Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности в Республике Крым'

Факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / INVESTMENT / FOREIGN INVESTMENT / DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлярова Е.С.

Одним из главных условий развития экономики государства является высокая инвестиционная активность. Актуальность выбранной темы обусловлена обоснованием необходимости привлечения дополнительных как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику страны, которая в настоящий момент живет в условиях санкций со стороны Евросоюза и США. В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. В результате определены основные факторы влияния на развитие инвестиционной деятельности в регионе и в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Against the background of a sharp deterioration in the economic situation due to the fall in world energy prices, it becomes obvious that countries with a one-sided export orientation are most vulnerable during a crisis because their organizations and institutions are not formed for a mixed economy. A way out of this situation is the development of a self-sufficient national economy based on the integrated development at the sub-federal level. The transformation of the Russian economy is directly related to the intensification of investment activities, is based on internal and external investments, the implementation of which creates prerequisites for economic growth and enhancing the competitiveness of the national economy, ensures simple and expanded reproduction, is a decisive factor in socioeconomic development in the long term. Investments play a central role in ensuring the effective functioning of the economic system and all social reproduction, since they directly affect the possibility of economic growth in the long term. The formation of a competitive, investment-attractive region with a high level of international image depends on the interaction of exogenous and endogenous factors. External factors affect investment activity, primarily through demographic and social changes, as well as financial and economic conditions. Among the numerous external factors influencing the development of investment activity, it is advisable to single out their main groups: political, economic, social. The relevance of the research topic is due to the need to modernize the economy of the Republic of Crimea, the need to update the energy, utilities, transport, agricultural, tourism infrastructure in the context of sanctions restrictions by attracting investments to bring the republic to a new level of development and the formation of a self-sufficient region.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности в Республике Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 81-91.

УДК 330.322

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Котлярова Е. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: e.kotlyarova92@mail.ru

Одним из главных условий развития экономики государства является высокая инвестиционная активность. Актуальность выбранной темы обусловлена обоснованием необходимости привлечения дополнительных как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику страны, которая в настоящий момент живет в условиях санкций со стороны Евросоюза и США. В работе использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. В результате определены основные факторы влияния на развитие инвестиционной деятельности в регионе и в стране в целом.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, факторы развития. ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие социально-экономической системы государства невозможно представить без эффективной инвестиционной политики, которая должна быть реализована как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

В условиях сложившейся экономической ситуации, обусловленной санкциями со стороны стран Запада, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в стране инвестирование в российскую экономику осуществляется в малых объемах, а из страны происходит отток инвестиционного капитала.

Вопросы теории и практики инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности освещены в работах таких отечественных ученых, как Воробьев Ю. Н., Борщ Л. М, Бондарь А. П., Кравченко Н. А., Самогородская С. А. и др.

Однако ряд вопросов остается не полностью раскрытым и требует дальнейшего исследования.

Целью исследования является выявление основных факторов, оказывающих негативное влияние на развитие инвестиционной деятельности в регионе и предложение путей их регулирования.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики определяет необходимость научного осмысления целей, направлений и интенсивности трансформационных процессов в качественных параметрах современного мира. Это, в свою очередь, поднимает вопрос о научном осмыслении сущности современного инвестиционного процесса как фактора модернизации хозяйственных структур, их инновационно-технологическом обновлении.

Успешное функционирование отраслей экономики в современных условиях хозяйствования возможно только на основе динамичного развития, основанного на инвестиционной и инновационной деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью модернизации экономики Республики Крым, потребностью в обновлении энергетической, коммунальной, транспортной, сельскохозяйственной, туристической инфраструктуры в условиях санкционных ограничений путем привлечения инвестиций с целью выхода республики на новый уровень развития и формирования самодостаточного региона.

Оценка факторов формирования и реализации потенциала инвестиционной деятельности Республики Крым является одним из основных рычагов эффективного управления и развития региона [2].

Формирование конкурентоспособного, инвестиционно привлекательного региона с высоким уровнем международного имиджа зависит от взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов (рис. 1) [1].

Внешние факторы влияют на инвестиционную деятельность, в первую очередь, с помощью демографических и социальных изменений, а также на финансово-экономические условия. Среди многочисленных внешних факторов, влияющих на развитие инвестиционной деятельности, целесообразно выделить основные их группы: политические, экономические, социальные.

Также основные факторы влияния были разделены на объективные и субъективные. Объективные факторы не зависят от субъектов влияния. Субъективные факторы - факторы, на которые могут повлиять субъекты инвестиционной деятельности региона [1].

