Научная статья на тему 'Новые международные подходы к оценкепреимуществ и недостатков «Феномена офшорных зон» в целях обеспечения финансовой безопасности государств'

Новые международные подходы к оценкепреимуществ и недостатков «Феномена офшорных зон» в целях обеспечения финансовой безопасности государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМУ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВ / OFFSHORE JURISDICTIONS / INTERNATIONAL FINANCIAL CENTRES / INTERNATIONAL MEASURES TO COUNTER TAX OPTIMIZATION / COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM / THE FINANCIAL SECURITY OF STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисов Андрей Константинович

Для создания международных финансовых центров и офшорных зон как территорий стимулирующего развития в странах СНГ и ЕАЭС проводится анализ негативных и позитивных сторон деятельности офшорных зон. Как преимущество отмечено, что международные финансовые центры и офшорные зоны дают стимулирование международных операций инвестиционного и эмиссионного характера. Акции и облигации, выпущенные в офшорных международных финансовых центрах, становятся универсальными международными активами. Факторы угроза финансовой безопасности государств заключаются в вывозе капитала и злоупотреблениях налоговой оптимизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New aspects of international assessment «of the phenomenon of offshore zones» on investment and tax advantages, and as the threat to the financial security of states

To create international financial centers and offshore zones as areas stimulating development in the countries of the CIS and the Eurasian economic Union analyses the negative and positive aspects of offshore zones. As advantage pointed out that the international financial centers and offshore zones give incentives for international operations and equity investment. Shares and bonds issued by offshore international financial centres are becoming a universal international assets. Factors of threat to the financial security of the States lie in the export of capital and the misuse of tax optimization.

Текст научной работы на тему «Новые международные подходы к оценкепреимуществ и недостатков «Феномена офшорных зон» в целях обеспечения финансовой безопасности государств»

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Новые международные подходы к оценке преимуществ и недостатков «феномена офшорных зон» в целях обеспечения финансовой безопасности государств

САРКИСОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Доктор юридических наук, профессор международного частного права, востоковед, адвокат

Аннотация: Для создания международных финансовых центров и офшорных зон как территорий стимулирующего развития в странах СНГ и ЕАЭС проводится анализ негативных и позитивных сторон деятельности офшорных зон. Как преимущество отмечено, что международные финансовые центры и офшорные зоны дают стимулирование международных операций инвестиционного и эмиссионного характера. Акции и облигации, выпущенные в офшорных международных финансовых центрах, становятся универсальными международными активами. Факторы угроза финансовой безопасности государств заключаются в вывозе капитала и злоупотреблениях налоговой оптимизацией.

Ключевые слова: офшорные юрисдикции, международные финансовые центры, международные меры противодействия налоговой оптимизации, противодействие финансированию терроризму, финансовая безопасность государств

New aspects of international assessment«of the phenomenon of offshore zones» on investment and tax advantages, and as the threat to the financial security of states

SARKISOV ANDREI KONSTANTINOVICH

Doctor of law, Professor of private international law, attorney

Abstract: To create international financial centers and offshore zones as areas stimulating development in the countries of the CIS and the Eurasian economic Union analyses the negative and positive aspects of offshore zones. As advantage pointed out that the international financial centers and offshore zones give incentives for international operations and equity investment. Shares and bonds issued by offshore international financial centres are becoming a universal international assets. Factors of threat to the financial security of the States lie in the export of capital and the misuse of tax optimization.

Key words: offshore jurisdictions, international financial centres, international measures to counter tax optimization, countering the financing of terrorism, the financial security of States

82

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Российская нормативно-правовая база

регулирования и контроля деятельности российских резидентов в офшорных зонах

Новый международный порядок обеспечения безопасности государств в инвестиционной и финансовой сферах естественным образом требует введения минимальных правовых стандартов защиты как национальных, так и иностранных инвестиций от инвестиционных рисков, рисков экономических последствий нестабильности политических режимов, рисков финансового мошенничества, терроризма и др. Как указывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г., России необходимо защищать финансовую систему от угроз современного мира.

