Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 81-91.
УДК 330.322
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Котлярова Е. С.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: e.kotlyarova92@mail.ru
Одним из главных условий развития экономики государства является высокая инвестиционная активность. Актуальность выбранной темы обусловлена обоснованием необходимости привлечения дополнительных как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику страны, которая в настоящий момент живет в условиях санкций со стороны Евросоюза и США. В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. В результате определены основные факторы влияния на развитие инвестиционной деятельности в регионе и в стране в целом.
Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, факторы развития. ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие социально-экономической системы государства невозможно представить без эффективной инвестиционной политики, которая должна быть реализована как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.
В условиях сложившейся экономической ситуации, обусловленной санкциями со стороны стран Запада, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в стране инвестирование в российскую экономику осуществляется в малых объемах, а из страны происходит отток инвестиционного капитала.
Вопросы теории и практики инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности освещены в работах таких отечественных ученых, как Воробьев Ю. Н., Борщ Л. М, Бондарь А. П., Кравченко Н. А., Самогородская С. А. и др.
Однако ряд вопросов остается не полностью раскрытым и требует дальнейшего исследования.
Целью исследования является выявление основных факторов, оказывающих негативное влияние на развитие инвестиционной деятельности в регионе и предложение путей их регулирования.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики определяет необходимость научного осмысления целей, направлений и интенсивности трансформационных процессов в качественных параметрах современного мира. Это, в свою очередь, поднимает вопрос о научном осмыслении сущности современного инвестиционного процесса как фактора модернизации хозяйственных структур, их инновационно-технологическом обновлении.
Успешное функционирование отраслей экономики в современных условиях хозяйствования возможно только на основе динамичного развития, основанного на инвестиционной и инновационной деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью модернизации экономики Республики Крым, потребностью в обновлении энергетической, коммунальной, транспортной, сельскохозяйственной, туристической инфраструктуры в условиях санкционных ограничений путем привлечения инвестиций с целью выхода республики на новый уровень развития и формирования самодостаточного региона.
Оценка факторов формирования и реализации потенциала инвестиционной деятельности Республики Крым является одним из основных рычагов эффективного управления и развития региона [2].
Формирование конкурентоспособного, инвестиционно привлекательного региона с высоким уровнем международного имиджа зависит от взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов (рис. 1) [1].
Внешние факторы влияют на инвестиционную деятельность, в первую очередь, с помощью демографических и социальных изменений, а также на финансово-экономические условия. Среди многочисленных внешних факторов, влияющих на развитие инвестиционной деятельности, целесообразно выделить основные их группы: политические, экономические, социальные.
Также основные факторы влияния были разделены на объективные и субъективные. Объективные факторы не зависят от субъектов влияния. Субъективные факторы - факторы, на которые могут повлиять субъекты инвестиционной деятельности региона [1].
К внутренним факторам можно отнести:
- недостаточную ресурсную и инфраструктурную обеспеченность региона необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных регионов;
- неравномерность размещения, имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
- значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
- ограниченную конкурентоспособность промышленного комплекса и т. д.
Экзогенные факторы
Влияние метрологических условий. Прогнозы чрезвычайных природных ситуаций
Экологическая политика
правительства региона и страны
Соседство с развитыми регионами —► Наличие морского сообщения с другими регионами и иностранными государствами
Политическая стабильность в стране и в мире. Финансовая, кредитная, налоговая, антимонопольная политика государства и местных органов власти. Федеральные законы и нормативные акты в области ценообразования, налогообложения, кредитования, землепользования, инвестиционной деятельности, таможенной и антимонопольной политики
Демография, занятость населения, уровень дохода Миграция трудовых ресурсов
Темпы инфляции, колебания рыночной конъюнктуры. Рыночная конкуренция Наличие экономики независимого финансового рынка и рынк! инвестиционных услуг.