К внутренним факторам можно отнести:

- недостаточную ресурсную и инфраструктурную обеспеченность региона необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных регионов;

- неравномерность размещения, имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;

- значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;

- ограниченную конкурентоспособность промышленного комплекса и т. д.

Экзогенные факторы

Влияние метрологических условий. Прогнозы чрезвычайных природных ситуаций

Экологическая политика

правительства региона и страны

Соседство с развитыми регионами —► Наличие морского сообщения с другими регионами и иностранными государствами

Политическая стабильность в стране и в мире. Финансовая, кредитная, налоговая, антимонопольная политика государства и местных органов власти. Федеральные законы и нормативные акты в области ценообразования, налогообложения, кредитования, землепользования, инвестиционной деятельности, таможенной и антимонопольной политики

Демография, занятость населения, уровень дохода Миграция трудовых ресурсов

Темпы инфляции, колебания рыночной конъюнктуры. Рыночная конкуренция Наличие экономики независимого финансового рынка и рынк! инвестиционных услуг.

Циверсифицированность экономической среды

Курсы валют, уровни мировых цен Соглашения по тарифам и торговле между странами. Приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин

Объективные факторы

Природно-климатические факторы

Экологические факторы

Субъективные факторы

Социальные факторы

Экономические факторы

Внешнеэкономические факторы

Географическое положение региона

Политические и законодательные факторы

Эндогенные факторы

Наличие большого количества природно-климатических условий

Использование производств. экологически строительных технологий. экологическая обстановка

безотходных Применение чистых материалов и Благоприятная

Стратегия развития региона, Политика региона в области инвестиционной деятельности. Региональная и местная нормативно-правовая база

Социальная политика региона. Положительная социально-

демографическая ситуация.

Наличие различных категорий трудовых ресурсов

Уровень издержек и

рентабельность производства. Финансовое состояние

предприятий

Наличие внешнеэкономических связей и опыта работы с зарубежными партнерами

Привлечение иностранных

инвесторов

Рисунок 1. Экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности

Анализируя совокупность факторов, которые влияют на развитие и реализацию инвестиционного потенциала Республик Крым, в частности отрасти туризма, следует принимать во внимание, что развитие отраслей экономии и процесс реализации их потенциала являются системными процессами, а значит - они требуют целенаправленного управленческого влияния как на государственном уровне, в форме отраслевых программ стратегического развития, так и на микроуровне - на уровне предприятий разных форм собственности, которые являются непосредственными поставщиками продуктов конечному потребителю.

В условиях геополитического кризиса на Украине, а также перехода Республики Крым в экономико-правовое поле Российской Федерации возникают биполярные проблемы, связанные, с одной стороны, с возникновением потенциально новых возможностей развития, а с другой стороны - проблемы логистического и экономического характера, от решения которых будет зависеть эффективность развития региона.

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры в течение последних лет, безусловно, стало самым отягчающим фактором, который с большой вероятностью негативно отразится и на перспективах 2019 г., осложнив возможности запуска механизма новых инвестиционных процессов. Очевидно, что сужение доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточение внутренней денежно-кредитной политики на фоне снижения курса национальной валюты и сохраняющихся у большинства экономических агентов инфляционных ожиданий обострило риски и спровоцировало кризис доверия между большинством существующих потенциальных участников инвестиционных программ [2].

В 2015 году валовой региональный продукт Республики Крым составил 248,2 млрд руб., или 130 тыс. руб. на душу населения [3]. Сравнив данный показатель со средним значением по России - 443 тыс. руб. [4], можно сделать вывод, что Республика Крым и город Севастополь относятся к категории отстающих регионов Российской Федерации.

Республика Крым обладает большим потенциалом для развития экономики региона. Самыми перспективными отраслями развития являются сельское хозяйство и санаторно-курортный и туристический комплекс. За счет активизации инвестиционных процессов в данные направления можно значительно повысить экспортный потенциал региона.

Однако на сегодняшний день отдельные показатели по Республике Крым в сравнении со средними данными по всем субъектам России ниже в десятки раз. Республика вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей и заняла 84 место в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края) (табл. 1). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге [5].

Таблица 1

Инвестиционный риск российских регионов в 2017 году

Ранг риска Ранг потенциала, 2017 г. Регион (субъект Федерации) Средневзвешенный индекс риска, 2017 г. Изменение индекса риска, 2017/2016 г., увеличение (+),снижение (-) Изменение ранга риска, 2017/2016 г.