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инстру-ментами»1 ограничивает в целях обеспечения интересов национальной безопасности и правопорядка вывоз капитала, принадлежащего российским госслужащим и некоторым категориям граждан. Также издан Приказ Минфина России от

13.11.2007 № 108н (в редакции от 02.10.2014 г.) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (Зарегистрировано в Минюсте России

03.12.2007 № 10598). Таким образом, Минфин

1 Федеральный закон от 07.05.2014 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» / http:// base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=145998

России допускает коммерческую деятельность российских резидентов за рубежом в офшорных юрисдикциях при дополнительном налогообложении с 2015 г. по НК РФ прибыли от использования капитала российских организаций за рубежом.

В течение нескольких последних десятилетий наблюдается особый экономико-правовой феномен, развивающийся в глобальной системе международных инвестиций, имеющий недостаточно определенное название «офшор», предполагающий более высокий уровень правовой защиты нерезидентов, осуществляющих особого рода инвестиции в экономику ряда стран, перед резидентами этих стран2.

В современной деловой лексике понятие «офшорный режим» означает «режим, не подпадающий под национальное регулирование». Что же касается понятия «офшорная юрисдикция» (offshore jurisdiction), то под ней понимается совокупность правомочий органов государства на определенной территории на основе специального законодательства, которое более благоприятно для нерезидентов, чем для резидентов этого государства; сюда включаются такие понятия, как «корпоративное убежище» (corporate haven), «налоговая гавань» (tax haven), «офшорный финансовый центр» (offshore financial centre)3. Под офшорными компаниями на практике чаще всего подразумеваются коммерческие структуры различной организационно-правовой формы, зарегистрированные в зонах льготного налогообложения, которые предоставляют таким компаниям

2 Понятия «офшоры, офшорные юрисдикции и офшорные территории» появились в конце 1950-х гг. в США, когда возник интерес налоговых органов США к финансовой организации, которой удалось избежать налогового контроля благодаря смене страны регистрации этой организации.

3 A Dictionary of Finance. From International to Personal Finance. Oxford: Oxford University Press, 1993.

83

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

значительные административные, а главное -налоговые льготы, в обмен на обязательство вести свою основную деятельность за пределами офшорной юрисдикции.

Действующий (дополненный в 2007 г.) перечень офшорных зон, определенных для операций российских резидентов по указаниям Минфина 2014 г., включает названия государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Перечень утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н и включает следующие государства и территории: Ангилья; Княжество Андорра; Антигуа и Барбуда; Аруба; Содружество Багамы; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; Бруней-Даруссалам; Республика Вануату; Британские Виргинские острова; Гибралтар; Гренада; Содружество Доминики; Республика Кипр; Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь); Союз Коморы: остров Анжуан; Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Республика Маврикий; Малайзия: остров Лабуан; Мальдивская Республика; Республика Маршалловы Острова; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Нидерландские Антилы; Республика Ниуэ; Объединенные Арабские Эмираты; Острова Кайман; Острова Кука; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Панама; Республика Самоа; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); Республика Сейшельские Острова.

Центральный банк Российской Федерации утвердил Указание от 07.08.2003 г. № 1317-У (в редакции от 18.02.2014 г.) «О порядке установле-

ния уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

Вышеуказанный документ дополняется Указанием ЦБ РФ от 22.06.2005 г. № 1584-У «О формировании и размере резерва средств на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами „офшорных зон“»).

Банк России подразделяет офшоры на несколько групп1. К первой относятся государства с законодательством, отвечающим международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля. Это острова Гернси, Джерси, Сарк, Мэн, а также Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур и Черногория.

Ко второй группе ЦБ отнес большинство «классических» офшоров: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Гренада, Содружество Доминики, Коста-Рика, Монако и др., а также ряд зависимых от Великобритании территорий: Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова. В этот же список внесены два штата Северной Америки ~ Вайоминг и Делавэр.

