Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / КУРСАНТЫ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТА / LEGAL CONSCIOUSNESS / CADETS / FACTORS / AFFECTING THE LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL EDUCATION / LEGAL INFORMATION / LEGAL ACTIVITY OF STATE STRUCTURES / SOCIAL ENVIRONMENT / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE CADET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доркина Анастасия Викторовна, Дворникова Елена Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна

Курсанты Министерства обороны России - это будущие кадровые офицеры, ответственные за безопасность нашего государства. От уровня правосознания курсантов зависит их правомерное поведение и правовая культура, что отражается и на правопорядке в государстве, уважении к закону. В связи с этим актуальными являются вопросы относительно состояния правосознания данной социальной группы и определения факторов, связанных с развитием их правосознания. В настоящей статье с учетом специфики обучения и рода деятельности курсантов проанализированы такие основные факторы, влияющие на правосознание, как: правовое обучение; правовая информация; юридическая деятельность государственных структур; социальная среда; индивидуальные психологические особенности курсантов. Каждый из указанных факторов в той или иной степени влияет на правосознание курсантов. От указанных факторов зависит выбор поведения курсантов в той или иной ситуации, соблюдение ими законов. Формирование высокого уровня правосознания курсантов с учетом всех особенностей факторов и применительно для военной сферы правовых отношений способствует укреплению в государстве правового порядка и развитию правовой культуры данной категории граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Доркина Анастасия Викторовна, Дворникова Елена Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIA: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS

The cadets of the Russian Ministry of Defense are the crucial assets responsible for the national security. Questions regarding the state of legal awareness of this community and the factors affecting the positive or negative side of the legal consciousness of cadets, are relevant and should be addressed. In this article, taking into account the specifics of training and the type of activity of cadets, we analyze such basic factors that improve cadets legal consciousness such as: legal education; access to information in the sphere of law; legal activity of state structures; social environment; individual psychological characteristics of the cadets. The community’s legitimate behavior and the establishment of legal culture would depend on the level of legal consciousness of cadets, and this is also reflected in the rule of law in the state and respect of law.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

Dorkina Anastasia Viktorovna, Dvornikova Elena Igorevna, Vaganova Olga Igorevna

FACTORS AFFECTING THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF CADETS OF UNIVERSITIES ..

juridical science

УДК 340.114.5

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0091

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

© 2020

AuthorlD: 1062865 SPIN-код: 4944-9025 ORCIDiD: 0000-0001-5063-8342

Доркина Анастасия Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин

ORCIDiD: 0000-0002-1381-2273

Дворникова Елена Игоревна, начальник юридической службы, преподаватель кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Курсанты Министерства обороны России - это будущие кадровые офицеры, ответственные за безопасность нашего государства. От уровня правосознания курсантов зависит их правомерное поведение и правовая культура, что отражается и на правопорядке в государстве, уважении к закону. В связи с этим актуальными являются вопросы относительно состояния правосознания данной социальной группы и определения факторов, связанных с развитием их правосознания. В настоящей статье с учетом специфики обучения и рода деятельности курсантов проанализированы такие основные факторы, влияющие на правосознание, как: правовое обучение; правовая информация; юридическая деятельность государственных структур; социальная среда; индивидуальные психологические особенности курсантов. Каждый из указанных факторов в той или иной степени влияет на правосознание курсантов. От указанных факторов зависит выбор поведения курсантов в той или иной ситуации, соблюдение ими законов. Формирование высокого уровня правосознания курсантов с учетом всех особенностей факторов и применительно для военной сферы правовых отношений способствует укреплению в государстве правового порядка и развитию правовой культуры данной категории граждан.

Ключевые слова: правосознание; курсанты; факторы, влияющие на правосознание; правовое обучение; правовая информация; юридическая деятельность государственных структур; социальная среда; индивидуальные психологические особенности курсанта.

FACTORS AFFECTING THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIA: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS

© 2020

Dorkina Anastasia Viktorovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Humanities and General Scientific Disciplines Dvornikova Elena Igorevna, Head of legal service, lector of the Department of Humanities and General Scientific Disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. The cadets of the Russian Ministry of Defense are the crucial assets responsible for the national security. Questions regarding the state of legal awareness of this community and the factors affecting the positive or negative side of the legal consciousness of cadets, are relevant and should be addressed. In this article, taking into account the specifics of training and the type of activity of cadets, we analyze such basic factors that improve cadets legal consciousness such as: legal education; access to information in the sphere of law; legal activity of state structures; social environment; individual psychological characteristics of the cadets. The community's legitimate behavior and the establishment of legal culture would depend on the level of legal consciousness of cadets, and this is also reflected in the rule of law in the state and respect of law.

