Научная статья на тему 'Возможность создания инвестиционного траста в Крыму'

Возможность создания инвестиционного траста в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТРАСТ / СХЕМЫ СОЗДАНИЯ ТРАСТОВ / СОХРАНЕНИЕ КОНФИДЕНЦЦИАЛЬНОСТИ БЕНЕФИЦИАРОВ / CRIMEA / FOREIGN INVESTMENTS / INVESTMENT TRUST / SCHEMES FOR CREATING TRUSTS / MAINTAINING CONFIDENTIALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Елена Борисовна, Тарановская Евгения Вадимовна, Дронова Ольга Аркадьевна

Авторы рассматривают варианты привлечения иностранного капитала для финансирования развития экономики Крыма в условиях действия антироссийских санкций. Ониотмечают опасения западных предпринимателей открыто участвовать в предоставлении средств в крымские предприятия, хотя подобные желания имеются. В этой связи авторы оценивают возможность создания международного инвестиционного траста, в котором сведения о конкретных участниках инвесторов не раскрываются. Они ссылаются на обширную практику создания подобных фондов в странах общего права, прежде всего в Великобритании, о. Гернси, а также в Лихтенштейне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность создания инвестиционного траста в Крыму»

Возможность создания инвестиционного траста в Крыму

Е.Б. Завьялова,

кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства - зав. кафедрой, О.А. Дронова,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства - соискатель, Е.В. Тарановская,

кандидат технических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра финансов и валютно-кредитных отношений - доцент

Аннотация

Авторы рассматривают варианты привлечения иностранного капитала для финансирования развития экономики Крыма в условиях действия антироссийских санкций. Они отмечают опасения западных предпринимателей открыто участвовать в предоставлении средств в крымские предприятия, хотя подобные желания имеются. В этой связи авторы оценивают возможность создания международного инвестиционного траста, в котором сведения о конкретных участниках инвесторов не раскрываются. Они ссылаются на обширную практику создания подобных фондов в странах общего права, прежде всего в Великобритании, о. Гернси, а также в Лихтенштейне.

Ключевые слова: Крым, иностранные инвестиции, инвестиционный траст, схемы создания трастов, сохранение конфиденцциальности бенефициаров.

The possibility of creating an investment trust in Crimea

E.B. Zav'ylova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of economic policy and public-private partnership - the Head, O.A. Dronova,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, department of economic policy and public-private partnership - Competitor, E.V. Taranovskaya,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy, Department of Finance, Monetary and Credit Relations - Associate Professor

УДК 339.7 ББК 65.268 3-139

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

Abstract

The authors consider options for attracting foreign capital to finance the development of the economy of Crimea under conditions of anti-Russian sanctions. They note the fears of Western entrepreneurs to openly participate in providing funds to Crimean enterprises, although such wishes exist. In this regard, the authors assess the possibility of creating an international investment trust, in which information on specific participants is not disclosed. They refer to the extensive practice of creating similar foundations in common law countries, primarily in the UK, Guernsey, as well as in Liechtenstein.

Keywords: Crimea, foreign investments, investment trust, schemes for creating trusts, maintaining confidentiality.

В течение 2014-2017 гг. государственные органы и предпринимательские структуры России прилагаются большие усилия по разработке вариантов финансирования развития экономики Крыма по различным схемам, в том числе и по схеме государственно-частного партнерства. Однако пока кардинального решения проблемы не найдено. В 2014 г. Правительство приняло решение объявить Севастополь и Крым территориями свободной экономической зоны (СЭЗ). В результате резиденты стали пользоваться налоговыми льготами. В Крыму и Севастополе уже действует СЭЗ, однако она ориентирована в основном на местный бизнес. Ее резидентам даны льготы по налогам, в реестре зоны около 900 организаций, заявленный объем инвестиций — 80 млрд руб. В 2014 году существовавшее тогда Минкрыма предлагало куда более масштабный проект — создание на полуострове офшорной зоны с возможностью применения на его территории иностранного права, но из-за санкций от идеи было решено отказаться. Зарубежные инвесторы опасаются вкладывать финансовые средства в Крым из-за действующих в США и Европе антироссийских санкций.