В третью группу включены такие страны, как Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Этот список служит для регулирования и контроля открытия российских корреспондентских счетов в зарубежных финансовых учреждениях. Так, чтобы сделать это в кредитных организациях, зарегистрированных в странах, входящих в

1 Полный список таких государств приводится в Приложении 2 к Указанию ЦБ России от 07.08.2013 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

84

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

первую группу, дополнительных ограничений не предусмотрено.

Если партнер банка находится в государстве из второй или третьей группы, то ему необходимо соответствовать ряду требований. В частности, банк должен иметь собственные средства в размере не менее 100 млн евро, что должно быть подтверждено независимым аудитором, или входить в список 500 крупнейших банков мира. Также для банков введена система резервирования. При переводе денег для организаций в первой группе резервов не требуется, для второй - 25 %, а для третьей - 50 %о суммы перечисляемых средств.

Основания отнесения тех или иных юрисдикций к офшорным носят, таким образом, вполне юридически конкретный характер; офшорные зоны упоминаются и в письме ЦБ РФ от

01.11.2008 г. № 137-Т «О повышении эффектив-

ности работы по предотвращению сомнительных операций», в котором финансовые операции, отнесенные к категории «сомнительных», подлежат ограничению в зависимости от действий контрагента в пределах офшорной юрисдикции.

Формирование списков

«добросовестных»и «недобросовестных в налогообложении»офшорных зон

Организация экономического сотрудничества и развития ООН (ОЭСР), начиная с мирового финансового кризиса 2008 г. особенно «критически смотрит» на офшорные зоны. Финансовый кризис, коснувшийся всех стран мира, диктует свои условия для международных коммерческих отношений.

ОЭСР приняты и официально опубликованы списки тех стран, которые не перешли на согласованные на международном уровне стандарты сотрудничества в сфере налогообложения.

Составление новых списков «добросовестных в налогообложении» офшорных зон стало результатом работы ОЭСР после обращения в 2015 г. государств - участников «Группы-20» (G20) в рамках итоговых документов Саммитов «Группы-20» 2013-2015 гг. разработавших рекомендации по реформе мировой финансовой системы. В эти итоговые документы вошли меры по стабилизации ситуации в мировой финансовой системе,

включая меры ограничения «агрессивного налогового планирования» в офшорных зонах.

На Саммите «Группы-20» в 2014 г. представители государств-участников сообща подтвердили, что они готовы к тому, чтобы применять санкции в целях защиты государственных финансов и финансовых систем, а «эра банковской тайны» завершилась.

Поэтому в списке ОЭСР 2015 г. все страны, имеющие офшорные зоны, подразделены на три группы. В первую включены государства, которые, по мнению ОЭСР, значительно преуспели в применении стандартов налогового сотрудничества. Вторую группу составляют те страны, которые взяли на себя обязательства по переходу на согласованные стандарты сотрудничества в сфере налогообложения, но еще не сделавшие шагов в этом направлении. И, наконец, третья группа стран - это юрисдикции, не обязавшиеся принять налоговые стандарты. К подобным госу-

85

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

дарствам, по всей видимости, будут применены определенные экономические санкции.

В первую группу, так называемый «белый список», входят США, Великобритания, Франция, Германия. Список включает также большинство экономически развитых стран, в том числе некоторые офшорные зоны (Кипр, Мальта, Сейшельские острова, Объединенные арабские эмираты и др.)

Значительная часть офшорных территорий включена во вторую группу, которую ОЭСР обозначила как «налоговые гавани» или «оазисы». Это Британские Виргинские острова, Доминиканская республика, Гибралтар, Андорра и др. Наконец, в «черный список» попали такие страны, как Уругвай, Филиппины, Лабуан.

ОЭСР использует четыре ключевых фактора для определения, является ли территория налоговой гаванью («tax haven criteria»):

• не введены вообще или введены номинальные налоги (сделана оговорка, что отсутствие налогов или номинальные налоги нельзя считать достаточным критерием, чтобы характеризовать территорию как tax haven (ОЭСР признает, что каждая территория имеет право определять, будет ли она вводить прямые налоги, и если да, то определить соответствующую своим собственным соображениям налоговую ставку);

• недостаточная прозрачность налогообложения;

• существование на основании законов или подзаконных актов ограничений для обмена информацией с другими правительствами для налоговых целей по налогоплательщикам, пользующимся отсутствием или номинальным налогообложением;

• отсутствие жестких требований по ведению реальной коммерческой деятельности.