Циверсифицированность экономической среды
Курсы валют, уровни мировых цен Соглашения по тарифам и торговле между странами. Приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин
Объективные факторы
Природно-климатические факторы
Экологические факторы
Субъективные факторы
Социальные факторы
Экономические факторы
Внешнеэкономические факторы
Географическое положение региона
Политические и законодательные факторы
Эндогенные факторы
Наличие большого количества природно-климатических условий
Использование производств. экологически строительных технологий. экологическая обстановка
безотходных Применение чистых материалов и Благоприятная
Стратегия развития региона, Политика региона в области инвестиционной деятельности. Региональная и местная нормативно-правовая база
Социальная политика региона. Положительная социально-
демографическая ситуация.
Наличие различных категорий трудовых ресурсов
Уровень издержек и
рентабельность производства. Финансовое состояние
предприятий
Наличие внешнеэкономических связей и опыта работы с зарубежными партнерами
Привлечение иностранных
инвесторов
Рисунок 1. Экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности
Анализируя совокупность факторов, которые влияют на развитие и реализацию инвестиционного потенциала Республик Крым, в частности отрасти туризма, следует принимать во внимание, что развитие отраслей экономии и процесс реализации их потенциала являются системными процессами, а значит - они требуют целенаправленного управленческого влияния как на государственном уровне, в форме отраслевых программ стратегического развития, так и на микроуровне - на уровне предприятий разных форм собственности, которые являются непосредственными поставщиками продуктов конечному потребителю.
В условиях геополитического кризиса на Украине, а также перехода Республики Крым в экономико-правовое поле Российской Федерации возникают биполярные проблемы, связанные, с одной стороны, с возникновением потенциально новых возможностей развития, а с другой стороны - проблемы логистического и экономического характера, от решения которых будет зависеть эффективность развития региона.
Ухудшение макроэкономической конъюнктуры в течение последних лет, безусловно, стало самым отягчающим фактором, который с большой вероятностью негативно отразится и на перспективах 2019 г., осложнив возможности запуска механизма новых инвестиционных процессов. Очевидно, что сужение доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточение внутренней денежно-кредитной политики на фоне снижения курса национальной валюты и сохраняющихся у большинства экономических агентов инфляционных ожиданий обострило риски и спровоцировало кризис доверия между большинством существующих потенциальных участников инвестиционных программ [2].
В 2015 году валовой региональный продукт Республики Крым составил 248,2 млрд руб., или 130 тыс. руб. на душу населения [3]. Сравнив данный показатель со средним значением по России - 443 тыс. руб. [4], можно сделать вывод, что Республика Крым и город Севастополь относятся к категории отстающих регионов Российской Федерации.
Республика Крым обладает большим потенциалом для развития экономики региона. Самыми перспективными отраслями развития являются сельское хозяйство и санаторно-курортный и туристический комплекс. За счет активизации инвестиционных процессов в данные направления можно значительно повысить экспортный потенциал региона.
Однако на сегодняшний день отдельные показатели по Республике Крым в сравнении со средними данными по всем субъектам России ниже в десятки раз. Республика вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей и заняла 84 место в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края) (табл. 1). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге [5].
Таблица 1
Инвестиционный риск российских регионов в 2017 году
Ранг риска Ранг потенциала, 2017 г. Регион (субъект Федерации) Средневзвешенный индекс риска, 2017 г. Изменение индекса риска, 2017/2016 г., увеличение (+),снижение (-) Изменение ранга риска, 2017/2016 г.
2017 2016
71 66 28 Республика Крым 0,344 0,019 -5
65 59 71 г. Севастополь 0,284 -0,009 -6
Источник: составлено автором по данным [5]
Следует отметить, что по итогам 2016 года Россия находилась в десятке стран мира с самой высокой степенью физического и морального износа основных производственных фондов. В Республике Крым степень износа основных фондов в целом по экономике в 2014 году составляла 70,5 %, а в 2016 году немного снизилась -до 69,8 % (табл. 2).
В основном большинство отраслей реального сектора экономики Республики Крым характеризуется высокой степенью износа основных фондов, которая из года в год только увеличивается. Отмечается высокий уровень износа основных фондов и медицинского оборудования здравниц - 50 %. Износ основных фондов гостиниц и ресторанов в 2014 году составил 24,0 %, однако в 2016 году сократился до 23,6 % [3].