В результате функционирование СЭЗ в Крыму замедлилось. Надо отметить, что в целом в России было предпринято несколько попыток создавать особые экономические зоны разного типа в различных регионах. Но не все из них дали существенный экономический эффект. Напомним, в 2005-2016 гг. в России создано 36 ОЭЗ на территориях 31 региона. Однако, убедившись, что некоторые из таких зон - это просто «налоговые дыры», было принято решение о прекращении их функционирования. С 2010 по 2016 год досрочно прекращена деятельность десяти зон. По состоянию на 1 января 2017 г. на территориях 23 регионов существуют 26 ОЭЗ, десять из которых — промышленно-производственного типа, шесть — технико-внедренческого типа, девять - туристско-рекреационного типа и одна портового типа.1

1 Инвесторов в Крым предложили защитить от санкций через механизм трастов // https:// regnum.ru/news/2269270.html

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

Весной 2016 г. в Государственную думу внесен проект создания нового организационно-финансового проекта по стимулированию финансирования развития экономики Крыма с помощью инвестиционного траста.

Таким образом, идея создания какой-либо зоны, предполагающей создание определенных стимулов для инвесторов, желательно зарубежных, возникла в новом воплощении. Для реализации проекта было предложено внести определенные поправки в законодательство. Первый законопроект представляет собой поправки к Налоговому кодексу, второй — к Гражданскому кодексу и еще к полутора десяткам законов. В ГК предлагается узаконить новый вид общества с ограниченной ответственностью — «Международная компания», а также ввести статьи «Международные трасты» (организация и переданные ей другими лицами в собственность трастовые фонды) и «Семейные фонды» (организация, созданная для управления имуществом создателя фонда, его семьи «или иных указанных им конкретных лиц»).2 Согласно поправкам, на налоговый учет эти три формы должны вставать по месту эффективного управления (реального расположения) — если оно находится за границами РФ, то они будут признаваться нерезидентами, то есть будут выведены из-под фискального контроля.

Трасты — вероятно, самая интересная часть новаций. Именно они должны обеспечить инвесторам в Крым анонимность. При обычном доверительном управлении собственник активов известен, крымские же трасты, по задумке, должны получить права на переданные им активы. В этом случае бенефициар становится невидимым, но остается при доходах. Таким образом, предполагается скрыть бенефициаров из стран, объявивших антироссийские санкции.

Для раздачи льгот в действующий закон о крымской СЭЗ предложено ввести главу «Международная транзитная зона», в которой будут регулироваться права инвесторов на отдельных участках территории свободного порта со специальным режимом ведения бизнеса. Впрочем, на фоне трастов налоговые льготы не очень впечатляют — в меньшем объеме они уже есть в СЭЗ. Согласно поправкам, доходы резидентов из источников в Международной транзитной зоне полностью освобождаются от НДС, налогов на прибыль и имущество. По аналогии с «дикими» офшорами участникам зоны предложено оплачивать лишь ежегодный налоговый сбор в размере 1,5 тыс. евро. Для налогообложения доходов резидентов, полученных на остальной территории РФ, предложены льготные ставки: на дивиденды — 15%, по процентам и роялти — 0%.3

Кроме того, предполагается разрешить в Крыму и в том числе в Севастополе деятельность, невозможную на остальной территории РФ: иностранным банкам,

2 Инвесторов в Крыму защитят от санкций трастами // http://www.finmarket.ru/main/ аШс1е/4519237

3 Там же.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

страховым компаниям, пенсионным фондам и брокерским компаниям предложено дать возможность работать без лицензии (при ее наличии в своем государстве). Также предусмотрен упрощенный порядок получения российского гражданства для инвесторов, вложивших в облигации Крыма и Севастополя от 1 млн евро, приехавшим на полуостров иностранцам предложен безвизовый режим. Еще один бонус — выведение операций в Международной транзитной зоне из-под валютного контроля.

Вице-премьер Крыма Г. Мурадов называет трастовые формы ведения бизнеса общепринятыми: «У каждого крупного государства есть подобные гавани». В пример он привел штат Делавэр (США), Виргинские острова (Великобритания) и Гонконг (Китай). 4

В рамках проекта предлагается ввести на территории Крыма дополнительные налоговые льготы и создать механизм трастов по обеспечению анонимности для тех, кто инвестирует средства в развитие региона. Это создаст защиту бизнесменов от западных санкций. В случае, если будет введен механизм таких трастов, бенефициар будет оставаться невидимым и при этом не потеряет доходы. В настоящее время идет работа по доработке документов, связанных с созданием такого траста, потому что в существующем виде он противоречит международным соглашениям о раскрытии бенефициаров. Дело в том, что предложенные в проекте действия идут вразрез с усилиями по борьбе с офшорами со стороны G20 и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).5 В случае успешной доработки законопроект поможет инвесторам из западных государств обеспечить присутствие в Крыму в обход санкций. Сейчас многие компании не решаются работать на полуострове и вкладывать деньги в проекты на его территории, так как это чревато антироссийскими санкциями. Хотя существует опасность, что принятие доработок к проекту фактически превратит полуостров Крым в налоговый офшор.6