Прозрачность обеспечивается тем, что налоговые законы открыто и последовательно применяются среди расположенных на той же территории налогоплательщиков и что имеется информация, необходимая налоговым органам для определения корректности расчета налоговых обязательств.

ОЭСР одобряет добросовестное поведение государств, которые придерживаются в информационном обмене принципа «предоставления информации по требованию». Это означает, что компетентный орган одной страны запрашивает у компетентного органа другой страны информацию в связи с определенной налоговой проверкой в соответствии с действующими двусторонними соглашениями по обмену информацией.

Обязательным элементом обмена должны быть гарантии, обеспечивающие защиту прав налогоплательщиков и конфиденциальность исполнения их налоговых обязанностей (налоговой тайны). В случае непредставления запрошенной информации налоговым органам государств ОЭСР считает, что инвесторы офшорной зоны нацелены только на получение «налоговой выгоды», сопровождаемое умышленным занижением объемов уплачиваемых налогов и другими правонарушениями.

Со многими мерами ОЭСР не согласна Международная организация по налогам и инвестициям (International Tax & Investment Organization -ITIO)1, отстаивающая возможности использования офшорных юрисдикций в целях развития национальных экономик.

Однако «налоговая оптимизация» все больше рассматривается ОЭСР и государствами - членами ООН как угроза безопасности государств по «разрушению их бюджетных и финансовых систем.

1 Международная организация по налогам и инвестициям создана в марте 2001 г. и включает 17 развивающихся стран и территорий (Мэн, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Британские Виргинские о-ва, Кайманы, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тёркс и Кайкос, Панама, о-ва Кука, Западное Самоа, Вануату, Малайзия).

86

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Новые Рекомендации ОЭСР под названием«Проект BEPS» по борьбе с налоговой оптимизацией в офшорных зонах

06.10.2015 г. ОЭСР выпустила новые Рекомендации по борьбе с налоговой оптимизацией под названием «Проект BEPS». В рамках этого проекта 80 стран мира, в том числе страны «Группы-20» G20, намерены с 2016 г. согласовывать свои правила борьбы с налоговой оптимизацией ТНК и транснациональным занижением налоговой базы1.

По сравнению с проектами ОЭСР в области противодействия уклонению от уплаты налогов 2014 г. «Проект BEPS» содержит подробный механизм борьбы с налоговой оптимизацией ТНК. Над международными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, нависла угроза применения реальных мер против «налоговой оптимизации» со стороны налоговых органов стран «Группы-20». Налоговая оптимизация связана с трансфертными ценами, различными корпоративными схемами ухода от налогов, использованием интеллектуальной собственности, с уходом от НДС при использовании электронных расчетов.

08.10.2015 года на встрече министров финансов стран «Группы-20» в Лиме ОЭСР официально представила Рекомендации по Проекту BEPS. Проект BEPS называется схемой согласованных действий между 14 странами «Группы-20», полностью поддержавшими «Проект BEPS» о борьбе с налоговой оптимизацией, и 60 государствами -наблюдателями, имеющими офшорные юрисдикции (включая такие важные для мировых компаний юрисдикции, как Гонконг, Сингапур, Британские Виргинские острова), которые будут обязаны принять меры против «размывания» налоговой базы транснациональными компаниями.

Предварительные доклады ОЭСР в сентябредекабре 2014 г. о размерах налоговой оптимизации показали масштабы проблемы «неуплаченных налогов», с которой ОЭСР намерена бороть-

1 Рекомендации ОЭСР о борьбе с налоговой оптимизацией по «Проекту BEPS». Коммерсантъ. 06.10.2015 г.

ся. Из-за налоговой политики офшорных территорий от 100 млрд до 240 млрд долл. налогов на прибыль (от 4 % до 10 % совокупных сборов этого вида налогов в странах ОЭСР и партнерах) не поступает в бюджеты государств, на территориях которых получена эта налогооблагаемая прибыль и иные доходы.