Таблица 2
Состояние основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости)
2014 2015 2016
Наличие основных фондов, млн рублей 1233699 2033680,2 2055243
Структура видов основных фондов,
млн рублей
здания 615793 784035
сооружения 480121 603776,6
машины и оборудование 91706 531313
транспортные средства 31781 94148,3
прочие 7390 12356,1
Степень износа основных фондов, в процентах 70,5 71,5 69,8
Ввод в действие новых основных фондов, млн рублей 11692 25994 59442
Коэффициент обновления основных
фондов в процентах (в смешанных 0,9 1,3 2,9
ценах)
Коэффициент ликвидации (выбытия)
основных фондов в процентах (в 0,2 0,1 0,1
смешанных ценах)
Источник: составлено автором по данным [3]
Таким образом, с целью модернизации и развития отраслей реального сектора экономики Республики Крым необходимы дополнительные финансовые источники.
Однако в ситуации с санкциями и резким снижением цен на нефть появилась необходимость снижения государственных расходов либо их оптимизации. Поэтому для реализации инфраструктурных проектов следует привлекать частных инвесторов и искать пути реализации совместно с бизнесом. Это сократит бремя государственных расходов и будет способствовать более эффективной реализации проектов, в связи с заинтересованностью частных инвесторов. Для того чтобы привлекать частных инвесторов, в Крыму следует создавать благоприятный инвестиционный климат.
Большое значение в экономике региона для анализа эффективности инвестиций имеют структуры инвестиций по формам собственности и источникам финансирования.
Под структурой инвестиций по формам собственности понимается их распределение и соотношение по формам собственности в их общей сумме, т. е. какая доля инвестиций принадлежит государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам или смешанной форме собственности. Изменение структуры инвестиций в основной капитал Республики Крым по формам собственности в динамике показано в табл. 3.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по формам собственности
Источник 2014 2015 2016
Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100
в том числе по формам собственности:
российская 89,9 91,1 93,3
из нее:
государственная 23,9 29,4 32,9
муниципальная 4,4 6,2 7,2
частная 61,4 53,2 47
потребительской кооперации 0,1 0,1 0
общественных и религиозных организаций (объединений) 0 0,1 0,2
смешанная российская 0,1 2,1 6
российских граждан, постоянно проживающих за границей 0
иностранная 7,2 3,3 3,4
совместная российская и иностранная 2,9 5,6 3,3
Источник: составлено автором по данным [3]
На уровне Республики Крым структура финансирования инвестиций значительно отличается от того что характерно для всей экономики РФ. Основная
доля источников финансирования инвестиций связана с привлеченными средствами. При этом в 2015 и 2016 гг. доминировали бюджетные источники средств.
Из данных следует, что доля государственных инвестиций в основной капитал с 2014 по 2016 г. увеличилась с 89,9 до 93,3 %. Доля частной собственности снизилась с 61,4 до 47 %, что в условиях рыночных отношений - незакономерное явление. Это указывает на особенности и проблемы финансирования инвестиций в данном регионе, а также достаточно сложной системы регулирования и стимулирования притока средств в инвестиционную деятельность в Крыму.
Кроме того, данные табл. 3 свидетельствуют о том, что с развитием рыночных отношений в стране формы собственности инвестиций экономики Республики Крым становятся все боле многообразными. В условиях децентрализации инвестиционного процесса, помимо всех остальных форм, отмечается небольшое количество инвестиций, принадлежащих иностранцам, что осложнено условиями санкций на территории полуострова.
На протяжении 2010-2013 годов наблюдался постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма, и по состоянию на 31.12.2013 года они составили 1608,9 млн долл. Наибольшие темпы прироста объема иностранных инвестиций были зафиксированы в 2011 г. (43,0 %, или 350,7 млн долл.). В 2013 году прирост объема прямых иностранных инвестиций составил 9,9 %, или 145,2 млн долл. [6].