Keywords: legal consciousness; cadets; factors, affecting the legal consciousness; legal education; legal information; legal activity of state structures; social environment; individual psychological characteristics of the cadet.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На государственном уровне уделяется первоочередное внимание вопросам развития правовой грамотности и правосознания наших граждан. Так, например, в 2011 году Президентом утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [1]. Актуальны эти вопросы и для военной сферы, ведь на

военнослужащих возложены задачи по подготовке к вооруженной защите Отечества и самой защите, в случае необходимости. А, значит, от кадров вооруженных сил зависит безопасность государства. Поэтому изучение правосознания военнослужащих, а в рамках настоящей статьи - правосознания именно курсантов, то есть будущих кадровых офицеров, позволяет понять, от каких факторов зависит отношение данной группы к праву, правовым явлениям и что способствует формированию позитивного отношения к праву.

370

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

юридические науки

Доркина Анастасия Викторовна, Дворникова Елена Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ...

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучением вопросов относительно правового сознания занимались такие ученые, как: Максимова И.М. [2], Тапчанян Н.М. [3], Погребная Ю.К. [4], Смолова Т.Ю. [5] и другие [6]. Под правовым сознанием понимается отношение к существующему праву со стороны конкретного человека, группы либо общества в целом, а также представления о желаемом праве [7]. Данное отношение может быть положительным либо выражаться в недоверии, критике правовых явлений, что, безусловно, влияет на законность и правовой порядок в государстве [8].

Обосновывается актуальность исследования.

Построение правового государства и гражданского общества невозможны без высокого уровня правосознания граждан. В этой связи возникает необходимость в исследовании факторов, влияющих на правосознание различных социальных групп, с выявлением как общих черт, присущих для всего населения, так и специфических - именно в рамках отдельных социальных групп [912]. Поскольку курсанты - это будущие кадровые офицеры, ответственные за безопасность нашего государства, актуальными являются вопросы относительно состояния правосознания данной социальной группы и определения факторов, влияющих в положительную либо отрицательную сторону на правосознание курсантов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в раскрытии факторов, влияющих на правосознание курсантов.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать факторы, влияющие на формирование правосознания курсантов;

- выявить положительные и отрицательные стороны влияния указанных факторов.

Используемые методы, методики и технологии. При написании настоящей статьи были применены следующие методы исследования: анализ научной литературы; синтез полученной информации; конкретизация; систематизация.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Важным является изучение индивидуального, группового и общественного правосознания и определение при этом факторов, влияющих на правосознание, с целью формирования последующего правомерного поведения участников правовых отношений. Одной из таких групп являются обучающиеся - курсанты.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на правосознание курсантов, с учетом специфики их обучения и рода деятельности. Ведь курсанты с момента их зачисления в ВУЗы Министерства обороны России являются военнослужащими.

Одним из факторов, непосредственно влияющих на правосознание курсантов, является правовое обучение посредством изучения юридических дисциплин.

Обучающиеся в процессе прохождения правовых тем получают правовые знания, в том числе, о:

- понятийном аппарате, сущности, теориях происхождения государства и права;

- различиях между отраслями права, особенностях каждой из отраслей права;

- правовой системе Российской Федерации;

- дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной, уголовной ответственности военнослужащих;

- правовом регулировании жизни и деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- социальной защите военнослужащих;

- правовой работе в Вооруженных Силах Российской

Федерации;

- основах международного гуманитарного права;

- системе правоохранительных органов.

Соответственно, в процессе преподавания юридических дисциплин в ВУЗах Министерства обороны России изучению подлежат как общие основы государства и права, так и правовая составляющая профессиональной деятельности военнослужащих. Это позволяет курсантам повысить уровень правовой грамотности и правосознания.

Однако хотелось бы выделить важную практическую составляющую, которую необходимо усовершенствовать. Зачастую в ВУЗах Министерства обороны России отсутствуют специально оборудованные компьютерами (с установленными правовыми программами «КонсультантПлюс» либо «Гарант») аудитории для проведения семинарских и практических занятий по юридическим дисциплинам. Работа же с действующим законодательством и качественная отработка правовых ситуаций, анализ их необходимы для курсантов.

Безусловно, существует большой объем литературы и в библиотеке на территории каждого такого ВУЗа. Однако право не статично, оно развивается, дополняется и изменяется, что отражается в принимаемых нормативных правовых актах. Поэтому и необходимо иметь доступ к действующему в настоящий момент законодательству.

Планирование отдельных занятий курсантов с привлечением юристов-практиков (например, судей, прокуроров) либо посещение здания суда также позитивно повлияет на формирование правосознания данной социальной группы.

Кроме того, в рамках ВУЗов Министерства обороны России существуют военно-научные кружки, на которые курсанты записываются по желанию. Среди одного из направлений для такого дополнительного изучения в отдельных ВУЗах есть и правовые кружки. В процессе работы военно-научных кружков происходит более детальное изучение правовых явлений, курсанты задействованы в научно-практических конференциях и олимпиадах, занимаются написанием научных статей.

