Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

266
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое образование / цифровизация / цифровая образовательная среда / дошкольное образование / факторы / информационно-коммуникационные технологии / информационно-коммуникативная компетентность / digital education / digitalization / digital education / pre-school education / factors / information and communication technologies / information and communication competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюченко Алена Евгеньевна

в статье анализируются проблемы становления и развития цифровой образовательной среды в дошкольной организации. Целью исследования является изучение факторов влияющие на развитие образовательного пространства, применяя инновационные образовательные технологии. В статье представлен анализ анкетирования и результатов опроса, направленные на всестороннее изучение возникших затруднений, барьеров развития цифровой образовательной среды в дошкольных организациях. В исследовании приняли участие 80 педагогов дошкольного образования. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программы психолого-педагогического сопровождения педагогов в цифровое образовательное пространство. Статья может быть востребована методистами, педагогами, студентами, преподавателями педагогических и других вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аюченко Алена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A PRESCHOOL ORGANIZATION

the article analyzes the problems of the formation and development of the digital educational environment in the preschool organization. The aim of the study is to study the factors influencing the development of the educational space, applying innovative educational technologies. The article presents an analysis of questionnaires and survey results aimed at comprehensively studying the difficulties, barriers to the development of the digital educational environment in preschool organizations. The study involved 80 preschool teachers. The results can be used to develop a program of psychological and educational support for teachers in the digital education space. The article can be demanded by Methodists, teachers, students, teachers of pedagogical and other universities.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

XIVМеждународная научно-практическая конференция

УДК 004

Аюченко Алена Евгеньевна Ayuchenko Alena Evgenevna

Аспирант Graduate student Алтайский государственный университет

Altai State University

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A PRESCHOOL

ORGANIZATION

Аннотация, в статье анализируются проблемы становления и развития цифровой образовательной среды в дошкольной организации. Целью исследования является изучение факторов влияющие на развитие образовательного пространства, применяя инновационные образовательные технологии. В статье представлен анализ анкетирования и результатов опроса, направленные на всестороннее изучение возникших затруднений, барьеров развития цифровой образовательной среды в дошкольных организациях. В исследовании приняли участие 80 педагогов дошкольного образования. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программы психолого-педагогического сопровождения педагогов в цифровое образовательное пространство. Статья может быть востребована методистами, педагогами, студентами, преподавателями педагогических и других вузов.

Abstract: the article analyzes the problems of the formation and development of the digital educational environment in the preschool organization. The aim of the study is to study the factors influencing the development of the educational space, applying innovative educational technologies. The article presents an analysis of questionnaires and survey results aimed at comprehensively studying the difficulties, barriers to the development of the digital educational environment in preschool organizations. The study involved 80 preschool teachers. The results can be used to develop a program of psychological and educational support for teachers in the digital education space. The article can be demanded by Methodists, teachers, students, teachers of pedagogical and other universities.

«Научные междисциплинарные исследования»

Ключевые слова, цифровое образование, цифровизация, цифровая образовательная среда, дошкольное образование, факторы, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникативная компетентность.

Key work: digital education, digitalization, digital education, pre-school education, factors, information and communication technologies, information and communication competence.

Модернизация образования происходит постепенно и протекает под воздействием взаимосвязанных основных факторов: цифровая экономика вносит новые требования к педагогам, возникает потребность внедрения информационно-коммуникационных технологий, происходит трансформация социального института образования. Построение цифрового образования является значимым приоритетом государственной политики Российской Федерации. Основные цели, задачи, структура прописаны в стратегических документах таких, как: указ Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы», постановление правительства РФ «О реализации национальной технологической инициативы», распоряжение Правительства РФ «Об утверждении программы: Цифровая экономика РФ», приоритетный проект в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Для реализации поставленных целей в данных документах необходимо учитывать, что процесс цивровизации образования имеет множество сторон и представляет собой глубинную разностороннюю трансформацию всего образовательного процесса и его элементов. Построение цифрового образовательного процесса является сложной задачей, требующей научного обоснования на основе новых направлений педагогических наук. Проблема становления и развития цифровой образовательной среды до конца не изучена и требует подробного теоретического и практического исследования. Путь изучения данного пространства необходимо начинать с дошкольного образования, так как необходимо помочь становлению современного цифрового поколения. Важно учитывать особенности цифрового поколения: его уровня восприятия, внимания, мышления, мотивации, их ценностей, образа жизни, мировоззрения. Эти данные

XIVМеждународная научно-практическая конференция помогут определить психолого-педагогическую специфику целеполагания,

принципов, подходов к формированию содержания, методов и форм

образовательного процесса. Эффективное усовершенствование

образовательного процесса возможно, если в первую очередь будет организована

помощь в адаптации педагогов в современном образовательном пространстве.