Эти «Рекомендации по Проекту BEPS ОЭСР о борьбе с налоговой оптимизацией» 2015 г. были одобрены на Саммите «Группы-20» в Турции в ноябре 2015 г., после чего в 2016-2017 гг. рекомендации будут внедряться в национальные законодательства государств «Группы-20»2.

В первую очередь ОЭСР предлагает единообразно бороться с трансфертным ценообразованием, позволяющим международным группам в трансграничных операциях «перебрасывать» прибыль в юрисдикции с льготным налогообложением.

С 2016 г. особое внимание со стороны ФНС России будет уделяться Рекомендациям ОЭСР по борьбе со схемами использования прав интеллектуальной собственности в офшорных юрисдикциях; со схемами занижения базы по налогу на прибыль через транснациональные внутрикорпоративные займы, которые достаточно активно используются российскими международными группами; со схемами перетоков капитала из юрисдикций с изменяющимся уровнем налогообложения.

Рекомендации по налогообложению контролируемых иностранных компаний даны с привязкой параметров к EBITDA1. Финансовый показатель EBITDA разработан в рамках Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и определяет способность организации исполнять свои гражданско-правовые обязательства перед контрагентами. Кроме этого, ОЭСР предлагает

2 Рекомендации ОЭСР о борьбе с налоговой оптимизацией по «Проекту BEPS». Коммерсантъ. 06.10.2015 г.

87

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

идентифицировать схемы «цифрового» ухода от НДС в электронной торговле и рекомендовать государствам изменить национальное налоговое законодательство с тем, чтобы НДС уплачивался по месту конечного потребления товаров.

С развитием интернет-торговли уход от НДС и других налогов от оборота в торговле стал распространенным явлением.

Великобритания в 2015 г., а Испания в 2014 г. уже ввели действующие с 2016 г. принципы раскрытия информации о внутригрупповой структуре и внутренних операциях транснациональных групп, общие с теми, которые предлагает «Проект BEPS» для всех его участников.

От России «Проект BEPS» потребует скорейшего устранения пробелов налогового законодательства, которые касаются консолидированных транснациональных групп налогоплательщиков, контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц.

Значительную роль в урегулировании проблем международной финансовой стабильности и международного налогообложения доходов на финансовых рынках взял на себя Совет по финансовой стабильности (FSB). Он был создан в рамках реформы МВФ в качестве ассоциативной международной валютно-финансовой структуры со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария). Совет по финансовой стабильности стал важным координатором стабильности международного финансового рынка. Координатором Совета по финансовой стабильности является Банк международных расчетов (BIS). Федеральный департамент финансов Швейцарии и Швейцарский национальный банк (SNB) представляют интересы Швейцарии внутри Совета по финансовой стабильности. Управление Швейцарии по надзору за финансовым рынком (FINMA) поддерживает его работу, принимая участие в различных рабочих группах.

Экономико-правовая оценка«феномена офшорных зон» и возможности использования позитивного опыта в России

Новое осмысление значения офшорных юрисдикций необходимо не только ради предотвращения противоправных операций и борьбы с налоговой оптимизацией, но и для понимания их статуса как международных финансовых центров, один (или более) из которых может быть в России.

К позитивным факторам деятельности офшорных зон относятся многочисленные процедуры проведения международных и трансграничных финансовых сделок с капиталами, включая процедуры получения листинга (допуска) ценных бумаг на международные фондовые биржи; защиту собственности от недружественных поглощений; упрощение процедур продажи активов или сме- 1

1 EBITDA - Финансовый показатель Комитета ООН по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). http://predp.com/fin/terms/chto-takoe-ebitda.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ны собственника; использование режима гарантий иностранным инвесторам и др.