В настоящее время в образовательной среде в России и за рубежом используются новейшие технологии, развивается материальная инфраструктура обеспеченности учебного процесса.

В военной же сфере особенностью является ограниченность использования сети «Интернет». Так, согласно пункту 1.3 статьи 7 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [13] при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами а, в, г, е, к, о и п пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.

Следующим фактором, влияющим на правосознание курсантов, является правовая информация. Согласно материалам, подготовленным специалистами КонсультантПлюс, к правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация

Dorkina Anastasia Viktorovna, Dvornikova Elena Igorevna, Vaganova Olga Igorevna juridical

FACTORS AFFECTING THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF CADETS OF UNIVERSITIES ... science

индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм [14]. Таким образом, источники информации разнообразны, от нормативно-правовых актов и трудов ученых в правовой сфере до средств массовой информации. В результате воздействия подобной правовой информации на сознание курсанта происходит ее усвоение и постепенное формирование отношения к правовым явлениям включительно через данный фактор. Поэтому значимо, чтобы правовая информация была качественной, доступной для понимания и открытой для ознакомления.

Однако объем правовой информации в современном обществе увеличивается. При этом правовая информация усложняется для восприятия. А для того, чтобы курсанты правомерно себя вели, им необходимо правильно ее толковать. Специфика такого фактора, влияющего на правосознание курсантов, как правовая информация, состоит в двух аспектах. Во-первых, доступ курсантов к открытой правовой информации общего характера зачастую ограничен по причинам, указанным выше. Во-вторых, до курсантов доводится большой объем правовой информации, связанный со сферой военной службы и их будущей профессиональной деятельностью.

Начальник, командиры и другие уполномоченные на это лица ВУЗов Министерства обороны России должны ознакомить курсантов с поступающей правовой информацией, а также правовой информацией, формируемой в самих ВУЗах. Примеры: правовая информация, определяющая правовое поведение курсантов во время праздничных дней и доведение норм права с последствиями противоправных действий; о недопустимости употребления ими наркотических средств с доведением норм права о наказаниях за это и так далее. При этом те, кто доводит правовую информацию, сами должны являться примером относительно соблюдения норм права, прививая и курсантам желание соблюдать нормы права. В случае, если отдельные должностные лица сами не соблюдают нормы права, это порождает увеличение случаев подобного отношения к праву и со стороны курсантов. Соответственно, случаи нарушения норм права должны строго пресекаться и влечь неотвратимость наказания.

Еще одним фактором, влияющим на правовое сознание курсантов, является юридическая деятельность государственных структур. Поскольку курсанты, как участники общественных отношений, сталкиваются с различными жизненными ситуациями, требующими правовой регламентации, то они периодически обращаются в государственные органы. Это обращение в судебные органы в случае, когда курсант стоял длительное время на очереди на получение жилья, как сирота, но ему жилье в нарушение действующего законодательства так и не было предоставлено; обращение в правоприменительные государственные органы в случае необходимости получения какого-либо документа либо с запросом и иные ситуации. Положительной составляющей в деятельности государственных органов видится компетентность должностных лиц, четкость требований должностных лиц, соответствие требований должностных лиц законодательству, внимательное и доброжелательное отношение к населению. Отрицательной - некомпетентность должностных лиц, непонятность и раз-372

ночтения в требованиях должностных лиц, несоответствие требований должностных лиц законодательству, невнимательное и даже грубое отношение к населению. От качества функционирования государственных структур зависит разрешение многих правовых вопросов, что также влияет на постепенное формирование отношения к праву курсантов.

Далее, очередной фактор, влияние которого на курсантов неоспоримо, - это социальная среда. Под социальной средой понимается совокупность социальных, политических, материальных, экономических, а также духовных условий для существования различных индивидов, социальных групп. Такие условия во многом не зависят от конкретного гражданина, но, вместе с тем, вовлекают его в происходящие события в государстве. В аспекте социальной среды курсантов следует отметить влияние установок, взглядов, идей, происходящих от семьи, круга общения курсантов, социума. Ведь курсанты поступают в ВУЗы Министерства обороны России с определенным набором приобретенных взглядов, идей, эмоций, оценок, представлений относительно существующих и желаемых правовых явлений. Во время обучения курсантов правосознание продолжает формироваться и основную составляющую социальной среды на этот период составляют коммуникации курсантов между собой, с командирами и преподавательским составом. Условия жизни, удовлетворенность уровнем социальной защищенности, уверенность в завтрашнем дне, стабильность в государстве способны повлиять положительно на правосознание граждан, в том числе, курсантов. Поэтому правосознание действительно зависит от созданной государством социальной среды, социальной защищенности граждан, выполнения со стороны государства своих обязательств. Социальная защищенность в сфере военной службы способствует желанию школьников выбрать указанную профессию и осуществлять в дальнейшем качественно свои должностные обязанности. В противовес можно назвать период с 1990-х годов и до 2012 года, характеризующийся нестабильным правовым положением для военнослужащих, повлекший отток кадров из вооруженных сил, а также отразившийся негативным образом на желании обучаться в ВУЗах Министерства обороны Российской Федерации. В этот период назрели многие социальные проблемы, включая жилищные, сложности с материальным обеспечением вплоть до задержки выплаты денежного довольствия [15].

