Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛИ / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Наталья Николаевна

Исследование посвящено изучению проблемы определения степени развития у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) индикаторов функциональной грамотности в современных условиях интенсивного перехода образовательного пространства ДОО в цифровое. В работе анализируются результаты опроса работников и руководителей ДОО по обозначенной проблеме. Даны рекомендации для выстраивания стратегии развития цифровой грамотности будущих педагогов ДОО в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новик Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS IN THE DIGITAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL SPACE

The study concerns the determining of the degree of development of indicators of functional literacy in future teachers of preschool educational organizations in a context of transition of the education to digital environment. The author analyzes survey findings of workers and heads in preschool educational organizations on the issue. Given recommendations to build the strategy of digital literacy development in their professional training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10407 © Н.Н. Новик, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Наталья Николаевна Новик,

доцент кафедры дошкольного образования, кандидат педагогических наук Института психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет (420021, Казань, ул. М. Межлаука, д. 1)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследование посвящено изучению проблемы определения степени развития у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) индикаторов функциональной грамотности в современных условиях интенсивного перехода образовательного пространства ДОО в цифровое. В работе анализируются результаты опроса работников и руководителей ДОО по обозначенной проблеме. Даны рекомендации для выстраивания стратегии развития цифровой грамотности будущих педагогов ДОО в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональное образование, высшее образование, грамотность, цифровая грамотность, функциональная грамотность, воспитатели, детский сад.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS IN THE DIGITAL PROFESSIONAL EDUCATIONAL SPACE

Natalya N. Novik,

Associate Professor of the Department of Preschool Education, Candidate of Pedagogical Sciences Institute of Psychology and Education Kazan (Volga Region) Federal University (420021, Kazan, ul. M. Mezhlauka, d. 1)

Abstract. The study concerns the determining of the degree of development of indicators of functional literacy in future teachers of preschool educational organizations in a context of transition of the education to digital environment. The author analyzes survey findings of workers and heads in preschool educational organizations on the issue. Given recommendations to build the strategy of digital literacy development in their professional training.

Keywords: professional education, higher education, literacy, digital literacy, functional literacy, educators, kindergarten.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Новик Н.Н. Формирование функциональной грамотности будущих педагогов в цифровом профессиональном образовательном пространстве. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):316-9.

Постановка проблемы

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что на наших глазах произошла «цифровая» революция, которая обозначила необходимость решения первостепенной задачи - подготовку специалистов новой формации.

Разумеется, от специалиста любого профиля, любого профессионального уровня требуется непрерывное обновление знаний, актуализация компетенций. Особенно ярко это обнаружилось в последнее время: рынок технологий быстро меняется, образовательным организациям необходимо не просто учитывать эти изменения, но и предсказывать их.

Анализ последних исследований и публикаций

Анализ научных исследований по заявленной теме позволяет сделать выводы, что проблемой цифровой грамотности начали интересоваться с введением в образовательный процесс IT технологий. Так, до 2020 года в основном встречаются исследования, касающиеся цифрового образования и цифровых компетенций педагогов. Например, рассматривались вопросы управления развитием цифровых компетенций педагогов (Ильина А.В., Коп-телов А.В., Машуков А.В., Обоскалов А.Г., 2019), о цифровых компетенциях педагога в свете современного образования (Васильева А.А., Потапо-

ва И.Н., Таратута И.В.), ученых волновала проблема повышения уровня компетенций по использованию цифровых интерактивных технологий в профессиональной деятельности (Бем Н.А., Новикова Е.Ю., Сумина Г.А., Тяпкина Е.В.) и др. А вот публикации 2020 года с введением дистанционного образования уже посвящены в большинстве своем связи цифровой грамотности и цифровой культуре общества (Каштанова Е.В., Лобачева А.С., 2020), рассматривалась связь цифровой грамотности и цифровых компетенций в плане достижения профессионального успеха (Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В., 2019), уточнялись понятия цифровой грамотности цифровой личности (Бороненко Т. А., Кайсина А.В., Федотова В.С., 2020), рассматривались ожидания возможности и риски цифрового образования (Перминова Л.М., 2020) и др. Однако выявления влияния и связи функциональной грамотности педагога с цифровой грамотностью исследований почти нет.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы

Внедрение цифровых образовательных инструментов в образовательных организациях различного уровня не предусматривает отмены традиционных занятий. И если еще полгода-год назад речь велась лишь о включении элементов онлайн-обучения в образовательный процесс, предусматривающий принцип смешанного обучения, то в условиях изменения обстоятельств приоритетные позиции были переданы именно цифровой образовательной среде.

Однако онлайн-обучение - это только одна из многочисленных возможностей, предоставляемых процессом цифровизации профессионального и высшего образования. Один из таких аспектов -возможность выстраивать персональные траектории развития - не только профессионального, но и личностного. Доступ к технологиям онлайн-обучения помогает смягчить такие проблемы, как недостаток преподавателей, недоступность образования детям с особенностями развития или ограниченными возможностями здоровья, территориальная недоступность школ...

Формулирование цели статьи

Цель нашего исследования - определить степень развития у педагогов ДОО индикаторов функциональной грамотности, в том числе циф-

ровой грамотности; определить стратегические направления работы преподавателей вуза по их корректировке.