Операции в МТЗ, как предполагается, будут освобождены и от требований валютного контроля. Участники МТЗ должны будут лишь выплачивать ежегодный налоговый сбор в размере полутора тысяч евро. Еще одно условие МТЗ, которое вступает вразрез с действующим российским законодательством, дает право иностранным банкам, пенсионным фондам, брокерским конторам и другим финансовым учреждениям работать на полуострове без российской лицензии, при условии, что она имеется у этих компаний в их собственном государстве. Также предусмотрен безвизовый режим для иностранцев, посещающих полуостров, и упрощен-

4 В Госдуме готовится пакета законопроектов о фактическом введении в Крыму офшорного режима // finmarket.ru. 28 апреля 2017 г.

5 Инвесторов в Крым предложили защитить от санкций через механизм трастов // https:// regnum.ru/news/2269270.html

6 Безчастная М. Крым спрячут в оффшорах // http://svpressa.ru/economy/ айс1е/Ш445/?ж=1 28 апреля 2017, 19:30

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

69 ^

ный порядок получения российского гражданства для инвесторов, вложивших в облигации Крыма и Севастополя от одного миллиона евро и выше.

Анализ показывает, что предложенные поправки не вводят офшор в Крыму, а помогут бороться с антироссийскими санкциями и привлекать инвесторов. Но международные организации, в том числе Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) и «Большая двадцатка», которая одной из своих главных задач провозгласила борьбу с офшорами, могут с этим не согласиться. Более того, другие страны могут отказаться от сотрудничества с Россией в рамках проекта по обмену налоговой информацией.

Весной 2017 г. на Ялтинском экономическом форуме вице-премьер Крыма Г. Мурадов сообщил, что обсуждается вопрос создания трастов, представляющих интересы иностранного бизнеса, который опасается работать с полуостровом напрямую. Он назвал трасты общепринятой формой ведения бизнеса, приведя в пример штата Делавэр, Виргинские острова, Каймановы острова и Гонконг. Однако есть сомнение, что международные организации разделят эти взгляды. Сама идея законопроекта о создании МТЗ не вписывается в основные направления налоговой политики РФ и принципы международных стандартов прозрачности и раскрытия информации о конечных бенефициарах. В частности, положения о создании МТЗ не совпадают с условиями Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), особенно в части действий по достижению налоговой прозрачности и раскрытию агрессивных налоговых схем. Кроме того, в настоящий момент Россия проходит ряд взаимосогласительных процедур по автоматическому обмену информацией, и принятие указанных изменений может поставить под угрозу сотрудничество налоговых и финансовых органов других государств с российскими коллегами.

Намерение сохранить конфиденциальность конечного собственника противоречит общепризнанным рекомендациям и стандартам ФАТФ (Международного органа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег), а также положениям ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающим обязательную идентификацию бенефициарного собственника любой структуры.7

Таким образом, вопрос о привлечении инвестиций в Крым актуален, однако предстоит найти законодательные положения, обосновывающие его правомерность. Можно предположить, что такое решение может быть найдено, поскольку в ряде европейских стран, в частности в Великобритании, Лихтенштейне, на о.

7 Безчастная М. Крым спрячут в оффшорах // http://svpressa.ru/economy/ article/171445/?rss=1 28 апреля 2017, 19:30

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

Гернси, существует отработанная и не противоречащая законам практика создания подобных фондов.

Естественно, если проект МТЗ будет одобрен, это может значительно увеличить поток инвестиций в Крым. Особенно привлекательными для вложений являются области туризма и энергетики, которые уже имеют хорошую основу для будущего развития. Также большой простор есть в сфере строительства, обрабатывающих производств, транспорта и связи. Крым, по сути, является местом, которое нуждается в создании очень многих объектов, поэтому выгодно это будет как инвесторам, так и самому региону.

Конечно, следует учитывать и тот факт, что условия для международного инвестиционного сотрудничества в Крыму еще недостаточно разработаны. Многие бизнесмены жалуются на сложности работы с местными властями, поэтому для создания комфортного инвестиционного климата требуется и снижение уровня бюрократизации. Также остаются нерешенными многие вопросы логистики, создания необходимой инфраструктуры, борьбы с коррупцией, необходимость обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Отдельные западные предприниматели сетуют, что правила ведения бизнеса на полуострове часто меняются и нет гарантий, что новая нормативная база не изменится в какой-то момент. По-видимому, здесь необходимо принятие «дедушкиной оговорки».