Из доклада «О результатах ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в 1999 году», подготовленного межведомственной группой по поручению Правительства Российской Федерации (постановление от 27 февраля 1999 года № 232), можно почерпнуть следующие данные: около 72% жен молодых офицеров не имели работы. Покупательная способность военнослужащих оставалась на низком уровне. Около 80% семей военнослужащих ввиду отсутствия денег не могли выезжать на отдых во время отпуска, приобретать необходимые продукты и товары. Уровнем денежного содержания не было удовлетворено около 90% военнослужащих [16].

На современном этапе военнослужащие получают реальную социальную поддержку со стороны государства, что положительным образом влияет на желание школьников получить образование в данной сфере. Законодателю следует продолжать развивать и разрешать вопросы социальной защиты военнослужащих, совершенствуя нормативно-правовые акты исходя из меняющихся общественных отношений и реалий жизни.

Еще один фактор, влияющий на правосознание курсанта, - это индивидуальные психологические особенности курсанта. Курсант, выступая участником той или иной правовой ситуации, внутренне оценивает ее, выражает эмоции, чувства от радости до гнева.

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

юридические науки

Доркина Анастасия Викторовна, Дворникова Елена Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ...

Соответственно, курсант воспринимает окружающую его правовую действительность через призму своих правовых чувств и эмоций, оценок относительно справедливости, собственного опыта.

В этой связи курсант, оценивая правовые явления, осознает ценность права либо относится безразлично к нему, а возможно даже и отрицательно. Важна и мотивация. Исходя из правосознания курсантов формируется их правовое поведение [17].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Большинство исследований посвящено вопросу правового сознания в целом. В данной статье мы систематизируем информацию и наиболее полно раскрываем факторы, влияющие именно на такую социальную группу, как курсанты ВУЗов Министерства обороны России.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, основными факторами, влияющими на правосознание курсантов, являются: правовое обучение; правовая информация; юридическая деятельность государственных структур; социальная среда; индивидуальные психологические особенности курсантов. От указанных факторов зависит выбор поведения курсантов в той или иной ситуации, соблюдение ими законов. Формирование высокого уровня правосознания курсантов с учетом всех особенностей факторов и применительно для военной сферы правовых отношений способствует укреплению в государстве правового порядка и развитию правовой культуры данной категории граждан.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Реформационные процессы в обществе и военной сфере продолжаются, в связи с чем, возникает потребность в рассмотрении факторов, влияющих на правосознание курсантов ВУЗов Министерства обороны России, в динамике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168// Российская газета. № 151. 14.07.2011.

2. Максимова И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Тамбов, 2005. 181 с.

3. Тапчанян Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Краснодар, 1998. 151 с.

4. Погребная Ю.К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Москва, 2011. 187 с.

5. Смолова Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Саратов, 2006. 214 с.

6. Теория права и государства. Учебное наглядное пособие. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России/ Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1998. С.17.

7. Радугин А.А. Правоведение. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2003. С. 59.

8. Иванников И.А. Теория государства и права. Понятийно-терминологический словарь. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 81.

9. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 625.

10. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Ценностный аспект вторичной правовой социализации //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 99-102.

11. Скоробогатов А.В., Рыбушкин Н.Н. Запрет как онтологическая основа правовой реальности России //Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 3. С. 108-115.

12. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Ценностные основы правового воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 221-224.

13. Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»// Собрание законодательства РФ. № 22. 01.06.1998. Ст. 2331.

14. Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22473/

15. Доркина А.В. Правовые аспекты социальной защиты военнослужащих/ А.В. Доркина.-Тюмень: Издательство Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженер-

ных войск А.И. Прошлякова, 2017. С. 19.

16. Зубков В.А. Проблемы социальной и правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По материалам комплексного исследования проблем, выполненного сотрудниками 5-го отдела НИИ Прокуратуры Российской Федерации совместно с офицерами Главной военной прокуратуры и Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации //Право в Вооруженных Силах. 2001. № 1// СПС «Гарант».

17. Рыбаков В.А. Правосознание: к вопросу о понятии // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 3 (44). С. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 29.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.