Однако политические процессы и изменения в январе - марте 2014 года привели к потере многих инвесторов. Во втором квартале 2014 года в экономику Республики Крым от иностранных инвесторов поступило 4,8 млн долл. США прямых иностранных инвестиций (акционерного капитала). Инвестиции поступили из 6 стран мира: Виргинские Острова (4,1 млн долл. США), Узбекистан, Белоруссия, Франция (21,5 тыс. долл. США), Кипр и Турция. По видам экономической деятельности прямые иностранные инвестиции распределились неравномерно: наиболее привлекательными для инвестирования являются предприятия по временному размещению туристов (69,6 % общего объема прямых инвестиций), организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (15,0 %), учреждения здравоохранения (12,0 %), туристические агентства и туристические операторы (2,9 %) [6].
Под структурой инвестиций по источникам финансирования понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. Под этим понимается оптимальная доля участия государства в инвестиционном процессе. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в последние годы также существенно изменилась (табл. 4).
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к
Источник 2014 2015 2016
Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 45,1 44 33,4
привлеченные средства 54,9 56 66,6
в том числе:
кредиты банков 1 2,6 1,8
заемные средства других организаций 5,9 3,3 0,9
бюджетные средства 43,9 43,2 57,4
в том числе:
из федерального бюджета 21,6 17,5 35,5
из бюджетов субъектов Российской Федерации 20,6 22,3 17,6
из местных бюджетов 1,7 3,4 4,3
средства внебюджетных фондов 0,6 1,4 1,7
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 1,1 2,4 2,9
прочие средства 2 3 1,9
Источник: составлено автором по данным [3]
Из-за неблагополучного финансового положения предприятий в то время и, как следствие, недостатка собственных средств наметилась тенденция преобладания привлеченных источников финансирования над собственными. Из состава привлеченных средств заслуживают особого внимания два источника финансирования: кредиты банков и средства федерального бюджета. Кредит является важнейшим интегрирующим инструментом формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов на всех уровнях хозяйственных систем, поэтому источники формирования кредита служат потенциальными финансовыми источниками создания и реализации эффективного механизма экономического роста. Наличие незначительной доли кредитования банками в структуре источников финансирования инвестиционной деятельности (1,8 % в 2016 г.) связано с неразвитостью банковской системы на территории республики и высокими процентами по кредитованию.
На начало 2014 г. на территории полуострова функционировало около 180 финансово-кредитных учреждений и около 1000 отделений [7]. Приостановление, а потом закрытие украинскими банками своих отделений привело к определенным кратковременным неудобствам в функционировании всей финансовой системы полуострова.
На протяжении 2014 г. удалось сформировать сеть кредитных организаций и завершить формирование банковской сети полуострова.
Однако такие крупные банки, как Сбербанк России, ВТБ-24, Альфа-банк, не спешат открывать свои отделения в регионе в связи с опасением санкционных действий со стороны стран Запада. В связи с функционированием многочисленных мелких финансовых организаций возникло множество финансовых махинаций со стороны недобросовестных учредителей [7].
По состоянию на 01.01.2017 в Республике Крым было зарегистрировано 326 филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций, головная организация которых находится в регионе и за его пределами [8].
В Республике Крым на 01.01.2015 кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям-резидентам и физическим лицам - резидентам, составили 16 млрд руб., тогда как привлеченные вклады физических лиц -47,6 млрд руб. [8].
Доля бюджетных средств в общем объеме финансирования экономики республики на протяжении всего рассматриваемого периода неравномерна и принимает значения от 43,9 до 57,4 %, что свидетельствует о некоторых особенностях региона и его низкой привлекательности для частных инвесторов. Доля федеральных бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в основной капитал за 2014-2016 гг. выросла, что свидетельствует о том, что регион является дотационным. Высокое значение доли бюджетных средств в период с 2016-2016 гг. объясняется действием в Республике Крым федеральных и государственных инвестиционных программ.
Одним из механизмов, способствующих улучшению инвестиционного климата Крыма, служит целевая программа «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Общий объем финансирования должен составить 681,2 млрд руб., из которых 23,1 млрд руб. - внебюджетное финансирование [9].
Создание логистических центров на полуострове будет способствовать выполнению основных задач программы социально-экономического развития; усовершенствованию транспортной и инженерной инфраструктуры; повышению качества энергоснабжения региона; развитию социальной сферы; обеспечению межнационального согласия; модернизации основных объектов здравоохранения и образования; инновациям в управлении [10].