В современных условиях использование траста в сочетании с другими инструментами финансового и налогового планирования, такими как офшорная компания, офшорный банк, холдинг, вызывает серьезный интерес со стороны деловых кругов всего мира. Не секрет, что многие финансовые империи создавались с определенными отклонениями от норм соблюдения закона. Однако в настоящее время их владельцы, стремясь оставаться в тени, активно изыскивают места приложения огромных масс капитала. Как говорится, со времен Остапа Бендера ничего не изменилось: «Все крупные состояния нажиты нечестным путем».

Одно из первоочередных требований — инвесторов инвестиционных трастов это — конфиденциальность владения бизнесом. С этой целью изыскиваются законные каналы размещения капитала, в структуре которых подразумевается возможность использование услуг номинальных акционеров или передача акций в траст респектабельной специализированной компании по полноценному трастовому договору. Если предполагается оформление акций на собственное имя, для сохранения конфиденциальности следует выбирать юрисдикцию, где информация об акционерах не хранится в государственных органах, и оформить акции на юридическое лицо, например, компанию на Белизе, в которой не требуется заявлять бенефициарных владельцев.8

8 Особенности налогообложения на Кипре//http://bptoffshore.2x3.net/m/puЫicatюns/15/

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

Законодательство по созданию инвестиционных трастов наиболее развито в странах общего права, т.е. в Англии и в странах так называемого Британского Содружества — бывших колоний Британской Империи. Однако трасты все больше признаются и получают распространение и в странах континентального права. При этом законодательство этих стран ищет и находит сочетание преимуществ континентального законодательства с его регулярными законами и института доверительных собственников. Таким образом, по всем вопросам сокрытия имен бенефициаров, вызывающим озабоченность относительно позиции международных организаций, стремящихся бороться с отмыванием денег, целесообразно изучить опыт таких стран, как Лихтенштейн — небольшого европейского государства, в котором годами отлажена система создания подобных трастов, не вызывая протестов Организации экономического сотрудничества и развития и Международного органа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием дене .9 Лихтенштейн — это единственная страна в континентальной Европе с гражданской системой права, которая имеет наиболее гибкое законодательство именно в части признания трастов и использования их преимуществ в интересах бизнеса.

Рисунок 1

Общая трастовая схема для обеспечения конфиденциальности собственника

и ведения бизнеса

Источник: Трастовая схема // http://bre.ru/risk/8595.html

' Трастовая схема // http://bre.ru/risk/8595.html

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

72

Закон Лихтенштейна о компаниях 1926 года прямо защищает капитал от конфискаций правительством. Конституция этой страны охраняет и защищает компании, образованные и принадлежащие нерезидентам. В этом отношении Лихтенштейн, будучи конституционной монархией, обеспечивает гораздо более надежную защиту, чем королевские офшорные финансовые центры, унаследовавшие английское общее право. Начинать формирование этой схемы можно либо с Холдинга и затем создавать дочерние компании 1, 2, 3, либо непосредственно с самих компаний, и уже потом создать холдинговую компанию, а путем приобретения акций компаний 1, 2, 3 закончить формирование холдинга. Когда сейчас обсуждается вопрос о создании трастов и трастовом управлении, то в памяти российского населения возникают в первую очередь названия «МММ» и «Хопер инвест», занимавшиеся созданием финансовых пирамид. Но этот обывательский взгляд на трастовое (доверительное) управление далек от истины.

Инвестиционные трасты возникли в Англии в XIV-XV века как один из институтов права справедливости, не имеющем в нашей правовой системе аналогии. Но тем не менее их вполне возможно использовать в современной экономической обстановке для защиты бизнеса, для обеспечения конфиденциального и безопасного владения имуществом. Траст — это такая форма собственности, где одно лицо является собственником имущества, отчужденного ему другим лицом для определенных целей, указанных отчуждателем. Приобретатель — он является доверительным собственником — использует приобретенное имущество не совсем свободно, а только в соответствии с целями, указанными учредителем (отчуждателем). Он осуществляет свое право не для себя, а для других лиц — выгодоприобретателей. Таким образом, в трасте участвуют три лица. Во-первых, это собственник имущества, во-вторых, это трастовый управляющий (доверительный собственник) и, в-третьих, это выгодоприобретатель.10 Инвестиционный траст представляет собой одну из форм фондов для коллективных инвестиций, распространенную преимущественно в Великобритании. Трасты являются закрытыми инвестиционными фондами и имеют организационно-правовую форму ООО (по-английски PLC).

Основная особенность инвестиционных трастов заключается в том, что средства компания привлекает за счет продажи фиксированного количества собственных акций. Количество акций в дальнейшем изменено не может быть - дополнительная эмиссия недопустима.