Изложение основного материала статьи

Вузы-флагманы сегодня уже не мыслят организацию образовательного процесса без освоения технологий виртуальной реальности, лабораторий для проведения научных экспериментов и проектирования. Наиболее комфортная обучающая среда предусматривает формирование индивидуального образовательного трека обучающихся в процессе освоения программы в условиях комбинирования разных форм обучения.

Выявить типичные проблемы, с которыми столкнулись в ситуации вынужденного внедрения дистанционного образования, помог опрос преподавателей и студентов (опрос проводился в Институте психологии и образования Казанского федерального университета среди студентов и преподавателей кафедры дошкольного образования, в котором приняли участие - 47 студентов заочной формы обучения (3-4 курсы), 44 студента магистра 1-2 курса заочной формы обучения и 10 преподавателей, всего 101 человек). Наш выбор студентов только заочной формы обучения обусловлен тем, что данные студенты-практики уже имеют опыт работы в дошкольных образовательных организациях.

Взяв за основу определение А.А.Леонтьева, мы пришли к заключению, что Функциональная грамотность (ФГ) - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы разрешения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Термин «функциональная грамотность» появился в документах ЮНЕСКО в 60-х годах прошлого столетия, и подразумевает качество человека, умеющего не только читать, но и понимать прочитанное, а также написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

С целью изучения сформированности ФГ у педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) мы предложили им оценить себя по предложенным индикаторам, проставив баллы от 1 до 10. Рассматривались следующие индикаторы ФГ: грамотность компьютерная, информацион-

ная, коммуникативная, грамотность при решении бытовых проблем, грамотность действий при ЧС, владение иностранными языками, правовая (общественно-политическая) грамотность.

В опросе приняли участие педагоги двух детских садов города Казани. Параллельно данные вопросы были предложены и руководителям детских дошкольных организаций: помимо самооценки руководителям необходимо было представить результаты наблюдения за сформированностью ФГ своего коллектива (каждого педагога отдельно).

Результаты опроса представлены в диаграммах. Индикаторы ФГ: 1 - компьютерная; 2 - информационная; 3 - коммуникативная; 4 - при решении бытовых проблем; 5 - действий при ЧС; 6 - владение иностранными языками; 7 - правовая, общественно-политическая грамотность.

Анализируя представленные в диаграммах данные, мы обратили внимание на то, что руководители думают о своих подчиненных лучше, чем сами педагоги о себе. Вероятно, сниженная самооценка или излишнее критическое отношение к себе и своим достижениям в период вынужденной работы в дистанционном формате повлияли на результаты.

Выводы из данного исследования и перспективы

Полученные результаты считаем необходимым рассматривать через призму особенностей педагогического коллектива, но также нужно иметь в виду, что не только самообразование воспитателей, но и правильно организованная деятельность руководства дошкольной организации может по-

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

влиять на совершенствование функциональных качеств личности педагога, таких как: инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Поскольку основная часть респондентов является студентами заочного обучения, то в Казанском федеральном университете, в частности на кафедре дошкольного образования Института психологии и образования, для данной формы обучения, помимо традиционной работы с обучающимися, уже несколько лет внедрены ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы) по каждому из изучаемых предметов. В рамках изучения дисциплин в такой форме предусмотрены и индивидуальные консультации с преподавателем. Преподаватели постоянно совершенствуют методы организации их обучения в условиях дистанционного формата, чтобы помочь по возможности ликвидировать пробелы в определенных критериях ФГ, закрепить и повысить эффективность уже сформированных.

Литература

1. Бем Н.А., Новикова Е.Ю., Сумина Г. А., Тяп-кина Е.В. Повышение уровня компетенций педагога по использованию цифровых интерактивных технологий в профессиональной деятельности //Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. № 2 (14). С. 96-102.

2. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Цифровая грамотность цифровой лично-

Самооценка педагогов

Наблюдения руководителей

Рис. 1. Диаграмма, отображающая средние показатели индикаторов ФГ в детском саду № 1

1

2

3

4

5

6

7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

59% 61%

47% 51%

39% 46%

■ 39% 42% 35% 30%

30% 33% 30%

18%

1 1 1 1 1 1

2 3

Самооценка педагогов

4 5 6

■■—Наблюдения руководителей

Рис. 2. Диаграмма, отображающая средние показатели индикаторов ФГ

в детском саду № 2

сти: к вопросу об уточнении понятий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 47-56.

3. Васильева А.А., Потапова И.Н., Тарату-та И.В. Цифровые компетенции педагога в свете современной системы образования // АПК: инновационные технологии. 2019. № 4. С. 43-47.

4. Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В., Обоскалов А.Г. Управление развитием цифровых компетенций педагогов // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С. 114-120.

5. Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Цифровая грамотность и цифровая культура общества // В сборнике: Шаг в будущее: искусственный интел-

лект и цифровая экономика: SMART NATIONS: экономика цифрового равенства // материалы III Международного научного форума. 2020. С. 218-225.

6. Перминова Л.М. Цифровое образование: ожидания возможности, риски // Педагогика. 2020. № 3. С. 28-37.

7. Песков Д. «Цифровое» образование: пусть никто не останется лишним // Песков Д. «Цифровое» образование: пусть никто не останется лишним // Коммерсанть. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4171063 (дата обращения: 14.09.2020).

8. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

1

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.