Надо сказать, что российское законодательство за последние годы, с 2011 по 2015 г. активно развивалось по пути создания правовых основ корпоративных отношений собственности, права корпораций и ценных бумаг. Именно в это время Президентом РФ, Правительством РФ, Государственной Думой РФ были приняты акты о развитии на территории России финансовых рынков, международных финансовых центров, специальных экономических зон, национальных банковских групп, инвестиционных фондов, корпораций и др. То есть созданы правовые предпосылки деятельности российских финансовых структур для включения российской экономики в глобальную систему международных инвестиций, расчетов и кредитования. При этом не нуж-

88

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

но воспринимать «фатально» колебания мировых цен на нефть, нестабильность курсов мировых валют и другие факторы мировой экономики как «общий системный кризис». Все сценарии мировых кризисов «планируются» и «создаются» на Уолл-Стрит именно в тот момент, когда начинают расти и объединяться «экономики стран с развивающимися рынками» (России, Китая, Индии, Бразилии) как экономики конкурентов США.

По существу, использование офшорной юрисдикции означает не что иное, как использование преимуществ другой юрисдикции для включения в глобальную (региональную) систему международных инвестиций (доступа к мировым финансовым рынкам); обеспечения сохранности активов и стабильности деятельности (управления рисками); улучшения управления бизнесом; развития отдельных сегментов бизнеса; получения выгод от налоговых, административных и иных льгот; сохранения личных и корпоративных тайн (обеспечения конфиденциальности).

В настоящее время офшорная деятельность часто предполагает осуществление операций инвестиционного и эмиссионного характера. Акции и облигации, выпущенные в офшорных международных финансовых центрах, становятся «универсальными международными активами», которые «охотно» допускаются на финансовые рынки мира.

Практически в офшорных зонах присутствуют все виды субъектов рынка капиталов. Использование офшора позволяет получить доступ к международной системе инвестиций, к системе евровалютных рынков, еврооблигаций, евробанковских операций.

В евровалютный сектор входит весь комплекс операций, связанных с обслуживанием банками и финансовыми институтами резидентов офшорных юрисдикций. Евровалютный капитал представляет собой банковские счета, номинированные в иностранной для банков валюте, относящейся к группе резервных валют: доллар, евро, швейцарский франк.

Указанный «евродолларовый» капитал носит в значительной степени международный, транснациональный характер, что и делает правоотношения по его перераспределению и инвестированию основным институтом данной международной системы инвестиций.

Офшоры создаются и для «управления рисками», что заключается в регистрации предприятия и размещении его активов в политически и экономически стабильном регионе мира. Управление рисками достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия.

В случае появления признаков нестабильности, иных рисков офшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный регион и создать для него «убежище». Например, можно учредить международный траст, для управления которым создается специальная офшорная управляющая компания. Возможен вариант, когда группа ассоциированных компаний открывает счета в собственном офшорном банке, специально созданном с этой целью.

Офшоры, как правило, выполняют функции «штаб-квартиры» оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной «холдинговой» юрисдикции. Речь в данном случае идет об организации с помощью офшорных методик системы управления международными операциями, в том числе инвестициями.

При торговле товарами и услугами с помощью офшоров часто осуществляется оперирование внутрифирменными (трансфертными) ценами1.

1 Трансфертная цена (от англ. transfer price) - цена, устанавливаемая при торговле товарами и услугами во внутрифирменных отношениях, например, при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в разных странах. См.: Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. М., 2007; Суругин Д.Н. Правовое регулирование налогового контроля трансфертного ценообразования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

89

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Разница между трансфертной и фактической ценой становится источником дохода. К другой группе трансфертных операций относится международный перевод доходов, капиталов и нематериальных активов. Доходы от инвестиций «переправляются» через офшоры в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани» (в форме дивидендов, процентов, роялти, страховых премий и т. д.).

Организационно-правовые формы офшоров довольно разнообразны и соответствуют нормам корпоративного права конкретных стран. Офшорной деятельностью могут заниматься частные предприниматели; партнерства; акционерные компании открытого типа (вправе иметь неограниченное число акционеров, свободно предлагать акции третьим лицам и котировать акции на фондовых биржах); компании закрытого типа (акции и доли принадлежат ограниченному кругу лиц, не могут быть предложены к свободной продаже и не котируются на биржах, не отчуждаются без предварительного согласия других акционеров или участников), чаще в виде корпораций с ограниченной ответственностью; фонды; трасты.

