхода средств. Данный вид контроля применяется до включения расходов в производственный процесс. Предварительный контроль позволяет обеспечить такой уровень затрат, который позволит, рационально расходуя бюджет, достигнуть всех запланированных показателей. Данный вид контроля включает в себя контроль планов затрат на их сопоставимость с производственными целями предприятия, контроль условий возникновения затрат, а также контроль производственных, финансовых и трудовых ресурсов.

Следующий вид контроля - текущий. Данный вид применятся уже в процессе повседневной деятельности предприятия, то есть в процессе возникновения затрат. Для проведения эффективного текущего контроля на предприятии должна быть налажена обратная связь, которая включает в себя информацию о проводимых работах, об уровне произведенных затрат на всех этапах производства [4]. На данном этапе производится контроль текущих денежных расходов на производство и реализацию продукции, контроль расходования ресурсов и соблюдения сроков выполнения работ.

Последний вид контроля, применяемый в процессе управления затратами, заключительный. Так же как и текущий контроль, основывается на обратной связи. Заключительный контроль заключается в сопоставлении полученных показателей с плановыми. Руководство предприятия определяет, допустим ли полученный уровень отклонений [11]. Возникновение недопустимого уровня отклонений должно послужить пересмотру текущей стратегии предприятия в области затрат и разработке соответствующих мер.

Результаты. Современные экономические условия обуславливают высокий уровень динамичности внутренней и внешней среды, а также рост неопределенности. Поэтому управленческому персоналу необходимо постоянно совершенствовать систему управления затратами,

Этапы Примечание

1. Планирование

Разделение затрат на группы по определенным признакам Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, для каждого должна быть разработана отдельная классификация

Определение норм расходов Рассчитываются исходя из плановых объемов производства и необходимых затрат на поддержание оптимального режима работы предприятия (планирование «от производства»)

Расчет плановых калькуляций Калькуляции разрабатываются на основе составленного плана расходов ресурсов и действующих цен на них

Определение условий, при которых возможна экономия ресурсов или допустим их перерасход Необходимо определить факторы, которые могут повлиять на изменение заложенных норм расходов

Поиск направлений ресурсосбережения Основными направлениями ресурсосбережения являются сокращение потерь материалов и труда в процессе производства или повышение эффективности использования имеющихся ресурсов. Для оптимизации процесса планирования затрат могут применяться автоматизированные системы (Excel - для малых предприятий, облачные сервисы и 1С - для средних предприятий, ERP-системы - для крупных предприятий)

Составление сметы на определенный период планирования В основном составляются две сметы: на основе действующих производственных заданий и скорректированная с учетом программы ресурсосбережения

2. Учет

Учет затрат на производство Учет общей суммы производственных затрат производится по экономическим элементам затрат; учет и калькуляция себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг производится по статьям затрат

Распределение затрат вспомогательного производства Затраты вспомогательных производств распределяются между производственными, обслуживающими и управленческими отделами предприятия пропорционально объему потребленных услуг или произведенной продукции

Распределение косвенных расходов По способу распределения косвенных расходов выделяют два метода определения себестоимости. По первому методу себестоимость рассчитывается по видам производимой продукции, на основе общезаводской базы распределения косвенных затрат. При данном методе возможны искажения при определении уровня реальной себестоимости продукции. Второй метод заключается в распределении косвенных затрат по подразделениям. Этот метод помогает точнее определить уровень себестоимости по отдельно взятой продукции

Расчет фактической себестоимости товарной (готовой) продукции Для получения более точной информации по уровню фактической себестоимости желательно производить расчет по каждому виду отгруженной и

реализованной продукции. В иных случаях расчет выполняется по группам или в целоwww.дJpwef.ю.. 131

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бойчук А.В., Данилова С.В., Мдслиховд Е.А.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Продолжение таблицы

Этапы Примечание

3. Анализ

Анализ обобщающих показателей затрат Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на один рубль товарной продукции. Анализ себестоимости единицы продукции необходим для определения причин изменения себестоимости продукции по отдельным видам товаров. При этом виде анализа сопоставляется фактический уровень затрат с плановыми и прошлыми показателями в целом и по статьям затрат

Факторный анализ общей величины затрат Факторный анализ затрат показывает, какие факторы и в какой степени оказывают влияние на величину затрат. В основном анализируются факторы, влияющие на изменение объема продукции, структуры затрат и уровня затрат в себестоимости

Факторный анализ по элементам и статьям затрат В процессе данного вида факторного анализа определяются статьи и элементы затрат, по которым был перерасход средств, а также анализируется, как эти изменения повлияли на показатели общей суммы переменных и постоянных расходов