2017 2016

71 66 28 Республика Крым 0,344 0,019 -5

65 59 71 г. Севастополь 0,284 -0,009 -6

Источник: составлено автором по данным [5]

Следует отметить, что по итогам 2016 года Россия находилась в десятке стран мира с самой высокой степенью физического и морального износа основных производственных фондов. В Республике Крым степень износа основных фондов в целом по экономике в 2014 году составляла 70,5 %, а в 2016 году немного снизилась -до 69,8 % (табл. 2).

В основном большинство отраслей реального сектора экономики Республики Крым характеризуется высокой степенью износа основных фондов, которая из года в год только увеличивается. Отмечается высокий уровень износа основных фондов и медицинского оборудования здравниц - 50 %. Износ основных фондов гостиниц и ресторанов в 2014 году составил 24,0 %, однако в 2016 году сократился до 23,6 % [3].

Таблица 2

Состояние основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости)

2014 2015 2016

Наличие основных фондов, млн рублей 1233699 2033680,2 2055243

Структура видов основных фондов,

млн рублей

здания 615793 784035

сооружения 480121 603776,6

машины и оборудование 91706 531313

транспортные средства 31781 94148,3

прочие 7390 12356,1

Степень износа основных фондов, в процентах 70,5 71,5 69,8

Ввод в действие новых основных фондов, млн рублей 11692 25994 59442

Коэффициент обновления основных

фондов в процентах (в смешанных 0,9 1,3 2,9

ценах)

Коэффициент ликвидации (выбытия)

основных фондов в процентах (в 0,2 0,1 0,1

смешанных ценах)

Источник: составлено автором по данным [3]

Таким образом, с целью модернизации и развития отраслей реального сектора экономики Республики Крым необходимы дополнительные финансовые источники.

Однако в ситуации с санкциями и резким снижением цен на нефть появилась необходимость снижения государственных расходов либо их оптимизации. Поэтому для реализации инфраструктурных проектов следует привлекать частных инвесторов и искать пути реализации совместно с бизнесом. Это сократит бремя государственных расходов и будет способствовать более эффективной реализации проектов, в связи с заинтересованностью частных инвесторов. Для того чтобы привлекать частных инвесторов, в Крыму следует создавать благоприятный инвестиционный климат.

Большое значение в экономике региона для анализа эффективности инвестиций имеют структуры инвестиций по формам собственности и источникам финансирования.

Под структурой инвестиций по формам собственности понимается их распределение и соотношение по формам собственности в их общей сумме, т. е. какая доля инвестиций принадлежит государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам или смешанной форме собственности. Изменение структуры инвестиций в основной капитал Республики Крым по формам собственности в динамике показано в табл. 3.

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по формам собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник 2014 2015 2016

Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100

в том числе по формам собственности:

российская 89,9 91,1 93,3

из нее:

государственная 23,9 29,4 32,9

муниципальная 4,4 6,2 7,2

частная 61,4 53,2 47

потребительской кооперации 0,1 0,1 0

общественных и религиозных организаций (объединений) 0 0,1 0,2

смешанная российская 0,1 2,1 6

российских граждан, постоянно проживающих за границей 0

иностранная 7,2 3,3 3,4

совместная российская и иностранная 2,9 5,6 3,3

Источник: составлено автором по данным [3]

На уровне Республики Крым структура финансирования инвестиций значительно отличается от того что характерно для всей экономики РФ. Основная

доля источников финансирования инвестиций связана с привлеченными средствами. При этом в 2015 и 2016 гг. доминировали бюджетные источники средств.

Из данных следует, что доля государственных инвестиций в основной капитал с 2014 по 2016 г. увеличилась с 89,9 до 93,3 %. Доля частной собственности снизилась с 61,4 до 47 %, что в условиях рыночных отношений - незакономерное явление. Это указывает на особенности и проблемы финансирования инвестиций в данном регионе, а также достаточно сложной системы регулирования и стимулирования притока средств в инвестиционную деятельность в Крыму.

Кроме того, данные табл. 3 свидетельствуют о том, что с развитием рыночных отношений в стране формы собственности инвестиций экономики Республики Крым становятся все боле многообразными. В условиях децентрализации инвестиционного процесса, помимо всех остальных форм, отмечается небольшое количество инвестиций, принадлежащих иностранцам, что осложнено условиями санкций на территории полуострова.