Организационно-правовые основы офшорного бизнеса определяются наличием двух правовых систем: так называемого общего и континентального права. При регистрации офшоров применяются формы, исторически сложившиеся в рамках этих систем права.

Партнерства в офшорных зонах управляются и структурируются на основе специального корпоративного договора или договора доверительного управления. Договор определяет порядок действий от имени общества. Право на их совершение обычно передается одному из партнеров. Ограниченные партнерства и коммандитные товарищества предусматривают категории партнеров, ответственность которых ограничена пределами паев, и партнеров с неограниченной ответственностью по долгам и обязательствам партнерства.

По общему правилу ограниченный партнер не может в какой-либо форме участвовать в управлении партнерством. Форма ограниченных партнерств активно осваивается в инвестиционных и финансовых операциях. Так, в США, где запрещена, например, деятельность офшорных взаимных фондов, офшорные партнерства разрешены (как и в Великобритании).

Партнерство часто не являются субъектом налогообложения, налоги с дохода партнеры платят по месту страны резидентства. Понятие офшорной компании и ее статус определяются специальным законом или другим аналогичным нормативным актом.

Обычно требования законодательства сводятся к трем основным принципам:

• владельцами офшорной компании не могут быть резиденты офшорной юрисдикции;

• офшорная компания не имеет права проводить деловые операции и иметь какое-либо имущество и источники дохода на территории этой юрисдикции;

• управление офшорной компанией, включая подписание контрактов, проведение общих собраний и заседаний совета директоров, должно осуществляться за рубежом.

Поэтому в законодательных актах офшоры могут определяться как освобожденные от налогов (exempt), нерезидентные компании либо компании международного бизнеса (international business company).

Траст (доверительная собственность) - это особое субъективное вещное право, устанавливаемое учредителем траста, который размещает свои активы под контроль доверительного собственника в интересах своих или третьего лица -бенефициара. Такие активы представляют собой обособленное имущество, не являющееся собственностью доверительного собственника; но доверительный собственник связан обязательствами управлять, использовать и распоряжаться активами, образующими предмет траста в соответствии с условиями трастового соглашения,

90

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

а также обязанностями, наложенными на него правом.

Доверительный собственник обладает правовым титулом в отношении активов, являющихся предметом траста, а бенефициар обладает титулом выгодоприобретателя. Отношения между учредителем траста (trustor), бенефициаром (beneficiary), доверительным собственником (trustee) являются разновидностью фидуциарных отношений.

Помимо трастового соглашения (deed of settlement) учредитель обычно передает доверительному собственнику меморандум с его пожеланиями по управлению имуществом, который не является юридически обязывающим документом. Сроки и размеры выплат бенефициарутак-же определяются трастовым соглашением и мо-

гут быть поставлены в зависимость от определенных событий. Возможно назначение гаранта траста (protector), который контролирует деятельность доверительного собственника и может при необходимости заменить его на другого.

«Фонд» в терминологии европейского права означает юpидичecкoe лицo бeз пepcoнального cocтaвa c coбcтвeннoй opгaнизaциeй, имyщecтвo TO^poro иcпoльзyeтcя в oпpeдeлeнных, указанных в уставных документах цeляx. Фонд представляет собой совокупность некоторых активов, управляемых в пользу бенефициаров. Однако, в отличие от траста, фонд является независимым юридическим лицом, управляемым советом фонда. Предназначением фонда является прежде всего управление активами.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145998

2. Dictionary of Finance. From International to Personal Finance. Oxford: Oxford University Press, 1993.

3. Приложение 2 к Указанию ЦБ России от 07.08.2003 г. № 1317-У «О порядке установления

уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

4.Рекомендации ОЭСР о борьбе с налоговой оптимизацией по «Проекту BEPS». Коммерсантъ. 06.10.2015 г. http://www.lin.ru/news_item.htm?id= 6199443786088660602

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.