Оценка резервов экономии затрат и разработка системы мер по их реализации После определения статей перерасхода затрат разрабатываются стратегии их снижения без ущерба для производственной деятельности, определяются необходимые мероприятия и их экономический эффект

4. Контроль

Проведение предварительного контроля Данный вид контроля носит предупреждающий характер и необходим для поддержания того уровня затрат, который позволит, рационально расходуя бюджет, достигнуть всех запланированных показателей

Проведение текущего контроля Текущий контроль носит оперативный характер и проводится в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Текущий контроль включает в себя контроль текущих денежных расходов на производство и реализацию продукции, контроль расходования ресурсов и соблюдения сроков выполнения работ

Проведение заключительного контроля Заключительный контроль основывается на сопоставлении запланированных и полученных результатов. Возникновение недопустимого уровня отклонений должно послужить пересмотру текущей стратегии предприятия в области затрат и разработке соответствующих мер

5. Принятие управленческих решений и разработка регулирующих мер

К возможным вариантам путей сокращения затрат предприятия можно отнести: — внедрение более современных и ресурсосберегающих технологий и оборудования; — совершенствование организационной концепции предприятия и оптимизация организационной структуры предприятия; — внедрение аутсорсинга или, напротив, переход от закупок ряда изделий и услуг на стороне к их собственному про изводству; — гГ&п8ация«рвы^ выявить путь снижения уровня

затрат предприятия, повысить финансовую устойчивость, а также сделать предприятие более гибким по отношению к возникающим внешним и внутренним изменениям.

Выводы. Таким образом, система управления затратами - важная составляющая общей системы управления предприятием, так как она включает в себя всю информацию о фактических расходах, а следовательно, дает основу для достижения запланированного уровня прибыли. Качественно выстроенная система управления затратами необходима для получения предприятием положительного финансового результата, повышения эффективности его деятельности, а также при необходимости принятия своевременных мер при возникновении проблем.

Рациональная система управления затратами позволяет оперативно получать и анализировать информацию, что дает возможность принимать эффективные управленческие решения, облегчая:

— предвидение итоговых финансовых и производственных результатов;

— эффективное распределение ресурсов предприятия;

— построение информационной базы для принятия управленческих решений;

— планирование путей оптимизации (минимизации) налогообложения.

Литература

1. Арсеньева, Н. В., Путятина, Л. М., Углова, Л. А. Эффективность управления затратами предприятия в современных условиях // Вестник ГУУ. 2020. № 6. С. 5-10.

2. Бойчук, А. В., Данилова, С. В. Отдельные проблемы в планировании затрат на предприятии //Меридиан. 2020. № 2. С. 226-232.

3. Бондина, Н. Н. Учет затрат и калькулирование себестоимости : учеб. пособие /Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, И.В. Павлова. - М. : ИНФРА-М, 2018.

4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М.И. Бухалков. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2019.

5. Габдуллина, Г. К., Романова, Е. А. Роль и место управления затратами в системе управления предприятием // Современное общество и власть. 2017. № 4. С. 82-26.

6. Данилова, С. В. Бюджетирование - реализация контрольно-плановой функции на нефтегазодобывающих предприятиях //Международна научна школа «Парадигма». - Лято, 2015. В 8 т. Т. 3 : Экономика // Сб. научни тр. - Варна : ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 64-68.

7. Жукова, Е. А., Рожкова, М. Г. Проблемы управления затратами на предприятии //Молодой ученый. 2017. №12. С. 283-286.

8. Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы /В.Э. Керимов. - М. : Дашков и Ко, 2017.

9. Никитина, Е. Б., Жуковская, С. Л. Управление затратами : учеб. пособие /Е.Б. Никитина, С.Л. Жуковская ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2019.

10. Ордынская, М. Е., Ситимов, З. Р. Выбор метода и системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2017. № 3. С. 77-91.

11. Пивкина, М. А., Огарева, Н. П. Система управления затратами на предприятии // Экономика и бизнес : теория и практика. 2019. № 4-2. С. 161-163.

12. Подгорная, А. Г., Тюрев, В. К. Управление затратами на предприятии : вопросы теории и практики //Россия : тенденции и перспективы развития. 2018. №13-2. С. 536-538.

13. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия : учеб. пособие / М.И. Трубочкина. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2020.

14. Щупак, Л. В., Жадан, В. В. Современные проблемы планирования затрат на предприятии // ЭКО-НОМИНФО. 2018. № 1. С. 55-60.

15. Сайт 1С Консалтинг. - URL : https://consulting.1c.ru.

16. Сайт Налог-Налог.ру. - URL : https://nalog-nalog.ru.

17. Сайт Amazon Web Services. - URL : https://aws.amazon.com.