На протяжении 2010-2013 годов наблюдался постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма, и по состоянию на 31.12.2013 года они составили 1608,9 млн долл. Наибольшие темпы прироста объема иностранных инвестиций были зафиксированы в 2011 г. (43,0 %, или 350,7 млн долл.). В 2013 году прирост объема прямых иностранных инвестиций составил 9,9 %, или 145,2 млн долл. [6].

Однако политические процессы и изменения в январе - марте 2014 года привели к потере многих инвесторов. Во втором квартале 2014 года в экономику Республики Крым от иностранных инвесторов поступило 4,8 млн долл. США прямых иностранных инвестиций (акционерного капитала). Инвестиции поступили из 6 стран мира: Виргинские Острова (4,1 млн долл. США), Узбекистан, Белоруссия, Франция (21,5 тыс. долл. США), Кипр и Турция. По видам экономической деятельности прямые иностранные инвестиции распределились неравномерно: наиболее привлекательными для инвестирования являются предприятия по временному размещению туристов (69,6 % общего объема прямых инвестиций), организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (15,0 %), учреждения здравоохранения (12,0 %), туристические агентства и туристические операторы (2,9 %) [6].

Под структурой инвестиций по источникам финансирования понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. Под этим понимается оптимальная доля участия государства в инвестиционном процессе. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в последние годы также существенно изменилась (табл. 4).

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к

Источник 2014 2015 2016

Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100

в том числе по источникам финансирования:

собственные средства 45,1 44 33,4

привлеченные средства 54,9 56 66,6

в том числе:

кредиты банков 1 2,6 1,8

заемные средства других организаций 5,9 3,3 0,9

бюджетные средства 43,9 43,2 57,4

в том числе:

из федерального бюджета 21,6 17,5 35,5

из бюджетов субъектов Российской Федерации 20,6 22,3 17,6

из местных бюджетов 1,7 3,4 4,3

средства внебюджетных фондов 0,6 1,4 1,7

средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 1,1 2,4 2,9

прочие средства 2 3 1,9

Источник: составлено автором по данным [3]

Из-за неблагополучного финансового положения предприятий в то время и, как следствие, недостатка собственных средств наметилась тенденция преобладания привлеченных источников финансирования над собственными. Из состава привлеченных средств заслуживают особого внимания два источника финансирования: кредиты банков и средства федерального бюджета. Кредит является важнейшим интегрирующим инструментом формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов на всех уровнях хозяйственных систем, поэтому источники формирования кредита служат потенциальными финансовыми источниками создания и реализации эффективного механизма экономического роста. Наличие незначительной доли кредитования банками в структуре источников финансирования инвестиционной деятельности (1,8 % в 2016 г.) связано с неразвитостью банковской системы на территории республики и высокими процентами по кредитованию.

На начало 2014 г. на территории полуострова функционировало около 180 финансово-кредитных учреждений и около 1000 отделений [7]. Приостановление, а потом закрытие украинскими банками своих отделений привело к определенным кратковременным неудобствам в функционировании всей финансовой системы полуострова.

На протяжении 2014 г. удалось сформировать сеть кредитных организаций и завершить формирование банковской сети полуострова.

Однако такие крупные банки, как Сбербанк России, ВТБ-24, Альфа-банк, не спешат открывать свои отделения в регионе в связи с опасением санкционных действий со стороны стран Запада. В связи с функционированием многочисленных мелких финансовых организаций возникло множество финансовых махинаций со стороны недобросовестных учредителей [7].

По состоянию на 01.01.2017 в Республике Крым было зарегистрировано 326 филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций, головная организация которых находится в регионе и за его пределами [8].

В Республике Крым на 01.01.2015 кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям-резидентам и физическим лицам - резидентам, составили 16 млрд руб., тогда как привлеченные вклады физических лиц -47,6 млрд руб. [8].

Доля бюджетных средств в общем объеме финансирования экономики республики на протяжении всего рассматриваемого периода неравномерна и принимает значения от 43,9 до 57,4 %, что свидетельствует о некоторых особенностях региона и его низкой привлекательности для частных инвесторов. Доля федеральных бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в основной капитал за 2014-2016 гг. выросла, что свидетельствует о том, что регион является дотационным. Высокое значение доли бюджетных средств в период с 2016-2016 гг. объясняется действием в Республике Крым федеральных и государственных инвестиционных программ.

Одним из механизмов, способствующих улучшению инвестиционного климата Крыма, служит целевая программа «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Общий объем финансирования должен составить 681,2 млрд руб., из которых 23,1 млрд руб. - внебюджетное финансирование [9].