10 Трасты - инструмент конфиденциального и безопасного владения бизнесом // http:// bptoffshore.2x3.net/ru/publications/31/

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

Рисунок 2

Классическая схема взаимодействия сторон траста

Источник: Что такое траст и зачем он нужен. Схема взаимодействия сторон траста // https://www.nexus.ua/8_3-chto-takoe-trast-i-zachem-on-nuzhensrc=/images/services/trust.png alt-' " style-'display: block; margin-left: auto; margin-right: auto;" title-"

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

Траст может вообще не содержать наемных работников и состоять исключительно из совета директоров (как обычно и бывает). Работа на фондовом рынке с целью получения прибыли поручается стороннему трейдеру - профессиональному управляющему. Управляющий вкладывает средства в большое количество разных компаний, минимизируя риски - именно для этого и нужна трастовая форма, ведь один инвестор не сможет произвести такую диверсификацию, учитывая, что минимальный пакет акций для покупки может быть достаточно крупным.11

Решение о месте регистрации головной компании холдинга чрезвычайно важно для организации всей последующей деятельности. Традиционно офшорные компании использовались как инструмент оптимизации налогообложения, но сегодня наличие в составе холдинга зарубежной компании позволяет планировать развитие бизнеса и обеспечивать его гибкость, размещать на счетах офшорных фирм денежные средства просто для обеспечения их сохранности, для будущего инвестирования или расчетов с зарубежными партнерами.

Для минимизации налогов траст используется следующим образом. Благодаря расщеплению права собственности, бенефициар траста не имеет права управления этой собственностью, поэтому ему нельзя предъявить налоговые претензии, связанные с этими активами. Юридически они ему не принадлежат. У него возникают налоговые обязательства только в связи с фактически полученными доходами. Права бенефициара траста являются гораздо более узкими, чем корпоративные права акционера. Кстати, именно поэтому у бенефициара траста не возникает обязанности декларировать это право и получать лицензию национального Центрального банка на осуществление иностранных инвестиций. Таким образом, траст позволяет избежать конфликтов с действующим валютным, налоговым и уголовным законодательством.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Безчастная М. Крым спрячут в оффшорах // http://svpressa.ru/economy/ article/171445/?rss=1 28 апреля 2017, 19:30 (Безчастная М. Крым спрячут в оффшорах)

В Госдуме готовится пакета законопроектов о фактическом введении в Крыму офшорного режима // finmarket.ru. 28 апреля 2017 г. (V Gosdume gotovitsja paketa zakonoproektov o fakticheskom vvedenii v Krymu ofshornogo rezhima)

Дискреционный фонд Лихтенштейн // http://ltssinternational.com/diskrecionniy-fond (Diskrecionnyj fond Lihtenshtejn)

Инвестиции: траст или инвестиционный фонд?// http://www.taxc.com.ua/trust/ (Investicii: trast ili investicionnyj fond?)

Инвестиционный траст // https://utmagazine.ru/posts/7871-investicionnyy-trast (Investicionnyj trast)

Инвесторов в Крыму защитят от санкций трастами // http://www.finmarket.ru/main/ article/4519237 (Investorov v Krymu zashhitjat ot sankcij trastami)

11 Инвестиционный траст // https://utmagazine.ru/posts/7871-investicionnyy-trast

5 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Инвесторов в Крым предложили защитить от санкций через механизм трастов // https:// regnum.ru/news/2269270.html (Investorov v Krym predlozhili zashhitit' ot sankcij cherez mehanizm trastov)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как использовать трасты с учетом рисков раскрытия информации о бенефициарах // http://www.lidings.com/eng/articles2?id=98 (Kak ispol'zovat' trasty s uchetom riskov raskrytija informacii o beneficiarah)

Как сохранить конфиденциальность бенефициара после введения правил о КИК //http:// www.nalogplan.ru/article/3726-kak-sohranit-konfidentsialnost-benefitsiara-poslevvedeniya-pravil-okik (Kak sohranit' konfidencial'nost' beneficiara posle vvedenija pravil o KIK)

Лихтенштейн как мини-Швейцария // http://www.roche-duffay.ru/articles/liechtenstein. htm (Lihtenshtejn kak mini-Shvejcarija)

Особенности налогообложения на Кипре//http://bptoífshore.2x3.net/ru/publications/15/ (Osobennosti nalogooblozhenija na Kipre)

Трастовая схема // http://bre.ru/risk/8595.html (Trastovaja shema)

Трасты - инструмент конфиденциального и безопасного владения бизнесом // http:// bptoffshore.2x3.net/ru/publications/31/ (Trasty - instrument konfidencial'nogo i bezopasnogo vladenija biznesom)

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.