18. Ionescu, L. Current approach of the enterprise cost management //Management Strategies Journal. 2016. Vol. 34. Issue 4. P. 59-67.

19. Ruse, E., Susmanschi, G. The Role of Cost Accounting in the Management of the Activity Center // Ovidius University Annals. Economic Sciences Series. 2013. Vol. 13. Issue 1. P. 1471-1474.

20. Wenwen, Z. Yuchen, Li, Hao, L., Xiaobo, S. The Cost Management on the Quantification of Responsibility // Mathematical Problems in Engineering. 2018. Vol. 2018. P. 1-12.

References:

1. Arsen'eva, N. V., Putyatina, L. M., Uglova, L. A. Effektivnost' upravleniya zatratami predpriyatiya v sov-remennyh usloviyah // Vestnik GUU. 2020. № 6. S. 5-10.

2. Bojchuk, A. V., Danilova, S. V. Otdel'nye problemy v planirovanii zatrat na predpriyatii // Meridian. 2020. № 2. S. 226-232.

3. Bondina, N. N. Uchet zatrat i kal'kulirovanie sebestoimosti: ucheb. posobie /N.N. Bondina, I.A. Bondin, I. V. Pavlova. -M. : INFRA-M, 2018.

4. Buhalkov, M. I. Planirovanie na predpriyatii: uchebnik /M.I. Buhalkov. - M. : NIC INFRA-M, 2019.

5. Gabdullina, G. K., Romanova, E. A. Rol' i mesto upravleniya zatratami v sisteme upravleniya predpriyati-em // Sovremennoe obshchestvo i vlast'. 2017. № 4. S. 82-26.

6. Danilova, S. V. Byudzhetirovanie - realizaciya kontrol'no-planovoj funkcii na neftegazodobyvayushchih predpriyatiyah //Mezhdunarodna nauchna shkola «Paradigma». - Lyato, 2015. V 8 t. T. 3 : Ekonomika // Sb. nauchni tr. - Varna : CNII «Paradigma». 2015. S. 64-68.

7. ZHukova, E. A., Rozhkova, M. G. Problemy upravleniya zatratami na predpriyatii //Molodoj uchenyj. 2017. №12. S. 283-286.

8. Kerimov, V. E. Uchet zatrat, kal'kulirovanie i byudzhetirovanie v otdel'nyh otraslyah proizvodstvennoj sfery / V.E. Kerimov. - M. : Dashkov i Ko, 2017.

9. Nikitina, E. B., ZHukovskaya, S. L. Upravlenie zatratami : ucheb. posobie / E.B. Nikitina, S.L. ZHu-kovskaya ; Perm. gos. nac. issled. un-t. - Perm', 2019.

10. Ordynskaya, M. E., Sitimov, Z. R. Vybor metoda i sistemy ucheta zatrat na proizvodstvo i kal'kulirovaniya sebestoimosti produkcii // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika. 2017. № 3. S. 77-91.

11. Pivkina, M. A., Ogareva, N. P. Sistema upravleniya zatratami na predpriyatii //Ekonomika i biznes : teori-ya i praktika. 2019. № 4-2. S. 161-163.

12. Podgornaya, A. G., Tyurev, V. K. Upravlenie zatratami na predpriyatii : voprosy teorii i praktiki //Rossi-ya : tendencii i perspektivy razvitiya. 2018. №13-2. S. 536-538.

13. Trubochkina, M. I. Upravlenie zatratami predpriyatiya : ucheb. posobie /M.I. Trubochkina. - 2-e izd., ispr.

www.rppe.ru

133

Бойчук А.В., Данилова С.В., Мдслиховд Е.А.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

i dop. -M. : INFRA-M, 2020.

14. SHCHupak, L. V., ZHadan, V. V. Sovremennye problemy planirovaniya zatrat na predpriyatii //EKONOM-INFO. 2018. № 1. S. 55-60.

15. Sajt 1S Konsalting. - URL : https://consulting.1c.ru.

16. Sajt Nalog-Nalog.ru. - URL : https://nalog-nalog.ru.

17. Sajt Amazon Web Services. - URL : https://aws.amazon.com.

18. Ionescu, L. Current approach of the enterprise cost management //Management Strategies Journal. 2016. Vol. 34. Issue 4. P. 59-67.

19. Ruse, E., Susmanschi, G. The Role of Cost Accounting in the Management of the Activity Center // Ovidius University Annals. Economic Sciences Series. 2013. Vol. 13. Issue 1. P. 1471-1474.

20. Wenwen, Z. Yuchen, Li, Hao, L., Xiaobo, S. The Cost Management on the Quantification of Responsibility // Mathematical Problems in Engineering. 2018. Vol. 2018. P. 1-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.