Основным документом, на который опирается в своей деятельности педагог,

является федеральный государственный образовательный стандарт. В данном

документе прописаны основные требования, касающиеся инновационной

деятельности с применением в своей профессиональной деятельности

информационно-коммуникационных технологий. На уровне дошкольного

образования педагогам оказывается методическая помощь в режиме

индивидуального консультирования, благодаря методистам (старшим

воспитателям), заведующего и педагога-психолога. Важно помочь педагогу

решить конкретную причину, затруднения, а для этого необходимо проведение

комплексного мониторинга. Есть факторы, которые могут мотивировать и есть

барьеры, причины, препятствующие развитию цифровой образовательной среды

в дошкольном образовании. Для подробного изучения значимых и не значимых

факторов, которые могут повлиять на становление и развитие цифровой

образовательной среды использовалась методика Соловьевой «Определение

мотивов инновационной деятельности педагогов». В диагностировании приняло

участие 80 педагогов дошкольного образования. Участникам было предложено

выбрать из списка наиболее важных 14 мотивирующих факторов. Анализ

полученных результатов показал, что наиболее значимым фактором для

педагогов является уровень доходов. Средний уровень значимости имеет фактор

профессионального роста. Имеются факторы с неоднозначным мнением, такие

как: обучение за счет организации, гибкий график работы, комфортные условия,

нормированный рабочий день, хорошие взаимоотношения с руководством,

признание, значимость на работе и желание работать по своей полученной

специальности. Все эти факторы являются наиболее желанными,

привлекательными и важными критериями при выборе будущей работы. Также

«Научные междисциплинарные исследования» есть факторы, которые педагоги не рассматривали как мотиваторы к

использованию информационно-коммуникационных технологий в своей

профессиональной деятельности и развития цифровой образовательной среды в

дошкольной организации. Это такие факторы, как: возможность продвигаться по

карьерной лестнице, управление другими людьми большие полномочия работа

ради общения и способ занять свободное время. Данные факторы не являются

важными при внедрении и развитии инновационных образовательных

технологий в своей профессиональной деятельности. Также есть факторы,

которые мотивируют педагога к инновационной деятельности - это осознание

недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить, потребность

в контактах с интересными, творческими людьми, желание создать хороший

эффективный образовательный процесс для детей, потребность в поиске

решений и способе создания что-то нового и интересного. После был проведен

опрос на тему актуальных барьеров, причин препятствующих развитию и

становлению цифровой образовательной среды в дошкольной организации. Мы

предположили, что чем меньше барьеров у педагогов, тем выше уровень

информационно-коммуникативной компетентности. Согласно полученным

данным, можно наблюдать ряд актуальных причин, препятствующих

повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности. Для

педагогов важными препятствиями являются чувство страха перед

отрицательными результатами (страх ошибки), учебная нагрузка, слабая

информированность коллектива о возможных образовательных инновациях,

материальных стимулах и убеждение, что эффективно учить и работать можно и

по-старому. Также педагоги отметили, что на эффективность работы ощутимо

влияет отсутствие помощи со стороны администрации и коллег, небольшой опыт

применения информационно-коммуникационных технологий в своей

профессиональной деятельности, плохое здоровье и другие личные проблемы.

Педагогам необходима индивидуальная помощь в решении возникших

затруднений, а также групповая помощь по обмену практического и

теоретического опыта.

XIVМеждународная научно-практическая конференция Полученные результаты могут помочь методистам, педагогам -психологам

при работе со специалистами. Проведение мероприятий направленных на

улучшение комфортных условий для эффективной работы педагогов. Важно

создавать и поддерживать организационно-педагогические условия,

способствующие становлению и развитию цифровой образовательной среды в

дошкольной организации.

Библиографический список:

1. Блинов В. И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, П. Н. Биленко, М. В. Дулинов [и др.]. -Москва : ФИРО РАНхиГС, 2020. - 98 с.

© А. Е. Аюченко, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.