Создание логистических центров на полуострове будет способствовать выполнению основных задач программы социально-экономического развития; усовершенствованию транспортной и инженерной инфраструктуры; повышению качества энергоснабжения региона; развитию социальной сферы; обеспечению межнационального согласия; модернизации основных объектов здравоохранения и образования; инновациям в управлении [10].

Следует отметить, что одним из основных инструментов развития Республики Крым и привлечения инвестиций является свободная экономическая зона (далее -СЭЗ), созданная в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В рамках СЭЗ предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны [11, 12].

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о наличии ряда препятствий для привлечения инвестиций в регион, главными из которого являются высокие политические и экономические риски.

Проведенный анализ инвестиционной деятельности в экономике республики позволяет разработать следующие рекомендации по повышению инвестиционной активности:

— совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на регулирование инвестиционной деятельности в республике;

— упорядочение земельных и имущественных отношений с помощью обеспечения приоритетного оформления земельных участков в собственности Республики Крым, предполагаемых для передачи потенциальным инвесторам. Разработка градостроительной документации в муниципальных образованиях региона;

— субсидирование инвестиционных проектов, что позволит уменьшить расходы предприятия, связанные с выплатой процентов, например, по банковским кредитам для развития сферы туризма;

— создание системы страхования инвестиционных проектов;

— повышение публичности и прозрачности деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и органов местного самоуправления;

— усиление контроля и внедрение регулярного мониторинга за выполнением условий инвестиционных соглашений и договоров в рамках СЭЗ;

— развитие инвестиционной инфраструктуры;

— развитие конкурентной бизнес-среды;

— развитие малого и среднего предпринимательства (развитие институтов финансирования малого и среднего предпринимательства);

— взаимодействие органов власти республики с институтами (фондами) развития Российской Федерации с целью получения грантов на реализацию проектов в сфере курортов и туризма;

— реализация инвестиционных проектов в сфере курортов и туризма с использованием механизма государственно-частного партнерства. Формирование регионального законодательства для использования механизма государственно-частного партнерства. Подготовка перечня объектов в сфере курортов и туризма республики, реконструкция/модернизация которых возможна с использованием данного механизма [13];

— привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику путем:

• использования финансовых инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг (например, акций или облигаций), которые выпущены не на территории Крыма, а на других территориях, связанных с экономическими субъектами в Крыму;

• создания предприятий с иностранным капиталом за пределами Крыма, но которые могут осуществлять не прямую, а опосредованную деятельность с предприятиями (включая малые предприятия) Республики Крым;

• использования стран и компаний, которые не боятся санкций со стороны западных стран, в частности компаний из Турции, Китая, Индии, стран Латинской Америки, Израиля и т. п. [6].

ВЫВОДЫ

Таким образом, основной предпосылкой для развития регионов в современной экономической ситуации является осуществление инвестиций и внедрение инноваций. Активизация инновационно-инвестиционного деятельности Республики Крым возможна при совершенствовании нормативно-правовой базы, направленной на регулирование инвестиционной деятельности в республике, создании системы страхования инвестиционных проектов, развитии малого и среднего предпринимательства (развитие институтов финансирования малого и среднего предпринимательства) и т. д. В этой связи необходимо разработать новый механизм стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, направленных на развитие экономики региона.

Список литературы

1. Кравченко Н. А. Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым // Крымский научный вестник. 2015. № 3 (3). С. 3-13.

2. Борщ Л. М., Воробьев Ю. Н., Бондарь А. П. Приоритеты формирования инвестиционной активности в экономике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 225-228.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. URL: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/.

4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#.

5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru.

6. Воробьев Ю. Н., Котлярова Е. С. Иностранные инвестиции в Республику Крым: преимущества и основные способы привлечения // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 43-46.

7. Самогородская С. А. Проблемы привлечения инвестиций в экономику Республики Крым в условиях геополитической нестабильности / Под общ. ред. Л. Совершаева. СПб.: С.-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2016. С. 256-260.

8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/?prtid=nadzor.

9. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. №790 «Об утверждении федеральной

целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до

2020 года"».

10. Закон Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».

11. Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

12. Официальный веб-сайт Министерства экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/.

13. Котлярова Е. С. Оценка состояния инвестиционной деятельности в сфере туризма Республики Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017. № 4 (41). С. 71-79.

Статья поступила в редакцию 26.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.