Следует отметить, что одним из основных инструментов развития Республики Крым и привлечения инвестиций является свободная экономическая зона (далее -СЭЗ), созданная в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В рамках СЭЗ предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны [11, 12].
Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о наличии ряда препятствий для привлечения инвестиций в регион, главными из которого являются высокие политические и экономические риски.
Проведенный анализ инвестиционной деятельности в экономике республики позволяет разработать следующие рекомендации по повышению инвестиционной активности:
— совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на регулирование инвестиционной деятельности в республике;
— упорядочение земельных и имущественных отношений с помощью обеспечения приоритетного оформления земельных участков в собственности Республики Крым, предполагаемых для передачи потенциальным инвесторам. Разработка градостроительной документации в муниципальных образованиях региона;
— субсидирование инвестиционных проектов, что позволит уменьшить расходы предприятия, связанные с выплатой процентов, например, по банковским кредитам для развития сферы туризма;
— создание системы страхования инвестиционных проектов;
— повышение публичности и прозрачности деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и органов местного самоуправления;
— усиление контроля и внедрение регулярного мониторинга за выполнением условий инвестиционных соглашений и договоров в рамках СЭЗ;
— развитие инвестиционной инфраструктуры;
— развитие конкурентной бизнес-среды;
— развитие малого и среднего предпринимательства (развитие институтов финансирования малого и среднего предпринимательства);
— взаимодействие органов власти республики с институтами (фондами) развития Российской Федерации с целью получения грантов на реализацию проектов в сфере курортов и туризма;
— реализация инвестиционных проектов в сфере курортов и туризма с использованием механизма государственно-частного партнерства. Формирование регионального законодательства для использования механизма государственно-частного партнерства. Подготовка перечня объектов в сфере курортов и туризма республики, реконструкция/модернизация которых возможна с использованием данного механизма [13];
— привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику путем:
• использования финансовых инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг (например, акций или облигаций), которые выпущены не на территории Крыма, а на других территориях, связанных с экономическими субъектами в Крыму;
• создания предприятий с иностранным капиталом за пределами Крыма, но которые могут осуществлять не прямую, а опосредованную деятельность с предприятиями (включая малые предприятия) Республики Крым;
• использования стран и компаний, которые не боятся санкций со стороны западных стран, в частности компаний из Турции, Китая, Индии, стран Латинской Америки, Израиля и т. п. [6].
ВЫВОДЫ
Таким образом, основной предпосылкой для развития регионов в современной экономической ситуации является осуществление инвестиций и внедрение инноваций. Активизация инновационно-инвестиционного деятельности Республики Крым возможна при совершенствовании нормативно-правовой базы, направленной на регулирование инвестиционной деятельности в республике, создании системы страхования инвестиционных проектов, развитии малого и среднего предпринимательства (развитие институтов финансирования малого и среднего предпринимательства) и т. д. В этой связи необходимо разработать новый механизм стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, направленных на развитие экономики региона.
Список литературы
1. Кравченко Н. А. Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым // Крымский научный вестник. 2015. № 3 (3). С. 3-13.
2. Борщ Л. М., Воробьев Ю. Н., Бондарь А. П. Приоритеты формирования инвестиционной активности в экономике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 225-228.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. URL: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/.
4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#.
5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru.
6. Воробьев Ю. Н., Котлярова Е. С. Иностранные инвестиции в Республику Крым: преимущества и основные способы привлечения // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 43-46.
7. Самогородская С. А. Проблемы привлечения инвестиций в экономику Республики Крым в условиях геополитической нестабильности / Под общ. ред. Л. Совершаева. СПб.: С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2016. С. 256-260.
8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/?prtid=nadzor.
9. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. №790 «Об утверждении федеральной
целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до
2020 года"».
10. Закон Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».
11. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
12. Официальный веб-сайт Министерства экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/.
13. Котлярова Е. С. Оценка состояния инвестиционной деятельности в сфере туризма Республики Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017. № 4 (41). С. 71-79.
Статья поступила в редакцию 26.09.2018